Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия Доцент Института философии Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологии и дизайна Профессор Высшей школы печати и медиатехнологий Доктор культурологии, Доцент
St.Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia Associate Professor of Institute of Philosophy St.Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Professor of Higher School ofPrinting and Media Technologies Doctor of Science (Cultural Studies) apraksin.spb@gmail. com
ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОЙ ПАРАДИГМЫ В ИЗУЧЕНИИ ТРАНСКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ *
Современный мир движется межкультурными контактами. Обогащается взаимодействиями и заимствованиями. Обновляется столкновениями. Развивается конвергенцией смыслов и союзами «разного». Интенсивность этих процессов сегодня стимулируется повышением мобильности людей и развитием средств массовой коммуникации. Новые условия способствуют контактам и формированию солидарности между представителями разных культур. Наблюдаемые транскультурные единения, с большим трудом поддаются изучению традиционными методами социологии, религиоведения и других гуманитарных и общественных наук. В поисках необходимых исследовательских подходов, автор обращается к сетевой междисциплинарной парадигме, в которой важнее понять ни «что», «кто», «где», «когда», а то, «на чем основывается» и «как поддерживается» связанность и отношения между субъектами и объектами, которым может быть присвоен хоть какой-нибудь смысл. В статье дается представление об эволюции сетевой аналитики в разных областях научного знания. Раскрываются ключевые теоретические понятия, закономерности и эффекты сетей, такие как синергия, эмерджентность, кластерные структуры, культурные хабы и др. Возможность использования в культурологическом исследовании разнообразных параметров топологии сети и динамики развития связанности демонстрируется на конкретном примере. В новых ракурсах подвергается анализу ин-
тернациональная транскультурная буддийская организация Алмазный Путь традиции Карма Кагью, оказавшаяся востребованной в пятидесяти странах мира. Акцент в исследовании делается на отечественной компоненте данной сети. В заключение приводятся аргументы, подтверждающие адекватность данного подхода в исследовании не только буддийских международных организаций, но и буддизма в целом. Делается предположение, что данный подход и исследовательские методы могут быть эффективны на другом, не только религиоведческом материале. Формулируются вопросы, на которые можно получить ответы уже сегодня и обозначаются направления исследований, в которых данные вопросы ещё даже не сформулированы.
Ключевые слова: транскультура, транснациональные виды солидарности, сетевая парадигма, связанность, теория графов, кластерная структура, масштаб сети, динамика развития сети, современный буддизм.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-011-00977 «Кластерная культура: исследовательские стратегии и философская аналитика».
6
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
PERSPECTIVES OF THE NETWORK
PARADIGM IN THE STUDY OF TRANSCULTURAL PROCESSES
The modern world is moved by intercultural contacts. It is enriched through interactions and adoptions; revived by collisions; developed by the convergence of meanings and unions of the "different." The intensity of these processes today is stimulated by increasing the mobility of people and the development of mass communication. Emerging conditions contribute to the formation of new types of solidarity between representatives of different cultures and the implementation of transcultural projects that are more difficult subject to study through traditional methods of sociology, religious studies and other humanities and social sciences. In search of required research approaches, the author turns to the network interdisciplinary paradigm where it is more important to understand not the categories of "what", "where", and "when", but "what is the basis" and "how it is supported" regarding relations between subjects and objects to be assigned some purport. The article gives an idea about the evolution of network analytics in various fields of scientific
knowledge. The key theoretical concepts, patterns, and effects of networks are revealed, such as synergy, emergentism, cluster structures, cultural hubs, etc. The possibility of using various parameters of the network topology and the dynamics of connectivity in cultural studies is demonstrated with a specific instance. In the new perspectives, the international transcultural Buddhist organization Diamond Way of the Karma Kagyu tradition which has been in demand in fifty countries around the world is being analyzed. The focus of the study is on the Russian component of this network. In conclusion, arguments confirming the adequacy of this approach in the study of not only Buddhist international organizations but also of Buddhism in general, are presented. It is assumed that this approach and research methods can be effective with others, not only religious materials. The questions that can be already answered are formulated, and areas of research in which questions are not even voiced are indicated.
7
Key words: transcultural, transnational types of solidarity, network paradigm, connectivity, graph theory, cluster structure, network scale, network development dynamics, modern Buddhism.
Ключевая черта современного мира - тотальность культурных диффузий. Они проявляются в невиданном в прошлые века расцвете культурного обмена, заимствований, имитаций, метаморфоз, принятии чужых традиций как своих и восприятии своих традиций как чуждых1. Процессы взаимного проникновения культурных практик, ценностей, символических порядков происходят практически во всех сферах культуры. Увлеченные ими европейцы и азиаты с небывалым энтузиазмом множат отчужденную реальность
1 Мамардашвилли М. Другое небо // Как я пони-
маю философию. М.: Культура, 1992. С. 335-337.
