Список источников и литературы
1. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в 2010 г. Архив МАЭ ПГГПУ.
2. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в 2011 г. Архив МАЭ ПГГПУ.
3. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в 2012 г. Архив МАЭ ПГГПУ. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в 1989 г. Архив МАЭ ПГГПУ.
4. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в июне 2007 г. Архив МАЭ ПГГПУ.
5. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в августе 2009 г. Архив МАЭ ПГГПУ.
6. Мокрушин В.П. Отчет о разведке в Кудымкарском районе Коми-Пермяцкого АО в 1981 г. Архив АК ПГУ.
7. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула. Пермь: ПГПУ, 2008. - 602 с.
8. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: УрГУ, 1989. - 216 с.
9. Голдина Р.Д., Пастушенко И.Ю., Черных Е.М. Бартымский комплекс памятников эпохи средневековья в Сылвенском поречье. Ижевск-Пермь, 2011. - 340 с.
10. Иванова М.Г. Маловенижский могильник // Средневековые памятники бассейна р. Чепцы. Ижевск, 1982. С. 52 - 76.
11. Иванова Т.В. Редкие виды лепной посуды городища Иднакар // Материалы исследований городища Иднакар. Ижевск, 1995. С. 72-83.
12. Конин Г.К. Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого автономного округа. Кудымкар, 1976.
13. Савельева Э.А., Истомина Т.В., Королев К.С. Пермь Вычегодская // Археология Республики Коми. М., 1997. С. 561 - 650.
14. Талицкий М.В. Верхнее Прикамье в X-XIV вв. // МИА, № 22. М.: Наука, 1951. С. 33-96.
Моряхина К.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., ст. преподаватель Ю.А. Подосенова
Перстяные украшения Бояновского могильника*
Бояновский могильник расположен на правом берегу р. Исток, правого притока р. Вильвы, в 170 км к северо-востоку от д. Бояново, в Добрянском районе Пермского края. На памятнике проходили раскопки в 1951, 1953 г. под руководством В. А. Оборина, с 2005 г. и по настоящее время под руководством А. В. Данича. На памятнике вскрыто 283 погребения. Бояновский могильник датируется IX-XI вв. и относится к позднему этапу ломоватовской культуры (Данич, 2005-2013).
Бояновский могильник на данный момент один из наиболее изученных средневековых памятников Пермского Предуралья. Памятник богат погребальным инвентарем, в том числе и украшениями. На Бояновском могильнике было найдено 152 экземпляров украшений рук, из 65 экземпляров -перстни.
* Материал подготовлен при поддержке проекта 050-М Программы стратегического развития ПГГПУ
Классификация перстней Бояновского могильника позволяет уточнить датировку отдельных категорий перстней. В классификации отделы выделены по наличию щитка, типы в зависимости от технологии изготовления изделия, подтипы - по форме самого изделия или щитка. Декор и наличие вставок являются второстепенными признакам, и на их основе выделяются варианты.
Отдел Б - Щитковые перстни.
На Бояновском могильнике отсутствуют бесщитковые перстни, и соответственно количество перстней, относящихся к отделу Б, 72 экземпляра.
Тип 1 - Цельнолитые щитковые перстни.
Перстни данного типа отливались целиком, предположительно по восковой модели. Цельнолитые перстни на данном памятнике представлены в 43 экз., и являются самой многочисленной группой.
Подтип а - перстни с округлым щитком (41 экз.).
Вариант 1 - перстни со вставкой (33 экз.).
Вставка крепится при помощи четырех шипов на щитке. В качестве вставки используются стекло, сердолик, бусины (некоторые бусины имеют следы носки). Интерес представляет вставка-бусина из погребения № 58. Бусина черного цвета из заглушенного стекла с красно-бело-желтым глазиком, которая датируется У1-Х вв. и была привезена с Кавказа.
Перстни со вставкой являются типичными для Бояновского могильника.
Аналогичные перстни встречаются на памятниках Пермского Предуралья, в материалах Аверинского I могильника, которые датируется VI-IX вв. (Голдина, 1987, с. 36), и в материалах Загарского могильника X в. (Спицын,1901, табл. ХУ/8).
Похожие по форме есть перстни «салтовского типа» (Иванов, Крыласова, 2006, с. 28), но от Бояновских перстней они отличаются материалом - сделаны из низкопробного серебра, в качестве вставки используется затемненное красное стекло, в то время как Бояновские перстни сделаны из бронзы.
Вариант 2 - перстни со щитком в виде пуговки (7 экз.).
Перстни имеют округлый щиток диаметром 5 мм, который украшен ободком. Помимо этого боковые грани перстней могут быть украшены насечками, а щиток - сеточкой.
Подобные перстни встречаются на Кудымкарском селище (1Х-ХШ вв.) (Спицын, 1901, табл. ХУ/8), на Деменковском (1Х-Х вв.) и Каневском (У11-1Х вв.) могильниках (Голдина, 1987, с. 36).
Вариант 3 - перстни с конусовидным щитком, украшенным спиралью (1 экз.).
Первые два круга спирали украшены насечками, имитирующими скань. Внутри конуса щиток полый. На перстне сохранились остатки литникового канала.
Такой же перстень был найден на могильнике Горд-Кушеть, который датируется Х-ХП в. (Спицын, 1901, табл. ХУ/9).
