Научная статья на тему 'Перспективы российской политической культуры'

Перспективы российской политической культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
716
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОВЕРИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ / КУЛЬТУРА / НАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РОССИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тульчинский Григорий Львович

В условиях современной цивилизации возрастают роль и значение консолидации социума, предполагающей формирование социального доверия и гражданской идентичности. Решение этой задачи является цивилизационным вызовом российскому обществу и его политической элите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of Russian political culture

Today's civilization involves the society consolidation, which based on social trust and civic identity. This problem is a civilization challenge to Russian society and its political elite

Текст научной работы на тему «Перспективы российской политической культуры»

Тульчинский Г. Л.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тульчинский Григорий Львович, Заслуженный деятель науки РФ, д.филос.н., профессор Место работы: НИУ Высшая школа экономики - Санкт-Петербург

[email protected]

Аннотация: В условиях современной цивилизации возрастают роль и значение консолидации социума, предполагающей формирование социального доверия и гражданской идентичности. Решение этой задачи является цивилизационным вызовом российскому обществу и его политической элите.

Ключевые слова: Безопасность, доверие, консолидация, культура, нация, политическая культура, Россия, справедливость

PERSPECTIVES OF RUSSIAN POLITICAL CULTURE

Tulchinskii Grigorii L., Honored scientist of Russia, doctor of Philosophy, Professor Place of employment: National Research University Higher School of Economics

[email protected]

Abstract: Today's civilization involves the society consolidation, which based on social trust and civic identity. This problem is a civilization challenge to Russian society and its political elite

Keywords: consolidation, culture, justice, nation, political culture, Russia, security, trust

Обсуждая тему «Россия в мире: консерватизм, конституционализм, парламентаризм», да еще в контексте динамики последнего двадцатипятилетия, невозможно пройти мимо особенности и перспектив отечественной политической культуры.

Обычно такое рассмотрение строится в координатах: «реформы - реставрация (колея)», «модернизация -традиционализм», «развитие - стабилизация». Представляется, что такой подход малопродуктивен, поскольку чреват противопоставлениями в духе «либо..., либо...», «иного не дано» и т.п. Между тем, если такие позиции декларируются, то это означает, что они выражают чьи-то интересы, за ними стоят определенные социальные силы. И тогда задача заключается в налаживании ответственного диалога, порождающего доверие и консолидацию общества.

Для лучшего понимания ситуации можно воспользоваться предложенной ранее ценностно-нормативной моделью социогенеза1. Культура суть система порождения, хранения и трансляции социального опыта. Такой подход позволяет обобщить ценностный (культура как система ценностей), нормативный (культура как система норм, правил, традиций), деятельностный (культура как способ жизни) и «человекотворческий» (культура как «машина» социализации) подходы к пониманию культуры. Соответственно и политическая культура, являясь системой порождения, хранения и трансляции политического опыта, выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. А поскольку любая культура реализуется в сознании и поведении ее носителей, постольку и политическая культура выражается в соответствующем политическом созна-

1 См.Тульчинский Г.Л.: Политические культуры: проблема изучения и типологии. // Международный журнал исследований культуры. № 1(14) 2014; Политическая культура на осях ценностно нормативной модели социогенеза. // Философские науки. 2013, № 1, с. 24-38; Политическая культура как вызов междисциплинарности: Россия на осях ценностно-нормативной модели социогенеза. // Сети в публичной политике. Политическая наука: Ежегодник 2014. М.: Политическая энциклопедия, 2014, с.248-264.

нии и поведении социальных групп и отдельных личностей. Но культура - не только и не столько некий ментальный план, сколько именно фреймовая структура образа жизни конкретного социума, соответствующего социального опыта, формирующего ментальность.

