УДК: 327.51
ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «НОВЫЙ СЕВЕР»
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2015
Н.Ю. Маркушина, доктор политических наук, доцент кафедры мировой политики
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. Современные изменения, затронувшие мировое сообщество, во многом заставляют пересмотреть не только сложные взаимоотношения России и Европы, но и заново обосновывать принципы построения единого социально-политического пространства «Новый Север» (регион включает - пять традиционных стран Северной Европы, Страны Балтии, Северо-Западный федеральный округ РФ). Во многом Россия должна учитывать новые реалии, формируя политику государства в северном направлении, в том числе и в области развития политического диалога с соседями по региону «Новый Север» и поискам северной идентичности. На Севере целенаправленно формируются региональный центр экономического, политического и культурно-цивилизационного характера. Важно учитывать специфику взаимодействия северных государств с Россией, и то как оно отражается на формирование именно северной общности. В современных условиях Россия и страны Северной Европы находятся в достаточно сложных обстоятельствах. Следует учитывать следующие факторы - роль международных организаций, миграционные потоки и политические разногласия, которые усложняют возможность прихода к единому знаменателю.
Ключевые слова: Концепция «Нового Севера», «Северное измерение», международные организации, северная идентичность, Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации, мягкая безопасность, жесткая безопасность, мини-НАТО
С момента распада СССР Российской Федерации пришлось достаточно не просто завоевывать позицию ведущего игрока на мировой политической арене. Новый этап развития международных отношений продемонстрировал, что Россия обрела силу, а также умение предотвращать, локализовать и парировать угрозы жизненно важным интересам страны. Сегодня Российская Федерация активно участвует в политических процессах, как на международном, так и внутрирегиональном уровнях.
Среди приоритетных направлений внешнеполитической деятельности России в последнее время можно с уверенностью говорить о важности северного вектора политики. Одним из составляющих успеха в этом направлении российской политики оказалась трансформация концептуальных идей политики Северной Европы. Поэтому отмечая важность развития конкурентоспособности России и её субъектов Федерации в мире, следует обратить внимание на концепцию «Новый Север», обосновывающую принципы построения единого северного социально-политического пространства, включающего пять традиционных стран Северной Европы, Страны Балтии, Северо-Западный федеральный округ. Следует также осознавать, что проводником интересов России на Севере в первую очередь является регионы СевероЗападного федерального округа РФ.
«Новый Север» не является однородным и устоявшимся регионом с едиными интересами. Поэтому России необходимо зафиксировать свои позиции на Севере за счет четкой реалистической политики, принимающая во внимание все изменения на международной арене и сложность политической ситуации. Впервые идею «Нового Севера» представил исландский президент Олафур Гримссон [1] в 2003 году на Шестой Генеральной ассамблее Северного форума, как стратегия Северных стран в мировой политике, включающей в себя ключевые вопросы северной политики.
Также следует отметить, что концепция Гримссона не являлась закреплённой политической инициативой. Тем не менее, она была первая по сути западная концепция, представляющая идею развития Севера Европы, приемлемую для Российской Федерации. Усиление страны в мировой арене, диктует необходимость с одной стороны использовать весь свой потенциал, с другой стороны обратить внимание на перспективы, открывающиеся в мире. Для России это означает возможность заявить о себе как Северной державе, так и сказать весомое слово в значимых для российской политики вопросах - от климатических изменений до Арктики.
Адоптированная для России концепция включает в себя такую проблематику, как региональное сотрудниче-
ство, мягкую безопасность, работу северных правительственных и неправительственных организаций, совместные программы (в частности «Северного Измерения»). Конечно следует учитывать, что идеи, положенные в основу концепции «Нового Севера», связаны, в первую очередь, с переменами, изменившими геополитическую карту Европы в последнее десятилетие и речь идет об Арктическом, Североевропейском и Балтийском направлениях российской политики. Эти геополитические изменения существенно меняют место России и её субъектов на политической и экономической карте Северной Европы. Открываются новые перспективы для регионального и межрегионального сотрудничества.