Подтип б - перстень с прямоугольным широким щитком, украшенным продольными линиями (1 экз.).
Щиток представляет собой девять продольных линий, которые сужаются к ободку.
Аналогичные перстни встречаются в Удмуртском Предуралье, на памятниках У-1Х вв. (Голдина, 1999, рис. 155/9).
Подтип в - с ромбическим щитком, украшенный продольной линией по середине (1 экз.).
Продольная линия, расположенная на щитке, орнаментирована насечками. Насечки были отлиты вместе со всем изделием.
Перстни характерны для ломоватовской культуры и встречаются на Запосельском селище (Крыласова, 2007), на Каневском могильнике (Голдина, 1987, с. 36).
Тип 2 - сборные перстни, составные части которого отлиты.
Подтип а - щумящие перстни (2 экз.)
Основа перстня цельнолитая, щиток имеет душки для подвешивания привесок-лапок. Звенья, которые соединят перстень и привеску, и сами привески-лапки тоже отлиты.
На экземпляре из погребения № 129 петли для подвешивания расположены по краю щитка, а сам щиток украшен геометрическим орнаментом. В качестве привесок используются утиные лапки.
Экземпляр из погребения № 266 сохранился полностью. Щиток представлен пятью продольными линиями, орнаментированными насечками. Душки для подвешивания расположены по центру щитка. В качестве привесок используются утиные лапки.
Щумящие перстни характерны для финно-угорского мира. Они встречаются и на других памятниках Пермского Предуралья (на Агафоновском и Висимских могильниках) (Голдина, 1987, с. 36), в Удмуртском Предуралье в У11-1Х вв. (Голдина, 1999, рис. 135/13), у мордвы в 1Х-Х вв. (Смирнов, 1952, табл. ХХ1Х/6).
Тип 3 - сборные перстни, щиток которых украшен сканью и зернью (20 экз.).
Щиток представляет собой серебряное полушарие, края которого были украшены сканью, а основная часть щитка украшена треугольниками зерни. По центру щитка располагается крепление для вставки, в качестве вставки используется стекло или сердолик. Серебряное полушарие припаивалось к медной округлой основе, которой в свою очередь припаивались серебряные душки перстня.
В качестве украшения щитка могла псевдоскань и псевдозернь.
Подобные перстни («колпачки») получают распространение в Пермском Предуралье в XI в. Например, встречаются на могильниках Телячий Брод, Рождественский, Огурдинский. Аналогичные изделия известны в Приобье и на Вычегде (Белавин, Крыласова, 2008, с. 369).
Таким образом, основной технологией для изготовления перстей Бояновского могильника было литье по восковой модели. Бояновские перстни можно разделить на две хронологические группы: первая группа (перстни 1, а, 1-2; 1, б-в; 2) - ГХ-Х вв., вторая группа (перстни 1, а, 3; 3) - XI в. Первая
хронологическая группа представляет собой типичные перстни ломоватовской культуры.
На Бояновском могильнике, благодаря антропологическому анализу, можно выделить некоторые особенности ношения перстней. Перстни встречаются как в женских (46,2 %), так и в мужских (30,8%) погребениях. В детских погребениях было найдено 7 перстней. Среди типично женских перстней можно выделить шумящие перстни, типично мужских перстней - нет. В двух случаях удалось установить на каком пальце носился перстень - это средний и безымянной палец. Перстни носили, как на правой, так и на левой руке. Дальнейшие исследование памятника, возможно, позволит выявить некоторые закономерности ношения перстней.
Список источников и литературы
1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. Пермь, 2008. - 603 с.
2. Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985. - 260 с.
3. Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999. -463 с.
4. Данич А.В. Отчет о раскопках Бояновского могильника в МО г. Добрянка Пермского края в 2005, 2006.. .2013 гг. Пермь. 2005-2013. // Хранится в МАЭ ПГГПУ.
5. Иванов В.А., Крыласова Н.Б. Взаимодействие леса и степи Урало-Поволжья в эпоху средневековья (по материалам костюма). Пермь, 2006. - 162 с.
6. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках селища Запоселье и Запосельского могильника в Соликамском районе Пермской области в 2006 г. Пермь, 2007. // Хранится в МАЭ ПГГПУ.
7. Смирнов А.П. Очерки по древней и средневековой истории народов среднего Поволжья и Прикамья // МИА № 28. М. 1952. - 276 с.
8. Спицын А.А. Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых. СПб. 1902. - 110 с.
Утева М.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Е.Л. Лычагина
Использование историко-культурного наследия в туристической деятельности (на примере археологических памятников Чашкинского озера)
Сохранение и использование историко-культурного наследия может осуществляться в ходе его музеефикации и вовлечения в туристическую деятельность, так как туризм - наилучший способ знакомства с другими культурами и обычаями.
Пермский край, привлекающий богатой культурой, историей и этнографией, обладает туристскими ресурсами мирового значения, которые позволяют разрабатывать различные маршруты. В культурно-историческом туризме Пермского края огромную роль играют археологические памятники.
Памятники археологии сообщают нам ценнейшую информацию не только о быте и хозяйстве первобытных обществ, но и взаимодействии человека с природной средой (Абашев и др., 2009, с. 8).
Так как одной из наиболее отличительных особенностей Пермского края является обширная речная и озерная сеть, то одним из критериев выбора археологических памятников для успешной музеефикации будет их близость