Научная статья на тему 'Перспективы создания инновационного кластера в Белгородской области'

Перспективы создания инновационного кластера в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫЕ КЛАСТЕРЫ / TERRITORIAL AND INDUSTRY CLUSTERS / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INNOVATION CLUSTERSINNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрябкова Елена Анатольевна

Определены перспективы создания инновационных территориальных кластеров России. Установлено, что на региональном уровне инновационная активность регионов связана с реализацией кластерного подхода к их развитию. Перед Белгородской областью стоит задача повышения конкурентоспособности путем формирования территориально-отраслевых кластеров и зон опережающего развития, особое внимание будет уделено созданию инновационного кластера на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for сreation of innovation cluster in belgorod region

The prospects of creating innovative regional clusters of Russia. Found that at the regional level innovation activity-linked regions on the implementation of the cluster approach to their development. Belgorod region before the task competitiveness by creating territorial and industrial clusters and zones of priority development, special attention will be paid to the co-building innovation cluster in the region.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания инновационного кластера в Белгородской области»

Е.А. СТРЯБКОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Перспективы создания инновационного кластера в Белгородской области

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено создание в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

Минэкономразвития России 19 марта 2012 г. объявило о проведении конкурсного отбора программ развития инновационных кластеров. В министерство были представлены на рассмотрение 94 конкурсных заявки '.

В рамках проводимой работы отбирались кластеры, характеризующиеся сочетанием мирового уровня

конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий, демонстрирующих высокую динамику роста объемов производства, с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера.

Отобранные 25 кластеров располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации научно-технической и производственной деятельности.

В соответствии с отраслевой спецификой кластеры были разбиты на несколько категорий: «Ядерные и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Новые материалы», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и электроника».

Научно-технологический потенциал кластеров в значительной степени определяется объемом расходов на НИОКР их участников.

Так, по 25 отобранным кластерам совокупный объем расходов на НИОКР за последние пять лет составил 1110 млрд. руб. или в среднем 222 млрд. руб. ежегодно в рассматриваемом периоде. Расходы на

' Стрябкова Елена Анатольевна, e-mail: stryabkova.elena@mail.ru

1 Проект «Перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров» Официальный сайт МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ Российской Федерации [Электронный ресурс].URL.http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120619 03# ftnl (д ата обращения 20.08.2012)

НИОКР, осуществляемые участниками кластеров, составляют существенную долю (43%) в общем объеме соответствующих расходов по экономике. Среди пилотных проектов инновационных территориальных кластеров можно выделить: Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск), Кластер «Зеленоград, Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне, Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга, Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан, Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области, Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области, Алтайский биофармацевтический кластер.

На наш взгляд, интерес представляет территориальный разброс кластеров, так 5 кластеров расположены в г. Москва и Московской области, 9 кластеров представляют Приволжский Федеральный округ, 5 кластеров заявлены на территории Сибирского Федерального округа. Таким образом, Приволжский федеральный округ и г. Москва являются лидерами кластерообразования в России. Справедливо, что указанные регионы возглавляют рейтинг инновационной активности.

Обратимся к итогам Рейтинга инновационной активности регионов за 2011 год, подведенным Национальной ассоциацией инноваций и информационных технологий2. В исследовании приняли участие 83 субъекта РФ. Лидером рейтинга, как и в прошлом году, стала Москва. Необходимо отметить, что впервые, по сравнению с предыдущими исследованиями, отрыв между столицей и ее ближайшими преследователями по рейтингу стал сокращаться и составил 15%. Второе место заняла республика Татарстан (в прошлом году 4 место в рейтинге). В итоге общий показатель инновационной активности за 2011 год оказался практически на том же уровне (выше на 1,5%), что и аналогичный показатель 2010 года. Это был первый год за все время исследований, когда общий показатель инновационной активности оказался положительным. Анализ конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов позволяет выявить прямую зависимость между использованием ими кластерного подхода и уровнем инновационности (Табл. 1).

