сельскохозяйственной переписи 2016 г. // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2018.- №8(41) - С.3-13.
10.Петриков, А.В., Шишкина, Е.А. Тенденции использования земельных ресурсов в различных категориях хозяйств и в субъектах Российской Федерации по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. // Московский экономический журнал. - 2018. - №5 - С.33.
11.Тарасов, А.Н. Государственное экономическое регулирование структурных преобразований в региональном АПК // В сборнике материалов научно-практической конференции: Структурные преобразования регионального АПК: экономические проблемы и решения. Редакторы: Рассказов А.В. Начальник Управления развития предпринимательства, кооперации и фермерства Минсельхоза России, Милосердов В.В., Академик Россельхозакадемии, проф., директор ВНИЭТУСХ, Родионова О.А., д-р экон. наук, зав. сектором экономических отношений ВНИЭТУСХ. 2002. С.121-123.
12.Шарипов, Ш.И., Ибрагимова, Б.Г. Современные тенденции и экономические аспекты перевода агросектора региона на технологическую основу // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. - 2018. - №3 - С.58-65.
13.Шарипов, Ш.И. Аграрный сектор Дагестана: рост без развития. // Аграрная Россия. - 2010. - №6. - С.9-11.
14.Яхьяев, Г.У. Инновационные решения как предпосылка интенсификации сельского хозяйства: теоретический аспект // В сборнике: Инновационные технологии в науке нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.139-143.
УДК 656.073 ББК 65.2
Тагиров Шамиль Магомедович - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Tagirov Shamil Magomedovich - Candidate of economic science, docent, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan State University of National Economy
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ И АВИАЦИОННОМ ТРАНСПОРТЕ РД
PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON IRON-READY AND AVIATION TRANSPORT OF REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье приведены возможности современных цифровых технологий и цифровизации в целом; выявлены основные направления развития
цифровых технологий на региональном уровне; определена роль цифровизации в развитии транспортной отрасли и рынка транспортных услуг; проведен анализ уровня внедрения цифровых технологий на железнодорожном и авиационном транспорте РД; выявлены возможности информационных услуг на транспорте. Ключевые слова: современные цифровые технологии, цифровизация, индустрия 4.0, цифровая система, глобальные цифровые сети.
The article presents the capabilities of modern digital technologies and digitalization in general; identified the main directions of development of digital technologies at the regional level; determined the role of digitalization in the development of the transport industry and the transport services market; An analysis of the level of implementation of digital technologies on the railway and air transport of taxiways was conducted; revealed the possibility of information services in transport.
Key words: modern digital technologies, digitalization, industry 4.0, digital system, global digital networks.
Возможности современных цифровых технологий и цифровизации в целом позволяют внедрять инновационные технологии на транспорте и формировать многоуровневою транспортную инфраструктуру, объединить транспортный комплекс в единую информационную платформу, интегрироваться во все отрасли экономики страны. Российские транспортные предприятия активно включились в этот процесс, внедряя различные цифровые технологии в свою деятельность, параллельно на дорогах интенсивно стали устанавливаться интеллектуальные транспортные системы.
Российский транспортный комплекс вошел в четвертую технологическую революцию, так называемую «индустрию 4.0», которая схематично представлена на рисунке 1:
Новые системы управления
Оцифровка пространства, субъектов и процессов на транспорте
Новые материалы
Индустрия 4.0 на транспорте
Новые технологии
Новые виды транспорта
т
Новое оборудование
Рисунок 1. Индустрия 4.0 на транспорте
Цифровая экономика является составной частью 4-ой технологической революции. Текущая экономика отличается от цифровой тем, что для действующей первостепенное значение имеет
показатель ВВП, дающий оценку эффективности экономики. Дагестанские предприятия, равно как и российские в целом, первоначально производят продукцию, а затем ищут потребителей, т.е. заняты поиском рынков сбыта.
Современная экономика требует прогнозных решений -предприятия изучают спрос, определяют потенциал рынка сбыта, а затем формируют предложение в онлайн режиме. В этом аспекте прогноз приобретает ключевое значение, определяя возможные поведенческие сценарии на рынке сбыта товаров и услуг, выявляя риски и формируя событийные ситуации. Исходя из выше изложенного, цифровизация экономики в системе управления даст возможность различным компаниям определить те или иные сценарии и принять стратегические решения, имея гораздо больше информации или быть более информированными в режиме реального времени, а также перспективных экономических процессах.
