Научная статья на тему 'Перспективы создания гражданских судов с атомными энергетическими установками'

Перспективы создания гражданских судов с атомными энергетическими установками Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY-NC
300
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНОЕ СУДНО / АРКТИКА / ЛЕДОКОЛЫ / ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР / ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА / NUCLEAR SHIP / ARCTIC / ICEBREAKERS / NUCLEAR REACTOR / CARRIER SHIPS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Устинова Забава Сергеевна, Устинов Сергей Андреевич

Объект и цель научной работы. Объектом работы являются перспективные суда с атомной энергетической установкой (АЭУ), целью определение некоторых исходных требований и ограничений к проектированию атомных судов. Материалы и методы. Анализ публикаций отечественных и зарубежных специалистов, правил классификационных обществ, характеристик реакторных установок и требований по их размещению. Основные результаты. Проанализированы основные этапы развития судов с АЭУ, особенности таких судов и пути их дальнейшего развития. Сформулированы рекомендации по размещению реакторного отсека на судне с АЭУ, представлены зависимости для определения его потребного объема. Заключение. Сформированы исходные ограничения по размещению реакторного отсека (защитной оболочки) для транспортных судов с АЭУ. Сопоставлены современные реакторные установки различной мощности. На основании анализа различных исследований сделан вывод о том, на каких типах судов использование АЭУ наиболее перспективно.Object and purpose of research. This paper discusses conceptual ships with nuclear power plants to formulate some of their initial design requirements and limitations. Materials and methods. Analysis of available Russian and foreign publications, Class rules, reactor parameters and installation requirements. Main results. The study analyses main evolution stages, peculiarities and prospects of nuclear ships, formulating the recommendations on reactor compartment arrangement aboard a nuclear ship and giving the calculation expressions for its required volume. Conclusion. The paper formulates initial limitations for the arrangement of reactor compartment (containment) for nuclear carrier ships, comparing modern reactors of various capacity and pointing out, based on the analysis of various studies, the most promising types of ships for nuclear propulsion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Устинова Забава Сергеевна, Устинов Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания гражданских судов с атомными энергетическими установками»

aDOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-392-89-96 УДК [629.5.03:621.039]:629.5

З.С. Устинова, С.А. Устинов

ПАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг», Санкт-Петербург, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ С АТОМНЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ

Объект и цель научной рзаботы. Объектом работы являются перспективные суда с атомной энергетической установкой (АЭУ), целью - определение некоторых исходных требований и ограничений к проектированию атомных судов.

Материалы и методы. Анализ публикаций отечественных и зарубежных специалистов, правил классификационных обществ, характеристик реакторных установок и требований по их размещению.

Основные результаты. Проанализированы основные этапы развития судов с АЭУ, особенности таких судов и пути их дальнейшего развития. Сформулированы рекомендации по размещению реакторного отсека на судне с АЭУ, представлены зависимости для определения его потребного объема.

Заключение. Сформированы исходные ограничения по размещению реакторного отсека (защитной оболочки) для транспортных судов с АЭУ. Сопоставлены современные реакторные установки различной мощности. На основании анализа различных исследований сделан вывод о том, на каких типах судов использование АЭУ наиболее перспективно.

Ключевые слова: атомное судно, Арктика, ледоколы, ядерный реактор, транспортные суда. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-392-89-96 UDC [629.5.03:621.039]:629.5

Z. Ustinova, S. Ustinov

CDB Iceberg, St. Petersburg, Russia

PROSPECTS FOR CREATION OF CIVIL NUCLEAR POWERED SHIPS

Object and purpose of research. This paper discusses conceptual ships with nuclear power plants to formulate some of their initial design requirements and limitations.

Materials and methods. Analysis of available Russian and foreign publications, Class rules, reactor parameters and installation requirements.

Main results. The study analyses main evolution stages, peculiarities and prospects of nuclear ships, formulating the recommendations on reactor compartment arrangement aboard a nuclear ship and giving the calculation expressions for its required volume.

