Научная статья на тему 'Перспективы учебной миграции из Кыргызстана в Турцию'

Перспективы учебной миграции из Кыргызстана в Турцию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗМ / ТРАНСЛОКАЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / КЫРГЫЗСТАН / ТУРЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саманчина Жаркын, Элебаева Айнура

По мере глобализации мировой экономики растут масштабы интеллектуальной миграции. Один из ее видов студенческая, или учебная миграция. Феномен этот принял массовый характер в конце ХХ столетия, и, по сути, до сих пор достаточно не изучен. Что же касается Кыргызстана, пока исследования по проблеме интеллектуальной и студенческой миграции здесь практически не проводились. При анализе процессов интеллектуальной миграции необходимо помнить, что она, как и любая миграция, подрывает национальный потенциал страны. Более того, мигранты используются принимающими их странами в качестве инструмента для достижения тех или иных идеологических и политических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы учебной миграции из Кыргызстана в Турцию»

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ ИЗ КЫРГЫЗСТАНА В ТУРЦИЮ

Жаркын САМАНЧИНА

кандидат политических наук, Бишкекский гуманитарный университет (Бишкек, Кыргызстан)

Айнура ЭЛЕБАЕВА

доктор философских наук, профессор, Международный университет Кыргызстана (Бишкек, Кыргызстан)

АННОТАЦИЯ

По мере глобализации мировой экономики растут масштабы интеллектуальной миграции. Один из ее видов — студенческая, или учебная миграция. Феномен этот принял массовый

характер в конце ХХ столетия, и, по сути, до сих пор достаточно не изучен. Что же касается Кыргызстана, пока исследования по проблеме интеллектуальной и студенческой миграции здесь

практически не проводились. При анализе процессов интеллектуальной миграции необходимо помнить, что она, как и любая миграция, подрывает национальный потенциал страны.

Более того, мигранты используются принимающими их странами в качестве инструмента для достижения тех или иных идеологических и политических целей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

V

транснационализм, транслокальность, международная миграция, интеллектуальная миграция, учебная миграция, студенческая миграция, Кыргызстан, Турция.

Введение

В наши дни миграция — одна из важнейших проблем социальной, экономической и политической сфер общественной жизни.

Начиная со второй половины ХХ века миграционные процессы достигли глобальных масштабов. Они охватили практически все страны, социальные слои и сферы деятельности; минувший век был вполне правомерно назван «эрой миграции». Активизация международных миграционных процессов во многом обусловлена стремлением людей адаптироваться к происходящим глобальным изменениям. Бесспорно, сегодня миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всем мире, миграционные процессы сегодня во многом определяют состояние отдельных государств и всего мирового сообщества1.

Все большую роль играют процессы интеллектуальной миграции, которая представлена двумя уровнями. Первый включает квалифицированных специалистов, ученых и экспертов, а второй — студентов и стажеров, которые по окончании обучения могут пополнить ряды интеллектуальных мигрантов.

С одной стороны, интеллектуальная миграция предоставляет новые социально-экономические возможности для самих мигрантов, стран-доноров и стран-реципиентов. Однако, с другой стороны, она может привести к негативным последствиям для стран-доноров, которым грозит потеря контроля над своими интеллектуальными ресурсами.

Следует особо отметить быстрое расширение масштабов студенческой миграции; от эффективности управления ею зависит превращение «утечки умов» в «приток умов».

Перспективность интеллектуальной миграции обусловлена тем фактом, что в ней, в отличие от обычной трудовой миграции, принимают участие образованные, высококвалифицированные кадры, способные претендовать на хорошую работу с высокой заработной платой. Участники процесса интеллектуальной миграции приобретают совершенно новый набор знаний, умений, навыков, настроений и взглядов на мир, который они по возвращении привозят с собой на родину либо передают из-за рубежа своим родственникам и соотечественникам посредством виртуального общения. Это позволяет говорить о более высоком качественном уровне миграции, предполагающем не только обеспечение жизнедеятельности отдельных индивидов, но и внесение ими существенного вклада в развитие своей страны.

Рост масштабов студенческой миграции напрямую связан с активизацией современных глобализационных процессов. Обучение молодых специалистов за рубежом представляет со-

1 См.: Балашова Т.Н. Конституционно-правовые проблемы формирования миграционной политики. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2011. С. 7—8.

бой миграцию нового поколения, основанную на космополитическом взгляде на мир и осознании своего места в нем. Именно в этой связи необходимо обратить пристальное внимание на растущую учебную миграцию, которая дает возможность получить образование за рубежом, что, в свою очередь, повышает социально-экономическую мобильность и качество человеческих ресурсов.

Благодаря учебной миграции формируется международный «свободноплавающий» фонд мобильных, уверенных в себе высококвалифицированных специалистов с высокой адаптивной способностью, владеющих английским языком и компьютерными технологиями, а также профессиями, пользующимися повышенным спросом на мировом рынке труда2.

В то же время обучение за рубежом носит в значительной степени элитарный характер: оно доступно лишь наиболее способным студентам, обладающим высоким уровнем знаний и личностной мобильности. Государства, отправляющие своих студентов в зарубежные вузы, могут понести серьезный ущерб в случае их невозвращения на родину3.

Факторы учебной миграции из Кыргызстана в Турецкую Республику

За последние десятилетия глобализационные процессы усилились и в Кыргызстане; это связано, с одной стороны, с более масштабным проникновением в страну капитала, технологий, товаров и услуг, а с другой — с увеличением масштабов трудовой миграции. Согласно различным официальным и экспертным статистическим данным, в процессы внешней трудовой миграции в Кыргызстане вовлечено от 12 до 26% экономически активного населения страны4.

