ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Володченко В.С.1, Ланцова Д.С.2, Миронова Т. А.3, Сапунова Е.В.4, Бышок К.А.5
1Володченко Виктория Сергеевна - студент;
Ланцова Дарья Сергеевна - студент; Миронова Татьяна Алексеевна - студент; кафедра сервиса;
4Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела; 5Бышок Ксения Александровна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: правительство Российской Федерации стало уделять особое внимание роли туризма в современных условиях. Органы государственной власти все чаще обращаются к вопросам ее развития, нормативно-правового регулирования, ведут поиск путей реализации туристского потенциала регионов, разрабатывают федеральные целевые программы развития в сфере туризма. В работе проведен анализ перспективных путей развития законодательства в туризме.
Ключевые слова: туризм, правовое регулирование, туристский продукт.
Новый этап трансформации законодательства будет включать совершенствование правового регулирования оказания гостиничных услуг. Текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» поступил в Государственную Думу РФ. Федеральный закон вступает в силу 1 января 2019 года, за исключением
положений, для которых предусмотрен иной срок вступления их в силу.
В ФЗ № 132- «Об основах туристской деятельности» будут введены такие понятия как средство размещения, гостиница, гостиничные услуги, классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей. Согласно данному документу, до 1 января 2018 года пройти обязательную классификацию должны крупные средства размещения с номерным фондом более 50 номеров. В срок до 1 января 2019 года такую классификацию должны будут осуществить гостиницы с номерным фондом 15-50 номеров, для наиболее мелких гостиниц с номерным фондом менее 15 номеров классификация должна завершиться до 1 января 2020 года.
Законопроект также предусматривает, что информация о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории, в том числе информация о номере свидетельства, подтверждающего присвоение определенной категории, и о выдавшем его органе, должна будет доводиться лицом, предоставляющим гостиничные услуги, до потребителей в наглядной и доступной форме.
Категория, используемая гостиницей и иным средством размещения в своей деятельности и рекламе, должна будет соответствовать категории, указанной в свидетельстве о присвоении гостинице и иному средству размещения соответствующей категории.
Если ранее Федерального закона № 132-«Об организации туристской деятельности» регулировал отношения преимущественно между исполнителем (турагентом, туроператором) и потребителем туристского продукта, то теперь влияние нормативно-правового акта стало распространяться на поставщиков туристских услуг. Пока что изменения затрагивают только сферу гостеприимства, но не сложно предположить, что в скором времени в закон внесут акты, касающиеся и других сфер туристской индустрии.
Например, внесение в закон понятия информационно-туристской службы, которая создана для того, чтобы создать единое комфортное информационное пространство для приезжающих в город туристов и самих жителей города, а также необходимо ввести нормы, регулирующие эту область.
Следует внести акты, регулирующие деятельность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Введение положений об аттестации, что приведет к данным улучшениям:
1) повышению защиты прав потребителей;
2) профессиональному росту экскурсоводов (гидов), гидов переводчиков и инструкторов-проводников;
3) созданию прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг;
4) формированию позитивного имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной и безопасной для туризма и отдыха.
Также нужно внести такие положения, которые бы регулировали транспортные услуги, которые являются одними из основных видов услуг в туризме. Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Прежде всего, это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер - перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте. Существует множество различных видов транспортных услуг (воздушный, водный, сухопутный транспорт) и каждый из них имеет свои особенности, которые нуждаются в регулировании единым нормативно-правовым актом.
Несмотря на устойчивое развитие туристической сферы, государству необходимо преодолевать жесткую конкуренцию на мировом туристическом рынке. Причинами этому являются: недостаточное благоустройство большинства городов с большим количеством туристско-рекреационных ресурсов, неразвитая сеть транспортных магистралей, недостаточная пропускная способность
аэропортов, низкий уровень гостиничных услуг, ориентация туроператоров и турагентов на выездной туризм.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 1Э2-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Барабанова П.С. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере туризма в России и Англии: дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03, Москва 2017, 195 с.
3. Писаревский Е.Л. Еще раз о правовой природе договора на туристическое обслуживание // Юрист, 2014.236 с.