Научная статья на тему 'Перспективы строительства цементобетонных дорог в республике Тыва'

Перспективы строительства цементобетонных дорог в республике Тыва Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цементобетонная автомобильная дорога / региональная автомобильная дорога / контракт жизненного цикла / цемент / цементный завод / cement concrete road / regional road / life cycle contract / cement / cement plant

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Балзанай Сылдыс Васильевич, Монгуш Эдуард Сандак-Оолович

В статье рассматривается возможность использования строительства цементобетонных автомобильных дорог в Республике Тыва как перспективного варианта увеличения дорожной сети с твердым покрытием. Главное преимущество цементобетонной дороги – долговечность, она служит без капитального ремонта около 25 лет. С учетом единовременных затрат строительство цементной дороги на 5-20% дороже обычной асфальтобетонной дороги, а в перспективе – она дешевле на 40-50%, т.к. содержание и ремонт требует гораздо меньше финансовых затрат. Основной материал цементобетонной автомобильной дороги, в настоящее время, завозится в республику из соседних регионов, что в 1,5 раза увеличивает его стоимость. Создание цементного завода в Улуг-Хемском кожууне позволит ускорить процесс строительства перспективной автомобильной дороги. Использование технологии строительства цементобетонных автомобильных дорог может оказать мультипликативный эффект развития на остальные отрасли и комплексы в нашей республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Балзанай Сылдыс Васильевич, Монгуш Эдуард Сандак-Оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF CEMENT CONCRETE ROADS CONSTRUCTION IN THE REPUBLIC OF TUVA

The article considers the construction of cement-concrete roads in the Republic of Tuva as a promising option to increase the road network with a hard surface. The main advantage of cement concrete road is its durability and service for about 25 years without a major overhaul. Taking into account the costs, the construction of a cement road is 5-20% more expensive than a conventional asphalt road, but it is 40-50% cheaper, because maintenance and repair requires less cost. The main material of the cement-concrete road is currently imported to the Republic from neighboring regions, which increases its cost by 1.5 times. The construction of a cement plant in the UlugKhem district will accelerate the construction of a promising highway. The use of technology for the construction of cement-concrete roads will contribute to the development of different industries of the republic.

Текст научной работы на тему «Перспективы строительства цементобетонных дорог в республике Тыва»

УДК 625.84(571.52)

doi 10.24411/2077-6896-2019-10014

ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ДОРОГ

В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Балзанай С.В., Монгуш Э.С.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PROSPECTS OF CEMENT CONCRETE ROADS CONSTRUCTION IN THE REPUBLIC OF TUVA

S.V Balzanay, E.S. Mongush Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматривается возможность использования строительства цементобетонных автомобильных дорог в Республике Тыва как перспективного варианта увеличения дорожной сети с твердым покрытием. Главное преимущество цементобетонной дороги - долговечность, она служит без капитального ремонта около 25 лет. С учетом единовременных затрат строительство цементной дороги на 5-20% дороже обычной асфальтобетонной дороги, а в перспективе - она дешевле на 40-50%, т.к. содержание и ремонт требует гораздо меньше финансовых затрат. Основной материал цементобетонной автомобильной дороги, в настоящее время, завозится в республику из соседних регионов, что в 1,5 раза увеличивает его стоимость. Создание цементного завода в Улуг-Хемском кожууне позволит ускорить процесс строительства перспективной автомобильной дороги. Использование технологии строительства цементобетонных автомобильных дорог может оказать мультипликативный эффект развития на остальные отрасли и комплексы в нашей республике. Ключевые слова: цементобетонная автомобильная дорога; региональная автомобильная дорога; контракт жизненного цикла; цемент; цементный завод

The article considers the construction of cement-concrete roads in the Republic of Tuva as a promising option to increase the road network with a hard surface. The main advantage of cement concrete road is its durability and service for about 25 years without a major overhaul. Taking into account the costs, the construction of a cement road is 5-20% more expensive than a conventional asphalt road, but it is 40-50% cheaper, because maintenance and repair requires less cost. The main material of the cement-concrete road is currently imported to the Republic from neighboring regions, which increases its cost by 1.5 times. The construction of a cement plant in the Ulug-Khem district will accelerate the construction of a promising highway. The use of technology for the construction of cement-concrete roads will contribute to the development of different industries of the republic.

Keywords: cement concrete road; regional road; life cycle contract; cement; cement plant

В настоящее время конструкции дорожных одежд автомобильных дорог республики не отвечают требованиям по долговечности и несущей способности. По своим транспортно-эксплуатационным характеристикам, дороги рассчитаны на нагрузку 6-10 тонн на ось, что не соответствует постоянно растущей интенсивности движения и появлению транспортных средств с увеличенными нагрузками на ось 11-13 тонн. Все это приводит к быстрому разрушению покрытий автомобильных дорог, колееобра-зованию. При этом приходится чаще ремонтировать покрытия дороги, межремонтные сроки сокращаются, что приводит к увеличению затрат на содержание и последующий ремонт дорожных одежд [1, 2].

