Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Тарасов Федор Алексеевич

В статье рассматривается возможный экономический эффект от внедрения новейших технологий на промышленных предприятиях. Проведен обзор трех промышленных революций, а также основных технологий Индустрии 4.0 с примерами их применения на промышленных предприятиях. Показано, что в ближайшем будущем значительные конкурентные преимущества получат те предприятия, которые уже сейчас начинают внедрять технологии четвертой промышленной революции. Также были выявлены возможные позитивные и негативные социально-экономические последствия четвертой промышленной революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 33

РС! 10.21661/Г-554129

Тарасов Ф.А.

Перспективы внедрения достижений четвертой промышленной революции в сфере промышленности

Аннотация

В статье рассматривается возможный экономический эффект от внедрения новейших технологий на промышленных предприятиях. Проведен обзор трех промышленных революций, а также основных технологий Индустрии 4.0 с примерами их применения на промышленных предприятиях. Показано, что в ближайшем будущем значительные конкурентные преимущества получат те предприятия, которые уже сейчас начинают внедрять технологии четвертой промышленной революции. Также были выявлены возможные позитивные и негативные социально-экономические последствия четвертой промышленной революции.

I Ключевые слова: искусственный интеллект, четвертая промышленная революция, внедрение технологий.

Непрерывное развитие технологий ведётся с глубокой древности. Начавшись в каменном веке с создания примитивнейших изделий, к настоящему времени оно достигло небывалых высот. Практически всё, что окружает современного человека, было создано благодаря достижениям науки и техники. Без внедрения этих достижений в производственную сферу было бы невозможно развитие общества.

На протяжении всей истории человечества было несколько важных вех, кардинально изменивших подход к производству. Они получили название промышленных революций. К нашему времени произошло три промышленных революции, а сейчас человечество стоит на пороге четвёртой.

Первая промышленная революция свершилась в период с конца XVIII по середину XIX в. Она характеризуется переходом от мануфактурного (ручного) производства к фабрично-заводскому. Важнейшими изобретениями на этом этапе стал паровой двигатель, а также различные механические станки. Это привело к резкому повышению производительности труда, снижению цен на товары, а также повышению качества изделий. Однако в то же время произошло и резкое ухудшение условий труда рабочих, вынужденных отныне работать по 12 и более часов 6 раз в неделю за весьма скромную заработанную плату.

Вторая промышленная революция продолжалась с середины XIX по начало ХХ в. В этот период произошло внедрение конвейерного производства, а также массовая электрификация промышленных предприятий. Также активно развивались транспортная система и связь, что позволило серьёзно ускорить сбыт товаров. Благодаря всем этим достижениям продолжилось повышение производительности труда и снижение издержек производства.

Третья промышленная революция охватила период с 1960-х годов по начало XXI в. Она была вызвана открытием полупроводников, а также изобретением ЭВМ, роботов и интернета. В сфере промышленности произошло внедрение станков с числовым программным управлением (ЧПУ), а также автоматизированных методов проектирования. Это привело к дальнейшему росту производительности труда, а также к исчезновению некоторых профессий, которые заменили собой машины.

В наши дни начинается четвертая промышленная революция. Она представляет собой переход производства на интеллектуальное управление, независимое от человека. Её важнейшими компонентами в сфере промышленного производства является применение автономных роботов, аддитивных технологий, а также квантовых вычислений. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Автономные роботы - это такой тип роботов, которые могут совершать запрограммированный цикл действий без участия человека согласно заданным алгоритмам и корректировать свои действия по мере необходимости [1]. Такие роботы могут образовывать полностью автоматизированные поточные линии (конвейеры). Участие человека ограничивается монтажом, наладкой, ремонтом и техническим обслуживанием данных линий. Главное преимущество автономных роботов перед классическими заключается в возможности изменять алгоритм управления под влиянием внешних условий. Это позволяет повысить точность и качество изделий, увеличить производительность, а также проводить быструю переналадку производства. Приведём несколько примеров.

При механической обработке заготовки (например, токарной) происходит постоянный износ режущего инструмента станка. Это приводит к появлению погрешности обработки, усиливающейся с каждым следующим циклом производства детали. Одним из решений данной проблемы является подстройка станка таким образом, чтобы компенсировать износ резца. Станки с автономным управлением имеют возможность, анализируя износ режущей части инструмента, программно проводить регулировку координат резца. Это позволяет повысить качество изделий и снизить процент брака.

Другим примером может служить внедрение автономной сборочной линии автомобилестроительной компании Daimler AG. Данная производственная линия позволяет автоматически изменять конфигурацию конечного изделия, учитывая при сборке пожелания конкретного клиента [2]. Если на классическом производстве такие изменения требуют больших временных и финансовых затрат, то на автономной линии эти издержки значительно сокращаются.

