Научная статья на тему 'Перспективы торговли персональными данными'

Перспективы торговли персональными данными Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
683
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / персональные данные / торговля данными / перспективы / большие данные. / information / personal data / data trading / prospects / big data.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. В. Павина

С каждым днем всё больше персональных данных людей поступают в доступ различных компаний. И многие из них, официально или нет, используют полученную информацию в коммерческих целях. В статье описываются возможные пути монетизации персональных данных клиентов. Рассматриваются примеры законной торговли обезличенной информацией. Приводятся цены на различные персональные данные в сети «Дарквеб».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — А. В. Павина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DATA TRADE

Every day more and more personal data of people enter the access of various companies. And many of them, officially or not, use the information received for commercial purposes. The article describes the possible ways of monetizing customer data. Examples of legitimate trade in anonymized information are considered. Indicates the prices of various personal data on the «Darkweb».

Текст научной работы на тему «Перспективы торговли персональными данными»

ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВЛИ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ А.В. Павина, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11125

Аннотация. С каждым днем всё больше персональных данных людей поступают в доступ различных компаний. И многие из них, официально или нет, используют полученную информацию в коммерческих целях. В статье описываются возможные пути монетизации персональных данных клиентов. Рассматриваются примеры законной торговли обезличенной информацией. Приводятся цены на различные персональные данные в сети «Дарквеб».

Ключевые слова: информация, персональные данные, торговля данными, перспективы, большие данные.

Развитие технологий неизменно оказывает влияние на все сферы жизни людей. Так в 2008 году появился термин «Big Data», обозначающий разнообразные данные огромных объемов. Накопление у операторов данных больших объемов информации постепенно стало восприниматься как возможность извлечения дополнительной прибыли, при этом формально не допуская нарушения законодательства. Однако данные, особенно относящиеся к области финансов, зачастую становятся предметом интереса различных мошенников.

Люди зачастую не обращают внимания на то, как как оставляют большому количеству компаний свои персональные данные. Мобильные сим-карты, скидочные карты магазинов, программы лояльности, запись на услуги через интернет и создание личных кабинетов на сайтах - информация о действиях клиентов есть у очень многих компаний. Особенно это стало проявляться с широким распространением интернета и социальных сетей, возникло такое понятие как «цифровой след».

Следует отметить, что информацию, которая может продаваться, можно разделить на две категории. К первой будут относиться данные, предоставляющие информацию о передвижениях, транзакциях или других действиях, но при этом используются обозначения, коды шифрования и так далее, то есть личность не раскрывается. Сюда входит сбор данных со-

товыми операторами, производителями операционных систем смартфонов и сбор MAC-адресов смартфонов через Wi-Fi. К последним внедренным инновациям в этой сфере можно отнести маяки IBeacon и подобные технологии активного сбора данных.

Отдельно здесь можно выделить сеть Интернет. «Цифровой след», оставляемый пользователями также становится предметом монетизации различными компаниями. По данным Cliqz и Ghostery, изучивших более 144 миллионов страниц, 77,4% сайтов имеют хотя бы один инструмент, собирающий информацию о действиях на страницах. Более 10% ресурсов используют одновременно более 10 таких счётчиков [1]. Сотовые операторы готовы предложить не только обезличенные данные об определенных группах своих клиентов, но и оказать услугу по доставке рекламного сообщения конкретным людям, подходящим под характеристики запроса заказчика.

Во вторую категорию включаются данные, раскрывающие персональную информацию и личности конкретных людей. Торговля, как и любой другой способ передачи третьим лицам в этом случае регламентируется законом.

В законе 152-ФЗ «О персональных данных» указывается, что к персональным данным относится любая информация, если таковой будет достаточно для идентификации определенного человека [2]. Да-

же пару имя и электронный адрес можно расценить как персональные данные. Далее в статье 7 указана обязанность компаний не раскрывать и не распространять данные третьим лицам без согласия субъекта. Нарушение закона грозит гражданской, административной, дисциплинарной, уголовной или иной ответственностью. А не допустить нарушения можно, получив письменное согласие граждан на обработку данных.

Под обработкой, согласно 3 статье 152-ФЗ, в том числе подразумевается и передача (распространение, предоставление) данных. В случае же, если предложение оператора данных о продаже товара или услуги расценивается как публичная оферта, то принимая её субъект данных даёт согласие на обработку его персональных данных, указанных при заполнении заявки на покупку [3].