Conclusion. The paper formulates initial limitations for the arrangement of reactor compartment (containment) for nuclear carrier ships, comparing modern reactors of various capacity and pointing out, based on the analysis of various studies, the most promising types of ships for nuclear propulsion.

Keywords: nuclear ship, Arctic, icebreakers, nuclear reactor, carrier ships. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Введение

Introduction

Морские перевозки - основа экономики РФ и самый дешевый вид транспорта в мире с постоянно

растущим потреблением. Океанские суда достаточно важны для безопасного и устойчивого развития России. Ключевую роль флот играет и в освоении Арктического региона страны. Судостроители при проектировании и эксплуатации судов сталкивают-

Для цитирования: Устинова З.С., Устинов С.А. Перспективы создания гражданских судов с атомными энергетическими установками. Труды Крыловского государственного научного центра. 2020; 2(392): 89-96.

For citations: Ustinova Z., Ustinov S. Prospects for creation of civil nuclear powered ships. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; 2(392): 89-96 (in Russian).

ся с определенными сложностями в связи с остротой проблемы обеспечения экологической безопасности и охраны акваторий.

Одним из основных альтернативных источников энергии на данный момент является атомная энергия. Россия является единственной в мире страной, обладающей гражданским атомным флотом, который включает четыре ледокола и одно транспортное судно с атомной энергетической установкой (АЭУ). Все эти суда предназначены исключительно для активной работы в Арктике с ее тяжелыми для традиционных судов климатическими и логистическими условиями - наличием тяжелых льдов, низкими температурами, отсутствием инфраструктуры, удаленным расположением морских портов друг от друга.

Гражданские суда с атомной энергетической установкой

Commercial ships with nuclear power plant

Первое надводное атомное судно гражданского назначения было построено в СССР. Им стал ледокол «Ленин» (пр. 92), который был спущен на воду в 1957 г. в Ленинграде и введен в эксплуатацию в 1959 г. Среди транспортных судов с АЭУ первым было американское грузопассажирское судно «Саванна» (спуск на воду в 1959 г., эксплуатация -с 1964 г.). В 1960-х гг. были построены немецкое грузовое судно «Отто Ган» (спуск - в 1964 г., эксплуатация - с 1968 г.) и японское научно-исследовательское судно «Муцу» (спуск - в 1964 г., непродолжительная эксплуатация - с 1990 г. после длительных наладочных работ). Эти суда помимо основных задач демонстрировали развитие атомной промышленности и ее мирного существования [5, 10]. Их работа осложнялась проблемами с АЭУ и, следовательно, угрозой безопасности для экипажа и общественными протестами в тех районах, где они эксплуатировались. После недолгой эксплуатации они были выведены из строя или АЭУ на них были заменены традиционными дизельными установками. Удачной можно считать лишь эксплуатацию атомного ледокола «Ленин». Начиная с момента его ввода в эксплуатацию и до середины 1960-х гг. он выполнил шесть навигаций, в результате которых была продемонстрирована достаточно высокая надежность его реакторной установки (РУ). После выработки ресурса основного оборудования установленной паропроизводящей установки (ППУ) ОК-150 была выполнена его модернизация (пр. 92М) с установкой новой двухреакторной ППУ

ОК-900. В дальнейшем гражданское атомное судостроение развивалось только в СССР.

На основании полученного опыта эксплуатации ледокола «Ленин» была создана серия ледоколов типа «Арктика» (пр. 1052, пр. 10521), состоящая из шести ледоколов, два из которых - «Ямал» и «50 лет Победы» - эксплуатируются до настоящего времени. Также в 1980-х гг. были построены мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» (пр. 10580), которые и сегодня эксплуатируются в Арктике. На замену ледоколам, исчерпавшим свой ресурс, строятся новые универсальные атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (пр. 22220), а также идет подготовка постройки атомного ледокола «Лидер» (пр. 10510). Последние проекты ледоколов оснащены современными РУ интегрального типа «РИТМ»: РИТМ-200 и РИТМ-400.

