Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / SPEECHKIT / I-KOREA / УМНАЯ ФАБРИКА / УМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половченко Марианна Александровна, Саввиди София Михайловна

В статье выявляется степень вовлеченности искусственного интеллекта в области цифровой экономики Республики Корея и Российской Федерации, а также сделан прогноз возможного двустороннего сотрудничества этих стран. Проведено исследование технологического развития и оснащения технологиями искусственного интеллекта стран. Представлен обзор современного состояния информационных технологий, а также выявлены направления практического применения данных технологий в рассматриваемых странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Половченко Марианна Александровна, Саввиди София Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF KOREA IN THE FIELD OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

The article reveals the degree of involvement of artificial intelligence in the digital economy of the Republic of Korea and the Russian Federation, and also makes a forecast of possible bilateral cooperation between these countries. To substantiate the results of the study, such scientific methods as: analysis, synthesis, modeling were used. A study of technological development and equipping with artificial intelligence technologies (AI technologies) of the Russian Federation and the Republic of Korea was carried out. An overview of the current state of AI technologies is presented, as well as areas of practical application of AI technologies in the countries under consideration.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI 10.47576/2949-1886_2023_3_182 УДК 339:004

Половченко Марианна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: maov03012007@rambler.ru

Саввиди София Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье выявляется степень вовлеченности искусственного интеллекта в области цифровой экономики Республики Корея и Российской Федерации, а также сделан прогноз возможного двустороннего сотрудничества этих стран. Проведено исследование технологического развития и оснащения технологиями искусственного интеллекта стран. Представлен обзор современного состояния информационных технологий, а также выявлены направления практического применения данных технологий в рассматриваемых странах.

Ключевые слова: российско-корейское сотрудничество; искусственный интеллект; цифровая экономика; SpeechKit; I-Korea; умная фабрика; умное производство.

UDC 339:004

Polovchenko Marianna Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy and Management, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: maov03012007@rambler.ru

Savvidi Sofia Mikhailovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy and Management, Kuban State University, Krasnodar, Russia

PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE REPUBLIC OF KOREA IN THE FIELD OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

The article reveals the degree of involvement of artificial intelligence in the digital economy of the Republic of Korea and the Russian Federation, and also makes a forecast of possible bilateral cooperation between these countries. To substantiate the results of the study, such scientific methods as: analysis, synthesis, modeling were used. A study of technological development and equipping with artificial intelligence technologies (AI technologies) of the Russian Federation and the Republic of Korea was carried out. An overview of the current state of AI technologies is presented, as well as areas of practical application of AI technologies in the countries under consideration.

Keywords: Russian-Korean cooperation; artificial intelligence; digital economy; SpeechKit; I-Korea; smart factory; smart manufacturing.

В настоящее время все развитые страны стараются уделять максимум внимания цифровым технологиям, а также новым разработкам в сфере ^-технологий. Для набора оборотов конкурентоспособности в данной структуре государствам необходимо поддерживать и защищать права потребителей, персональные данные, разрабатывать соответствующие нормативно-правовые базы. Также нельзя обойти стороной тот факт, что пандемия COVID-19 стала толчком для активного развития технологий и вызвала спрос на покупки в режиме онлайн. Это связано с тем, что многие люди перешли на онлайн-плат-формы для оформления различных покупок. Изменение дало возможность продавцам, крупным компаниям по изготовлению потребительских товаров принять инициативу в сферах развития, которые переплетаются с цифровизацией.

Южная Корея и Российская Федерация в 2017 г. разработали совместную политику развития цифровой экономики, также была создана стратегия развития параллельных технологий [1]. Концепции развития «Поворот России на Восток» и корейская «Новая Северная политика» послужили связующей нитью в укреплении стратегического сотрудничества стран в данной отрасли. Также укре -пление двусторонних взаимоотношений обусловливается тем, что новым пространством для стратегических маневров с позиции Южной Кореи стала Евразия. Если раньше основной акцент сотрудничества ставился на морские державы, то в настоящее время евразийская инициатива стала одной из центральных в национальной корейской политике. Более того, именно в контексте указанной инициативы были интегрированы различные совместные российско-корейские проекты, в том числе связанные с «Новой Северной политикой».