составлением культурных коллажей и вымыс-ливанием новых форм идентичности. Эти трансформации культурной реальности культурологи связывают с повышением мобильности людей, небывалой информационной оснащенностью и теснейшей коммуникативной связанностью. Ряд оптимистически настроенных исследователей, не ограничивающих себя постколониальным дискурсом, например М. Н. Эпштейн (наблюдая массовое высвобождение людей от культурной предопределенности) определяют этот процесс как становление транскультуры и как особую «устранённую» позицию современного человека
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
«освобожденного культурой от природы и культурологией от культуры». Другими словами, транскультура - это новый уровень свободы человека, поскольку «преодолевает замкнутость культурных традиций, автоматизмов, языковых и ценностных идентичностей и раздвигает поле «надкультурного» творчества»2. В свою очередь пессимисты, указывают на то, что описанные трансформации выражаются в потере глубины собственной культуры. Ведь типичный транскультурный человек как «перекати-поле» скользит по унифицированной визуальными образами коммуникативной поверхности и зачастую лишь примеривается к различным формам означивания, самореализации и самоактуализации. Так или иначе, но мы действительно наблюдаем, что здесь и там люди покидают свою культурную ойкумену, обретая место постоянного или временного «укоренения» в инокультурных практиках и воззрениях, присоединяясь или оказываясь захваченными разнообразными видами солидарности - экономическими, политическими, общественными, рекреационными, религиозными.
Мотивированная деятельность от первого лица, осуществляемая в акте свободного волеизъявления, помогает транскультурному человеку не только отнестись к собственной культуре более осознанно, но также дает возможность, оперируя множеством культурных образов и кодов собрать свою идентичность и обрести место своей актуализации в избранной, порою модифицированной картине мира. Обеспечивая принадлежность человека к тем культурам, которые оказались ему близки,
транскультура противопоставляет себя унифицирующим практикам глобализма и мульти-культурализма. Не затрагивается транскультура и общим ростом секуляризации, свободно осуществляясь и в сфере религиозной жизни, что влечет за собой в частности распространение ислама в Монголии, протестантизма на Дальнем востоке, буддизма на Западе. Это может не нравиться, но это происходит и требует понимания.
Многие из современных форм единения людей поверх национальных, этнических, культурных границ сегодня мы привычно именуем международными или интернациональными сетями. Мы говорим о сетях торговых, криминальных, научных и многих других. Однако стоит заметить, что в современной гума-нитаристике ведомой метадискурсом это понятие редко используется инструментально. Сле- — довательно, возникающие феномены и различные закономерности динамично развивающегося транскультурного мира остаются не замеченными и не понятыми. Например, ряд передовых исследователей религиозных сообществ именуют распространившиеся на Западе буддийские организации - транснациональными буддийскими сетями3. Звучит актуально и современно. Хотя национальным буддизм никогда не был, протестов у буддистов такое определение не вызывает. Но что это значит? Попробуем разобраться.
2 Проективный словарь гуманитарных наук / Михаил Наумович Эпштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 366-369.
3 А. Агаджанян. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Ма-лашенко и С. Филатова. 2-е изд. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009.
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
Научный подход к изучению сетей
Сеть - естественный способ осуществления коммуникаций и развития любого типа связности. Дороги древних номадов, средневековые торгово-караванные пути, дипломатические связи, даже маршруты перелетов птиц и способы общения между муравьями (оставляющими друг другу следы из феромонов) могут быть описаны как сети. Можно утверждать, что сети обнаруживаются везде, где возникают взаимодействия и осуществляются контакты. Родоначальником научного сетевого анализа принято считать петербуржца Леонарда Эйлера, который в 1735 году, решив знаменитую задачу (о невозможности пройти по семи мостам в Кёнигсберге не проходя ни по одному из них дважды), заложил основы новой математической дисциплины - теории графов. Впрочем, сам термин «граф» был введен лишь в 1878 году англичанином Джеймсом Джозефом. Итак, в ХУШ-Х1Х веках был создан простой и наглядный язык описания сетевых структур, которые начали использовать многие ученые. Визуально граф выглядит как линия, проходящая между двумя точками. Он состоит из вершин, они же узлы (любые субъекты или объекты, которым можно присвоить смысл) и соединяющих их линий связи, например дружбы. Эта простая визуализация позволяет представить любые отношения и сети как набор вершин (узлов) и связывающих их отношений.
