УДК 332.14
ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОЙ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
КАК ФАКТОРА РОСТА ЭКСПОРТА В ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ У РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Г.Е. Зорин
Текущая экономическая ситуация в мире образовала поделенный рынок информационно-коммуникационных технологий между развитыми в этом направлении странами вследствие больших затрат на создание и развитие технологий, а также защиту интеллектуальной собственности, что осложняет рост экспорта в цифровую экономику развивающихся стран. В статье рассмотрена перспектива и направления роста экспорта цифровых услуг через цифровую креативную экономику. Предпринята попытка теоретического исследования понятия «цифровая креативная экономика». Сделан вывод о необходимости формирования и совершенствования цифровой креативной экономики. Понимание ее специфики и правильный выбор направления развития позволит создавать специалистов гиг-экономики внутри страны.
Ключевые слова: креативная экономика; цифровая экономика; культура; музыка; кино; информация; гиг-экономика.
G.E. Zorin. PROSPECTS FOR THE DIGITAL CREATIVE ECONOMY AS A FACTOR OF EXPORTS GROWTH TO THE DIGITAL ECONOMY IN DEVELOPING COUNTRIES
The current economic situation in the world has formed a divided market of information and communication technologies between countries developed in this direction due to the high costs of creating and developing technologies, as well as the protection of intellectual property, which complicates the growth of exports to the digital economy of developing countries. The article examines the prospects and directions of growth in the export of digital services through the digital creative economy. An attempt is made to theoretically study the concept of «digital creative economy». The article concludes that it is necessary to form and improve the digital creative economy. Understanding its specifics and choosing the right direction of development will make it possible to create gig economy specialists within the country.
Keywords: creative economy; digital economy; culture; music; cinema; information; gig-economy.
К развивающимся странам относят страны с более низким уровнем жизни, доходов, экономического и промышленного развития по сравнению с другими странами и государствами. Согласно определению МВФ, в настоящее время отмечается 152 развивающихся стран с населением около 6,62 млрд (85,22 %) [13]. Эта значительная доля населения мира включает в себя всю Центральную и Южную Америку, Африку, почти все азиатские страны и множество других островных государств.
Еще одна классификация, которую иногда отождествляют с развивающейся страной, была создана Всемирным банком с чистой классификацией по среднегодовому доходу (основанные на валовом национальном доходе (далее - ВНД) на душу населения):
- доход ниже 1025 долл. США - страны с низким уровнем дохода;
- доход ниже 3895 долл. США - страны с доходом ниже среднего;
- доход ниже 12055 долл. США - страны с доходом выше среднего;
- доход выше 12 375 долл. США - страны с высоким уровнем дохода.
По данным Всемирного банка, всего 80 стран и территорий классифицируются как «страны с высоким уровнем дохода». По состоянию на 2022 финансовый год страны с высоким уровнем дохода имели ВНД на душу населения в размере 12 696 долл. Поэтому теоретическое предположение данной статьи распространяется в большей степени на страны с низким уровнем дохода [10]. Поскольку большинство стран данной категории тратят намного меньше денег на создание собственных цифровых продуктов в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), значение факта единственной перспективы экспорта цифровых продуктов увеличивается. В лучшем случае эти страны получают возможность выступать в качестве операторов внедрения и расположения технических мощностей крупных транснациональных 1Т-корпораций развитых стран, стран с доходом ниже среднего и выше среднего, а также они сильно зависят
52
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 1(47)
от их инвестиций. Так, к примеру, в г. Квили-кура Республики Чили расположен центр обработки данных Google. В ходе строительства центра и его эксплуатации инвестиции Google позволили создать новые высококвалифицированные рабочие места. По оценкам компании, долгосрочные инвестиции в центр превышают 290 млн долл.
В ходе осмысления перспектив, факторов развития и роста цифровой экономики результаты ряда авторитетных исследований справедливо свидетельствуют о том, что цифровая креативная экономика давно стала частью цифровой экономики со значительным потенциалом роста. Но в этом случае фактор «цифровая креативная экономика» рассматривается через авторскую позицию перспективы роста цифрового экспорта IT-продуктов в развивающихся странах, что способствует росту присутствия в мировой цифровой экономике [8].