Так благодаря концептуальному понятию «Новый Север», Россия получила пропуск в достаточно закрытый Северный регион. Это был отход от геополитической концепции, согласно которой странами Северной Европы считались пять стран - Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия. Добавлялись «новые государства» Балтии (Эстония, Латвия, Литва) и Северо-Запад России. Все это демонстрировало, что традиционные страны Северной Европы были поставлены в достаточно сложные условия. Речь шла об изменении сильной политической традиции, согласно которой регион Северной Европы внутренне был скреплён ощущением общей идентичности. До сих пор на повестке дня стоит вопрос, от которого зависит, будут ли реализованы интересы и планы России на Севере. Это дилемма - пойдут ли традиционные северные страны на создание единой конфедерации северных стран [2] или будут представлены полностью независимыми национальными государствами, не связанные между собою особыми условиями? Последнее носит также определенные риски - поиска партнеров помимо России. Так, например, «традиционная пятерка» готова в вопросах Арктики к сотрудничеству с Великобританией, Францией, Монако, Польшей, Германией, Китаем, возможно гораздо охотнее, чем с Россией. Нельзя не учитывать и интересы США и Канады в данном направлении. Хотя можно говорить и о положительных тенденциях для России. Исследование аспектов взаимоотношений в рамках концепции «Новый Север» уже сегодня показывают северным партнерам правильный путь для развития отношений. Честное партнерство, основанное на взаимном уважении - это именно то, чего ждут стороны от сотрудничества в Арктическом, Баренцевом и Балтийском направлении. Следует отметить, что ценностные ориентиры стран Северной Европы базируются на вопросах «мягкой безопасности» и заботе о человеческой личности. Политика строится на поисках общего понимания вопросов сохранения экологии, культуры, поддержки здравоохранения.
Следовательно, у России возникает необходимость также выстраивать свою политику по этим правилам игры, которая соответствует современным реалиям и национальным интересам государства. В.В. Путин, заявил, что «Мир меняется, средства защиты национальных интересов меняются и нужно уметь этим пользоваться» [3]. Но также очевидно, по мнению российских экспертов, и то, что «поиск путей регионального взаимодействия по проблемам мягкой безопасности высвечивает конфликт интересов, существующий, например, между различными проектами экономического развития стран региона и мерами по снижению экологических рисков» [4].
Однако в настоящее время Россию в мире воспринимают, в основном, как энергетическую и военную державу. Глубоко укоренился в сознании мировой общественности образ России, как правопреемницы СССР, унаследовавшей от него такие негативные, в западном понимании, черты, как стремление к мировому господству, использование военных и энергетических рычагов давления для реализации своих национальных интересов. Нельзя не учитывать, что, несмотря на всё более налаживающиеся деловые контакты за страной твёрдо стоит призрак ее тоталитарного прошлого, в свете которого последние события в России приобретают другое освещение. События на Украине только усилили антироссийские настроения. В частности, Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что Россия сошла с «пути к лучшему будущему» [5].
Поэтому для Российской Федерации в концепции «Новый Север», (учитывая возможные изменения в российско-европейских взаимоотношениях) важно не только не утерять налаженные взаимосвязи, но и изучить механизм уже действующих программ. Именно развитие совместных инициатив в регионе «Новый Север» может служить главным критерием её эффективности. Анализ ситуации демонстрирует, что инструментами подобного взаимодействия может стать сотрудничество в рамках региональных организаций, а также Равноправное партнёрство Северного Измерения (дающего необходимые инструменты для сотрудничества, правда, до конца не реализованные). И здесь Россия готова расширить круг участников за счет участия Беларуси, что не всегда поддерживается Европейским Союзом. Хотя и было официально заявлено, что этой стране может быть потенциально предложено участие на экспертном уровне в СИ [6].
