УДК 629.44 (629.46)
Ю. П. Бороненко, А. С. Даукша
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ВАГОНОВ СО СЪЕМНЫМИ КУЗОВАМИ УВЕЛИЧЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
Дата поступления: 24.04.2017 Решение о публикации: 10.05.2017
Аннотация
Цель: Определить перспективы применения и выбрать параметры и технические решения специализированного грузового вагона со съемными кузовами, предназначенного для перевозок различных видов грузов, пригодного для эксплуатации в существующих условиях железнодорожного транспорта Российской Федерации. Методы: Используется метод анализа данных математического моделирования. Результаты: Разработан модельный ряд съемных кузовов, обеспечивающих транспортировку широкого спектра грузов. Изучено влияние линейных размеров съемного кузова на технико-экономические параметры вагона, выбраны линейные размеры. Уточнена методика оценки потребного парка вагонов и съемных кузовов. Предложены новые конструкции крепления съемных кузовов к раме вагон-платформы. Практическая значимость: Предложен новый для колеи 1520 мм грузовой вагон со съемными кузовами увеличенной грузоподъемности, позволяющий сократить количество специализированных вагонов, уменьшить их простои, повысить статическую нагрузку, обеспечить максимальную эксплуатацию вагона на протяжении всего жизненного цикла без простоев при сезонных колебаниях отправки грузов.
Ключевые слова: Грузовой вагон, съемный кузов, техническая характеристика, разработка, эффективность.
Yuriy P. Boronenko, D. Eng. Sci., professor, boron49@ya.ru; *Anfysa S. Dauksha, postgraduate student, ads1989@rambler.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) THE PROSPECTS OF RAILROAD CARS WITH INCREASED CARRYING SWAP BODIES IMPLEMENTATION
Summary
Objective: To determine the prospects and select the parameters as well as engineering solutions of a special-purpose freight car with swap bodies for forwarding different types of loads, serviceable in the present conditions of railroad transport of the Russian Federation. Methods: Data analysis methods, as well as the method of mathematic simulation were applied. Results: Swap bodies' line was developed, providing forwarding of a wide range of loads. The influence of linear dimensions of a swap car on technical and economic parameters of a car was studied, linear dimensions were selected. The evaluation method of the available fleet of cars and swap cars was specified. New constructions of tightening to the frame of a flat-wagon were introduced. Practical importance: A new freight car with increased capacity swap bodies for 1520 mm gauge was introduced, which makes it possible to reduce the number of special-purpose cars, boost the availability of the latter, increase stationary load, provide maximum car maintenance throughout its operational cycle, avoiding inactivity of a car during seasonal fluctuations of consignments.
Keywords: Freight wagon, swap body, technical characteristic, development, efficiency.
Оценка состояния парка грузовых вагонов
Мировой тенденцией развития грузового подвижного состава является специализация вагонов. Существует более тысячи разновидностей специализированных вагонов, их общее количество в парках железных дорог ряда стран достигает 80-90 % от всего парка подвижного состава. Специализация вагонов позволяет сократить время и трудоемкость погрузочно-разгрузочных операций, обеспечить сохранность продукции. Но одновременно увеличиваются и тара вагонов, порожний пробег, простои при сезонных колебаниях отправки различных товаров. У вагоностроителей возрастают расходы на испытания и сертификацию вагонов, и из-за малых объемов серий себестоимость специализированных вагонов выше универсальных. В связи с сезонными колебаниями отправок грузов многие узкоспециализированные вагоны (например, для леса, зерна, минеральных удобрений) длительно простаивают, занимая дефицитные железнодорожные пути, а от вложенного в вагоны капитала нет отдачи.
Вместе с тем по причине стимулирования обновления вагонного парка в течение последних лет темпы списания старых вагонов России в несколько раз превысили производство новых. Происходит значительная переориентация грузов в пользу автомобильного транспорта и контейнерных перевозок, однако технико-экономические показатели контейнеров существенно хуже показателей вагонов по грузоподъемности, использованию погонной нагрузки. В то же время контейнеры имеют преимущество при сезонных колебаниях в объемах отправки грузов, когда невостребованные узкоспециализированные вагоны простаивают.