Общеизвестно, что в Кыргызской Республике (КР) широко распространена внешняя трудовая миграция, являющаяся для многих семей средством выживания. С момента обретения Республикой независимости активно развивается и студенческая миграция (хотя и не такими темпами, как трудовая). Студенты из Кыргызстана, обучающиеся сегодня во многих странах мира, являются активными участниками процесса международной интеллектуальной миграции. Тем самым они вносят определенный вклад в укрепление межгосударственных отношений между странами-донорами и странами-реципиентами, участвующими в процессе учебной миграции.

Студенты из Кыргызстана имеют возможность обучаться за границей благодаря стипендиям иностранных правительств. В основе осуществления образовательного обмена лежат геополитические интересы экономически развитых стран, которые стремятся вырастить для себя талантливых специалистов. В случае же их возвращения на родину они могут стать активными проводниками политики той страны, в которой обучались.

Таким образом, учебная миграция способствует международной интеграции и развитию межгосударственных отношений.

2 См.: Mooney S., Angell I. Information Technology and Brain Drain: A Different Perspective // Proceedings of the International Seminar on «Brain Drain Issues in Europe», Venice, Italy, 25—27 April 1993. Technical Report No. 15 / Ed. by S. Biggin, V. Kouzminov. UNESCO-ROSTE, 1993. P. 118.

3 См.: Леденева Л.И., ТюрюкановаЕ.В. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию. М.: Страховое ревю, 2002. С. 7.

4 См.: Кумсков Г.В. Кыргызстан: развитие потенциала денежных переводов трудовых мигрантов // Международная миграция населения на постсоветском пространстве: двадцать лет удач, ошибок и надежд. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». МГУ, 2011. Выпуск № 25. C. 149.

Наибольший поток студентов из Кыргызстана, которые едут обучаться за границу на основе межгосударственных соглашений, направляется в Турецкую Республику (ТР). Это обстоятельство в значительной степени предопределено позитивностью и доброжелательностью, которые лежат в основе межгосударственных отношений между Кыргызстаном и Турцией.

С момента обретения бывшими советскими республиками независимости ТР проявляет ко многим из них повышенный интерес. Что же касается межгосударственных отношений между Кыргызстаном и Турцией, то они опираются на прочный историко-культурный фундамент и взаимную экономическую выгоду. Это позволяет обеим странам развивать многостороннее сотрудничество, в том числе и в сфере образования, которая выступает одним из главных проводников политики ТР в Центрально-Азиатском регионе.

На активизацию учебной миграции из Кыргызстана в Турцию в значительной степени влияет то обстоятельство, что для студентов здесь создаются весьма благоприятные условия проживания и получения образования. При этом турецкие вузы уже давно являются конкурентоспособными в международном масштабе; по качеству образования они заметно перегнали многие аналогичные учебные заведения России и стран СНГ.

В Турции происходит настоящий «образовательный бум»; в глобальном рейтинге от «Times Higher Education» за 2012—2013 годы, ежегодно определяющем 400 лучших вузов мира, Ближневосточный технический университет Анкары обошел МГУ им. М.В. Ломоносова (в 2013 г.). Всего в этот список попали 5 турецких вузов (Ближневосточный технический университет Анкары, Университет Коч, Университет Билкент, Стамбульский технический университет и Босфорский университет) и только два российских — МГУ им. Ломоносова и Московский инженерно-физический институт5. Эти данные позволяют говорить о конкуренции между турецкими и российскими вузами, в которые направляется на обучение значительное число студентов из Кыргызстана.

Кыргызские студенты, обучающиеся за границей, возвращаются на родину, вооруженные новыми знаниями и навыками. Однако процессы учебной миграции могут иметь и негативные последствия для социально-экономического развития страны: речь идет о невозвращении (или запоздалом возвращении) на родину наиболее способных и талантливых выпускников зарубежных вузов. Как представляется, эта проблема требует особо пристального внимания и изучения.

Тенденции и характерные черты студенческой миграции в Турцию

Вопросы, связанные с учебной миграцией, были проанализированы по результатам прикладного политологического исследования, проведенного среди кыргызских студентов, обучающихся в турецких вузах.

Методология исследования

Исследование было проведено в ноябре — декабре 2011 года в Анкаре и в апреле — мае 2012 года в Стамбуле в рамках Швейцарской программы научных исследований NCCR «Север — Юг»; его общая продолжительность составила 10 недель.

5 См.: Шаршебаев Р. Регресс продолжается: Кыргызстан спасут только новые лица // Акипресс, 8 апреля 2013 [http://www.akipress.Org/zdorovie/news:14490].

При проведении индивидуальных глубинных интервью (на русском, кыргызском и турецком языках) был применен полуструктурированный опросник, охвативший нижеперечисленные аспекты:

■ причины, по которым студенты приезжают учиться в Турцию;

■ факторы, помогающие студентам в учебе и жизни за рубежом;

■ сравнение образовательных систем Кыргызстана и Турции;

■ связь студентов с родиной (семьей и друзьями);

■ планы и виды студентов на будущее;

■ влияние образовательных программ по обмену студентами на межгосударственные отношения между Кыргызстаном и Турцией.

Были проведены глубинные интервью среди 83 студентов и выпускников: 40 — в Анкаре и 43 — в Стамбуле. В опросе участвовали 29 студенток и 54 студента (в том числе 35 студентов, обучающихся в формате бакалавриата, 24 студента-магистранта и 24 докторанта).