В отличие от атомных ледоколов, транспортные суда с АЭУ не получили распространения в мире. После 60-х гг. единственным таким судном, построенным в СССР еще в 1980-х гг. и недавно после длительной консервации вновь введенным РФ в эксплуатацию для доставки грузов по трассе Северного морского пути (СМП), является лихтеро-воз-контейнеровоз «Севморпуть» (пр. 10081).

Перечень выполненных отечественными и зарубежными специалистами проектных проработок различных типов судов с АЭУ начиная с 1950-х гг. (в том числе упомянутых выше) представлен в табл. 1. Число проработанных вариантов судов с АЭУ различных типов (помимо ледоколов), таких как танкеры, контейнеровозы, газовозы, балкеры, рыбопромысловые, пассажирские суда и т.д., составляет более 50 единиц, а общее количество построенных или достраиваемых (в том числе и нашей страной) судов равно 19 [2, 5, 10-12]. Больше проектов выполнено в 1970-1980 гг.

Опыт эксплуатации отечественных атомных ледоколов в Арктике и атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» способствует возобновлению исследований по созданию атомных транспортных судов как в России, так и за рубежом. Главным очевидным преимуществом судов с АЭУ является их независимость от бункеровки, что особенно актуально для судоходства в арктическом районе и на СМП, а также высокая агрегатная мощность ядерных установок, позволяющая увеличивать размеры и развиваемые скорости перспективных судов с АЭУ. Отсутствие бункеровочной инфраструктуры на СМП, являясь серьезным препятствием в развитии традиционного судоходства, способствует здесь росту стоимости топлива.

Таблица 1. Проектные проработки и реализованные проекты атомных судов Table 1. Research studies and completed designs of nuclear ships

Тип судна Кол-во проектов / проработок Ввод в эксплуатацию реализованных проектов Кол-во реализованных проектов (страна)

Танкер ок. 20 - 0

Контейнерное судно ок. 10 1988 г. («Севморпуть») 1 (Россия - лихтеровоз-контейнеровоз)

Газовоз (СПГ) 1 - 0

НИС 1 1990 г. («Муцу») 1 (Япония)

Ледокол ок. 16 1959 г. («Ленин»), 1975 г. («Арктика»), 1977 г. («Сибирь»), 1985 г. («Россия»), 1989 г. («Таймыр», «Советский Союз»), 1990 г. («Вайгач»), 1993 г. («Ямал»), 2007 г. («50 лет Победы») 9 + 5* (Россия)

Плавучий энергоблок ок. 6 2019 г. («Академик Ломоносов») 1 (Россия)

Балкер 2 - 1 (Германия)

Рыбопромысловое судно 1 - 0

Грузопассажирское судно 3 1964 г. («Саванна») 1 (США)

Пассажирское 1 - 0

Примечание: * постройка.

В этой связи зарубежные исследования [11, 12] показали, что одними из наиболее привлекательных по эффективности использования АЭУ являются атомные контейнеровозы. В работе [16] делается следующий вывод: если бы стоимость мазута превышала $89 за баррель, то выгоднее было бы иметь три атомных контейнерных судна вместимостью 9200

20-футовых контейнеров (ТЕи) со скоростью 35 уз, чем четыре таких же судна с традиционной энергетической установкой со скоростью 25 уз. Вместе с тем активно изучаются возможности создания атомных танкеров, рудовозов, газовозов, судов снабжения.

Общие виды нескольких судов с АЭУ зарубежных проработок представлены на рис. 1.