В силу недооценки потенциала российского рынка, неразвитости местных каналов связи, малорезультативного ведения линии формирования и роста межгосударственного взаимодействия политический курс евразийской инициативы Южной Кореи имеет достаточно расплывчатое доктринальное выражение. Тем не менее она, будучи выдвинутой еще Пак Кын Хе, преследовала ряд конкретных экономических целей. В них входит: строительство промышленных ком-

плексов в странах Евразии, диверсификация промышленности, открытие новых крупных рынков, развертывание сети усовершенствованной транспортно-логистической инфраструктуры. Одним из опорных ресурсов в претворении указанных планов для образования драйверов роста, служащих маховиком производственных процессов, корейское правительство планировало задействовать корейские промышленно-технологические преимущества и богатый опыт модернизации [2].

В цифровой экономике значительной ролью обладает искусственный интеллект. Так, для нейтрализации возникающих осложнений и достижения поставленных целей в рамках сотрудничества важным представляется наличие 5G-сети, а также потенциала и реальных возможностей для основательной работы с искусственным интеллектом, в том числе и в последующем промышленном масштабе. Искусственный интеллект рассматривается как важный вопрос в будущем [3]. Преимущества в работе с информационными технологиями позволяют инвестировать в развитие искусственного интеллекта, который в обозримом будущем может стать одним из определяющих факторов национальной конкурентоспособности и играть важнейшую роль в самой цифровой экономике. Способность работы с большими данными и наличие 5G сети является не только фактором успешности государства, но и позволяет развивать искусственный интеллект.

Преимущества в работе с данными технологиями в будущем будут определять национальную конкурентоспособность. В связи с этим в 2019 г. Южная Корея начала разработку документа «Направление стратегических инвестиций 2020», в котором содержатся материалы по совершенствованию инфраструктуры больших данных. В свою очередь, с принятием данного документа расширились возможности взаимодействия Российской Федерации и Республики Корея.

Корейская стратегия развития в сфере искусственного интеллекта заключается в двух направлениях: 1) обеспечение безопасности в использовании технологии и 2) собственно производственные цели.

В 2020 г. был принят свод принципов технологической этики для искусственного интеллекта. Планируется введение соот-

ветствующих этическим и технологическим стандартам систем контроля за функционированием данного инструмента. По утверждению корейского правительства, потенциальные общественные проблемы, связанные с технологией, нуждаются в разработке базовых процессов проверки и основополагающих принципов надежности служб, занимающихся подобными технологиями. Такие меры и заявления не беспочвенны, поскольку службы искусственного интеллекта сталкиваются с жалобами по поводу нанесенного пользователям ущерба. Например, не так давно был закрыт чат-бот стартап-проекта Scatter Lab из Сеула из-за жалоб на то, что он занимается сбором данных пользователей без их согласия.

В общем контексте, Корея, по заявлению Министерства информационно-коммуникационных технологий, намеревается достичь 10-го места по уровню жизни среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), оставив далеко позади нынешнее 30-е. Это стремление планируется параллельно с другой долгосрочной целью - занять третье в мире место по конкурентоспособности цифровых технологий, став лидером на глобальном рынке ИИ-микросхем. По сообщению агентства Business Korea, 12 октября 2019 г. был выпущен план стратегического развития электронно-полупроводникового производства искусственного интеллекта.