Для поиска и выявления потенциальных респондентов был применен метод социологического исследования «снежный ком», при котором каждый предыдущий опрашиваемый дает координаты последующего. Также были использованы личные контакты, социальная сеть ЕасгЬоок и помощь активистов НПО «Кыргызское общество дружбы и культуры» из Стамбула и Анкары. При проведении исследования студенты легко шли на общение, охотно давали интервью и активно помогали с поисками новых респондентов.

В исследовании был также использован метод «миграционных биографий», позволивший составить психологические портреты учебных мигрантов.

На основе полученной в ходе интервью информации среди обучающихся в Турции студентов можно условно выделить четыре группы:

1) студенты, планирующие завершить учебу и вернуться домой;

2) студенты, использующие полученное в Турции образование как трамплин для дальнейшей учебы за рубежом (например, в Европе и США);

3) студенты, использующие учебу в вузах с целью сохранения своей визы и нахождения работы в Турции;

4) выпускники вузов, получившие диплом и оставшиеся работать в Турции на основании полученной рабочей визы или принятия гражданства этой страны.

Особенности учебной миграции из Кыргызстана в Турцию

По количеству студентов, обучающихся в турецких вузах, лидируют Бишкек, а также Джалал-Абадская и Ошская области КР (см. табл. 1).

Это можно объяснить тем, что именно в столице и на юге КР насчитывается наибольшее количество турецких средних учебных заведений (лицеев).

Помимо указанной причины было выявлено, что большинство студентов, отправляющихся на учебу в Турцию, являются жителями отдаленных сельских районов и происходят из семей со средним или ниже среднего уровня достатком. Многие студенты отметили, что совмещение ими учебы и работы вызвано желанием поддержать своих родителей и других членов семьи, оставшихся в Кыргызстане.

Таблица 1

Распределение респондентов по месту происхождения

Регион Бишкек Нарын Ош Джалал-Абад Баткен Талас Чуй и)

^Кол-во 20 6 18 19 3 3 11

В ходе интервью студенты в качестве одного из главных мотивов получения образования в Турции назвали стремление к получению высокооплачиваемой работы в России. По их мнению, выпускники турецких вузов, признанных на международном уровне (в том числе в странах Европы и США), имеют реальную возможность стать «беловоротничковыми» специалистами и никогда не будут работать уборщиками или делать какую-то другую «черную» работу. Они также отметили, что в Турции уровень и качество жизни студентов намного выше, чем в Кыргызстане и России.

Среди основных мотивационных факторов (включающих личные соображения, советы друзей и родственников, информацию СМИ и др.), способствовавших предпочтению обучения в ТР, главную роль играет влияние преподавателей и учителей функционирующих в Кыргызстане турецких лицеев и вузов; подтверждением этому может служить нижеприведенная таблица.

Таблица 2

Факторы мотивации выезда на учебу в Турцию

^- Ксотлуидчеенсттовво

Целенаправленно/самостоятельно 23

Друзья/родственники 8

Учителя в турецком лицее, университетах «Манас» и «Ата-Тюрк», на теологическом факультете ОшГУ и в теологической школе «Арашан» 50

Объявления в газете/Интернете 2

^Всего 83 J

В отличие от трудовых мигрантов, отправляющихся из КР в Россию и Казахстан на поиски работы, молодые кыргызстанцы едут в Турцию с целью получения образования. Однако зачастую они совмещают учебу и работу, что, по сути, является незаконным. Для того чтобы легально работать в Турции, необходимо специальное разрешение, так как согласно законодательству этой страны иностранные студенты не имеют права на трудоустройство в ТР; в студенческой визе прямо указано, что она не дает разрешения на трудоустройство даже на неполный рабочий день (в отличие от многих стран Европы и в США).

Тем не менее в Турции охотно берут на работу студентов из Кыргызстана, владеющих различными языками (турецким, русским и английским) и предъявляющих низкие требования к размерам заработной платы.

Таким образом, работа кыргызских студентов в Турции носит, по сути, нелегальный характер (если только речь не идет о получивших рабочую визу или турецкое гражданство).

Постепенное переплетение учебной и трудовой деятельности мигрантов является комплексной проблемой, требующей изучения. Поэтому одной из задач исследования было выявление основных факторов, обусловливающих трансформацию учебных мигрантов в трудовых и связанное с ней невозвращение (или запоздалое возвращение) студентов на родину.

Одним из таких фактором является получение многими обучающимися в турецких вузах кыргызскими студентами работы благодаря обязательным стажировкам в последний год обучения в университете. Довольно часто без пяти минут дипломированным специалистам, говорящим на трех-четырех иностранных языках, предлагают рабочие места те компании, где они проходят практику. При приеме на работу иностранного гражданина компания должна оформить на него рабочую визу, получение которой является очень длительным и дорогостоящим процессом, связанным с заполнением многочисленных документов и оплатой за всех членов его семьи (супругов студентов и детей), что создает немало проблем для обеих сторон.

Другим фактором выступает работа кыргызстанских студентов в турецких компаниях, которые ведут бизнес с Россией и другими бывшими социалистическими республиками, включая восточноевропейские страны. По оценкам студентов, в каждой из этих компаний работает по крайней мере один кыргызский выпускник турецкого вуза. Более того, среди интервьюированных был человек, заявивший, что если все студенты из Кыргызстана, работающие в Стамбуле, решат оставить свои рабочие места, то «рухнет» весь сектор турецкой торговли со странами СНГ.