Транспортный комплекс страны определил вектор своего развития в сторону цифровизации и этот процесс начался несколько лет назад, но активизация в этом направлении произошла с 2017 года. Многие крупные компании составили дорожные карты по направлениям цифровизации и методике их реализации, а также и технологических инструментариев. Так «Российские железные дороги» (РЖД) определили направления реализации функционала цифровых технологий с 4-го квартала 2017 года, в рамках комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога», рассчитанного на период до 2020 года и уже с 2018 года этот процесс перешел в активную фазу. Руководство компании планирует повысить на половину добавленную стоимость от ее деятельности за счёт внедрения цифровых технологий. Северокавказское отделение РЖД, к которому относится Дагестанский участок дороги и инфраструктура, также планирует принять активное участие в этих мероприятиях по цифровизации деятельности компании. Средства планируемой добавленной стоимости от внедрения цифровых технологий, могут быть направлены в РД на создание и развитие цифровых комплексных систем диспетчирования, реконструкции и технического перевооружение вокзалов, транспортных развязок, внедрение систем беспилотного управления железнодорожными составами, интеграцию в общую цифровую систему транспортного комплекса России.
Так же важное значение цифровизации придается и в авиации. Такие крупные авиаперевозчики, работающие по направлению Москва-Махачкала и другие города нашей страны, как Аэрофлот, Победа, ЮТэйр, Норд стар, Рэд Вингс, Норд Авиа и др., в той или иной степени уже применяют цифровые технологии в своей работе.
Например, руководство Аэрофлота определило приоритетом своей стратегической политики, в ближайшей перспективе, применение современных цифровых технологий в масштабах всей страны и не только, таких технологий как Big Data, использование международного стандарта NDC, разработку мобильных приложений.
Большие данные (Big Data) — общее название для структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, которые эффективно обрабатываются с помощью масштабируемых
программных инструментов. В России под Big Data подразумевают также технологии обработки, а в мире — лишь сам объект исследования. [3] Основные функции и задачи технологии Big Data представлены на рисунке 2.
Функции
• Big Data — собственно массивы необработанных данных
• Data mining — процесс обработки и
структуризации данных, этап аналитики для выявления закономерностей
• Machine learning — процесс машинного обучения на основе обнаруженных связей в процессе анализа
Задача
•Хранение и управление большими объемами постоянно обновляющейся информации • Структурирование разнообразных сведений, поиск скрытых и неочевидных связей для приведения к единому знаменателю •Аналитика и
прогнозирование на основе обработанной и структурированной информации
Рисунок 2. Основные функции и задачи технологии Big Data
С развитием интернет технологий, а так же цифровизации появились новые возможности в области расширенного оказания информационных услуг для пассажиров авиакомпаний, в частности стандарты NDC. Это некая платформа, в которой используются возможности цифровых технологий для передачи информации - данных XML, которая позволяет путешествующим пассажирам получить доступ ко всем тарифам авиаперевозчиков, дополнительные услуги, опции, формировать базу личных данных для каждого пользователя (с их согласия) на основе личных приоритетов, в общем понимании - некая новая стратегия по дистрибуции авиауслуг. Преимущества от внедрения NDC стандарта для каждой из заинтересованных сторон представлено на рисунке 3.
Анализ компаний, занятых в российском сегменте авиаперевозок, показал значительное отставание применения цифровых технологий от мировой тенденции. Наглядно прослеживается тенденция противостояния рынка авиатранспортных услуг, в сегменте грузоперевозок цифровизации. В этом сегменте рынка прослеживаются проблемные вопросы, связанные с документооборотом и совместной работой разных структур, задействованных на данном направлении. Полного отказа от бумажных документов еще не произошло, поэтому цифровизация позволяет системно решать вопросы, связанные с бумажными носителями. Другая проблема - грузооборот в аэропортах, в частности «Уйташ», который на данный момент находится на реконструкции. По проектным данным техническое перевооружение позволит увеличить пассажирооборот и грузооборот на 20 и 15% соответственно.
