Научная статья на тему 'Перспективы участия национальных объединений Москвы в процессе интеграции мигрантов'

Перспективы участия национальных объединений Москвы в процессе интеграции мигрантов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЛОКАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / POLICY OF INTEGRATION / IMMIGRANT ADAPTATION / PUBLIC ETHNIC ASSOCIATIONS / ADAPTATION PROJECTS / LOCAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Татьяна Николаевна

В условиях массового миграционного притока политика интеграции - наиболее органичная для Российской Федерации государственная политика в сфере этнокультурной организации общества. Национальные общественные объединения могут выступать в качестве проводников политики интеграции, их потенциал в этой сфере имеет определенные перспективы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR NATIONAL ASSOCIATIONS OF MOSCOW IN THE PROCESS OF MIGRANTS’ INTEGRATION

In conditions of massive migratory flow, integration is the most reasonable policy for Russian Federation in the sphere of ethno-cultural arrangement of society. Socio-cultural adaptation of immigrants is necessary to remove barriers of integration policy. This means using ethnic consolidation of immigrants purposely to start the process of their inclusion. Consequently, the potential of public ethnic immigrants associations has certain perspectives in the sphere of integration.

Текст научной работы на тему «Перспективы участия национальных объединений Москвы в процессе интеграции мигрантов»

2 015' 0 8

ВЛАСТЬ

85

ДМИТРИЕВА Татьяна Николаевна — начальник отделения содействия интеграции и адаптации мигрантов отдела по работе с иностранными гражданами Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, член Экспертного совета Общественной палаты города Москвы (115035, Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, 16/4, стр. 4; fortetete@mail.ru)

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОСКВЫ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ

Аннотация. В условиях массового миграционного притока политика интеграции - наиболее органичная для Российской Федерации государственная политика в сфере этнокультурной организации общества. Национальные общественные объединения могут выступать в качестве проводников политики интеграции, их потенциал в этой сфере имеет определенные перспективы реализации. Ключевые слова: политика интеграции, адаптация мигрантов, национальные общественные объединения, адаптационные проекты, локальные сообщества

Всеобъемлющие процессы глобализации подвергают испытанию национальную идентичность многих государств. Страны, принимающие значительные миграционные потоки, поставлены перед необходимостью выработки гармоничной модели взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

Представляется, что применительно к этнополитике, призванной способствовать формированию российской модели взаимодействия этнокультурных групп в условиях массового миграционного притока, наиболее предпочтительным выглядит активно применяемое известными российскими исследователями Л.М. Дробижевой и В.И. Мукомелем понятие «политика интеграции». На протяжении столетий Россия принимала в свой состав иноэтничные и иноконфес-сиональные народы, выстраивала свою оригинальную модель сосуществования групповых идентичностей. В результате такого исторического опыта образовались реальные предпосылки для выстраивания гармоничной модели взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом в современных условиях.

В.И. Мукомель в качестве препятствий проведению политики интеграции выделяет «интеграционный потенциал принимающего сообщества, адаптивные возможности мигрантов, социальные практики взаимодействия принимающего населения и властей с мигрантами» [Мукомель 2013: 6]. Очевидно, что меры по снижению интеграционных рисков должны включать в себя мероприятия по уменьшению языковой и культурной дистанции между мигрантами и принимающим сообществом, а также по правовому просвещению иностранных граждан в целях побуждения последних к нахождению в правовом поле.

