Научная статья на тему 'Перспективы законодательного обеспечения экоправового воспитания в Украине'

Перспективы законодательного обеспечения экоправового воспитания в Украине Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / ECOLEGAL EDUCATION / LEGAL PROVIDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарова В. А.

В статье сделан акцент на изучение состояния законодательства в сфере экологии и правового воспитания в Украине с целью определения возможностей создания на его основе законодательной базы для системы экоправового воспитания в стране.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the attention is spared to investigation of the condition of environmental legislation and legislation in the sphere of legal education in Ukraine in order to define the possibilities of formation the legislation base for the system of ecolegal education in our country.

Текст научной работы на тему «Перспективы законодательного обеспечения экоправового воспитания в Украине»

УДК 340.12 + 34.124.4 + 504.03

В. А. Захарова,

соискательница при кафедре философии

Национальный университет “Юридическая академия Украины

имени Ярослава Мудрого ”, г. Харьков

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНЕ

На современном этапе развития перед Украинским государством возникает много задач по воплощению в жизнь конституционно закрепленной цели построения правового государства [6]. Чтобы успешно их выполнить, реформировать политическую, экономическую, социальную, экологическую и иные сферы жизни общества в направлении их качественного обновления и приведения в соответствие с международными стандартами, важными являются поиски выхода из характерного для большинства стран с тоталитарным прошлым перманентного кризиса во всех упомянутых областях. Преодоление кризисных явлений внутри социума и в сознании граждан возможно лишь при условии достижения определенного уровня его правосознания и правовой культуры каждого члена в отдельности. Совершенно очевидно, что сегодня руководству страны как никогда необходимо заниматься вопросом создания эффективной, научно обоснованной концепции правового воспитания населения, способной остановить процессы тотального распространения правового нигилизма среди представителей всех его слоев, постепенно прививая уважение к праву и правомерному образу жизни как единственно возможному условию взаимовыгодного сосуществования.

Считаем, что отдельного внимания заслуживает такая составляющая общего правовоспитательного процесса, как экоправовое воспитание, точнее, разрешение вопросов организации его системы, разработки и законодательного обеспечения целей, средств и мероприятий экоправового воздействия в современных условиях глобальных экологических вызовов, касающихся Украины, как и всех

иных стран мира, из-за чего экологическая проблема и получила статус общечеловеческой [7].

Ставим целью данной публикации проанализировать

перспективы законодательного обеспечения экоправового воспитания в Украине, чтобы увидеть, имеем ли мы на сегодняшний день надлежащий базис для признания государством императивов экоправового воспитания путем официального закрепления основных положений его концепции на уровне нормативно-правовых актов.

Спецификой построения системы экоправового воспитания в будущем является то, что она должна быть действенной не только при условии высокого уровня развития и соответствия международным стандартам экологического законодательства, но и при условии определенного уровня организации системы правового воспитания в Украине, ее общегосударственного признания залогом гармонизации общественных отношений. Ведь, с одной стороны, формировать систему знаний об обязанностях каждого гражданина перед Природой и уважение к правам, которыми она располагает, значительно легче в условиях существования доступного, согласованного между собой и понятного среднестатистическому человеку комплекса норм экологического законодательства, в частности, относительно принципов природопользования и основ охраны окружающей природной среды. С другой же - даже образцовое законодательство бессильно повлиять на качество общественных отношений, в частности экологических, без определенного уровня развития правосознания граждан, их готовности к восприятию экологических императивов сосуществования не только друг с другом, но со всем "естественным общемиром" [8, с. 8], без расширения круга своих обязанностей перед другими до обязанности идти на самоограничения своих желаний ради соблюдения прав Природы и будущих поколений.