-[~Авиакомпания |
•Больше возможности донести свой продукт до конечного пассажира
•Возможность формирования предложения, направленного на конкретного пассажира
—Г~Агент |
•Более широкий доступ к продуктам авиакомпаний: доступ к продажам дополнительных продуктов и услуг авиакомпаний будет развивать агента и принесет дополнительный оборот
•Лучшее качество услуг для клиентов: возможность более расширенного предложения на основании ранее сделанных покупок, если клиент пожелал быть проидентифииированным
•Рост важности агента при проведении сравнения сложных предложений
•Значительное снижение начетов со стороны авиакомпаний (Agent Debit Memjs)
—I Пассажир I-
•Больше выбора
•Более законченное предложение продукта •Больше мест для совершения покупки •Больше возможности для сравнения различных предложений
•Больше возможности получить персонализированное предложение, основанное на пожеланиях (если потребитель этого хочет)
Рисунок 3. NDC стандарт: преимущества от внедрения.
Это хороший показатель, но пассажиропоток растет в среднем от 5 до 10% в год и составил более 1,1 млн. пассажиров в 2019 году, поэтому потенциальные проектные показатели устаревают с течением времени. А цифровизация в разы ускоряет процессы обмена информацией и соответственно все сопутствующие показатели. В данном случае необходимо создать дополнительные резервы - это расширение возможностей взлётно-посадочной полосы, строительство новых современных автоматизированных складов для перевалки грузов, учитывая растущий спрос на авиаперевозки. Сейчас авиакомпании, экспедиционные фирмы, а также аэропорты не имеют общей структуры взаимодействия между собой, особенно это прослеживается в РД. Каждая компания пытается внедрить цифровые технологии именно у себя, развивая собственную IT-сеть, не создавая партнерские отношения с другими смежными структурами. Цифровизация требует иного подхода, это система интеграции всех заинтересованных сторон - от мелких предпринимателей до крупных корпораций, решающих общие стратегические задачи в масштабах глобальной цифровой сети. Выгодное геополитическое положение РД дает возможность экономике в целом и транспортному комплексу в частности, использовать имеющийся транзитный потенциал по всем направлениям за счёт цифровизации.
Выводы и предложения:
- железнодорожный комплекс РД практически не вовлечен в глобальную цифровизацию, требуются масштабные преобразования, которые позволят оказывать транспортные услуги на качественно новом уровне;
- необходима более глубокая интеграция Дагестанского отделения Северокавказского РЖД в глобальную цифровую систему, это создание базы электронной данных подвижного состава и железнодорожных вокзалов в 3D картах;
- необходимо внедрение перспективных разработок цифровых технологий в РЖД, таких как интеллектуальные транспортные системы, цифровая инфраструктура, интермодальные услуги, позволяющих увеличить пассажиропоток и грузооборот;
- требуется приобретение нового поколения подвижного состава, отвечающего современным требованиям инфообеспеченности (цифроинтегрированности) и пассажиров, и грузополучателей, а так же всех заинтересованных участников транспортного процесса;
- во многих странах мира уже несколько лет используются интеллектуальные софт программы, оказывающие информационные услуги пользователям по всем направлениям транспортной деятельности от путешествия до отправки и получения грузов, в РД необходимо разработать и внедрить отечественные программные продукты вышеприведенного функционального назначения;
- всем компаниям, занятым на рынке транспортных услуг РД, необходимо начать с оцифровки основных сервисов: приобретение и реализация билетов, все виды заказов пищи, покупок, вызова такси, бронирования гостиниц, маршрута путешествия, поиск потерянных вещей и т.д. В последующем цифровизация смешанных перевозок различными видами транспорта, а также расширенные возможности для клиента при планировании путешествия - от дома до пункта назначения;
- необходима интеграция железнодорожного и авиационного транспорта Республики Дагестан в портал Попутчик, позволяющий оказывать сервис онлайн-заказа услуг для клиентов;
- для развития республиканского железнодорожного и авиационного транспорта необходимо создание единой цифровой платформы транспортного комплекса РД - центра инфообеспечения регионального рынка транспортных услуг.
Список литературы:
1. Галюта, О.Н. Системообразующие элементы и тенденции становления экономики информационного общества: монография / О.Н. Галюта. - Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2010.
2. Селищева, Т.А. Структура российской экономики: на пути к информационному обществу. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
3. https://www.uplab.ru/blog/big-data-technologies/