Рис. 1. Суда с атомной энергетической установкой зарубежных проработок:

1 - контейнеровоз [12];

2 - газовоз [15];

3 - танкер [5]

Fig. 1. Foreign research designs of nuclear ships:

1 - container vessel [12];

2 - LNG carrier [15];

3 - tanker[5]

Направления развития ядерных реакторов, приемлемых для использования на судах

Evolution paths of marine nuclear reactors

На международном форуме «IV поколение» [6], прошедшем в 2011 г. и посвященном путям развития ядерных технологий, были обозначены четыре поколения отечественных существующих и перспективных атомных реакторов. Первое поколение РУ (1950-1970 гг.) заключает в себе ранние прототипы на первых опытных судах, в том числе на первом атомном ледоколе «Ленин». Ко второму (1970-1995 гг.) относятся РУ на всех ныне эксплуатирующихся атомных судах.

Существующие установки РИТМ-200, проектируемые РИТМ-400 и другие судовые реакторы типа «РИТМ» относятся к третьему поколению РУ, имеют усовершенствованные системы безопасности и улучшенные массогабаритные характеристики относительно ранее созданных РУ. Выходная мощность на валах у РУ РИТМ-200 составляет 30 МВт, у РИТМ-400 - 60 МВт. К четвертому поколению причисляют те типы РУ, которые сейчас находятся в разработке и еще не имеют достаточного опыта промышленной эксплуатации. Они знаменуют собой более радикальный отход от принятых сегодня концепций. Это касается применения ториевых и га-зоохлаждаемых РУ [5, 6]. Однако наиболее отрабо-

танным типом судового реактора является водо-водяной реактор интегрального типа «РИТМ», который по массогабаритным параметрам также подходит для установки на различных типах судов.

Создание новых типов РУ с уменьшенными массогабаритными характеристиками и улучшенными системами безопасности активизирует работы по проектированию различных типов перспективных судов с АЭУ.

Варианты размещения реакторного отсека на судах с атомной энергетической установкой

Variants of reactor compartment arrangement aboard nuclear ships

Из опыта проектирования атомных ледоколов известно, что реакторный отсек (РО) располагают в районе мидель-шпангоута судна: это обусловлено проблемами обеспечения его удифферентовки, а также особенностями формы корпуса. Анализ данных по авариям судов с АЭУ [9, 10] и других факторов, рассмотренных в работе Регистра Ллойда [5], позволил сформировать возможные риски при различных вариантах расположения РУ (табл. 2).

Проанализировав [3] и [10], можно сформулировать рекомендации по размещению РО (защитного ограждения (ЗО) РУ), приведенные в табл. 3 и проиллюстрированные на рис. 2.

Таблица 2. Возможные риски при различных вариантах расположения реакторной установки Table 2. Possible risks for different variants of reactor compartment arrangement

Вариант расположения

1. В корме

2. В корме

З. В районе

(в корму от надстр.) (в нос от надстр.) мидель-шпангоута

4. В носовой части судна

Риск повреждения при столкновении

Высокий

Низкая

Средняя

Риски

Опасность пожара или взрыва

Низкая

Средняя

Высокая

Вибрация

Средняя

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Высокая

Таблица 3. Рекомендации по размещению реакторного отсека (защитного ограждения реакторной установки) Table 3. Recommendations for reactor compartment arrangement (barrier shielding)

Область размещения Расположение по длине Расположение по ширине [З] Расположение по высоте [З]

Рекомендации

Наиболее благоприятным для размещения РО по длине судна является район в корму от мидель-шпангоута, на расстоянии примерно 1/4 длины судна от кормового перпендикуляра

Продольные переборки, образующие боковые стенки ЗО, должны находиться на расстоянии, равном В/5 или 11,5 м (зависит от того, что меньше) от борта

Расстояние от днища судна (плавучего сооружения) до нижней части ЗО должно быть В/15 или 2 м (зависит от того, что больше)

Продолжение табл. 3 Continuation of fhe tabl. 3

Комментарий

Преимущество такого расположения в том, что при нахождении точки контакта между сталкивающимися судами на длине РО удар не будет центральным. В этом случае энергия, идущая на разрушение корпусных конструкций, существенно уменьшается (до 30 %) за счет вращательного движения тараненного судна