Креативная цифровая экономика охватывает экономическую деятельность, основанную на информации, которая создана креативными индустриями. Эти отрасли включают цифровую рекламу, архитектуру, искусство в VR, 2D- и SD-дизайн, моду, кино, видео, фотографию, музыку, исполнительское искусство в прямом эфире, компьютерные игры, электронные публикации, Интернет, телевидение, а также радиоподкасты. Креативная цифровая экономика связана с широким спектром отраслей: от культуры до продуктов питания, развлечений, текстиля и ремесел, моды, красоты, туризма. Еще в 1998 г. избранное правительство Великобритании решило попытаться дать определение и оценить их прямое влияние на британскую экономику в «Картографических документах творческих индустрий». В нем перечислены 13 областей деятельности: реклама, архитектура, рынок искусства и антиквариата, ремесла, дизайн, дизайнерская мода, кино, программное обеспечение для интерактивного досуга, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, программное обеспечение, телевидение и радио. Их объединяет тот факт, что они берут свое начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и имеют потенциал для создания богатства за счет создания интеллектуальной собственности. Эти секторы уже увеличились
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ
формирование предложения на создание добавленной стоимости
до пандемии благодаря быстро развивающейся цифровой экономике и растущим поколениям потребителей тысячелетия и поколения Z, которые ценят опыт.
Природа креативной экономики продолжает меняться, возникают совершенно новые отрасли (от радио и телевидения в XX в. до видеоигр и подкастов в XXI в.) [5]. Симбио-тические отношения между сегментами вероятны и означают, что прогресс будет стимулировать рост креативной цифровой экономики. Интеллектуальная собственность в цифровой креативной экономике (к примеру, регистрация товарного знака) может принести пользу в других секторах, которые более характерны и ценны для потребителей.
Потребители цифрового контента покупают потребительские товары (от футболок до будильников, хлопьев для завтрака), на которых изображена интеллектуальная собственность из любимых телепередач и фильмов. Все чаще новые цифровые технологии понимаются как неотъемлемая и взаимосвязанная часть творческой практики, при этом работа в области креативной экономики определяется как «концептуальное и практическое сближение творческих искусств (индивидуальных талантов) с индустриями культуры массового масштаба в контексте новых медиа-технологий». Это также повышает производительность в других секторах путем создания новых программных инструментов в 1Т-индустрии или предоставления клиентам инновационных товаров и услуг Во всех этих отношениях творческая экономика может увеличить общее благосостояние. Большинство творческих отраслей за пределами сектора ИКТ все шире использует цифровые технологии для содействия росту [10]. Во многих случаях барьеры между этими креативными отраслями и самим сектором ИКТ стираются по мере появления организаций, которые работают за пределами этих отраслевых границ, а существующие предприятия креативной индустрии запускают новые цифровые предложения, чтобы реагировать на потребительский спрос и расти. Культурную торговлю можно рассматривать как связующее звено между творчеством и глобализацией. Равное распределение креативности может предоставить странам с формирующимся
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
*
КРЕАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЯХ
формирование спроса на создание добавленной стоимости и расширение рынков сбыта
Рис. 1. Функционирование креативной экономики
рынком возможность извлечь выгоду из обоих факторов. Креативная цифровая экономика создает контент, который побуждает пользоваться цифровыми платформами и тратить на все это больше времени. Наблюдается сближение между цифровой и креативной индустриями, которое будет только увеличиваться с ростом роли искусственного интеллекта, проявлением новых подходов к визуальным эффектам (включая использование игровых платформ при создании новых фильмов и телепередач). Так, в 2018 г. общий объем созданных, захваченных, скопированных и потребленных в мире данных составил 33 Збайта - эквивалент 33 трлн Гбайта. Этот показатель вырос до 59 млрд в 2020 г. и, по прогнозам, достигнет 175 млрд к 2025 г. Каждый день в мире генерируется 500 млн твитов, 294 млрд электронных писем, 4 млн Гбайт данных Facebook, 65 млрд сообщений WhatsApp и 720 тыс. часов нового контента, ежедневно добавляемого на YouTube [12]. Цифровизация изменила правила игры в креативной экономике, оказав влияние на всю цепочку создания добавленной стоимости и изменив то, как мы общаемся, создаем и работаем. Цифровая эпоха также привела к созданию более сложной экосистемы с появлением на рынке новых крупных технологических игроков, таких как Google, Netflix и Amazon Prime Video. Онлайн-потоковые сайты стали основой современной жизни, предоставляя доступ к множеству фильмов, телешоу и бокс-сетов.
