Научная статья на тему 'Перспективы цифровизации банковского сектора РФ'

Перспективы цифровизации банковского сектора РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / банковский сектор / технологии в банках / digitalization / digital transformation / banking sector / technology in banks.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Н. И.

Статья посвящена перспективам цифровой трансформации банковского сектора России. В статье рассмотрены ключевые драйверы и тенденции цифровизации сектора. Проанализированы стратегии и финансовые показатели отдельных банков. Рассмотрены ключевые аспекты цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DIGITIZING THE BANKING SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the key trends of digital transformation of the Russian banking sector. The article discusses the key drivers and trends in the digitalization of the sector, analyzes the strategies and financial indicators of individual banks, considers key aspects of digital transformation.

Текст научной работы на тему «Перспективы цифровизации банковского сектора РФ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РФ

PROSPECTS FOR DIGITIZING THE BANKING SECTOR OF THE RUSSIAN

FEDERATION

УДК 033.336

Кириллов Н.И., студент 2 курс, Финансовый факультет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, г. Москва Kirillov N.I. [email protected]

Аннотация

Статья посвящена перспективам цифровой трансформации банковского сектора России. В статье рассмотрены ключевые драйверы и тенденции цифровизации сектора. Проанализированы стратегии и финансовые показатели отдельных банков. Рассмотрены ключевые аспекты цифровой трансформации.

Summary

This article is devoted to the key trends of digital transformation of the Russian banking sector. The article discusses the key drivers and trends in the digitalization of the sector, analyzes the strategies and financial indicators of individual banks, considers key aspects of digital transformation.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, банковский сектор, технологии в банках.

Keywords: digitalization, digital transformation, banking sector, technology in banks.

Согласно отчетности банков за март текущего года, средняя рентабельность капитала (ROE) кредитных организаций в РФ составляет 7,8% годовых, что является невысоким уровнем. Вместе с тем, можно заметить что рентабельность цифровых банков находится на уровне гораздо выше рынка: 60,4% у Тинькофф Банка, 50,1% у Киви Банка. Согласно действующей трехлетней стратегии Сбербанка, которая была утверждена в 2017 году, за три года банк должен нарастить объем данных о клиентах в 10 раз, при этом в качестве цели банк называет успешную конкуренцию с технологическими компаниями. При этом Сбербанк активно развивает собственную экосистему, включающую в том числе и нефинансовые продукты. Целевая показатель, утвержденный в стратегии Сбербанка составляет 20%. Цифровая

трансформация бизнеса становится нормой для осуществления прибыльной деятельности для компаний, в том числе банковского сектора.

На данный момент есть два ключевых направления по интеграции ИТ-проектов в банковской сфере. Первое направление - автоматизация клиентского сервиса, повышение эффективности внутренних и внешних коммуникаций банка. Второе направление - повышение производительности приложений, уменьшение сроков вывода продукта на рынок и доработки существующих. Сегодня для большинства банков приложения являются основным каналом продаж розничных продуктов, и эффективность работы банка напрямую начинает зависеть от оценки банковских приложений пользователями. Как следствие, все большее распространение получают сервисы, позволяющие отслеживать удовлетворенность пользователей в режиме реального времени. 81% респондентов исследования консалтинговой компании KPMG считают, что цифровая трансформация банковского бизнеса способна значительно сократить операционные издержки и повысить эффективность работы.

Ключевым драйвером цифровой трансформации банковского сектора является изменение привычек и поведения клиентов. Ежегодно растет доля молодых клиентов банков, которые с раннего возраста привыкли пользоваться интернетом. Как следствие, 95% респондентов в возрасте от 17 до 35 лет считают самым важным устройством в жизни смартфон. При взаимодействии с приложениями, порталами и сетевыми ресурсами все эти люди оставляют так называемый цифровой след - хронологию действий, посещенных ресурсов, просмотренного контента. Одна из важных задач для банка при проведении цифровой трансформации - научиться интерпретировать данный цифровой след, научиться понимать глубинные потребности своих клиентов, чтобы максимально удовлетворить их внутри собственной экосистемы. При этом сбор информации для исследования - это лишь первый шаг, важно также уметь обработать информацию при помощи Big Data для получения верных выводов, а также уметь в сжатые сроки выводить готовый продукт на рынок.

Еще один драйвер - развитие технологий. Аналитики KPMG выделяют следующие: анализ больших данных (big data), роботизация (RPA), чат-боты, оптическое распознавание (OCR), искусственный интеллект (AI), интернет вещей (IoT), виртуальную и дополненную реальность (VR и AR), а также блокчейн. Самые популярные технологии в российских банках - AI (есть в 72% исследованных российских банков), big data и предиктивная аналитика (61%), роботы (56%) и чат-боты (56%). Искусственный интеллект, например, помогает формировать предложения для клиентов, персонализировать

продукты и сервисы, а блокчейн - повысить безопасность транзакций, пишет Сбербанк в стратегии. Боты дают возможность автоматизировать простые банковские процессы, работают круглосуточно и с малым количеством ошибок, а стоят на 66% дешевле, чем аутсорсинг, согласно расчетам Сбербанка.

Использованные источники:

1. Рейтинги банков / ИА «Банки.ру» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.banki.ru/banks/ratings/?PROPERTY_[D=1100

2. Стратегия развития Сбербанка 2020 / ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/sberbankdevelopmentst rategyfor2018-2020.pdf

3. Цифровые технологии в российских компаниях / KPMG [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //assets .kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01 /ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf

Literature:

1. Bank ratings / IA Banki.ru [Electronic resource] // Access mode: https: //www.banki.ru/banks/ratings/?PROPERTY_ID=1100

2. Sberbank 2020 Development Strategy / Sberbank of Russia PJSC [Electronic resource] // Access mode: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/sberbankdevelopmentst rategyfor2018-2020.pdf

3. Digital technologies in Russian companies / KPMG [Electronic resource] // Access mode: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian -companies.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.