Пястолов С.М.
д.э.н., профессор, гл.н.с. ИНИОН РАН
ПЕРСПЕКТИВЫ «ЗЕЛЁНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»: СМЫСЛ И ПОРЯДОК СЛОВ
Ключевые слова: климат и безопасность; энергопереход; семантика зелёной экспансии; энергетическая автаркия.
Keywords: climate and security; energy transition; semantics of green expansion; energy autarky.
Актуальность обращения к тематике зелёной трансформации подтверждается многими фактами, в частности, текущими дискуссиями по резолюции Совета Безопасности ООН «по климату и безопасности» («On Climate and Security»)1. Ранее, в октябре 2021 г. А. Белоусов: заявил: «Глобальный энергопереход обойдется России примерно в 90 трлн. руб. и будет длиться 28 лет». Первый вице-премьер России конкретизирует: «речь идет о менее чем 3% ВВП», и названная сумма является стоимостью «интенсивного сценария в стратегии энергоперехода» в России2. Всего за 2020 г. в мире на «зелёные» технологии, было потрачено более 500 млрд. долл., а ввод генерации возобновляемой мировой энергии превысил 260 ГВт. Несмотря на карантинные ограничения, в России, был установлен абсолютный рекорд: объем зеленой энергии превысил 1 ГВт3.
Отметим, что понятие «энергопереход» является производным от понятия «технологическая трансформация». В трактовке экспертов «Комитета по большим вызовам и возможностям в области экологической инженерии в XXI веке» по итогам трансформаций в секторе энергетики США (рассматривается как экосистема) должны быть решены задачи: (1) стабильных поставок экологически безопасных продовольствия, воды и энергии; (2) стабилизация изменений климата; (3) разработки проекта будущего без отходов и грязи; (4) создание эффективных, здоровых, устойчиво развивающихся городов; (5) создание механизмов принятия обоснованных решений и их реализации4.
Однако возникают дискуссии, в том числе, по вопросам глобальной безопасности, так как определённая часть мирового научного сообщества важнейшим слагаемым «климатической стратегии» считает экологическую инженерию, так как она должна обеспечить декарбонизацию мирового производства и - в первую очередь - производства энергии. Но ряд экспертов в странах, добывающих уголь и другое ископаемое горючее сырьё, использующих способы производства энергии с выделением углекислого газа, считают повсеместное принятие «безуглеродных» технологий преждевременным, а такое усиленное продвижение «зелёной» экономики - экспансией.
Учёные, поддерживающие экологически ориентированную повестку, готовят свои аргументы. Так, в ряду прочих комитетов Американские академии (НА) организовали - Комитет по ускорению декарбонизации в Соединенных Штатах (Committee on Accelerating Decarbonization in the United States). В отчёте НА о результатах «ускорения декарбонизации энергетической системы США» говорится: «Поскольку энергетическая система влияет на многие аспекты жизни общества, переход к чистому нулю будет иметь глубокие последствия, выходящие далеко за рамки климата и энергетики, включая экономическую конкурентоспособность, увеличение занятости и улучшение здоровья людей. Если все сделано правильно, переход к чистому нулю может обеспечить больше и более качественных рабочих мест и экономические выгоды, превышающие затраты. Переходный период может также предоставить возможность устранить несправедливости, которые пронизывают нашу нынешнюю энергетическую систему, такие как непропорциональное воздействие исторически маргинализованных групп на токсичные ископаемые загрязнители. Общественная поддержка десятилетнего переходного процесса может быть обеспечена только за счет справедливого распределения выгод и затрат»5.
Семантика названных и других отчётов НА, сопряжена с семантикой документов ООН по климатическим изменениям и «Целей устойчивого развития» (ЦУР). В этой связи заметим, что такие понятия, как «сдерживаемое развитие», «зелёная экономики». «экономика безопасного цикла», «энергетический переход», не могут быть соотнесены с конкретными фактами и процессами. Они лучше выполняют задачи обеспечения эмоционального фона и генерации
1 https://www.un.org/en/climatechange/security-council-open-debate-climate-and-security-0. Проект был отклонён во второй половине декабря 2021 г. по причине наложения вето Россией и Индией, Китай воздержался.
2 https://www.rbc.ru/economics/18/10/2021/616cd8de9a7947c1621ebf91
3 По данным агентства Bloomberg (подразделение финансирования новой энергетики: NEF - New Energy Finance). -https://about.bnef.com/energy-transition-investment/
4 Environmental Engineering for the 21st Century: Addressing Grand Challenges / National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. - Washington (DC): The National Academies Press, 2019. - https://doi.org/10.17226/25121
5 Accelerating Decarbonization of the U.S. Energy System / National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. - Washington (DC): The National Academies Press, 2021. - P. VIII.
неопределённости. «Наука борется с неопределенностью», - заявляет Дж. Бултон1 и заключает: «Хотя прогресс исследований может уменьшить неопределенность, неопределенность останется»2. Это утверждение напрямую относится к вопросу о смыслах используемых понятий.
