Научная статья на тему 'Перспективы сотрудничества стран БРИКС в развитии цифровой экономики'

Перспективы сотрудничества стран БРИКС в развитии цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / Россия / Бразилия / Индия / Китай / ЮАР / цифровая экономика / сотрудничество / электронная торговля / национальные стратегии цифровизации. / BRICS / Russia / Brazil / India / China / South Africa / the digital economy / cooperation / e-commerce / national digitalization strategies.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы сотрудничества стран БРИКС в развитии цифровой экономики»

Ткаченко И.Ю.

к.филос.н., доцент, профессор кафедры мировой и национальной экономики, Всероссийская академия внешней

торговли

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС В РАЗВИТИИ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: БРИКС, Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, цифровая экономика, сотрудничество, электронная торговля, национальные стратегии цифровизации.

Keywords: BRICS, Russia, Brazil, India, China, South Africa, the digital economy, cooperation, e-commerce, national digitalization strategies.

Как отмечается в докладе Всемирного экономического форума, посвященного развитию глобальных информационных технологий в 2016 г., мир стоит на пороге четвертой промышленной революции. Она представляет собой переход к комплексу систем, объединенных цифровыми, биологическими и физическими технологиями в новые и мощнейшие комбинации. В основе четвертой промышленной революции лежит цифровая трансформация, для которой характерно: наличие глобальной цифровой связи; снижение затрат на обработку и хранение данных высокой плотности; стремительный рост пользователей цифровыми технологиями по всему миру1.

Цифровая экономика, под которой понимают экономику, в которой существенным элементом реализации экономических целей развития является использование информационных технологий, в настоящее время пронизывает все сферы общественной и экономической жизни большинства стран мира, воздействуя на различные сферы мирового и национального хозяйства: банковскую систему, торговлю, энергетику, транспорт, образование, здравоохранение и др.

В 1995 г. лишь около 45 миллионов человек имели доступ в Интернет, в 2016 году - около 3,5 млрд. человек, 99% мировых данных считаются оцифрованными и более 50% имеет IP-адрес2.

По оценке Глобального института McKinsey (MGI), в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы. Цифровые преобразования станут одним из главных драйверов экономического роста в мире. Интернет-технологии могут, к примеру, обеспечить Китаю рост ВВП к 2025 г. на 22%. Впечатляющего эффекта может добиться и Россия: потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1-8,9 трлн. руб. (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП3.

Такие оптимистичные прогнозы базируются не только на ожидаемых эффектах от автоматизации всех производственных процессов, но и на массовом внедрении таких технологий как цифровые платформы, big Data, 3D - печать, роботизация и Интернет вещей.

Реальное значение цифровой экономики, на наш взгляд, несколько преувеличено. Главный мотив, побуждающий все страны (и страны БРИКС в том числе), ускорить переход к цифровой экономике, состоит в потребностях национальной обороны, т.е. в способности предупредить или ликвидировать угрозы национальной безопасности в случае, если потенциальный противник обладает такими средствами нападения, которые действующие в настоящее время ИТ-системы не могут обнаружить и нейтрализовать при существующем уровне развития информационных технологий или масштабов их развития (применения).

Вместе с тем цифровизация экономики объективно стала действующим трендом развития мирового сообщества. Постепенно формируется система Интернета вещей, в которой происходит конвергенция различных способов социальной кооперации в результате развития информационно-коммуникационных технологий, вследствие чего предметы материального мира, обладающие предустановленными цифровыми возможностями, могут взаимодействовать в сети между собой и с внешней средой.

Страны БРИКС, будучи объективно включенными в общемировой процесс формирования Интернета вещей, должны использовать свои возможности цифровизации национальных экономик для преодоления разрыва с развитыми либо продвинутыми в отношении цифровизации странами и приобретения флагманских позиций на данном этапе 4 технологической революции.