В ХХ веке внимание к сетевому устройству мира значительно возросло. В том или ином контексте к нему продолжили обращаться представители всё более широкого круга научных дисциплин. Например, прародителем современных семантических сетей многие считают Чарльза Пирса, который в 1909 году
предложил использовать экзистенциальные графы, для представления логических высказываний. Такой вид систематизации ученый пророчески называл «логикой будущего». Размышления о сетевом устройстве отношений в социальной и гуманитарной науке встречаются в работах Г. Зиммеля и Э. Дюргейма, психологов А. Бейвласа, Т. Ньюкомба, Я. Л. Морено, антропологов К. Митчелла, А. Рэдклифф-Брауна и других. Более современный этап понимания социальных сетей обычно связывается с исследованиями Р. Соломоноффа и А. Рапопорта, а также британца Джеймса Барнса, который в 1954 году ввел в научный обиход понятие «социальная сеть». В 1960-е годы ценный вклад в исследование принципов формирования социальных сетей внесли венгерские математики П. Эрдос и А. Реньи (со- д здавшие теорию случайных графов). Д. Уоттс — и С. Строгач развили теорию общественных сетей, в которой среди прочего, учитывался коэффициент кластеризации. Теоретическая разработка сетевого устройства не осталась и без внимания философов. В 1976 году Ж. Делёз и Ф. Гваттари противопоставили традиционным для Запада линейным структурам восприятия бытия и древовидной организации мышления - представление об инвариантном единстве множества корневищ-узлов и нелинейном способе организации целостности. Разработанное ими понятие «ризома» стало одним из ключевых в философии постструктурализма и постмодерна. Значительные результаты в изучении сетевых структур были получены и физиками, которые опираясь на эмпирические данные и статистику, выявили те свойства сетей, которые ранее оставляли без внимания математики, биологи, психологи и социологи. В настоящее время именно физики
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
публикуют подавляющее число работ о сетях. Некоторые из них высказывают суждение, что теории сложных сетей столь же значимы для современного научно-технического прогресса, как квантовая механика (давшая миру атомную энергетику, сотовые телефоны и т. п.) в веке XX4. Сетевой принцип уже сегодня используется правительствами стран и регионов для аналитики и моделирования обмена природными, экономическими, энергетическими и информационными ресурсами. Однако изучение природы данного феномена далеко от завершения. Кроме того, обращение ученых всё более широкого круга дисциплин к данной теме, возможно, свидетельствует о появлении новой междисциплинарной парадигмы.
Характеристики сетевых структур
Каждая из научных парадигм представляет собой набор методов и предположений. Однако изучение истории науки показывает, что, несмотря на возможные претензии на универсальность, любая научная теория представляет собой ограниченное видение. Ни одна не идеальна, поскольку, концентрируя внимание на одном, она неизменно упускает из виду другое. Тем не менее, предположив, что взятая нами для исследования община Карма Кагью именуемая также Алмазный путь имеет вид глобальной сети, мы (в соответствии с сетевой парадигмой) вынуждены сразу отказаться от привычного восприятия и пересмотреть иссле-довательско-аналитические подходы, переключив внимание с изучения отдельных элементов на их связность. Строго говоря, научное изучение российских буддистов, буддий-
4 Newman M.E. J. The Physics of Networks // Physical Today. November, 2008. Р. 33-38.
ских памятников, содержание тех или иных текстов проводятся уже не одно столетие. Благодаря работе ученых значительные части буддийского учения и отдельных практик нам известны весьма подробно. Однако, очевидно, что понять целое простым сложением свойств отдельных частей невозможно, поскольку целое существует благодаря связности. Именно связность элементов, отношения элементов друг с другом выступают предметом исследования сети, позволяя обнаружить эффект синергии, открывая для наблюдения не частные случаи, а некоторую общую активность, которая по своему результату всегда превосходит сумму действий каждого в отдельности. Кроме того, как известно из взаимодействия разнообразных конфигураций связности возникает эффект эмерджентности, т. е. появление у целого новых свойств. Все эти и другие свойства — сетей чрезвычайно интересны и готовы быть применёнными в анализе разнообразного исследовательского материала.
Важно отметить, что возникшую и развивающуюся систему глобальных связей Алмазного пути никто не придумывал. Она, как это свойственно многим сетям, самоорганизовывалась снизу. Основа этой самоорганизации - взаимная симпатия, доверие, общий интерес и личная сопричастность к получению и передаче методов освобождения и просветления. Начало российской ветки сети было положено в Петербурге в 90-м году, когда около десятка мало знакомых друг с другом людей, ищущих прямую передачу дхармы, собрались в однокомнатной квартире М. Владимировой на встречу с Оле и Ханной Нидал. Потом они поделились впечатлениями с друзьями, некоторые из которых увидели пользу от такого контакта и присоединились к этой компании. Шли
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
годы, и так поступало всё большее количество людей, и сеть начала расти, объединяя в наши дни уже сотни тысяч людей, которые стали частью глобальной сети Карма Кагью, получившей за это время распространение уже в пятидесяти странах мира. Это не было результатом хитроумного плана или высокоуровнего проектирования, осуществленного горсткой тибетских беженцев (борющихся за выживание и сохранение самоидентичности) как говорят известные социологи-востоковеды5. Даже если на секундочку принять их выкладки и неудовлетворительную, с точки зрения буддистов, риторику, трудно не заметить, что успех «па-стерских визитов по конвертации европейцев-неофитов в буддистов» заключается в том, что такие учения как Махамудра оказались нужны для выживания и саморазвития западным людям, в значительно большей степени, чем тибетцам. Иначе не объяснить, как в отсутствии у тибетцев ресурсов, эти спустившиеся с гималаев небогатые и технологически «непродви-нутые» люди в столь короткие сроки сформировали ультрасовременные глобальные транснациональные сети, связавшие все континенты. Исходя из сетевой парадигмы, мы можем с уверенностью заявить, что транснациональное сообщество Карма Кагью никто не проектировал, так же как никто не планировал создавать интернет или мировые финансовые сети. Однако теперь, когда все эти и многие другие сети появились, их общее строение начало оказывать влияние на всех её участников. Это такой же факт, как и то, что они становятся всё более сложными. Воспользовавшись сетевым подходом, мы (на примере Алмазного пути) попробуем прояснить, как это происходит.