В сложившейся ситуации на рынке подвижного состава для увеличения эффективности использования вагонов предлагается разработать вагоны со съемными кузовами увеличенной вместимости, в которых основная и наиболее дорогая часть (рама с ходовыми
частями, тормозами и автосцепным устройством) будет постоянно эксплуатироваться, а съемные кузова будут меняться в зависимости от типа перевозимого груза. Внедрение такой гибкой грузовой системы позволит значительно повысить эффективность эксплуатации вагонов, сократить простои при сезонных колебаниях отправки грузов.
Область применения вагонов со съемными кузовами
Съемные кузова стали интермодальной транспортной единицей, которая зародилась на автомобильном транспорте [1]. Их конструкция представляла собой кузов грузового автомобиля, который может отделяться от шасси, устанавливаться на откидных опорах и сниматься с автомобиля без дополнительного грузоподъемного оборудования, которое заменяет пневматическая подвеска автомобиля, позволяющая установить съемный кузов на опоры путем уменьшения дорожного просвета [2].
Начиная с 1980-х годов, когда грузовые автомобили с такой подвеской получили в Европе повсеместное распространение, были созданы конструкции съемных кузовов, предназначенные для интермодальных автомобильно-железнодорожных перевозок, которые наряду с опорами были оснащены стандартными контейнерными фитингами для крепления на подвижном составе [3]. В результате съемные кузова конструктивно и по характеру применения стали похожи на контейнеры стандарта ISO, которые также относятся к съемным транспортным единицам [4]. Малые размеры контейнеров ISO привели к созданию контейнеров, особенностью которых является увеличенная длина до 45-53 футов (13 716-16 154 мм), позволяющая полностью использовать разрешенную длину автопоезда. Наряду с удлинением контейнеров появилась тенденция увеличения их ширины. Все большее число контейнерных операторов в Европе стали предлагать клиентам контейнеры шири-
ной 8,5 фута (2590 мм). Две указанные тенденции естественным образом интегрировались, положив начало поколению контейнеров, получивших название «континентальные».
Финско-шведской лесопромышленной компанией «Stora Enso» были разработаны крупнотоннажные контейнеры SECU (Stora Enso Container Unit) для интермодальных морских перевозок [5]. Особенностями таких контейнеров (рис. 1) являются увеличенная почти в 3 раза грузоподъемность 80 т при таре 26,5 т и большая вместимость 179 м 2. Контейнер внешне похож на стандартный, но его размеры существенно больше - 13,8Х3,6Х3,6 м (45x12x12 футов). Контейнеры SECU выходят за пределы установленного габарита подвижного состава, а также обладают высокой массой тары, в связи с чем перевозятся на специальных платформах, только на подъездных железнодорожных путях в морских портах.
Их успешное применение для перевозки бумаги и других аналогичных грузов показывает перспективность и возможность увеличения размеров и грузоподъемности съемных транспортных единиц.
Вагоны со съемными кузовами уже зарекомендовали себя в практическом применении за рубежом. Компания <^А8С08А» разработала систему использования вагонов в мономодальных перевозках [6]. Система является модульной и предусматривает замену съемного кузова вагона в соответствии с типом перевозимого груза [7] (рис. 2). Вагон со съемным кузовом образует уменьшенный по ширине грузовой вагон, а габариты съемного кузова соответствуют размерам кузова автомобильного прицепа [8]. Технические характеристики данных съемных кузовов недостаточно эффективны для применения на общей сети железных дорог России, съемные кузова
Рис. 1. Специальные морские контейнеры компании «Stora Enso» грузоподъемностью до 80 т: а - контейнер SECU; б - контейнер SECU (по центру) в сравнении с контейнерами стандарта ISO; в - контейнер SECU, установленный на железнодорожную платформу
е
а
Рис. 2. Съемные кузова компании «^АБСОБА»: а - вагон-платформа со съемным кузовом для перевозки леса; б - вагон-платформа со съемным
кузовом открытого типа
б
WASCOSA не приспособлены для многоярусного складирования, не обеспечивают погрузку и выгрузку грузов на существующих погрузочно-выгрузочных комплексах, имеют относительно низкую грузоподъемность (59,6 т) и высокую массу тары (13 т).
Ширина съемных кузовов не превышает 2,5 м, поэтому при перевозке железнодорожным транспортом они не используют допускаемую погонную нагрузку и ширину габарита [6].