Согласно данным Всемирного экономического форума, публикующего данные по индексу сетевой готовности (Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) - комплексный показатель, характеризующий уровень разви-

1 The Global Information Technology Report 2016. - http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf

2 Россия онлайн? Догнать нельзя отстать. - https://www.bcg.com/ru-ru/default.aspx

3 Цифровая Россия: новая реальность / ДокладDigital/McKinsey. - http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/07/Digital-Russia-report.pdf

тия информационно-коммуникационных технологий в странах мира), все страны БРИКС характеризуются разной степенью развитости сетевой структуры национальной экономики (табл. 1)1:

Таблица 1

Страны БРИКС в Индексе сетевой готовности

Позиция, 2016 (из 143) Экономика Индекс Позиция, 2015 (из 143)

41 Россия 4.5 41

59 КНР 4,2 62

65 ЮАР 4.2 75

72 Бразилия 4.0 84

91 Индия 3.8 89

Источник: составлено по данным The Global Information Technology Report 2016 Innovating in the Digital Economy. -http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf

Руководство всех стран БРИКС расценивает формирование национальной цифровой экономики как возможность, которая позволит странам перейти к качественному экономическому росту, решить технологические, инфраструктурные и социальные проблемы в рамках национальных хозяйств. Именно поэтому национальные правительства инициировали «цифровизацию» экономик своих стран как стратегическую задачу, сформулировав собственные национальные программы: «Digital India» в рамках стратегии «Make in India» - в Индии, «Digital China» как часть стратегии «Made in China, 2025» в Китае, «Цифровая экономика Российской Федерации»2, утвержденная в России в 2017 году. В Бразилии в 2017 году создана рабочая группа по формированию национальной стратегии цифрового развития «The Brazilian Digital Strategy». В ЮАР в 2013 году была принята стратегия Electronic Communications Act: South Africa Connect: Creating opportunity, ensuring inclusion South Africa. Broadband Policy3.

Особое значение в процессе цифровизации имеет электронная торговля. Электронная коммерция является способом упрощения взаимной интеграции стран, ускорения продаж, оптимизации финансовых расходов. Вполне очевидно, что создание безбарьерной среды для трансграничных электронных покупок как представителями бизнеса, так и рядовыми гражданами находится в фокусе внимания при создании Интернет-экономики. Очевидно, что электронная торговля влияет на всю систему торговли, затрагивая логистику, расчетные и платежные средства и формы, в результате чего становится возможной система расчетов в национальных валютах и экономия на конвертации, исключающая использование третьих валют в качестве средств платежа.

Цифровое упрощение торговли относится к применению современных информационно-коммуникационных технологий для упрощения и автоматизации процедур международной торговли. Крайне важно сохранить конкурентоспособность торговли и обеспечить эффективное участие в трансграничной электронной торговле, что должно быть учтено в международных соглашениях по электронной торговле в рамках БРИКС.

Глобальный характер цифровизации экономки делает очевидным необходимость экстратерриториального регулирования процессов цифровизации. Наднациональное регулирование электронной торговли только формируется.

Международные принципы создания информационного общества, являющейся основой для развертывания цифровой экономики, были заложены еще в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 г., в Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год); в Плане действий тунисских обязательств (2005 год); в Плане решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, прошедшей в Нью-Йорке в 2015 г.

В рамках ВТО основы регулирования электронной торговли на многостороннем уровне заложила 2-я Министерская конференция ВТО (Женева, 1998 г.), на которой была принята Декларация о всемирной электронной торговле и введен мораторий на таможенные платежи в отношении товаров, приобретенных через телекоммуникационные системы4, подтвержденный впоследствии на 8-й Министерской конференции в Женеве в 2011 г.5

Дальнейший прогресс в разработке положений, регулирующих мировую Интернет-торговлю в рамках ВТО практически незаметен в виду того, что до сих пор ведутся споры по поводу определения и классификации «цифровых продуктов» и соглашений, которыми должны регулироваться онлайн-продажа товаров и услуг (ГАТС или ГАТТ) и вопрос «технологической нейтральности».

В связи с этим разделы по электронной торговле включены в соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ), где очевидно наличие двух противоположных подходов (американского и европейского). Для первого подхода характерно наличие положений о предоставлении цифровым товарам (ГАТТ) режима наибольшего благоприятствования, а также норм о регулировании вопросов электронной аутентификации и электронно-цифровой подписи; защиты персональных данных. В ЕС же содержание электронной торговли, как частного и специфичного случая оптовой и рознич-

1 The Global Information Technology Report 2016: Innovating in the Digital Economy. - http://www3.weforum.org/docs/ GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf

2 Цифровая экономика Российской Федерации. - http://government.ru/docs/28653/

3 South Africa Connect: Creating opportunity, ensuring inclusion South Africa. Broadband Policy. - https://www.gov.za/sites/ default/files/37119_gon953.pdf

4 The Second WTO Ministerial Conference. - https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min98_e/min98_e.htm

5 Eighth WTO Ministerial Conference. - https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/min11_e/min11_e.htm

ной торговли, относят к услугам, а значит, предлагают регулировать подобного рода Интернет-торговлю с помощью ГАТС1.