Ряд отечественных социологов полагают, что успех социокультурной адаптации и последующей интеграции иностранных граждан в российском обществе зависит о совокупности многих факторов, в т.ч. от наличия (или отсутствия) общественных организаций и объединений соотечественников (землячеств, национально-культурных автономий, ассоциаций и т.п.), масштабов их деятельности [Иванова 2006: 133]. Образование национально-культурных общественных объединений явилось реакцией общества на вызовы реформ 90-х гг. прошлого века. Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-! «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, было гарантировано право на культурно-национальную автономию, т.е. право на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств. На современном этапе в условиях активной миграции, когда преодолены дезин-теграционные процессы в государстве и созданы предпосылки для формирова-

86

ВЛАСТЬ

2 015'08

ния общероссийского гражданского самосознания, актуализируется общественный запрос на использование внутриэтнической интеграции (консолидации) мигрантов для включения их в процесс интеграции с принимающим сообществом. Федеральным законом РФ от 4 ноября 2014 г. N ЗЗб-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 4 Федерального закона "О национально-культурной автономии"» расширен перечень видов деятельности национально-культурных объединений: национально-культурная автономия самоорганизуется в т.ч. и в целях «укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов». Таким образом, национально-культурным объединениям предоставляется возможность проявить себя в качестве проводников политики интеграции.

Рассмотрим реальное состояние указанных общественных образований в Москве, связанное со степенью влияния национально-культурных объединений на сообщества мигрантов, о представлении интересов которых они заявляют. По итогам исследования, посвященного интеграции мигрантов в г. Москве, Е.А. Варшавер и А.Л. Рочева формулируют тезис о том, что зачастую диаспоральные организации, будучи формализованными клубами элит, не представляют сообщества мигрантов, не вырабатывают институты коммуникации между мигрантами [Варшавер, Рочева 2014: 58]. В то же время объединения без образования юридического лица (землячества) зачастую обладают в среде мигрантов значительным авторитетом. Подобные аспекты характерны не только для московского мегаполиса, исследователи отмечают их во многих регионах России. Например, можно отметить проблемы структурирования и функционирования национально-культурных объединений субъектов РФ полиэтничного СКФО, среди которых этнополитолог М.А. Аствацатурова выделяет ограниченность ресурсов национально-культурных общественных объединений и недостаточность авторитета организаций среди этнической группы, которая зачастую ориентируется на альтернативных активистов, не регистрирующих свою деятельность официально [Аствацатурова 2013: 89].

В ходе работы с национальными сообществами автором статьи проводился постоянный мониторинг диаспоральных организаций, в т.ч. и национально-культурных объединений, с которыми взаимодействует Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве. Так, в 2014 г. Управление взаимодействовало с 87 организациями, из которых 67 — официально зарегистрированные. Исследование спектра указанных объединений проводилось в 2013—2014 гг. посредством проведения рабочих встреч с лидерами, оценки возможностей объединения по организации адаптационных мероприятий и мотивации представителей сообществ к участию в адаптационном процессе. По критерию степени участия в процессе адаптации и интеграции мигрантов официально зарегистрированные национальные объединения условно можно разделить на 3 группы.

1. Организации, которые приняли участие в реализации всего спектра адаптационной и интеграционной деятельности. Это и просвещение, и обучение мигрантов, и защита их прав. Примером указанных сообществ могут служить Межрегиональное общественное движение трудовых мигрантов Кыргызстана, Центр диаспор Афганистана, национально-культурная автономия азербайджанцев России «АзерРосс».

2. Организации, осуществляющие правовую поддержку мигрантов, оказывающие услуги по информационному и юридическому консультированию иностранных граждан. В деятельности этих объединений превалируют правозащитные функции. Тем не менее их роль в содействии адаптации иностранных граждан в части информирования о миграционном законодательстве очевидна. К указанной группе нами отнесены профсоюз трудящихся мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях, информационно-правовой центр «Миграция и закон», межрегиональное общественное объединение «Конгресс молдавских диаспор» и др.

3. Национально-культурные объединения, обеспечивающие решение вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

2015'08

ВЛАСТЬ

87

Очевидно, что участие в процессе адаптации и интеграции мигрантов не является приоритетным направлением их деятельности. Итоги мониторинга за период с 2013 по 2014 год представлены на рис 1.