К базовым ценностям социогенеза, прежде всего, относится безопасность, позволяющая преодолеть угрозы физическому существованию, прочие страхи и неопределенности довольно широкого плана. Именно стремление к менее опасному обеспечению питания, продолжению рода и другим жизненным ресурсам, лежит в основе образования обществ, групп самого различного уровня. Учет этого обстоятельства широко используется в политической практике. И это отнюдь не только обеспечение внешней и внутренней безопасности (военной, экономической, информационной, пищевой и т.д.), что является очевидной и главной функцией государства. Общеизвестны и практики игры на этой ценности, формирование образа внешнего или также внутреннего врага, некоей опасности, перед лицом которой обществу следует сплотиться вокруг мудрого руководства. Подобное манипулирование, а то и хорроризация общества давно и успешно освоены политическими элитами. И не случайно - консолидировать, сплотить общество перед лицом некоей опасности гораздо легче, чем на конструктивной позитивной основе.

При этом, в любом социуме - в любой форме и на любом уровне - с самого момента его возникновения с неизбежностью возникают проблемы признания, оценки, предпочтения, доминирования и подавления, связанные с ними конфликты, переживания обид, зависти и рессентимента. Разрешение этих проблем, так или иначе, но связано с реализацией второй базовой ценности социогенеза - справедливости. Именно реализация этой ценности порождает социальные нормы, социальный контроль и другие механизмы социализации личности: от морали и права до социальнокультурных эмоций чести, гордости, стыда, смеха.

Однако сами эти представления и институты могут рассматриваться некоторыми представителями обще-

11

Социально-политические науки

42014

ства как несправедливые. Тем самым возникает импульс к пересмотру, динамике норм и правил. Поэтому важно отметить, что справедливость реализуется по двум направлениям. Первый вектор справедливости связан с формированием неких правил, запретов, норм, которые, собственно, и обеспечивают социализацию в рамках данного социума. Второй - связан с возможностями динамики этих институтов, вызываемых творчеством, самореализацией, инициативой отдельных активных индивидов, а то и целых социальных групп, слоев, классов.

В традиционных обществах, т.е. обществах, основанных исключительно на воспроизведении норм и традиций, доминирует первый вектор. Носители творческих инициатив рассматриваются в таком обществе как нежелательные девианты, по отношению к которым применяются различные санкции вплоть до наказаний, изгнания, а то и казни. История убедительно демонстрирует, что современники и соплеменники сплошь и рядом воспринимают творцов-«инноваторов» нарушителями завета предков, установленных норм, зовя к ним то ли полицию, то ли врача. Более того, в таком обществе доминирует представление о коллективной ответственности, потому что индивид понимается, прежде всего, как представитель конкретного социума (рода, племени, клана).

Традиционное общество обходится двумя указанными базовыми ценностями. Для обеспечения консолидации и социализации ему достаточно обеспечения безопасности и справедливости. И политической власти, государству для обеспечения легитимности в таком обществе вполне достаточно апеллировать к безопасности и справедливости. Однако, если общество оказывается заинтересованным в развитии и творчестве, делая ставку на второй вектор справедливости, в нем формируется еще одна базовая ценность - свобода, связанная с возможностями самореализации, индивидуальной ответственности.

Таким образом, в общем случае, ценностную ось социогенеза задают безопасность, справедливость и свобода (см. Рис.1).

Причем центральное место на этой оси занимает именно справедливость с ее возможностями акцентировки реализации как в направлении безопасности, так и свободы. Например, в случае кризиса, катастрофы, любой другой опасности, представления о справедливости резко смещаются в сторону безопасности, зачастую в ущерб личностным правам. Однако, по мере политической, экономической стабилизации, на первый план начинают выходить права личности, их гарантии, условия самореализации и т.п.

Такие представления убедительно подтверждаются результатами многолетнего международного исследования World Values Survey, ведущегося с 1981 под научным руководством Р.Инглхарта и охватившего

более 80 стран2. Согласно этим результатам, индустриализация обеспечивает переход общества от традиционных ценностей жесткой этническоконфессиональной солидарности (свойственных аграрным обществам) к ценностям секулярно-рациональным (свойственным обществам индустриальным). Следующий переход - от «материальных» ценностей физического выживания («жадности и подозрительности») к «постматериальныым» ценностям общества постиндустриального (открытости, толерантности, демократичности...).