5 Островская Е. А. Буддийские общины Санкт-Петербурга. СПб.: Алетейя, 2015.
Важно обратить внимание, что сетевой подход в изучении религиозных структур нового типа или любых других систем состоит в учёте иного типа сложности и нелинейности. Это значит, например, что размер и динамику развития сети следует оценивать не по количеству элементов (например, числу последователей или центров медитации, как это обычно делается). Почему? Потому что число элементов сети может увеличиваться линейно (1,2,3,4,5...), а число связей в это же время будет расти экспоненциально, и между десятком элементов сети, как правило, возникают тысячи связей. Тем более, если мы рассматриваем связи современных западных буддистов, которые пользуются всеми известными способами коммуникации, социальными сетями, часто работают в публичной сфере и имеют множество близких и дальних знакомств. Следует — отметить, что благодаря специфике традиций Алмазного пути, имеющих в основе гуру-йогу, они оказываются связаны не только социально, но и экзистенциально. Тем более что некоторые из объединяющих их связей, например, опыт трансгрессивных практик медитации, выстраиваются не только в пространстве, но и во времени и порою требуют прямого обращения и контакта с достаточно закрытыми традиционными кластерами традиции, находящимися, например во французском Ле Босте, в Сиккиме или Непале. Это свидетельствует о том, что сеть Карма Кагью сложная, транскультурная и многоуровневая. О чем можно сказать с уверенностью, так это о том, что её размер не схватывается статистикой членства. Даже если бы кто-то такие подсчеты провел, цифры бы не отразили реальной картины.
Итак, подведем предварительные итоги. Рассматривая буддийскую организацию Ал-
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
мазного пути в русле исследований сетевой парадигмы, мы вынуждены перенастроить наш исследовательский аппарат, водрузив на него оптику позволяющую фокусироваться не на отдельных элементах и персонах, а на узорах корреляций и фигурах взаимосвязей, которые ткет глобальный «тантрический станок» ваджраяны в наши дни. Как уже стало понятно, новизна этой более целостной картины происходящего заключается в том, что её определяет ни кто, что, где, когда, а что всех связывает и каким образом это происходит. Для того, чтобы в этом разобраться, обратим внимание на топологию сетей.
Топологические параметры сетей
Исследование связей неминуемо приводит нас к необходимости обратить внимание на такую базовую характеристику любой сети как её топология. Поскольку сетевая структура обладает особой пространственной геометрией, не соотносимой с трехмерной геометрией Эвклида, постольку и её топология не равна, например, географическим координатам связанных друг с другом объектов. Сети вообще основываются на иных принципах и создают топологию другого типа. То есть, например, хотя Пятигорский буддийский центр Алмазного пути географически ближе к Краснодарскому, в решении ряда вопросов контакт с Петербургом будет для пятигорчан проще и продуктивнее. Из этого следует, что в сети Карма Ка-гью Петербург ближе к Пятигорску, чем Краснодар. Это не парадокс. Ведь разговор про топологию сети - это всегда разговор про связность.
На локальном уровне анализа сети, можно увидеть и даже (если подобрать подходящий параметр) измерить центральность,
другими словами значимость каждого узла сети. Первый способ оценить его значимость -посмотреть, сколько ресурсов сети (административных, финансовых, информационных и т.д.) проходит через данный узел. Второй -оценить, насколько он критичен для прохождения ресурсов, является ли он единственным мостом или его можно обойти. В качестве показателей центральности того или иного узла на локальном уровне как правило исследуются четыре: степень связности, центральность по близости к другим, центральность по посредничеству и центральность по престижности. Последний показатель показывает, что важно не только количество, но и качество (ценность) имеющихся связей. Также, следует отметить, что пытаясь выяснить степень центральности узла, мы всегда будем иметь дело с некоторой относительностью. Например, в сети Карма- — Кагью этот показатель во многом зависит от проектов и событий. Если, например, в Калуге проходит курс Пхо-ва или в Волгограде осуществляется строительство и иннагурация Ступы, то значимость этих центров в сети резко возрастёт. То есть, значимость того или иного центра сетевой структуры Алмазного пути перераспределяется и зависит от события в котором могут участвовать все желающие. Это важно, поскольку если в системе не происходят диффузии и не активизированы взаимодействия, она перестает работать как целостная система.
