Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СНГ / НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / DIGITALIZATION / COOPERATION / CIS / LEGAL REGULATION / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL SOCIETY / DIGITAL TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степанова А.Е., Трофимова Е.О.

Цифровизация играет значительную роль в научном, социальном и экономическом прогрессе современных государств. Авторами осмысливаются интеграционные процессы на пространстве СНГ в сфере коммуникативных технологий и цифровых информационных систем. В статье проанализированы соглашения, подписанные между государствами-участниками СНГ за последнее десятилетие. В заключении сформулированы предложения по развитию нормативно-правовой базы СНГ в сфере цифрового развития на пространстве СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Степанова А.Е., Трофимова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR COOPERATION OF CIS MEMBER STATES IN THE SPHERE OF DIGITAL DEVELOPMENT

Digitalization plays a significant role in the scientific, social and economic progress of modern states. The authors conceptualize the integration processes in the CIS space in the sphere of communication technologies and digital information systems. The article analyzes the agreements signed between the CIS member states over the last decade. The conclusion formulates proposals for the development of the CIS legal framework in the field of digital development in the CIS space

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 336

Перспективы сотрудничества государств - участников СНГ в сфере цифрового развития

СТЕПАНОВА АЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА,

ассистент кафедры безопасности информационных технологий РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина (e-mail: al.step.961@yandex. ru); ТРОФИМОВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА,

ассистент кафедры безопасности информационных технологий РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина (e-mail: eltrofimova18@mail.ru).

АННОТАЦИЯ

Цифровизация играет значительную роль в научном, социальном и экономическом прогрессе современных государств. Авторами осмысливаются интеграционные процессы на пространстве СНГ в сфере коммуникативных технологий и цифровых информационных систем. В статье проанализированы соглашения, подписанные между государствами - участниками СНГ за последнее десятилетие. В заключении сформулированы предложения по развитию нормативно-правовой базы СНГ в сфере цифрового развития на пространстве СНГ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация, сотрудничество, СНГ, нормативно-правовое регулирование, цифровая трансформация, цифровое общество, цифровые технологии, информационно-коммуникационная инфраструктура.

PROSPECTS FOR COOPERATION OF CIS MEMBER STATES IN THE SPHERE OF DIGITAL DEVELOPMENT

STEPANOVA ALYONA EVGENIEVNA,

assistant of the Department of Information Technology Security at National University of Oil and Gas «Gubkin University» (e-mail: al.step.961@yandex.ru); TROFIMOVA ELENA OLEGOVNA,

assistant of the Department of Information Technology Security at National University of Oil and Gas «Gubkin University» (e-mail: eltrofimova18@mail.ru)

ANNOTATION

Digitalization plays a significant role in the scientific, social and economic progress of modern states. The authors conceptualize the integration processes in the CIS space in the sphere of communication technologies and digital information systems. The article analyzes the agreements signed between the CIS member states over the last decade. The conclusion formulates proposals for the development of the CIS legal framework in the field of digital development in the CIS space.

KEYWORDS: digitalization, cooperation, the CIS, legal regulation, digital transformation, digital society, digital technologies, information and communication infrastructure.

В государствах - участниках СНГ происходит интенсивное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры,сервисов и решений, необходимых для цифровой

трансформации общества, экономики и государственных органов. Наращивание потенциала цифровых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и расширение навыков для

ускорения цифровой трансформации рассматриваются как способ повышения эффективности экономики и качества жизни людей.

Важным качеством современных информационно- коммуникационных технологий является их универсальность - они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом; основой в создании общего информационного трансграничного пространства.

Качественная нормативно-правовая база, эффективные рыночные механизмы регулирования, направленные на инвестиции, инновации, частно-государственное партнерство и достижение конечных (национальных) экономических и социальных результатов, сегодня являются ключом к цифровой трансформации, сведению к минимуму вероятности проявления нежелательных последствий во всех сферах жизни.

Вместе с этим процесс цифровизации неравномерен в контексте глобального развития, ряд ученых отмечают усиление «цифрового барьера», который может усиливаться по причине низкой эффективности и инертности системы регулирования этого направления [8]. По мере ускорения темпов цифровой трансформации применение эффективного целевого регулирования становится решающим фактором.