Третий фактор состоит в том, что ряд студентов параллельно с учебой занимаются бизнесом по доставке турецких товаров в Кыргызстан, где они реализуются их родственниками или друзьями. Некоторые из самых успешных бывших студентов, в настоящее время проживающих и работающих в Турции, имеют свой бизнес в сфере грузовых перевозок. Они хорошо знакомы с реалиями турецкого рынка и выступают в роли посредников в торгово-экономических отношениях между КР и ТР.

Следующим по значимости фактором были названы социальные сети (FaceЬook и другие): более половины дававших интервью студентов из Кыргызстана отметили, что такие сети позволяют им эффективно поддерживать связь со своими земляками и открыто делиться с ними информацией об имеющихся вакансиях, условиях работы и т.п.

Кроме того, существуют общественные объединения студентов, которые также способствуют их трудоустройству. Так, Кыргызский студенческий совет в Стамбуле помимо своих основных обязанностей (встреча студентов в аэропорту, оказание помощи с местной регистрацией и решение вопросов, связанных с зачислением на учебу) играет роль своего рода источника информации и предоставляет помощь в трудоустройстве.

Обучающиеся на старших курсах, в особенности члены Кыргызского общества дружбы и культуры, оказывают существенную культурную и социально-экономическую поддержку младшим студентам не только на индивидуальном уровне, но и путем организации таких социально-культурных мероприятий, как тематические конференции, пикники, спортивные состязания, а также празднования Нооруза, Курман Айта, Нового года и т.п.

Все вышеуказанные факторы в совокупности способствуют созданию межгосударственных социальных общностей и активизируют процесс транснационализации, или «трансмигра-ции»6. При участии ассоциаций учебных и трудовых мигрантов создается информационное поле и происходит финансовый, товарный и миграционный взаимообмен между странами, сопровождающийся маятниковым, «челночным» взаимопроникновением элементов их общественных практик. В результате усиливается подверженность стран исхода и стран приема мигрантов внешним влияниям; это, в свою очередь, способствует глобализации миграционных общественных процессов, что было наглядно продемонстрировано на примере обучающихся в Турции кыргызских студентов.

Большинство студентов из Кыргызстана сосредоточено в Анкаре и Стамбуле; с точки зрения условий проживания и обучения эти два города сильно различаются.

6 cm.: Basch L., Glick S.S., Szanton B.Ch. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments and Deterritorialized Nations-States. N.Y.: Gordon & Breach. 1994. P. 34.

В Анкаре, столице ТР, расположено большое количество административных учреждений; студенты, имеющие здесь значительно меньше возможностей для трудоустройства, называют ее городом бюрократов.

Стамбул же является крупнейшим центром туризма и торговли, что предоставляет широкое поле для предпринимательской деятельности; в этом городе зарубежным студентам найти работу гораздо легче.

В связи с этим обучающиеся в Анкаре студенты испытывают серьезные финансовые трудности. Многие из них продолжают обучение с целью получить более высокую ученую степень, другие посвящают себя различным исследованиям (что помогает им улучшить качество своего образования), а у некоторых вырабатывается новый стиль жизни.

Возможно, именно поэтому в ходе социологического исследования в Анкаре были опрошены 15 докторантов вузов, а в Стамбуле — лишь 5. Обучение с целью получения более высокой ученой степени не только повышает размер стипендии, но и, как уже отмечалось, дает студенту возможность совмещать учебу и работу. В одном из интервью всплыл факт, что некий студент был зачислен в докторантуру в Анкаре, но жил и зарабатывал деньги в Стамбуле.

Стамбул — оживленный и динамичный мегаполис, в котором существует масса возможностей для трудоустройства, и потому проживающие здесь студенты успешно совмещают учебу и работу. Известны даже случаи, когда студенты бросали учебу и полностью сосредотачивались на зарабатывании денег.

В Стамбуле расположено множество некоммерческих и благотворительных организаций, в том числе и различных фондов, которые, по словам студентов, обеспечивают им дополнительное финансирование; самые успешные могут получать до 600—700 долл. в месяц, не считая стипендии.

Стамбул известен также проводящимися в нем важными международными конференциями и симпозиумами, требующими услуг переводчиков и гидов. Некоторые крупные турецкие компании, специализирующиеся на организации подобных мероприятий, имеют базы данных, в которые занесены владеющие несколькими языками кыргызские студенты.

Многие студенты из Кыргызстана стараются успешно учиться, тем самым создавая основу для перехода к следующему уровню образования (от бакалавриата к магистратуре, а затем к докторантуре); при этом их основная цель — продлить свое пребывание в Турции.

В то же время существует и такая категория студентов, которые намеренно «проваливают» экзамены по отдельным предметам. Это позволяет им продлевать студенческую визу и оставаться в Турции на легальной основе и одновременно продолжать нелегальную трудовую деятельность. Понятно, что подобная практика негативно влияет на качество образования студентов и оттягивает срок окончания ими учебы.

Одной из значимых причин, по которым студенты остаются работать в Турции, является вступление в брак и создание семьи; как следствие, они начинают испытывать большую потребность в дополнительных финансовых средствах, необходимых для аренды жилья.

