ПЕРСПЕКТИВЫ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
С.В. Данилова
Аннотация. Рассмотрены проблемы тарифной системы в сельскохозяйственных организациях. Предложены основные направления совершенствования тарифной стеки, основанные на зарубежном опыте организации тарифных сеток.
Ключевые слова: заработная плата, тарифная система, тарифные коэффициенты, тарифная сетка.
Реализация национальной программы развития агропромышленного комплекса обусловила необходимость поиска эффективных систем материального стимулирования труда работников сельского хозяйства. В этой связи система стимулов призвана активизировать человеческий потенциал работников. Однако в сельскохозяйственных организациях, наряду с новыми элементами стимулирования, по-прежнему сохраняются устаревшие подходы. Наши исследования показали, что основной акцент при реформировании системы материального стимулирования должен быть сделан на совершенствование тарифной системы.
Вне зависимости от метода формирования тарифной сетки максимальный разряд должен способствовать становлению среднего класса работающего населения, а это уровень дохода в 5-10 раз превышающий величину прожиточного минимума.
Если учесть то, что заработная плата должна составлять 60% в структуре доходов, так как формированию высокого уровня обеспеченности доходами насе-
ления должны способствовать другие формы доходов, в частности, доходы от собственности на землю и капитала, то отраслевая тарифная сетка должна обеспечивать диапазон соотношения между минимальным и максимальным размером тарифной ставки 1: 7 (таблица 1).
При построении тарифной сетки нами использован прогрессивный метод изменения абсолютных значений тарифных коэффициентов. При этом были выделены 3 уровня изменений:
- с 1 разряда по 4 разряд;
- с 5 разряда по 13 разряд;
- с 14 разряда по 16 разряд.
Такой подход был обусловлен более интенсивным изменением качества рабочей силы с ростом тарифного разряда. Поэтому темп роста тарифных коэффициентов с ростом разрядов возрастает.
Так, если на первом уровне рост абсолютных изменений тарифных коэффициентов составляет 0,3, то на втором - 0,4. При этом на третьем уровне абсолютное возрастание тарифных коэффициентов с ростом разряда составляет 0,5. Однако, относительное изменение тарифных коэффициентов изменяется регрессивно (рисунок 1). По нашему мнению, это будет способствовать росту стимулирования работников к повышению своей квалификации.
Более того, рекомендуемый нами диапазон тарифной сетки (1:7,15) позволит сформировать уровень доходов работников, обеспечивающий расширенное воспроизводство рабочей силы.
Таблица 1 - Рекомендуемая дифференциация тарифных разрядов и коэффициентов по категориям работников сельскохозяйственного производства
Тарифные разряды Тарифные коэффициенты Категории работников
мини- маль- ный сред- ний макси- мальный
1 1 1 1,15 рабочие
2 1,15 1,3 1.45 растение-
3 1,45 1,6 1.75 водства рабочие
4 1,75 1,9 2.05 животно-
5 2,05 2,2 2,4 водства меха ни за-
6 2,4 2,6 2,8 торы, специалисты
7 2,8 3,0 3,2 водители
8 3,2 3,4 3,6 бригадиры
9 3,6 3,8 4
10 4 4,2 4,4 начальники
11 4,4 4,6 4,8 цехов
12 4,8 5,0 5,2
13 5,2 5,4 5,65 главные
14 5,65 5,9 6,15 специалисты
15 6,15 6,4 6,65 руководители организации
16 6,65 6,9 7,15
коэффициентов предлагаемой отраслевой сетки
Однако, в отличие от традиционной системы, разработанная тарифная сетка, включает диапазон тарифных ставок в пределах каждого разряда. Диапазон тарифных ставок в пределах тарифного разряда позволяет без его пересмотра повысить или снизить заработную плату работнику с учетом его индивидуальных качеств. Таким образом, тарифная система становится более эластичной в зависимости от индивидуальных особенностей труда работников.
При этом в отличие от западных подходов в построении тарифной сетки отсутствует перекрытие диапазонов заработной платы, что гарантирует плавный переход от одного разряда к другому. Более того, это позволяет повысить мотивацию к повышению по службе при переходе с одного уровня на другой.
На наш взгляд, формирование системы материального стимулирования труда работников должно включать не только переход на отраслевую тарифную сетку, но и установление тарифной ставки 1 разряда на уровне минимальной заработной платы, соответствующей величине прожиточного минимума.
Основой установления тарифной ставки 1 разряда во многих странах выступают общегосударственные нормативы, важнейшим из которых является минимальный размер оплаты труда.
Минимальная заработная плата - это один из главных инструментов государственного регулирования
уровня заработной платы работников и, как следствие, уровня жизни населения. Минимальная заработная плата призвана оградить работника от произвола со стороны работодателя при определении цены рабочей силы. Поэтому уровень минимальной заработной платы должен быть не меньше цены простой рабочей силы, так как только в этом случае работник получит средства, достаточные для восстановления сил, затраченных в процессе производства.
В Смоленской области в 2010г. минимальная заработная плата, установленная на уровне субъекта РФ, составляла 71,43% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Поэтому при переходе на отраслевую тарифную сетку необходимо предусмотреть установление тарифной ставки 1 разряда, на уровне минимального размера оплаты труда, соответствующего величине прожиточного минимума.
Таким образом, переход к отраслевой тарифной системе с построением механизма установления тарифной ставки 1 разряда позволит повысить материальное стимулирование труда работников сельского хозяйства, качество их жизни и на этой основе будет способствовать улучшению демографической ситуации на селе.
Список использованных источников
1 Воробьева, Е. Тарифное нормирование заработной платы / Е. Воробьева // АКДИ Экономика и жизнь. - 2001. -№16.
2 Ильин, А.Е. О материальном стимулировании труда в сельском хозяйстве / А.Е. Ильин, Г.В. Ильина // Человек и труд. - 2007. - №5. - С.52-55.
3 Ильин, А.Е. Перспективы отраслевой тарифной системы в сельскохозяйственных организациях / А.Е. Ильин, Г.В. Ильина // Региональная экономика: теория и практика. -2007. - №6. - С. 183-186.
4 Родионова, Н. Почему большинство россиян мало зарабатывает / Н. Родионова // Человек и труд. - 2005. - №11.
5 Статистический ежегодник Смоленской области. 2009: Стат. сб.-Смоленск: Смоленскстат, 2011.
Информация об авторе
Данилова Светлана Валерьевна, соискатель ФГБОУ ВПО «Смоленская ГСХА».