Научная статья на тему 'Перспективы занятости сельского населения производством шелка-сырца в домашних условиях'

Перспективы занятости сельского населения производством шелка-сырца в домашних условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
шелкопряд / размотка коконов / механические станки / шелк-сырец. / silkworm / cocoon unwinding / machine tools / raw silk

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комила Абдуллаева, Нуриддин Эмуродов

В статье предлагается альтернативный способ занятии шелководством и получения технического шелка-сырца в домашних условиях на сельской местности в многодетных семьях республики, как дополнительный доход семейного бюджета и повышения занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комила Абдуллаева, Нуриддин Эмуродов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects employment of the village population by manufacture of silk – row materials in home conditions

The article proposes an alternative way to engage in sericulture and obtain technical raw silk at home in rural areas in large families of the republic, as an additional income of the family budget and an increase in employment.

Текст научной работы на тему «Перспективы занятости сельского населения производством шелка-сырца в домашних условиях»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Prospects employment of the village population by manufacture of silk - row materials in home conditions

Komila ABDULLAYEVA1, Nuriddin ELMURODOV2

Karshi State University

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received March 2021 Received in revised form 20 March 2021 Accepted 15 April 2021 Available online 20 May 2021

The article proposes an alternative way to engage in sericulture and obtain technical raw silk at home in rural areas in large families of the republic, as an additional income of the family budget and an increase in employment.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Keywords:

silkworm, cocoon unwinding, machine tools, raw silk.

Uy sharoitida ipak xom ashyosini ishlab chiqarish orqali qishloq aholisini ish bilan ta'minlash istiqbollari

ANNOTATSIYA

Kalit so'zlar: tut-ipak qurti, pilla chuvash, mexanik stanoklar, xom-ipak.

Maqolada respublikamiz qishloq joylarida yashaydigan ko'p bolali oilalarda pilla yetishtirib, undan uy sharoitida texnik ipak xomashyosi ishlab chiqarish asosida oila budjetiga qo'shimcha daromad olish va ularni bandligini oshirishni alternativ usuli tavsiya qilinadi.

Перспективы занятости сельского населения производством шелка-сырца в домашних условиях

_ АННОТАЦИЯ_

Ключевые слова:

шелкопряд, размотка коконов, механические станки, шелк-сырец.

В статье предлагается альтернативный способ занятии шелководством и получения технического шелка-сырца в домашних условиях на сельской местности в многодетных семьях республики, как дополнительный доход семейного бюджета и повышения занятости.

1 Lecturer, Karshi State University. Karshi, Uzbekistan. E-mail: abdullayeva-komila@mail.ru.

2 Lecturer, Karshi State University. Karshi, Uzbekistan. E-mail: elmurodovnuriddin@mail.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально- ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. Один из принципов обучения. Термин «воспитывающее обучение» введен в педагогику И.Ф. Гербартом.

Соотношение обучения и воспитывай - фундаментальная педагогическая проблема. Я.А. Коменский признавал огромную воспитывающую роль обучения и не разделял обучения и воспитания. Ж.Ж. Руссо преобладающую роль отводил воспитанию («естественному воспитанию») подчиняя ему обучение. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Герберт считал обучение основным средством воспитания.

Современная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве; это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитывающей функции. Образовательный аспект обучения связан с расширением объема усваиваемого содержания, развивающий - с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании учащихся, между элементами содержания; воспитательная - с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к действительности в целом. Для развития учащихся, вовлеченного в педагогический процесс, характерно взаимодействие между педагогическими условиями и воздействиями и активной реакцией личности на них.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Возможность осуществления единства функций обучения должна быть заложена и в содержании образования как педагогической модели социального заказа школе, и в методах обучения как нормативной модели деятельности обучения. Эти модели, охватывающие на теоретическом уровне как содержательную, так и процессуальную стороны обучения, должны заключать в себе набор характеристик, позволяющий обеспечить единство функций обучения. Такое единство само по себе является вариативной характеристикой обучения как целостного объекта. Набор характеристик содержания и методов обучения также вариативен он специально и целенаправленно разрабатывается, и вводится в теорию и практику обучения как средство реализации его функций.