Так, по словам докторанта, обучающегося в Анкаре и работающего в должности менеджера по экспорту на предприятии, производящем автомобильные запчасти, особую нужду в деньгах он ощутил после вступления в брак. В этой связи он сказал буквально следующее: «Я вернулся (в Турцию) в 2004 году, и я уже был тогда женат. Легко нашел работу. Я «белово-ротничковый» работник, я менеджер отдела экспорта. Здесь я снимаю четырехкомнатную квартиру за 300 долл. В Бишкеке я бы не смог получить такую квартиру за эти деньги, плюс расходы на коммунальные услуги... Я зарабатываю примерно 4 000 долл. в месяц [в своих интервью кыргызские студенты отметили, что минимальная заработная плата в Турции составляет около 400 долл. в месяц; таким образом, даже по турецким меркам это очень хорошая оплата труда], эти деньги идут на частные школы моих двух дочерей, квартиру, коммунальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

услуги, питание, никто в Кыргызстане не будет платить мне столько... [Сегодня средняя ежемесячная зарплата в Кыргызстане составляет 10 249 кыргызских сомов (около 215 долл.)7.] Я хочу поехать домой, но для того, чтобы жить хорошо там, может быть, лучше накопить деньги здесь, прежде чем вернуться...»8.

Проанализировав результаты исследования, можно выделить некоторые основные факторы, способствующие стремлению значительной части кыргызской молодежи после окончания вуза остаться в Турции. Многие ее представители не видят на родине никаких перспектив и боятся, что по возвращении в Кыргызстан не смогут устроиться на хорошую работу, так как для этого нужны связи, которых у них нет. Доступные же вакансии низкооплачиваемы, в то время как на ежедневные расходы, арендную плату, образование детей и др. требуется немало средств.

В данном контексте следует также упомянуть и о языковой проблеме. Как уже отмечалось, многие поступающие в турецкие вузы студенты из КР родом из сельской местности, где обучение проводилось на кыргызском языке. Между тем для работы в Кыргызстане необходимо знание русского языка (хотя государственным языком является кыргызский). Однако после нескольких лет проживания кыргызских студентов в Турции их уровень владения русским языком резко падает.

Несмотря на то что после возвращения в Кыргызстан некоторым выпускникам турецких вузов все же удается найти хорошую работу или открыть свой частный бизнес, для многих из них трудоустройство на родине сопряжено со многими проблемами, тем более что здесь личные связи зачастую играют более важную роль, чем профессиональные навыки или знания.

Особенно трудно молодым людям, получившим образование за границей, устроиться на работу в государственные структуры; не пользуются они особым спросом и у частных предприятий.

Некоторые студенты в своих интервью говорят, что они хотели бы заработать стартовый капитал и, вернувшись в Кыргызстан, открыть какой-нибудь бизнес; при этом у многих из них уже есть потенциальные турецкие партнеры. Выпускники турецких вузов часто жалуются на бюрократические препятствия, чинимые им при открытии собственного бизнеса в Кыргызстане9.

Нежелание начинать свой бизнес в Кыргызстане связано с опасениями по поводу возможного давления со стороны налоговой службы, высокого уровня коррупции и необходимости нести ответственность за ошибки партнеров. Многие вернувшиеся в Кыргызстан молодые специалисты считают, что в Турции законодательство в сфере бизнеса более либерально.

Небольшая часть вернувшихся на родину выпускников турецких вузов работает в Кыргызско-Турецком университете «Манас», Университете «Ата-Тюрк Алатоо» и в кыргызско-турецких лицеях, где они обучают студентов. Не всем вернувшимся в Кыргызстан удается найти свою нишу на местном рынке труда, и они вынуждены устраиваться на работу в какие-нибудь бизнес-структуры не по полученной специальности.

Многие студенты из Кыргызстана, отвечая на вопрос о том, какие факторы способствовали их успешной интеграции в чужое общество, а также обеспечивали им нормальное проживание и эффективное обучение, особо отметили дружелюбное отношение к ним граждан Турции (равно как и к другим выходцам из Центральной Азии).

Более того, они отметили, что во время пребывания в Турции у них возродились патриотические чувства, сформировались новые социальные навыки и повысилась коммуникабель-

7 См.: Среднемесячная номинальная заработная плата, 4 мая 2013 [http://stat.kg/index.php?option=com_content& task=view&id= 123&Itemid= 125].

8 Интервью Ж. Саманчиной в г. Стамбул, апрель 2012 года.

9 См.: Thieme S., Elebaeva A., Bruce Z., Samanchina J. Studying Abroad: Encouraging Students to Return to Kyrgyzstan. Evidence for Policy Series // Regional edition Central Asia, 2013, No. 5 / Ed. by M. Arynova. Bishkek, Kyrgyzstan: NCCR North-South.

ность в отношениях с другими студентами из Кыргызстана. По словам обучающихся в турецких вузах кыргызстанцев, они стараются не забывать свою национальную культуру и традиции, и с этой целью всячески стараются поддерживать отношения со своими соотечественниками, проводя вместе с ними свободное время и организовывая различные мероприятия.

Находясь в Турции, они не могут не переживать по поводу снижения показателей ценности образования в кыргызстанском обществе, обусловленного экономическими трудностями.

При ответе на вопрос о том, какая система образования более эффективна — кыргызстан-ская или турецкая, — мнения студентов разделились. При этом следует учесть, что большинство из них уехали на учебу в Турцию сразу после окончания школы и потому не могут судить о качестве образования на родине. В то же время студенты отмечают хорошую техническую оснащенность турецких вузов, дающую возможность проводить серьезные научные исследования.

Интервьюированные студенты считают, что их учеба и работа в Турции способствуют улучшению отношений между двумя странами.

Кыргызские выпускники турецких вузов успешно трудоустраиваются в крупных турецких фирмах, ведущих свою деятельность в России, Казахстане и Украине. Многие крупные турецкие компании имеют филиалы в СНГ, но больше всего их в Москве, Санкт-Петербурге и других городах РФ. Например, в Москве расположены офисы таких известных компаний, как «Код», <^аЬапс1» и «Vestel», которые охотно берут на работу кыргызстанцев, окончивших турецкие вузы. Наглядным тому примером является турецкий «Кредит Европа банк», в отделе информационных технологий которого работают семь кыргызстанцев.

