КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 316.74 ББК 60.563.0 Б 44
И.Г. Белякова,
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой языковой подготовки кадров государственного управления факультета Международного регионоведения и регионального управления института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, тел.: +79031157380, e-mail: ig.belyakova @migsu.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
( Рецензирована )
Аннотация: в статье обсуждаются пути возрождения культуры уникального социума народов Севера. Автор подчеркивает, что феноменальность этого региона заключается в том, что социальная и культурная среда обитания, созданная в экстремальных для жизни климатических условиях, поистине уникальна. Констатируется, что коренные народы Севера испытывают серьезные трудности в сохранении своей культуры, их исторический и культурный опыт недооценен. Автор показывает, что проблемы этого региона всегда вызывали интерес западных исследователей, подчеркивая тем самым их глобальность, и приводит некоторые спорные оценки западных ученых, выдвигавших тезис о деградации коренных народов Севера, лишенных традиционного жизненного уклада и языка. Автор высказывается о настоятельной необходимости решения проблем возрождения культурных традиций и языка этих народов путем разработки специальных программ и формирования новых эффективных моделей межкультурной коммуникации в условиях диалога культур. В качестве примера может служить успешный опыт в деле поддержания межкультурного диалога, выработанный в рамках новых межгосударственных союзов, таких как ШОС. Особо подчеркивается важность преодоления разногласий и барьеров в деле восстановления и развития языков народов Севера.
Ключевые слова: культура коренных народов Севера, глобализация, межкультурная коммуникация, культурный барьер, сохранение языка.
I.G. Belyakova,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Language Training of Staff of Public Administration, the Faculty of the International Regional Studies and Regional Government, the Institute of Public Service and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the Russian President, Moscow, ph.: +79031157380, e-mail: ig.belyakova @migsu.ru
THE PROSPECTS OF PRESERVATION OF CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLE IN THE NORTH UNDER CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Abstract: The paper discusses ways of culture revival of unique society of peoples of the North. The author emphasizes that the phenomenality of this region is that the social and cultural habitat created in climatic conditions, extreme for life, is really unique. It is stated that indigenous people of the North experience serious difficulties in preservation of the culture, and their historical and cultural experience is underestimated. The author shows that problems of this region always attracted interest of the western researchers, emphasizing with that their globality, and gives some disputable estimates of the western scientists who were putting forward the thesis about degradation of the indigenous people of the North deprived of a traditional way of life and language. The author suggests that the imperative need of the solution of problems of revival of cultural traditions and language of these people is the development of special programs and formation of new effective models of cross-cultural communication in the conditions of dialogue of cultures. The successful experience in business of maintenance of cross-cultural dialogue developed within the new interstate unions, such as SCO can serve as an example. Importance of overcoming disagreements and barriers in restoration and development of languages of peoples of the North is highlighted.
Keywords: culture of indigenous people of the North, globalization, cross-cultural communication, cultural barrier, preservation of language.
Арктический регион, являясь важнейшей частью планеты, играет значительную роль в определении будущего мирового сообщества в эпоху глобализации. Прежде всего, необходимо отметить богатейшие природные ресурсы этого региона, влияющие на развитие мировой и национальных экономик. Но арктический регион, земля с полезными ископаемыми и природными ресурсами, мало значит без людей, которые исторически селились на этих территориях вокруг Ледовитого океана.
Народы, населяющие арктический регион и российский Север, в частности, создали свою циркумполярную цивилизацию. По своей оригинальности и значимости северные территории России не уступают другим очагам древней цивилизации на Земле. Феноменальность этого региона заключается в том, что уникальная среда обитания и культура были созданы практически в непригодных для жизни климатических условиях. Тем не менее, коренные народы
Севера испытывают колоссальные трудности в сохранении своей культуры, подчас их богатый опыт недооценен и незаслуженно трактуется как архаический [1].
История, культура, языки, уклад жизни народов Севера Российской Федерации с точки зрения их участия в глобальных миграционных процессах всегда интересовали западных ученых. Во многих исследованиях проблемы гуманитарного характера, а также социокультурные достижения трактуются с точки зрения политических и социальных перемен последних десятилетий.
«После более семидесяти лет обещаний хорошей жизни советское наследие Сибири совместило в себе стандарты жизни третьего мира и уровень национального здравоохранения, сравнимый с периодом царского правления» [2].
У иностранных авторов преобладала оценка состояния народов Севера как «брошенных на произвол судьбы» и вынужденных самостоятельно выживать в новых
экономических, юридических и бюрократических отношениях с властью:
«В Усть Аваме, где прошло обширное этнографическое исследование в 1994-1997 годах, было мало и денег, и времени для подачи официальных заявок на использование земли. Не фиксированные зарплаты и выплаты по контрактам, постоянно растущая стоимость жизни были экономическими реалиями. Многие в Усть Аваме считали свою возросшую зависимость от местного производства «экономикой выживания». По словам одного из долган, «ВеЫг^ егеёеЬепеЫ»: Мы выживаем» [3].
