► ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.937:004 ББК 88.35+32.973
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ЯВЛЕНИЙ В ДЕЙСТВИИ
PERCEPTIVE ABILITIES OF VIRTUAL SPACE RESIDENTS ON THE EXAMPLE OF PHENOMENA IN ACTION
Толстова Ольга Игоревна
Аспирант кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технического университета, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию влияния специфических условий виртуального пространства на перцептивные способности жителей киберсреды 18-22 лет в рамках восприятия явлений в действии. Жители киберпространства были разделены на экспериментальную и контрольную группы по мере ежедневного и систематического пребывания в виртуальном пространстве. Экспериментальную группу составили киберактивные жители со стажем свыше 7 лет, а контрольную -менее киберактивные жители со стажем от 3 до 8 лет. В качестве экспериментального материала использовались фигурки животных, изображавшие различные движения людей. Стимульный материал позволяет определить у испытуемых объем количества правильно и ошибочно воспринимаемых действий и объем количества правильно и ошибочно воспринимаемых явлений. Получены достоверные
Tolstova Olga I.
Postgraduate student at the Department of Psychology and Defectology, the State University of Humanities and Technology, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. This article is devoted to the study of the influence of the specific conditions of the virtual space on perceptual abilities within the framework of perception of phenomena in the action of cyberspace residents aged 18-22 years. The residents of cyberspace were divided into an experimental group and a control one as they stay daily and systematically in the virtual space. The experimental group consisted of cyber-active residents with the experience of more than 7 years, and the control group - less cyber-active residents with the experience from 3 to 8 years. Animal figures representing various movements of people were used as the experimental material. The stimulus material allows the subjects to determine the amount of the amount of correctly and erroneously perceived actions, and the amount of the quantity of correctly and erroneously perceived phenomena. Significant differences were
различия между киберактивными и менее киберактивными жителями виртуального пространства по количеству ошибочно воспринимаемых действий.
Ключевые слова: восприятие явлений в действии, продуктивность восприятия, киберпространство, интернет-ресурсы, гипертекст, знак, виртуальная реальность, киберактивные жители.
obtained between cyber-active and less cyber-active residents of the virtual space in terms of the number of erroneously perceived actions.
Keywords: perception of phenomena in action, perceptual productivity, cyberspace, Internet resources, hypertext, sign, virtual reality, cyberspace residents.
Главной особенностью современного информационного и технологичного общества становится виртуальная реальность. Виртуальная реальность начинает все интенсивнее вытеснять и подменять собой объективный мир. Все социокультурное пространство общества переносится в киберсреду. В виртуальной среде киберпользователи проживают повседневную жизнь. Они общаются, творят, отдыхают, продают-покупают, получают онлайн-образование и оперируют различной информацией. В. О. Саяпин констатирует, что «более информационный человек -это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций» [1, с. 176]. Происходит искажение в понимании смысла информации, которое носит количественное, а не качественное направление. Информация становится менее достоверной, фрагментарной, также она подготовлена и переработана для употребления кибержителями [1, с. 176; 2, с. 57].
Виртуальное пространство является в своем роде символическим бытием, которое представлено не только материальным носителем информации, но и содержит в себе совокупность знаков, кодов, интерактивных компонентов (мультимедийных вставок, анимаций), рисунков, фотографий. Следовательно, киберсреда - не что иное, как существование знаков в различных преобразованиях и модификациях, которые находятся в гипертексте. Гипертекст, гиперссылки и интерактивные компоненты интерфейса создают впечатление эффекта присутствия в виртуальной реальности. Все эти удобные компоненты позволяют принимать искусственную среду за объективную реальность.
