Научная статья на тему 'Перспективы внедрения лизинга в кластерную систему региона'

Перспективы внедрения лизинга в кластерную систему региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / LEASING / ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / EASING COMPANY / КЛАСТЕР / CLUSTER / РЕГИОН / REGION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паненко А.И.

Статья затрагивает актуальную проблему поиска совершенных методов реализации инвестиционного потенциала регионов РФ. В качестве приоритетной рассматривается идея о создании региональных финансово-производственных кластеров с участием лизинговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of leasing in the cluster system in the region

The article deals with actual problem of finding Sovereign dents methods implement the investment potential of the regions of the Russian Federation. As a priority explores the idea of the establishment of regional financial and industrial clusters involving leasing companies.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения лизинга в кластерную систему региона»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

________________________2014 г. Выпуск 4 (35). С. 46-49______________

УДК 347.453; 658.14

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЛИЗИНГА В КЛАСТЕРНУЮ СИСТЕМУ РЕГИОНА

А. И. Паненко

В настоящее время одним из наиболее адекватных подходов к определению направлений распределения ресурсов может стать развитие производственных комплексов, полноправным элементом которых в условиях дефицита ресурсов будет являться лизинг.

Введение и совершенствование элемента лизинга в рамках программы экономического развития регионов (и страны) поможет создавать на территориях РФ агломерированный эффект за счет повышения производительности труда поставщиков и лизингополучателей.

Актуальность рассматриваемой темы связана с необходимостью выявлять более совершенные методы реализации инвестиционного потенциала регионов РФ. А лизинг является способом инвестирования в развитие предприятий и используется в рамках инвестиционной деятельности. При этом по сравнению с другими способами инвестирования лизинг является наиболее эффективным, поскольку предоставляются не денежные средства, рациональность расходования которых трудно контролировать, а средства производства.

Преимущества лизинга очевидны не только для субъектов лизинговых отношений, но и для экономики, т. к.:

1) создается дополнительная конкуренция на рынке финансовых услуг;

2) увеличиваются объемы капиталовложений;

3) происходит модернизация производства и развитие малого бизнеса;

4) формируется финансовая политика регионов.

Лизинговые компании, выполняя задачу финансирования предприятий всех отраслей экономики, сами нуждаются в источниках финансирования. На сегодняшний день основную проблему развития лизинга составляет вопрос финансирования.

На практике сегодня встречаются такие способы финансирования лизинга как: собственные средства лизингодателей, авансы лизингополучателей, банковское кредитование, частные инвестиции, облигационные займы.

Структура финансирования деятельности лизинговых компаний России представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансирования деятельности лизинговых компаний России

46

А. И. Паненко. Перспективы внедрения лизинга в кластерную систему региона

Банковские кредиты по-прежнему преобладают в структуре источников финансирования деятельности лизинговых компаний, в 2013 году их доля составляла 66,4 %. На текущий момент лизинговые компании должны столкнуться с проблемами в фондировании ввиду массовых отзывов лицензий банков, перебоев в работе платежных систем по экономическим и политическим причинам.

Вместе с тем сокращение объемов кредитования может изменить предпочтения заемщиков банков в пользу лизинга, что увеличит число потенциальных лизингополучателей. В этом случае в выигрыше окажутся лизингодатели, имеющие свободный доступ к финансированию, в частности, за счет поддержки мощного собственника [3].

Существуют и иные способы инновационного финансирования лизинга, которые представляют собой сложные структурированные сделки с ценными бумагами.

Так, Л. С. Хромцова в статье «Трансформация источников финансирования деятельности лизинговых компаний в условиях кризиса» в качестве альтернативного источника финансирования предлагает использование средств негосударственных пенсионных фондов и резервов страховых компаний с применением инструментов рынка ценных бумаг [3].

Автор также отмечает, что лизинговые компании при поиске источников финансирования своей деятельности сталкиваются с проблемой отсутствия единой позиции государственных органов в отношении лизингового рынка, негативно влияющее на ожидания субъектов рынка и снижающее активность инвестиционных процессов.

Инвестиционный процесс региона напрямую связан с состоянием экономической, институциональной и правовой среды, поэтому поиск методов их совершенствования является приоритетным направлением.

Роль и возможности властей регионов России в процессе привлечения инвестиций зависят от структурных изменений в экономике страны.

Во-первых, экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных рынков со стороны крупнейших компаний, а реализация инновационной политики направлена на стимулирование потенциала малых и средних предприятий.

Во-вторых, российские промышленные предприятия имеют очень низкий уровень прибыльности.

Так, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий России в 2013 году составил 6 трлн 541,6 млрд рублей (43,1 тыс. организаций получили прибыль в размере 8 трлн 439,9 млрд рублей, 15,8 тыс. организаций имели убыток на сумму 1 трлн 898,3 млрд рублей). В 2012 г. сальдированный финансовый результат составил 7 трлн 629 млрд рублей. Таким образом, прибыль снизилась на 14,3 %. Доля убыточных организаций в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 0,9 процентного пункта и составила 26,8 % [7].

Снижение прибыли произошло практически во всех отраслях народного хозяйства кроме строительства и операций с недвижимым имуществом (в т. ч. лизинг), арендой и предоставлением услуг.

