Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ С ПОВЫШЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ С ПОВЫШЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поршневой компрессор / мертвый объем / производительность / адиабатный КПД / мощность / эксперимент / линейный мертвый объем / piston compressor / dead volume / performance / adiabatic efficiency / power / experiment / linear dead volume

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бусаров Сергей Сергеевич, Бакулин Константин Александрович, Кобыльский Роман Эдуардович, Бусаров Игорь Сергеевич

Современный уровень производительности поршневых компрессоров, характеризуемый коэффициентом подачи, находится на уровне 0,7. Передовые конструкции имеют более высокие показатели, достигающие значения 0,8…0,85. Однако отрицательное влияние мертвого объема не позволяет достигать данного уровня производительности из-за несовершенства конструкции компрессора. Поэтому снижение влияния мертвого объема на производительность можно считать основной задачей в совершенствовании современных поршневых машин. В представленной поисковой работе предложено решение по исключению влияния наиболее значимой составляющей мертвого объема — линейного пространства. Как показали проведенные экспериментальные исследования, применение эластичных дисков, устанавливаемых на поршне, позволит практически исключить линейный мертвый объем, обеспечить безопасность работы и повысить коэффициент подачи до 14 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бусаров Сергей Сергеевич, Бакулин Константин Александрович, Кобыльский Роман Эдуардович, Бусаров Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR CREATING MODERN PISTON COMPRESSORS WITH INCREASED PERFORMANCE

The current level of performance of piston compressors, characterized by the delivery coefficient, is at the level of 0,7. Advanced designs have higher rates, reaching values of 0,8...0,85. However, the negative effect of dead volume prevents the performance level of, for example, screw compressors from being achieved. Therefore, reducing the influence of dead volume on productivity can be considered the main task in improving modern piston machines. The presented work proposes a solution to eliminate the influence of the most significant component of the dead volume — linear space. As experimental studies have shown, the use of elastic discs mounted on the piston will virtually eliminate linear dead volume, ensure operational safety and increase the flow rate to 14 %.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ С ПОВЫШЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ»

УДК 62-122

DOI: 10.25206/2588-0373-2024-8-1-25-31 EDN: TGSMVH

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ С ПОВЫШЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ

С. С. Бусаров, К. А. Бакулин, Р. Э. Кобыльский, И. С. Бусаров

Омский государственный технический университет, Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11

Современный уровень производительности поршневых компрессоров, характеризуемый коэффициентом подачи, находится на уровне 0,7. Передовые конструкции имеют более высокие показатели, достигающие значения 0,8...0,85. Однако отрицательное влияние мертвого объема не позволяет достигать данного уровня производительности из-за несовершенства конструкции компрессора. Поэтому снижение влияния мертвого объема на производительность можно считать основной задачей в совершенствовании современных поршневых машин. В представленной поисковой работе предложено решение по исключению влияния наиболее значимой составляющей мертвого объема — линейного пространства. Как показали проведенные экспериментальные исследования, применение эластичных дисков, устанавливаемых на поршне, позволит практически исключить линейный мертвый объем, обеспечить безопасность работы и повысить коэффициент подачи до 14 %.

Ключевые слова: поршневой компрессор, мертвый объем, производительность, адиабатный КПД, мощность, эксперимент, линейный мертвый объем.

I >

N1

О з

К о

Е н Т ^ >9 с К

» 2

Введение

Все компрессорные машины независимо от принципа осуществления сжатия имеют два основных параметра, характеризующие саму машину, — давление на выходе из компрессора и производительность. Повышение производительности машин позволит не только повысить эффективность их работы, но и снизит массогабаритные показатели, что особенно актуально для мобильных, транспортных систем, где одну из ключевых ролей играет масса возимого оборудования.

Отличительной особенностью поршневых машин сжатия является величина, характеризующая количество газа, оставшегося в рабочей камере после процесса нагнетания (момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке) — называемая мёртвым объёмом или вредным пространством [1, 2]. В силу конструктивных особенностей понятие мёртвого объёма отсутствует для целого ряда типов компрессоров — компрессоров динамического действия, винтовых и т.д. В поршневых компрессорах причины возникновения вредного пространства обусловлены характером движения поршня — возвратно-поступательным и наличием клапанов. При осуществлении движения поршня происходит остановка последнего в точке, наиболее удалённой от механизма движения. Из условия обеспечения работоспособности конструкции необходимо обеспечить работу без касания поршня клапанной плиты, то есть оставить зазор, который в ком-прессоростроении называется линейным мёртвым объёмом, к тому же при выходе на стационарный режим работы компрессора, когда температура деталей повышается, необходимо данным зазором обеспечить беспрепятственное расширение деталей рабочей камеры. Уплотнительные элементы, рас-