Во всех этих приложениях особую роль имеет создание контента. Практически у каждого пользователя в развивающийся стране есть возможность внести вклад в развитие платформы через создание креативного контента и заработать на этом. Данный фактор показывает, что развитие креативной цифровой экономики на существующих платформах внутри развивающихся стран среди населения
Сравнения экономического веса креативной по размещению и питанию
позволит привлечь извне денежные средства. К примеру, пользователи платформы TikTok с не менее чем 10 тыс. подписчиков и 100 тыс. просмотров за последние 30 дней могут зарабатывать деньги с помощью Фонда TikTok Creator.
Таблица 1
Рейтинг ежемесячно активных пользователей популярных приложений социальных сетей в мире [12]
Приложение Количество Страна
социальных сетей пользователей в месяц
Facebook 2,797 млрд США
YouTube 2,291 млрд США
WhatsApp 2 млрд США
Facebook Messenger 1,3 млрд США
Instagram 1,287 млрд США
WeChat 1,225 млрд Китай
TikTok 732 млн Китай
Douyin 600 млн Китай
QQ 595 млн Китай
Telegram 550 млн ОАЭ
На основании данных о валовом внутреннем продукте в Европейском Союзе (далее -ЕС) можно сделать следующие выводы по развитым странам:
- вклад креативной цифровой экономики в ВВП аналогичен секторам ИКТ и услуг по размещению и питанию;
- креативная цифровая экономика создает более высокий уровень добавленной стоимости, чем сектор услуг по размещению и питанию;
- количество компаний в креативной цифровой экономике превышает количество компаний в сфере ИКТ и услуг по размещению и питанию.
Учитывая успешную практику на уровне
Таблица 2
цифровой экономики с ИКТ и сектором услуг в Европейском Союзе [11]
Критерий ИКТ Услуги по размещению и питанию Цифровая креативная экономика
Процент от валового внутреннего продукта в Европейском Союзе 4 (2015 г.) -3 (2019 г. ) 4 (2015 г.) -8,5 (2018 г.) 4,2 (2014 г.) -5,5 (2017 г.)
Добавленная стоимость, млрд. евро 570 (2015 г.) 252,9 (2015 г.) 290 (2016 г.) -413 (2017 г.)
Трудоустройство, млн чел. 6,3 (2015 г.) -8 (2020 г.) 11,1 (2015 г.) 6,7 (2016 г.)
Количество компаний, млн шт. 1,1 (2015 г.) 1,9 (2015 г.) 2,45 (2016 г.)
Средний размер компании (количество сотрудников на компанию) 5,73 (2015 г.) 5,84 (2015 г.) 2,7 (2016 г.)
с развитием цифровой креативной экономики в странах ЕС, нами прослеживается возможность достижения цели развития экспортного потенциала в развивающихся странах на примере развитых стран ЕС.
Все эти факторы роста подталкивают в развивающихся странах местных производителей креативного контента заказывать разработку своих платформенных решений или пользоваться уже существующими у развитых в этом направлении странах. Цифровые платформы IT-гигантов (к примеру, Google, Ozon) позволяют соединять художников, ремесленников, музыкантов и кинематографистов с глобальной аудиторией, стимулируя рост внутренней и внешней продажи товаров в цифровой торговле (в том числе экспорт цифровых продуктов) в развивающихся странах. Согласно последним оценкам Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (далее -ЮНКТАД), глобальные продажи электронной торговли в 2018 г. составили 25,6 трлн долл., что на 8 % больше, чем в 2017 г. Например, доля 1,45 млрд онлайн-покупателей во всем мире, совершивших трансграничные покупки, выросла с 17 % в 2016 г. до 23 % в 2018 г. Хотя единого общепринятого определения цифровой торговли не существует, растет консенсус в отношении того, что она охватывает операции по торговле товарами и услугами с использованием цифровых технологий, которые могут быть доставлены в цифровом или физическом виде и в которых участвуют потребители, фирмы и
правительства. Основой цифровой торговли является движение данных. Данные - это не только средство производства, но и актив, которым можно торговать. Помимо этого, данные выступают средством, с помощью которого организуются и предоставляются услуги. К примеру, художники часто являются дистрибьюторами, превращая свои личные видения в материальную прибыль. Это расширяет возможности художников, поскольку дает им больше возможностей для процветания, будь то за счет технологических усовершенствований и доступа к инструментам и оборудованию, каналам распространения и маркетинга (к примеру, Spotify, Netflix и Etsy).