Основу для общего подхода к регулированию мировой электронной торговли, возможно, составят результаты переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), в рамках которого выработана позиция о том, что электронные передачи являются оказанием услуг, а значит, не облагаются таможенными пошлинами и к ним может применяться национальный режим и РНБ.

Считается, что для государств, являющихся как потребителями цифрового контента, так и продавцами программного обеспечения, сочетание американского и европейского подходов к регулированию Интернет-торговли будет наиболее оптимальным.

В 2016 г. странами-членами в-20 была принята Инициатива по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики в20. Следование принципам, задекларированным в ней в отношении развития цифровой экономики в мире, было еще раз озвучено на Конференции в20 на уровне Министров по цифровой экономике, состоявшейся в Дюссельдорфе 6-7 апреля 2017. По результатам этой конференции была представлена Декларация Министров по цифровой экономике, в которой отмечалось необходимость:

- активизации усилий стран-участников по преодолению всех аспектов цифрового разрыва в мире;

- создания благоприятных и прозрачных нормативно-правовых и политических условий формирования открытых конкурентных рынков;

- обмена передовым опытом по стимулированию инвестиций и финансированию микро- , малых и средних предприятий (ММСП0, работающих в отрасли ИКТ;

- корректировки всех форм образования и обучения в течение жизни, для раскрытия в полной мере потенциала новых цифровых технологий и развития среди населения навыков, необходимые на меняющемся рынке труда и др.2

Следует также отметить, в декабре 2017 года на заседании министров торговли стран-членов ВТО в Аргентине будет обсуждаться вопрос о том, должна ли ВТО начинать переговоры по вопросам цифровой торговли. В настоящее время большинство региональных торговых соглашений содержат одну или несколько мер для электронного обмена данными и информацией, связанными с торговлей. При этом специальных соглашений, регламентирующих именно электронную торговлю, нет.

В отношении стран БРИКС определение оптимального подхода будет очень непростым решением. Поскольку наднациональное регулирование цифровой экономики и электронной торговли только формируется, страны БРИКС могут стать инициаторами или принять активное участие в формировании подходов к выработке норм и правил подобного регулирования.

Наднациональное регулирование процессов электронной торговли находится в стадии формирования. Страны БРИКС могут и должны сотрудничать в процессе цифровизации национальных экономик, чтобы использовать все бонусы синергетического эффекта такого взаимодействия в своих интересах.

Цифровая экономика в целом и электронная коммерция, в частности, являются реалиями, впервые формирующимися в международной экономике. Развитие сотрудничества между странами будет во многом зависеть от того, насколько хорошо заинтересованные субъекты (правительства, бизнес и конечные потребители) будут понимать друг друга в процессе трансграничного общения. В связи с этим странам БРИКС было бы целесообразным осуществить совместный проект по согласованию, синхронизации и кодификации используемых терминов, категорий и понятий. Реализация подобного проекта позволит упростить деловую практику во взаимных связях стран БРИКС на этих новых направлениях, избежать большого количества правовых и финансовых коллизий, наличие которых тормозит развитие взаимного бизнеса.

