Научная статья на тему 'Перспективы участия новых государств постсоветского пространства в процессах евразийской интеграции'

Перспективы участия новых государств постсоветского пространства в процессах евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
Евразийский Экономический Союз / интеграция / непризнанные республики / Донбасс / Абхазия / Южная Осетия-Алания / Eurasian Economic Union / integration / the unrecognized Republic / Donbass / Abkhazia / South Ossetia-Alania

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин А. В.

распад СССР в 1991 г. выступил не только «крупнейшей геополитической ошибкой XX века», но и запустил систему «парада суверенитетов», который не прекращен и сегодня. Образование 15 республик, определивших для себя различные геополитические приоритеты, повлекло за собой желание многих народов воспользоваться правом нации на самоопределение. Следствием его реализации стало объявление о независимости ряда государственных образований, непризнанных другими государствами бывшего СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF PARTICIPATION OF NEW POST-SOVIET STATES IN THE EURASIAN INTEGRATION PROCESSES

the collapse of the USSR in 1991 were not only "the greatest geopolitical mistake of the XX century", but also launched the "parade of sovereignties", which has not stopped today. Education of the 15 republics that determined for the different geopolitical priorities, resulted in the desire of many peoples to exercise the right of Nations to self-determination. The result of its realization is the announcement of independence of a number of state entities, unrecognized by other States of the former USSR

Текст научной работы на тему «Перспективы участия новых государств постсоветского пространства в процессах евразийской интеграции»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ТОЧКИ РОСТА»

Бредихин А.В.

кандидат исторических наук, советник Директора ФГБУН Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук

bredikhin90@yandex.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССАХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация: распад СССР в 1991 г. выступил не только «крупнейшей геополитической ошибкой XX века», но и запустил систему «парада суверенитетов», который не прекращен и сегодня. Образование 15 республик, определивших для себя различные геополитические приоритеты, повлекло за собой желание многих народов воспользоваться правом нации на самоопределение. Следствием его реализации стало объявление о независимости ряда государственных образований, непризнанных другими государствами бывшего СССР.

Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, интеграция, непризнанные республики, Донбасс, Абхазия, Южная Осетия-Алания.

Если в 2008 г. Российская Федерация признала независимость Республики Абхазия и Республики Южная Осетия-Алания, то это не решило вопроса с такими сформировавшимися субъектами международных отношений, как Приднестровская Молдавская республика, Донецкая народная республика, Луганская народная республика. Открытым остается и вопрос их интеграции в совместные проекты государств постсоветского пространства, в том числе и Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС).

Говоря о перспективах интеграции в ЕАЭС непризнанных или признанных лишь одним государством-членом ЕАЭС государств, следует отметить, что их пути индивидуальны и какой-то универсальной модели не существует.

Путь евразийской интеграции для Приднестровья сегодня определяется политической повесткой дня не только официального Тирасполя, но и официального Кишинева. Избрание президентом Молдавии И. Додона привело к переориентации геополитического вектора республики в сторону Российской Федерации. Молдавия получила статус наблюдателя при ЕАЭС, а 9 мая 2017 г. И. Додон принимал участие в праздновании Дня Победы в Москве. В то же время новый молдавский президент настроен на сближение с Приднестровьем и решение «замороженного» конфликта мирным путем. Ряд встреч И. Додона с В. Красносельским определили точки сближения Тирасполя и Кишинева в сфере экономики. Вопрос политической интеграции остается в настоящее время открытым, хотя И. Додоном было сделано предложение о представительстве Приднестровья в молдавском парламенте. Формат федеративного пути, по которому пошла Гагаузия в отношениях с Кишиневом, в настоящее время не приемлем для Тирасполя. Хотя в сложившейся ситуации последнее слово останется за Москвой, которая видит евразийскую интеграцию Молдавии и Приднестровья логичным продолжением при разрешении межгосударственного конфликта.