Технологические платформы являются основными источниками ссылок для цифровых издателей, а Facebook и Google отвечают за 70 % реферального трафика в Интернете. Цифровизация (через расширение интернет-покрытия) сокращает разрыв между креативной экономикой развивающихся стран и мировыми рынками. Приоритетные алгоритмы искусственного интеллекта этих организаций гарантируют, что определенные форматы развлекательного контента имеют приоритет в потребительских поисках и каналах. Так, к примеру, они разработали технологии, которые сокращают время загрузки контента, но технология требует, чтобы контент соответствовал ее стандартам.
По данным Организации Объединенных Наций, в 2018 г. по промышленному развитию
Рис. 2. Экспорт творческих товаров, нормализованный балл (в диапазоне 0-100) [7]
Бразилия имела значение 9,70 нормализованного балла (с использованием минимальной и максимальной нормализации в диапазоне 0-100), что делает его частью нижнего 50 % для показателя «Экспорт креативных товаров». Китай имел самое высокое значение показателя в нормализованном балле 100.00, тогда как Алжир имел самое низкое значение показателя в нормализованном балле 0.10 [16]. Мексика имела нормализованную оценку 92,20 (с использованием нормализации минимума и максимума в диапазоне от 0 до 100), что делает ее частью 10 % лучших по показателю «Экспорт товаров для творчества». По замечанию ЮНКТАД, поскольку развивающиеся страны производят и продают широкий спектр креативных продуктов (включая фильмы, искусство, музыку, моду, культурные ремесла, компьютерные игры и приложения), они вносят свой вклад в ВВП, экспорт и рост родной страны, что в конечном итоге повышает результаты развития [14]. К примеру, Китай, несмотря на то что является одной из передовых стран по разработке сквозных технологий, последовательно продвигается к более креативной, ориентированной на потребителя экономике. Добавленная стоимость в секторах, связанных с культурой Китая, составила 463,9 млрд долл. в 2016 г., что на 13 % больше, чем в предыдущем году, согласно данным Национального бюро статистики и сообщению China Daily. План развития креативной экономики Индонезии на 2009-2015 гг. определяет цифровую креативную экономику как «экономику новой эры» после экономики сельского хозяйства, экономики промышленности и экономики информации, которая усиливает информацию и творчество, опираясь на местные идеи и знания, человеческие ресурсы как фактор производства основной экономической деятельности. В Индонезии, где доля креативной цифровой экономики в ВВП страны составляет 7,4 %, а в ней занято 14,3 % рабочей силы, Национальный Генеральный план креативного экономического развития в настоящее время регулирует экономический рост в 12 областях политики. Учитывая свой большой потенциал, Индонезия запустила План развития креативной экономики до 2025 г. [15].
Многие развивающиеся страны приняли эту идею. В 2016 г. Грузия опубликовала дорожную карту по развитию своей культурной и креативной индустрии, подкрепленную выводами о том, что креативное производство способствует устойчивому развитию стран. В Колумбии стоимость культурной и креативной индустрии выросла с 6,2 млрд долл. в 2010 г.
до 8,2 млрд долл. в 2017 г. Исследование Южноафриканской культурной обсерватории показало, что креативная экономика страны внесла 1,7 % в экономику в 2016 г. и что креативный сектор рос быстрее, чем экономика Южной Африки, в целом на 4,9 % в период с 2011 по 2016 г. по сравнению с 1,6 % для всей экономики. Нигерийская киноиндустрия, известная как Нолливуд, является одной из самых быстрорастущих творческих индустрий в мире. По данным международной сети компаний, предложивших услуги в области консалтинга и аудита (PricewaterhouseCoopers), Нолливуд имеет потенциал стать крупнейшим экспортером страны, который приводит совокупный годовой темп роста в 19,3 % в 2018 г. По данным Всемирного банка, по всей Африке доходы от потоковой передачи цифровой музыки, как ожидается, достигнут 500 млн долл. к 2025 г. по сравнению со 100 млн долл. в 2017 г. В Глобальном докладе специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) за 2018 г. отмечается, что многие страны не имеют инфраструктуры и не могут консолидировать рынок культурных товаров и услуг в цифровой среде. Это означает, что многие малые творческие предприятия сталкиваются с проблемами экспорта через Интернет, логистики доставки и торгового финансирования. В настоящее время в мире насчитывается около 4,66 млрд активных пользователей Интернета (из 7,83 млрд чел. мирового населения). 92,6 % из них получают доступ к Всемирной паутине с помощью мобильных устройств. По оценкам, глобальное проникновение составляет 59,5 % по сравнению с проникновением Интернета в США, которое составляет 90 % по состоянию на январь 2021 г. Во всем мире число подписок на онлайн-видео достигло 1,1 млрд в 2020 г., что на 26 % больше, чем в предыдущем году [6].