Некоторые наблюдения свидетельствуют о том, что существует несогласованность в выборах областей и методов исследования. Так, в области энергетических трансформаций ряд исследователей сосредотачиваются на их видах, другие рассматривают возможные переходы к топливу с низким содержанием углерода, третьи исследуют пути перехода не просто к низкоуглеродной, но к более «жизнеспособной» энергетике3.
Вопросы исследований нередко оказываются за границами различных социальных конвенций, отдельных научных дисциплин и переходят в разряд трансдисциплинарных. В этом случае становится значимым и «порядок слов». Так локальным сообществам и мировому сообществу необходимо постоянно делать выбор, например, по вопросу о том, что важнее: «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех» (ЦУР № 7) или «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах» (ЦУР № 1), Ведь, очевидно, что на каждую цель необходимо выделять соответствующие средства из бюджетов и фондов. Всего, как известно, целей - 17, и вопросы выбора возникают постоянно.
Таким образом, неопределённость, о которой пишет Бултон, сохраняется в той степени, в какой сохраняется стремление ряда авторов научных публикаций обозначить проблемы линейных моделей экономических взаимодействий вместо того, чтобы раскрыть существо процессов экономики, становящейся более безопасной для окружающей среды.
Ряд преимущественно европейских авторов предлагают термин «автаркия» для описаний вариантов, когда домохозяйство готово и способно отказаться от использования слаботочных устройств (например, фотоэлектрических систем) в зимний период и около 10% всего года использовать более мощные устройства генерации и/или передачи энергии. Подразумевается, что фотоэлектрическая система поддерживалась бы другими технологиями (например, отопление на дровах или биогазе), а также, возможно, другими энергоэффективными устройствами4.
Анализ энергетического потенциала на большой территории, такой как район или город, становится еще более сложным при рассмотрении интересов многих сторон, которые будут вовлечены в процесс энергопереходов. Дополнительные причины для выбора более широкого, более инклюзивного процесса принятия решений включают нормативные мотивы, касающиеся демократических прав отдельных лиц и сообществ5.
Воспитание «энергетически ответственных» граждан все чаще выдвигается как ключевой компонент энергетического перехода, в котором представители общественности рассматриваются как активные, а не пассивные заинтересованные стороны в эволюции энергетической системы, и где потенциал для действий определяется понятиями о справедливости в определении прав и обязанностей в сфере потребления энергии.
Интеграция энергетического перехода в паттерны локальных социальных сетей (например, через схемы общинной/индивидуальной собственности), по мнению экспертов, может связать энергетические проекты с уже существующими локальными процессами и социальными идентичностями, способствуя дальнейшей социализации системы производства энергии. Крайне важно, чтобы выгоды от статуса «гражданина энергетики», перевешивали затраты, поскольку люди склонны придавать большее значение непосредственным местным проблемам - например, предполагаемым (негативным) последствиям энергетического проекта - чем долгосрочным глобальным проблемам, таким как проблемы, связанные с изменением климата6.
Формируемая коллективная теплоэнергетическая сеть (collective heat network), будучи социально инклюзивной, представляет собой пассивную форму участия граждан в виду ее централизованного и удаленного характера, хотя это можно смягчить посредством развития местных кооперативов потребителей тепловой энергии. Тепловые установки, работающие полностью на электричестве, являются социально более эксклюзивными (из-за высоких инвестиционных затрат), но их внедрение требует активного участия граждан. Сочетание этих двух вариантов может представлять собой определённый оптимум в энергопотреблении. Расчёт таких моделей оказывается одним из вариантов прагматичной реакции научно-технической сферы на экспансию зелёной экономики, меняющую условия выбора (между, например, централизацией, автаркией и рыночным механизмом координации распределения)7.
В то же время, такого рода упрощённый прагматический подход применим лишь как частный метод экспансии «зелёного движения» (Going Green), продвижения «зелёных стандартов» и т.п. «Руководство по умеренной организа-
1 Boulton G. Science as a Global Public Good. Position Paper of the International Science Council. - https://www.researchgate.net/ publication/355165522_Science_as_a_Global_Public_Good_Position_Paper_of_the_International_Science_Council_October_2021
2 Ibid., р. 2.
3 Integrating techno-economic, socio-technical and political perspectives on national energy transitions: a meta-theoretical framework / Cherp А., Vinichenko V., Jewell J., Brutschin Е., Sovacool В. // Energy Research & Social Science. 2018. - N 37. - P. 175.
4 Brosig Q Energy autarky of households by sufficiency measures // Energy Procedia. 2016. - https://www.researchgate.net/ publication/311003514
5 Urban energy transition in a gaming context: The role of children / Hetting S. et al. - https://doi.org/10.1016Zj.landusepol. 2020.104903.
