УДК 629.735.43
ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЖИРОВ В СИБИРИ
Ю. В. Огородникова, О. В. Болотова, П. Р. Чирков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Я считаю, что автожир - полноправный член семьи летательных аппаратов. Ему незачем конкурировать с вертолётом - он просто его брат!
Кен Уоллис, конструктор и пилот автожиров
В мире авиации всегда происходили большие изменения. Появлялись новые летательные аппараты, которые своими качествами были лучше прежних, и поэтому прекращалось проектирование и создание последних. Но старые идеи по-прежнему могут иметь немалые перспективы. К ним и относятся автожиры, в настоящее время они набирают популярность - легкие и недорогие летательные аппараты (ЛА), имеющие перспективы стать персональным транспортом в будущем. А особые характеристики позволят использовать автожиры в условиях Сибири.
Ключевые слова: автожиры, вертолеты, перспективы, эффективность использования, экономика.
PROSPECTS FOR TECHNICAL MANUAL GYROPLANE IN SIBERIA
J. V. Ogorodnikova, O. V. Bolotova, P. R. Chirkov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
I think the gyrocopter is a full member of the family of aircraft. He didn't have to compete with a helicopter -he's just his brother!
Ken Wallis, designer and pilot of gyrocopters
In the world of aviation has always undergone great changes. There were new aircraft that his qualities were better still, and so continued design and creation of the latter. But old ideas can still have good prospects. To them and the gyrocopters are, currently they are gaining popularity - easy and inexpensive aircraft (LA) having the potential to become the personal transport in the future. And special features allow the use of the gyrocopter in the conditions of Siberia.
Keywords: gyroplanes, helicopters, prospects, efficiency, economy.
Цель исследования: изучить перспективы технической эксплуатации автожиров в Сибири.
Автожир - это летательный аппарат, имеющий возможность внеаэродромного базирования, в котором сочетаются свойства самолета и вертолета. У автожира, как и у вертолета, есть несущий винт, который приводится во вращение не двигателем как в вертолете, а набегающим потоком воздуха, выполняя функции крыла и создавая подъемную силу. Такое явление называется авторотацией. Эффект авторотации позволяет посадить автожир с выключенным двигателем, что сравнимо с управлением парашютом. Совершить авиапроисшествие (АП) на автожире можно лишь грубо нарушив правила полета и эксплуатации [1].
У автожиров есть несколько специфичных опасных режимов полета (разгрузка ротора, кувырок, мертвая зона авторотации и пр.), которые нельзя допускать при полете во избежание АП. Кроме
Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
этого, полеты на автожире в условиях обледенения представляют большую опасность, поскольку при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации [2].
Основным преимуществом автожира над вертолётами и самолётами является сочетание сравнительно низкой стоимости и высокой безопасности полёта. Цена вертолёта в несколько раз превышает стоимость стандартного автожира. У вертолёта более высокая скорость, но при отказе мотора он начинает вращаться вокруг своей оси и падает на землю. Автожир позволяет пилоту с помощью систем управления направлять снижение аппарата. Поэтому число аварий у автожиров намного меньше, чем у вертолётов. Самолёт может потерять скорость в полёте и свалиться в штопор. Автожир при потере скорости начинает плавно снижаться. Двигатель автожира может использовать автомобильный бензин, а общий расход топлива меньше чем у самолётов и вертолётов. Самолёту нужны подготовленные площадки для взлёта и посадки, а автожиру не требуется посадочная полоса, пилот может посадить аппарат на неподготовленную площадку. Разгон у автожира для взлёта в несколько раз меньше чем у самолёта, а некоторым автожирам разгон для взлета не требуется. У автожиров открытая кабина предоставляет пилоту хороший обзор (этот фактор делает управление аппаратом более удобным и безопасным) и отличные условия для аэро- и фотосъёмки. У автожиров существенно меньшие вибрации по сравнению с вертолётами. Но автожир не может осуществлять зависание в воздухе как вертолёт и уступает вертолёту в маневренности [4].