И СССР, и Россия до конца до конца 1990-х двигалась в этом цивилизационном мейнстриме. А с конца 1990-х-начала 2000-х пошла ему вспять. Что отмечалось исследователями WVS как «российский парадокс». Возможность объяснения этого «парадокса» связана с необходимостью учета еще одного измерения политической культуры - нормативноинституционального. Дело в том, что ценность справедливости выступает в качестве импульса формирования социальных институтов - как формальных, так и не формальных. К неформальным относятся обычаи, традиции, собственно и образующие институциональную основу (background) данного общества, ее нравственное содержание и специфику. Формализованные представления о справедливости выражаются в праве, а наиболее развитой и зрелой формой таких институтов является государство. Неформальные институты могут дозревать до формальных институционализаций - организационных форм юридического лица, государственных органов, обеспечивающих реализацию соответствующих норм3, а могут и надолго сохраняться на неформальном уровне.

Неформальные традиции обеспечивает идентичность, самосознание «Мы», преимущественно - эмоционального. Политическая власть, государство -идентичность «Мы» гражданского, преимущественно рационального. Именно синтез этих двух идентичностей и обеспечивает социальную солидарность. И, если эта солидарность предполагает доверие, то неформальные институты этнической идентичности обеспечивают доверие «сплачивающее», личностное, возникающее между людьми, общность с которыми определяется происхождением и этнической идентичностью. Но для относительно развитого общества, а особенно - состоящего из представителей разных этносов, конфессий, доверия сплачивающего недостаточно - необходимо доверие институциональное, «наводящее мосты» между разными группами и слоями общества4. Это доверие и формируют формальные институты, прежде всего - правовая культура, задающая нормативную рамку отношений и взаимодействий различных групп и слоев данного государства. Если неформальные институты задают культурноэтническую идентичность, то неформальные - гражданскую, которая и обеспечивает консолидацию нации в ее гражданско-государственном понимании.

В этой связи, можно говорить, что социогенез осуществляется в пространстве пересечения ценностной

2 Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011.

3 Тульчинский Г.Л. Этапы политической институционализации: от идеи к институту. // Политические институты в современном мире. СПб: Аллегро, 2010, с.358-360.

4 Рикер П. Путь признания. М.: РОССПЭН, 2010; Веселов Ю.В. Доверие и справедливость. Моральные основания современного экономического общества. М.: Аспект-Пресс, 2011.

12

Тульчинский Г. Л.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

и институциональной осей, реализуя конкретный специфический баланс соответствующих векторов, обеспечивающий существование и развитие данного социума. В плане возможностей модернизации и инновационного развития это выражается в тенденции к традиционализму (выражающемуся в тренде к культурной идентичности, безопасности и государственности) или прогрессизму (выражающемуся в тренде к свободе и правовому обеспечению творчества, инициативы). Эта модель представлена на рис.2.

Рис.2. Роль формальных и неформальных институтов в консолидации общества

Данная модель хорошо иллюстрирует проблему «радиуса доверия» в социуме - как наглядного представления о степени доверия в данном обществе (Рис.3.).

Радиус доверия и консолидации

Рис.3. Радиус доверия и консолидации

Более того, ценностно-нормативная модель социогенеза, основанная на выделении ценностной оси (безопасность-справедливость-свобода) и оси институционализации справедливости, позволяет фиксировать особенности культурного профиля общества, его деформации, акцентировку политических идеологий. Предложенная модель может использоваться для построения «профиля» конкретного общества, его политической культуры - в зависимости от степени выраженности и акцентировки ценностных и нормативных параметров.

Так, под научным руководством автора в департаменте прикладной политогии НИУ ВШЭ-СПб с привлечением студентов предпринята серия исследований сравнительного анализа и динамики политической культуры России. Например, с опорой на известную базу данных Г.Хофстеде удалось сопоставить профи-

ли политических культур различных стран, а также динамику политической культуры РФ за последние

Рис.4. Динамика российской политической культуры за 2008-2011 гг. (А.Богданова, 2013 г.)