Следует учитывать, что форпостом российской политики на Севере является Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации. Его внешнеполитическому потенциалу отводится особая роль и нельзя не считаться с его значением для развития сотрудничества между Россией и странами Северной Европы. Это важно, поскольку следует отметить, что регионализм послужил важным средством изменения самой природы российской внешней политики. Складывается конструктивное мнение, что центр уже больше не может игнорировать мнение субъектов Федерации при разработке и реализации важнейших направлений внешней и военной политики страны. Регионы стали активными участниками внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности. Если приводить конкретные примеры, то можно говорить об успешном сотрудничестве регионов Российской Федерации с северными региональными организациями. К категории межправительственных международных организаций с участием субъектов Северо-Западного федерального округа относятся Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцев/ Евроарктического региона, Арктический Совет, а также старейший Совет министров Северных стран, которые известны под общим название «четыре Совета». К категории неправительственных международных организаций относится только Северный Форум (созданный в 1991 году). Несомненно, своеобразие сотрудничеству России в Северных региональных организациях придает тот факт, что Россия не является членом ни Европейского
Союза, ни Организации Североатлантического договора. Поэтому нужно учитывать любые нюансы в изменении политики этих организаций, особенно на данном этапе, в контексте развития непростой ситуации с Украиной, когда и вовсе было сокращено практическое сотрудничество с НАТО, а ЕС грозит санкциями. Для Российской Федерации, необходимо учитывать становление институтов региональных международных организаций, с конкретными краткосрочными и долгосрочными проектами в качестве «своеобразной предпосылкой, этапом, предшествующим глобализации»
[7]. И если Россия рассчитывает занимать лидирующие позиции в мировой политике, ей следует закрепиться и на региональном уровне. Однако не стоит забывать, что вопросы «жесткой» безопасности сохраняют свою актуальность и на Севере. Это проявляется в рамках взаимодействия с Организацией Североатлантического договора. Благодаря длительному партнёрскому участию Исландии, Норвегии и Дании в НАТО, эти страны проявляют стремление получить гарантии безопасности в первую очередь от НАТО. Наблюдается постепенный отход от традиционного нейтралитета Финляндии и Швеции. Это объясняется набирающей мощью ЕС и его политики безопасности, а также усилением влияния ЕС на страны Северной Европы.
Достаточно неприятным моментом для Российской политики стало появление идеи северного мини-НАТО. 19 и 20 января 2011 произошла встреча британского Премьер-министр Дэвида Камерона со своими коллегами из Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литвы. На первом Североевропейском саммите на высшем уровне была предложена идея объединения и укрепления сотрудничества.
Инициатива Камерона, состояла в создании Североевропейской военной структуры, простирающейся от Баренцева моря до Норвегии на север и к Балтийским морям, тем более что идея создания скандинавского мини-НАТО давно стояла на повестке дня
[8]. Подразделение Организации Североатлантического договора должно включать своих союзников: Данию и Норвегию, партнеров Финляндию и Швецию, и заставы, состоящие из нескольких не смежных участков Гренландия (Дания), Фарерские острова (Дания) и Аландские острова (Финляндия) [8]. Эта идея, в какой-то мере была продолжением Проекта Нордического военного пакта, предложенного Торвалд Столтенберг и предусматривающее создание мини-НАТО для Скандинавии и Арктики»[9].
По мнению Российских экспертов: «Европейцы решили наблюдать за Россией в Арктике. Согласно аналитикам, усиленная деятельность Северной Европы объяснена усилившимся интересом к Арктике и к ее природными ресурсами» [10]. Более жесткое мнение высказал постоянный представитель РФ при НАТО Д. Рогозин, заявив, что мини-НАТО необходимо, чтобы: «Во-первых, тихой сапой подтянуть к НАТО европейских нейтралов - это Швецию и Финляндию. Плюс создать некую натовскую экспедицию для борьбы за Арктику» [11]. Хотя среди отдельных российских экспертов есть и достаточно нереалистическая точка зрения, что «несмотря на распространенное мнение об антироссийской направленности подобного блока, все может обернуться хорошо для России и плохо для НАТО. Практически все скандинавские страны осуществляют успешное сотрудничество с Россией и выделяют его в качестве приоритетного направления в своих арктических стратегиях» [12, с.29].
Таким образом, для России, несмотря на многие положительные факторы, возникшие за последнее время, на севере продолжают сохраняться элементы нестабильности и неопределенности, в частности в вопросах экологической и энергетической безопасности. Для национальной безопасности страны Север Европы сохраняет статус стратегически важной зоны [12]. Но и
Российская Федерация, которая остаётся в списке «поставщиков» угроз (от военной до экологической), тем не менее, представляет интерес для европейского севера.
Конечно, это не может не отразиться на формировании северного вектора российской политики. И в данном контексте возможно два сценария. Первый - когда на пути реализации российских стратегических целей на Севере и в Арктике будет учитываться роль стран Северной Европы, которые могут стать нашими надежными партнёрами и союзниками. Это является наиболее оптимистичным сценарием развития северного сотрудничества. Второй - пессимистический сценарий возможен, если Россия окажется перед дверьми закрытого клуба североевропейских стран. В данном случае Российская Федерация станет более уязвимой в вопросах взаимодействия, как с международными институтами (НАТО, ЕС), так и с государствами (США, Канадой, Китаем). Все это говорит, что усиление роли России в Северном регионе с учетом возможной трансформации концепции «Новый Север» должно существенно помочь России в формировании результативной политики в этом направлении. Следует отметить, что изучая механизм воздействия региональных институтов, а также, понимая механизмы формирования этих институтов, мы получаем возможность организации управления в системе. Это касается и анализа геополитических и социопо-литических изменений в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гримссон О.Р. Новый Север: Инновации и возможности в 21-ом веке [Электронный ресурс] / О.Р.Гримссон // Официальный сайт международной организации «Северный Форум». - URL: http://www.northernforum. org/peter_ga03.html (Дата обращения: 10.11.2015).