Связь обучения и трудового воспитания с точки зрения организации педагогической деятельности определяется тем, что в воспитании главное-приобретении воспитанниками личного жизненного опыта.

Модульное обучение - технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему

индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.

Моделирование в педагогике - материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. С помощью моделирования возможно отвлечение от несуществующих свойств системы, но всякая модель предполагает известное упрощение того класса педагогических явлений, который выступает в качестве предмета познания, и не может быть тождественной объекту, аналогичной ему во всех отношениях.

Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследование моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез, указывающих на рамки допустимых при моделировании упрощений. На примере шелководство.

Одна из актуальных проблем экономики любой страны занятость сельского населения. В настоящее время возникает необходимость дополнительного заработка, особенно многодетных семей. На сегодняшний день коконы тутового шелкопряда и шелковые продукции занимают важное место на мировом рынке.

Шелководство принадлежит к древнейшим видам деятельности человека. Шелководство было весьма распространенным хозяйственным занятием во многих уголках Средней Азии, Кавказа и умеренно - теплом климатических регионах [1].

Решить существующие проблемы призвана Ассоциация «Узбекипаксаноат». В ее состав войдут пять региональных обществ, создаваемых при участии банков, с закреплением за ними зон хозяйственной деятельности, и обеспечивающих координацию работы территориальных предприятий отрасли. Названия этих обществ:

- «Жануб ипак саноат» (учредители - СП Bukhara Brilliant Silk и другие организации отрасли в Бухарской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях);

- «Шимол ипак саноат» («Асакабанк» и организации в Каракалпакстане и Хорезмской области);

- «Марказ ипак саноат» («Агробанк» и организации в Самаркандской, Навоийской и Джизакской областях);

- «Водий ипак саноат» (Национальный банк внешнеэкономической деятельности и организации в Ферганской, Андижанской и Наманганской областях);

- «Тошкент ипак саноат» («Узпромстройбанк» и организации в Ташкентской и Сырдарьинской областях).

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у а^ тпоуайош Брейа! ¡ББие - 4 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415

Запланировано создание территориальных и районных предприятий «Агропилла», в задачи которых войдут инкубация качественной грены и ее раздача надомникам и организациям, предоставление земельных участков для кормовой базы и оборудования, оказание консультационных услуг по выкормке и заготовке коконов, а также мониторинг за процессом выращивания, сбора и заготовки коконов.

Особое внимание в постановлении уделено производству грены и коконов, их заготовке и первичной переработке путем внедрения высокопродуктивных пород и гибридов тутового шелкопряда, модернизации действующих и создания новых мощностей по производству шелка-сырца, а также организации глубокой переработки коконов.

В 2017-2021 годах планируется реализация программных мер по развитию шелковой отрасли, проведению единой научно-технической, технологической, инвестиционной и экспортной политики, оказанию всемерной поддержки и совершенствованию нормативно-правовой базы. Для этого создана специальная рабочая группа.

Постановлением предусмотрено предоставление до 1 января 2023 года льгот по уплате единого налогового платежа и единого социального платежа организациям, производящим коконы тутового шелкопряда, а также таможенные льготы на ввозимые материально-технические ресурсы. Отрасль также выращиванием живых коконов тутового шелкопряда. В трудовой стаж работников шелководства и надомников будет включаться период сезонных работ, засчитываемых за год работы для назначения пенсии.

Расширение кормовой базы, создание комплексов по выращиванию коконов в непосредственной близости от тутовых плантаций, ввоз высокоурожайных (холодоустойчивых) тутовых саженцев, дающих в два раза больше урожая, позволят увеличить объемы заготовки коконов на 35 тысяч тонн (35%), а также обеспечить выпуск продукции, включая шелковую пряжу и готовые изделия, с высокой добавленной стоимостью.