Отступление от указанного требования возможно, когда конструктивная защита от столкновения исключает проникновение на такую глубину. Регистру судоходства должны быть представлены доказательства того, что повреждение не будет превышено при предполагаемых проектом столкновениях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высота двойного дна в районе машинного отделения должна быть достаточной, чтобы выдержать повреждение с размерами, указанными в 2.1 части V «Деление на отсеки» [3]

Оценка объемов помещений, необходимых для размещения реакторной установки

Assessment of volume required for nuclear power plant installation

Первые суда с АЭУ имели определенные сложности в эксплуатации, связанные, в первую очередь, с РУ. Из-за больших габаритов РУ значительно уменьшается объем грузовых пространств, что снижает рентабельность перевозок. Одним из основных факторов развития атомных судов стало совершенствование судовых РУ. На замену старым РУ блочного типа пришли новые модели интегрального типа - РИТМ-200, РИТМ-400 и другие вариации различной мощности, разрабатываемые ОКБМ «Африкантов» [1]. РУ становятся мощнее, но при этом их масса и габариты уменьшаются, что делает их более перспективными для использования на транспортных судах. Это иллюстрируется зависимостью необходимого объема ЗО от мощности РУ, т. е. размеров отсека судна, внутри которого размещается ППУ и который предназначен для удержания выбросов радиоактивных веществ в приемлемых пределах [3] (рис. 3). На рисунке видно, что современные интегральные РУ, которые используются в том числе на атомных ледоколах пр. 22220 [1], при сопоставимой мощности занимают меньший объем, чем РУ блочного типа, применяемые на атомных ледоколах предыдущих поколений (пр. 10521).

Посредством анализа массогабаритных характеристик РУ существующих проектов атомных судов, в частности ледоколов, были получены приближенные аналитические зависимости для оценки потребного объема, необходимого для размещения РУ (формула (1)) и вспомогательных

0,75 L

Рис. 2. Иллюстрация к рекомендациям по расположению реакторного отсека

Fig. 2. An illustration to the recommendations on reactor compartment arrangement

помещений, которые расположены вне РО (формула (2)) в функции от мощности РУ: V = 23,2- N0,53 +1350; (1)

V2 = 7,3- N0,34 + 400. (2)

Мощность (эл), МВт

Рис. 3. Зависимость объема защитного ограждения от мощности реакторной установки блочного и интегрального типов

Fig. 3. Barrier shielding volume vs capacity of modular and integral nuclear power plant

Проблемы судоходства судов с атомной энергетической установкой

Challenges in nuclear shipping

Несмотря на множество преимуществ судов с АЭУ, главной проблемой их широкого распространения остается отсутствие ясного общепризнанного международного законодательства по их проектированию, постройке и эксплуатации.

Соображения ядерной безопасности определяют требования не только к судам рассматриваемого типа, но и к береговой инфраструктуре; эти требования значительно отличаются от тех, которые в настоящее время применяются при обслуживании традиционных торговых судов.

Морские суда ходят между портами и через территориальные воды разных стран, и процессы взаимного урегулирования и признания сертификатов безопасности становятся ключевыми в планировании эксплуатации судов с АЭУ. Этот процесс усложняется тем, что национальные регуляторы в разных странах применяют различные подходы для подтверждения принципов безопасности и международных требований в процессе сертификации. Власти государств полагаются на свое национальное законодательство. Несмотря на то, что суда с атомной энергией могут посещать порты в обычном порядке, вопросы, связанные с техническим обслуживанием такого судна, каждый раз потребуют тщательного рассмотрения. В то время как нормальное обслуживание корпуса судна, традиционных судовых устройств и систем не является проблемой,

любое техническое обслуживание, косвенно или напрямую связанное с ядерной установкой, вызывает опасения относительно безопасности и правил поведения в порту, что выражается в запрете на заход этих судов в порты.