17 декабря 2019 г., по сообщению KBS при ссылке на представителей Министерства науки и информационно-коммуникационных технологий Кореи, на заседании правительства президента Мун Чже Ина была представлена стратегия развития искусственного интеллекта. До 2022 г. объемы полупроводниковой продукции демонстрировали рост. Начиная с января 2023 г. наблюдается снижение до 33 %. В феврале наблюдается снижение на 12 %, и такая динамика в данном сегменте не предвещает текущих перспектив. Предпринимаемые меры по стимулированию производства чипов лишь в отдаленной перспективе принесут свои плоды.

Министерство науки к 2024 г. планирует вложить 826,2 млрд вонн в развитие индустрии чипов для искусственного интеллекта (табл. 1).

Таблица 1 - Объем передовых «умных» микросхем (ИИ-чипов), млрд долл.

2021 год 2031 год

11,2 263,6

Согласно прогнозу изменений глобального рынка ИИ-микросхем, опубликованному в плане стратегического развития отрасли, он вырастет на $565,1 млрд, то есть на рекордные 11 % в последующий десятилетний период. В этой связи Южная Корея к 2030 г. путем поддержки НИОКР на 70 млрд вон планирует выпустить 50 оригинальных ИИ-чипов на основе сотрудничества государства и коммерческих компаний. Микроэлектронная индустрия, выпускающая микросхемы с низким уровнем потребления и высоким быстродействием, должна будет занять в вышеуказанный период 20 % мирового пространства рынка искусственного интеллекта, основываясь на их преимущественном применении в мобильных устройствах. Планирование также включает квалификацию 3000 высококлассных инженеров этой сферы и учреждение 20 инновационных компаний.

Рассмотрим развитие сферы искусственного интеллекта в России.

10 октября 2019 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Позже, 24 ноября на прошедшем под руководством «Сбера» форуме «Путешествие в мир искусственного интеллекта» президент В. В. Путин официально заявил, что технологии искусственного интеллекта необходимо массово внедрить в каждый национальный проект, соответствующую сферу и государственную программу на протяжении последующих 10 лет [4]. Это важные шаги в области наращивания отрасли, так как без поддержки государства трудно исполнимо всемерное развитие и внедрение искусственного интеллекта.

Итак, с одной стороны, сферой искусственного интеллекта в России выступает государство, в планах и интересах которого находятся проекты, направленные на регулирование дорожной обстановки, развитие медицины и оптимизацию городского освещения. Для этого предполагается задействование двух методов поддержки отрасли: 1) законодательное освоение и последующее регулирование; 2) принцип протекционизма.

Направленный стратегический рост невозможен без надлежащим образом упорядоченного законодательства, а в России стоит острая проблема если не отсутствия, то значительной слабости правовых основ в области искусственного интеллекта. В 2020 г. законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», предложенный в 2019 г. Минэкономразвития и Центром стратегических разработок, вступил в силу на правах федерального закона в экспериментальном правовом режиме. Он касается только Москвы и должен при сотрудничестве власти и представителей бизнеса помочь опытным путем с нуля выработать первоначальную законодательную базу по разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта. Полноценный закон выйдет по окончании действия экспериментального правового режима, но, как замечают юристы, текст закона по-прежнему весьма расплывчат. Основываясь на его 4-й статье, можно судить о том, что мэрия г. Москвы будет обезличивать физические данные пользователей, устанавливая режим транслирования собранных собственниками городских видео- и фотокамер данных и защищая эту процедуру от вмешательства сторонних организаций, не участвующих в формировании закона. Поскольку инициатор внесения вышеописанного законопроекта, депутат Госдумы Ирина Белых, отказалась давать комментарии относительно его развития, на данный момент не известны ни способы практического осуществления предлагаемых мер, ни текущий статус проекта, ни точный состав рабочей группы. Заявлено только, что мэрия будет «определять условия и порядок разработки, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта».