Этот тезис легко проиллюстрировать путем анализа судебной практики последних лет. Изучение данных Единого государственного реестра судебных решений [5] позволяет сделать вывод, что более половины общего числа приговоров, вынесенных судами Украины по делам о нарушении законодательства об окружающей среде прямо или косвенно связаны со служебными преступлениями и проступками, (например, получение взятки, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, умышленное сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды и т.д.). Эта печальная статистика свидетельствует, что даже самое совершенное с формальной точки зрения законодательство не гарантирует соблюдение нашими

соотечественниками элементарных этических норм в отношениях "человек — Природа" без укоренения в сознании граждан необходимости поступать сообразно нормам экологического права, беречь Природу не из-за опасения быть наказанным (что, как видим, почти не обеспечивает в Украины позитивной динамики относительно уважительного отношения к миру Природы), а просто по внутреннему убеждению. Особенно это касается государственных служащих, которые, действуя противоправно, дискредитируют всю систему государственной власти и подрывают уважение населения к ней, а следовательно, ставят под сомнение ее способность оказывать позитивное влияние на общественные отношения.

Обратим внимание на некоторые проблемные вопросы, являющиеся сейчас актуальными для системы экологического права с учетом того, как их решение может повлиять на общественное восприятие экологических норм. На сегодняшний день система национального экологического законодательства характеризуется достаточно высоким (с формальной точки зрения) уровнем качества норм, его составляющих, и учета большинства аспектов природопользования. Но в то же время отметим, что все они содержатся в многочисленных разноуровневых по юридической силе актах, причем система органов государственной власти, предметом ведения которых являются экологические правоотношения, иногда вызывает трудности в плане точного определения компетенции и объема ответственности каждого из органов перед государством и гражданами. В таких условиях достаточно сложно своевременно выявлять и недостатки, пробелы и противоречия между различными нормативно-правовыми актами и компетенциями различных органов власти.

Как видим, одним из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов в этой сфере остается вопрос кодификации норм экологического права, который в научном мире в общем определяется как проблема создания Экологического кодекса.

Как справедливо отмечает Я. А. Герасименко, современное состояние эколого-правовых отношений, логика и перспективы их дальнейшего развития предусматривают своевременность принятия кодифицированного правового акта, который комплексно регулировал бы эти отношения, органически соединил бы в себе правовые предписания экологического законодательства, в настоящее время содержащиеся в разрозненных нормативно-правовых актах, и реализовал бы в полной мере положения Конституции Украины, поскольку именно ею заложены основные устои деятельности государства, направленные

на стимулирование эффективного природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [1, с. 93].

В этом смысле, по мнению ведущего исследователя этой проблематики А. П. Гетьмана, разработка Экологического кодекса Украины создаст единую унифицированную правовую основу регламентирования экологических отношений, сохранит дифференциацию правовых норм и предписаний в пределах, отображающих специфику правовой регламентации использования каждого основного природного объекта, позволит ликвидировать несогласованность отдельных правовых положений [3, с. 180].

Действительно, принятие такого кодифицированного закона должно привести прежде всего к определению правовых, экономических и социальных основ организации охраны окружающей среды и содействовать обеспечению экологической безопасности Украины, ее нынешнего и последующих поколений. Экологический кодекс даст возможность гармонизировать законодательство национальное и Европейского Союза, усилить контроль выполнения природоохранительного законодательства, создать действенный механизм сохранения растительного и животного мира, атмосферного воздуха, земельных и водных ресурсов [4, с. 487, 488].

Специалистами по экологическому праву в рамках дискуссии о структуре и названии будущего кодифицированного акта предложены различные его варианты, основные из них это Экологический кодекс (В. К. Попов, В. С. Шахов, М. В. Шульга) [11] и Кодекс законов Украины об окружающей среде (А. П. Гетман) [3].