Ещё одной важной топологической характеристикой выступает структура связей. Имея разные особенности и свойства эта характеристика, в частности, может показать, почему лишь немногие из сетей достигают прочности и устойчивости. Речь собственно о том, что одно и то же количество вершин гра-
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
фа или узлов сети (в контексте нашего анализа мы имеем в виду буддистов) могут быть связаны разными способами. На то, как велики или коротки пути, связывающие одного человека с другим, нам указывают размер, диаметр и масштаб сети. Поскольку, как отмечалось ранее размер сети не в географии, а в степени связности, постольку и размер сети определяется не количеством, в нашем примере - членов сангхи, а тем - насколько просто двум случайно выбранным людям войти в контакт друг с другом и сколько на это потребуется ресурсов. Как уже отмечалось, структура связей всегда дает обратную связь, и чем больше размер сети, тем более сильное влияние она оказывает на поведение и возможности людей на локальном уровне.
Диаметром сети называют самый длинный из кротчайших путей связи между двумя узлами. Этот показатель дает понимание того, как далеко кому-нибудь придется переместиться, чтобы преодолеть путь через всю сеть. Длина этого пути измеряется числом преодолеваемых узлов-посредников. Эмпирического исследования такого рода в отношении транскультурной и многоязычной сети Карма Ка-гью никто не предпринимал, однако очевидно, что нынешняя устойчивость этой сети состоит в осознанном стремлении Карма Кагью к особого вида глокальности. Словами резидентов Европейского центра в Имменштадте (главного хаба в топологии транснациональной сети «Алмазный путь», соединяющего все сегменты сети Запада и Востока) - наша цель «быть достаточно большими для ощущения полноты жизненной энергии и достаточно маленькими для рождения близких дружеских отноше-
ний»6. Эти слова весьма созвучны идеям «Тесного мира», феномена, о котором одним из первых заговорил венгерский юморист Ф. Каринти. Затем его изучали математик М. Кохен и политолог Итиэль де Сола Пул. Его экспериментально проверял психолог С. Милгрэм. Его моделировали Стивен Строгатц (Steven Strogatz) и Данкан Воттс (Duncan Watts), изучали аналитики в Фейсбук, Твиттер, вКонтакте и других ресурсов общения сети Интернет. Суть феномена «Тесного мира» состоит в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку в «шесть рукопожатий». Пользуясь данной метафорой, можно сказать, что средняя длина пути между двумя случайными субъектами отношений в сети Карма Кагью вряд ли превысит показатель в «два рукопожатия». При этом памятуем, что у — всех имеется прямой доступ к единой передаче медитативного опыта, другому типу связанности, который также имеет сетевую структуру.
Изучение топологии сети позволяет нам наблюдать, каким образом в ней распределяются отношения. Чтобы описать имеющиеся типы связей и качество связности (то есть частоту связей между отдельными людьми) следует обратиться к понятию «кластер». Если в динамичной картине мира кластер определяется как пространственное, временное и логическое единство события, формирующее идентичность участвующих в нём субъектов, то в топологии кластер - это определенный набор общих свойств, которые мы можем приписать части субъектов отношений, выявляя тот или
6 Официальный сайт - Буддизм Алмазного пути традиции Карма Кагью [Электронный ресурс] http://www.buddhism.ru/11586 Дата обращения 8.11.2018.
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
иной компонент сети. Например, с глобальной точки зрения мы можем разделить транскультурную сеть Карма Кагью по региональному принципу или языковому и историческому и тогда, например Россия, Белоруссия и Украина, несмотря на имеющиеся отличия, будут рассматриваться как единый кластер. Кластерную структуру можно выявить и в межрегиональных видах сотрудничества Алмазного пути, например, проект «Треугольник», который соединяет Чехию, Германию и Польшу и проект кооперации стран Ла-Манша, в который входят Франция, Бельгия, Голландия и Великобритания. Однако если обратить внимание на функциональные структуры отечественной ветви сети Ассоциации буддистов Алмазного пути, то мы увидим, что кластеры по преимуществу формируются городскими и ритритными центрами.