На этом фоне впервые за много лет рейтинговое агентство «Эксперт» зафиксировало расхождение общероссийской и региональной динамики рынка лизинга: по итогам 2012 г. в Уральском федеральном округе и Западносибирском регионе прирост лизинговых сделок составил 25 %, в то время как показатель прироста в целом по стране был обозначен на уровне 1,5 %. В 2013 г. региональные лизинговые компании увеличили объем бизнеса на 63 млрд руб. - 30 %, общероссийский же прирост лизингового бизнеса сократился на 1,5 %.

Снижение прибыльности российских компаний говорит о снижении объемов налоговых поступлений в бюджеты. Это с учетом того, что нагрузка по формированию доходной части бюджетов субъектов РФ ложится на сами регионы, которым приходится сокращать государственные региональные инвестиционные программы в целях сбалансированности бюджетов и выполнения расходных обязательств.

Таким образом, рынок лизинга призван обеспечить инвестиционную поддержку развивающимся предприятиям регионов. Особую важность здесь приобретает также вопрос взаимодействия лизинговых компаний и профильных предприятий региона.

47

Экономика и менеджмент

С 2012 г. в России запущена программа развития территориальных инновационных кластеров, управленческая технология которой должна обеспечить синергетический эффект от взаимодействия входящих в кластеры предприятий различного уровня и профиля, что необходимо для повышения экономического роста и конкурентоспособности регионов.

И. Г. Меньшенина и Л. М. Капустина выделяют два пути кластерного развития территорий: восходящий и нисходящий. При восходящем подходе первоочередная инициатива принадлежит рынку, власть действует как помощник. При нисходящем подходе правительство (путем консультационной работы) устанавливает региональные приоритеты, самостоятельно формулирует задачи развития и выбирает субъекты рынка, которые будут участвовать в программах [5].

Опыт зарубежных стран в формировании кластеров позволяет выделить четыре типа кластерной политики государства:

1) каталитическая - правительство сводит заинтересованные стороны между собой, но обеспечивает минимальную финансовую поддержку участникам;

2) поддерживающая - для стимулирования кластеров государство инвестирует в структуру регионов;

3) директивная - государство инициирует специальные программы в целях трансформации специализации регионов;

4) интервенционистская - власть перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию [5].

В настоящее время представляется целесообразным создать в регионе комплексный производственно-финансовый кластер, в который будут входить предприятия округа, реализующие значимые инвестиционные проекты (в том числе инновационной направленности), и региональные финансовые институты (в частности, местные лизинговые компании). Такой тип механизма кластерообразования может характеризоваться как каталитический, поскольку связан лишь с созданием определенной правовой среды.

В России уже озвучивалась идея создания банковских кластеров: Нижегородская область выступала с инициативой создания на территории регионального инновационного банковского кластера в целях финансирования инновационных проектов и агропромышленного комплекса области [8].

Лизинг признается более приемлемым вариантом финансирования, чем банковское, поскольку при равной стоимости ресурсов дает существенную экономию на налоге на имущество. Поэтому механизм поддержки лизинга должен являться одним из законодательно закрепленных инструментов взаимодействия государства и бизнеса.

Например, в июле 2014 г. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра заинтересовалась перспективами сотрудничества с ЗАО «Сбербанк Лизинг», которое разработало схемы услуг инвестиционного лизинга, планируемых к применению в финансировании долгосрочных стратегических проектов на территории округа. Компания входит в тройку лидеров лизингового бизнеса по результатам рейтингового агентства «Эксперт».

А между тем субъекты малого и среднего предпринимательства являются важным элементом регионального кластера: они позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона. Следовательно, при реализации масштабных проектов государство должно взаимодействовать не только с крупными бизнес-структурами, но также и с малыми и средними организациями, в том числе локальными региональными лизинговыми компаниями, которые должны быть частью территориальных кластеров.

В заключение можно выделить, что одним из основных факторов успешного функционирования региона является локальное финансирование, исключающее «распыление» финансовых ресурсов. Именно лизинг позволяет рационально решить эту проблему.

48

А. И. Паненко. Перспективы внедрения лизинга в кластерную систему региона

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.1998 г.

2. Сайт рейтингового агентства Эксперт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.expert.ru

3. Хромцова, Л. С. Трансформация источников финансирования деятельности лизинговых компаний в условиях кризиса [Текст] / Л. С. Хромцова // Вестник Югорского государственного университета. - 2009. - Вып. 4 (15). - С. 41-46.

4. Финансово-кредитные инструменты и их применение в развитии экономики региона: монография [Текст] / Под общ. ред. д. э. н., проф. В. А. Чемыхина. - Старый Оскол : ТНТ, 2010. - 272 с.

5. Кластерообразование в региональной экономике : монография [Электронный ресурс] / И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина. - Екатеринбург, 2008. - 155 с. - Режим доступа : http://www.lib.usue.ru/resource/free/retro/10/m467751.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

6. Рынок лизинга в 2013 году, прогнозы - 2014 [Электронный ресурс] // Информационный портал Banki.ru. - Режим доступа : http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=6471632, свободный. - Загл. с экрана.

7. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ХМАО - Югре [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.khmstat.ru

8. Региональные банковские кластеры как инструмент инновационного развития экономики [Электронный ресурс] // Аналитический банковский журнал. - 2008. - № 10. - Режим доступа : http://www.abajour.ru/files/156_4.html, свободный. - Загл. с экрана.

9. Надуткина, И. Э. Проблемы стимулирования проектно-инновационной деятельности в регионе [Электронный ресурс] / И. Э. Надуткина, В. П. Римский // Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-stimulirovaniya-proektno-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-regione, свободный. - Загл. с экрана.

10. Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.