Путь интеграции для Абхазии и Южной Осетии-Алании в ЕАЭС напрямую связан с процессом их интеграции в российское политическое, правовое и экономическое поле. В настоящее время Российская Федерация выступает единственным членом ЕАЭС, признавшим их независимость. Ни Минск, ни Астана, Бишкек или Ереван в настоящее время не предпринимают шагов на пути к признанию их суверенного статуса. Однако Москва реализовала ряд шагов в сферах военной, социальной, экономической, направленных на повышение уровня жизни в молодых кавказских республиках до уровня в Южном и СевероКавказском федеральных округах. Кроме того, силен здесь и этнокультурный компонент: на территории Абхазии ведет свою работу Кубанское войсковое казачье общество, а абхазы

относятся к черкесским народам, живущим на территории российского Кавказа. Южная Осетия-Алания не только ощущает свое этническое единство с народом Северной Осетии-Алании, но и провела соответствующий референдум, на основании которого было изменено название республики.

Путь в ЕАЭС для Донецкой и Луганской народных республик в настоящее время носит стратегический для республик Донбасса характер. А. Захарченко и И. Плотницкий неоднократно заявляли о желании народа Донбасса стать частью евразийской семьи и войти в состав Российской Федерации. На наш взгляд, одним из путей реализации данной цели выступает возобновление работы созданного в 2010 г. еврорегиона «Донбасс»1. Это трансграничное образование обладает не только общей исторической судьбой его участников, но и реализовывало ряд экономических, экологических и социокультурных проектов. После государственного переворота в Киеве в 2014 г. Украина «заморозила» приграничное сотрудничество с Российской Федерацией. Однако ДНР и ЛНР, объявившие о своем суверенитете могут воспользоваться появившейся лакуной и выступить правопреемниками Луганской и Донецкой областей, вошедших в число учредителей еврорегиона «Донбасс». Подобный шаг пересекается с позицией официального Киева и Минских соглашений в вопросе признания Донецкой и Луганской народных республик в качестве «Отдельных районов Донецкой и Луганской областей», обладающих особым статусом. Однако с такой характеристикой не согласны Донецк и Луганск, настаивающие на государственном суверенитете ДНР и ЛНР, что подкреплено волеизъявлением народа Донбасса на референдуме 2014 г. Участие ДНР и ЛНР в работе еврорегиона «Донбасс» позволило бы по формату Европейского Союза применить инструмент трансграничной интеграции при расширении ЕАЭС и вовлечению в его проекты непризнанных государств.

Как видим, пути интеграции непризнанных или признанных лишь одним государством-членом ЕАЭС государств в евразийской интеграционное поле не обладают однородностью. В то же время, если для одних вступление в ЕАЭС идет совместно с процессом международного признания, то для других ЕАЭС можно рассматривать как сопутствующий интеграционный проект по вхождению новых государств постсоветского пространства в состав Российской Федерации, что, например, и сделали Республика Крым и Севастополь в 2014 г.

Литература

1. Бредихин А.В. История российско-украинского сотрудничества (на примере еврорегиона «Донбасс»)/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 2016. 23 с.

References

1. Bredikhin A.V. Istoriia rossiisko-ukrainskogo sotrudnichestva (na primere evroregiona «Donbass») [The history of Russian-Ukrainian cooperation (on the example of the Euroregion "Donbass")]/ Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh nauk, M., 2016. 23 s.

1 Бредихин А.В. История российско-украинского сотрудничества (на примере еврорегиона «Донбасс»)/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 2016. 23 с.

PROSPECTS OF PARTICIPATION OF NEW POST-SOVIET STATES IN THE EURASIAN INTEGRATION PROCESSES

Bredikhin A.V.

Candidate of Historical Sciences, Advisor to the Director Center of security studies of the Russian Academy of Sciences bredikhin90@yandex. ru

Abstract: the collapse of the USSR in 1991 were not only "the greatest geopolitical mistake of the XX century", but also launched the "parade of sovereignties", which has not stopped today. Education of the 15 republics that determined for the different geopolitical priorities, resulted in the desire of many peoples to exercise the right of Nations to self-determination. The result of its realization is the announcement of independence of a number of state entities, unrecognized by other States of the former USSR.

Key words: Eurasian Economic Union, integration, the unrecognized Republic, Donbass, Abkhazia, South Ossetia-Alania

Для цитирования: Бредихин А.В. Перспективы участия новых государств постсоветского пространства в процессах евразийской интеграции// Архонт, 2017. № 2. С. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.