Научная статья на тему 'ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ'

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ»

Нагорная А.В.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Сведения об авторе: Нагорная Александра Викторовна, кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры зарубежной филологии Московского городского педагогического университета, старший научный сотрудник Отдела языкознания ИНИОН РАН, докторант Института языкознания РАН e-mail: alnag@mail.ru

Одним из приоритетных направлений исследований в современных гуманитарных науках провозглашается изучение и системное описание перцептивных феноменов. Неуклонно растущий интерес к перцепции обусловлен действием сложной совокупности факторов. Основным из них является общий парадигмальный сдвиг, связанный с эпистемологической реабилитацией человеческого тела и признанием его самостоятельным и полноценным объектом изучения. Эта «радикальная переоценка тела» [2, с. 2] естественным образом потребовала ревизии многих исследовательских установок относительно изучения различных аспектов телесного бытия, в том числе и ощущений. Возникло понимание того, что телесные феномены в силу своей «нередуцируемой многомерности» [1, с. 11] не могут успешно изучаться средствами одной науки и требуют выработки комплексного междисциплинарного подхода к своему исследованию.

В рамках гуманитарных наук изучение перцептивных процессов традиционно признается прерогативой психологии. Тем не менее, в последние годы наметилась отчетливая тенденция к экспансии перцептивной проблематики в культурологию, социологию и лингвистику. Необходимость участия этих дисциплин в изучении перцепции обусловлена тем, что

ощущения не редуцируются до определенной физиологической реакции организма. Они всегда представляют собой продукт «сложного взаимодействия тела и разума» [3, с. 27] и формируются в результате усвоения и «присвоения» индивидом культуры, в которой он воспитывается. Доказательством тому служат существенные расхождения в способах концептуализации качественно однотипных ощущений в разных языках и определенные различия внутри языка в пределах социальных групп (гендерных, профессиональных, конфессиональных и т.д.).

Стремясь максимально полно исследовать человеческий «сенсориум» (И. Г. Гердер), современные гуманитарные науки активно исследуют не только зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, но и гораздо менее известные интероцептивные и проприоцептивные ощущения. Первые из них связаны с восприятием стимулов, сигнализирующих о состоянии органов и частей внутреннего тела, а вторые - с положением и перемещением тела в пространстве. Отдельную исследовательскую область формируют ноцицептивные, или болевые ощущения, которые являются одним из наиболее популярных и перспективных объектов изучения в современной западной науке (Д. Биро, Э. Скарри, Д.Б. Моррис, Э. Семино, Х. Ласкариту, Р. Мелзак, П.Д. Уолл, Дж. Бурк и др.).

До недавнего времени возможность всестороннего исследования перцепции в гуманитарных науках ограничивалась отсутствием необходимого методологического и методического инструментария. Философия сенсуализма, признающая чувственность исходной и главной формой достоверного познания, обнаружила определенную ущербность, оказавшись не в состоянии преодолеть онтологический раздел между чувственной реальностью различных индивидов. В ХХ веке, однако, сформировался ряд философских систем, которые позволили «вписать» чувственный опыт в бытие людей, не противопоставив их друг другу, и снять противоречие между чувственным и рациональным познанием. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти, теория аутопоэза

У. МатураныиФ. Варелы и, наконец, теория воплощенного мышления (embodied cognition) и созданная на ее основе теория воплощенного значения (embodied meaning) (Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.), позволили подойти к изучению перцептивных процессов на качественно новом уровне, способствовав синтезу знания и развитию эмпирических исследований в данной области. Дополнительным толчком к исследованию перцепции послужило формирование когнитивной парадигмы в психологии (В.Н. Дружинин), культурологии (Е.Я. Режабек, А.А. Филатова), и лингвистике (А. Кларк, У. Крофт, Д.А. Круз, Р.У. Гиббс, Б. Бергенидр.).

В статье рассматриваются основные направления в изучении перцептивных феноменов в гуманитарных науках на рубеже XX-XXI веков и обсуждаются перспективы дальнейших исследований в данной области. Особое внимание уделяется развитию перцептивной проблематики в лингвистике, задача которой видится в интеграции гуманитарного знания.

Литература:

1. Киященко Л. П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. - М.: ИФРАН, 2009. - 205 с.

2. Giving the body its due / Ed. by M. Sheets-Johnstone. - NY: State University of New York Press. - 239 p.

3. Morris D.B. The culture of pain. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1993. - 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.