Научная статья на тему 'Перспективы снижения шумового загрязнения Москвы при реализации актуализированного генерального плана'

Перспективы снижения шумового загрязнения Москвы при реализации актуализированного генерального плана Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
509
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы снижения шумового загрязнения Москвы при реализации актуализированного генерального плана»

Перспективы снижения шумового загрязнения Москвы при реализации актуализированного генерального плана

Н.К. Кирюшина, И.А. Гончаренко, А.И. Пузакова

ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Одной из основных целей нового Г енерального плана Москвы является создание условий, удобных для жизни людей. В перечне требований, выполнение которых способствует созданию благоприятных условий проживания в городе, важное место занимает требование к обеспечению санитарно-гигиенических параметров окружающей среды. В числе прочих важное место занимают акустические показатели условий жизнеобитания городского населения.

Масштаб проблемы обеспечения нормативных условий проживания по акустическому критерию в Москве определяется тем, что 40% городского населения проживает в условиях превышения нормативных уровней шума, а величина этого превышения составляет 15—25 дБА. Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы в местах временного и постоянного пребывания населения уровни шума от внешних источников не должны превышать значения, установленные санитарно-гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами.

Основными источниками сверхнормативного шумового воздействия в городе являются:

движение автотранспортных потоков по улично-дорожной сети;

движение железнодорожных составов и электропоездов наземных линий метрополитена;

промышленные, коммунально-складские объекты, объекты электро- и теплоэнергетики.

авиационный транспорт в зоне воздушных подходов к аэропортам: Домодедово, Внуково, Шереметьево, а также к аэропортам, на которых осуществляется обслуживание местных авиалиний — Остафьево.

Соотношение между источниками шума по степени влияния на шумовое загрязнение городской среды на существующий период времени показано на рис. 1.

Основными факторами, влияющими на акустическое состояние на территории и в помещениях жилой застройки, являются:

планировочное решение, которое предусматривает взаиморазмещение жилых, промышленных и коммунально-складских территорий города, структуру улично-дорожной сети;

плотность улично-дорожной сети города; высотное размещение источников шума относительно территорий жилой застройки;

планировочное и пространственное решение по застройке территорий, прилегающих к объектам внешнего городского транспорта, железнодорожным и автотранспортным магистралям;

функциональное использование территорий, непосредственно прилегающих к источникам шума;

уровень звукоизоляции ограждающих конструкций зданий, расположенных в зоне акустического влияния рассматриваемого источника шума.

В этих условиях для решения вопроса снижения шума и обеспечения благоприятной акустической среды в городе Москве в рамках нового Генерального плана Москвы был определен комплекс мер, мероприятий направленных на недопущение ухудшения качества жизни в городе по фактору шума.

При разработке комплекса мероприятий по снижению шумового воздействия на городских территориях, прежде всего, были приняты во внимание существующие тенденции к снижению уровней от каждого из основных источников шума.

650 600 550 500 450 . 400 Р 350 У 300 “ 250 200 150 100 50 0

I

I

В

и Авиа

□ Авто

□ Жд

■ Пром

Рисунок 1. Численность населения в административных округах Москвы, проживающего в зонах акустического дискомфорта,

ВАО

Зел. АО СВАО ЦАО ЮВАО создаваемого основными городскими источниками шума (2007).

5 2009 89

Шумовые характеристики автотранспортных потоков зависят от состава, интенсивности и средней скорости движения транспортных потоков. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению интенсивности движения, что связано с увеличением подвижности городского населения и в связи с этим ожидаемым ростом автомобилизации. Вместе с тем, практически все основные транспортные магистрали города исчерпали свою пропускную способность, в связи с чем уменьшилась скорость движения потоков по магистралям. Путем ограничения въезда грузового транспорта в различные зоны города снизилась доля грузового транспорта в общем транспортном потоке. Поэтому на отдельных транспортных магистралях произошла стабилизация уровней шума. На момент разработки Актуализированного Генплана уровни шума на основных радиальных направлениях составляли 74—78 дБА. На участках кольцевых магистралей уровни шума равны 83—86 дБА. Зоны санитарного разрыва от магистралей в условиях свободного распространения шума на территории составляют 150—900м. Это территории, в пределах которых размещение жилой застройки выполняется с учетом применения тех или иных шумозащитных мероприятий.

