Научная статья на тему 'Перспективы создания тематического парка в Пушкинских Горах Псковской области'

Перспективы создания тематического парка в Пушкинских Горах Псковской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1099
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания тематического парка в Пушкинских Горах Псковской области»

РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

О. Н. Терлеева

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПАРКА В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Восемь первых лет XXI века принесли в жизнь среднего российского туриста много нового, в том числе и рост интереса к посещению тематических парков за рубежом ввиду отсутствия их в России. Парков развлечений в России не много, а тематических, подобных диснеевским, нет вовсе и из-за климатических, и из-за экономических, и из-за других причин. Однако хорошие перспективы развития тематических парков в России есть. И не только на Черноморском побережье. Тематические парки можно и нужно развивать в тех регионах России, которые не только (а возможно, и не столько) отличаются благоприятным климатическими условиями, но и в тех, где есть исторические предпосылки, способные стать собственно темой проектируемого парка.

Когда в конце ХХ века во всем развитом мире в целом и в России в частности изменилась парадигма общественного развития, то человек переориентировался в большей степени на познание мира и получение ярких впечатлений, чем на стремление к потреблению материальных благ. Кроме того, в связи с дроблением отпускного времени на все меньшие промежутки, современный турист старается максимально наполнить его событиями и ощу-

щениями. Для удовлетворения такого спроса появляются насыщенные недельные, 3-х, 4-х, 5-ти дневные и даже туры выходного дня. Сегодня выходные в Египте, Турции или Прибалтике уже не удивляют москвичей и петербуржцев, однако для жителей регионов такой способ времяпрепровождения до сих пор остается недоступным. Именно в связи с этим все большую популярность приобретает кратковременный отдых в регионах России с элементами познавательного, развлекательного, приключенческого туризма и всевозможных их комбинаций, которые прекрасно воплощаются в концепциях тематических парков.

К тематическим паркам мы относим предметно ориентированные парки аттракционов, не включая дельфинарии, аквапарки и зоопарки всех видов, поскольку с одной стороны, по нашему мнению тематический парк сегодня должен выполнять не только развлекательную, но и познавательную функцию, с другой - быть ориентированным, прежде всего на посетителей, а с третьей, быть способным формировать новые и влиять на существующие туристские потоки.

Пережив в США еще в середине ХХ века упадок, приведший их к постепенному вытес-

нению с рынка туристских услуг, традиционные парки досуга были замещены более крупными и современными тематическими парками вроде появившегося в 1955 г. первого в США "Диснейленда". Деградация традиционных парков в то время в Америке во многом определялась как непродуманной ценовой политикой, когда для привлечения посетителей устанавливалась символическая входная плата, но на каждый аттракцион требовалось приобретать отдельный билет, так и отсутствием мест для парковки автомобилей, интереса к ним у взрослого населения и т.п. Именно это сейчас происходит с российскими традиционными парками (луна-парками). Особенно остро такая ситуация проявляется в регионах, где наблюдается острый дефицит мест для семейного отдыха.

Более полувека назад всемирно известный мультипликатор У Э. Дисней нашел решение, изменившее все представление американцев о семейном отдыхе. Он создал первый в США тематический парк в современном его понимании (известно, что первые тематические парки появились значительно раньше в Европе), где было интересно отдыхать как детям, так и взрослым. Его парки, расположенные за чертой города, не привязанные к конечным остановкам общественного транспорта, обеспечивали полноценный отдыха населения.

В России сегодня мы наблюдаем проблему в середине прошлого века решенную в США: с ростом стоимости земли, оборудования и рабочей силы, парки аттракционов не выдерживают конкуренции с другими объектами досуга (кинотеатрами, игровыми залами и т.д.) и, либо закрываются, либо переори-ентировываются на более доходные виды деятельности, открывая и расширяя торговые центры. Упадок паркового хозяйства сейчас вовсе не означает, что россияне потеряли интерес к развлечениям. Спрос на увеселения постоянно растет, постепенно претерпевая коренные изменения.