положенные на поршне, находятся на некотором удалении от торцевой поверхности поршня, образуя так называемый кольцевой мёртвый объём. И последней составляющей мёртвого объёма является объём проточек в клапанах. Для поршневых же компрессоров наличие мёртвого объёма — один из наиболее значимых факторов, приводящих к снижению производительности. В большинстве конструкций поршневых компрессоров значительная доля мёртвого объёма приходится на линейный мёртвый объём, то есть объём, заключенный между торцом поршня и клапанной плитой [3, 4]. Объяснить падение производительности из-за влияния мёртвого объёма можно с помощью индикаторной диаграммы (рис. 1).

Наличие мёртвого объёма приводит к возникновению процесса обратного расширения (процесс 3-4), в идеальной машине данный процесс отсутствует. В связи с этим потеря производительности характеризуется длиной отрезка 4' —4, а сама производительность длиной отрезка 4 — 1. Причем увеличение значения мёртвого объёма приводит к смещению точки 4 вправо по графику и, соответственно, к уменьшению производительности. Таким образом, решение данной проблемы по увеличению производительности может заключаться в уменьшении величины мёртвого объёма, по крайней мере, линейного мёртвого объёма.

В работе [5] предложено решение по уменьшению линейного мёртвого объёма за счёт установки резинового диска на торцевую поверхность поршня.

Действительно, резиновый или другой эласто-мерный элемент в силу своих упругих свойств может занимать всю величину линейного мёртвого объёма, допуская фактическое касание поршня и клапанной плиты, возникающие при этом де-

Рис. 1. Индикаторная диаграмма, поясняющая влияние мёртвого объёма на производительность Fig. 1. Indicator chart explaining the effect of dead volume on performance

формации могут способствовать «выдавливанию» деформированной части резинового диска в кольцевое мёртвое пространство, дополнительно уменьшая и эту составляющую мёртвого объёма.

Материал дисков позволяет производить удары о поверхность цилиндра, деформируясь и заполняя при этом все пространство между поршнем и крышкой цилиндра, в результате чего линейный мертвый объем можно принять равным нулю. Часть резины диска при этом выдавливается в клапанное пространство, уменьшая мертвый объем и там, однако такой расчет имеет достаточно большую сложность, поэтому при первоначальном проектировании этой частью необходимо пренебречь.

Для выбора оптимальной резиновой смеси, проведем сравнительный анализ, выбрав несколько возможных исполнений. Критериями для выбора будет являться температура и максимальное число циклов нагружения. Смесь должна выдерживать максимальную температуру в компрессоре не менее T = 430 K.

max

Проведём эксперимент с данным конструктивным элементом с целью определения влияния изменения конструкции на производительность компрессора.

Объект исследования

Объектом исследования является одноступенчатый двухцилиндровый поршневой компрессор (фотография представлена на рис. 2).

Компрессор с цилиндрами диаметром D = = 85 мм, ходом поршня S = 70 мм, частотой вращения n = 7,41 об/с.

Были проведены исследования рабочего процесса без установки резинового диска и с резиновым диском (рис. 3) толщиной 1 мм.

Метод исследования

Компрессор 1 выводился на режим, то есть расход газа, идущего к потребителю, был постоянен при постоянном давлении нагнетания. Давление нагнетания измерялось с помощью манометра 2, расход определяется объёмом газа прошедшего за определённое время, через счётчик 3, потребляемая мощность измерялась ваттметром 4.

Для определения производительности необходимо найти теоретическую производительность [6]:

Рис. 2. Фотография лабораторного стенда: 1 — компрессор, 2 — манометр, 3 — счётчик газа, 4 — ваттметр Fig. 2. Photo of the laboratory stand: 1 — compressor, 2 — pressure gauge, 3 — gas meter, 4 — wattmeter

Рис. 3. Компрессор с установленными резиновыми дисками (поз. 1) Fig. 3. Compressor with rubber discs installed (pos. 1)

Производительность компрессора, приведённая к условиям всасывания, о п ределяется по следующей зависисмости [6]:

P ■ T V = ——в e Р ■ Т

V

(2)

где Рвс — давление всасывания, Па; Рс — давление в счётчике газа, Па; Тс — температура в счётяиое газа, К; Твс — температура ёсасываниё, К; V — объём газа, прошедший через счётчик при установившемся режиме м3/с,

Коэффициент подаёи опуеделим по формуле [7]:

х = V- .