С 2016 года актуальным стало регулирование пятого поколения, или «совместное регулирование», предполагающее инклюзивный и согласованный подход, координацию усилий всех участников цифрового развития для эффективного использования ИКТ в каждой из областей их применения. Эта новая парадигма регулирования заключается в объединении усилий регулирующих органов и всех заинтересованных лиц [7].

В государствах - участниках СНГ наблюдается процесс совершенствования системы регулирования, но в большинстве государств сохраняется регулирование на уровне 2 -перехода от административных механизмов к рыночным.

В этой связи цифровая интеграция государств - участников СНГ становится на ближайшие годы приоритетным направлением их сотрудничества, так как наблюдаемые уникальные информационно-коммуникативные

процессы взаимодействия экономик и технологий, названные «четвертой промышленной революцией», уже изменяют экономические модели и социальные инфраструктуры посредством их цифровизации.

В рамках СНГ 28 октября 2016 года была принята Стратегия сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года, которая определила общее видение стран, составляющих СНГ, путей формирования информационного общества [1]. В странах СНГ разработаны и реализуются программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. В рамках СНГ предусматривается сотрудничество в области современных приложений ИКТ:

1) электронное правительство;

2)электронная торговля;

3) электронная наука;

4)электронное здравоохранение;

5)электронное обучение;

6) электронная культура;

7) электронная занятость;

8)электронное сельское хозяйство;

9) электронная охрана окружающей среды;

10) электронный регион;

11) электронный нотариат;

12) применение информационных и биометрических технологий в системах паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения.

В рамках данной Стратегии определены цели сотрудничества государств - участников СНГ: объединение усилий и обеспечение эффективного взаимодействия при использовании ИКТ для повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления, обеспечения безопасности. Там же отмечена необходимость преодолеть «цифровое неравенство» между государствами - участниками СНГ в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры [1].

15 марта 2019 года в Москве прошло заседание Экономического совета СНГ, который во многом переформатировал представления о развитии экономик СНГ под новые

стандарты четвертой цифровой промышленной революции.

Стратегические векторы развития информационно-технологической цифровизации экономик государств - участников СНГ прямо влияют на интенсификацию экономического роста. Чтобы войти в число локомотивов мирового технологического процесса, необходимо сформировать цифровую экономическую инфраструктуру уже в ближайшие годы, увеличивая национальные инвестиции в цифровые экономические проекты.

25 октября 2019 года главы правительств СНГ утвердили концепцию сотрудничества в области цифрового развития общества. Концепция отражает согласованные подходы стран СНГ в отношении целей, основных задач, принципов, направлений, а также механизмов межгосударственного взаимодействия в сфере цифровизации [2]. Реализация положений Концепции и Плана направлена на формирование цифровой среды на пространстве СНГ, ускорение внедрения информационно-коммуникационных технологий, создание условий для внедрения технологий, обеспечивающих децентрализацию, сохранность, безопасность и открытость передаваемой информации, и другие виды технологий, а также реализацию инновационных проектов.

6 ноября 2020 года членами СНГ было подписано Соглашение об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области цифрового развития общества. Затем постановлением МПА СНГ от 26 ноября 2021 года были приняты Рекомендации о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере цифрового развития.

Рекомендации предназначены для совершенствования общественных отношений, содействующих цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности, и создания правовых механизмов поддержки внедрения и эксплуатации цифровых технологий как важнейшей движущей силы социального, экономического и экологического устойчивого развития государств - участников СНГ. Рекомендации призваны способствовать ответственному и открытому подходу к процессу цифрового развития.

На текущем этапе развития правового регулирования цифровой экономики требуется:

снятие отдельных правовых ограничений, сдерживающих развитие отраслевых цифровых платформ; внесение точечных изменений в отдельные нормативные правовые акты; внесение системных поправок в базовые отраслевые законы государств - участников СНГ [4].

Главы государств - участников СНГ на заседании 13 октября 2023 года в Бишкеке утвердили Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере цифровизации в государственном управлении. В частности, в документе отмечено, что необходимо способствовать повышению эффективности оказания государственных услуг и обеспечению информационной безопасности.

Основной целью документа является активизация взаимодействия государств -участников СНГ в направлении гармонизации государственного управления в сфере цифровых технологий. Он подготовлен в развитие ряда важных стратегических документов в области развития цифрового и информационного общества.