Согласно С. И. Орехову, существуют различия между классической структурой текста и структурой гипертекста. Основной особенностью классической структуры текста является линейность, а гипертекстуальная структура не имеет единообразной формы, она хаотична или имеет свободный порядок [3]. Данное мнение подтверждает следующее исследование. Т. А. Вербицкая, изучая влияние Интернета на психосемантическое поле кибержителей, выявила различия в представлениях об Интернете. Для кибержителей Интернет представляется максимально хаотичным, а для менее активных жителей Интернет представляется максимально логичным [4]. С. И. Орехов утверждает, что «текст строится из других текстов в процессе постоянного установления новых связей, переработки, интерпретации и реинтер-претации. Смысловые составляющие данного текста и смыслами других текстов оказываются относительно зыбкими. Такие связи позволяют осуществлять коммуникативный акт в направлениях, определяемых выбором человека» [3]. Увеличиваясь, коммуникативные акты
порождают большее количество текстов, которые переплетаются, тем самым создавая новые тексты. Следовательно, становится невозможно понять один текст без другого [3].
В виртуальной реальности гипертекст представлен в той последовательности, которую кибержители сами выбирают для ознакомления или изучения. Гипертекст является виртуальной копией мыслей, которые не последовательны и имеют различные переходы друг к другу [5]. Виртуальный житель в гипертексте обладает возможностью двигаться от одной ссылки к другой, и так до бесконечности [6].
В. В. Кирюшенко, основываясь на семиотической теории Ч. С. Пирса, пишет о том, что в качестве знака может рассматриваться множество явлений, в том числе и физиологических [7, с. 24]. Р. В. Осипов определяет явления как те или иные выражения предметов, а также внешние, непосредственно данные формы их существования.
Знаково-символические системы виртуальной реальности воспринимаются с помощью перцептивных способностей. Перцептивные способности представляют собой психические средства формирования субъективного образа объективного мира в момент его действия на органы чувств. Перцептивные способности можно охарактеризовать как индивидуальную меру выраженности и качественно-количественное своеобразие предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств (объем, точность, полнота, скорость или быстрота, надежность) [8].
Анализируя различные высказывания и исследования, можно прийти к вопросу о том, трансформируются ли перцептивные способности у кибержителей на примере явлений в действии и проявляется ли данная трансформация в объективной реальности.
Для определения трансформации перцептивных способностей жителей виртуального пространства на примере явлений в действии в качестве стимульного материала мы выбрали фигурки животных, подражавшие поведению людей. В частности, именно фигурки животных, подражавшие поведению людей, представляют явления в действии.
Если мы под перцептивными способностями понимаем качественно-количественное своеобразие процесса формирования объема восприятия субъективного образа объективного мира, то такую методику мы можем рассматривать в качестве использования для изучения перцептивных способностей (точности и объема).
По показателям точности восприятия как соответствие возникшего образа воспринимаемого объекта и объема как количество объектов, воспринимаемых человеком в течение одной фиксации или в единицу времени, мы можем говорить о результативности перцептивных способностей.
Целью исследования стало изучение перцептивных способностей жителей виртуального пространства на примере явлений в действии. Объект - перцептивные способности студентов 18-22 лет на примере явлений в действии. Предмет - перцептивные способности киберактивных студентов 18-22 лет на примере явлений в действии. Гипотеза: продуктивность перцептивных способностей киберактивных жителей на примере явлений в действии изменяется по мере увеличения стажа ежедневного и систематического пребывания в виртуальном пространстве.
Эмпирическое исследование охватило 24 испытуемых в возрасте 18-22 лет. В соответствии с поставленной целью исследования испытуемые были поделены на две группы
по мере ежедневного и систематического пребывания в виртуальном пространстве. Экспериментальная группа включает 10 киберактивных жителей с ежедневным и систематическим пребыванием в киберсреде по 5-6 и более часов со стажем от 7 до 10 лет. Контрольную группу представляют менее киберактивные жители в количестве 14 человек с ежедневным и систематическим пребыванием в киберпространстве менее 2 и от 2 до 4 часов со стажем от 3 до 8 лет. Общее количество испытаний, проведенных с киберактивными и менее активными жителями виртуального пространства, составило 480 раз. В экспериментальной группе было проведено 200 опытов, а в контрольной 280 опытов.