Принцип протекционизма в цифровой экономике необходим для повышения конкурентоспособности отечественных мощностей. Обратная глобализации тенденция к разграничению сфер цифрового влияния в целом не отличается особой новизной: достаточно вспомнить об устремлениях правительства США к запрету на инвестирование в активы компании Xiaomi и блокировке ШТок на территории страны. Даже несмотря на то что оба решения были саботированы и отменены, они учитываются как имеющие

место быть в мировой рыночной системе. Из ныне успешных мер отмечается сравнительно раннее ограничение в КНР работы Facebook и Google и замена их поисковой системой Baidu, что приносит значительные результаты. Главным образом потому, что Baidu пользуются более 70 % населения Китая (не стоит забывать, что это громадный рынок), и это сохраняет внутри страны большую часть доходов. Главной целью подобной замены принято считать идеологическую безопасность, но в экономическом смысле это еще и инструмент контроля за размещением тех или иных коммерческих ресурсов, вход на рынок которым может быть обеспечен только при условии получения выгоды китайской стороной.

Возвращаясь к России, вторым субъектом развития сферы искусственного интеллекта являются отечественные крупные частные компании.

Они видят в искусственном интеллекте возможности для финансового укрепления и потому инвестируют в технологические проекты этой сферы.

Например, «Яндекс» поддерживает бизнес-среду внедрением в нее выгодных ИИ-решений. Она также известна тем, что раннее стала одним из пионеров в построении беспилотных автомобилей в Российской Федерации. В последнее время компания развивала технологию Yandex SpeechKit -сервис синтеза и распознавания речи, поддерживающий ряд языков. В основном технология на договорной основе заимствуется компаниями и используется в самом «Яндексе» для более эффективного общения с клиентами. Система SpeechKit работает в качестве замены человека - оператора звонков. Оценивая текст и подбирая интонации на основе более чем миллиона неодинаковых фонем, она строит общение с клиентами по заранее прописанному общему сценарию. Все данные и статистика разговора отсылаются менеджерам, по их результатам отличили робота от настоящего оператора только 4 % опрашиваемых клиентов, а сама органичная и уже массовая технология не вредит конверсии и сохраняет время. Она способна последовательно делать оповестительные звонки, заносить клиентов в расписание на услуги, а также запрашивать у них отзыв о качестве сервиса. С такими корпорациями,

как Amazon и Google, также могут конкурировать и другие подобные проекты компании «Яндекс».

В экспериментальном порядке действует Digital Manager от компании «Сбер». Система имеет несколько функций: кадровый менеджмент (исследует резюме кандидатов и устанавливает риск их увольнения), управленческая (делает поручения подчиненным), аналитическая (на основе данных электронных писем дает сотрудникам верные ответы в 90 % случаев), социальная (нейросети используются в постановлении диагнозов и распознавании исторических рукописей, например Петра Первого). Общая степень точности принятия решений на данном этапе со -ставила 75 %. Успехи в инновационной сфере улучшают международный имидж компании: в рейтинге агентства Brand Finance «Сбер» занимает 3-те место в числе высококлассных мировых брендов.

В России крупные компании инвестируют в перспективные ИИ-проекты. «Сбер» планирует вложить в искусственный интеллект около 2 млрд долларов и в течение следующих четырех лет заработать при этом 6 млрд. Компания предоставляет свои разра-

ботки как услуги в приложении. В 2020 г. банк выпустил систему виртуальных помощников «Салют». С помощью голосовой команды ассистенты могут оплатить покупку, перевести деньги и даже выбрать фильм на вечер. Воспользоваться всеми функциями в полной мере помогают дополнительные устройства: ТВ-приставка SberBox и смарт-дисплей SberPortal. Также с помощью сервиса «Салют» банк оптимизирует внутренние процессы, разрабатывает собственную систему распознавания лиц для быстрой идентификации клиентов. Недавно система получила международный приз и считается лучшей в России [5].

Рассмотрим перспективы взаимодействия Российской Федерации и Кореи.