V,

(3)

я- D 2

S ■ n

(1)

Мощность идеальн ого =диабатн ого ком пр ее сора определяем по соотнош ен ию [8]:

26

Oh =

N„„ = ■

k-1

(4)

где к — коэф фициент адиабаты воздуха, равный 1,4;

8 — стенень повы шения давления.

С учётом КПД электродвигателя — 0, 83 и КПД передачи — 0,98 адиабатный КПД коепрессора определяется по ф ормуне:

N

л00 =

N , • 0,83 • 0,98

(5)

где N — измеренная мощноьть элекеродвиготеля, Вт. ЭА

Относительная пегрешность манометра — 5р = = 1,5 %, счётчика газа = 1 %, ваттметра 0,5 %.

Таким образом, п8грешность определения коэффициента подачи определяется по формуле [9—13]:

8Я = д/Sp +S2V = л/152 +12 = 1,8 %

(6)

Результаты

Полученные экспериментальные результаты измерений характеристик компрессора с резиновым диском и без него представлены в табл. 1, 2.

При проведении эксперимента измерялись начальные и конечные показания счётчика газа, раз-

ность которых позволила определить количество газа, прошедшего за время проведения исследования, и соответственно, подачу компрессора при условиях нагнетания (давление измерялось в счётчике газа). Проведение исследований при различных давлениях нагнетания не позволяет напрямую сделать вывод об изменениях производительности при повышении давления. Поэтому для проведения анализа прибегают к стандартной процедуре — приведение параметров газа на нагнетании к условиям всасывания в соответствие с формулой 2. То есть определяется объём газа, который бы он занимал, расширившись от условий нагнетания до условий всасывания (фактически это осуществляется делением одного уравнения состояния газа на другое). Получив объёмы газа за единицу времени при идентичных условиях можно проводить анализ.

Полученные зависимости представлены на рис. 4, 5. На рис. 4 представлены кривые, характеризующие изменение коэффициента подачи при повышении давления (падающий характер кривых), что согласуется с известными данными. Снижение величины линейного мёртвого объёма привело к подъёму вверх линии коэффициента подачи по сравнению с номинальной конструкцией. Однако влияние оставшейся части мёртвого объёма и остальных составляющих коэффициента подачи (плотности рабочей камеры и подогрева поступающего газа в рабочую камеру) приводит к снижению производительности при росте давления нагнетания.

I >

N1

О s

K о E н T ^ >О

z р

С К

» 2 si

Таблица 1. Экспериментальные данные с диском Table 1. Experimental data with disk

k-1

k

VJs k -11,

Давление нагнетания, кг/см2 С диском

Показания начальные, м3/ч Показания конечные, м3/ч Давление, кг/см2 Производительность, м3/с Коэффициент подачи Мощность эксп., Вт

5,00 1311,500 1311,720 4,50 0,004125 0,70 2100,00

4,00 1311,900 1312,175 3,70 0,004240 0,72 1700,00

3,00 1312,300 1312,700 2,80 0,004667 0,79 1400,00

2,00 1312,900 1313,595 1,70 0,004923 0,84 1110,00

Таблица 2. Экспериментальные данные без диска Table 2. Experimental data without disk

Давление нагнетания, кг/см2 Без диска

Показания начальные, м3/ч Показания конечные, м3/ч Давление, кг/см2 Производительность, м3/с Коэффициент подачи Мощность эксп., Вт

5,00 1313,650 1313,823 5,0 0,003604 0,61 2000,00

4,00 1314,000 1314,255 3,90 0,004144 0,70 1680,00

3,00 1314,350 1314,690 3,0 0,004250 0,72 1350,00

2,00 1314,850 1315,415 1,90 0,004473 0,76 1050,00

0.6

Рис. 4. Зависимость коэффициента подачи от степени повышения давления:

1 — работа с резиновым диском,

2 — работа без резинового диска Fig. 4. Dependence of the supply coefficient

on the degree of pressure increase:

1 — work with a rubber disk,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 — work without a rubber disk

мёртвого объёма в клапанах и кольцевого мёртвого объёма. Существующие перспективные конструкции клапанов и колец позволяют бороться и с этими составляющими мёртвого объёма. Проведённые экспериментальные исследования фактически подтвердили исключение влияния линейного мёртвого объёма. Так, коэффициент подачи в существующих конструкциях поршневых компрессоров может быть повышен на 10 % за счёт установки резинового диска на торцевой поверхности поршня, об-ращённой к клапанной плите. Толщина резинового диска предварительно была выбрана равной величине зазора между поршнем и клапанной плитой при температуре компрессора порядка 22 °С. Однако в перспективе необходимо проведение исследований по ресурсу устанавливаемого резинового диска, точного определения его толщины и подбора материала, способного выдерживать циклическую нагрузку не менее 30 000 ч.

