Научная статья на тему 'Перспективы транснационализации российских компаний'

Перспективы транснационализации российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
973
199
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
транснациональные компании / экономика / интернационализация / конкурентные преимущества. / transnational companies / Economics / internationalization / competitive advantages.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курицын М. А.

На сегодняшний день транснациональные компании (ТНК) играют огромную роль в мировой экономике. Они обеспечивают около половины мирового промышленного производства; на долю ТНК приходится более 70 % мировой торговли. Во многих развитых и развивающихся странах, в том числе и в России, существует хотя бы одна транснациональная компания. В данной статье рассматриваются российские ТНК, их место в мировой экономике, а также их роль, проблемы и перспективы развития в экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24411/2520-6990-2020-11478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR TRANSNATIONALIZATION OF RUSSIAN COMPANIES

Today, transnational companies (TNCs) play a huge role in the global economy. They account for about half of world industrial production; TNCs account for more than 70 per cent of world trade. In many developed and developing countries, including Russia, there is at least one transnational company. This article discusses Russian TNCs, their place in the world economy, as well as their role, problems and prospects of development in the Russian economy

Текст научной работы на тему «Перспективы транснационализации российских компаний»

<<шушетим~^©и©мак>>#&(1!ш,2©2© / economics

123

Курицын М.А.

Российский университет дружбы народов DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11478 ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Kuricin M.A.

Peoples' Friendship University of Russia PROSPECTS FOR TRANSNATIONALIZATION OF RUSSIAN COMPANIES

Аннотация:

На сегодняшний день транснациональные компании (ТНК) играют огромную роль в мировой экономике. Они обеспечивают около половины мирового промышленного производства; на долю ТНК приходится более 70 % мировой торговли. Во многих развитых и развивающихся странах, в том числе и в России, существует хотя бы одна транснациональная компания. В данной статье рассматриваются российские ТНК, их место в мировой экономике, а также их роль, проблемы и перспективы развития в экономике России.

Abstract:

Today, transnational companies (TNCs) play a huge role in the global economy. They account for about half of world industrial production; TNCs account for more than 70 per cent of world trade. In many developed and developing countries, including Russia, there is at least one transnational company. This article discusses Russian TNCs, their place in the world economy, as well as their role, problems and prospects of development in the Russian economy

Ключевые слова: транснациональные компании, экономика, интернационализация, конкурентные преимущества.

Keywords: transnational companies, Economics, internationalization, competitive advantages.

Глобализация мировой экономики является высшей, наиболее эффективной и наиболее перспективной стадией развития интернационализации экономической деятельности, объединяющей два направления:

• создание и развитие транснациональных корпораций, деятельность которых позволяет обойти многочисленные препятствия (из-за осуществления трансфертных поставок по внутренним ценам, благоприятных условий производства, лучшего учета рыночной ситуации, оптимального распределения и использования прибыли и т. д.);

• скоординированные межправительственные действия, направленные на глобальный внутренний рынок (экономический, правовой, информационный, психологический и политический).45

Сегодня в мире насчитывается около 82 000 ТНК и 810 000 их филиалов в разных странах.

Согласно данным за 2019 г., наибольшее количество крупных транснациональных корпораций приходится на Соединенные Штаты (587), Японию (219), Китай (200) и Великобританию. В России их число значительно меньше - всего 25. Давайте подробнее рассмотрим рассмотрение российских транснациональных корпораций. В число крупнейших российских ТНК входят: Газпром, Роснефть, Сбербанк, Лукойл, Сургутнефтегаз, ВТБ, Транснефть, Норильский Никель и др.

Глядя на этот список, сразу бросается в глаза одно: большинство этих компаний относятся к топливно-энергетическому комплексу. Объяснение очень простое - в России достаточно природных ресурсов для этого.

Российские ТНК могут легко конкурировать с мировыми лидерами в этом секторе, продавая сырье и позволяя им добывать ресурсы из собственных скважин. Например, ПАО «Газпром» контролирует 34% разведанных мировых запасов природного газа и обеспечивает около 20% западноевропейского спроса на этот ресурс. Эта компания является крупнейшим источником мировой валюты в России, которая ежегодно экспортирует газ от 6 до 7 миллиардов долларов.46

Газпром имеет филиалы в 12 странах. Еще одной особенностью российских международных корпораций является исторический аспект: уже в советское время создавались «прототипы» современных международных компаний.

После распада Советского Союза многие из них продолжили свою деятельность и расширили сферы своего влияния. Примером такой компании является «Ингосстрах» с ее дочерними предприятиями и филиалами в США, Германии, Франции, Нидерландах, Великобритании, Австрии, а затем и в некоторых странах СНГ.

Российские ТНК очень важны для экономики нашей страны: они устанавливают экономические

45 Владимирова И. Г. Роль и место транснациональных

корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом -1998 - №2, с.-8.

46 Владимирова И. Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом -1998 - №2, с.-9.

124

ECONOMICS / <<ш^шетим-ши®мак>>#6(1!ш,2©2©

отношения с другими странами, являются источником конвертируемой мировой валюты, запатентовывают большое количество научных разработок в отрасли и т. д. В настоящее время, однако, существуют препятствия для российских компаний во всем мире:

1) Недостаток финансовых средств и практического опыта для реализации глобальных стратегий;

2) Неустойчивость развития банковского сектора;

3) Низкая конкурентоспособность российских компаний на мировых рынках;

4) Отсутствие четкой позиции государства по отношению к глобальным целям ТНК.

