Научная статья на тему 'Перспективы введения адвокатской монополии'

Перспективы введения адвокатской монополии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1092
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адвокат / адвокатская монополия / защитник / представитель / юрист / уголовный процесс / гражданский процесс / судопроизводство / Министерство юстиции / государственная программа «Юстиция». / lawyer / lawyer monopoly / defender / representative / lawyer / criminal process / civil process / legal proceedings / Ministry of justice / state program "Justice".

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ю. В. Руднева, Т. В. Мавринская

В статье рассматривается вопрос о перспективах введения адвокатской монополии. В настоящее время в связи с развитием сферы юридических услуг и лиц, непосредственно оказывающих юридические услуги, данный вопрос приобретает особую актуальность и важность в регулировании рынка профессиональной юридической помощи на территории Российской Федерации. Авторами статьи определяется сущность «адвокатской монополии» и перспективы её введения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF THE ADVOCATEÍS MONOPOLY

The article deals with the prospects of introducing a lawyer monopoly. At the present time in connection with the development of the sphere of legal services and individuals directly providing legal services, this issue is of particular relevance and importance in the regulation of the market of professional legal assistance on the territory of the Russian Federation. The authors of the article define the essence of the" lawyer monopoly " and the prospects of its introduction.

Текст научной работы на тему «Перспективы введения адвокатской монополии»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ АДВОКАТСКОЙ МОНОПОЛИИ

Ю.В. Руднева, старший преподаватель Т.В. Мавринская, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10260

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о перспективах введения адвокатской монополии. В настоящее время в связи с развитием сферы юридических услуг и лиц, непосредственно оказывающих юридические услуги, данный вопрос приобретает особую актуальность и важность в регулировании рынка профессиональной юридической помощи на территории Российской Федерации. Авторами статьи определяется сущность «адвокатской монополии» и перспективы её введения.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская монополия, защитник, представитель, юрист, уголовный процесс, гражданский процесс, судопроизводство, Министерство юстиции, государственная программа «Юстиция».

Вопрос о перспективах введения адвокатской монополии является актуальным и дискуссионным среди юристов и политических деятелей. В настоящее время в Российской Федерации сфера юридических услуг представляется двумя основными участниками: адвокаты, непосредственно оказывающие квалифицированную юридическую помощь, а также остальные участники рынка юридических услуг, не имеющие адвокатского статуса. В качестве отдельной категории следует выделить корпоративных юристов, патентных поверенных, нотариусов, аудиторов, а также государственных служащих. Сложившаяся система оказания юридической помощи в Российской Федерации не определяет строгих требований к наличию специального правового статуса у лица, занимающего оказанием юридических услуг. Следовательно, в законодательстве Российской Федерации пока что отсутствует полный запрет на оказание юридических услуг лицами, не имеющими статус адвоката.

Что касается вопроса об адвокатской монополии в зарубежных юрисдикциях, то в большинстве стран с устоявшимися правовыми системами юридическую помощь на профессиональном уровне вправе оказывать лица, которые обладают правовым статусом адвоката, солиситора и иных.

Так, во Франции судебное представительство и правовое консультирование осуществляется адвокатами.

В ближайшее время в России ожидается законодательная реформа, регламентирующая сферу оказания юридических услуг, в связи с распространением в данной сфере западной культуры. 15 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Юстиция», согласно которой предполагается переход во всех судебных процессах к адвокатской монополии [4]. На сегодняшний день в России адвокатская монополия предусмотрена в пределах уголовного процесса. Так, ч.2 ст. 49 УПК РФ указывает, что «в качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката» [3]. Следовательно, близкие родственники обвиняемого и иные лица являются дополнительными защитниками наряду с профессиональным адвокатом [6].

Во всех остальных видах судопроизводства Российской Федерации - в граждан-

ских спорах, разрешаемых судами общей юрисдикции, арбитражных спорах, а также в уголовных делах, которые рассматриваются мировыми судьями, и в делах об административных правонарушениях - пока ещё действует свобода судебного представительства. Так, в соответствии со ст. 49 ГПК РФ «представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела...» [2].