В свое время на западе оформилась принципиально иная концепция организации досуга, воплощенная в жизнь в тематических парках, в названии которых выражена сущность нового подхода, когда увлекательная тема кладется в основу работы парка, развивается в аттракционах и представлениях, и ей подчинены

все вспомогательные парковые службы [1]. Поскольку тематический парк - это центр семейного отдыха и развлечений, что во многом определяет выбор самой темы, то для того, чтобы объединить людей разных возрастов и привлечь взрослое платежеспособное население, она должна носить не только увеселительный, но и познавательный характер. В связи с этим, в Европе и Америке помимо развлечений парки организуют разнообразные образовательные программы различной продолжительности и для всех возрастов.

Например, "Диснейленд" (Калифорния, США) представляет вниманию посетителей как интересные постоянные и временные экспозиции, рассказывающие о подводном мире, истории Америки, культурах разных народов, так и целый спектр образовательных программ, часть которых рассчитана на детей младшего возраста, другая - на детей старшего возраста и взрослых. Различные обучающие программы для детей и подростков, рассчитанные на несколько недель и трехдневные семинары по теории и практике шоу-бизнеса для взрослых способствуют значительному притоку разновозрастного платежеспособного населения. Тематические парки выделяют средства на образование, создавая при себе специализированные школы, приглашая специалистов для проведения занятий и выпуская учебные книги. Подобная просветительная и образовательная политика тематических парков привела к тому, что сегодня большинство их посетителей составляют не дети, а взрослые, на которых, например, в " Ев-роДиснейленде" приходится 80% общего числа гостей. Для привлечения детей установлены льготы - дети до 18 лет, приезжающие в парк с родителями, получают 100%-ную скидку при проживании в отелях Диснейленда.

Среди главных секретов успеха тематических парков особо стоит выделить использование высоких технологий. Парки Диснея являются "первопроходцами" в техническом оснащении аттракционов, которое включает в себя компьютерные системы контроля за светозвуковыми и мультипликационными эффектами, лазерные установки для создания эффекта виртуальной реальности и другие новшества, что говорит о том, что современная жизнь в условиях еди-

ного информационного пространства немыслима без инноваций и высокой технологичности. Например, сегодня "Диснейленд" предлагает посетителям парка совершить космическое путешествие сидя в кресле, оборудованном специальным аудиосопровождением, создающим эффект присутствия в космосе, а в "Юниверсал Студиоз Голливуд " можно стать действующим героем захватывающего триллера. В центре самого нового из диснеевских парков - Царстве Животных (Animal Kingdom) среди стилизованных джунглей и сценок с охотниками и браконьерами находится огромное дерево, внутри которого аттракцион, не имеющий аналогов в мире: кинотеатр, переносящий гостей в мир насекомых [1]. А на курорте Сирахама в Японии находится один из самых необычный тематических парков для детей - Electric Power Park с аттракционами и познавательными программами для детей на тему электричества. Здесь расположено несколько кинотеатров вместимостью до 300 чел., где проходят представления о том, как зажигаются огни в городах, как работают электростанции и откуда берутся молнии. Все представления идут не более 15 минут, как раз то время, пока внимание ребенка может быть сосредоточено на чем-то одном и понятны для детей от 4 лет [15].

В последнее время внимание проектировщиков тематических парков сосредоточено на перспективной технологии виртуальной реальности, которая будет использована корпорацией У Диснея при создании тематического парка "Америка". Эта идея сегодня уже не кажется такой невероятной, какой казалась идея придуманного У. Диснеем информационно-развлекательного ЭПКОТцентра (Experimental Prototype Community of Tomorrow), открытого в 1982 г. в парке "Дисней Уорлд" (Флорида, США). В нем нашла воплощение новая концепция тематического парка, предложившего взрослым заглянуть в будущее в поисках совершенной модели сообщества людей. ЭПКОТцентр - это выставка достижений науки и техники, где многочисленные компании размещают свои футуристические экспозиции, а все представленные образцы связаны с бизнесом развлечений и используются в целях саморекламы [ 1].