Список источников

Рис. 5. Зависимость адиабатного КПД от степени повышения давления:

1 — работа с резиновым диском,

2 — работа без резинового диска Fig. 5. Dependence of adiabatic efficiency

on the degree of pressure increase: 1 — work with a rubber disk, 2 — work without a rubber disk

Полученные зависимости индикаторного адиабатного КПД (рис. 5) также качественно подтверждают правильность проводимых экспериментальных исследований. Однако значения полученного адиабатного КПД существенно ниже, чем для перспективных существующих конструкций. Объяснить данный факт можно значительной изношенностью оборудования и потерями при его работе.

Представленные на рис. 4, 5 результаты сравнительного анализа показателей эффективности рабочего процесса доказали эффективность применения упругого диска, расположенного на поршне. Так коэффициент подачи был повышен на 7—14 %. Адиабатный КПД незначительно повышается в зависимости от режима работы на 2 — 4 %.

Выводы

Проведённые исследования показали, что есть эффективные способы борьбы с отрицательным влиянием мёртвого объёма. В первую очередь необходимо обеспечить конструкцию элементами, исключающими линейный мёртвый объём, поскольку его влияние значительно превышает влияние

1. Пластинин П. И. Поршневые компрессоры. В 2 т. Т. 2. Основы проектирования. Конструкции. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: КолосС, 2008. 711 с.

2. Щерба В. Е. Теория, расчет и конструирование поршневых компрессоров объемного действия. 2-е изд., доп. Москва: Юрайт, 2023. 323 с.

3. Кузнецов Л. Г., Молодова Ю. И., Прилуцкий А. И. Повышение герметичности поршневых компрессоров и детандеров // Холодильная техника. 1999. № 9. С. 24 — 25.

4. Юша В. Л. Системы охлаждения и газораспределения объёмных компрессоров: моногр. Новосибирск: Наука, 2006. 286 с. ISBN 5-02-023169-X. EDN: QMJZNJ.

5. Пат. 2694104 Российская Федерация, МПК F 04 B 39/04 (2006.01), F 04 B 53/14 (2006.01). Поршневой компрессор / Юша В. Л., Бусаров С. С., Недовенчаный А. В. [и др.]. № 2018132179; заявл. 07.09.2018; опубл. 09.07.2019. Бюл. № 19. 5 с.

6. Котлов А. А. Математическая модель воздушного поршневого компрессора среднего давления для решения задач энергоаудита: дис. ... канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 2011. 138 с.

7. Котлов А. А., Бураков А. В. Сравнительный анализ работы одноступенчатого поршневого компрессора, сжимающего различные газы // Омский научный вестник. Сер. Авиаци-онно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2019. Т. 3, № 4. С. 26-35. DOI: 10.25206/2588-0373-2019-3-4-26-35.

8. Прилуцкий И. К. Разработка, исследование и создание поршневых компрессоров и детандеров для криогенной техники: дис. ... д-ра техн. наук. Ленинград, 1991. 401 с.

9. Юша В. Л., Бусаров С. С., Недовенчаный А. В., Гош-ля Р. Ю. Экспериментальное исследование рабочих процессов тихоходных длинноходовых бессмазочных поршневых компрессорных ступеней при высоких отношениях давлений нагнетания к давлению всасывания. Омский научный вестник. Сер. Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2018. Т. 2, № 2. С. 13-18. DOI: 10.25206/2588-0373-2018-2-213-18.

10. Юша В. Л., Бусаров С. С. Экспериментальная оценка индикаторного коэффициента подачи поршневой длиннохо-довой компрессорной ступени // Компрессорная техника и пневматика. 2020. № 3. С. 39-41.

11. Yusha V. L. Experimental evaluation of the efficiency of long-stroke, low-speed reciprocating compressor stages in compression of different gases // Chemical and Petroleum Engineering. 2018. Vol. 54. P. 593-597. DOI: 10.1007/s10556-018-0520-1.