Планы и перспективы на будущее

С 2012 года Турция приступила к реализации новой международной программы, предусматривающей значительное увеличение количества и размеров стипендий, а также оплату авиабилетов студентам.

Одна студентка, обучающаяся в Анкаре по специальности «компьютерные технологии», выразила беспокойство по поводу утечки мозгов из Кыргызстана следующим образом: «Меня расстраивает, что в турецкие вузы поступают самые сильные студенты и потом остаются здесь на работу; это самое печальное. Когда я об этом думаю, то задаюсь вопросом, зачем они открыли эту программу? Но даже если они и не говорят, уже ясно, что они преследуют цель подготовить кадры для себя. А если бы студенты, воспользовавшись этой возможностью, потом возвращались в Кыргызстан, — это было бы лучше всего. Но студенты, которые об этом не думают, остаются на работу в Турции. Это меня расстраивает, так как происходит «утечка умов»10.

Вышеупомянутое явления объясняется тем, что многие выпускники не могут трудоустроиться на родине и в поисках работы либо едут в Россию, либо возвращаются в Турцию, которая, по мнению студентов, умело использует эту ситуацию для повышения своего интеллектуального потенциала.

Исследование позволило выявить, что учебная миграция из КР в ТР стимулируется как высоким качеством турецкого образования, так и интенсификацией социально-экономических и культурных связей между двумя странами. Более того, собран большой массив данных, рас-

10 Интервью Ж. Саманчиной в г. Анкара, ноябрь 2011 года.

крывающих причины, которые влияют на принятие студентами решения не возвращаться в Кыргызстан по окончании учебы в Турции.

Результаты опроса по данной тематике, охватившего 83 студента, отражены в нижеприведенной таблице (см. табл. 3).

Таблица 3

Планы на будущее по завершении учебы (возращение на родину)

( Планы I Количество

Обязательно вернусь в Кыргызстан 22

Продолжу учебу в Турции (в магистратуре, докторантуре) 16

Продолжу учебу в другой стране (в Европе, США, России) 16

Останусь на некоторое время поработать в Турции (2—5 лет) 13

Останусь/остался(-лась) жить в Турции 11

Не знаю 5

^Всего 83 J

Как следует из табл. 3, большая часть участников интервью возвращаться на родину не планирует (по крайней мере, в ближайшее время). Многие студенты рассматривают обучение в Турции не только как средство получения образования, но и как долгосрочный «проект» по повышению уровня благосостояния своих семей. Кыргызские студенты считают, что прежде чем вернуться домой, следует подкрепить свои теоретические знания практическим опытом, что необходимо для овладения некоторыми специальностями (например, такой, как «архитектура»). В Кыргызстане возможностей получить подобный профессиональный опыт очень мало; по этой причине они продолжают стажироваться в Турции, России, Казахстане и других странах.

Весьма примечательно, что кыргызские студенты рассматривают турецкие вузы как трамплин для дальнейшего обучения или трудоустройства в странах ЕС и США. Некоторые из них участвуют в программе ЕС Erasmus-Mundus, дающей возможность проводить исследования в европейских университетах. Среди кыргызских студентов, окончивших турецкие вузы, есть и такие, которые работают в компаниях «Google» и «Microsoft»11.

В ходе проведенных интервью было выявлено, что ряд обучающихся в Турции кыргызских студентов участвуют в программе «Работа и путешествие» (Work and Travel). В рамках этой программы они могут поехать в США, чтобы поработать и попутешествовать во время летних каникул. Однако при этом создавалось впечатление, что кыргызским студентам в Турции легче получить визу в США.

В Чикаго существует кыргызская диаспора, состоящая из бывших выпускников турецких вузов.

Опрошенные студенты выразили мнение, что Турция использует вышеупомянутую образовательную программу с целью «привлечения мозгов» (как это в свое время делали США). Здесь обучается молодежь не только из бывшего СССР, но и из стран Европы, Африки и Юго-Восточной Азии. Выходцы из этих стран (не считая Кыргызстана и ряда других тюркоязычных стран) не имеют языковой и культурной общности с турецким народом. Исходя из этого, сту-

11 См.: В корпорации Билла Гейтса работает кыргызский парень // Общественный рейтинг, 24 августа 2012 [http:// kyrgyztoday.kg/ru/intervyu/item/3564-v-korporatsii-billa-geytsa-rabotaet-kyirgyizskiy-paren.html].

денты полагают, что Турция, нацеленная на построение лучшего будущего, использует интеллектуальный потенциал других стран.

Необходимо отметить, что в принятии окончившими вуз студентами решения остаться в Турции (согласно результатам исследования, это планирует осуществить более половины из них) значительную роль играют широкий выбор мест для трудоустройства и адекватная оценка их квалификации местными работодателями. Сегодня уже четыре выпускника получили турецкое гражданство и по завершении учебы начали работать по специальности, а один студент бросил университет, но сумел трудоустроиться.

Отмечено несколько случаев, когда кыргызские выпускники получали гражданство и успешно строили свою профессиональную карьеру; среди них преуспевающий врач-хирург, работающий в одной из клиник Анкары, профессор Университета «Фатих» и журналист турецкого радио и телевидения.