Методика. Для изучения перцептивных способностей киберактивных жителей на примере явлений в действии использовалась методика на измерение объема восприятия [9, с. 64]. В качестве стимульного материала применялись фигурки животных, подражавшие поведению людей. Испытуемым давалась инструкция: определить происходящие действия с животными (фигурками). Например, бегемот лежит на пляже; слон катается на скейтборде; акула летит на ковре-самолете. Процедура проведения методики подразумевает 20 проб. В первой пробе использовались 8 фигурок, во второй пробе - 9, в третьей - 10 фигурок и т. д., на двадцатой пробе количество фигурок составило 27. Соответственно, в каждом наборе меняется состав и объем стимульного материала, увеличиваясь на одну фигурку. Время предъявления каждого показа составляет 1 сек.
Методика на измерение объема восприятия определяет следующие показатели продуктивности перцепции:
• количество правильно воспринятых явлений;
• количество ошибочно воспринятых явлений;
• количество правильно воспринятых действий;
• количество ошибочно воспринятых действий.
Оценка статистической значимости различий производилась с помощью U-критерия Манна - Уитни; для изучения связи между измеряемыми показателями использовался корреляционный анализ Пирсона.
Результаты. Методика измерения объема восприятия выявила статистически значимые различия между количеством ошибочно воспринятых действий киберактивными и менее активными жителями виртуального пространства. Киберактивные жители допустили больше ошибок в восприятии действий, по сравнению с менее активными жителями киберпространства (p = 0,02 по U-критерию Манна - Уитни) (табл. 1).
На уровне тенденций присутствуют различия между экспериментальной и контрольной выборками по количеству правильно воспринятых действий. Представители экспериментальной группы восприняли больше действий, нежели представители контрольной группы.
По показателю количества правильно воспринятых явлений у киберактивных жителей объем восприятия выше, чем у менее киберактивных жителей. Иначе говоря, киберактивные студенты меньше ошибались, воспринимая предметы, чем менее киберактивные испытуемые. Испытуемые обеих выборок, воспринимая стимульный материал, допускали ошибки в следующих случаях: вместо фигурки морского котика воспринимали кошку, вместо девичьей косы - змею, вместо гиены - волка, вместо спящего кота в корзинке - свинью и т. д. Это означает, что ошибки и иллюзии возникали вследствие ограниченности времени воспринимаемых предметов.
Таблица 1
Средние значения по показателям продуктивности восприятия
Показатели продуктивности восприятия Группы
киберактивные жители менее киберактивные жители
Количество правильно воспринятых явлений 2,12 1,85
Количество ошибочно воспринятых явлений 0,15 0,23
Количество правильно воспринятых действий 1,09 0,71
Количество ошибочно воспринятых действий 0,30 0,10
Примечание: Полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия, выявленные с помощью и-критерия Манна-Уитни.
Обнаружены статистически значимые корреляционные связи в экспериментальной группе между показателями количества правильно воспринятых явлений и количества ошибочно воспринятых действий: чем больше воспринимают количество явлений кибе-рактивные жители, тем они больше допускают ошибок в восприятии действий (табл. 2).
В контрольной группе выявились достоверные связи между показателями количества правильно воспринятых действий и количества ошибочно воспринятых действий. По видимому результату данные показатели прямо пропорциональны друг другу (см. табл. 2).
Связь между показателями количества правильно воспринятых действий и количества ошибочно воспринятых явлений менее киберактивными жителями свидетельствует о том, что чем больше испытуемые воспринимают количество действий, тем больше они допускают ошибок в перцепции явлений (см. табл. 2).