В опубликованном Заявлении главы государств признают актуальность вопроса создания цифровой инфраструктуры для дальнейшего развития общества, позволяющей повысить эффективность работы государственных органов в целях стимулирования создания инновационных технологий, предоставляющих уникальные возможности для повышения уровня жизни населения. В документе также подчеркивается важность увеличения числа социально значимых услуг, доступных в электронном виде [6].

Лидеры стран Содружества, отмечая, что в государствах-участниках разрабатываются проекты цифровых кодексов, признают цифровые документы, упрощается процесс коммуникации между гражданами и государственными институтами, формируются концепции электронного правительства, заявили о намерении наращивать сотрудничество в сфере цифровизации в государственном управлении и обеспечении соблюдения прав человека в условиях цифровизации.

Главы государств выступили за углубление сотрудничества и обмена опытом в сфере цифровой трансформации государственного сектора с целью повышения эффективности

оказания государственных услуг и обеспечения информационной безопасности, поддержали взаимодействие и обмен лучшими практиками в деле совершенствования системы управления национальными сегментами сети «Интернет», отметили важность организации системы электронного взаимодействия государственных органов с бизнесом и гражданами при предоставлении государственных услуг.

В Заявлении также выражена уверенность, что сотрудничество государств - участников СНГ в области совершенствования государственного управления в сфере цифровых технологий внесет значимый вклад в международные усилия по достижению Целей устойчивого развития, принятых Генассамблеей ООН.

На настоящий момент «электронное правительство» функционирует не только в Российской Федерации,но и во многих государствах - участниках СНГ. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года содержит мероприятия по организации обмена информацией и опытом, а также реализации совместных проектов по внедрению приложений ИКТ в системе государственного управления. Наряду с этим следует отметить, что в проекте Стратегии-2025 и Плане-2025 недостаточно внимания уделяется перспективным направлениям использования ИКТ в государственном управлении, например, развитию мобильного или цифрового правительства. В будущем это может привести к дальнейшему отставанию стран Содружества от лидеров в данном направлении развития информационного общества [1].

Информатизация систем образования -одно из направлений сотрудничества государств - участников СНГ. Дистанционное и электронное образование - один из приоритетов нового времени. Такой формат образования незаменим в деле укрепления интеграционных процессов на пространстве СНГ. Согласно Концепции развития дистанционного обучения в государствах - участниках Содружества, принятой в 2007 году, одним из приоритетов является развитие национальных систем дистанционного образования и их интеграция в общее образовательное пространство СНГ.

В государствах - участниках СНГ:

- разработаны единые методические рекомендации по созданию учебных материалов в электронном виде и по развитию дистанционных образовательных технологий;

- налажено взаимодействие между вузами стран СНГ по проведению курсов повышения квалификации научно-педагогических работников;

- на постоянной основе осуществляется обмен информацией об электронном обучении и применении дистанционных образовательных технологий;

- развивается межгосударственный портал СНГ «Информатизация и дистанционное обучение»;

- создан и успешно функционирует корпоративный портал Международного института языков СНГ, используя который все жители Содружества получают доступ к электронным библиотечным ресурсам;

- широкое распространение получили проводимые дистанционные олимпиады и круглые столы по вопросам образования;

- продолжается работа по проведению сравнительного анализа законодательства государств - участников СНГ в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, готовятся рекомендации по приведению этих норм в соответствие с Модельным законом «О дистанционном обучении в государствах -участниках СНГ».

Понятийный аппарат сферы цифровизации образования присутствует в ряде нормативных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. В их числе - модельный закон «Об использовании информационно-коммуникационных технологий в системе образования», модельный закон «О дистанционном обучении в государствах - участниках СНГ», модельный закон «О трансграничном образовании» [5].

В рамках сотрудничества стран СНГ в области электронного здравоохранения необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, регулирующей применение ИКТ, включая:

- телемедицину;

- внедрение международных стандартов в сфере электронного здравоохранения;

- создание совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем;

- развитие технологий персонального дистанционного мониторинга здоровья;

- использование ИКТ для совершенствования доступа к услугам здравоохранения, а также предоставления гражданам более широких возможностей охраны здоровья и др.