Мы соглашаемся с мнением А. П. Гетьмана, что целесообразной формой кодификации является принятие Кодекса законов Украины об окружающей среде. Ученый отмечает, что экологическое законодательство уже состоит из кодифицированных законодательных актов в форме кодексов и законов, поэтому Экологический кодекс, как форма кодифицированного акта, не в состоянии объединить их из-за сходства по форме [3, с. 180]. Понимая, что разрешение данной научной проблемы является в то же время и насущной задачей становления ее как институционально-правовой основы Стратегии (концепции) экоправового воспитания в стране, предпримем попытку выяснить современный правовоспитательный контекст той сферы социализации граждан Украины, от качества которой во многом зависит общий успех формирования правовой культуры, которая должна быть адекватной насущным требованиям развития правовой государственности в Украине.

Характеризовать состояние развития системы отечественного правового воспитания в целом можно путем перечисления основных задач, стоящих сегодня перед государством в этой области. А поскольку они очерчивают то, чего в реальности пока не существует, определим ситуацию с правовым воспитанием в стране как кризисную. В сфере правового воспитания для Украины в настоящее время актуальными являются следующие задачи: а) воплощение в жизнь обоснованной государственной правовой политики и создание на ее началах концепции правового воспитания населения; б) внедрение многоуровневой системы такого воспитания и образования в стране, повышение общего уровня нравственности граждан; в) популяризация правовых знаний (в частности, через средства массовой информации); г) содействие пробуждению интереса у населения к правовым знаниям и к повышению их доступности путем применения методов рекламы и связей с общественностью; д) развитие семейного правового воспитания и т.д. [2, с. 87].

К сожалению, наше общество пока что не имеет единой государственной концепции правового воспитания своих граждан, закрепленной на уровне нормативно-правовых актов. Определенное правовое обеспечение, правда, получил лишь аспект правового образования населения, но его нормативного закрепления [13] и создания органов, призванных регулировать этот процесс [См.: 9; 10], явно недостаточно для качественных сдвигов в общественном правосознании. Впрочем, уже наблюдаются некоторые шаги на пути к формированию у граждан комплекса знаний о собственных правовых возможностях, обязанностях и к преобразованию правомерного поведения из идеального ориентира в ежедневную укоренившуюся привычку поступать правомерно. В рамках научных исследований, активизировавшихся в последнее время вокруг поисков фундаментальных начал построения жизнеспособной системы правового воспитания в Украине, считаем перспективным концепцию экоправового воспитания. В этом смысле становится даже полезным начальный уровень этапов конструирования этой системы, поскольку появилась возможность определить перспективные вопросы этого правовоспитательного процесса, построить его с помощью современного методологического арсенала, разработкой которого уже занимаются философы права [12].

Экоправовое воспитание, будучи составляющей общего правовоспитательного процесса, имеет возможность, на наш взгляд, способствовать парадигмальному обновлению его содержания и повлиять на действенность правовоспитательных мероприятий в

государстве благодаря фундаментальности своих начал. Такое воспитание имеет своей методологией концепцию экософии права как философского учения о гармонизации отношений между людьми как правовыми личностями и их социумом с Природой на основании упрочения экоправовой культуры как регулирующего фактора социоприродного развития.

Разработка идеи экологизации сознания граждан посредством методологического арсенала экософии права дает возможность, используя комплекс факторов экософско-правовой рефлексии, проанализировать его в аспекте осознания личностью прав Природы и собственных правовых возможностей и обязанностей в отношениях с ней. Поскольку человек в экософском понимании способен быть творцом гармоничного социума, он должен вместе с правом на борьбу за безопасную окружающую природную среду осознавать и свою ответственность за то, является ли его ежедневная деятельность экофобной или экофильной, будут ли носителями этого права не только его современники, но и грядущие поколения, для которых сегодняшнее право на безопасную среду обитания будет условием сохранения жизни будущих поколений.

Чтобы превратиться из простого теоретизирования в императив деятельности, экоправовое воспитание требует закрепления своих принципов, методов и средств на законодательном уровне. Проанализировав состояние экологического законодательства и комплекса норм по обеспечению правового воспитания в Украине, приходим к выводу, что таковая возможность вполне реальна. С одной стороны, в рамках запланированной кодификации экологического законодательства может быть использован в качестве регулятора экологических правоотношений принцип ответственности перед Природой и грядущими поколениями. С другой же, присутствуя в научном обосновании отечественной системы правового воспитания, концепт воспитания экоправового может способствовать позитивной динамике в процессах экологизации правосознания населения, снятия техногенной нагрузки в современном социуме.