В связи с тем, что не все страны БРИКС имеют комплексные программы цифровизации национального хозяйства, можно предложить разработать в рамках БРИКС модельную стратегию внедрения цифровых технологий в экономику, которая бы учитывала основные современные тенденции цифровизации и могла бы быть использована отдельными экономиками БРИКС в качестве основы для создания или развития национальных планов цифровизации;

Цифровые технологии входят в современную жизнь и производство очень быстро. Страны БРИКС для того, чтобы сохранить свою конкурентоспособность в будущем вынуждены также быстро внедрять цифровые решения в свою экономику. Для того чтобы способствовать объединению возможностей экономик БРИКС по созданию и внедрению цифровых технологий предлагается создание Технологической платформы отраслевых экосистем Цифровой Экономики стран БРИКС. На базе данной платформы могло бы осуществляться формирование Национальной информационной инфраструктуры чтобы обеспечить высокоскоростную связь и облачную платформу для различных государственных ведомств: от правительства до уровня сельских поселений;

Быстрое развитие электронной коммерции в международной практике уже поставило вопрос о разработке международных соглашений, регулирующих электронную коммерцию. Существуют разные подходы к определению и классификации «цифровых продуктов» и типов соглашений, которыми должны регулироваться онлайн-продажа товаров и услуг (ГАТС или ГАТТ). В связи с этим странам БРИКС было бы целесообразно в рамках рабочей группы БРИКС по электронной коммерции с привлечением представителей заинтересованных ведомств выработать синхронизированные подходы по данным вопросам, что, создаст условия и будет способствовать разработке национальных законов о регулировании Интернет-торговли, заключению в будущем многостороннего торгового соглашения по вопросам электронной торговли, включая порядок налогообложения телекоммуникационных услуг и электронной тор-

1 Электронная торговля: от ВТО к межрегиональным соглашениям. - https://www.ictsd.org/bridges

2 Декларация Министров по цифровой экономике. - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials

говли с использованием автоматического обмена налоговой информацией, упрочению позиций как отдельных стран БРИКС, так и форума в целом в переговорах по вопросам электронной коммерции со странами за пределами БРИКС.

Для создания условий для развития всех видов электронной коммерции (B2B, B2G, B2C) необходимо равное признание иностранной и национальной электронной подписи. В связи с этим представляется важным разработать правила и требования документирования, регламентирующие порядок трансграничного электронного документооборота в рамках стран БРИКС. На первоначальном этапе необходимо подписание Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами при трансграничной торговле.

Электронная коммерция будет уверенно развиваться (особенно в секторах B2B и B2G) только в том случае, если финансовые сделки будут надежно защищены от доступа посторонних лиц. Разработка средств криптографической защиты информации - это общая проблема, стоящая перед всеми экономиками БРИКС. Исходя их этого, представляется целесообразным разработать проект стран БРИКС по совместной разработке специализированных средств криптографической защиты информации. В частности, может быть создана научно-инновационная платформа цифровой безопасности на базе лаборатории Касперского, предусматривающая изучение и обмен опытом стран БРИКС.

Разработка программного обеспечения и протоколов передачи данных при трансграничной электронной торговле идет параллельно во многих странах, что приводит к многообразию технических решений, не всегда совместимых друг с другом. В связи с этим страны БРИКС могли бы запустить проект по линии профильных ведомств (министерства связи и ИКТ) по выработке общих подходов к применяемым техническим решениям и стандартизации всех протоколов программного обеспечения. Использование унифицированных решений создаст дополнительные условия для развития электронной торговли между странами.

На развитие электронной коммерции будут активно влиять возникающие цифровые технологии. В России уже активно занимаются вопросами стандартизации механизмов технологии распределенных реестров и блокчейна и внедрением блокчейна в финансовые операции. Учитывая высокую степень надежности и прозрачности операций, осуществляемых по технологии «блокчейн» странам БРИКС имело бы смысл запустить совместный проект по разработке и внедрению данной технологии. В случае внедрения данной технологии в трансграничную торговлю как продавец, так и покупатель получают возможность отслеживать движение товара в режиме реального времени, что повышает прозрачность, предсказуемость и привлекательность внешнеторговых операций.

Развитию сотрудничества стран БРИКС в вопросах внедрения цифровых технологий будет способствовать гармонизация национальных законов, регулирующих использование технологий Интернета вещей, распределенного хранения информации (блокчейн) и «больших данных» (big data), а также развертывание сетей пятого поколения.

Одной из центральных проблем в трансграничной торговле является проблема НДС-платежей. Отсутствие единообразного подхода к решению данного вопроса приводит к размыванию налоговой базы ряда стран и выводу прибыли из-под налогообложения. Страны БРИКС на данном этапе активно развивают электронную коммерцию, в связи с этим представляется важным принципиальное согласование позиций и достижение договоренностей стран БРИКС по данному вопросу. Было бы целесообразным рассмотреть возможность создания унифицированного механизма по взиманию НДС при оказании иностранными организациями услуг через сеть Интернет физическим лицам. Важно определить единый перечень таких услуг, места их оказания, порядок уплаты НДС и т. п.