Снижение уровней шума от работы двигателей отдельных автомобилей пока не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на уровни шума от автотранспортных потоков. Это связано с тем, что для легковых автомобилей шум генерируется в основном не работой двигателя, а взаимодействием шин автомобиля с дорожным покрытием. При этом величина шума в большей степени зависит от скорости дорожного движения. Определенное влияние оказывает тип и шероховатость дорожного покрытия. Поддержание оптимальной шероховатости позволяет дополнительно снизить шум от автотранспортного потока на величину 2—4 дБА. Замена существующего дорожного покрытия может осуществляться постепенно по мере проведения капитального и текущего ремонта дорог. Следует учитывать и качество дорожного покрытия, состояние которого связано с сезонными изменениями погоды. Необходима разработка новых типов дорожного покрытия, состояние которых в меньшей степени подвержено сезонным колебаниям.

В соответствии с данными исследований, выполненных в различных странах, снижение уровней шума от грузовых автомобилей и автобусов технически достижимо на 10—15 дБА. Это снижение будет реализовано на вновь производимых транспортных средствах. По мере замены парка общественного транспорта и грузовых автомобилей можно

ожидать дальнейшее снижение уровней шума транспортных потоков.

В настоящее время в Москве, как и в других городах мира, снижение шума от транспортных потоков в застройке в основном осуществляется за счет ограничения уровней шума на пути его распространения придорожными экранирующими шум сооружениями и повышением уровня звукоизоляции ограждающих конструкций жилых домов. За последние 15 лет в городе построено около 20 км придорожных экранирующих шум сооружений и произведена замена около 30 тыс. окон. Затраты на указанные сооружения и окна были включены в затраты на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Вновь построенные жилые дома, попадающие в зону санитарного разрыва автотранспортных магистралей, имеют уровень звукоизоляции окон в режиме проветривания жилых комнат квартир, обеспечивающий нормативные уровни звука в помещениях.

Влияние железнодорожного транспорта на прилегающие территории по эквивалентному уровню звука меньше, чем воздействие, оказываемое автотранспортом. Однако проезд железнодорожного состава обусловливает возрастание уровня шума в среднем на 10—30 дБА над фоновыми значениями шума на городской территории. Шумовые характеристики от движения поездов по основным железнодорожным направлениям составляют 69—76 дБА. При этом из-за особенностей функционирования Московского железнодорожного узла в ночное время шумовые характеристики имеют значения не меньшие, чем в дневное время, а иногда и превышают указанные показатели.

Общая протяженность железных дрог в городе составляет 244 км. В настоящее время почти на всем протяжении железнодорожных линий вдоль жилья нарушена 100-метровая нормативная санитарно-защитная зона. Это обусловлено тем, что до 1960-х годов по нормам градостроительства санитарно-защитная зона составляла 50 м. При этом необходимо отметить, что по фактору шумового воздействия указанная ширина санитарно-защитной зоны является недостаточной. По расчету размеры санитарных разрывов для железнодорожных направлений составляет 300—450 м, а в ночное время эти размеры достигают 2000 м. В зоне превышения нормативных уровней от железнодорожного транспорта проживает около 800 тысяч человек городского населения.

Реализация шумозащитных мероприятий на селитебных территориях, попадающих в зону негативного воздействия железнодорожного транспор-

та, является актуальной задачей при дальнейшем развитии железнодорожного узла и городских территорий.

В связи с намечаемой реорганизацией Московского железнодорожного узла на расчетный срок, уровни звука на основных радиальных железнодорожных направлениях города вырастут на 2 дБА за счет увеличения движения пригородных поездов по различным направлениям. На Московской окружной железной дороге после организации на ней пассажирского движения уровни шума возрастут в ночное время на 4—5 дБА, одновременно в дневное время шум от МК МЖД уменьшится на 2—3 дБА.

Снижению уровней шума от отдельных поездов будет способствовать модернизация подвижного состава и путей движения поездов, преимущественное использование железнодорожных направлений в границах города под скоростные пассажирские перевозки. Ряд связок между различными радиальными железнодорожными направлениями предусматривается прокладывать в подземном варианте, исключающем негативное влияние на состояние окружающей среды.

В составе Генеральной схемы реорганизации Московского железнодорожного узла разработан адресный перечень домов, для которых необходима реализация комплекса шумозащитных мероприятий. В состав перечня включено 1474 дома, для которых необходимо построить 22 245 м шумозащитных сооружений и заменить 1 105 500 окон.

Открытые линии метрополитена являются источниками шума по отношению к прилегающей территории и к застройке в том случае, когда эти линии располагаются в непосредственной близости от жилой застройки. Превышение нормативных уровней звука наблюдается, как правило, в ночное время. Превышение допустимых уровней эквивалентного шума составляет 5—7 дБА.