Сетевой подход позволяет не только выявить наличие кластеров, но и определить степень кластеризации сети. В рассматриваемой структуре Алмазного пути, речь будет идти о количестве друзей буддистов, с которыми человек знаком и которые вступают во взаимодействие с друзьями его друзей. Другими словами, показателем высокой кластеризации выступает большое количество взаимосвязанных друзей. В целом кластеры - это примета децентрализованных сетей. Они образуются вокруг центров (хабов), которые предоставляют другим членам сети глобальные связи. Такая система эффективно связывает всю сеть целиком. Одна из функциональных причин, которая приводит к кластеризации сети - это экономия ресурсов. Например, известно, что для общения с похожими людьми нам требуется меньше сил, чем с людьми непохожими, допустим иностранцами, демонстрирующими
обусловленные иной культурой непривычные для нас стереотипы поведения и говорящими на другом языке. Локальные условия кластеризации, могут быть самыми разнообразными. Поняв их, мы увидим: способы распределения ресурсов, информации; способы объединения и разобщения сети; степень устойчивости данного кластера к различным влияниям. Так, исследуя сеть Алмазного пути в России, мы без труда заметим, что каждый кластер (будь то центр в Элисте, Улан-Уде или Владивостоке) имеет свое специфическое социокультурное окружение и уникальный состав людей. Каждый центр функционирует в особом наборе исторического, символического, финансового, социального капитала и он, очевидно, окажется силен и восприимчив к довольно разным вещам и ситуациям. Есть несколько способов измерить коэффициент кластеризации. Однако — все они сводятся к попыткам учитывать отношение числа существующих связей, соединяющих соседние узлы друг с другом к максимально возможному числу связей, которые могли бы существовать между ними. Отмечая тесную связанность сети, Карма Кагью, нельзя не признать, что она объединяет очень разных в профессиональном, социальном и культурном плане людей. Это приводит к тому, что в общем дружеском настрое в сети преобладают слабые связи. Однако, как давно известно из исследований Марка Грановеттера7 в сложных общественных сетях, для субъекта отношений большая польза приходит именно от тех, с кем связи слабы, мало того, именно слабые связи имеют самую мощную силу скрепления сети в целом.
7 Грановеттер М. Сила слабых связей / Экономическая социология. Т. 10 № 4 Сентябрь 2009. С. 3150.
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
Динамика и проблемы развития сети
Исследуя отечественную сеть Алмазного пути нельзя не обратить внимания на ряд существенных изменений, которые она претерпела за время своего развертывания. Включенное наблюдение автора за её тридцатилетней историей развития позволяет утверждать, что в Петербурге начала 90-х она была достаточно полносвязной и децентрализованной, то есть все были связаны со всеми. Хотя Марина Владимирова и Виталий Федько уже тогда выступали координаторами и были невероятно гостеприимными хозяевами квартир, где все собирались на совместные медитации, каждый буддист обладал возможностью напрямую обратиться к носителям передачи, к Оле и Ханне. Каждый вносил одинаковый вклад в развитие и имел высокий уровень самостоятельности, не завися от людей, с которыми не был связан напрямую. Такая структура имела ряд достоинств. Будучи распределенной, она была крайне устойчива к сбоям в работе, поскольку в ней не было критически важных узлов. И если что-то не смог сделать один, это делал кто-то другой. Кроме того, в силу самостоятельности каждого, никто не нес больших затрат на взаимодействия. Однако вскоре выяснилось, что отсутствие центральных узлов (которые легко досягаемы и всегда на связи) затрудняет координацию структуры как единого целого и во многих случаях снижает эффективность совместной деятельности. Тем более, что в это время открылись границы, всем хотелось путешествовать и случалось город покидали почти все члены группы. Тогда на очередной совместной встрече уже в съёмной квартире на Апраксине переулке было решено делегировать эти полномочия самому стабильному, от-
ветственному и скромному члену небольшой петербургской группы - Александру Койбага-рову8.
Шло время, все больше людей видело пользу от присоединения к сообществу Карма Кагью. Буддийские центры появлялись в разных городах, некоторые члены сангхи обзаводились более высокими степенями связности, чем другие. Постепенно возникла ситуация, когда путь от одного к другому начал пролегать посредством промежуточных знакомств. В результате этого сеть теряла свою однородность. В ней стали формироваться локальные кластеры. Хотя на глобальном уровне всех метафизически связывал Кармапа, а практически Оле Нидал и переданные им общие для всех медитативные практики, определяющая роль в развитии сети отводилась тому, что актуально для каждого конкретного места или региона. — Развивающаяся сеть долгое время продолжала оставаться децентрализованной, приобретая лучевую структуру, в которой основные потоки постепенно распределились между людьми, взявшими на себя ответственность стать главными хабами, формирующими тот или иной кластер. Помогая людям преодолевать сопротивление среды и ресурсные ограничения (ведь поддержание глобальных связей дело сложное и затратное), они взяли на себя функцию объединения людей на местном уровне, соединяя сеть глобально, через другие хабы. В результате в настоящее время Алмазный путь представляет собой сеть буддийских центров и глобальные связи между ними, которые обра-
8 Александр Шаукатович Койбагаров - настоящий президент Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью, объединяющей около 80 городских, ретритных центров и групп медитации в разных городах России от Владивостока до Калининграда.
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
зуют «тесный мир» Кагью. Ситуацию, когда близко не общающиеся друг с другом люди, легко достижимы друг для друга через небольшое число связей и способны к взаимодействию.
