ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Текст: Игорь ШЕРЕМЕТ, заместитель директора по науке Российского фонда фундаментальных исследований, вице-президент Академии военных наук, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор
По материалам доклада «Роль и место воздухоплавательных средств в воздушно-космической сфере»
Свой золотой век воздухоплавание переживало в непростой период - между первой и второй мировыми войнами. И похоже, сейчас наступает новый бум, новая веха в истории этого экологичного и экономичного способа передвижения по воздуху.
Дирижабли, привязные и свободные аэростаты представляют собой исключительно перспективное средство для решения целого ряда актуальных задач в разных сферах жизнедеятельности государства.
В первую очередь это обусловлено их экономической эффективностью: в то время как традиционная авиация расходует 90 % топлива на поддержание самих летательных аппаратов в воздухе и только 10 % на полезную нагрузку, у воздухоплавательных средств пропорция обратная.
В начале 2000-х годов это стало причиной резкого всплеска интереса к воздухоплавательным средствам в ведущих зарубежных странах. В Российской Федерации работы по развитию данного направления пока не получили должного размаха, однако принятые в течение последних 7-8 лет энергичные меры позволяют надеяться, что в обозримом будущем в России будет создан воздухоплавательный флот, способный решать широкий круг сложных практических задач.
в армейском строю
Состав перспективного воздухоплавательного сегмента Вооруженных сил Российской Федерации определяется целями и задачами, решаемыми воздухоплавательными комплексами при ведении боевых и специальных действий частями и подразделениями Вооруженных сил, опытом разработки и применения воздухоплавательных комплексов в армиях иностранных государств, возможностью промышленности по разработке и освоению серийного производства воздухоплавательных комплексов, характеристиками наземных, авиационных и воздухоплавательных средств при выполнении задач в интересах видов и родов войск ВС РФ.
Воздухоплавательные средства могут эффективно решать целый ряд сложных задач в интересах видов и родов войск ВС РФ, особенно в условиях, когда применение пилотируемой авиации и комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) нерационально (например, из-за слабо развитой авиационной инфраструктуры или ее отсутствия, сильного противодействия средств ПВО противника, значительной потребной продолжительности полета в заданных районах и т. д.).
(и)
ВОЗМОЖНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Перспективный воздухоплавательный флот Российской Федерации может включать в себя следующие сегменты:
^ТГ/р - Воздухоплавательный сегмент Вооруженных Сил
■ Сегменты правоохранительных ведомств и Росгвардии
■ Сегмент системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
■ Сегмент информационно-коммуникационной инфраструктуры
■ Сегмент транспортной инфраструктуры
■ Сегменты обеспечения развития и эксплуатации ресурсно-сырьевой базы, а также экологического мониторинга и обеспечения природоохранной деятельности Российской Федерации
■ Сегмент обеспечения научных исследований
■ Сегмент доведения электроэнергии от солнечных космических электростанций до наземных потребителей
■ Сегмент обеспечения сельскохозяйственного производства
■ Сегмент обеспечения туризма и отдыха
■ Сегмент Минприроды России
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017 тот
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- ведение воздушной разведки;
- контроль воздушного пространства и обнаружение маловысотных средств воздушного нападения противника;
- предупреждение о ракетном нападении.
УДАРНЫЕ ЗАДАЧИ:
- поражение воздушных, наземных и морских объектов высокоточными средствами поражения;
- поражение площадных объектов обычными средствами поражения.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- ретрансляция развединформации и команд управления;
- радиоэлектронное противодействие огневым и обеспечивающим средствам противника;
- ведение психологической борьбы, деморализация личного состава и населения противника;
- переброска войск и техники в заданные районы.
на службе в мчс
Сегмент системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рис. 10) может включать в себя воздухоплавательные средства, предназначенные для пожаротушения, а также ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.
Основными задачами этих средств являются: патрулирование лесных массивов, раннее обнаружение локальных возгораний, оперативное тушение локальных пожаров водяным туманом, мониторинг площадных пожаров, тушение площадных пожаров, специальная обработка зараженных территорий, эвакуация пострадавших и ценного имущества, мониторинг областей пространств, затронутых чрезвычайной ситуацией, создание временной информационно-коммуникационной инфраструктуры, доставка грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения.
связь, доставка информации и грузов
Сегмент информационно-коммуникационной инфраструктуры может включать в себя беспилотные гибридные дирижабли с высотой полета 5 км и беспилотные стратосферные дирижабли с высотой полета 20 км, обеспечивающие телевизионное вещание, сотовую связь и высокоскоростной доступ в Интернет в зонах диаметром 500-1000 км.
Сегмент транспортной инфраструктуры может включать транспортные дирижабли типа АТЛАНТ грузоподъемностью 200-500 т, функционирующие в составе воздухоплавательной транспортной сети.
для науки
Сегмент обеспечения научных исследований может включать в себя автоматические дрейфующие аэростаты и беспилотные стратосферные дирижабли, предназначенные для решения исследовательских задач в областях физики атмосферы, динамики изменений озонового слоя Земли, исследований космических лучей и частиц, исследований реликтового излучения за пределами Солнечной системы, наблюдения небесных тел, а также метеоисследований.
связующее звено
Сегмент доведения электроэнергии от солнечных космических электростанций до наземных потребителей, включающий солнечные космические электростанции и беспилотные стратосферные дирижабли, предназначен для передачи электроэнергии по радиолучу с минимальными потерями за пределами плотных слоев атмосферы и доставки электроэнергии, накопленной в топливных элементах, наземным потребителям.
битва за урожай
Сегмент обеспечения сельскохозяйственного производства может включать воздухоплавательные комплексы обработки посевных площадей и угодий и транспортировки грузов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Беспилотные дирижабли мониторинга сельхоз-площадей и транспортные дирижабли, входящие в состав этого сегмента, должны решать следующие задачи: распыление удобрений, распыление веществ для уничтожения вредителей, полив и орошение, транспортировка новой, отремонтированной и неисправной автотракторной техники, топлива и имущества для эксплуатации автотракторной техники, сельскохозяйственной продукции и удобрений.
помощь геологам и туристам
Сегмент обеспечения туризма и отдыха включает различные варианты туристических дирижаблей.
Сегмент Минприроды России может включать в себя средства геологоразведки в труднодоступных районах, экологического мониторинга и транспортировки полезных ископаемых от удаленных месторождений до транспортных магистралей.
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В РОССИИ _^
В НАШЕЙ СТРАНЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ ПОКА НЕ ПОЛУЧИЛИ ДОЛЖНОГО РАЗМАХА, ОДНАКО ПРИНЯТЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ 7-8 ЛЕТ ЭНЕРГИЧНЫЕ МЕРЫ ПОЗВОЛЯЮТ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ В РОССИИ БУДЕТ СОЗДАН ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ, СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ ШИРОКИЙ КРУГ СЛОЖНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ТО ВРЕМЯ КАК ТРАДИЦИОННАЯ АВИАЦИЯ РАСХОДУЕТ 90% ТОПЛИВА НА ПОДДЕРЖАНИЕ САМИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЗДУХЕ И ТОЛЬКО 10% НА ПОЛЕЗНУЮ НАГРУЗКУ, У ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРОПОРЦИЯ ОБРАТНАЯ.
РАННЕЕ ОБНАРУЖЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЛЕСНЫХ МАССИВАХ И ИХ ОПЕРАТИВНОЕ ТУШЕНИЕ
ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