Таблица 2
Корреляции между показателями продуктивности восприятия киберактивных и менее активных жителей виртуального пространства
Группы
Корреляции между показателями киберактив- менее киберак-
ные жители тивные жители
Количество правильно воспринятых явлений Количество правильно воспринятых действий 0,04 0,29
Количество правильно воспринятых явлений Количество ошибочно воспринятых действий -0,83 0,30
Количество правильно воспринятых явлений Количество ошибочно воспринятых явлений 0,66 0,33
Количество правильно воспринятых действий Количество ошибочно воспринятых действий 0,19 0,58
Количество правильно воспринятых действий Количество ошибочно воспринятых явлений -0,08 0,54
Примечание: Полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия, выявленные с помощью корреляционного анализа Пирсона.
Обсуждение результатов. Полученные результаты проведенного исследования на уровне тенденций по показателям количества правильно воспринятых явлений и количества правильно воспринятых действий говорят о том, что объем воспринимаемых явлений и действий у киберактивных жителей выше, в отличие от менее активных жителей киберпространства.
У киберактивных жителей зафиксировано минимальное количество ошибок в восприятии явлений, в отличие от менее киберактивных жителей.
Нам представляется, что на результаты исследования повлияли специфические условия виртуального пространства. Основная деятельность жителей киберсреды осуществляется посредством зрительного восприятия. При этом киберсреда содержит в себе максимальное количество переработанной информации, кодируемой на различных искусственных языках и алгоритмах информационных технологий, то есть знаков. По вышеизложенным данным, информационные технологии выступают в качестве семиотических орудий. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, стимулом для развития высших психических функций является деятельность, опосредованная семиотическими орудиями [10, с. 514]. Следовательно, киберпространство ведет к трансформации перцептивных свойств.
Ежедневно и систематически используя интернет-ресурсы, кибержители обеспечивают развитие операций перцептивного действия: обнаружение объекта, различение, идентификация и опознание, которые позволяют точно воспринимать простые предметы. Соответственно, пребывая в виртуальной среде, кибержители «тренируют» свойства зрительного восприятия [2, с. 68].
В свою очередь, выявленные достоверные различия в количестве ошибочно воспринятых действий между киберактивными и менее активными жителями виртуального пространства также подтверждают трансформацию перцептивных способностей, но больше с отрицательным результатом.
Несмотря на то, что результаты по показателям количества правильно воспринятых явлений и количества правильно воспринятых действий у киберактивных жителей со стажем от 7 до 10 лет превосходят результаты аналогичных показателей менее активных жителей ки-берпространства со стажем от 3 до 7 лет, восприятие сложного материала становится для них затруднительным. Киберактивные жители допустили максимальное количество ошибок в восприятии действий, в отличие от менее киберактивных жителей, допустивших минимальное количество ошибок. Воспринимая и перерабатывая большое количество информации в киберсреде, кибержители сталкиваются с особенностями сетевого текста: гипертекстовые ссылки («линки»), композиционная специфика, стилистика, темпоритмичность. В частности, трудность в восприятии сложного материала усиливается субъективной и сегментированной информацией и отсутствием чувственной представленности образов в киберпространстве.
В виртуальной реальности чувственный образ остановился, замер в настоящем моменте или даже в неопределенном моменте. Следовательно, кибержители не могут полно и адекватно его воспринять. Воспринимая в киберсреде чувственный образ, кибержители окрашивают его субъективностью, что, в свою очередь, приводит к искажению объективной реальности.
Постоянно воспринимая сегментированную информацию в виде цитат, отрывков текста, перечня фактов, кибержители затрудняются связать материал в единый образ,
придать им смысл или перевести в знания. Вероятно, киберактивные жители изучают новую информацию безотносительно к предыдущему материалу.
Выявленные корреляционные связи в экспериментальной и контрольной группах показывают, что объем перцепции позволяет испытуемым воспринимать точно и в большом количестве либо предметы, либо их действия.
Несмотря на то, что испытуемым предлагалось определить происходящее с предметом действие, в некоторых случаях киберактивные и менее киберактивные жители предпочитали описывать предметы, а не оценивать действия.
