Научная статья на тему 'Перспективы трансатлантических интеграционных процессов в начале XXI В. '

Перспективы трансатлантических интеграционных процессов в начале XXI В. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
323
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИНАМИКА / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКАЯ СДЕЛКА / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ РЫНОК / TRANSATLANTIC RELATIONS / DYNAMICS / TRANSATLANTIC BARGAIN / TRANSATLANTIC MARKET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малышев Олег Сергеевич

В статье исследуется динамика трансатлантических политических и экономических взаимоотношений в XXI в., выявляются новые вехи в развитии американо-европейского партнерства и перспективы создания интеграционного трансатлантического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the dynamics of transatlantic political and economic relations in the 21st century and reveals new trends in development of relations between the US and the EU and prospects of transatlantic integration.

Текст научной работы на тему «Перспективы трансатлантических интеграционных процессов в начале XXI В. »

Олег МАЛЫШЕВ

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЧАЛЕ XXI в.

В статье исследуется динамика трансатлантических политических и экономических взаимоотношений в XXI в., выявляются новые вехи в развитии американо-европейского партнерства и перспективы создания интеграционного трансатлантического пространства.

The author analyzes the dynamics of transatlantic political and economic relations in the 21st century and reveals new trends in development of relations between the US and the EU and prospects of transatlantic integration.

Ключевые слова:

трансатлантические отношения, динамика, трансатлантическая сделка, трансатлантический рынок; transatlantic relations, dynamics, transatlantic bargain, transatlantic market.

После терактов 11 сентября 2001 г. США выбрали внешнеполитическую концепцию одностороннего решения вопросов международной политики — унилатерализм, что предопределило раскол в трансатлантических отношениях. Разница в двух подходах (мультилатерализм и унилатерализм) к решению вопросов построения международной безопасности заключается в том, что первый олицетворяет собой международный консенсус, в то время как второй означает его отсутствие и, соответственно, отрицание многосторонних механизмов, сложившихся в конце XX в. во взаимоотношениях США и ЕС.

Внешнеполитическая доктрина противостояния международному терроризму, принятая Дж. Бушем-младшим после атак террористов на Торговый центр и Пентагон, и радикализация внешней политики США позволили говорить о расхождении США и ЕС по ряду важнейших вопросов в современных международных отношениях и даже о трансатлантическом расколе1. Однако война в Ираке продемонстрировала однобокость внешнеполитического курса администрации США и заставила вернуться к интерпретации международных отношений в рамках «трансатлантического мультилатерализма». США и ЕС заключили «новую трансатлантическую сделку»2 и разработали соответствующий механизм сотрудничества в экономической, политической и идеологической сферах.

Изменение вектора развития США на международной арене повлияло на улучшение всего спектра американо-европейских отношений, что особенно ярко проявилось в экономической сфере. В начале XXI в. трансатлантические внешнеэкономические отношения характеризовались противоречиями в 4 измерениях. На фоне дипломатического противостояния США и ЕС по поводу интервенции в Ирак обострились торговые споры («налоговая», «банановая», «стальная» и «мясная» войны), промышленные споры (авиастроение, высокотехнологичная продукция), споры из-за конкуренции на рынке (интеллектуальная собственность и биотопливо) и проблемы по техническим вопросам (финансовая отчетность, программа въезда в США Visa Waver). Однако в конце десятилетия основания для прогнозирования ухудшения экономической со-

1 Kagan R. Of Paradise and Power: America and the New World Order. — N.Y : Alfred A. Knopf, 2003.

2 Moravcsik A. Striking a New Transatlantic Bargain // Foreign Affairs, July/August 2003, vol. 82, № 4, p. 85.

МАЛЫШЕВ

Олег

Сергеевич — аспирант кафедры всеобщей истории ДГШУим.

Н.А. Добролюбова ае1шиоп [email protected]

ставляющей трансатлантических взаимоотношений отсутствуют. Проанализировав все типы конфликтов в трансатлантических экономических отношениях и рассмотрев динамику этих споров в историческом ракурсе, автор пришел к выводу, что в конце первого десятилетия XXI в. США и ЕС связаны исключительно мощными финансовыми и торговыми потоками, пересекающими Атлантику в обоих направлениях. Прослеживается взаимосвязь интеграционных процессов в Европе и торговли между двумя партнерами, что позволяет предположить возможность заключения «новой трансатлантической сделки» и открывает широкие перспективы создания трансатлантического рынка.

Можно отметить, что в конце первого десятилетия XXI в., помимо процессов экономической интеграции трансатлантического рынка также и в политическую сферу, разрабатываются конкретные проекты по установлению общего интегрированного пространства. После заключения «новой трансатлантической сделки» был разрешен вопрос «разделения ответственности» (burden sharing debate). Это — концепция разделения обязанностей США и ЕС, лежащая в основе трансатлантической сделки, согласно которой США играют в НАТО определяющую военную роль, а Европа — дипломатическую.

После этого США и ЕС разработали единый подход к проблемам Ирака, Ирана, Афганистана, международного терроризма и другим прикладным вопро-

сам международной безопасности. Успехи взаимодействия США и ЕС на международной арене позволили говорить о создании Трансатлантического политического совета1, который станет ключевым элементом будущей интеграции общего трансатлантического пространства.

В конечном итоге Трансатлантический экономический совет и Трансатлантический политический совет, которые со временем трансформируются в Трансатлантическую ассамблею2, станут решающим фактором объединения трансатлантического пространства. Объединенный посредством выравнивания законодательства трансатлантический рынок позволит избежать конкуренции, которая может ослабить трансатлантическое партнерство. Таким образом, популярная в кругах международных аналитиков точка зрения о взаимно стабилизирующем характере взаимодействия экономических и политических факторов во взаимоотношениях США и ЕС вновь доказала свою состоятельность. Трансатлантический союз, преобладающий в архитектуре мировой безопасности, станет, по нашему мнению, главенствующим актором на глобальной политической и экономической арене.

1 Simon Serfaty. A Recast Partnership? Institutional Dimensions of Transatlantic Relations. — Washington, DC: CSIS, 2008.

2 Raymond J. Ahearn. CRS Report RL34735. Transatlantic Regulatory Cooperation: A Possible Role for Congress. — Vincent Morelli, August 25, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.