Это означает, что истинной целью современного украинского социума является развитие не какой-либо безотносительной правовой государственности, а такой, в которой каждый гражданин, будучи субъектом права, в своих действиях сознательно исходит из убеждения потребности осуществления комплекса мероприятий по экосоциальной гармонизации общества. Среди этих мероприятий ведущее место в новой системе правовой культуры будущей Украины должно занять

экофильное правотворчество, основанное на прочном фундаменте развитой доктрины экологического права, которая будет программировать соответствующие изменения в содержании норм всех отраслевых составляющих действующего законодательства, начиная с Основного Закона страны — ее Конституции. Осуществление таких шагов по утверждению новой правовой культуры в нашем обществе, в свою очередь, станет условием для воплощения политической стратегии развития Украины как экоправового государства. А это напрямую связано с коренной парадигмальной переориентацией правосознания нашей политической элиты и экономического менеджмента [17, с. 251, 252].

Что касается политической стратегии государства, отметим, что в последние годы наблюдается определенная положительная динамика в направлении приведения правового поля Украины в соответствие с евростандартами. Происходит подобное и в экологической сфере. Сегодня ведущими европейскими государствами уделяется значительное внимание участию в разрешении глобальной экологической проблемы — сохранения человечества как такового. Поэтому Украина в своих попытках стать полноправным членом ЕС должна делать решительные шаги в направлении развития уже не только правовой, но экоправовой государственности.

О готовности к улучшению экологической ситуации в стране и повышению экоправовой культуры населения свидетельствует запланированный парламентом и правительством комплекс мер по приведению экологической политики в Украине в соответствие с европейскими стандартами. Ведь Украина, присоединившись в 2000 г. вместе с еще 188 странами к Декларации Тысячелетия ООН, включилась в процесс достижения мировым сообществом определенных к 2015 г. результатов в тех сферах, где неравномерность глобального человеческого развития оказалась острее всего, в том числе и в обеспечении устойчивого развития окружающей природной среды. Результатом адаптации Целей развития тысячелетия [16] к украинским реалиям стала разработка Концепции национальной экологической политики Украины [14].

Важным шагом на пути реализации этой Концепции должен стать поданный на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона "О стратегии национальной экологической политики Украины на период до 2020 года" [15]. В частности, в тексте законопроекта в качестве первоочередной стратегической цели определено повышение уровня общественного экологического сознания, а среди инструментов

проведения в жизнь национальной экологической политики много внимания уделено образовательному и научному обеспечению ее формирования и реализации.

Показательным в гуманизации сферы законотворчества в указанном направлении является привлечение общественности к проведению экспертизы этого законопроекта, как одно из основных условий его текущего одобрения Верховной Радой Украины.

С нашей точки зрения, сегодня в процессе усовершенствования законодательного обеспечения экоправового воспитания как надлежащего развития правовой государственности в Украине использование экософско-правовой концепции как методологии национальной экологической политики может впоследствии положительно повлиять на ее качество, укрепив статус Украины как государства, заботящегося о собственных гражданах, а следовательно, оправдывающего название социального и правового.