В 1981 г. Международная морская организация (ИМО) приняла Кодекс безопасности ядерных торговых судов (резолюция А.491 (XII)) [14]. В то же время наблюдается ужесточение правил обеспечения безопасности и общественного восприятия атомных судов как результат аварий на атомных электростанциях. Очевидно, что общепризнанная и исполняемая регламентация мер по обеспечению достаточной безопасности судов с АЭУ не может быть достигнута без сотрудничества между ИМО и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), так, чтобы их соответствующий опыт нашел отражение в специальной международной конвенции по безопасности и национальных правилах проектирования, постройки и эксплуатации судов с АЭУ.

Учитывая сложности, которые возникают при эксплуатации судов с АЭУ в международных водах и акваториях других стран, Россия пока осуществляет эксплуатацию таких своих судов преимущественно в своих территориальных водах (рис. 4). В соответствии с [7] на протяжении всего маршрута между европейской частью России и Дальним Востоком имеются порты (Мурманск, Владивосток и др.), которые уже сейчас могут принимать суда с АЭУ. Также следует учитывать, что для нужд транспортировки сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» планируется создание дополнительных терминалов в Мурманске и на Камчатке [13].

Рис. 4. Морские

порты России,

в которые разрешен

заход судов

с атомной

энергетической

установкой,

варианты

расположения

перегрузочных

терминалов

Fig. 4. Russian sea ports permitted for visits of nuclear ships, possible arrangements of trans-shipment terminals

Выводы

Conclusion

Гражданские суда с АЭУ чрезвычайно наукоемки, высокотехнологичны и дороги в постройке и эксплуатации, поэтому их внедрение и использование оправдано только в безальтернативных условиях, с какими, безусловно, мы имеем дело при решении задач по освоению Арктики.

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

1. Представлен ретроспективный анализ направлений и перспектив развития гражданских судов с АЭУ.

2. Структурированы требования нормативных документов и другие рекомендации по размещению РО на судне. Обозначены преимущества и недостатки альтернативных вариантов расположения РО по длине судна.

3. Проведен сравнительный анализ потребных объемов ЗО для размещения РУ блочного и интегрального типов. Интегральный тип РУ является наиболее приемлемым для оснащения им перспективных атомных судов. Предложены регрессионные зависимости при определении необходимых объемов для размещения РУ в РО и вспомогательного оборудования вне РО на ранних этапах проектирования судов данного типа.

4. Очевидно, что мощностной ряд предлагаемых отечественной атомной промышленностью РУ весьма ограничен, что сдерживает создание длинной линейки судов востребованных типов и назначений.

5. Эксплуатация атомных судов затруднена и ограничена недостаточностью международной нормативной базы. Требуется ее обновление и ратификация всеми участниками мирового судоходства. В последние полвека по указанным причинам гражданские атомные суда строятся только в России, что объясняет их использование практически исключительно в пределах российских территориальных вод.

Библиографический список

1. Проектные решения реакторной установки РИТМ-200, предназначенные обеспечить экологически безопасную и экономически эффективную эксплуатацию универсального атомного ледокола на арктических трассах / Князевский К.Ю. [и др.] // Арктика: экология и экономика. 2014. № 3(15). С. 86-91.

2. Рукша М., Белкин М. С., Смирнов А.А., Арутюнян В.Г. Структура и динамика грузоперевозок по Северному морскому пути: история, настоящее и перспективы /

Рукша В.В. [и др.] // Арктика: экология и экономика. 2015. № 4(20). С. 104-110.

3. Правила классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений (НД № 2-020101-112) / Российский морской регистр судоходства. Санкт-Петербург, 2018. 156 с.

4. Годовой отчет по результатам работы за 2014 год: [утв. 29 июня 2015 г.] / ОКБМ «Африкантов». Нижний Новгород, 2014. 170 с.

