Перспективы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках Ларинина Т. И.
Ларинина Татьяна Ивановна /Larinina Tatyana Ivanovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, экономический факультет,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
Аннотация: в статье раскрыты положения ФЗ № 44 «О контрактной системе» в части регулирования участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках и обозначены перспективы такого участия.
Ключевые слова: контрактная система, госзакупки, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно положений части 5 статьи 30 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные заказчики обязаны осуществлять госзакупки с учетом закупки у субъектов малого предпринимательства. При этом размер закупок должен быть не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Исключение составляют случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии. Ещё одним условием является начальная (максимальная) цена контракта. Она не должна превышать двадцать миллионов рублей [3].
Закупки у субъектов малого предпринимательства осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений.
Законом предусмотрено право заказчиков осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства.
Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства.
С 1 июля 2015 года в России начинает работать новая схема взаимодействия субъектов малого предпринимательства и государственных (муниципальных) заказчиков. Систему государственных закупок сделали прозрачной для предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого бизнеса в закупках государственных компаний и естественных монополий». Федеральная антимонопольная служба проинформировала, что с 1 июля 2015 года изменяется механизм осуществления закупок в компаниях с государственной долей собственности. Так, в компаниях с оборотом более 10 млрд. рублей все закупки на сумму менее 50 млн. рублей будут отданы малому бизнесу. При этом перечень необходимых товаров по таким закупкам заказчики будут определять самостоятельно [1].
Формы осуществления закупок не изменяются, и покупать товары у малых и средних предприятий будут путём проведения торгов и других процедур, предусмотренных положением о закупке, принятым в компании. При этом необходимым условием является соблюдение основных правил и требований:
- участниками являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы либо физические лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
- участниками являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.
Для закупок, в которых принимают участие исключительно представители МСП (малого и среднего предпринимательства), определены особые условия. Все они изложены в Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352. С 1 января 2016 года его действие распространится и на те компании с государственным участием, чей годовой оборот составляет более 1 млрд. рублей [2].
Однако Министерство экономики предложило снизить квоту малого бизнеса в госзакупках в 2015 году с 18 % до 9 %. Министерство объясняет инициативу сосредоточением закупок крупных заказчиков в первой половине года. В предпринимательском объединении «Клуб лидеров», проверявшем выполнение «дорожной карты» по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний, отмечают, что оно затрудняется сложностью требований к поставщикам и дороговизной необходимых процедур. По мнению экспертов, 18-процентную квоту для малого бизнеса могут выделить не все госкомпании: чтобы сделать это, им придется выносить непрофильные виды деятельности на аутсорсинг.
Таким образом, в сфере государственных закупок у субъектов малого предпринимательства произошел ряд изменений. Доля закупок, в соответствии с Федеральным Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, составляет 15 % совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, а НМЦК составляет 20 млн. рублей.
Литература
1. Малый бизнес сможет участвовать в госзакупках на равных [Электронный ресурс]. // URL: http://ppt.ru/news/130600.
2. Система государственных закупок станет прозрачной для малого бизнеса [Электронный ресурс]. // URL: http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36169.html.
3. Ларинина Т. И. Система государственных закупок как инструмент развития малого бизнеса. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-7. с. 76-78.