Компания «Innofreight» разработала ряд новых съемных кузовов увеличенной до 2,9 м ширины (рис. 3), длина которых составляет 10, 20, 30 футов (3,048, 6,096 и 9,144 м) [9]. Эти съемные кузова оборудованы фитингами, установленными на стандартных для контейнеров ISO расстояниях. Съемные кузова Innofreight открытого типа (рис. 3, в) разгружаются при помощи вилочного погрузчика, который при этом осуществляет подъем съем-
ного кузова посредством карманов, расположенных в нижней части съемного кузова, поворачивает его и выгружает содержимое через верх [10].
Съемный кузов типа <хоппер» компании «Innofreight» для транспортировки тяжелых сыпучих грузов (рис. 3, в) оборудован системой гравитационной разгрузки через бункера и нижние люки (высыпание сыпучего груза под действием собственного веса). Кузов типа «цистерна» (рис. 3, г) предназначен для перевозки жидких грузов, имеет конструкцию котла, состоящую из двух конусов. Длина съемных кузовов составляет 30 футов.
Достоинствами съемных кузовов компании «1ппой^Ы» являются возможность использования в интермодальных перевозках, высокая скорость разгрузки. Однако, на наш взгляд, они имеют и существенные недостатки при перевозках в поездах, из-за малых размеров съемных кузовов и недостаточной грузоподъ-
а
Рис. 3. Съемные кузова компании «Innofreight»: а - вагон-платформа со съемным кузовом открытого типа; б - вагон-платформа со съемным кузовом закрытого типа; в - вагон-платформа со съемным кузовом типа «хоппер»; г - вагон-платформа со съемным кузовом типа «цистерна»
б
е
2
емности недоиспользуются габарит подвижного состава, погонная нагрузка, допустимая масса поезда. В результате данный подвижной состав для колеи 1520 мм, по нашему мнению, малоэффективен, кроме того, изменение технологии разгрузки требует создания новых разгрузочных пунктов с приобретением дорогостоящей разгрузочной техники.
В связи с выявленными недостатками съемных кузовов зарубежного производства предлагается разработать перспективный модельный ряд съемных кузовов вагонов, обладающих значительно лучшими техническими характеристиками, что даст возможность повысить удобство погрузочно-разгрузочных операций, складировать съемные кузова ярусами на от-
дельных площадках и обеспечить максимальную эксплуатацию вагона на протяжении всего жизненного цикла без спада спроса при сезонных колебаниях отправки грузов [11, 12].
Перспективный модельный ряд съемных кузовов
Исходя из номенклатуры перевозимых грузов, был разработан перспективный модельный ряд съемных кузовов [13-16], обладающих значительно лучшими техническими характеристиками по сравнению со съемными кузовами зарубежного производства, приближающимися к характеристикам вагонов, что позволит сократить простои, увеличить эффективность эксплуатации вагонов. Предлагаемый модельный ряд съемных кузовов может быть расширен в соответствии с рыночной конъюнктурой (рис. 4).
Существенные колебания объемов погрузки в течение года наблюдаются как на отдельных железных дорогах, так и в целом по общей сети железных дорог. В связи с сезонными колебаниями спроса на перевозку различных грузов многие узкоспециализированные вагоны (для леса, зерна, химических грузов и др.) длительно простаивают.
Эксплуатация вагон-платформы с разными типами съемных кузовов обеспечит транспортировку широкого спектра грузов, таких как металлопрокат, уголь, стройматериалы (если использовать открытый съемный кузов), лес и трубы (при оборудовании торцевыми стенами и специальными стойками), сыпучие грузы (если установить кузов типа «хоппер»), охлажденные грузы (при применении кузова типа «термос»).
Одной из моделей съемного кузова является кузов-цистерна. Вагон-платформа, оборудованная съемным кузовом-цистерной, образует стандартный вагон-цистерну для перевозки химических грузов. Предлагается расширить типоразмерный ряд съемных кузовов-цистерн четырьмя типами кузовов длиной 13,716 м, отличающимися по диаметру, объему котла и
грузоподъемности (табл. 1). Предложенный ряд перекрывает все плотности перевозимых химических грузов.
Эксплуатация вагон-платформы с различными съемными кузовами-цистернами, соответствующими типу перевозимого груза, обеспечит транспортировку широкого спектра грузов, таких как кислоты, жидкие химические продукты, серная, соляная, азотная кислоты, этиловая жидкость, метанол и др. В основу типоразмерного ряда положено соответствие объема котла грузоподъемности с учетом допускаемого недолива при 80 %-ной загрузке.
