Научная статья на тему 'Перспективы внедрения в систему теплоснабжения Амурской области изменений федерального законодательства в сфере теплоснабжения'

Перспективы внедрения в систему теплоснабжения Амурской области изменений федерального законодательства в сфере теплоснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / HEAT SUPPLY SYSTEM / ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ / HEAT ENERGY / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ / ТАРИФ / TARIFF / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / HEAT NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хондошко Ю.В.

В статье рассмотрены основные положения изменений федерального законодательства и возможность применения новой модели к системе теплоснабжения Амурской области.The article considers the main provisions of changes in federal legislation and the possibility of applying a new model to the heat supply system of the Amur Region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения в систему теплоснабжения Амурской области изменений федерального законодательства в сфере теплоснабжения»

УДК 697.341

Ю.В. Хондошко

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

В статье рассмотрены основные положения изменений федерального законодательства и возможность применения новой модели к системе теплоснабжения Амурской области.

Ключевые слова: система теплоснабжения, тепловая энергия, потребитель, тепловые сети, тариф, инвестиции.

PERSPECTIVES OF INTRODUCTION TO THE HEAT SUPPLY SYSTEM AMUR REGION OF CHANGES OF THE FEDERAL LEGISLATION IN THE FIELD OF HEAT SUPPLY

The article considers the main provisions of changes in federal legislation and the possibility of applying a new model to the heat supply system of the Amur Region.

Key words: heat supply system, heat energy, consumer, heat networks, tariff, investments.

Системы теплоснабжения различных населенных пунктов России в настоящий момент функционируют фактически без какой-либо системы долгосрочного планирования своего развития. Регулирование данной сферы отнесено в основном к полномочиям муниципальных властей, которые в большинстве случаев не в состоянии принимать долгосрочные стратегические решения в силу различного рода сложностей, связанных с эксплуатацией объектов теплоснабжения. В качестве основных причин можно отметить отсутствие у муниципальных властей заинтересованности, низкий уровень ответственности за надежность теплоснабжения, малое финансирование, большое количество управляющих компаний.

Нормативно-правовая база, регламентирующая функционирование объектов теплоснабжения, сформирована не в пользу частных компаний, которые оказываются в заведомо невыгодном положении. Неравное распределение возможностей, прав и обязанностей сторон, государственных органов власти и бизнеса, - всё это подрывает экономическую основу отрасли, которая не имеет финансовой базы для расширенного воспроизводства. В большинстве случаев нет единого центра ответственности за качество и надежность тепловой энергии перед потребителем, в итоге никто ни за что не отвечает, никто не заинтересован эффективно распределять нагрузку внутри системы централизованного теплоснабжения. Потребитель оплачивает расходы каждой теплоснабжающей организации, независимо от их количества и востребованности. Государство на данный момент способно ограничивать только темп роста тарифа. Но в отсутствии понятных ценовых индикаторов это не защищает потребителя. В итоге есть постоянный спрос на тепловую энергию, но тарифы непрерывно растут и нет инвестиций в эту важную область экономики.

Достаточно большую роль в структуре централизованного теплоснабжения потребителей России играют теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), однако их доля медленно, но неуклонно снижается из-за неоптимальных тарифных и институциональных условий работы местных рынков тепла. Продажи тепловой энергии электростанциями теплогенерирующих компаний дают от четверти до половины суммарной выручки. Поэтому тарифная политика региональных властей, приводящая к хронической убыточности ТЭЦ по теплу (в среднем это 6 - 8%), существенно ухудшает финансовые показатели и собственные инвестиционные возможности теплогенерирующих компаний.

Всё чаще поднимается вопрос о разработке законопроекта об альтернативной котельной. Предельные цены, установленные по принципу альтернативной котельной, рассчитываются на уровне стоимости строительства нового автономного источника тепла (котельной) на определенной территории. Любая единая теплоснабжающая организация сможет применять такую цену в отношениях с потребителями. Следовательно, появляется источник для инвестиций. При этом внутри одной системы теплоснабжения предусматривается конкуренция по цене между источниками и возможность приобретать тепловую энергию в большем объеме у источника с низкой себестоимостью.