При этом необходимо отметить, что применение автономных производственных линий наиболее рентабельно в условиях массового и крупносерийного производства. Это вызвано тем, что в рамках данных типов производств такие линии могут проявить все свои преимущества.

Аддитивные технологии (3-D печать) представляют собой процесс создания изделий путём послойного наращивания материала на основе компьютерной 3-D модели. 3-D печать позволяет получить целый ряд преимуществ перед классическими технологиями изготовления деталей и заготовок. Во-первых, происходит значительное снижения коэффициента использования материала. Данный коэффициент показывает отношение количества материала в готовом изделии к общему количеству материала, пошедшего на изготовления изделия [3]. При использовании классических методов получения заготовок и деталей (литьё, штамповка, механическая обработка и т. д.) в отходы может идти до 50% объёма материала. В то же время при использовании аддитивных технологий отходы при изготовлении деталей практически отсутствуют.

Во-вторых, при помощи 3D печати можно создавать детали практически любых форм. Это особенно важно при изготовлении заготовок и деталей со сложной конфигурацией и строгими требованиями к точности. Производство таких деталей традиционными методами представляет собой трудоёмкий, сложный и дорогостоящий процесс. А в ряде случаев изготовить деталь вообще не представляется возможным.

Помимо этого, детали, произведенные посредством 3D печати, обладают лучшими физико-механическими свойствами, а также более однородной структурой. Все вышеперечисленные преимущества позволяют значительно снизить издержки производства при использовании аддитивных технологий. В наши дни многие производители активно внедряют эти технологии.

Квантовые вычисления представляет собой такой тип вычислений, при котором используются квантовые явления - суперпозиция и запутанность. Компьютеры, производящие квантовые вычисления, известны как квантовые компьютеры [4]. Такой тип вычислений обладает скоростью, во много раз превосходящей классические вычисления. Это позволит значительно ускорить различные инженерные расчёты, многие из которых на настоящий момент требуют больших временных затрат. Так, например, расчет на прочность детали со сложной конфигурацией и схемой нагружения с высокой точностью вычисления численными методами может занимать дни, а, в некоторых случаях, даже недели. Это сильно тормозит процесс проектирования. Применение же квантовых вычислений позволит проводить такие расчеты за считанные минуты.

Однако на настоящий момент технологии квантовых вычислений находятся только в стадии развития. Поэтому в сфере промышленности, и, в частности, в области математического моделирования, они пока не применяются. Но неоспоримое преимущество в скорости вычислений в будущем приведёт к повсеместному внедрению этих технологий при проектировании.

Таким образом, резюмируя вышеописанные преимущества технологий индустрии 4.0, можно сделать вывод, что предприятия, внедряющие их, получат серьезные конкурентные преимущества перед менее передовыми производствами. Несмотря на то, что процесс внедрения технологий только начался, на рынке уже образовались лидеры по этому показателю. В информационном документе Всемирного экономического форума за 2019 год [5] предприятия разделены по объемам внедрения технологий искусственного интеллекта. Все компании были разделены на «пионеров», «последователей» и «отстающих» по освоению новейших технологий. Для них было проведено моделирование относительной динамики денежных потоков до 2030 г По результатам моделирования исследователи делают вывод о том, что нынешние компании-лидеры по освоению технологии искусственного интеллекта могут рассчитывать на совокупный прирост денежного потока к 2030 году в размере 122%. В то же время «последователям» придется довольствоваться только 10% прироста. «Отстающие» же предприятия, которые не освоят технологии ИИ к 2030 году окажутся в незавидном положении. Это показывает, насколько важно осваивать новейшие технологии в кратчайшие сроки.

К передовым компаниям по внедрению новейших технологий («маякам») экспертный совет по четвертой промышленной революции, состоящий из представителей частных организаций, университетов и передовых технологических компаний, включил 16 компаний: Bayer, BMW, Bosch, Danfoss, Fast Radius и UPC, Foxconn, Haier, Johnson & Johnson, Phoenix Contact, Procter & Gamble, Rold, Sandvik Coromant, Saudi Aramco, Schneider Electric, Siemens и Tata Steel.

Таким образом, к настоящему моменту уже происходит активное внедрение технологий, порожденных четвертой промышленной революцией, в сфере промышленности. Пока данный процесс протекает только на самых современных передовых предприятиях. Однако в дальнейшем их применение станет повсеместным. Это приведет к значительному увеличению производительности, повышению качества продукции, а также снижению издержек. Все это вызовет увеличение прибыли производственных компаний. Помимо этого, произойдет замещение человеческого труда машинами. Исчезнут многие производственные профессии, не требующие высокой квалификации. С одной стороны, это позволит освободить человека от тяжелого рутинного и монотонного труда, но с другой - приведет к росту безработицы и социального расслоения. Чтобы найти работу на производстве, человеку будет необходимо повышать свою квалификацию и приобретать специализированные навыки. Также повысятся и требования к инженерно-техническим работникам (ИГР), поскольку техника и технологии постоянно усложняются.