Определение потребного парка подвижного состава и оценка эффекта от использования съемных кузовов
Сезонные колебания отправки грузов наблюдаются как у высокодоходных, так и у среднедоходных грузов. Например, исходя из рис. 5, видно, что во время спада спроса на соду и химикаты наблюдается повышенный спрос на перевозку черных металлов, а во время спада спроса на транспортировку зерна возникает повышенный спрос на лес и минеральные удобрения. Традиционная методика расчета потребного парка ориентирована на годовые объемы перевозок.
Предлагаемый подход к определению потребного парка заключается в следующем: количество вагон-платформ N должно
х 1 плат.сум
обеспечивать погрузку грузов в месяц с максимальным объемом погрузки грузов:
N =
плат.сум
= шах{ВДлЛ,ЕГ=1 N^2, ... ,ВД^},
где у - количество вагон-платформ для перевозки съемных кузовов с грузом I в месяц У; т - количество видов перевозимых грузов, требующих специального подвижного состава; у = 1, ..., 12 - количество месяцев в году, в которых осуществляются перевозки.
Рис. 4. Перспективный модельный ряд съемных кузовов вагонов для железной дорога колеи 1520 мм: 1 - открытого типа; 2 - крытый съемный; 3 - для перевозки металла в рулонах; 4 - для перевозки труб; 5 - для перевозки жидких грузов; 6 - для перевозки колесных пар; 7 - крытый типа «хоппер»; 8 - для перевозки леса; 9 - типа «платформа»
ТАБЛИЦА 1. Типоразмерный ряд съемных кузовов-цистерн
Наименование параметров Съемные кузова-цистерны
Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4
Масса тары не более, т 9,25 8,4 7,5 6,8
Грузоподъемность, т 71,5 72,35 73,25 73,95
Масса брутто, т 80,75 80,75 80,75 80,75
Объем, м 3 90,5 72,4 58 46
Диаметр котла внутренний, мм 2950 2650 2400 2150
Длина, мм 13 716 13 716 13 716 13 716
Ширина, мм 3190 3190 3190 3190
Рис. 5. Средние объемы перевозок грузов за 2013-2016 гг. на сети ОАО «РЖД»: а - высокодоходные грузы: 1 - сода, химикаты, 2 - черные металлы; б - среднедоходные грузы:
1 - лес, 2 - зерно, 3 - минеральные удобрения
a
б
В месяцы с меньшим объемом перевозок невостребованные вагон-платформы для съемных кузовов могут быть оставлены в запас, использоваться для перевозки контейнеров или низкодоходных грузов.
В отличие от потребного парка вагон-платформ потребный парк съемных кузовов N должен быть равен сумме максималь-
ск.сум 1 J
ных месячных потребностей в кузовах для каждого из видов груза:
^к.сУм = ^ max {Nck.,1,NckA2, ... ,NCKAn }.
Потребность в специализированных вагонах на заданный объем погрузки рассчитывается по аналогии с определением потребности в съемных кузовах:
N = , х
ваг. сум i—1
х max{ NBar
Величину потребного парка по каждому виду груза можно рассчитать по следующим формулам:
- для вагон-платформ под перевозку съемных кузовов:
Q -T-
для вагонов под перевозку грузов:
О.. -т..
ваг. у ^ р 30'
ст.ваг. г
для съемных кузовов под перевозку гру-
зов:
NCK. v=kp
Q T.
V
•30
пл. V
P -30
ст.пл. 1 •JK'
где О. - масса перевозимого груза типа г в месяц . рст.ваг. Р Рст.пл. Р Рст.ск. / - статическая нагрузка вагона, вагон-платформы и съемного кузова соответственно; Т. - оборот вагона при перевозке грузов типа г; к = 1,1 - коэффициент, учитывающий нахождение вагонов в ремонте.
В качестве примера был сделан расчет потребного парка для условной перевозочной компании, осуществляющей перевозки соды и химикатов, черных металлов, леса, зерна и минеральных удобрений в объеме 1 % от среднего объема перевозок этих грузов на сети ОАО «РЖД» за 2013-2016 гг. Погрузка по месяцам также принималась средней за последние 4 года (рис. 5).
Принятые виды грузов, объемы перевозок и характеристики использования подвижного состава приведены в табл. 2.