Западными авторами выдвигается тезис о деградации коренных народов Севера, лишенных по различным причинам привычной среды обитания, традиционного жизненного уклада и, что очень важно, языка; при этом Россия оказывалась неспособной самостоятельно решить проблемы фактического вымирания целых народов:
«Россия, сама, не собирается ничего предпринимать, чтобы улучшить ситуацию в Западной Сибири. Россия надеется быть похожей на Запад, достичь прогресса. В конце концов, Западу придется заняться проблемами Сибири, поскольку Россия, очевидно, не сделает это» [4].
Советский период истории народов Севера в оценках западных исследователей представлен с той точки зрения, что это было время политики «уравниловки» и игнорирования интересов коренных народов Севера, которое существует и в наши дни. Эти народы, по их мнению, стали заложниками неоднозначных трактовок.
«Де факто, однако, права коренных народов намного меньше защищены, нежели это прописано в перечне прав. Принципы, по которым присваивается статус «малые народы», или условия, при которых люди могут принадлежать к
таким группам, не ясны. Термин «традиционное производство» также сомнителен. Даже минимальное присутствие коренных народов в местных или региональных представительных органах не гарантировано. И, наконец, права коренных народов в случае слияния регионов, особенно при объединении автономных округов с соседними регионами (областями или краями), не защищены» [5].
Интерес западных историков и культурологов к проблемам и перспективам развития народов Севера России подчас казался активнее, чем тот, который возникал у нас в стране. Происходило это из-за недостатка информации и откровенного замалчивания многих неудобных проблем. Трудно не согласиться с утверждением, что проблема жизни коренных народов также была освещена недостаточно.
Такие оценки, безусловно, представляют интерес. Оставляя в стороне спорность и возможную субъективность «западных» оценок всех сфер жизнедеятельности и развития народов Севера, можно утверждать, что их анализ позволил бы не только адекватно реагировать на действительно обоснованные «замечания», но и сделать многое для сохранения и восстановления культуры коренных народов Севера.
Что нужно делать, чтобы программы сохранения культурного наследия народов Севера действительно претворялись в жизнь? Важная роль должна быть отведена организации гуманитарных исследований силами специалистов и профильных организаций. Основными направлениями их работы были и остаются исследования традиционной культуры малочисленных народов Севера, поиск и оценка нового или малоизвестного исторического и культурного материала.
Одним из важнейших элементов культурного наследия является язык народа, поэтому проблема
сохранения исчезающих языков народов Севера становится крайне актуальной. Многие народы Севера, проведя региональные съезды, пришли к выводу, что в 21 веке речь может пойти о выживании народов как отдельных этносов со своей неповторимой культурой, языком и обычаями. В современных экономических и социальных условиях развития нашей страны Республика Саха (Якутия) со своим многонациональным населением, состоящим из эвенов, чукчей, эвенков, долган и юкагиров, предпринимает важные шаги по сохранению национальных языков на основе закона о языках в Российской Федерации и субъектах.
В Якутии процессы восстановления и развития языков происходят в многоязычной среде; в республике действуют два государственных языка (русский и язык Саха) и пять официальных языков: эвенский, юкагирский, эвенкийский, долганский и чукотский в местах компактного проживания коренного населения [1].
Восстановление языка - это трудный, но необходимый процесс, продиктованный реальностью и искренним желанием народа. Даже при локальном присутствии языка у народа в местах компактного проживания, при относительно небольшом количестве говорящих на нем людей, при определенных условиях и усилиях возможно возродить язык любого народа. Один из основателей теории языкознания знаменитый Вильгельм фон Гумбольд при обосновании тезиса «Язык - дух народа» использовал понятия «языковое сознание народа» и «врожденные задатки языка». Прежде всего, необходимо приложить усилия к остановке исчезновения языка и параллельно вести работу по его восстановлению.
Несмотря на практические меры правительств, организаций и отдельных неравнодушных людей,
в настоящее время коренные народы Арктики, в особенности Севера России, испытывают невообразимые социально-экономические трудности. Произошло практически полное разрушение традиционных укладов жизни, типичных видов деятельности для этих территорий, таких как оленеводство, рыболовство и охота. Промышленное «освоение» этнических территорий древних народов Севера, по сути, уничтожило условия существования коренного населения.
В современных условиях назрела необходимость разработать абсолютно новую модель развития. После опубликования в 1987 г. Всемирной Комиссией ООН по окружающей среде и развитию доклада «Наше общее будущее», известного как доклад Брундтланда, появился термин «устойчивое развитие». Согласно указу «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», подписанного Президентом РФ, реализуется концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Эта концепция применима и к региону Арктики и Севера, так как он охватывает более 60% территории Российской Федерации, где проживает 80% населения планетарного Севера.