В 2016 г. в Сеуле состоялось заседание Совместного российско-корейского комитета по научно-техническому сотрудничеству. На конференции обсуждались новые совместные проекты, создание программы подготовки научных кадров, сотрудничество научных центров и университетов. Обе стороны согласились, что необходимо создать учебный план для студентов и аспирантов, а также для ученых, закончивших бакалавриат за

Рисунок 1 - Международные рейтинги цифровой экономики России и Республики Корея

последние три года, в области науки и техники, где Россия и Южная Корея имеют свои достижения. В частности, в исследованиях интерфейса мозг-компьютер примут участие Корейский научно-исследовательский институт электроники и связи и Центр проблем передачи информации, а из Москвы - Корейский институт науки и технологий и Физико-технический институт.

Представим рейтинги цифровой экономики по международным показателям и проведем сравнение между Республикой Корея и Россией (рис. 1).

Также важно отметить тот факт, что обсуждалось формирование различных совместных исследовательских проектов Российского института фундаментальных исследований, Российского научного фонда и Института исследования Земли Республики Корея. Стороны договорились о проведении в декабре 2021 г. в Москве «Дня науки и технологий России и Кореи», в котором примут участие представители деловых, академических, научных и общественных кругов обеих стран.

По данным на 2018 г., цифровая экономика Российской Федерации составила 3,2 трлн руб., что представляет собой 3,9 % ВВП. В последнее время Россия реализует проекты по распространению мобильных и широкополосных сетей, в связи с чем показатель цифровой экономики растет. В 2017 г. была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», а в 2018 г. был принят Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [6]. В данном документе обозначены планы исполнения федеральных проектов цифрового развития в различных сферах, а также поставлена цель снижения зависимости от иностранных продуктов и стимулирования протекционизма. В Национальной программе с целью усиления цифровой экономики планировалось создать благоприятные условия для разработки и последующего внедрения программного обеспечения, а также программно-аппаратных средств.

По данным на 2017 г., цифровая экономика Южной Кореи составила 205 трлн вон (169 млрд долл.), что составило 11,9 % ВВП. За счет информационно-коммуникационных технологий данные показатели продолжают постепенно расти. Ввиду Четвертой

промышленной революции Южная Корея стимулирует развитие цифровой экономики за счет новой стратегии цифровизации промышленности. В рамках программы в 2015 г. была представлена стратегия развития промышленности - «Инновационное промышленное производство 3.0». Для поддержки стратегии был сформирован совет по исследованию стандартов - Smart Factory и Korea Smart Factory Foundation (Фонд корейских умных производств). Он был создан с целью эффективного реагирования на международные тенденции и осуществления своевременных шагов по стандартизации местных нормативных актов [4].

Для внедрения «умных производств» в предприятия среднего и малого бизнеса, при поддержке Министерства торговли, промышленности и энергетики, был сформирован Фонд корейских умных производств (Korea Smart Factory Foundation). В свою очередь, при поддержке и под руководством соответствующего министерства по развитию наук и технологий был учрежден стандартизацион-ный исследовательский совет под названием «Умная фабрика» (Smart Factory). В числе его задач значится актуальное тематическое упорядочение содержания нормативных актов и оперативная адаптация к глобальным процессам и ориентациям. Это одни из директив стратегической программы развития промышленности «Инновационное промышленное производство 3.0» от 2015 г., в рамках поддержки которого и были утверждены вышеуказанные инициативы [4]. Позднее, в декабре 2017 г. была объявлена стратегическая программа «I-Korea 4.0», целью которой утверждалось последовательное вхождение Южной Кореи в новую цифровую эпоху. Для этого правительство в рамках указанной про -граммы придерживается следующих направлений: наращивание промышленного производства, развитие 5G и конвергентных услуг, интеллектуальной мобильности и интеллектуальной инфраструктуры. В контексте искусственного интеллекта стоит отметить, что программа «I-Korea 4.0» не только считается самым важным политическим замыслом за все президентство Мун Чже Ина, но и выступает как основополагающая в современной политической линии корейского правительства. В настоящее время правительство Южной Кореи стремится к осуществлению стра-

тегий, направленных на развитие больших данных, искусственного интеллекта и сетей 5G [5].