Альтернативным дорожным покрытием дляобеспечения республикикачественной дорожной сетью является строительство жестких (цементобетон)автомобильных дорог, как наиболее выгодный вариант с учетом длительных сроков эксплуатациичем нежесткие (асфальтобетон), несмотря на то чтоони имеют преимущество перед цемен-тобетонными покрытиями якобы в части ремонтопригодности. Хорошим подтверждением преимуществ этому является то, что все покрытия на аэродромах высокой категории строят из цементобетона [3].

В СССР автомобильные дороги также строили из цементобетона. Некоторые до сих пор находятся в хорошем технико-эксплуатационном состоянии даже без вмешательства дорожно-ремонтных служб. Но в 1980-х годах основной упор начали делать на строительство автомобильных дорог из асфальтобетонной смеси, так как в то время она оказалась в 4 раза дешевле. Со време-

нем были прекращены научные исследования в области технологий цементобетонных дорожных покрытий и перестали выпускать соответствующую технику.

А зарубежные страны не прекращали развитие в этом перспективном направлении и создали более совершенные марки бетона, гидравлические вяжущие основания и разработали специальные стандарты, регулирующие технологиюстроительство цементобетонных автомобильных дорог. На сегодня для нас, данная технология строительства дорожного покрытия является инновационной, т.к. не была широко использована прежде.

В мае 2016 года вышло распоряжение Правительства РФ №868-р «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года», где чётко указана «дорожная карта» по наращиванию цементобетонных автомобильных дорог. Согласно которой, в 2018 году из всех строящихся автомобильных дорог 10% должны быть из цементобетона, а к 2026 году - 50% [4].

Цементобетонные автомобильные дороги имеют много преимуществ.

Во-первых, большой межремонтный срок.Если асфальтобетонное покрытие ремонтируется чуть ли не каждый год и может послужить максимум десять лет, то цемен-тобетонное покрытие служит больше 40 лет и не нуждается в частых ремонтных работах.

Во-вторых, большая прочность в сравнении с асфальтобетоном.При движенииболь-шегрузных автомобилей и при изменении температуры цементобетонная дорога не

деформируется значитотсутствует колей-ность на дороге, которая является причиной аварий. Причем при благоприятных условиях эксплуатации, со временем прочность увеличивается.

В-третьих, цементобетон в 3 раза больше отражает свет чем асфальтобетон. Тем самым, можно уменьшить уровень освещения на цементобетонной дороге на 30%, без ущерба нормативной освещенности.

В-четвертых, экологичность.Цементобе-тон - не горючий материал, он не выделяет токсичные газы при нагревании. Получают его из известняка, а не от остаточных продуктов нефтепереработки и является наиболее перерабатываемым материалом в мире, т.к. на 100% подлежит вторичной переработке.

В-пятых, высокая износостойкость и морозостойкость. На цементобетон не влияют сильные дождии сильно высокие или низкие температуры атмосферы [5].

С другой стороны технология строительства цементобетонных дорог имеет свои недостатки. Главной проблемой является стоимость, т.к. строительствоцементобетонной дороги до 25% дороже, чем асфальтобе-тонной.Большой срок строительства из-за требования технологииявляетсяследующим недостатком. Необходимо 28 суток для того, чтобы бетон набрал 70% своей прочности [6].

Если сопоставить преимущества и недостатки цементобетонных автомобильных дорог, становится очевидно, что плюсы перекрывают минусы.

Для обеспечения республики цементо-бетонными автомобильными дорогами, удовлетворяющими потребностям населе-

ния, социально-экономическому развитию региона, а также в целях снижения нагрузки на государственный бюджет, возникает необходимость применения государственно-частного партнерства (ГЧП), который с успехом используется в развитых зарубежных странах - в Великобритании, Канаде, США, Швеции, Финляндии, Франции и др., что привело к значительному улучшению состояния дорожной сети и экономии финансовых ресурсов от 10% до 30% по сравнению с традиционными подрядами [7].

Использование контракта жизненного цикла,как одной из формГЧП, для реализации проекта строительства региональной цементобетонной автомобильной дороги, по мнению автора, является наиболее предпочтительной, т.к. жизненный цикл цементной дороги соответствует условиям контракта жизненного цикла [8].

Основным материалом предлагаемой технологии является цемент, который в настоящее время завозится из соседних регионов. В Туве имеются все условия для создания собственного цементного производства на основе глин Карачатского и известняков Хайыраканского месторождений. Месторождения находятся неподалеку от г. Шагонара и друг от друга, имеют источники электро- и водоснабжения, легко доступны для автомобильного транспорта. Месторождения подготовлены для промышленного освоения.