Исследование А.Камаева позволило сравнить для 12 основных социальных групп РФ профили существующей и желаемой политических культур. Ниже на Рис.5 приведены суммированные профили для всех этих

Рис.5. Интегрированные существующий и желаемый профили российской политической культуры (А.Камаев, 2013 г.)

В пространстве, образуемом ценностной и нормативной осями, очевидны свойственные российскому обществу доминирование традиционализма, правового нигилизма в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость институтов гражданского общества. Наглядно демонстрируется и дисбаланс сведения социальной жизни к проявлениям государственной власти и культурной идентичности, между которыми нет органической и естественной связи. Более того, формальные институты в этой ситуации оказываются декоративными, а политическая система приобретает характер декоративного дизайна. Именно это обстоятельство приводит к печальным последствиям попытки реформирования российского общества на основе правовых моделей, вызревших в других социумах, располагающих развитой правовой культурой и правовым самосознанием понимания свободы как ответственности. Подобные поверхностные попытки демократизации и либерализации неизбежно оборачиваются политической и экономической анархией.

Кстати, именно этот институциональный фактор объясняет т.н. «парадокс России», отмеченный в исследовании World Values Survey как «откат» за годы новейших реформ к ценностям выживания. Речь идет, скорее, не о ценностном «откате», а о разрушении институциональной среды, приведшем к утрате привычных ориенти ров, росту неопределенностей, страхов, этническо-клановой раздробленности, корпорати-

13

Социально-политические науки

42014

визации общество.

На конференции по социологии инноватики в ИНИ-ОН был представлен яркий доклад Г.Г.Шагиняна -выдающегося специалиста по нейрохирургии сложных и глубоких черепных травм лицевой части черепа. Используя сравнение с наглядными слайдами этого доклада, можно сказать, что в этом плане ценностнонормативная деформация российского социума напоминает глубокую травму лицевой части черепа: в нем практически снесена его «височно-скуловая часть», связанная с соответствующей ценностно-нормативной зоной (см. заштрихованную зону на Рис.6).

Рис.6. Политические идеологии и российская деформация

В предложенной ценностно-нормативной модели политической культуры очевидно доминирование традиционализма в российском обществе, которому на протяжении всей его истории были свойственны правовой нигилизм в сочетании с нравственным максимализмом, неразвитость гражданского общества, вследствие чего социальная жизнь сводится к проявлениям государственной власти и культурной идентичности. В результате российское общество предстает как общество и экономика недоверия. Власть не доверяет бизнесу и обществу, бизнес не доверяет власти и обществу, которое отвечает той же «взаимностью бизнесу и власти. На это тотальное недоверие указывают не только дикий процент банковского кредите, но и перегороженные дворы, железные двери, недоверие судам, полиции...

И для восстановления нормативно-ценностного баланса российского общества, для придания ему импульсов модернизации (в случае их реальной востребованности!) необходима достаточно тонкая и трудоемкая «нейрохирургия».

Эта глубокая деформация («травма) российского общества закреплена социально-демографически. На Рис.7 представлены ориентировочные социальнодемографические профили нормативно-ценностных кластеров. На ценностно-нормативный комплекс справедливости как свободы, и соответствующие институты прав человека, гарантий охраны собственности и т.п. ориентированы преимущественно жители больших городов, имеющие собственные источники доходов. На ценностно-нормативный комплекс этнической безопасности ориентированы в большей степени жители малых городов и поселков, средства к существованию которых составляют, преимущественно, бюджетные средства.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Возраст: >35 лет Гендер: женщины

Источникдохода:

госбюджет

Место проживания: малые города, поселки

ПРАВО (формальные институты)

СПРАВЕД ЛИВОСТЬ

КУЛЬТУРА

(неформальные

институты)