Таким образом, российская политика направлена на технологическое развитие, подготовку профессиональных кадров, поддержку научных исследований, а Республика Корея приоритетом своей политики сделала сбор и распространение данных. Соответственно, для поддержания сотрудничества между Российской Федераций и Южной Кореей в области цифровой экономики необходимо наладить совместную деятельность российских и корейских компаний. Обе страны, создав единую платформу, могут расширить сотрудничество в сферах телекоммуникаций, финансов и транспорта.

Список литературы

1. Подробнее о «Евразийской инициативе» РК: Jae-Young Lee. Korea's Eurasia Initiative and the Development of Russia's far East and Siberia // The Political Economy of Pacific Russia / J. Huang, A. Korlev (eds.). Palgrave Mac. millan. 2017. P. 103-125 (дата обращения: 13.11.2022).

2. Government Prepares Artificial Intelligence Guidelines in bid to Keep Australians Safe, Employed. ABC news, 14.06.2019. URL: https://www.abc.net.au/ news/2019-06-14/federal-government-prepares-artificial-intelligenceguideline/11208264 (дата обращения: 13.11.2022).

3. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Правительство России, 11.02.2019. URL: http://government.ru/ info/35568/ (дата обращения: 13.11.2022).

4. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (дата обращения: 13.11.2022). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. 4 t! a s§ ii е -ч а # -а у s ч э ч е- а\ ч i-korea4.o. [People-oriented Fourth Industrial Revolution Response

Plan for Innovative Growth "I-KOREA 4.0". Korean government and Presidential committee on the Fourth Industrial Revolution, 2017. 99 p.

6. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Правительство России, 11.02.2019. URL: http://government.ru/ info/35568/ (дата обращения: 13.11.2022).

7. Ministry of Trade, Industry and Energy. URL: http:// english.motie.go.kr/en/tp/energy/bbs/bbsView.do?bbs_ seq_n=411&bbs_cd_n=2 (дата обращения: 13.11.2022).

References

1. Read more about the "Eurasian Initiative" of the Republic of Kazakhstan: Jae-Young Lee. Korea's Eurasia Initiative and the Development of Russia's far East and Siberia. The Political Economy of Pacific Russia / J. Huang, A. Korlev (eds.). Palgrave Mac.millan. 2017. P. 103-125 (accessed: 11/13/2022).

2. Government Prepares Artificial Intelligence Guidelines in bid to Keep Australians Safe, Employed. ABC news, 06/14/2019. URL: https://www.abc.net.au/ news/2019-06-14/federal-government-prepares-artificial-intelligenceguideline/11208264 (accessed: 13.11.2022).

3. Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". Government of Russia, 11.02.2019. URL: http://government.ru/info/35568 / (accessed: 13.11.2022).

4. Decree of the President of the Russian Federation dated October 10, 2019 No. 490 "On the development of artificial Intelligence in the Russian Federation" (accessed: 13.11.2022). Access from the legal reference system "ConsuitantPius".

5. Я{| >4 if i ч ft Af if ® -y 44 ±1 a 4 9 4 & a\ щ I-KOREA4.CI. People-oriented Fourth Industrial Revolution Response Plan for Innovative Growth "I-KOREA 4.0". Korean government and Presidential committee on the Fourth Industrial Revolution, 2017. 99 p.

6. Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". Government of Russia, 11.02.2019. URL: http://government.ru/info/35568 (accessed: 13.11.2022).

7. Ministry of Trade, Industry and Energy. URL: http:// english.motie.go.kr/en/tp/energy/bbs/bbsView.do?bbs_ seq_n=411&bbs_cd_n=2 (accessed: 13.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.