Чтобы преодолеть эти препятствия, российским транснациональным корпорациям необходимо разработать и внедрить стратегии, позволяющие повысить их конкурентное преимущество, например, повысить качество и технологичность выпускаемой продукции.

Правительство нуждается в законодательной поддержке деятельности российских транснациональных компаний. Сегодня российские транснациональные корпорации находятся на ранних этапах интернационализации своей деятельности.

Около 40% объектов недвижимости 100 крупнейших мировых компаний, в том числе финансовых, находятся в других штатах.

Сильная конкуренция способствовала концентрации производства и капитала на международном уровне и появлению транснациональных корпораций.

Ввиду с тем, что ТНК являются итогом объективных экономических процессов, случающихся в мировой экономике, они имеют в распоряжении ряд характерных характеристик, в том числе:

1) ТНК как активные участники международного разделения труда способствуют его расширению;

2) движение капитала ТНК, главным образом независимо от процессов, происходящих в стране;

3) ТНК создают систему международного производства, которая базируется на расположении дочерних компаний, филиалы и представительства по всему миру;

4) ТНК развивают высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, требующие значительных инвестиций и квалифицированный персонал.47

ТНК имеют мощную производственную базу, которая позволяет им отслеживать производственную и торговую политику, обеспечивающую высокоэффективное планирование производства.

Материнские компании часто планируют и разрабатывают стратегии и тактики развития и производства, которые передаются филиалам. Транснациональные корпорации проводят инвестиционную и исследовательскую политику на международном уровне. При расширении ТНК они

используют разные способы освоения мирового рынка.

Несмотря на все преимущества, есть некоторые проблемы, которые связаны с деятельностью транснациональных корпораций в принимающей и экспортирующей стране. Наиболее важными из них являются следующие:

1) принимающая страна не допускается к участию в проведении НИОКР;

2) функционирование и установление сильного внешнего контроля со стороны ТНК;

3) ТНК могут манипулировать ценами, чтобы избежать налогов.

В то же время существуют и некоторые недостатки для страны ТНК:

1) государственное регулирование иностранных инвестиций: запрет на инвестиции в отдельные отрасли, особые условия инвестиций (использование и обучение местных работников, НИОКР в принимающей стране);

2) потери в торговом балансе;

3) риск конфискации инвестиций.48

Транснациональные корпорации являются

национальными монополиями с иностранными активами. Их производство, торговля и маркетинг выходит за рамки одного государства. Их капитал является национальным, но сферы деятельности являются международными.

Транснациональные корпорации -это, по сути, международные корпорации, объединяющие национальные компании различных государств на промышленной, научно-технической основе.

Национальная компания может распространять свою продукцию на зарубежных рынках через экспорт, лицензии и франшизы. Первоначально экспорт является косвенным. Это может развить более серьезное отношение к иностранным компаниям и перейти к следующему этапу развития. Как правило, международный бизнес - это второй шаг в развитии бизнеса в направлении транснациональной корпорации. Бизнес в основном этноцентричен, а маркетинговая стратегия широка.

Каждая иностранная дочерняя компания международной компании управляется так, как если бы она была независимой городской ареной. Дочерние компании являются частью региональной структуры, в которой каждая страна является частью региональной организации, ответственной за глобальную штаб-квартиру.

ТНК - это гораздо больше, чем компания с продажами, инвестициями и операциями во многих странах. Эта компания все больше доминирует на рынках и в различных отраслях промышленности по всему миру и является интегрированной глобальной компанией, связывающей Global Resources с прибыльными глобальными рынками.

Большинство компаний изначально начинают свою деятельность как местная компания, а на более позднем этапе превращаются в международную

47 Владимирова И. Г. Типология транснациональных корпораций// М ГУУ - Вестник университета - 2007

- №9 (9),с.- 5.

48 Владимирова И. Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом -1998 - №2,с.10.

<<шушетим~^©и©мак>>#б(1!ш,2©2© / economics

125

компанию. Также продолжает добавлять новые продукты в свое портфолио и добавлять новые страны в его существующее портфолио.

Однако на переходный период каждая дочерняя компания является независимой и автономной. Они могут самостоятельно разрабатывать стратегии. Однако штаб-квартира координирует стратегии дочерних компаний.

Анализ организационной структуры международной корпорации включает плоскую или высшую организацию, структуру команды или отдельную структуру, структуру стратегического подразделения или географическую структуру. Анализ требует определения сильных и слабых сторон компании по отношению к структуре.

Конечно, развитие международных компаний является перспективным для нашей страны, но на данный момент существует ряд проблем, которые препятствуют развитию российских транснациональных корпораций. Только синтез усилий транснациональных корпораций и только российской

государственной власти может решить эти проблемы и вывести экономику нашей страны на новый уровень.49

Список литературы:

1. Владимирова И. Г. Типология транснациональных корпораций// М ГУУ - Вестник университета - 2007 - №9 (9).

2. Владимирова И. Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом -1998 - №2.

3. Владимирова И. Г. Транснационализация компаний понятие, масштабы и тенденции//М ГУУ

- Вестник университета - 2007 - №7.

4. Миронов А.А. Концепции развития транснациональных корпораций. - М., 2013

5. Бузулукова, Е. В. Факторы успеха транснациональных корпораций на российском рынке / Е. В. Бузулукова // Российское предпринимательство.

- 2012. - № 10 (208). - с. 11-16

49Владимирова И. Г. Транснационализация компаний понятие, масштабы и тенденции//М ГУУ - Вестник университета - 2007 - №7,с.-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.