2. Wetterberg G. The United Nordic Federation. / G.Wetterberg. - Copenhagen. - 2010. - P.3.
3. Путин призвал применять «мягкую силу» в отстаивании интересов РФ [Электронный ресурс] / Newsland. - URL: http://newsland.com/news/detail/id/1123281/ (Дата обращения: 10.11.2015).
4. Троицкий М. «Мягкая безопасность»: российско-
балтийский подход [Электронный ресурс] / М.Троицкий // Международные процессы. - URL: http://www. intertrends.ru/one/018.htm (Дата обращения: 10.11.2015).
5. Швеция назвала события в Украине «черным днем» Европы [Электронный ресурс] / Корреспондент. net. -URL: http://korrespondent. net/ukraine/politics/3307915-sh-vetsyia-nazvala-sobytyia-v-ukrayne-chernym-dnem-evropy (Дата обращения: 10.11.2015).
6. Рамочный документ по политике «Северного измерения», 24 ноября 2006 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - URL: http://archive.kremlin.ru/interdocs/2006/11/24/2122_ type72067_114467.shtml (Дата обращения: 10.11.2015).
7. Воскресенский А.Д. Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. - М.: МГИМО(У). М., 2002. - 528 с.
8. Ananyan A. «Mini-NATO» - Dream in Polar fog [Электронный ресурс] / A.Ananyan // Voice of Russia. - 19.01.2011. - URL: http://english. ruvr.ru/2011/ 01/19/40383377. html (Дата обращения: 10.11.2015).
9. Rozoff R. Britain Spearheads «Mini-NATO» In Arctic Ocean, Baltic Sea [Электронный ресурс] / R.Rozoff // Global Research. - URL: http://www.globalresearch.ca/ index.php?context=va&aid=22919 (Дата обращения: 10.11.2015).
10. Мини-НАТО будет присматривать за русскими в Арктике [Электронный ресурс] // Вести.т. -URL: http:// news.mail.ru/politics/5141688/?frommail=1 (Дата обращения: 10.11.2015).
11. Баранникова А. Скандинавский блок: «мини-НАТО» или «антиНАТО»? [Электронный ресурс] / А.Баранникова // Служу отечеству: Информационно-аналитическое издание. - URL: http://www.sluzhuo-techestvu.info/index.php/gazeta-sluzhu-otechestvu/2012/ yanvar-2012/item/117 (Дата обращения: 10.11.2015).
12. Зеленков М.Ю. Военно-политическая обстановка в начале XXI века: тенденции, проблемы и перспективы. Роль гражданского общества в обеспечении военной безопасности Российской Федерации / М.Ю.Зеленков. -М., 2008. - С.29.
PROSPECTS FOR THE TRANSFORMATION OF THE CONCEPT «NEW NORTH»
AT THE PRESENT STAGE
© 2015
N. Y. Markushina, Doctor of Political Sciences, associate professor, of the World politics department
Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg (Russia)
Abstract. Recent changes have affected the international community, largely forced to reconsider not only the complex relationship between Russia and Europe, but also re-justify the principles of the single socio-political space "New North" (the region includes: - five traditional Nordic countries, Baltic States, North-West Federal District of the Russian Federation). In a lot of ways, Russia should take into account the new realities shaping state policy in the north, including the development of political dialogue with neighbors in the region "New North" and the search for northern identity. In the North, purposefully formed a regional center of economic, political, cultural and civilizational character. It is important to take into account the specificity of the interaction of the northern states with Russia, and that is how it is reflected in the formation of the northern community. Under current conditions, Russia and the Nordic countries are in rather difficult circumstances. It should consider the following factors - the role of international organizations, migratory flows and political differences that complicate the possibility of coming to a common denominator.
Keywords: The concept of the "New North", "Northern Dimension", the international organizations, northern identity, the Northwestern Federal District of the Russian Federation, soft security, hard security, mini-NATO.