12. Кассандрова О. Н., Лебедев В. В. Обработка результатов. Москва: Наука, 1970. 104 с.

13. Грановский В. С., Сирая Т. Н. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях. Ленинград: Энерго-атомиздат, 1990. 288 с.

БУСАРОВ Сергей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), г. Омск. AuthorlD (РИНЦ): 610336 AuthorlD (SCOPUS): 51560987400 Адрес для переписки: [email protected] БАКУЛИН Константин Александрович, студент гр. ТМО-192 Нефтехимического института ОмГТУ, г. Омск.

Адрес для переписки: konstantin_bakulin_2001@ mail.ru

КОБЫЛЬСКИЙ Роман Эдуардович, ассистент кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» ОмГТУ, г. Омск. AuthorlD (РИНЦ): 3985-1096

AuthorlD (SCOPUS): 57220077521 БУСАРОВ Игорь Сергеевич, ассистент кафедры «Холодильная и компрессорная техника и технология» ОмГТУ, г. Омск. SPIN-код: 5775-5330 AuthorlD (SCOPUS): 57191038188 Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Бусаров С. С., Бакулин К. А., Кобыльский Р. Э., Бусаров И. С. Перспективы создания современных поршневых компрессоров с повышенной производительностью // Омский научный вестник. Сер. Авиационно-ракетное и энергетическое машиностроение. 2024. Т. 8, № 1. С. 25 — 31. DOI: 10.25206/2588-0373-2024-8-1-25-31.

Статья поступила в редакцию 23.11.2023 г. © С. С. Бусаров, К. А. Бакулин, Р. Э. Кобыльский, И. С. Бусаров

I >

О s

K о E н T ^ >0 z р

С К

» 2 si

UDC 62-122

DOI: 10.25206/2588-0373-2024-8-1-25-31 EDN: TGSMVH

PROSPECTS FOR CREATING MODERN PISTON COMPRESSORS WITH INCREASED PERFORMANCE

S. S. Busarov, K. A. Bakulin, R. E. Kobylskiy, I. S. Busarov

Omsk State Technical University, Russia, Omsk, Mira Ave., 11, 644050

The current level of performance of piston compressors, characterized by the delivery coefficient, is at the level of 0,7. Advanced designs have higher rates, reaching values of 0,8...0,85. However, the negative effect of dead volume prevents the performance level of, for example, screw compressors from being achieved. Therefore, reducing the influence of dead volume on productivity can be considered the main task in improving modern piston machines.

The presented work proposes a solution to eliminate the influence of the most significant component of the dead volume — linear space. As experimental studies have shown, the use of elastic discs mounted on the piston will virtually eliminate linear dead volume, ensure operational safety and increase the flow rate to 14 %.

Keywords: piston compressor, dead volume, performance, adiabatic efficiency, power, experiment, linear dead volume.

References

1. Plastinin P. I. Porshnevyye kompressory. V 2 t. T. 2. Osnovy proyektirovaniya. Konstruktsii [Piston compressors. In 2 vols. Vol. 2. Fundamentals of Design. Constructions]. 3rd ed. Moscow, 2008. 711 p. (In Russ.).

2. Shcherba V. E. Teoriya, raschet i konstruirovaniye porshnevykh kompressorov ob"yemnogo deystviya [Theory, calculation and design of positive displacement piston compressors]. 2nd ed., add. Moscow, 2023. 323 p. (In Russ.).

3. Kuznetsov L. G., Molodova Yu. I., Prilutskiy A. I. Povysheniye germetichnosti porshnevykh kompressorov i detanderov [Improving the tightness of piston compressors and expanders] // Kholodil'naya tekhnika. Refrigeration Equipment. 1999. No. 9. P. 24-25. (In Russ.).

4. Yusha V. L. Sistemy okhlazhdeniya i gazoraspredeleniya ob"yemnykh kompressorov [Cooling and gas distribution systems for volumetric compressors]. Novosibirsk, 2006. 286 p. EDN: QMJZNJ. (In Russ.).

5. Patent 2694104 Russian Federation, IPC F 04 B 39/04 (2006.01), F 0 4B 53/14 (2006.01). Porshnevoy kompressor [Piston-type Compressor] / Yusha V. L., Busarov S. S., Nedovencha-nyy A. V. [et al.]. No. 2018132179. (In Russ.).