В данном контексте хотелось бы привести высказывание одной из бывших студенток, обучавшейся в Турции и получившей гражданство этой страны:

«Окончив РHD аспирантуру, я вернулась в Кыргызстан и отправилась в Министерство образования, полагая, что должна работать там согласно моей специализации «дошкольное образование». Я изучила все по этой теме в Кыргызстане и Турции. Я взяла широкую тему с целью быть более полезной, а не просто стать учителем в школе. Но в Министерстве только посмеялись надо мной. Они сказали, что если у меня есть связи, то я смогу получить работу, а если нет, то нет.

Тогда через некоторые личные связи, я пошла в один университет в Бишкеке, потому что эта область исследований имеется только там. Мне сразу предложили работу, но лишь в качестве приглашенного совместителя, а не штатного сотрудника. Предложенная мне зарплата была настолько мизерна, что ее было бы недостаточно даже для того, чтобы оплатить квартиру.

Мой муж был в еще более сложной ситуации. Он изучал психологию, а в Бишкеке эта тема преподается только в Славянском университете, но мой муж плохо знает русский язык...

Мы подумали... и решили вернуться в Турцию. Мы не хотели подавать заявление на гражданство, но у меня закончилась рабочая виза. У моего мужа она была, но он также должен был заплатить за меня и двоих наших детей; на это было нужно много денег, так что у нас не было выбора. Мы чувствовали себя так, как будто предали свою страну.. ,»12

В 2011 году на заседании Комитета по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству Р. Казакбаев, министр иностранных дел КР, заявил: «Большинство выезжающих на обучение за рубеж кыргызских студентов, как правило, не возвращаются на родину. Особенно это касается студентов, обучающихся в России и Турции». Он также отметил, что «на данном этапе ведомство не может повлиять на решение студентов-невозвращенцев. Для того чтобы заставить их возвращаться на родину и работать для развития страны, мы должны создать соответствующие условия, но сейчас мы этого сделать не можем»13.

Одной из проблем межгосударственных отношений в области образования между КР и ТР является нострификация (признание) иностранных дипломов в Кыргызстане. Несмотря на то что существующая уже 20 лет межгосударственная программа обмена была создана на основе двустороннего соглашения, дипломы даже тех турецких университетов, которые признаны на международном уровне (например, Ближневосточного технического университета и Босфорского университета) не признавались в Кыргызстане на протяжении десятилетий. Это было связано с тем, что в КР на протяжении длительного времени осуществлялся переход на

12 Интервью Ж. Саманчиной в г. Анкара, ноябрь 2011 года.

13 См.: Болотбек кызы Г. Кыргызские студенты, обучающиеся за рубежом, не хотят возвращаться на родину — МИД // Кир ТАГ, 21 февраля 2011 [http://www.kyrtag.kg/?q=ru/news/4096].

Болонскую образовательную систему (кроме того, в стране до сих пор применяется советская система обучения).

В своих интервью многие студенты выразили довольно серьезное недовольство по поводу недостатка инициативы со стороны правительства КР; речь шла в основном о деятельности Министерства образования и науки, а также о признании турецких дипломов.

Таким образом, многие кыргызские студенты сталкиваются с дилеммой: остаться в Турции или вернуться на родину. Вполне понятно, что женитьба (или замужество) и рождение детей делают принятие решения о возвращении еще более затруднительным.

В качестве примера можно привести отрывок из интервью с бывшим выпускником одного из вузов Турции, который остался здесь жить и на протяжении уже 20 лет занимается туристическим бизнесом: «Что я буду делать в Кыргызстане? Кому я там нужен? Мои ровесники стали важными людьми: они либо руководят департаментами, либо занимают другие хорошие должности. Однажды я поехал в Кыргызстан и искал там работу, но мой диплом бакалавра не был признан в качестве свидетельства о высшем образовании. В Турции есть много компаний, и здесь легко найти работу... Что касается моего возвращения, то я об этом не думаю. Я думаю о моем бизнесе, который нужно развивать. Я думаю о своих детях и о том, что им необходимо хорошее образование. Я думаю о том, что моя дочь нуждается в хорошем преподавателе по фортепиано. И это все, о чем я думаю...»14

Однако наряду с довольно-таки неприкрытым желанием остаться в Турции после окончания учебы у студентов существует четко выраженная потребность в сохранении связи с родиной; многие из них надеются, что в дальнейшем смогут туда вернуться и надо лишь дождаться подходящего времени. Молодежь, получившая гражданство Турции и нашедшая работу в этой стране, поддерживает тесные связи со своими семьями и осуществляет инвестиции в строительство жилья и покупку недвижимости в Кыргызстане.

Еще одним фактором, способствующим решению выпускников остаться в Турции после окончания учебы, является связанность Кыргызстана с этой страной нитями родственности, общей религии, культуры и языка. Многие студенты верят, что Турция, предоставляя кыргызским студентам возможность получить высшее образование на безвозмездной основе (в таком масштабе этого не делает ни одно другое государство), тем самым стремится укрепить потенциал Кыргызстана. Более того, они искренне полагают, что обучение в Турции воспитывает в них честность, порядочность, законопослушность и высокие моральные качества, от чего Кыргызстан только выигрывает.

При опросе большинство студентов сказали, что в Турции они научились «твердо стоять на ногах», приобрели полезный жизненный и профессиональный опыт, а также расширили свой кругозор и горизонты мышления. Один из студентов так и заявил: «Все, что я знаю, я узнал в Турции».

Между тем молодые кыргызские специалисты, стремящиеся максимально заимствовать профессиональный опыт своих турецких коллег, далеко не уверены, что смогут использовать полученные знания и навыки по возвращении домой.