Участие НКО в процессе адаптации и интеграции мигрантов Всего: 67 организаций

| Полный спектр адаптационной деятельности

Правовое информирование, правозащитная деятельность

Адаптационная деятельность не осуществляется

Рисунок 1. Участие НКО в процессе адаптации и интеграции мигрантов

В ходе рабочих встреч с лидерами объединений автором была получена информация, что от 25 до 75% членов национальных объединений либо сообществ, интересы которых представляют эти объединения, составляют временно пребывающие либо постоянно проживающие иностранные граждане. И национально-культурные объединения 3-й группы — не исключение, об этом можно судить по поступающим от организаций обращениям в УФМС России по г. Москве в связи с урегулированием правового статуса иностранных граждан. Тезис о наличии ресурса национально-культурных общественных объединений среди трудовых мигрантов и иммигрантов подтверждают выступления лидеров организаций, озабоченных решением проблем мигрантов, в ходе Ассамблеи национальных общественных организаций г. Москвы, проходившей 26 октября 2011 г. [Кульбачевская 2013: 116].

В 2013—2014 гг. Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве содействовало реализации 2 проектов по организации изучения русского языка и культуры для мигрантов с участием национальных объединений.

В совместном проекте Русской православной церкви и Российского университета дружбы народов «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов» участие принимали члены общественного объединения «Центр диаспор Афганистана». И для мигрантов, и для объединения участие в проекте было бесплатным, занятия проводились 3 раза в неделю в будние дни, финансирование проекта осуществлялось за счет федерального гранта. Каких-либо существенных проблем в ходе этой работы не наблюдалось. Необходимо отметить, в Центре диаспор Афганистана курсы русского языка проводились факультативно и до осуществления данного проекта, объединение регулярно организует мероприятия по изучению русской культуры и гармонизации отношений членов диаспоры с принимающим сообществом.

Второй проект был реализован на базе учреждений департамента культуры (библиотек), которые предоставляли бесплатные помещения для проведения занятий, где национальные объединения организовывали группы учащихся и финансировали научно-методическое обеспечение курсов. Научно-методическое обе-

88

ВЛАСТЬ

2015'08

спечение было предоставлено Московским институтом открытого образования. Наиболее активно участвовали в этой работе представители Межрегионального общественного движения трудовых мигрантов Кыргызстана. В ходе реализации данного проекта выявлен ряд проблем, таких как нестабильная посещаемость курсов, а также сложности с финансированием.

Сравнительный анализ указанных мероприятий показал, что эффективность работы национального объединения в процессе интеграции мигрантов зависит от нескольких факторов:

— от соединения формального и неформального лидерства в этническом сообществе в лице руководителя национального объединения;

— ориентированности лидера объединения на участие в процессе адаптации и интеграции мигрантов;

— наличия возможностей по финансированию адаптационных мероприятий;

— логистического аспекта мероприятий.

Вследствие нововведений в миграционном законодательстве с 1 января 2015 г. появилось существенное временное ограничение по проведению различных обучающих курсов для трудовых мигрантов на территории РФ. Для иностранцев из государств с визовым режимом въезда в РФ срок подготовки сократился до 2 месяцев, для мигрантов из государств с безвизовым режимом въезда — до 1 месяца, а с учетом существующих практик оформления документов — до 2 недель. Однако уровень и масштабы развития домиграционной подготовки в странах исхода мигрантов на сегодня не адекватны существующей интенсивности миграционных потоков. Сохраняется актуальность изучения русского языка и культуры для определенных категорий мигрантов, урегулировавших свой статус. К ним, например, можно отнести постоянно проживающих иностранных граждан, которые уже прошли уровень необходимой адаптации и готовы полноценно интегрироваться в принимающее сообщество, а также трудовых мигрантов, получивших разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности и мотивированных к дальнейшему повышению своих компетенций.