Наряду с экономическими показателями не стоит забывать и о высокой степени износа тепловых сетей во многих регионах России, а также об аварийном состоянии объектов систем теплоснабжения.

Основным документом, на федеральном уровне задающим направления изменения законодательства в теплоэнергетике, является «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р). Она предусматривает, в частности, что на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее трех лет, будут определены показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. В отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы.

В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут приняты меры, направленные на решение следующих задач:

1) повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством, тарифными планами, работой теплоснабжающих организаций в области выполнения договорных обязательств;

2) реализацию теплоснабжающими организациями мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также надежности объектов систем теплоснабжения;

3) предотвращение аварийного износа тепловых сетей;

4) стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности в сфере теплоснабжения как среди теплоснабжающих организаций, так и среди потребителей тепловой энергии;

5) обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения;

6) стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей, внедрение альтернативных источников энергии;

7) повышение управляемости систем теплоснабжения при помощи автоматических систем регулирования.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо достичь сформированных и ранее обсуждавшихся целей. Существует острая необходимость модернизации тепловых сетей с переходом на

независимые схемы теплоснабжения, со снижением температуры теплоносителя до 100°С и ниже, а также с оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии необходимо широко применять методы сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии. Стоит обратить внимание и на загрузку наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных (в том числе на основании схем теплоснабжения).

В Правительстве РФ были определены ближайшие задачи по изменению экономической модели функционирования рынка теплоснабжения. Речь идет о введении радикально новой модели работы рынка теплоснабжения. Переходу от существующего тарифного плана к долгосрочным тарифам, позволяющим инвесторам окупать свои инвестиции с рыночной нормой прибыли. Установление стоимости производства тепловой энергии при использовании такого метода предполагается на уровне, не превышающем стоимости тепловой энергии, производимой современной и технологически эффективной котельной.

Новая модель рынка тепловой энергии будет стимулировать развитие эффективных источников тепла с понятными источниками инвестиций и основываться на долгосрочном взаимодействии власти с ответственными инвесторами.

В частности, проектом Постановления Правительства «Об утверждении правил и порядка определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включающих правила и порядок индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» предусмотрено определение предельного уровня цены на тепловую энергию из общей тепловой сети с использованием метода «альтернативной котельной» по правилам, утверждаемым Правительством РФ, с использованием формулы, включающей технико-экономические параметры «альтернативной котельной», с учетом региональных особенностей. Также предусмотрено определение предельного уровня цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения. Для достижения положительной динамики в ходе решения существующих проблем необходима либерализация цен для источников тепловой энергии, а также отмена ценового регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных расценок на услуги по передаче тепловой энергии.

Предусмотрено усиление функций ежедневного технического обслуживания для потребителей тепловой энергии, в том числе по вопросам обеспечения надежности и качества теплоснабжения перед каждым потребителем.

Единая теплоснабжающая организация должна отвечать за оптимизацию загрузки тепловых мощностей, обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системой теплоснабжения (развитие системы теплоснабжения и ее вывод на целевой уровень).

Для повышения качества работы единой теплоснабжающей организации необходимо:

1) ввести обязанности по разработке схемы теплоснабжения с учетом сохранения ее статуса как документа, определяющего планы по развитию систем теплоснабжения;

2) ввести меры по стимулированию перехода от владения объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на иные виды владения;

3) усилить ответственность за невыполнение или недобросовестное выполнение задач организации теплоснабжения, в том числе ввести экономические санкции за несоблюдение данных функций.

Рассмотренная модель в различных ее проявлениях уже существует в странах, где есть централизованное теплоснабжение, прежде всего в странах Северной Европы.

В каждой системе централизованного теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, - как правило, самая большая в системе, которая отвечает за надежность и качество теплоснабжения, полностью выстраивает все планы инвестиций, планы развития в этом секторе.

Устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не из затрат или какой-то нормы прибыли, а из цены альтернативной котельной, т.е. альтернативного источника теплоснабжения. Если можно найти другой источник - стоимость производимого тепла известна. А если найти другой источник невозможно, используется существующий, но тогда цена тепловой энергии от этого источника не должна быть выше альтернативной.