ТАБЛИЦА 2. Объемы перевозок и характеристики использования подвижного состава
Наименование параметра Объем перевозок (в год), тыс. т Максимальный объем перевозок (в месяц), тыс. т Средняя статическая нагрузка вагона, т Средняя статическая нагрузка съемного кузова, т Средний оборот, сут.
Сода и химикаты 91,9 9,3 67 64 15
Черные металлы 72,9 7,3 46 44 14
Лесные грузы 1218,9 143,8 54 51 13
Зерно 1826,0 208,6 66 63 15
Минеральные и химические удобрения 1538,5 165,3 71 68 15
И т о г о 4748,2 534,4 - - -
По результатам расчета для осуществления заданного объема перевозок потребуется 3476 вагон-платформ и 4243 съемных кузовов пяти типов, соответствующих номенклатуре перевозимых грузов. В то же время, если осуществлять эти перевозки пятью типами специализированных вагонов, то их потребный парк составит 4042 вагона.
Полученный результат свидетельствует о том, что за счет более интенсивной работы вагон-платформ для перевозки съемных кузовов потребный парк вагонов сокращается на 14 %. Потребный парк съемных кузовов увеличивается на 4 % в сравнении со специализированными вагонами из-за их несколько меньшей грузоподъемности. Однако, учитывая разницу в стоимости вагонов и съемных кузовов, экономия капиталовложений на закупку подвижного состава может составлять 38 %.
Технические решения крепления съемных кузовов на железнодорожном подвижном составе
Главной проблемой при увеличении размеров и грузоподъемности съемных кузовов является их крепление на подвижном составе. Широко распространенные в контейнерах фитинги допускают продольные нагрузки, возникающие при эксплуатации и проведении железнодорожных операций только 300 кН
[17].
За рубежом на контейнерах 1 ЕЕ, длина которых составляет 45 футов [18], применяются в основном крепления с удвоенным количеством фитингов, но испытания показали, что при ударах из-за имеющихся зазоров между фитингами и упорами нагрузку воспринимают только два фитинга. Поэтому увеличение числа фитингов без усовершенствования конструкции крепления не даст эффекта.
Другим возможным вариантом является использование крепления без применения упоров фитингов [19]. Такие крепежные устройства внедрены на железнодорожных платформах, эксплуатируемых в США. Существует
ряд зарубежных патентов, где для крепления съемных кузовов предлагаются клиновидные упоры, и другие сложно реализуемые технические решения, например автоматически запирающиеся упорки [19]. Данные устройства оборудованы пружинными фиксаторами и представляют собой поворотный замок, который в процессе установки контейнера вращается под его тяжестью, а затем, когда контейнер полностью расположен на угловых опорах, защелкивается в запертое положение.
На наш взгляд, такие решения металлоемки и не надежны из-за возникающих местных деформаций. Кроме того, применение данных креплений в России нерационально вследствие погодных условий, в зимний период из-за низких температур возникает высокий риск заклинивания подвижных частей крепежного механизма.
Поэтому в первую очередь увеличение грузоподъемности съемных кузовов требует разработки устройства, обеспечивающего большую допускаемую нагрузку на крепления. По нашему мнению, для обеспечения прочности при повышающихся нагрузках целесообразным техническим решением является оборудование съемного кузова дополнительными фитингами в поперечном направлении, а на концевых балках вагон-платформы - установка устройства крепления в виде опорной плиты с упорами фитингов, имеющей возможность поворота вокруг центра (рис. 6), что обеспечит равномерное распределение нагрузки между упорами фитингов [13]. Применение опорных плит с упорами фитингов обеспечит надежное крепление съемных кузовов при увеличенных нагрузках.
Опорная плита с упорами фитингов работает следующим образом: в ходе эксплуатации вагон-платформы со съемным кузовом при продольных ударах значительной силы, превышающих силы трения между опорной плитой и концевыми балками вагон-платформы, съемный кузов начинает перемещаться, выбирается зазор а1 между упором фитинга и нижним фитингом (рис. 7, а). После выбора зазора и соприкосновения упора фитинга с
JH
0
а
Рис. 6. Опорная плита с упорами фитингов: а - вагон-платформа, оснащенная опорными плитами; б - общий вид опорной плиты
б
а
Рис. 7. Опорная плита с упорами фитингов: а - неравные зазоры; б - выбор зазоров; в - отсутствие зазоров
а
б
в
фитингом опорная плита поворачивается вокруг оси до выбора а2 между вторым упором фитинга и фитингом (рис. 7, б), опорная плита переместится на угол а. После перемещения опорной плиты на угол а при соударениях вагонов нагрузки между упорами фитингов выровняются (рис. 7, в). Если первоначально зазор а2 будет больше ах, то упор фитинга повернется в другую сторону и нагрузки также будут равномерными.