К настоящему моменту транснациональная сеть Алмазного пути, продолжает развиваться и очевидно, что с точки зрения административно-проектной деятельности самым большим уровнем связанности со всеми продолжает обладать её создатель Лама Оле. Он предстает и главным «мостом» всей сети между странами, между Западом и Востоком. Однако сеть растет и в сложившейся ситуации неминуемо возникла тенденция к её централизации, и как следствие утраты её однородности и равноправности её членов, с точки зрения влиятельности и связности. Причины выстраивания централизованных сетей, которые более формально называют безмасштабными, хорошо известны. Если они, например, имеют структуру дерева, то её администраторам легче держать информацию под контролем и оказывать на всех необходимое влияние. Известно также, что и при других структурах связей они весьма эффективны и устойчивы. Исключением здесь становится ситуация, когда ущерб наносится центральному хабу, незаменимому общему связующему звену. Это оказывает колоссальный разобщающий эффект на сеть в целом, которая неминуемо разъединяется на отдельные компоненты. Для того, чтобы этому противостоять, в систему Алмазного пути был введен институт «путешествующих учителей», близких учеников Оле Нидала, проводящих, как и учитель, большую часть времени в поездках по центрам России и других стран мира. Их деятельность увеличивает необходимые для устойчивости сети диффузии, позволяет
отрабатывать обратные связи, и призвана удерживать единство организации, которая, как уже отмечалось, скрепляется не только административно-коммуникативными, но и трансперсональными связями. Угроза распада системы на локальные части в настоящее время также снимается высокой мобильностью всех буддистов Алмазного пути. Однако для устойчивого развития организации в будущем обязательно потребуются новые структурные изменения, в том числе и по децентрализации.
Важно иметь в виду, что рассматриваемые выше закономерности сетевого развития Ассоциации буддистов «Алмазный путь» касались по большей части административно-коммуникативного измерения, однако она обладает и другими типами культурной и когнитивной связанности. Их учет неминуемо выводит исследование на другой уровень сложно- -
сти, выявляя иные хабы, связи и закономерности. Изучение динамики такой сложной мультиплексной сети как современная транскультурная буддийская организация показывает необходимость дополнения выявленных закономерностей новыми параметрами, которые очевидно переведут рассматриваемую систему связей на новый уровень сложности, пока ещё не исследованный. Проблема пока заключается в том, что наука до сих пор отдает предпочтение изучению статических феноменов, в то время как реальный мир совсем не такой. Изучение динамических процессов в культуре -это во многом дело будущего. В настоящий момент работа в этом направлении только начинается.
Среди существующих подходов к исследованию динамики сетей следует отметить теорию просачивания или перколяции. Эта сетевая теория описывает то, как что-либо от-
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
фильтровывается, процеживаясь через нечто другое. Например, среди исследователей буддизма немало тех, кто концентрирует свое внимание на отличиях традиционного буддизма от современных форм его бытования на западе. Теория перколяции отчасти проясняет эти процессы с точки зрения сетевой парадигмы. Чтобы понять, в чем, например, учения Махамудры претерпели изменения, надо посмотреть на специфику стран (в которых они оказались востребованы) и ввести в аналитические модели такие атрибуты узлов сети как ментальность, культурные стереотипы и другие параметры, влияющие на обретения ею этой, а не другой конфигурации. Для освоения дхармы в каждом регионе Европы, Америки и России у людей имелись разные ресурсные возможности и ограничения, специфические культурные контексты и соответственно проявлялась особая специфика предпочтительного присоединения к данной сети. Вследствие включения этих факторов можно построить намного более реалистичную модель и получить набор намного более сложных вопросов. Впрочем, в рамках динамической модели просачивания для исследователя открываются и иные методологические подходы. Например, возможность, посмотреть на развитие сети, не с точки зрения системы, а с точки зрения людей в ней участвующих, их потребностей, локальных культурных конвенций, которым они подчиняются. Для этого может быть уместно воспользоваться нашими аксиологическими познаниями, разработанной культурными антропологами теорией диффузий и теорией игр. Очевидно, здесь будет важен анализ интересов и мотивов людей, выявление пользы, которую они получают от установления данных связей. Динамика образования, развития и исчезнове-
ния сетей в наши дни остается открытой областью научных исследований. Большинство базовых вопросов пока не имеют внятного ответа. Наш разговор - это лишь приближение к исследованию транскультурной буддийской сети в данном ракурсе.
Сетевые методы исследования буддизма
Применение сетевых подходов для исследования жизни буддийских сообществ, и в особенности традиций Ваджраяны, да и буддизма в целом, несмотря на некоторую непривычность, представляется вполне адекватным делом по нескольким причинам.