Список литературы: 1. Герасименко Я. О. Конституційно-правове регулювання охорони довкілля в Україні / Я. О. Герасименко // Пробл. законності: Респ. міжвідом. наук. зб. / Відп. ред. В. Я. Тацій. — Х. : Нац. юрид. акад. України, 2008. — Вип. 93. — С. 89-93. 2. Гетьман А. П., Данильян О. Г. Основні завдання та напрямки оптимізації правового виховання в сучасній Україні // Вісн. Нац. юрид. акад. України. Серія: Філософія, філософія права, політологія, соціологія. — Х. : Право, 2010. — Вип. 3. — С. 86-96. 3. Гетьман А. П. Проблеми реформування екологічного законодавства: до питання про створення Екологічного кодексу України // Вісн. АПрН України. — 2006. — № 3 (46). — С. 172-181. 4. Екосередовище і сучасність. Екологічне законодавство України та його гармонізація з європейським правовим полем: Монографія: В 9-ти т. / С. І. Дорогунцов, М. А. Хвесик, Л. М. Горбач, П. П. Пастушенко. — К. : Кондор, 2007. — Т. 7. — 611 с. 5. Єдиний державний реєстр судових рішень [Електрон. ресурс]. — Режим доступу: http://www.reyestr.court.gov.ua. 6. Конституція України. — К. : Юрінком, 1996. — 80 с. 7. Лозо В. И. Правовые основы экологической стратегии Европейского Союза (концепция, программное обеспечение, систематизация и комментарий действующего законодательства ЕС) : Монография. — Х. : Право, 2008. - 368 с. 8. Маєр-Абіх К. М. Повстання на захист природи. Від довкілля до спільносвіту / Перекл. з нім. А. Єрмоленко. — К. : Лібра, 2004. — 196 с. 9. Положення про Всеукраїнську міжвідомчу координаційно-методичну раду з правової освіти населення: Затв. пост. КМУ від 23.05.1995 р. [Електрон. ресурс]. — Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. 10. Положення про Управління

координації правової роботи та правової освіти [Електрон. ресурс]. -- Режим доступу: http://www.minjust.gov.ua/0/1576. 11. Попов В. К., Шульга М. В, Шахов В. С., Размєтаєв С. В. Нові підходи до кодифікації екологічного законодавства України // Право України. — 1992. — N° 3. — С. 18. 12. Правове виховання в сучасній Україні / За ред. В. Я. Тація, А. П. Гетьмана, О. Г. Данильяна. — Х. : Право, 2010. — 368 с. 13. Про Національну програму правової освіти населення: Указ Президента України від 18.10.2001 р. [Електрон. ресурс]. -- Режим доступу: http://ligazakon.ua/!_doc2.nfs/linc1. html. 14. Про схвалення Концепції національної екологічної політики України на період до 2020 року: Розпорядження КМУ від 17.10.2007 р. N° 880-р [Електрон. ресурс]. — Режим доступу:

http://ligazakon.ua/!_doc2.nfs/linc1.KR070880.html. 15. Стратегія національної екологічної

політики України на період до 2020 року (проект) [Електрон. ресурс]. — Режим доступу: http://ligazakon.ua/!_doc2.nfs/linc1/ua/JF5FX001.html. 16. Цілі розвитку Тисячоліття 2010, Україна [Електрон. ресурс]. — Режим доступу: http://www.undp.org.ua//files/ua_

52412MDGS_UKRAINE2010_pdf. 17. Шефель С. В. Правове виховання як мета й умова концептуального оновлення структури правової культури // Пробл. законності: Респ. міжвідом. наук. зб. / Відн. ред. В. Я. Тацій. — Х.: Нац. юрид. акад. України, 2009. — Вин. 103. — С. 251-252.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНЕ

В статье сделан акцент на изучение состояния законодательства в сфере экологии и правового воспитания в Украине с целью определения возможностей создания на его основе законодательной базы для системы экоправового воспитания в стране.

Ключевые слова: правовое воспитание, экоправовое воспитание,

законодательное обеспечение.

THE PERSPECTIVES OF LEGAL PROVIDING THE ECOLEGAL EDUCATION IN UKRAINE

In the article the attention is spared to investigation of the condition of environmental legislation and legislation in the sphere of legal education in Ukraine in order to define the possibilities of formation the legislation base for the system of ecolegal education in our country.

Key words: legal education, ecolegal education, legal providing.

Поступила в редакцию 01.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.