Верхние фитинги съемного кузова расположены на ширине, стандартной для контейнеров ISO, что дает возможность осуществлять подъем съемного кузова грузоподъемным оборудованием, таким как кран козлового типа, ричстакер, погрузчик, а также складировать порожние съемные кузова ярусами.
Преимущества предлагаемых съемных кузовов
Предлагаемые съемные кузова по сравнению с контейнерами и съемными кузовами зарубежного производства обладают значительно лучшей технической характеристикой и имеют ряд преимуществ (табл. 3). Так, в сравнении с контейнерами аналогичной длины (серии 1 ЕЕ), объем которых составляет 78,8 м3, а вес перевозимого груза 26 т, съемный кузов
позволяет увеличить вес перевозимого груза до 73 т и объем кузова до 115 м 3.
Конструкция зарубежных съемных кузовов не предусматривает складирование ярусами, рассматриваемая рассчитана на многоярусное складирование, что позволит использовать меньшие складские площадки.
Применение вагонов со съемными кузовами дает возможность сократить простои, а также обеспечить максимальную эксплуатацию вагон-платформы на протяжении всего жизненного цикла без спада спроса при сезонных колебаниях отправки грузов.
Выводы
Предложены технико-экономические параметры нового для железной дорога колеи 1520 мм подвижного состава — вагонов со съемными кузовами увеличенных объема и грузоподъемности, в которых основная и наиболее дорогая часть (рама с ходовыми частями, тормозами и автосцепным устройством) будет постоянно эксплуатироваться, а съемные кузова будут меняться в зависимости от запросов на рынке перевозок.
Разработан перспективный модельный ряд съемных кузовов, позволяющий перевозить широкую номенклатуру грузов.
ТАБЛИЦА 3. Сравнение технических характеристик съемных кузовов с контейнером аналогичной длины и съемным кузовом зарубежного производства
Наименование параметров Предлагаемый съемный кузов Контейнер серии 1 ЕЕ DCPW1 ЕЕ Съемный кузов WASCOSA
Перевозимые грузы Насыпные и навалочные грузы
Масса тары не более, т 9,25 4,05 13
Грузоподъемность, т 73 26,43 59,61
Объем, м 3 115 78,8 85,72
Размеры кузова наружные максимальные:
Длина, мм 13 716 13716 18320
Ширина, мм 3250 2438 2430
Высота, мм 3080 2591 —
Предложенные вагоны со съемными кузовами имеют основные преимущества:
- в сравнении с контейнерами серии 1 ЕЕ:
• повышение веса перевозимого груза до 73 т вместо 26 т,
• увеличение объема до 115 м 3 вместо 78,8 м3;
- в сравнении с зарубежными съемными кузовами:
• увеличение ширины съемного кузова до 3250 мм вместо 2900 мм,
• многоярусное складирование,
• больший объем,
• повышенная грузоподъемность;
- в сравнении со специализированными вагонами:
• снижение затрат на оплату простоя на железнодорожных путях,
• сокращение потребного парка подвижного состава на 10-30 %,
• уменьшение капиталовложений при закупке подвижного состава (с учетом съемных кузовов) на 40 %,
• обеспечение максимальной эксплуатации вагонов на протяжении всего жизненного цикла,
• снижение стоимости ремонта,
• сокращение простоев на погрузочно-разгрузочных операциях, а также при сезонных колебаниях объемов перевозок грузов.
Разработано устройство крепления, обеспечивающее надежную фиксацию съемного кузова на раме вагон-платформы при повышенных нагрузках на крепежные элементы и увеличенной грузоподъемности съемного кузова.
В совокупности указанные преимущества позволяют оптимизировать технологию переработки поездов, повысить экономическую эффективность вагонов, и в конечном итоге переход к предложенной грузовой системе -это путь к увеличению эффективности железных дорог.
Библиографический список
1. Шуркина В. С. Краткий автомобильный справочник / В. С. Шуркина, И. Д. Тузовский. - М. : Транспорт, 1979. - 464 с.