Производственная мощность планируемого завода - 200 тыс. т. цемента в год с возможностью увеличения до одного млн. т. продукции. Данные объемы не только полностью удовлетворят потребности республики, но и позволят организовать по-

ставки за пределы Тувы. Срок реализации проекта -1 год, срок окупаемости -7 лет. Объем инвестиций - 350 млн. рублей. Помимо обеспечения высокой рентабельности производства, реализация проекта имеет и большую социальную значимость, позволяя создать новые рабочие места, значительно ускорить темпы жилищного строительства, повысить налогооблагаемую базу [9].

Таким образом, строительство цементо-бетонных автомобильных дорог с исполь-

зованием контракта жизненного цикла и создание цементного завода позволят республике обзавестись качественной дорожной сетью позволяющим уменьшить долю транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличить конкуренто-способностьместных производителей, по-выситьрост производительности труда и улучшить инвестиционную привлекательность Тувы.

Библиографический список

1. Репин, С. В. Методология совершенствования эксплуатации транспортно-техно-логических машин: монография / С. В. Репин. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2005. - 172 с. - Текст: непосредственный.

2. Кузнецов Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е. С. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Транспорт, 1990. - 272 с. - Текст: непосредственный.

3. Прудовский Б. Д. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям / Б. Д. Прудковский, В. Б. Ухарский. - Москва: Транспорт, 1990. - 240 с. - Текст: непосредственный.

4. Repin Sergey. Renewal Methods of Construction Machinery According to Technical and Economic Indicators: Applied Mechanics and Materials [Методика формирования парка транс-портно-технологических мaшин по технико-экономическим показателям: прикладная механика и материалы] / S. Repin, S. Evtjukov. - URL: www.scientific.

net/AMM.725-726.990 (дата обращения: 10.09.2019). - Текст: электронный.

5. Репин, С. В. Разработка моделей расчета экономически обоснованных сроков службы транспортно-технологических мaшин / Репин С. В., Зазыкин А. В., Кротова Н. Н. - Текст: непосредственный // Вестник гражданских инженеров.

- Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2015, 5[52]. - С. 231-236.

6. Бобобеков О. К. Факторы, влияющие на производительность дорожно-строительных и коммунальных мaшин / О. К. Бобобеков О. К. - Текст: непосредственный // Вестник гражданских инженеров: научно-технический журн. - 2015.

- №6[53]. - 180-184 c.

References

1. Repin, S.V. Metodologiya sovershenstvovaniya ekspluatacii transportno-tekhnologicheskih mashin: Monografiya. - SPb.: SPbGASU. - 2005. -172 s. - Текст: непосредственный.

2. Kuznecov E. S. Upravlenie tekhnicheskoj ekspluataciej avtomobilej. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskow: Transport, 1990.

- 272 s. - Текст: непосредственный.

3. Prudovskij B.D. Upravlenie tekhnicheskoj ekspluataciej avtomobilej po normativnym pokazatelyam / B. D. Prudovskij, V. B. Uharskij. - Moskow: Transport, 1990. - 240 s. - Текст: непосредственный.

4. Repin S, Sergey Evtjukov. Renewal Methods of Construction Machinery According to Technical and Economic Indicators [Metodika formirovaniya parka transportno-tekhnologicheskih mashin po tekhniko-ekonomicheskim pokazatelyam] / S. Repin, S. Evtjukov. - URL: www. scientific.net/AMM.725-726.990 (дата обращения: 10.09.2019). - Текст: электронный.

5. Repin, S.V. Razrabotka modelej rascheta ekonomicheski obosnovannyh srokov sluzhby transportno-tekhnologicheskih mashin / Repin S. V., Zazykin A. V.,

Krotova N. N. - Текст: непосредственный // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - SPb.: SPbGASU, 2015, 5 [52]. - S. 231-236.

6. Bobobekov O. K. Faktory, vliyayushchie na proizvoditel'nost' dorozhno-stroitel'nyh i kommunal'nyh mashin / O. K. Bobobekov. - Текст: непосредственный // Vestnik grazhdanskih inzhenerov: nauchno-tekhnicheskij zhurn. - 2015. - №6[53]. -180-184 c.

Балзанай Сылдыс Васильевич, старший преподаватель кафедры транспортно-тех-нологические средства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: b.syldys@yandex.ru

Монгуш Эдуард Сандак-оолович, старший преподаватель кафедры транспор-тно-технологические средства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail:mongushe@yandex.ru

Syldys V. Balzanay, Senior Lecturer at the Department of the Transport-Technological Means, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: b.syldys@yandex.ru

Eduard S. Mongush, Senior Lecturer at the Department of the Transport-Technological Means,, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: mongushe@yandex.ru

Дата поступления статьи в редакцию 14.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.