Ожидается, что к 2021 году общая доля объемов переработки коконов тутового шелкопряда будет увеличена до 50%, с созданием новых рабочих мест и увеличением поступления валютных средств за счет экспорта продукции. Освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц-надомников, занятых шелковые продукции.

Постановка проблемы. Предлагаемый способ имеет цель - методическая помощь многодетным семьям на сельских местах производством шелка-сырца в домашних условиях.

Экспериментальные методы. Для изучения и анализа основных показателей, используемых материалов применяли следующие методы анализа: люминесцентный (оттенка коконов), инструментальный (определения объема коконов). Измерения проводили в соответствии с нормативно-технической документацией. Использовались также технические условия РСТ Уз. 631-95;РСТ Уз. 630-95; ГОСТ 8493-57 и ГОСТ 3398-74.

MnSripnrP

Uli "v.^ Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Society and innovations

Special Issue - 4 (2021) / ISSN 2181-1415

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Занятость сельского населения производством шелка-сырца в домашних условиях состоит из следующих этапов (рис 1).

. Ü —

Рис 1. Этапы производства шелка-сырца в домашних условиях

Для выращивания тутового шелкопряда требуется листья шелковицы. Урожайность шелковицы может достигнуть 13-15т листа с 1 га плантацией. В 1 г грены содержится от 1200-2000 яичек. Из одного коробки грены весом 29 г получают 21-21,5 г гусениц.

Питаясь листьями шелковицы, гусеница очень быстро растет, до завивки кокона масса ее увеличивается в 10000 раз. Выкормка гусениц: в первом возрасте гусеницу кормят резаным листом шелковицы, норма одного коробка 5-6 кг. Во втором отдельными цельными листочками, для одного коробка требуются в количестве 16-17кг. В третьем - листами на мелких зеленых побегах, норма одного коробка 50-60 кг, четвертом-на укороченных побегах и веточках до 1 м, норма одного коробка 170 кг, пятом - листьями на ветках около 1 м, норма одного коробка 830-850 кг.

Гусениц первых трех возрастов выкармливают в утепленных помещениях. Объем требуемые специально оборудованные помещения: в первом возрасте -4-6м2; во втором - 6-8м2; в третьем - 12-15м2; четвертом - 25-30м2; пятом - 50-60м2. Нормальная температура в помещениях во время выкормки 23-25°С, продолжительность выкормки до 6 недель. Перед окукливанием она весит 3-5 г и достигает длины 80 мм, а толщина 10мм, цвет беловатый или слоновой кости. К концу пятого возраста гусеницы достигает зрелости, перестают, есть и ищут место, удобные для завивки коконов. Для завивки используются пучки типа «ёж» мелко разветвленных растений, а также бумажные или пластмассовые коконники.

Условия завивки коконов имеет очень важное значение, так как влияют на качество коконов и шелка. Регулярно проветривают помещения, поддерживая в ней температуре 26-28°С и влажность 60-68%. Коконы снимают с коконников только после полного их созревания, 8-10 день после начала завивки.

Заваривания коконов проводится нижеследующими экономическими способами: - герметизация в целлофане (вес одного пакета 0,5 кг);

- погружения их в воду бочках при температуре 40 - 45°С, в течение 50 часов.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у and тпоуайопБ Брейа! ¡ББие - 4 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415

- сушка проводится в навесных теневых сушилках, на стеллажах каркасного типа, обтянутых технической тканью. Стеллажи имеют ширину 2000 мм; высотой 500-600 мм. Воздушно-сухие коконы хранят в крытых помещениях в мешках или ящиках на стеллажах [2].

С целью нахождение концов нитей и растряска коконов проводится процесс приготовления. Коконы варят при температуре 90-95°С.

Концы нитей разыскиваются круглой щеткой с мягким и редким ворсом. Растряска коконов и очистка от спутанных нитей проводится раздельно. Все эти процессы в домашних условиях проводится вручную или на приспособлениях [3].