6 Bonno P. et al. Energy PROSPECTS (PROactive Strategies and Policies for Energy Citizenship Transformation). -https://www.researchgate.net/project/EnergyPROSPECTS-PROactive-Strategies-and-Policies-for-Energy-Citizenship-Transformation
7 Sarfarazi S., Deissenroth-Uhrig M., Bertsch V. Aggregation of Households in Community Energy Systems: An Analysis from Actors' and Market Perspectives // Energies. 2020. - Vol. 13. - https://www.researchgate.net/publication/344469946_Aggregation_of_House holds_in_Community_Energy_Systems_An_Analysis_from_Actors'_and_Market_Perspectives
ции жизни», размещённое на сайте «Народного университета» (University of the people: (uopeople.edu), является одним из множества примеров популяризации ЦУР ООН и вовлечения молодёжи в «зелёное движение».
В рамках утилитарного прагматизма проявляется, помимо прочих, отмеченное В. Мартьяновым явление: «горизонт социального конструирования сокращается до локальных утопий и добродетелей разнообразных меньшинств, а доминирующей формой политического дискурса становится популизм, обращаемый вместо распадающихся экономических классов к большинству и совместимый как с правыми, так и с левыми ценностными политическими системами»1.
Явление, определяемое как «глобальная геополитическая инверсия», Балацкий и Екимова связывают с «циклами Дж. Арриги» и отмечают, что перетоки мирового капитала в новые юрисдикции влекут за собой множество последствий, среди которых особо отмечается «ломка сложившихся устойчивых представлений». Ещё в 2010 г. П. Сенж писал о том, что «зеленая цепочка поставок» приходит на смену традиционным цепочкам. В 2020 г. Мировой Банк сообщает о том, что уже многие сбытовые цепи глобальной торговли оказываются под угрозой2.
Мы уже упоминали о том, что в публикациях по экономике замкнутого цикла наблюдатель замечает, что соответствующие процессы изучаются под разными названиями в зависимости от условий наблюдения. Это соответствует теоретической конструкции того вида, когда объектом исследования является одна и та же социотехническая система (один и тот же социотехнический режим), а наблюдатель позиционирует себя в своей собственной системе (мире-конвенции), отличной от наблюдаемой, прежде всего, по институциональным признакам-атрибутам, Иная версия теоретической конструкции может быть представлена как то, что наблюдаются различные по многим параметрам социо-технические системы (социотехнические режимы) и различные феномены в рамках соответствующих миров-конвенций, но выбранные в качестве средства описания (предполагаемо по аналогии) «универсальные» понятия не могут в полной степени выполнять функции зонтичных.
Данное наблюдение, а также тезис о геополитической инверсии, стоят в одном ряду с тезисами, выражающими обеспокоенность авторов рассмотренных публикаций по поводу недостаточной адекватности некоторых индикаторов экологической безопасности производств и продукции, выпускаемой компаниями, которые сегодня переходят на международные экологические стандарты (ESG). Так, Захарова и др. перечисляют с десяток возможных показателей, используемых в России и за рубежом, но при этом авторы сетуют на нехватку данных и на недостатки методик измерений зелёной экономики .
В то же время, примеры «зелёной» экспансии всё чаще принимают политическое звучание, и, как можно заметить, некоторые субъекты международных отношений пытаются уклониться от участия в глобальном «зелёном» проекте посредством создания региональных автократических анклавов. Но это уже мало похоже на те «энергетические автаркии», задачи которых могут решаться посредством технических расчётов и оптимизации логистики4. Здесь уже порой приходится обращаться к постнеклассическим метолам исследования и к таким категориям, как семантическое управление (вопросы о смысле и порядке слов).
Таким образом, общее понимание таких понятий, как «автаркия» в условиях процессов, ломающих сложившиеся механизмы координации взаимодействий (таких как «зелёная экспансия»), мало достижимо, и понятие не может служить «зонтиком» в задачах регулирования, в том числе процессов «зелёных трансформаций». В реальных задачах, например, в решении задач развития «зеленой» экономики провинциального региона5, более полезной оказывается практико-ориентированная терминология.
1 Мартьянов В.С. Пределы капитализма и рентное общество как глобальная альтернатива // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020. - Т. 12, № 4. - С. 18.
2 Доклад о мировом развитии 2020: Торговля как инструмент развития в эпоху глобальных производственно-сбытовых цепей / Международный банк реконструкции и развития; Всемирный банк. - Washington (DC), 2020. - 18 с.
3 Захарова О.В., Карагулян Е.А., Викторова Н.В., Еланцева А. А. Вклад зеленых городов в методику оценки экологизации регионального развития // Экономика, предпринимательство и право. 2021. - Т. 11, № 7. - С. 1727-1744.
4 Кстати, есть обнадёживающие данные по зелёной логистике: Карпова Н.П., Павлов М.С. Проблемы и перспективы внедрения зеленой логистики в России // Экономика, предпринимательство и право. 2020. - Т.10, № 4. - С. 1063-1070. doi: 10.18334/epp.10.4.100806
5 Белокур О.С., Цветкова Г.С. Перспективы и потенциал «зеленой» экономики провинциального региона // Вопросы инновационной экономики. 2021. - Т. 11, № 4. DOI: 10.18334/vinec.11.4.114008