2. Леншин И. А. Логистика. Ч. 1-2 / И. А. Лен-шин, Ю. И Смоляков. - М. : Машиностроение, 2002. - 424 с.
3. Шпур Г. Автоматизированное проектирование в машиностроении / Г. Шпур, Ф. Краузе ; пер. с нем. Г. Д. Волковой и др. - М. : Мир, 1991. - 648 с.
4. Лукинский В. С. Логистика автомобильного транспорта: учеб. пособие / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 368 с.
5. SECU-Box for Better utilization of Load Capacity. Advantage Environment - 2009. - URL : http://advantage-environment.com (дата обращения: 10.04.2015).
6. WASCOSA's flex freight system. Edition. Switzerland, 2012. - URL : http://www.wascosa.ch (дата обращения: 10.04.2017).
7. Патент № CH 700850 (А1) по кл. B61D3/00 от 29.10.2010. - URL : http://www1.fips.ru (дата обращения: 10.04.2017).
8. UIC CODE 592-4. Swap bodies for grab handling and spreader gripping. Technical conditions. - Intr. 2007-05-03. - Paris, France, 2003. - 44 p.
9. Innofreight. - URL : http://www.wascosa.ch (дата обращения: 05.04.2017).
10. Патент № EP1690809 (A2) по кл. B61D9/00; B65D88/00; B65D88/12; B65D88/56; B66F9/18 от 16.08.2006. - URL : http://www1.fips.ru (дата обращения: 05.04.2017).
11. Даукша А. С. Съемные кузова - инновационный вариант совершенствования конструкции вагонов / А. С. Даукша // Системы автоматизированного проектирования на транспорте : сб. тр. V Между-нар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС,
2014. - С. 50-52.
12. Даукша А. С. Совершенствование вагонов на основе использования съемных кузовов / А. С. Даукша, Ю. П. Бороненко // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты : сб. тр. X Междунар. науч.-технич. конференции. - СПб. : ПГУПС,
2015. - С. 45-53.
13. Заявка на патент на вагон-платформу со съемными кузовами № 2016144496 от 14.11.2016. - URL : http://www1.fips.ru (дата обращения: 14.11.2016).
14. Заявка на патент на съемный кузов закрытого типа № 2016152492 от 29.12.2016. - URL : http://www1.fips.ru (дата обращения: 29.12.2016).
15. Заявка на патент на съемный кузов-цистерну № 2017108170 от 13.03.2017. - URL : http://www1. fips.ru (дата обращения: 13.04.2017).
16. Заявка на патент на съемный кузов для грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков № 2017108176 от 13.03.2017. - URL : http://www1. fips.ru (дата обращения: 15.04.2015).
17. ГОСТ Р 20527-2008. Фитинги угловые крупнотоннажных контейнеров. Конструкция и размеры. - Введ. 1983-01-01. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 10 с.
18. ГОСТ Р 51891-2008. Контейнеры грузовые серии 1. Фитинги. Технические условия. - Введ. 2008-06-23. - М. : Стандартинформ, 2008. - 31 с.
19. Kentner Pat. The Car & Locomotive Cyclopedia / Pat. Kentner, B. Brundige, J. C. Thorpe, J. Win-field, W. W. Kratville, L. J. O'Connor. - Hardcover : Simmons Boardman Publ. Co, 1997. - 1136 р.
References
1. Shurkyns V. S. & Tuzovskiy I. D. Kratkiy avto-mobilniy spravochnyk [Automotivepocket book]. Moscow, Transport Publ., 1979, 464 p. (In Russian)
2. Lenshyn I. A. & Smolyakov Y. I. Logistika [Logistics]. Moscow, Mashinostroyeniye Publ., 2002, pt. 1-2, 424 p. (In Russian)
3. Shpur G. & Krauze F. Avtomatyzyrovannoye proyektyrovaniye v mashinostroyenii [Automated design engineering in mechanical engineering]. Moscow, Mir Publ., 1991, 648 p. (In Russian)
4. Lukinskiy V. S., Berezhnoy V. I. & Berezh-naya Y. V. Logistika avtomobylnogo transporta [Highway transport logistics]. Moscow, Fynansy i statystyka [Account and statistics] Publ., 2004, 368 p. (In Russian)
5. SECU-Box for Better utilization of Load Capacity. Advantage Environment, 2009.- URL: http:// advantage-environment.com (accessed: 10.04.2017)
6. WASCOSA s flex freight system. Edition. Switzerland, 2012. - URL: http://www.wascosa.ch. (accessed: 10.04.2017)
7. Patent no. CH 700850 (A1) po kl. B61D3/00 ot 29.10.2010 [Patent N CH 700850 (А1) cl. B61D3/ 00 dated29.10.2010].- URL: http://www1.fips.ru (accessed: 10.04.2017).