Во-первых, Будда всегда говорил о Мире как о взаимосвязанной реальности. Озвученные им Благородные истины, Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения, £_ рассказы о прошлых жизнях (джатаки), ряд сутр, таких как «Сеть Брахмы» - эти и многие другие поучения на разном уровне и в разном контексте, раскрывали мир с точки зрения его взаимообусловленности. Часть повествовательных нарративов наследовались буддизмом из общеиндийской мифологии и метафизики, например представления о Майе, тотальной иллюзии, которая опутывает существ нескончаемой чередой трансформаций бытия. Нельзя не упомянуть и одно из центральных понятий индийской философии - карму и закон причины и следствия, представляющий мир сотканным из слов, мыслей и поступков переживающего его субъекта и невидимые кармические нити, которые его связывают с собой вчерашним и со всеми, с кем ему приходится вступать в отношения.
Во-вторых, дхарма, изложенная в строгости логического вывода, самими буддистами уже давно структурирована по сетевому прин-
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
ципу. Идет ли речь о представлении человека как потоке элементарных моментальных состояний, о его энергетических каналах, потоках и другом знании, оно может быть осмыслено и представлено как сеть. Призывая расплести паутину запутанности сознания, Будда оставил последователям свои речения, известные как сутры - в переводе «путеводные нити». Он также обучал тантрам (термин этот также взят из ткацкого ремесла). Как известно индийские ткачи именовали тантрой продольные нити основы будущей ткани, которые в процессе изготовления ткани они соединяли и скрепляли поперечным плетением. Таким образом, тантрические учения - это практики собирания воедино всех нитей учения Будды, всех тем и всех практик, объясненных в сутрах.
В-третьих, когда мы говорим об учениях Ваджраяны, понятие связь - это уже не просто теоретическое размышление о том, как работают связи во времени и пространстве. Здесь на первый план выходит живая связь практикующего с учителем и опытом реализации пробужденного сознания. Это ещё одна мощная неизученная наукой сеть, связывающая практикующих ваджраяну людей. Как она работает неизвестно, но любой последователь Алмазного пути знает поименно всех держателей линии передачи своей практики, несмотря на её тысячелетнюю историю. Поддержание этих связей в чистоте также важно для буддиста как трансформация мешающих эмоций в различные виды мудрости и устранение эго иллюзии, поскольку от этого зависят перспективы его личностного роста.
Оставляя данную аргументацию и исследования в этом направлении на будущее, отметим, что в целом буддизм не чужд сетевых
структур и нарраций. Следовательно, данный подход к его изучению будет органичен. Отметим также, что имеющаяся методологическая база позволяет уже сегодня осуществить несколько типов актуальных исследований. Среди них, можно выделить пул сравнительных исследований различных буддийских и других религиозных организаций. Проанализировать выявляемые связи с точки зрения их равноценности, а отношения как двунаправленные или односторонние. Отдельный пул вопросов можно отнести к выявлению типов связанности, изучению сетевого устройства, жизненного цикла, а также динамики развития сети и специфики процессов, приводящих к изменениям её качеств.
Выводы
18
Применение сетевого подхода к изучению транскультурных феноменов представляется весьма продуктивным, поскольку позволяет обнаружить новые грани устройства и динамики развертывания культурной реальности. Привлечение в качестве примера международной религиозной организации, приоткрыло ряд не схваченных социологами, историками, религиоведами, востоковедами особенностей развития этой сети. Среди них: изменение ряда привычных представлений, касающихся отношений современности к традиционности, пониманию способа организации и самоорганизации сетей, возможности замеров влиятельности организации, выяснению структуры сети и возможности уже в первом приближении выяснить, насколько люди связаны и чем. Уже разработанные в науке методики позволяют достаточно точно изучить плотность связей и кластеризацию внутри самых разных сетей. Имеются возможности исследовать корреля-
| 4 (33) 2018 |
Анатолий Михайлович АЛЕКСЕЕВ-АПРАКСИН / Anatoliy ALEKSEEV-APRAKSIN
| Перспективы сетевой парадигмы в изучении транскультурных процессов / Perspectives of the Network Paradigm in the Study of Transcultural Processes |
ции глобальных изменений связанности с жизнью участвующих в той или иной сети людей.
Помимо важных теоретических вопросов, сетевая парадигма и соответствующие подходы позволяют направить исследовательские вопрошания на практические стороны сохранения и развития культурных процессов. Например, исследуя диффузии (процессы распространения чего-либо внутри сети), можно понять и разработать механизмы для ускорения позитивных и устранения негативных влияний на сеть. Сделать связи более устойчивыми для случайных сбоев или спланированных атак. Что касается кросскультурных исследо-
ваний, то данный подход, например, в изучении буддизма также представляется весьма перспективным. Тем более, что буддийское учение во многих аспектах имеет сходные наррации и структуру. Оптимизм также внушает мысль о том, что изучением связей мира буддизм занимается значительно дольше, чем наука. Это позволяет надеяться, что при помощи сетевой парадигмы мы не только лучше поймем буддизм, но что он сам, перестав быть для нас объектом (в духе новейших кросскультурных установок на диалог науки и религии) подскажет ученым направления для эффективных исследований устройства мира.
19
| 4 (33) 2018 |