В России, как нам представляется, экономически целесообразно строительство небольших тематических парков, поскольку есть и крупные города, и желание населения посещать парки, и свои проектировщики и производители аттракционов, цены на продукцию которых на 20-40% ниже, чем у производителей из США или Европы. Одной из таких российских компаний, является компания "Мир" (Pax Design), которая тесно сотрудничает с компанией технического надзора RWTUV из Эссена (Германия), и производство которой в течение 8 лет сертифицировано RWTUV в соответствии с Европейскими стандартами. Архитекторами компании, работающими в области проектирования парков, крытых развлекательных центров и подбора оборудования для них, разработано несколько проектов парков для России, Болгарии, Украины, Румынии совместно с Жан-Марком Тюссо, известным французским дизайнером и архитектором. За годы плодотворной работы компанией построены:

- колесо Обозрения 90м для парка "Ми-рабиландия" (Италия) - самое большое в Европе в 1999 г.;

- колесо Обозрения 80м на крыше здания для Lotte Group, в Ульсане, Южная Корея -крупнейшее в Азии;

- катальные горы "Кобра" высотой 46м для Казахстана и России - самые высокие в СНГ;

- катальные горы для Саудовской Аравии, Франции (Сент-Поль-парк), Австрии (Эрлеб-нис-парк).

В целом, более 170 крупных аттракционов по всему миру [16].

Высокая конкурентоспособность тематических парков достигается в результате грамотной ценовой политики, проявляющейся, например, в создании новых типов билетов, предоставляющих больше возможностей посетителям парка. В частности, в "Диснейленде" гости могут 5 дней подряд бывать в парке, входя на 1,5 часа раньше официального времени открытия и без дополнительной платы посещать пляжи и бассейны Южной Калифорнии.

Пересмотрев не только систему оплаты услуг, но и её размер, руководство самых успешных парков заметило, что доходы тематических парков складываются только на 70% максимум от продажи билетов, а на оставшие-

ся 30% приходятся питание, реализация сувенирной продукции и игрушек и т.п. [9].

Удержаться и преуспеть на рынке тематические парки смогли благодаря всесторонней проработке проектов их организации и приемов маркетинга, сочетанию разнообразия и простоты в предложении услуг, достижению стабильности и высокого качества обслуживания посетителей, а также созданию квалифицированной и заинтересованной менеджерской команды.

Кроме того, парковая анимация выполняет необходимые для человека функции:

- адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

- компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

- стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

- информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;

- образовательную, позволяющую приобрести в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

- совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламную, дающую возможность через анимационные программы парка сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, туркомпании и т.д.

В Европе в последнее время тематические парки составили серьезную конкуренцию традиционным направлениям с большим количеством историко-культурных достопримечательностей. Оттягивая с каждым годом на себя все большее количество отпускников, едущих из северных районов в южные, тематические парки трансформируют туристские потоки. Субмеридианальные становятся субширот-ными. Такие изменения турпотоков могли бы быть очень выгодными для России во многих отношениях. Частично бы разгрузились переполненные в летний сезон курортные города, в связи с этим, возможно, повысился бы уровень сервиса, улучшилась бы экологическая ситуация из-за уменьшения рекреационной

нагрузки на территорию, другие регионы получили бы возможность дополнительного источника доходов и поднятия жизненного уровня населения, конкуренция между регионами стимулировала бы совершенствование качества обслуживания и т.п.