5. Hirdaris S.E., Cheng Y.F., ShallcrossP., Bonafoux J., Carlson D., Prince B., Sarris G.A. Considerations on the potential use of Nuclear Small Modular Reactor (SMR) technology for merchant marine propulsion // Ocean Engineering. 2014. № 79. P. 101-130.

6. Rowinski M.K., White T.J., Zhao J. Small and Medium sized Reactors (SMR): A review of technology // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. № 44. P. 643-656.

7. Перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками: [утв. распоряжением Правительства РФ от 06.01.1997 № 14-р: по сост. на 07.07.2016 д.б. 04.07.2019] // Правительство России: [сайт]. Москва, 2019. URL: http://government.ru/docs/ all/21368/ (дата обращения: 10.03.2020).

8. Глазов С.Ф., Кодацкий С.Б. Конструктивная защита гражданских судов // Судостроение за рубежом. 1975. № 7(103). С. 26-32.

9. Анализ информации по авариям ледоколов и транспортных судов с атомными энергетическими установками / Болгаров С.П. [и др.] // Труды Крылов-ского государственного научного центра. 2009. № 45(386). С. 111-128.

10. Волков Н.Н., Кодацкий С.Б. Конструктивные особенности атомных судов. Ленинград: Судостроение, 1971. 248 с.

11. Design of advanced integral-type marine reactor, MRX / Kusunoki T. [et al.] // Nuclear Engineering and Design. 2000. № 201. P. 155-175.

12. Kondo K., Takamasa T. The Economic Potential of a Cassette-type-reactor installed Nuclear Ice-breaking Container Ship // Journal of Nuclear Science and Technology. 1999. № 12(36). P. 1199-1208.

13. Медведев утвердил план строительства СПГ-терминала «Новатэка» в Мурманской области // Pro-Arctic [Эл. ресурс] / URL: http://pro-arctic.ru/29/04/2019/news/36549 (дата обращения: 12.03.2020).

14. Code of Safety for Nuclear Merchant Ships: Resolution A.491(XII): ad. 19 November 1981 / International Maritime Organization. London: IMO, 1982. 127 p.

15. Shipping and power experts join forces to explore the potential for nuclear power to propel future generations of commercial tankers // GlobalSecurity.org [El. resource] / URL:

https://www.babcockinternational.com/News/Nuclear-power-investigations-for-LNG-carriers (дата обращения: 12.03.2020).

16. Analysis of High-Speed Trans-Pacific Nuclear Contain-ership Service / Sawyer J., Shirley J.., Stroud J., Bar-lett E., Mckesson C. // Design and Operation of Container Ships: Proceedings of International Conference (London, 03-04 July 2008). London: The Royal Institution of Naval Architects (RINA), 2008. P. 135.

References

1. K. Knyazevsky et al. RITM-200 reactor design solutions for eco-friendly and cost-efficient operation of multipurpose nuclear icebreaker for the Arctic // Arctic: Ecology and Economy. 2014. No. 3(15). P. 86-91 (in Russian).

2. V. Ruksha, M. Belkin, A. Smirnov, V. Arutyunyan. Structure and dynamics of cargo traffic along the Northern Sea Route: history, state of the art and prospects // Arctic: Ecology and Economy. 2014. No. 4(20). P. 104--110 (in Russian).

3. Rules for the Classification and Construction of Nuclear Ships and Floating Facilities. (ND No. 2-020101-112). Russian Maritime Register of Shipping, St. Petersburg, 2018. 156 pp. (in Russian).

4. JSC Afrikantov OKBM. Annual Report for 2014 (approved on June 29, 2015). Nizhny Novgorod, 2014. 170 p. (in Russian).

5. S.E. Hirdaris, Y.F. Cheng, P. Shallcross, J. Bonafoux, D. Carlson, B. Prince, G.A. Sarris. Considerations on the potential use of Nuclear Small Modular Reactor (SMR) technology for merchant marine propulsion // Ocean Engineering. 2014. № 79. P. 101-130.