\ > СВОБОДА V

' Возраст: <35 лет

\ Гендер: МиЖ I

Источник дохода: бизнес

/

Место

проживания: большие города

Рис.7. Социально-демогарфические профили ценностно-

норматвных кластеров российской политической культуры

Следует понимать, что эта динамика российского общества, его политической культуры осложняется общецивилизационными тенденциями, которые связаны с плодами реализации великого проекта гуманизма Просвещения. И эти результаты достаточно неоднозначны. Современное общество, которое характеризуется по разному - как постиндустриальное общество, как общество информационное, как общество массового потребления, как проектно-сетевой социум, или даже как пост-секулярный социум - оказывается очень язвимо для фобий, хорроризации и, на этой основе - манипуляций. Это общество, которое утрачивает образ будущего, боится этого будущего, потому что боится потерять настоящее, в котором ему есть что терять. В такой ситуации с неизбежностью возникают риски смещения от ценностей индивидуального самовыражения к ценностям коллективной безопасности. На фоне таких рисков современные российские трансформации и деформации получают дополнительную акцентировку.

Наращивание тканей, необходимых для налаживания целостного баланса российского общества связано с развитием вектора личностной инициативы и правовых гарантий результативности этой инициативы. Разумеется, ключевым вопросом перспектив развития российского общества является решение вопроса о собственности и ее правовых гарантиях.

Но решение этих проблем предполагает и внятную социально-культурную политику. Если перевести это на простой язык, то речь идет об акцентированной ставке на развитие городских агломераций, на науку, образование и молодежь.

Все сказанное позволяет констатировать, что российское общество имеет дело с серьезнейшим цивилизационным вызовом. И наиболее продуктивным путем представляется гармонизация ценностно-нормативного потенциала, образующего российский социум, результатом которого может стать его консолидация на основе солидарности, что, собственно, только и может обеспечить перспективу развития российского общества.

Не менее очевидны и основные направления и технологии необходимой социальной инженерии по преодолению этого дисбаланса, динамике социальных институтов, всей нормативно-ценностной системы общества. Она возможна с опорой на модернизационный потенциал (высокий уровень человеческого капитала, терпеливость, неприхотливость, креативность богатого опыта выживания в сочетании с высокой природной рентой, централизованной властью) и преодоление нормативно-

14

Тульчинский Г. Л.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ценностных барьеров (правовой нигилизм, низкий уровень горизонтальной мобильности, отсутствие реального запроса на инновации, взаимное недоверие, отсутствие полноценной элиты и механизмов ее формирования).

Тем самым, выявляются и условия реализации такой инженерии: обеспечение правовых гарантий личной инициативы, внятная социально-культурная политика с акцентированной ставкой на науку, образование, формирование новой элиты. Перспективы эти предполагает консолидацию, тогда как современное российское общество не только не консолидировано, но может характеризоваться как общество недоверия, что проявляется в экономике недоверия, деформированной судебной практике и т. д.

В этой связи ключевым становится вопрос о доверии «наводящем мосты», которое может быть задано только надэтничной и надконфессиональной идентичностью, связанной с функционированием государства. Если государство эту функцию не выполняет, если федеральная и региональные «элиты» дееспособны только в реализации личных и корпоративных интересов, несравненно более важных для них по сравнению с государственными и общественными нуждами, то экономика оказывается неэффективной, граждане экономически и политически беспомощными, то политическая жизнь такого государства обессмысливается5.

Дивергенция по ценностной оси между безопасностью и самореализацией не может компенсироваться исключительно культуральным фактором (этническим, религиозным). Сбалансированная компенсация предполагает формирование гражданской позиции и гражданской идентичности - что показывает, кстати, не только зарубежный опыт, но и движение гражданского протеста 2011-2012 в России, участники которого сформулировали de facto запрос на формирование гражданской нации, на легитимную власть, способную реализовать справедливое отправление своих функций.