К сожалению, на сегодняшний день в России же в силу различных причин, от климатических до экономических, тематические парки пока развития не получили. Здесь мы говорим о том, что, с одной стороны распространению тематических парков в России препятствует продолжительная зима на большей части территории, а с другой стороны о том, что, не смотря на сравнительно высокие темпы развития туристической отрасли в России, развитие внутреннего туризма в нашей стране находится лишь на начальной стадии. По сравнению с другими странами, активность российских граждан остается на низком уровне как в связи с особенностями характера, так и в связи с недостаточной платежеспособностью. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за 2007 г. "большинство россиян во время отпуска оставались дома. Однако доля таких сократилась с 61% в 2003 г. до 59% - в 2006 г. Чем ниже доходы, тем чаще люди в отпуске домоседничают - не выезжали на отдых прошлым летом от 44% в группе с доходами свыше 5000 рублей в месяц на члена семьи до 78 % в группе с доходами до 1500 рублей" [17]. "Причина, почему большинство россиян не могут отправиться отдохнуть, банальна: не хватает денег. У 45% опрошенных отпускные траты никак не вписываются в семейный бюджет" [17]. В то время как в Германии и Японии путешествуют 80% населения, в Великобритании - 70% [3]. Если учесть, что сегодня около 4/5 населения России не могут позволить себе путешествие за границу, а емкость отечественных южных курортов невелика, то одним из перспективных направлений в развитии внутреннего туризма в России может стать строительство крытых небольших тематических парков вблизи областных центров и городов-миллионеров.

Для крупных парков наподобие " Диснейленда" или "Порта-Авентура" посчитано, что "для прибыльного функционирования тематические парки должны находиться в пределах двухчасовой досягаемости для 20 млн. потен-

циальных посетителей или в одном часе езды от крупного туристского центра и в двух часах езды от населенных пунктов с общей численностью жителей 5-6 млн. человек" [1]. Однако небольшие тематические парки могут быть рентабельными вблизи городов-миллионеров или областных столиц. Так, например, в Швеции тематический парк Астрид Линдгрен, где гости встречаются с персонажами книг писательницы: Пэппи Длинный Чулок, Эмилем, Карлсоном и другими, расположен в г. Вим-мерби с населением 7.827 чел. в 2005 г., а в главном морском порте Швеции - Гётеборге (390 км от Стокгольма, население 489.787 чел. в границах города и 510.491 чел. в агломерации в 2006 г.) находится Лизеберг (Liseberg) - крупнейший парк развлечений в Скандинавии с более, чем 30 аттракционами. Если в России выбирать город для размещения подобного парка, то, можно рассматривать Калининград с похожими климатическими условиями, транспортной инфраструктурой и населением [4]. На востоке Швеции в г. Скара (население 10.700 чел.) располагается Скара Соммарланд (Skara Sommarland) [4] - крупнейший в северных странах водный парк, автомобильный стадион, парк аттракционов и игровые площадки для самых маленьких. Россияне приезжают в Томтеланд ( Страна Деда Мороза - Tomteland), чтобы встретить шведского Деда Мороза или в 57-ми тысячный Рованиеми для встречи с финским, в то время как российский Дед Мороз живет в таком же маленьком и малоизвестном за рубежом, но одном из древнейших городов европейской части России - Великом Устюге с богатой историей, но не развитой для туризма инфраструктурой и неконкурентными ценами на размещение и услуги. У восточного побережья Швеции в Евле (G^le) ( население 92.416 чел. в 2006 г.) [4] находится еще один большой парк развлечений - Фурувикс-паркен (Furuviksparken), который включает в себя зоопарк и парк аттракционов.

В Финляндии, Земля Мумми Троллей (по сказкам Туве Янсон) находится в 30 км от г. Турку (население 175.354 в 2006 г.) [4], основными посетителями которого выступают жители столицы - г. Хельсинки ( население 568.146 чел. в 2007 г.), где кроме столицы расположено еще 3 города-спутника: Эспо (235.000 в 2006 г.), Ванта (190.058 в 2007 г), Кауниайнен (8.454 в

2006 г.) и все это составляет около 20% населения всей Финляндии (5.302.778 чел.). Все это говорит о том, что наличие поблизости города с населением в 5-6 млн. человек минимум для прибыльного функционирования тематического парка не обязательно. А раз так, то, принимая во внимание только численность населения г. Турку, его климатические условия и развитость городской инфраструктуры, можно предположить возможность строительства крытого круглогодичного небольшого тематического парка, по структуре напоминающего Диснейленд и разделённого с учетом необходимости познавательного элемента на несколько тематических зон, по сказкам Пушкина в Пушкинских Горах Псковской области.