6. Kotlov A. A. Matematicheskaya model' vozdushnogo porshnevogo kompressora srednego davleniya dlya resheniya zadach energoaudita [Mathematical model of a medium pressure air piston compressor for solving energy audit problems]. Saint Petersburg, 2011. 138 p. (In Russ.).

7. Kotlov A. A., Burakov A. V. Sravnitel'nyy analiz raboty odnostupenchatogo porshnevogo kompressora, szhimayushchego razlichnyye gazy [Comparative analysis of single-stage reciprocating compressor compressing different gases] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Aviatsionno-raketnoye i energeticheskoye mashinostroyeniye. Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2019. Vol. 3, no. 4. P. 26-35. DOI: 10.25206/2588-0373-2019-3-4-26-35. (In Russ.).

8. Prilutskiy I. K. Razrabotka, issledovaniye i sozdaniye porshnevykh kompressorov i detanderov dlya kriogennoy tekhniki [Development, research and creation of piston compressors and expanders for cryogenic technology]. Leningrad, 1991. 401 p. (In Russ.).

9. Yusha V. L., Busarov S. S., Nedovenchany A. V., Gosh-lya R. Yu. Eksperimental'noye issledovaniye rabochikh protsessov tikhokhodnykh dlinnokhodovykh bessmazochnykh porshnevykh kompressornykh stupeney privysokikh otnosheniyakh davleniy nagnetaniya k davleniyu vsasyvaniya [Experimental study of working processes of low-speed longstroke lubrication free piston compressor stages at high discharge pressure to suction pressures] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Aviatsionno-raketnoye i energeticheskoye mashinostroyeniye. Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2018. Vol. 2, no. 2. P. 13-18. DOI: 10.25206/2588-0373-2018-2-2-13-18. (In Russ.).

10. Yusha V. L., Busarov S. S. Eksperimental'naya otsenka indikatornogo koeffitsiyenta podachi porshnevoy dlinnokhodovoy kompressornoy stupeni [Experimental assessment of the indicator feed coefficient of a piston long-stroke compressor stage] // Kompressornaya tekhnika i pnevmatika. Compressor Technology and Pneumatics. 2020. No. 3. P. 39-41. (In Russ.).

11. Yusha V. L. Experimental evaluation of the efficiency of long-stroke, low-speed reciprocating compressor stages in compression of different gases // Chemical and Petroleum Engineering. 2018. Vol. 54. P. 593-597. DOI: 10.1007/s10556-018-0520-1. (In Engl.).

12. Kassandrova O. N., Lebedev V. V. Obrabotka rezul'tatov [Processing of observation results]. Moscow, 1970. 104 p. (In Russ.).

13. Granovskiy V. S., Siraya T. N. Metody obrabotki eksperimental'nykh dannykh pri izmereniyakh [Methods for processing experimental data during measurements]. Leningrad, 1990. 288 p. (In Russ.).

BUSAROV Sergey Sergeevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Refrigeration and Compressor Equipment and Technology Department, Omsk State Technical University (OmSTU), Omsk. AuthorlD (RSCI): 610336 AuthorlD (SCOPUS): 51560987400 Correspondence address: [email protected]

BAKULIN Konstantin Aleksandrovich, Student of gr. TMO-192 of Petrochemical Institute, OmSTU, Omsk. Correspondence address: konstantin_bakulin_2001@ mail.ru

KOBYLSKIY Roman Eduardovich, Assistant of

Refrigeration and Compressor Equipment and

Technology Department, OmSTU, Omsk.

AuthorlD (RSCI): 3985-1096

AuthorlD (SCOPUS): 57220077521

BUSAROV Igor Sergeevich, Assistant of Refrigeration

and Compressor Equipment and Technology

Department, OmSTU, Omsk.

SPIN-code: 5775-5330

AuthorlD (SCOPUS): 57191038188 Correspondence address: [email protected]

For citations

Busarov S. S., Bakulin K. A., Kobylskiy R. E., Busarov I. S. Prospects for creating modern piston compressors with increased performance // Omsk Scientific Bulletin. Series Aviation-Rocket and Power Engineering. 2024. Vol. 8, no. 1. P. 25-31. DOI: 10.25206/2588-0373-2024-8-1-25-31.

Received November 23, 2023.

© S. S. Busarov, K. A. Bakulin, R. E. Kobylskiy, I. S. Busarov

I >

Si

O s

K o E h T i

>o

z p a K

» S

si

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.