6. M.K. Rowinski, T.J. White, J. Zhao. Small and Medium sized Reactors (SMR): A review of technology // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2015. № 44. P. 643-656.

7. List of sea ports of the Russian Federation permitted for visits of ships and other floating craft with nuclear power plants and radiation sources. Approved by the Directive of the Government of the Russian Federation No. 14-r dt. 06.01.1997, amendments as of 07.07.2016 and 04.07.2019 // Web-site of the Government of the Russian Federation (Accessed on 10.03.2020) (in Russian).

8. S. Glazov, S. Kodatsky. Structural protection of merchant vessels // Sudostroyeniye za rubezhom (Naval Engineers Journal). 1975. No. 7(103). P. 26-32 (in Russian).

9. Analysis of data on emergencies with nuclear icebreakers and carrier ships /S. Bolgarov [et al.] // Transactions of KSRI. 2009. Vol. 45(386). P. 111-128 (in Russian).

10. N. Volkov, S. Kodatsky. Design features of nuclear vessels. Leningrad: Shipbuilding, 1971. 248 p. (in Russian).

11. Design of advanced integral-type marine reactor, MRX / T. Kusunoki [et al.] // Nuclear Engineering and Design. 2000. № 201. P. 155-175.

12. K. Kondo, T. Takamasa. The Economic Potential of a Cassette-type-reactor installed Nuclear Ice-breaking Container Ship // Journal of Nuclear Science and Technology. 1999. № 12(36). P. 1199-1208.

13. Medvedev approves construction plan of Novatek LNG terminal in Murmansk Region // web-site Pro-Arctic, URL: http://pro-arctic.ru/29/04/2019/news/36549 (Accessed on 12.03.2020) (in Russian).

14. Code of Safety for Nuclear Merchant Ships: Resolution A.491(XII): ad. 19 November 1981 / International Maritime Organization. London: IMO, 1982. 127 p.

15. Shipping and power experts join forces to explore the potential for nuclear power to propel future generations of commercial tankers // GlobalSecurity.org [El. resource] / URL: https://www.babcockinternational.com/news/ Nuclear-power-investigations-for-LNG-carriers (Accessed on 12.03.2020).

16. Analysis of High-Speed Trans-Pacific Nuclear Contai-nership Service / Sawyer J., Shirley J., Stroud J., Bar-lett E., Mckesson C. // Design and Operation of Container Ships: Proceedings of International Conference (London, 03-04 July 2008). London: The Royal Institution of Naval Architects (RINA), 2008. P. 135.

Сведения об авторах

Устинова Забава Сергеевна, аспирант СПбГМТУ, инженер-конструктор 3 категории ПАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг». Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., 36. Тел.: +7 (905) 262-62-49. E-mail: zabava.spb@mail.ru. Устинов Сергей Андреевич, аспирант СПбГМТУ, инженер-конструктор 2 категории ПАО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг». Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., 36. Тел.: +7 (911) 769-42-59. E-mail: ustinovsmtu@mail.ru.

About the authors

Zabava S. Ustinova, PhD student, SMTU - 3rd Category Design Engineer, JSC CDB Iceberg. Address: 36, Bolshoy Prospekt of Vasilyevsky Island, St. Petersburg, Russia, post code 199034. Tel.: +7 (905) 262-62-49. E-mail: zabava.spb@mail.ru.

Sergei A. Ustinov, PhD student, SMTU - 2nd Category Design Engineer, JSC CDB Iceberg. Address: 36, Bolshoy Prospekt of Vasilyevsky Island, St. Petersburg, Russia, post code 199034. Tel +7 (911) 769-42-59. E-mail: ustinovsmtu@mail.ru.

Поступила / Received: 24.01.20 Принята в печать / Accepted: 02.06.20 © Устинова З.С., Устинов С.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.