Тем самым, главной задачей становится укрепление легитимности конституционализма и парламентаризма, судов, равенство перед законом, открывающих перспективы развития и образ будущего, дополняющий культурно-историческую память. Речь идет, таким образом о формировании гражданской идентичности. Рост гражданского национализма также является важным общеисторическим трендом. Процессы глобализации не исключают, а наоборот - стимулируют формирование национальных государств. Это подтверждает не только распад колониальной системы, приведший к образованию государств, сохранивших свои колониальные границы. Национализм и нации - феномен Нового времени, связанный с выходом на историческую арену третьего сословия. Индустриализация и урбанизация сформировали запрос на новую легитимность власти - надэтнич-ную и надконфессиональную. Во всех языках словао гражданин восходит к «горожанин» (буржуа, бюргер, мещанин...). И этот процесс продолжается. Буржуазия, принимая возможности глобализации, хочет иметь в этом глобализировнном мире свой «бутик», занять свое неповторимое уникальное место. Потому что только уникальное - глобально. И современная Россия вернулась в этот тренд буржуазного общества.

Только надо понимать природу роста национализма. Объективный процесс и объективный запрос на граждан-

5 Тульчинский Г.Л. Общество созрело, или перспективы легитимности власти в современной России. // Философские науки. 2012, №1, с.23-30.

ский национализм, силу советского наследия в котором нации и «национальность» понимались этнически, создает превратное и даже опасное понимание происходящего. Не только сказать - просто подумать, что Россия является не многонациональным государством, а многонародной нацией, - для этого требуются серьезные и нетривиальные интеллектуальные усилия. На бомбе «многонационального государства уже подорвался СССР. Но эта бомба заведена и в Основной закон РФ.

Самое главное, в российском обществе вызрел существенный запрос на гражданскую национальную идентичность. За последние два десятилетия у людей появилась какая-никакая, но собственность (недвижимость, автомобили, у некоторых - бизнес), границы свободы и ответственности вышли за границы кожно-волосяного покрова. Люди хотят, чтобы их собственность и права на нее признавались и уважались, они хотят, чтобы власть сама соблюдала установленные законы, наконец, они просто хотят гордиться своей страной. Очень ярко этот запрос проявился во время гражданского протеста после последних выборов в Государственную Думу. Это был не политический, а именно гражданский протест. А протест апеллировал именно к власти. Политизировала этот протест сама власть, не распознав его природу и увидев в нем угрозу.

Таким образом, главной задачей современной России является консолидация общества. Решение этой задачи возможно двумя путями. Первый - как сплочение общества перед опасностью, перед лицом реального или формируемого внутреннего или внешнего «врага». Такой путь давно освоен, но его результат кратковременный, а в перспективе оборачивается серьезными издержками и рисками - особенно в современном, очень взаимозависимом мире. Второй путь - консолидация общества на позитивной конструктивной основе - требует бОльших усилия от политической элиты, но только он приносит стратегически важный долговременный результат, включая конструктивное позиционирование страны в современном мире. Помимо прочего это и возможность ведения широкого диалога в обществе, позволяющего осмыслять происходящее, артикулировать интересы, достигать компромиссы, объединять усилия. И все это является серьезным вызовом политической элите, требует от нее «длинных мыслей», открытия новых горизонтов общества и путей к этим горизонтам.

Список литературы:

1. Тульчинский Г.Л.: Политические культуры: проблема изучения и типологии. // Международный журнал исследований культуры. № 1(14) 2014;

2. Тульчинский Г.Л.: Политическая культура на осях ценностно нормативной модели социогенеза. // Философские науки. 2013, № 1, с. 24-38;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Тульчинский Г.Л.: Политическая культура как вызов

междисциплинарности: Россия на осях ценностно-

нормативной модели социогенеза. // Сети в публичной политике. Политическая наука: Ежегодник 2014. М.:

4. Политическая энциклопедия, 2014, с.248-264.

5. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011.

6. Тульчинский Г.Л. Этапы политической институционализации: от идеи к институту. // Политические институты в современном мире. СПб: Аллегро, 2010, с.358-360.

7. Рикер П. Путь признания. М.: РОССПЭН, 2010; Веселов Ю.В. Доверие и справедливость. Моральные основания современного экономического общества. М.: Аспект-Пресс, 2011.

8. Тульчинский Г.Л. Общество созрело, или перспективы легитимности власти в современной России. // Философские науки. 2012, №1, с.23-30.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.