В качестве основы для расширения сотрудничества стран БРИКС в налоговой сфере на первом этапе могут служить Соглашения ОЭСР об автоматическом обмене информацией1, Общей системе передачи данных (Common Transmission System) транспортной инфраструктуры для автоматического обмена информацией в налоговых целях2 и Сети по совместному информационному взаимодействию в области международного налогообложения (JITSIC)3. Опираясь на уже существующие международные соглашения и возможности, страны БРИКС могут активизировать свое сотрудничество в своих национальных сегментах;

Онлайн покупки доставляются посредством международных почтовых отправлений и часто расцениваются как товары для личного пользования, в связи с этим зарубежные онлайн-магазины не несут бремя ввозных таможенных платежей и могут предлагать более низкие цены, что создает неравные условия для функционирования онлайн и оффлайн торговли. Для активизации взаимной электронной торговли, поддержания здоровой конкуренции и выравнивания условий ведения торговой деятельности в сети Интернет по внутренним и трансграничным операциям странам БРИКС целесообразно выработать общие подходы к регулированию электронной торговли вплоть до принятия в перспективе межгосударственного соглашения. Учитывая, что позиции стран БРИКС по данному вопросу могут различаться, для смягчения противоречий можно было бы предложить не единомоментное, а поэтапное снижение порога беспошлинной Интернет-торговли.

Практически все страны БРИКС сталкиваются с неудовлетворительным (с точки зрения времени доставки) качеством трансграничной В2С электронной торговли. В связи с этим страны БРИКС могли бы реализовать проект по обмену лучшими практиками по организации логистики для доставки товаров в рамках электронной торговли.

Достаточно часто товары, поставляемые в рамках электронной трансграничной торговли, не отвечают заявленному качеству. В связи с этим было бы целесообразным ведомствам стран БРИКС, отвечающим за развитие трансграничной торговли (министерства торговли, экономики и т.д.) создать на временной основе специальную группу экс-

1 Automatic Exchange of Information. - http://www.oecd.org/tax/transparency/automaticexchangeofmformation.htm

2 Automatic Exchange of Information Implementation Report 2017. - http://www.oecd.org/tax/transparency/reporting-on-the-implementation-of-the-AEOI-standard.pdf

3 Joint International Taskforce on Shared Intelligence and Collaboration. - http://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administra tion/jitsic/

пертов, уполномоченных обсуждать возможные меры и практики для повышения качества поставляемых товаров. Результатом работы данной группы мог бы стать набор согласованных рекомендаций правительствам стран-членов, направленных на взаимную защиту прав потребителей в сегменте Интернет-торговли и повышение качества товаров во внешней торговле.

Интересным направлением в развитии современных экономик становится формирование новых финансовых технологий. Одним из направлений йШеЛ является использование криптовалют. В настоящее время Центральный банк РФ отрицательно относится к внедрению криптовалют в широкую практику. Несмотря на это, учитывая, что страны БРИКС (КНР, ЮАР) имеют опыт работы с криптовалютами, представляется целесообразным активизировать сотрудничество в рамках БРИКС по использованию криптовалют. В том числе, можно было бы рассмотреть вопросы гармонизации подходов к использованию криптовалют при международных расчетах внутри БРИКС; создание единой биржи криптовалют стран БРИКС; использование криптовалют в международных расчетах и т.д. Участие России в подобных проектах обеспечит доступ России к опыту стран БРИКС по регулированию рынка криптовалют и позволит не отстать от мировых тенденций в развитии использования криптовалют.

Роль и значение совместной деятельности стран БРИКС по формированию цифровой среды, а также по формированию инструментов наднационального регулирования электронной торговли будет обусловлено тем, что страны БРИКС, бесспорно, смогут воспользоваться результатами синергетического эффекта от кооперации. Страны БРИКС могут сформировать такие нормы наднационального регулирования, которые позволят им быть активными участниками цифровизации мирового хозяйства, определяющими тренды и перспективы развития глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.