Из проведенного нами исследования становится очевидным, что рост экспорта в мировую цифровую экономику из-за глобализации 1Т-рынка высоких (сквозных) технологий, т.е. высокого импорта в этой сфере, в большей степени зависит от формирования внутри страны цифровой креативной экономики. А одним из масштабируемых мероприятий на основе изученных нами стратегий разных по уровню развития стран является создание креативных кластеров по формированию цифровых креативных индустрий.
В заключение отметим, что креативные услуги тесно связаны с развивающейся деятельностью в области электронной коммерции внутри страны. Стремительные изменения в
цифровой экономике потрясают креативные индустрии и создают новые возможности для развития и разнообразия ведения бизнеса. На сегодняшний день пандемия продолжает свое всеобъемлющее опустошение. Повсеместное закрытие границ, мест проведения живых выступлений, меры физического дистанцирования оказывают колоссальное влияние на средства к существованию артистов, ограничивают доступ к рынкам и свободу творчества, а также приносят более широкие последствия для цепочки создания стоимости поставщиков и поставщиков услуг Сектор ремесел, являющийся важнейшим источником занятости для многих стран, пережил массовый спад. Кризис ускорил уже существующие тенденции, в частности цифровизацию, и обнажил ранее существовавшее неравенство. Творческие работники и креативный контент уже являются неотъемлемой частью воплощения цифрового мира в жизнь. Главным образом, политика, как видим из исследования, направленная на стимулирование роста креативного сектора, носит положительный экономический характер. Растет признание того, что человеческий капитал играет жизненно важную роль в социально-экономическом развитии. Принимая во внимание тот факт, что 70 % новых ценностей, созданных в экономике в течение следующего десятилетия, будут основаны на бизнес-моделях платформ с поддержкой цифровых технологий, камнем преткновения станут 47 % населения мира, которые по-прежнему не подключены к Интернету и не могут поддерживать и использовать эти средства. Государственные учреждения развивающихся стран теперь должны содействовать подготовке предпринимателей в творческих отраслях и предлагать связи с мировыми рынками, подчеркивая связь между креативной экономикой и развитием, что приведет к развитию собственной гигабайтной экономики (гиг-экономики) на внутреннем рыке. В долгосрочной перспективе цифровая креативная экономика, вероятно, станет ключевым фактором экономического роста развивающихся стран, поскольку является перспективой восстановления экономики после экономического спада в существующих реалиях рынка мировой цифровой экономики.
Список литературы
1. Герасимова И.А., Литвиненко В.А. Современные условия развития еуеШ>технологий в учреждениях культуры города Москвы // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 1 (24). С.106-114.
2. Гордин В.Э., Кузьмина К.А., Никольская М.В.
Анализ образовательного потенциала креативных пространств // Культурные индустрии. Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 89-101.
3. Елаева А. Зачем технологическим компаниям арт-коллаборации // Сайт Бизнес и технологии: интернет-сайт. URL: https://vc.ru/25662-art-collabs (дата обращения: 06.08.2017).
4. ЮНКТАД: в мире растет спрос на идеи, воображение и творчество // Новости ООН: интернет-сайт. URL: https://news.un.org/ ru/story/2019/01/1346772 (дата обращения: 14.01.2019).
5. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122-132.
6. Creative economy to have its year in the sun in 2021. URL: https://unctad.org/news (Accessed 13.01.2021).
7. Creative goods exports // The Wold Bank: website. URL: https://tcdata360.worldbank.org/in-dicators/ba95f12a?indicator=40688&viz=choroplet h&years=2018 (Accessed 13.01.2021).