Будучи экзотической областью планеты с экстремальными природными условиями, Север вобрал в себя все сложности и негативные моменты, присущие современному миру в условиях глобализации [1]. Культурное наследие народов Севера нашей страны и арктического региона является поистине бесценным. Можно констатировать, что оно недостаточно исследовано и известно мировому сообществу.
О международном сотрудничестве в регионе Мирового Севера пишет Бен Вохлауэр, бывший консул по политическим и экономическим делам Генерального Консульства
США в Санкт-Петербурге. В статье «США в арктическом регионе: курс на многосторонние и социально ориентированные программы» автор указывает на интересы США в арктическом регионе с момента покупки Аляски в 1867 г. и описывает участие Америки в работе Арктического Совета. Это участие состоит в программах по защите окружающей среды арктических регионов, применении интернет-ресурсов и систем связи, особо отмечается медицинская программа наблюдения за состоянием здоровья населения на базе мобильных лабораторий, развитие проекта телемедицины, развитие транспортной сети и обеспечение доступности отдаленных поселений. Автор делает вывод о том, что в условиях меняющихся геополитических, экономических условий глобального мира и новых вызовов, стоящих перед человечеством, проблемы арктических регионов должны решаться на базе международного сотрудничества [6]. С этим нельзя не согласиться, так как в этом обширном многонациональном регионе планеты с
экстремальными климатическими условиями очень многое зависит от совместных целенаправленных усилий на преодоление всех барьеров и разногласий, в том числе социокультурных, с целью построения гармоничного сообщества.
В этом смысле может пригодиться опыт новых межгосударственных союзов, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), где сотрудничество в гуманитарной сфере создало основу для укрепления дружбы между странами ШОС, оставляя между тем огромный потенциал для дальнейшего взаимодействия. Многовековые контакты между народами России, Китая, Центральной Азии способствовали взаимному пониманию между ними в прошлом и содействуют обогащению национальных культур в настоящем [7; 224-228]. Современные условия предоставляют нам исторический шанс выработать новые модели межкультурной коммуникации на основе толерантности, справедливости и взаимопонимания и сохранить уникальную культуру народов Севера.
Примечания:
1. Роббек В.А. Гуманитарная наука о коренных малочисленных народах Севера: за диалог и сотрудничество // Культура коренных народов Циркумполярного региона: поиск ответов на современные вызовы: тез. выступлений на симпозиуме, 29-30 июня 2009. [Опубликованы в журнале Вопросы истории и культуры северных стран и территорий 2009. № 2 (6)]
2. Haller Т., Blijchlinger Аа. Fossil fuels, oil companies, and indigenous peoples: strategies of multinational oil companies, states, and ethnic minorities. Impact on environment, livelihood and cultural change. LIT Verlag Mbnster, 2007.
3. Ziker J.P. Land Use and Economic Change among the Dolgan and the Nganasan. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2002.
4. Kasten E. People and the land: pathways to reform in post-soviet Siberia. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2002.
5. Bruce Lincoln W. The Conquest of a Continent: Siberia and the Russians. Cornell University Press, 2000.
6. Ben Wohlaurer. The United States in the Arctic Region: A Focus on Multilateral and Socially Oriented Programs. Cambridge University Press, 2007.
7. Белякова И.Г. Эволюция моделей межкультурной коммуникации в новых межгосударственных союзах (на примере Шанхайской организации сотрудничества) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, культурология. 2016. Вып. 4. С. 224-228.
References:
1. Robbek V.A. Humanitarian science about native small populations of the North: for dialogue and co-operation // Culture of native peoples of the Circumpolar region: searching for answers to modern challenges: theses of speeches at the symposium, June 29-30, 2009. [Published in the journal of Historical and cultural problems of northern countries and regions. 2009. No. 2 (6)].
2. Haller T., Blu¡chlinger Aa. Fossil fuels, oil companies, and indigenous peoples: strategies of multinational oil companies, and ethnic minorities. Impact on environment, livelihood and cultural change. LIT Verlag Minster, 2007.
3. Ziker J.P. Land Use and Economic Change among the Dolgan and the Nga-nasan. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2002.
4. Kasten E. People and the land: pathways to reform in post-soviet Siberia. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2002.
5. Bruce Lincoln W. The Conquest of a Continent: Siberia and the Russians. Cornell University Press, 2000.
6. Ben Wohlaurer. The United States in the Arctic Region: A Focus on Multilateral and Socially Oriented Programs. Cambridge University Press, 2007.
7. Belyakova I.G. Evolution of models of cross-cultural communication in new interstate unions (based on Shanghai Cooperation Organization) // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Ser. Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political sciences and Cultural studies. 2016. Iss. 4. P. 224-228.