Выводы. Изучение перцептивных способностей киберактивных жителей со стажем от 7 до 10 лет, использующих Интернет по 5-6 и более часов в день, демонстрирует трансформацию показателей продуктивности восприятия в процессе ежедневного и систематического использования интернет-ресурсов.
По методике измерения объема перцепции выявились статистически значимые различия по показателю количества ошибочно воспринятых действий между киберактив-ными и менее активными жителями виртуального пространства. Киберактивные жители более правильно восприняли минимальное количество действий, чем менее активные жители киберпространства.
Зафиксированные корреляционные связи в обеих группах говорят о том, что объем восприятия позволяет испытуемым точно и в большом количестве фиксировать либо явления, либо их действия.
Киберактивные жители, воспринимая правильно и в максимальном количестве явления, допускали больше ошибок в определении действий. Менее киберактивные жители, правильно оценивая действия, допускали больше ошибок в восприятии явлений.
Список литературы
1. Саяпин В. О. Искусственная социальная виртуальная реальность и ее воздействие на социокультурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 4 (18): в 2 ч. Ч. 2. - С. 174-181.
2. Черемошкина Л. В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7. - № 3. - С. 57-71.
3. Орехов С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестн. Омского гос. ун-та. - 2006. - URL: http://www.omsk.edu/artide/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 14.01.2019).
4. Вербицкая Т. А. Влияние системы Интернет на психо-семантическое пространство пользователя: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2002.
5. Эпштейн В. Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. - URL: http:// www.lingvolab.chat.ru/library/hypertext.htm (дата обращения: 12.01.2019).
6. Емелин В. Гипертекст и постгутенберговая эра. - URL: http://emeline.narod.ru/ hipertext.htm (дата обращения: 11.01.2019).
7. Кирющенко В. В. Язык и знак в прагматизме. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. - 199 с.
8. Психология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / Л. В. Черемошкина [и др.]. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.
9. Крылов А. А., Маничев С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - 2-е изд., доп. и пер. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
10. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. - М., 2007. - 224 с.
11. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
References
1. Sayapin V. O. Iskusstvennaya sotsialnaya virtualnaya realnost i ee vozdeystvie na sotsiokulturnoe prostranstvo sovremennogo obshchestva. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012, No. 4 (18): in 2 part, Part 2. Pp. 174-181.
2. Cheremoshkina L. V. Vliyanie internet-aktivnosti na mnemicheskie sposobnosti sub-yekta. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2010, Vol. 7, No. 3, pp. 57-71.
3. Orekhov S. I. Gipertekstovyy sposob organizatsii virtualnoy realnosti. Vestn. Omsk-ogo gos. un-ta. 2006. Available at: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (accessed: 14.01.2019).
4. Verbitskaya T. A. Vliyanie sistemy Internet na psikho-semanticheskoe prostranstvo polzovatelya. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2002.
5. Epshteyn V. L. Vvedenie v gipertekst i gipertekstovye sistemy. Available at: http:// www.lingvolab.chat.ru/library/hypertext.htm (accessed: 12.01.2019).
6. Emelin V. Gipertekst i postgutenbergovaya era. Available at: http://emeline.narod.ru/ hipertext.htm (accessed: 11.01.2019).
7. Kiryushchenko V. V. Yazyk i znak v pragmatizme. St. Petersburg: Izd-vo Evropeyskogo un-ta v Sankt-Peterburge, 2008. 199 p.
8. Cheremoshkina L. V. (et al.).Psikhologiya truda: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayush-chikhsya po spetsialnosti "Pedagogika i psikhologiya". Moscow: VLADOS-PRESS, 2005. 350 p.
9. Krylov A. A., Manichev S. A. Praktikum po obshchey, eksperimentalnoy i prikladnoy psik-hologii. St. Petersburg: Piter, 2003. 560 p.
10. Kuznetsova Yu. M., Chudova N. V. Psikhologiya zhiteley Interneta. Moscow, 2007. 224 p.
11. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 26.01.2019 The article was received on 26.01.2019