8. Developing Countries. URL: https://www. worlddata.info/developing-countries.php (Accessed 17.11.2021).
9. How does the World Bank classify countries? URL: https://datahelpdesk.worldbank.org/knowl-edgebase/articles/378834 (Accessed 20.02.2022).
10. Research in Creative Economy Published in Indonesia in 2017 by Centre for Innovation Policy and Governance. URL: https://www.academia. edu/34712641/Research_in_Creative_Economy_ English (Accessed 13.01.2021).
11. The International Monetary Fund (IMF). URL: https://www.imf.org/en/Publications (Accessed 12.01.2019).
12. The Top 25 Most Popular Social Media Platforms in the World. URL: https://www.semrush. com/blog/most-popular-social-media-platforms (Accessed 13.01.2022).
13. The world's data explained: how much we're producing and where it's all stored. URL: https://the-conversation.com/159964 (Accessed 17.11.2021).
14. United Nations Industrial Development Organization: website. URL: https://www.unido.org (Accessed 13.01.2021).
15. Unleashing Indonesia's digital potential. URL: https://www.kearney.com/digital/article (Accessed 15.06.2020).
References
1. Gerasimova I.A., Litvinenko V.A. Sovremen-nye usloviya razvitiya event-tekhnologij v uchrezh-deniyakh kultury goroda Moskvy [Modern conditions for the development of event-technologies
in cultural institutions of the city of Moscow] // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informatsionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2017. № 1 (24). S.106-114.
2. Gordin V.E., Kuzmina K.A., Nikolskaya M.V. Analiz obrazovatel'nogo potentsiala kreativnykh prostranstv [Analysis of the educational potential of creative spaces] // Kul'turnye industrii. Mezh-dunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2017. № 1 (26). S. 89-101.
3. Elaeva A. Zachem tekhnologicheskim kom-paniyam art-kollaboratsii [Why do technology companies need art collaborations] // Sajt Biznes i tekh-nologii: internet-sajt. URL: https://vc.ru/25662-art-collabs (Accessed 06.08.2017).
4. YuNKTAD: v mire rastet spros na idei, vo-obrazhenie i tvorchestvo // Novosti OON: internet-sajt. URL: https://news.un.org/ru/story/2019/01/ 1346772 (Accessed 14.01.2019).
5. Yaroshenko N.N. Industriya razvlechenij v sovremennom kul'turnom prostranstve [The entertainment industry in the modern cultural space] // Vestnik Moskovskogo gos. un-ta kul'tury i iskusstv. 2016. № 3 (71). S. 122-132.
6. Creative economy to have its year in the sun in 2021. URL: https://unctad.org/news (Accessed 13.01.2021).
7. Creative goods exports // The Wold Bank: website. URL: https://tcdata360.worldbank.org/in-
dicators/ba95f12a?indicator=40688&viz=choroplet h&years=2018 (Accessed 13.01.2021).
8. Developing Countries. URL: https://www. worlddata.info/developing-countries.php (Accessed 17.11.2021).
9. How does the World Bank classify countries? URL: https://datahelpdesk.worldbank.org/knowled-gebase/articles/378834 (Accessed 20.02.2022).
10. Research in Creative Economy Published in Indonesia in 2017 by Centre for Innovation Policy and Governance. URL: https://www.academia. edu/34712641/Research_in_Creative_Economy_ English (Accessed 13.01.2021).
11. The International Monetary Fund (IMF). URL: https://www.imf.org/en/Publications (Accessed 12.01.2019).
12. The Top 25 Most Popular Social Media Platforms in the World. URL: https://www.semrush. com/blog/most-popular-social-media-platforms (Accessed 13.01.2022).
13. The world's data explained: how much we're producing and where it's all stored. URL: https://the-conversation.com/159964 (Accessed 17.11.2021).
14. United Nations Industrial Development Organization: website. URL: https://www.unido.org (Accessed 13.01.2021).
15. Unleashing Indonesia's digital potential. URL: https://www.kearney.com/digital/article (Accessed 15.06.2020).
ЗОРИН Григорий Евгеньевич - магистр экономики, аспирант, старший научный сотрудник. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Научно-исследовательский Институт региональной экономики Севера. Россия. Якутск. E-mail: [email protected].
ZORIN, Grigory Evgenyevich - Master of Economics, Postgraduate Student, Senior Researcher. North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Research Institute of Regional Economics of the North. Russia. Yakutsk. E-mail: [email protected].