Зачастую компании собирают информацию, предоставляя какие-либо услуги в свободный доступ. Так, например, организация МаксимаТелеком, обеспечивающая Wi-Fi покрытие в метрополитене Москвы и Санкт-Петербурга, помимо показа рекламы при подключении, монетизирует данные о передвижении пользователей, использовавших Wi-Fi. В открытом доступе представлена презентация услуг компании и инструмента «MT_BOX», где демонстрируется, что можно сделать настройку таргетированной рекламы на тех людей, которые заходили, выходили или проходили мимо конкретной станции московского метрополитена [4]. Используются MAC-адреса, поэтому фактически в данном случае закон не нарушается, так как пользовательские данные не раскрываются.

Другой пример можно привести из банковской сферы. Компания Тинькофф предлагает через участие в своей программе кэшбэк доступ к таргетированной настройке рекламы на обезличенную аудиторию. То есть компания выбирает необходимые параметры, такие как возраст,

пол, геолокации, покупательское поведение и так далее, а банк обеспечивает доставку персонального предложения кэшбэ-ка до целевой аудитории [5]. Подобная монетизация данных также не противоречит закону.

В тоже время в связи с широким распространением «Дарквеб» или «Даркнет», позволяющей сохранять анонимность, всё больше мошенничества и нелегальной торговли персональными данными приходится на эту сеть.

Согласно данным исследования портала TOP10VPN стоимость полного пакета персональных данных человека в даркнет в среднем составляет около 1170 долларов США. Входят туда разнообразные данные, начиная от не представляющей особой опасности информации об аккаунтах Spotify, ASOS или Pizza Hut и заканчивая данными паспорта, банковских счетов и кошельков PayPal. Финансовые данные -наиболее дорогая категория, цена продажи здесь зачастую составляет около 10% баланса счёта. Так, за 300 долларов можно купить полный доступ к кошельку с суммой до 3000 долларов США. Фактические адреса, имена, номера социального страхования, дата рождения и другая персональная информация - всё это находится в продаже [6].

Схожие значения представлены и в исследовании компании Experian. PayPal 20200 долларов, аккаунты с подписками на

различные сервисы от 1 до 10 долларов [7].

Рынок торговли геоданными и другой обезличенной информацией в ближайшие годы будет только расти, учитывая новые технологические возможности активного сбора статистики. Таргетинг по геолокациям, поисковым запросам и интересам станет точнее и эффективнее. В свою же очередь торговля персональными данными требует более тщательного контроля со стороны государства, особенно если информация касается финансового сектора.

Библиографический список

1. Tracking the Trackers: Analysing the global tracking landscape with GhostRank [Электронный ресурс]: Ghostery. 2017. URL: https://www.ghostery.com/wp-content/themes/ghostery/images/campaigns/tracker-study/Ghostery_Study_-_Tracking_the_Trackers.pdf (дата обращения: 04.08.2019).

2. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 08.08.2019).

3. Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных [Электронный ресурс]: Адвокатское бюро. 2015. URL: https://pravo163.ru/otvety-roskomnadzora-na-voprosy-o-personalnyx-dannyx/ (дата обращения: 08.08.2019).

4.Максимателеком для малого бизнеса [Электронный ресурс]: Files.runet. 2018. URL: http://files.runet-id.com/2017/riw/presentations/1nov.riw17-yell.16-00--vinokurov.pdf (дата обращения: 09.08.2019).

5. Тинькофф.Таргет [Электронный ресурс]: Tinkoff. 2019. URL: https://target.tinkoff.ru/ (дата обращения: 06.08.2019).

6. Dark Web Market Price Index (US Edition) [Электронный ресурс]: Top10vpn. 2018. URL: https://www.top10vpn.com/news/privacy/dark-web-market-price-index-feb-2018-us/ (дата обращения: 12.08.2019).

7. Here's How Much Your Personal Information Is Selling for on the Dark Web [Электронный ресурс]: Experian. 2017. URL: https://www.experian.com/blogs/ask-experian/heres-how-much-your-personal-information-is-selling-for-on-the-dark-web/ (дата обращения: 12.08.2019).

PROSPECTS FOR DATA TRADE

A.V. Pavina, student

Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. Every day more and more personal data of people enter the access of various companies. And many of them, officially or not, use the information received for commercial purposes. The article describes the possible ways of monetizing customer data. Examples of legitimate trade in anonymized information are considered. Indicates the prices of various personal data on the «Darkweb».

Keywords: information, personal data, data trading, prospects, big data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.