Цифровая занятость в последнее десятилетие получила самое широкое распространение, а цифровизация и технологические достижения способствовали росту популярности работы на онлайн-платформах. Наряду с этим свою роль сыграло и ускоренное развитие сектора ИКТ и внедрение передовых цифровых инструментов в большинстве стран СНГ. Цифровая занятость является относительно новым трендом на российском рынке труда. За рубежом данный вид занятости проявляется в больших масштабах. И в последние два года на государственном уровне предпринимаются попытки по его законодательному урегулированию.

Развитие потенциала в области электронной торговли является приоритетным для государств - участников СНГ. Ускорение трансформации цифровой торговли выступает в качестве средства достижения стратегических целей. Разработка современного контента, приложений и услуг, а также создание благоприятной интернет-среды, включая соответствующие целевому назначению институты, политику и сопутствующие экономические механизмы внедрения и надлежащего регулирования, - все это будет подталкивать как потребителей, так и предприятия к дальнейшему внедрению цифровых услуг и цифровых технологий.

Развитие интернет-технологий в цифровой торговле при продвижении товаров и услуг предприятий стран СНГ с применением современных средств и инструментов маркетинга является весомым фактором обеспечения высокой конкурентоспособности, поскольку позволяет компаниям корректировать программу продвижения товаров и услуг в режиме реального времени.

На настоящем этапе национальное законодательство в части цифровой занятости во всех странах СНГ не в полной мере адаптировано для эффективной правовой регламентации

данного вида нестандартных трудовых отношений. Основополагающие вопросы, включая понятийный аппарат в части платформенной занятости, либо еще не урегулированы, либо находятся на стадии проектных разработок. Таким образом,государствам - участникам СНГ необходимо пройти значительный путь в процессе доработки национального законодательства в рассматриваемой сфере.

Охрана окружающей среды - важное направление деятельности СНГ. Для этого требуется гармонизация подходов к нормативному правовому регулированию на территории пространства СНГ, что может потребовать заключения новых международных договоров. Для реализации этой цели создан Межгосударственный экологический совет государств -участников СНГ и принят ряд международных нормативных актов.

22 ноября 2019 года Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств был принят Модельный закон «О совершении нотариальных действий в электронной форме при трансграничном информационном обмене». Данный закон устанавливает механизм правового регулирования совершения нотариальных действий в электронной форме при трансграничном информационном обмене и способствует гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области нотариата.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время страны СНГ все более широко используют цифровые услуг и технологии, что приводит к ускорению цифровой трансформации многих сфер деятельности государств. Однако современный этап развития цифровизации на пространстве СНГ характеризуется необходимостью совершенствования регулирования некоторых направлений цифровизации и, соответственно, развитие сотрудничества в этих сферах.

Одна из них - некоторое недоверие бизнеса к новым технологиям, недопонимание перспективной роли инноваций и ограниченные возможности их внедрения. Поэтому сегодня необходимо концентрировать усилия на формировании в государствах - участниках СНГ общего цифрового образовательного и научного пространства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Решение Совета глав правительств СНГ «О Стратегии сотрудничества государств -участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и Плане действий по ее реализации» // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. - URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 11.11.2023).

2. Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в области цифрового развития общества и Плане первоочередных мероприятий по ее реализации» // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. - URL: http://cis.minsk. by/ (дата обращения: 11.11.2023).

3. Соглашение об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области цифрового развития общества (Принято 06.11.2020) // Бюллетень международных договоров. 2021. № 9.

4. Постановление № 53-12 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О Рекомендациях о сотрудничестве государств - участников СНГ в сфере цифрового развития» (Принято 26.11.2021) // Единый

реестр правовых актов и других документов СНГ. - URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 11.11.2023).

5. Постановление № 54-16 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О Рекомендациях по нормативному регулированию цифровизации в области образования» (Принято 28.10.2022) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. - URL: http://cis. minsk.by/ (дата обращения: 11.11.2023).

6. Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере цифровизации в государственном управлении (Принято 13.10.2023) // Интернет-сайт Президента России - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6024 (дата обращения: 11.11.2023).

7. Ластович Б. Цифровые тренды в регионе СНГ // Электросвязь.- 2021.- № 9.

8. Тисленко М. И. Цифровое неравенство стран ЕС через призму их стратегий и позиций в международных рейтингах / М. И. Тисленко, В. Н. Холина // Вестник Забайкальского государственного университета.- 2023. -Т. 29, № 2. - С. 121-130. - DOI 10.2109 / 2227-9245-2023-29-2-121-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.