2

НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов 2011 // Новости Информационного портала ТПП cci.ru.-17.05.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.allmedia.ru/headlineitem.asp?id=727299 (дата обращения 08.09.2012).

Таблица 1

Влияние кластерной политики региона на уровень его инновационной активности

Регион Тип кластера Степень зрелости кластера Ранг инновационности

Санкт-Петербург Автомобилестроение Информационные технологии сильный потенциальный 3

Москва Информационные технологии потенциальный 1

Калужская обл. Автомобилестроение Биофармацевтический потенциальный 18

Рес. Татарстан Автомобилестроение Информационные технологии Нефтегазохимический Авиационный потенциальный латентный сильный потенциальный 2

Томская обл. Информационные технологии потенциальный 5

Новосибирск Информационные технологии сильный 7

Алтайский край Биофармацевтический сильный 9

Самарская обл. Аэрокосмический сильный 6

Обратимся к позиции Белгородской области в рейтинге инновационной активности регионов РФ. Белгородская область, занимая 35 позицию, относится к регионам, характеризующимся средней инновационной активностью. По сравнению с результатом 2010 года (47 позиция) инновационная активность в регионе значительно выросла. Из этого можно заключить, что эффективность региональной инновационной системы региона по показателю инновационной активности повысилась. Повышение конкурентоспособности Белгородской области возможно за счет инновационного развития и формирования индивидуального подхода к выявленным кластерам. В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года поставлена задача формирования территориально-отраслевых кластеров и зон опережающего развития, особое внимание было уделено созданию инновационного кластера на территории

о

региона3. Идеологической основой решения задачи стала уже разработанная концепция развития инновационной сферы -Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС). Уже утверждён план первоочередных мероприятий по запуску и реализации Белгородской интеллектуально-инновационной системы, который предусматривает выполнение ряда организационно-технических, экономико-стратегических и финансово-правовых решений, направленных на формирование региональной инновационной среды.

3 «СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА» утверждена постановлением правительства Белгородской области от 25января 2010 года № 27-пп [Электронный ресурс]. Режим доступа: rudocs.exdat.com/docs/index-238743.html

В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года указано, что на территории области действуют следующие кластеры: горно-металлургический, кластер по развитию птицеводства, кластеры по развитию свиноводства, молочного животноводства, строительный, и формируются: туристско-рекреационный, транспортно-логистический, инновационный и социальный.

Однако исследование Подкомитета ТПП РФ по развитию субконтракции и кластерных технологий, на основании которого была создана «Карта основных направлений развития кластеров в субъектах РФ», показывает, что на территории Белгородской области существует только два кластера (кластерные значимые группы)4:

•промышленный кластер - сельское хозяйство;

•креативный кластер - пищевая промышленность.

Меры государственной поддержки кластерного развития в Белгородской области будут направлены прежде всего на: заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между правительством области и инвесторами; сопровождение реализации инвестиционных проектов; предоставление гарантий области и ее государственного имущества для обеспечения привлекаемых инвесторами кредитных ресурсов; участие средств областного бюджета в формировании уставных капиталов создаваемых предприятий; субсидирование процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам; предоставление налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в наиболее значимых сферах; содействие в развитии всех форм образования; создание региональной инновационной системы, в том числе инновационной инфраструктуры, включающей промышленные парки, инвестиционные площадки, технополисы, технопарки, бизнес-инкубаторы; софинансирование развития инженерной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Однако, перечисленные меры не достаточны для успешного развития кластеров. Так совсем не предусмотрено создание таких элементов кластерной инфраструктуры региона как центры кластерного развития, организации развития кластеров, целью создания которых является формирование стратегии эффективного многопрофильного кластерного комплекса Белгородской области на основе максимально-полного использования отраслевого, технологического, инновационного, человеческого, финансового и административного потенциала с учетом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов; создание условий для эффективного информационного взаимодействия участников инновационных кластеров, органов государственной власти,

4 Куценко Е.С. Методология выявления основных направлений для развития кластеров в субъектах РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://promcluster.ru/index.php/publications-cls.html

учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц, в том числе обеспечение реализации совместных проектов в рамках кластеров; содействие установлению договорных отношений между участниками инновационных кластеров, органами государственной власти, учреждениями образования и науки, иными заинтересованными лицами; организация привлечение инвестиционных средств и средств доноров в кластерные проекты.