В Пушкинских Горах есть замечательное исторически сложившееся ядро из усадеб (Михайловское, Тригорское, Петровское), однако в настоящее время оно привлекательно в большей степени для профессионалов, поклонников творчества А. С. Пушкина и мало известно для подавляющего большинства путешествующей публики как ввиду своего периферийного положения, так и ввиду слаборазвитой инфраструктуры. В целях повышения посещаемости Пушкиногорья и увеличения его прибыльности как туристского объекта в данной работе предлагается следующее:

1. Без строительства стандартного набора аттракционов привлечь посетителей новым высокотехнологичным аттракционом "Пушкин в 21 веке". Этот аттракцион мог бы позволить посетителям представить поэта, окажись он сегодня с нами с помощью машины времени и его реакцию на окружающую действительность.

2. Развивающие аттракционы на основе его сказочных героев из "Сказки о спящей царевне и семи богатырях", "Сказке о царе Сал-тане" и "Сказке о золотом Петушке". Героями сказок могут работать местные жители, устраивая для посетителей театрализованные представления и имея, таким образом, дополнительный заработок.

3. Для маленьких зрителей можно организовать "Сказочный кинозал" для показа мультфильмов и художественных фильмов по сказкам Пушкина, которые могут идти непрерывно для того, чтобы любой желающий в любой момент мог посмотреть сказку.

4. Для подростков интересно было бы разместить информацию о том, каким юношей был Пушкин, что он делал в лицейские годы, какие люди были его друзьями, что они ценили превыше всего и т.п.

Кроме того, необходимы стилизованные под старину магазины и сувенирные лавки с книгами стихов, портретами связанных с поэтом людей, магнитами, кружками, календарями и т.п.

По словам директора этого государственного мемориального и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина

- Г. Н. Василевича в одной из усадеб можно расположить школу ландшафтного паркового искусства, в другой - центр славистики, а в третьей центр международного литературного перевода. Есть также идеи "создания на базе одной из усадеб культурной гостевой зоны, где можно имитировать старинную среду XIX века" [12]. Однако при развитии туристской инфраструктуры важно не нарушить сложившийся исторический облик территории. Естественно, создание новых объектов или комплексов должно содействовать спасению уже имеющихся ценнейших памятников культуры и истории как целостных культурно-исторических и архитектурно-ландшафтных комплексов. Поэтому в таких случаях необходимо соблюдать и ансамблевый принцип, и индивидуальное проектирование объектов.

Сегодня это необходимо не только для сохранения исторических памятников, но и привлечения внимания не к проблемам, а к достижениям русской культуры. Это важно потому, что все больший вес в мире набирают западные парки развлечений, зачастую навязывая населению территорий, на которых они строятся культуру потребления и западный образ мышления.

С апреля 2006 г. на рынок СНГ вышел "монстр тематических парков" - корпорация "Уолт Дисней Продакшнс", налаживающая контакты со всеми ведущими российскими операторами мобильной связи, крупными туроператорами и т.д. Одними из основных направлений деятельности в России этой компании было названо производство и распространение мобильного и интернет-контента, а также игр для ПК и консолей, созданных по мотивам диснеевских анимационных и игровых ки-

нолент [8]. В России " Дисней" развивает те же бренды, которыми обладает во всем мире и которые представлены на российском рынке анимацией, игрушками и другими товарами. "Уолт Дисней СНГ" собирается запускать и развивать и новые бренды, такие как диснеевские "Феи", о которых издательство "Эгмонт" уже выпускает журнал (тираж около 70 тыс. экз./мес.), игрушки и кино.