Литература

1. Роботы в промышленности - их типы и разновидности / Блог компании Top 3D Shop / Хабр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/company/top3dshop/blog/403323 (дата обращения 21.05.2021).

2. Автономные роботы: ключевой элемент Индустрии 4.0: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mentamore. com/robototexnika/avtonomnye-roboty.html (дата обращения 21.05.2021).

3. Коэффициент использования материала // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/?curid=5607362&oldid=77966644 (дата обращения: 21.05.2021).

4. Квантовые вычисления // Википедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wikichi.ru/wiki/Quantum_ computing (дата обращения 21.05.2021).

5. Четвертая промышленная революция. Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций: информационный документ Всемирного экономического форума, Женева, январь 2019.

УДК 33

РС1 10.21661/Г-554255 Хайлов П.Е.

Преимущества и недостатки основных каналов рекламного продвижения

Аннотация

Статья посвящена анализу каналов рекламного продвижения и их воздействию на потребительское поведение и выбор. Дается описание основных рекламных каналов и обоснование его эффективности с точки зрения маркетинга и рекламы. В работе выявляется несколько ключевых условий эффективности формата рекламного продвижения.

I

Ключевые слова: реклама, маркетинг, эффективность рекламы, интернет-реклама, покупательское поведение, методы продвижения.

Реклама крепко укрепилась в жизни каждого из нас, ее можно найти практически везде: на улицах мегаполиса, в магазинах, при просмотре телевизионных передач, при прослушивании музыки на радио, когда ищешь что-то в Интернете. Сейчас каналов и вариантов влияния рекламы на потребителя становится все больше и больше, а по своему многообразию превосходят все, что было до этого. Впрочем, форма и содержание всякого рекламного воздействия не так важны. Даже такие детали как канал общения или широта охвата не гарантируют успешного попадания в целевую аудиторию. Основной целью рекламной кампании следует считать влияние на психику человека, целью которого служит образование нужного отношения к рекламируемому объекту и воздействие на его покупательское поведение в пользу предоставленного объекта.

На сегодняшний день в условиях революционного развития конкуренции даже самые крупные и зарекомендовавшие себя на рынке многолетним трудом компании вынуждены бороться за потребителя. Постоянный рост дифференциации предложения способствовали тому, что потребитель стал более требовательным и взыскательным. Но на потребительское поведение влияет не только ситуация на рынке. Только компании, в центре внимания которых находится потребитель, способны не просто производить товары, но и психологически воздействовать на покупателей посредством эффективной рекламы. Поэтому пристальное изучение психологических условий эффективной рекламы, особенностей психических процессов потребителя при воздействии на него рекламного сообщения позволит специалистам в области рекламы и маркетинга на практике определить для себя оптимальный инструментарий для создания эффективной рекламы [1].

Реклама - это информация, направленная на определенное лицо или аудиторию и воздействующее на него в целях продвижения рекламного объекта. При этом, реклама является односторонней коммуникацией, т. е. информация передается от рекламодателя к потребителю, но не обратно [2].

Исходя из целей рекламной кампании, подбираются каналы ее распространения. Все каналы можно разделить на 3 вида:

- реклама на телевидении;

- реклама в интернете;

- наружная реклама.

1. Реклама на телевидении считается самым массовым и дорогим видом рекламы. Популярный вид телевизионной рекламы - рекламный ролик. В 2020 году реклама на телевидении является одним из самых дорогих каналов продвижения. ТВ реклама повышает узнаваемость бренда и охватывает большое количество людей. Одним из преимуществ рекламы на телевидении всегда считался большой охват, так как традиционно считается, что телевизор смотрит большее количество людей. Также рекламные паузы на телевидении раздражают 73% опрошенных, так как они прерывают их любимую передачу на 3-5 минут. Основным минусом рекламы на телевидении является то, что невозможно оценить стоимость конверсии в покупку и практически невозможно вычислить зрители какого канала покупают рекламируемый продукт чаще. А ведь коммуникативная функция рекламы выражается в том, что реклама является средством общения, передачи информации от рекламодателя к покупателю. Существует формула рекламной коммуникации, предложенная Г. Д. Лассве-лом: «Кто говорит, что говорит, кому говорит, по какому каналу, с какой целью» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.