Во исполнение государственной программы «Юстиция» Министерство юстиции подготовило проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. В соответствии с данным проектом основной задачей Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является создание целостной правовой основы оказания юридических услуг в России, включающая в себя:

- увеличение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

- развитие института адвокатуры, включая устранение ограничений, препятствующих организации продуктивной адвокатской деятельности;

- создание условий для исключения допуска низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий для исключения из профессии недобросовестных консультантов;

- создание механизма профессиональной правовой помощи, отвечающего общепризнанным международным стандартам, и создание условий для объединения институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство [5].

Из вышеуказанного следует, что необходимость введения адвокатской монополии во всех судебных процессах вызвана недостаточно высоким профессионализмом у людей, которые систематически занимаются оказанием юридических услуг. Как полагает Министерство юстиции, только члены профессиональных юридических ассоциаций адвокатуры имеют достаточные знания для реализации указанного закона на территории Российской Федерации.

Реформирование сферы юридических услуг с точки зрения публичных интересов направлено на решение проблемы, связанной с обеспечением юридических лиц, а также граждан профессиональной юридической помощью, гарантированной ст. 48 Конституции РФ [1]. На сегодняшний день рынок по оказанию юридических услуг является неконтролируемым. Кто угодно, даже человек, который не имеет юридического образования, может начать предоставлять «юридические» услуги. Одним из вариантов решения данной проблемы является введение адвокатской монополии.

К чему в итоге может привести введение адвокатской монополии, способна ли такая мера справляться с проблемой оказания юридических услуг лицами с отсутствием юридического образования и уровня профессионализма? Предполагается, что введение адвокатской монополии позволит на рынке юридических услуг навести порядок и обеспечить предоставление гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи [8]. Также введение адвокатской монополии позволит обеспечить соблюдения единых правил допуска к оказанию юридических услуг и квалификационных требований, дисциплинарных процедур. Положительными аспектами данной реформы являются:

- профессионализм представителя, который подтвержден адвокатским статусом, и как следствие - высокое качество защиты прав граждан;

- ответственность адвоката за качество работы, подкреплённая кодексом адвокатской этики и контролем со стороны адвокатской палаты.

Реализация монополии на представительство в суде позволит сделать рынок по предоставлению и оказанию юридических услуг прозрачным, что должно положительно повлиять на качество предоставляемых услуг.

Рассматривая вопрос о перспективах введения адвокатской монополии, следует также отметить и очевидные недостатки данной реформы. Любая монополия способствует снижению конкуренции на рынке, что также применимо и к рынку пре-

доставления и оказания юридических ус- способом улучшения качества юридиче-луг. В связи с этим введение адвокатской ской помощи. Введение адвокатской мо-монополии может привести к повышению нополии может выявить как негативные цен на представительство в суде [7]. Сле- стороны данной реформы, так и позитив-довательно, малообеспеченные граждане ные. Предполагаем, что компромиссным фактически могут остаться без доступной вариантом на первом этапе реформирова-юридической помощи, а также без воз- ния сферы юридических услуг может быть можности защитить свою правоту в суде требование о наличии у представителя по доступной цене. высшего юридического образования, а

Таким образом, необходимо отметить, введение монополии на представительство что введение адвокатской монополии яв- в суде должно осуществляться постепенно. ляется неоднозначным по своей природе

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант плюс».

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СПС «Консультант плюс».

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // СПС «Консультант плюс».

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №312 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»// СПС «Консультант плюс».

5. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи» (по состоянию на 24.10.2017) (подготовлен Минюстом России) // СПС «Консультант плюс».

6. Верещагин А.Н. К оценке обоснованности адвокатской монополии // Экономическая политика. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 152-179.

7. Горевая А. Г. К вопросу о монополизации адвокатской деятельности // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 284-287.

8. Рагулин А.В. Перспективы введения адвокатской монополии в России. Интервью с адвокатом коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры» Павлом Витальевичем Хлюстовым // Евразийская адвокатура. 2015. С. 7-9.

THE PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF THE ADVOCATEÍS MONOPOLY

Yu.V. Rudneva, senior lecturer T.V. Mavrinskaya, student Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the prospects of introducing a lawyer monopoly. At the present time in connection with the development of the sphere of legal services and individuals directly providing legal services, this issue is of particular relevance and importance in the regulation of the market of professional legal assistance on the territory of the Russian Federation. The authors of the article define the essence of the" lawyer monopoly " and the prospects of its introduction.

Keywords: lawyer, lawyer monopoly, defender, representative, lawyer, criminal process, civil process, legal proceedings, Ministry of justice, state program "Justice".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.