8. UIC CODE 592-4. Swap bodies for grab handling and spreader gripping. Technical conditions. Intr. 2007-05-03. Paris, France, 2003, 44 p.
9. Innofreight. - URL: http://www.wascosa.ch (accessed: 05.04.2017) (In Russian)
10. Patent no. EP1690809 (A2) po kl. B61D9/00; B65D88/00; B65D88/12; B65D88/56; B66F9/18 ot 16.08.2006 [PatentNEP1690809 (A2) cl. B61D9/00; B65D88/00; B65D88/12; B65D88/56; B66F9/18 dated 16.08.2006]. - URL: http://www1.fips.ru (accessed: 05.04.2017) (In Russian)
11. Dauksha A. S. Syemniye kuzova - innovatsion-niy variant sovershenstvovaniya konstruktsii vagonov. Systemy avtomatyzyrovannogo proyektyrovaniya na transporte [Swap bodies - innovative version of railroad cars design development. Engineering automated systems on transport]. Sbornyk trudov VMezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the 5th International training conference]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2014, pp. 50-52. (In Russian)
12. Dauksha A. S. & Boronenko Y. P. Sover-shenstvovaniye vagonov na osnove ispolzovaniya syemnykh kuzovov [Railroad cars improvement on the basis of swap bodies application]. Podvyzhnoy sostav XXI veka: idei, trebovaniya, proyekty. Sbornyk trudov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Rolling stock of the XXIst century: ideas, requirements, projects. Proceedings of the 10th International training conference]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2015, pp. 45-53. (In Russian)
13. Zayavka na patent na vagon-platformu so syemnymy kuzovamy N 2016144496 ot 14.11.2016 [Application for a patent on flat wagons with swap bodies N 2016144496 dated 14.11.2016].- URL: http:// www1.fips.ru (accessed: 14.11.2016) (In Russian)
14. Zayavka na patent na syemniy kuzov zakry-togo typa [Application for a patent on close type swap body N2016152492 dated29.12.2016]. - URL: http:// www1.fips.ru. (accessed: 29.12.2016) (In Russian)
15. Zayavka na patent na syemniy kuzov-tsisternu N 2017108170 ot 13.03.2017 [Application for a patent on a swap tank-car body N 2017108170 dated 13.03.2017]. - URL: http://www1.fips.ru (accessed: 13.04.2017) (In Russian)
16. Zayavka na patent na syemniy kuzov dlya gru-zov, ne trebuyushykh zashyty ot atmosfernykh osad-kov N 2017108176 ot 13.03.2017. [Application for a
patent on a swap body for weather sustainable loads N 2017108176 dated 13.03.2017]. - URL: http:// www1.fips.ru. (In Russian)
17. GOSTR 20527-2008. Fitingy ugloviye krup-notonnazhnykh konteinerov. Konstruktsiya i razmery [State Standard R 20527-2008. Angle fittings for gross weight freight containers. Design and dimensions]. Intr. 1983-01-01. Moscow, IPK Publishing and Printing Complex, 2004, 10 p. (In Russian)
18. GOSTR 51891-2008. Konteynery gruzoviye serii 1. Fitingy. Tekhnicheskiye usloviya [State Standard R 51891-2008. Lot 1 freight containers. Fittings. Technical regulations]. Intr. 2008-06-23. Moscow, Standartinform Publ., 2008, 31 p. (In Russian)
19. Kentner Pat, Brundige B., Thorpe J. C., Win-field J., Kratville W. W. & O'Connor L. J. The Car & Locomotive Cyclopedia. Hardcover, Simmons Board-man Pub Co Publ., 1997, 1136 p.
БОРОНЕНКО Юрий Павлович - доктор техн. наук, профессор, boron49@ya.ru; *ДАУКША Анфиса Сергеевна - аспирант, ads1989@rambler.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).