Размоточные операции осуществляются на специальных кокономотальных станках для ручной размотки коконов. Скорость устанавливают 72-90 м/мин в зависимости от группы коконов в розе. Заданные количества коконов в розе для 3,23 текс, 10 шт, число подбросов в час на 6 ловителей 720-770 шт. коконов.

Нить, сматываемая с одного кокона, имеет недостаточную прочность для выработки ткани. Поэтому при разматывании коконов нити нескольких коконов (4-20) соединяют в одну нить, называемую технической нитью или шелком -сырцом. Длина шелковой нити в коконе может достигнуть 1500 м, но обычно с одного кокона разматывают 600-900м нити [4,5].

Технический нить наматывают на мотовилах в мотки, которые конечные продукции семье. Мотки должны быть периметром 1500 ± 50 мм, шириной не менее 55 мм. Масса мотка зависит от номинальной линейной плотности. После съемки с мотовила с параметром, мотки шелка-сырца по ширине делят на 3-4 части и в 4-6 местах по длине прошивают неокрашенной х/б пряжей. Перевязанные мотки формируют в кипы массой по 32±0,5 кг.

Президент Ш.М. Мирзияев дал приказ по дальнейшему развитию шелководства комитету совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить: тесную интеграцию Научно-исследовательского института шелководства, Научно-исследовательского института каракулеводства и экологии пустынь и Бухарского научно-производственного центра семеноводства степно-пастбищных кормовых культур с создаваемыми центрами Агро услуг в Республике Каракалпакстан и областях республики, включающими систему знаний и инноваций в сельском хозяйстве;

внедрение системы распространения знаний, научно-практической поддержки и оказания услуг субъектам предпринимательства, занимающимся шелководством и каракулеводством, через центры агроуслуг.

Определить, что при вывозе шелковых отходов (включая шелковую вату) и шелка-сырца (код ТН ВЭД - 5002 и 5003) через таможенную границу Республики Узбекистан с 1 января 2021 года взимается сбор за каждый килограмм вывозимых шелковых отходов (включая шелковую вату) и шелка-сырца в размере 0,05 доллара США.

Образовать при Ассоциации «Узбекипаксаноат» Фонд по развитию шелководства без статуса юридического лица, определив источниками формирования его средств поступления в полном объеме от сбора, взимаемого при вывозе шелковых отходов (включая шелковую вату) и шелка-сырца (код ТН ВЭД -5002 и 5003) через таможенную границу Республики Узбекистан, а также другие источники, не запрещенные законодательством.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - Бойе1у and тпоуайопБ Брейа! ¡ББие - 4 (2021) / ¡ББЫ 2181-1415

ВЫВОДЫ

Пример экономического расчета способа: если одна семья заготовит 300 кг живых коконов, из них выходит 130,4 кг воздушно-сухих кокон. Из этого можно производить в домашних условиях 48 кг качественного шелка-сырца и 75 кг отходов шелка-сырца. Рыночная стоимость качественного 1 кг шелка-сырца около 100 $, (48кгх100=4800) и 1 кг отхода шелка-сырца стоит около 70$ (75кгх70=5259) из которых получают шелковую пряжу. Ожидаемый годовой доход получается 10059$. Таким образом, предлагаемый способ позволит повысить уровень занятости и улучшить жизни сельского населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Рубинов Э.Б (1981). Технология шелка. Москва. Легкая и пищевая промышленность. - С. 391.

2. Хуррамов М.Г., Каримов Ш.И., Мирзаев Б.А. (2006). Технология обработки коконов раствором нового ПАВ перед хранением. Проблемы текстиля научно-технический журнал, Ташкент. № 1. - С. 89-92.

3. Хуррамов М.Г. (1988). Способ подготовка коконов шелка к размотку. Авторское свидетельство № 1653385.

4. Хуррамов М.Г. (1991). Влияние эмульсии на показатели размотки коконов и качества шелка-сырца. Шелк реферативный научно-технический сборник -Ташкент. №5 - С. 21-22.

5. Бердиева Г.Ш., & Джумаева Н.И. (2015). Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Образование и воспитание, (3). - С. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.