В таблице приведены сравнительные характеристики автожира MTO Sport и вертолета Ми-8Т. Анализируя технические характеристики, можно сделать вывод о том, что автожир и вертолет имеют схожие параметры. Автожир выигрывает у вертолета в дальности полета и в расходе топлива, но сильно проигрывает в грузоподъемности.
Сравнение автожира и вертолета
Характеристики MTO Sport Ми - 8Т
Длина, м 5,08 25,31
Высота, м 5,54 5,54
Ширина, м 1,88 2,34
Масса пустого аппарата, кг 245 6 934
Макс. взлетная масса, кг 495 12 000
Вместимость бака, л 34 3 500
Максимальная скорость, км/ч 185 260
Крейсерская скорость, км/ч 110-165 225
Силовая установка Rotax 912 ULS Klimov TV2 117A
Дальность полёта, км 560 480
И у автожиров, и у вертолетов есть свои плюсы и минусы, и если использовать их совместно, то работа будет проходить эффективнее и качественнее.
По статистике, в Красноярском крае уже на протяжении более 2-х лет автожиры успешно применяются в ГУ МЧС России. Автожиры это «бюджетный» вариант, который можно использовать в широком диапазоне.
Красноярский край имеет 168,1 млн га лесного фонда, что составляет приблизительно 72 % от всей территории края. Сложно представить, как тяжело и дорого проводить мониторинг такой обширной территории на предмет возникновения очагов возгорания. С экономической стороны гораздо выгоднее использовать одноместный или двухместный автожир, чтобы проводить детальный мониторинг местности. У автожиров средняя дальность полета составляет 650 км, или 5-6 часов полета на расход топлива от 20 до 25 л/час, т. е. затраты на полет у автожира составляют средние затраты авто-
мобиля. У вертолета модели МИ-8 дальность полета составляет 480 км при расходе авиатоплива 0,72 т/час. Автожиры выигрывают у вертолетов по безопасности и по экономичности [3].
Автожиры можно использовать как единицу техники для мониторинга лесных массивов и в качестве средства поисково-спасательных работ. В Красноярском крае находится несколько горных хребтов и вершин. В горах нередко бывают обвалы, оползни и лавины. Поисковые работы с помощью людских ресурсов занимают достаточно длительное время, и тяжелую воздушную технику выделяют не всегда, ввиду высокой стоимости эксплуатации. В таких случаях возможно использование автожиров с прикрепленным к ним тепловизорами, датчиками объема и устройствами визуального наблюдения. Поиски людей под завалами будут более продуктивными и шансы у пострадавших на спасение вырастут. Возможно использование автожиров и в военных целях. Это тактико-специальные учения и контроль границ [5].
Вдоль реки Енисей расположены небольшие поселки, большинство из которых не связаны между собой и районными центрами межсезонной дорогой. Поселки играют большую роль в экономике края, так как это места добычи древесины, угля, золота и нефти.
Чтобы обеспечить техническую эксплуатацию автожиров в Сибири, нужна стартовая государственная программа. Автожиры не заменят вертолеты, они должны развиваться наравне с остальными летательными аппаратами и вносить свой вклад в развитие экономики Красноярского края.
Библиографические ссылки
1. Жабров А. Автожир и Геликоптер. М. : Изд-во ЦС Осоавиахима, 1939.
2. Камов Н. И. Винтовые летательные аппараты (автожиры и геликоптеры). М., 1948.
3. Космонавтов на Землю доставит... вертолет [Электронный ресурс] URL: http://www.pravda. ru/science/technolgies/28-11-2012/1136083-autogere-0/ (дата обращения: 03.03.2016).
4. Автожир - хорошо забытое старое [Электронный ресурс]. URL: http://pro-extrim.com/vysota/avtozhir/autogyro.html (дата обращения: 03.03.2016).
5. Самолёты мира : журн. 1996. № 4.
© Огородникова Ю. В., Болотова О. В., Чирков П. Р., 2016