Представляется, что национальные объединения могли бы содействовать процессу более глубокой адаптации по интеграционному сценарию. К образовательным, просветительским программам могут добавиться проекты по интеграции на уровне локальных сообществ мигрантов и местных жителей (совместные культурные мероприятия, мастер-классы, конкурсы и т.д.). Такие пилотные проекты реа-лизовывали Е.А. Варшавер и А.Л. Рочева в московском районе «Капотня» и региональная общественная организация содействия укреплению мира «Международное ненасилие» в районе «Войковский». В рамках проекта ОО «Международное ненасилие» сотрудничала с Узбекской НКА г. Москвы и Региональным общественным движением трудовых мигрантов Кыргызстана.

Укрепление авторитета лидера объединения и, соответственно, расширение ресурса объединения, кроме личностных характеристик, в значительной степени зависит от его возможностей содействовать решению возникающих у мигрантов проблем в процессе взаимодействия с органами власти и правоохранительными органами. Расширению сферы влияния объединения среди мигрантов и вовлечению их в интеграционные процессы могло бы способствовать установление взаимодействия лидеров сообществ с органами власти на уровне управ и муниципалитетов г. Москвы. Представляется, что организация интеграционных мероприятий на уровне локальных сообществ может стать важной составляющей такого взаимодействия.

Остается актуальным вопрос внешнего финансирования этнических организаций для целей адаптации и интеграции мигрантов. Протекционизм со стороны государства по отношению к национально-культурным объединениям заложен в соответствующих законодательных актах, тем не менее организациям было бы полезно использовать возможности, предоставленные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях» в части осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для достижения целей организации. Эта мера позволит не только осуществить финан-

2 015 ' 0 8

ВЛАСТЬ

89

сирование интеграционных проектов, повысить уровень самопрезентации организации, но и установить более разветвленные коммуникации в диаспоральной среде.

Представляются целесообразными грантовая поддержка конструктивной деятельности национальных объединений в сфере интеграции мигрантов, а также регулярный мониторинг интеграционной инфраструктуры со стороны правительства Москвы.

Список литературы

Аствацатурова М.А. 2013. Национально-культурное самоопределение в системе межэтнических и этноконфессиональных отношений. Общественные инициативы. — Гражданские инициативы в сфере этнической политики: возможности посредничества гражданских структур в деле предупреждения и урегулирования этнических конфликтов. М.: ИЭА РАН. С. 86-97.

Варшавер Е.А., Рочева А.Л. 2014. Сообщества мигрантов в Москве как среда интеграции: результаты этнографического исследования. — Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика. М.: Academia. С. 50-81.

Иванова В.Ф. 2006. Государственное развитие и межэтнические взаимодействия в глобализирующемся мире. М.: Типография МИИТ. 177 с.

Кульбачевская О.В. 2013. Деятельность национально-культурных организаций в Москве. — Гражданские инициативы в сфере этнической политики: возможности посредничества гражданских структур в деле предупреждения и урегулирования этнических конфликтов. М.: ИЭА РАН. С. 114-124.

Мукомель В.И. 2013. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетрадь. М.: Спецкнига. 33 с.

DMITRIEVA Tatyana Nikolaevna, Head of the Office of Foreign Subject Affairs, Moscow Gty Department of Federal Immigration Service (16/4, bld. 4, Bolshaya Ordynka St, Moscow, Russia, 115035, fortetete@mail.ru)

PROSPECTS FOR MOSCOW NATIONAL ASSOCIATIONS IN THE PROCESS OF MIGRANTS' INTEGRATION

Abstract. In conditions of massive migratory flow, integration is the most reasonable policy for Russian Federation in the sphere of ethno-cultural arrangement of society. Socio-cultural adaptation of immigrants is necessary to remove barriers of integration policy. This means using ethnic consolidation of immigrants purposely to start the process of their inclusion. Consequently, the potential of public ethnic immigrants associations has certain perspectives in the sphere of integration. Keywords: policy of integration, immigrant adaptation, public ethnic associations, adaptation projects, local communities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.