Помимо снижения транспортного шума (автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта) требуется разработка мер по снижению шума от объектов инфраструктуры транспортных предприятий (в том числе автовокзалы, сортировочные станции, др.).

Промышленные предприятия, расположенные на отдельных площадках или в составе промышленных зон города, являются источниками шума, по отношению к прилегающей к ним жилой территории. При этом уровни шума в основном зависят от работы вентиляционного оборудования, установленного на открытой территории, и движения автомобильного транспорта, перемещающегося в пределах промышленных территорий.

Опыт разработки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных объектов подтверждает указанное положение. Станки и оборудование, находящиеся в цехах, практически не оказывают акустического влияния на прилегающую территорию и застройку.

Уровни шума, превышающие нормативные значения, создаются объектами энергоснабжения и теплоэнергетики, которые могут располагаться в пределах промышленных территорий, а также размещаться на незначительном удалении от жилой застройки. Наиболее неблагоприятная ситуация создается вокруг ТЭЦ 20, 21, 23, 24, 26. При строительстве ТЭЦ предусматривалось, что СЗЗ для жилой застройки будет составлять 1500 м. Однако в настоящее время расстояние от застройки до границ ТЭЦ составляет 200—300 м. Измеренные уровни шума у жилой застройки превышают нормативные уровни звука в ночное время на 7—10 дБА.

Для ТЭЦ, расположенных в центральной части города, где территориальные разрывы уменьшились до 50 м, превышение нормативных уровней достигает 18 дБА, что существенным образом ухудшает условия проживания.

Снижение внешних уровней шума от ТЭЦ достигается реализацией комплекса мероприятий, включающих замену существующих машин и механизмов на менее шумные, установку дополнительных глушителей шума на используемом оборудовании. Указанные мероприятия являются весьма дорогостоящими. К тому же они могут быть реализованы только при полной или частичной остановке предприятий и должны реализовываться поэтапно.

Превышение нормативных уровней звука от РТС, КТС на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, составляет 2—10 дБА. Как правило, превышение нормативных уровней звука фиксируется в ночное время. Основные мероприятия по снижению шума от этих объектов носят конструктивный характер и могут реализовываться при их реконструкции и модернизации.

Что касается вентиляционных установок, устанавливаемых на промышленных предприятиях, то в настоящее время имеется большое разнообразие вентиляторов, обеспечивающих требуемый воздухообмен промышленных помещений и имеющих сравнительно низкие шумовые характеристики. Имеются звукопоглощающее оборудование и материалы, обеспечивающие шумоглушение вентиляционных установок. Сами специалисты при проектировании систем вентиляции находят технические решения, обеспечивающие выполнение нормативных требований к допустимым уровням звука на выходе вентиляционных систем. Все это позволяет

прогнозировать снижение уровней шума от оборудования промышленных и коммунальных объектов по границам предприятий до значений, не превышающих допустимые уровни звука, установленные для территории жилой застройки. Определенные трудности возникают при необходимости снижения уровней шума от автотранспорта, передвигающегося в пределах промышленных территорий и на магистралях, по которым осуществляется подъезд транспорта. Для решения этого вопроса необходимо устройство крытых помещений для погрузки и разгрузки материалов и изделий, устройство стоянок для грузового транспорта на участках, в наибольшей степени удаленных от жилой застройки, экранирования проездов зданиями производственного назначения.

По результатам анализа границ зон санитарных разрывов от аэропортов Московского авиационного узла установлено, что в зоне сверхнормативного шума находятся 40 районов города Москвы. Площадь городских территорий, подверженных периодическому воздействию сверхнормативного шума от пролета самолетов, составляет порядка 545,5 км2. Превышения нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемые при пролете самолетов над жилой территорией, могут достигать 10—15 дБА.

Снижение шума от пролетов самолетов в зоне существующей застройки в наименьшей степени может решаться средствами территориального планирования. Перспективы снижения уровней шума в основном связаны с конструкцией самих самолетов, их двигателей. Ограничения по шуму, действующие для аэропортов во многих странах мира, стимулируют авиакомпании к использованию самолетов с меньшими шумовыми характеристиками, а также к разработке новых типов самолетов. Хотя в нашей стране и действуют ограничения на уровни шума самолетов различных типов, в настоящее время уровни шума при их посадке и взлете не соответствуют международным требованиям. Однако ограничения, принятые в других странах, заставляют отечественные авиакомпании использовать самолеты с минимальными шумовыми характеристиками. В основном же мероприятия по уменьшению воздействия шума на жителей связаны с ограничением полетов в ночное время и застройки в зоне акустического влияния аэропортов.