В соответствии с проектом Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил и порядка определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включающих правила и порядок индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)» (далее - правила):

1. В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с правилами, ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены утверждается органом регулирования равным такому тарифу. При этом орган регулирования ежегодно рассчитывает предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в соответствии с правилами и устанавливает его в качестве индикативного уровня.

2. Такое решение действует до окончания расчетного периода регулирования, в котором индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) станет равным тарифу на тепловую энергию (мощность), действующему на дату окончания переходного периода.

3. В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с правилами, выше тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на дату окончания переходного периода, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) устанавливается органом регулирования на основании графика поэтапного, равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с правилами, но не ниже тарифа, действовавшего на дату окончания переходного периода.

4. График поэтапного, равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в виде ежегодного равномерного увеличения доли от предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), определяемого в соответствии с правилами, в течение срока действия графика, начиная с первого года его действия.

5. График поэтапного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) однократно утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок не более 5 лет, а при наличии полученного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, согласования - на срок не более 10 лет и в последующем изменению не подлежит.

6. Ежегодно орган регулирования устанавливает предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на очередной расчетный период регулирования посредством умножения доли, указанной в графике, на индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию, устанавливаемый на соответствующий расчетный период регулирования.

7. Порядок установления предельного уровня цены применяется до окончания расчетного периода регулирования, когда предельный уровень цены станет равным индикативному предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность), устанавливаемому на указанный период.

8. Вся территория страны, согласно законодательному проекту, будет разделена на 8 температурных зон, принадлежность к которым повлияет на определение расходов на строительство котельной и теплосетей.

В целом по стране реально выдержать те показатели, которые зафиксированы в прогнозе социально-экономического развития, т.е. инфляция плюс один процент. При этом для инвесторов это долгосрочное регулирование. Они заинтересованы в такой модели и начнут инвестировать прежде всего в крупных населенных пунктах, затем перейдут на средние и малые города и районы.

Ожидается, что общий объем инвестиций до 2025 г. составит около 2,5 трлн. рублей, причем по крупным городам, по крупным агломерациям это уже, по сути, планы и обязательства инвесторов в случае внедрения модели. Предельные сроки, которые устанавливаются для завершения процесса перехода к новой системе - 2020 г. для крупных городов (либо для тех, где есть ТЭЦ), 2023 г.- для всех остальных.

В результате выполнения Дорожной карты будет сформирована институциональная среда, предусматривающая:

либерализацию отношений в сфере теплоснабжения, основанную на принципах конкуренции с альтернативными способами теплоснабжения потребителей тепловой энергии;

переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями тепловой энергии.

Прорабатывается вариант пилотных проектов, когда регионы, заинтересованные в развитии собственного теплоснабжения, при желании смогут принимать тарифные решения, отличные от социально-экономического прогноза.

Из вышеизложенного видно, что система теплоснабжения Амурской области может стать перспективным пилотным проектом для реализации данной модели, так как в области, наряду с множеством котельных различной мощности, имеются Благовещенская ТЭЦ, а также Райчихинская ГРЭС. Потребителями тепловой энергии являются в основном районы жилой застройки и сельское хозяйство, но не стоит исключать и строящиеся объекты - город Циолковский, космодром «Восточный», Амурский газоперерабатывающий завод и др.

1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Инженерное оборудование зданий и сооружений и внешние сети. Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха: сборник нормативных актов и документов /. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 379 с. - 978-5-905916-34-2. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30242.html

2. Тепловые сети. Современные решения: труды конференции / Ю.В. Балабан-Ирменин [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М.: Новости теплоснабжения, 2005. - 180 с. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.ipr-bookshop.ru/5030.html

3. Ливчак, В.И. Стратегия энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере // АВОК. - 2001. - № 6. - С. 10-14.

4. Стронг, А.С. Опыт энергетического мониторинга жилых домов с централизованным теплоснабжением / А.С. Стронг, М.В. Никулин // Энергосбережение. - 2001. - № 4. - С.68-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.