Как показывают результаты анализа вкусов детской аудитории, регулярно проводимого компанией " Уолт Дисней Инкорпорейшн", среди наиболее любимых героев у детей в России остаются герои " Диснея". Почему? Потому, что компания в соответствии со своей стратегией производства максимального количества брен-дированного контента, используя при этом всю мощь компании, пользуется комплексным подходом: вместе с фильмом появляются игрушки с главными героями, компьютерные игры, книги, музыка, канцелярские товары, DVD и еще большое количество товаров в различных категориях. Примечательно, что многие товары, например, косметика и школьные принадлежности под популярным в России брендом "Ведьмы" являются именно российскими продуктами, разработанными местными партнерами для российского рынка. "Дисней СНГ" активно сотрудничает с телевизионными каналами, куда уже продаются лицензии на показ программ. Развитие компании в России зависит от темпов развития российской экономики, в которой сейчас растет сектор розничной торговли, платежеспособность населения, возрождается кинематограф. Сейчас, позитивно принявший "Дисней СНГ", российский рынок ожидает прихода гиганта Wamer Bros. Герои " Диснея" стали частью национальной культуры в некоторых западных странах. К этому "Дисней" стремится и в России, целенаправленно идя к тому, чтобы "сделать бренд "Дисней" близким российской аудитории, чтобы потребители воспринимали нашу продукцию как российскую" [8]. Руководители "Дисней" стремятся "привить" российскому потребителю мысль о том, что это не исключительно детская компания, но рассчитанная на разные возрастные группы. Действительно, отдых в тематических парках, в отличие, например, от стандартных экскурсий по достопримечательностям, носит не только познавательный характер, поэтому подходит для более

широкого круга отдыхающих - от подростков до пенсионеров. При этом затрагивается слой младших школьников и дошкольников, для которых многочасовые экскурсии не подходят ввиду утомительности из-за перегруженности информацией и отсутствия игрового элемента.

Очевидно, что отдых в тематических пар-

ках, совмещая в себе развлекательную и познавательную функции и охватывая больший круг посетителей, в большей мере соответствует потребностям современного человека и является перспективным направлением в туристической деятельности в России в целом и в Пушкинских Горах в частности.

Литература

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебник. - М.: 2004, Аспект Пресс. - 470 с.

2. География туризма. Учебник / Под ред. А. Ю. Александровой. - М.: КноРус, 2008. - 592 с.

3. География международного туризма: Монографический сборник / Под ред. Н. С. Мироненко и А. Ю. Александровой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 240 с.

4. Википедия - всеобщая энциклопедия. http://en.wikipedia.org

5. Преображенский Д., Латов Ю., Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия. http://www.krugosvetru/articles/115/1011526/1011526a5.htm

6. Разживин В. Денег по-прежнему нет, но есть желание работать // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001, № 2.

7. Теория и практика международного туризма / Сб. статей; Под ред. д-ра географ. наук А. Ю. Александровой. - М.: КноРус, 2003. - 432 с.

8. Хорос В. Г. Глобализация и периферия // Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 12.

9. Bright, R., Abrams H. N. Disneyland: Inside Story, 1987.

Ресурс [режим доступа] ISBN 0-8109-0811-5 </w/index.php?title=Special:Booksources&isbn=0810908115>

10. Jenner P., Smith C. Attendance trendsat Europe's leisure attractions // EIU Travel and Tourism Analyst. Travel and Tourism Intelligence, 1996. № 4, рр. 18-32.

11. Koenig, D. More Mouse Tales: A Closer Peek Backstage at Disneyland. Bonaventure Press, 1999. Ресурс [режим доступа] ISBN 0-9640605-7-4 </w/index.php?title=Special:Booksources&isbn=0964060574>.

12. http://pushkin.ellink.ru/museum/msm8.asp

13. Theme Park Attendance Report /Ed. J. Rubin, TEA/ERA, 2007, p. 23

14. The Future Role of Theme Parks in International Tourism/Ed. C.B. Jones & J. Robinett, 2006, p. 117

15. http://www.tepco.co.jp/rd/shiryokan-e/H home-e.html

16. http://www.pax.ru

17. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8541.html и 8446.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.