Актуализированный Генеральный план города Москвы предусматривает следующие основные направления снижения шумового загрязнения города Москвы.

Строительство кольцевых магистралей способствует развитию прилегающих территорий с раз-

мещением на них объектов общественного, торгового, развлекательного назначения. При этом предусматриваются планировочные и архитектурнопространственные решения, обеспечивающие создание протяженных объемов, размещаемых вдоль транспортных магистралей или над ними и препятствующих проникновению шума в жилую застройку, расположенную на удалении от дорожно-транспортной сети.

При строительстве новых и реконструкции существующих транспортных магистралей, включая магистрали районного значения и улицы в жилой застройке, при прокладке магистралей по границам территорий природных комплексов, строительстве дополнительных главных путей на железнодорожных направлениях будет осуществляться комплекс шумозащитных мероприятий, обеспечивающих снижение уровней шума до значений, обеспечивающих выполнение нормативных требований. До 2025 года по мере осуществления дорожно-мостового строительства предусматривается строительство 87 км придорожных шумозащитных экранов, установка 821 тыс. окон.

Произойдет снижение уровней шума от железнодорожных поездов на отдельных участках по мере поэтапного перекрытия железнодорожных магистралей с целью использования пространств над перекрытиями для размещения объектов различного функционального назначения. При этом размещаемые объекты будут оборудованы системами шу-моглушения и звукоизоляции, что исключит превышение нормативных уровней на территории и в помещениях застройки, расположенной вдоль перекрываемых участков.

Линии железнодорожного транспорта, проходящие через жилые территории города, будут полностью изолированы от жилой застройки, что обеспечит снижение влияния железнодорожного транспорта на прилегающие территории и застройку до нормативных значений нормируемых показателей. Исключается влияние шума от грузовых дворов, сортировочных станций и других объектов железнодорожного транспорта, что предусматривается «Генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла».

При строительстве скоростных видов транспорта, развитии наземных линий метрополитена предусматривается исключение сверхнормативного влияния шума от транспортных систем за пределами красных линий проектируемых магистралей. Выполнение указанного условия обеспечивается за счет бесшумных конструкций подвижного состава и путей движения.

Поэтапное снижение уровней шума от объек-

и2008

□2015

□2025

Рисунок 2. Динамика изменения численности населения в административных округах Москвы, проживающего в зонах акустического дискомфорта, в результате реализации мероприятий первой очереди генплана и к 2025 году.

ЮВАО

тов промышленности, электроснабжения и теплоэнергетики будет обеспечиваться при условии:

вывода застройки из санитарно-защитных зон после реализации мероприятий по снижению шума от работы оборудования указанных объектов;

повышения звукоизоляции ограждающих конструкций зданий и помещений, в которых размещается рабочее оборудование объектов электро-и теплоэнергетики;

реализация средств и методов шумоглушения рабочего оборудования при новом строительстве и реконструкции объектов электроэнергетики и промышленности.

Вся новая жилая застройка, возводимая на период с 2015 до 2025 года, будет иметь уровень звукоизоляции окон, обеспечивающий снижение уровней шума в жилых помещениях, а также в помещениях общественных зданий до нормативных значений.

Реализация мероприятий, предусматриваемых при новом строительстве жилья, его реконструкции, строительстве и реконструкции транспортных и железнодорожных магистралей, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры позволит к

2025 году дополнительно обеспечить комфортные акустические условия для 773 тысячи жителей города Москвы.

Вместе с тем значительная часть городского населения останется проживать в условиях акустического дискомфорта, обусловленного, главным образом, шумом от автотранспортных потоков. Это связано с тем, что большая часть магистралей и застройки к настоящему времени сложилась и не подлежит реконструкции в рамках разрабатываемого Генерального плана. Вопросы снижения уровней шума в сложившейся застройке рассмотрены в рамках Концепции снижения шума в городе Москве, одобренной постановлением Правительства Москвы 16 октября 2007 года № 896-ПП.

Численность населения, подверженного влиянию сверхнормативных уровней шума от совокупного влияния источников шума по административным округам на первую очередь реализации Генплана и 2025 год приведены на рис. 2.

Все вышеперечисленное, безусловно, является существенным вкладом в решение столь остро стоящей сегодня для жителей Москвы шумовой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.