Инновативность производства Белгородской области, характеризуемая долей затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг собственными силами по видам экономической деятельности, составила 0,34%, что в 6 раз ниже, чем в среднем по России. Доля затрат на технологические инновации в структуре ВРП составляет 0,24%, что в пять раз ниже среднероссийского уровня5.

Согласно долгосрочной целевой программе от 18 января 2010 года № 9-пп «Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010-2014 годы» правительство Белгородской области ориентировано на увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме промышленного производства на основе создания нового высокотехнологичного сегмента экономики - наноиндустрии.

Формирование наноиндустрии Белгородской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках, предполагает активное участие в развитии научной, технико-технологической и производственной базы в области нанотехнологий и наноматериалов профильного национального института развития - ГК «Роснанотех».

В настоящее время на территории Юго-Западного района города Белгорода реализуется областной проект создания комплекса застройки «Аврора Парк». Направления специализации делового центра «Аврора Парк» — это разработка суперсовременных технологий в приоритетных направлениях развития региона: агробиотехнологии, строительство и развитие городской среды, новая энергетика, медицина и фармацевтика, машиностроение и металлообработка6. Доля организаций инновационной инфраструктуры Белгородской области в общем числе организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, превышает среднероссийское значение более чем в два раза. На базе ВУЗов Белгородской области в агропромышленном, горно-металлургическом, медико-биологическом комплексах, промышленности строительных материалов созданы профильные инфраструктурные объекты.

5 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ГК «РОСНАНОТЕХ» ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ. Инновационный портал Белгородской области. [Электронный ресурс]. URL:http://innovation.derbo.ru/nanoindustriva/czelevvieprogrammvi/czelevava-programma-rosnanoteh (дата обращения 05.07.2012)

6 Инновационный портал Белгородской области. [Электронный ресурс]. URL:http://innovation.derbo.ru/innovaczionnavainfrastruktura/gosudarstvennvie-institutvi-razvitiya/avrora-park (дата обращения 08.08.2012).

Таким образом, успешное инновационное регионов в условиях глобализации во многом определяется использованием кластерного подхода к их развитию. Исследование инновационной активности Белгородской области и имеющихся протокластеров дает основание предположить, что инновационный территориальный кластер области мог быть заявлен по одному из предложенных Минэкономразвития направлений отраслевой специализации - «Новые материалы».

Стрябкова Е.А. Перспективы создания инновационного кластера в Белгородской области. Определены перспективы создания инновационных территориальных кластеров России. Установлено, что на региональном уровне инновационная активность регионов связана с реализацией кластерного подхода к их развитию. Перед Белгородской областью стоит задача повышения конкурентоспособности путем формирования территориально-отраслевых кластеров и зон опережающего развития, особое внимание будет уделено созданию инновационного кластера на территории региона.

Ключевые слова: кластерная политика, территориально-отраслевые кластеры, инновационные кластеры, инновационная активность региона.

Stryabkova E.A. Рrospects forcreation of innovation cluster in belgorod region.

The prospects of creating innovative regional clusters of Russia. Found that at the regional level innovation activity-linked regions on the implementation of the cluster approach to their development. Belgorod region before the task competitiveness by creating territorial and industrial clusters and zones of priority development, special attention will be paid to the co-building innovation cluster in the region.

Key words: cluster policy, territorial and industry clusters and innovation clustersinnovative activity in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.