Результаты исследований показывают, что большинство студентов, обучающихся в Турции, не планируют (по крайней мере, в ближайшем будущем) возвращаться в Кыргызстан. При этом ими руководит прежде всего желание создать собственную, достаточно прочную финансовую базу либо продолжить обучение в Турции (или других странах), что откладывает их возвращение на родину на неопределенный срок.

Так, на вопрос о том, полезна ли данная учебная программа для кыргызских студентов, одна студентка, изучающая в Анкаре дизайн интерьера, ответила: «С одной стороны, думаю, да, с другой стороны, — нет. С одной стороны, они дают возможность нашим студентам

14 Интервью Ж. Саманчиной в г. Стамбул, апрель 2012 года.

учиться в другой стране, видеть другую страну, другую нацию и изучать другую культуру. Но, с другой стороны, наши самые умные и способные студенты, включая и меня, уезжают за границу и долго не возвращаются. Я тоже не собираюсь возвращаться, потому что, как вы знаете, у нас там жизнь совсем другая, не такая, как здесь. В Турции больше возможностей, поэтому я пока не думаю возвращаться...»15

Говоря в целом, студенты отмечают, что обучение в Турции оказывает сильное влияние на формирование мировоззрения находящихся в достаточно юном возрасте людей и приводит к их «отуречиванию».

Они также полагают, что Турция, оказывая Кыргызстану помощь в сфере образования, имеет перспективной целью формирование новой, лояльной себе политической элиты, которая приемлет ее политические, социально-экономические, культурные и духовные ценности.

Заключение

Необходимо отметить, что большая часть информации о студенческой миграции из Кыргызстана в ТР поступает из устных, иначе говоря, первичных источников. Она основана на личных впечатлениях учебных мигрантов, каждый из которых имеет собственное мнение по поводу причин своего обучения за рубежом, качества получаемых навыков и знаний, их роли в достижении жизненного успеха, а также влияния, которое они могут оказать на развитие социально-экономических, политических и культурных отношений между Кыргызстаном и Турцией в долгосрочной перспективе.

Проведенное исследование процессов учебной миграции из Кыргызстана в Турцию позволило выявить положительные и отрицательные моменты данного явления.

К положительным аспектам учебной миграции можно отнести получение профессиональной и научной квалификации, расширение кругозора, овладение иностранными языками, а также обмен социальной, исторической и культурной информацией.

Среди отрицательных аспектов следует упомянуть прежде всего смену молодыми кыр-гызстанцами места жительства, приводящую к «утечке умов» и наносящую ущерб социально-экономическому развитию страны.

К сожалению, как продемонстрировали результаты проведенного в Турции прикладного исследования, большинство студентов из Кыргызстана намереваются продлить свое пребывание за рубежом или остаться там навсегда.

Кыргызские студенты, обучающиеся в турецких вузах, имеют возможность стать специалистами высокой квалификации, в частности в социально-гуманитарной, экономической и информационно-технологической сферах. После окончания учебы они приобретают лояльное или, по крайней мере, толерантное отношение к Турции, сформированное у них на межличностном коммуникативном уровне. Это самым непосредственным образом влияет на развитие и укрепление межгосударственных отношений и сотрудничества между Кыргызстаном и Турцией.

С большой долей вероятности можно утверждать, что выпускники турецких вузов смогут пополнить ряды политической элиты Кыргызстана. Уже сегодня многие из них занимают ключевые государственные посты, что вполне соответствует интересам Турции.

Студенты, получающие высшее образование в ТР, безусловно, играют важную роль в развитии межгосударственных отношений и являются своего рода связующим звеном между двумя странами вне зависимости от того, находятся ли они за рубежом или вернулись на родину.

15 Интервью Ж. Саманчиной в г. Анкара, ноябрь 2011 года.

Однако для того, чтобы студенческая миграция приносила максимальную пользу стране, необходимо в первую очередь решить вопросы, связанные с нострификацией дипломов, полученных молодыми кыргызстанцами за рубежом. К большому сожалению, Кыргызское государство не берет на себя ответственность за трудоустройство своих граждан, получивших образование в Турции и других странах, поэтому многие из них не хотят возвращаться на родину. Кроме того, как уже отмечалось, в Кыргызстане им приходится сталкиваться с проблемой непризнания иностранных дипломов.

Результаты интервью подтвердили основные тенденции формирования и развития процессов трудовой и учебной миграции в Кыргызской Республике.

В данной работе мы проследили процесс смещения целевых установок многих студентов из КР, которые едут в Турцию для обучения, а затем начинают активно заниматься зарабатыванием денег, благо для этого там существует множество возможностей.

Мы смогли также выявить, что определенное число студентов после окончания вуза остаются в Турции или мигрируют в другие страны дальнего и ближнего зарубежья в целях дальнейшего обучения или трудоустройства.

Таким образом, выезд молодежи на учебу в Турцию зачастую оборачивается эмиграцией из Кыргызстана; в результате страна теряет наиболее образованных граждан, которые предпочитают строить свое будущее за рубежом.

Кыргызстан, как государство с ограниченным количеством природных ресурсов, должен бережно относиться к своему интеллектуальному потенциалу, поскольку он является важным элементом его социально-экономического развития. Бесспорно, обучение за рубежом позволяет кыргызской молодежи приобрести профессиональные, лингвистические, коммуникативные и управленческие навыки, которые значительно повышают ее конкурентоспособность.

Для того чтобы Кыргызстан не «растерял» свои лучшие умы, очень важно создать благоприятные условия для возвращения обучившихся за рубежом граждан страны на родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.