ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКИХ IT-КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ VR И AR ТЕХНОЛОГИЙ Кучмиева Д.А. Email: Kuchmieva666@scientifictext.ru
Кучмиева Дарья Александровна — студент магистратуры, программа: маркетинг, факультет управления, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье анализируются перспективы положения российских IT-компаний на рынке VR и AR технологии. Глобальный рынок технологии VR и AR растет, что делает его интересным рынком для услуг российских компаний. Сформулированы понятия виртуальной и дополненной реальности. Оценен объем рынка, охарактеризованы его основные тенденции, определены ключевые потребители технологий и игроки рынка. Выделены перспективные ниши для отечественных технологических компаний и их конкурентные преимущества. Ключевые слова: анализ, рынок, виртуальная реальность, дополненная реальность.
PROSPECTS OF RUSSIAN IT COMPANIES IN THE WORLD MARKET OF VR AND AR TECHNOLOGIES Kuchmieva D.A.
Kuchmieva Darya Aleksandrovna - Master's Student, MARKETING PROGRAM, FACULTY OF MANAGEMENT, SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON
Abstract: the article analyzes the prospects for the position of Russian IT companies in the market of VR and AR technology. The global market for VR and AR technology is growing, which makes it an interesting market for the services of Russian companies. The concepts of virtual and augmented reality are formulated. The volume of the market has been estimated, its main trends have been characterized, key technology consumers and market players have been identified. Highlighted promising niches for domestic technology companies and their competitive advantages. Keywords: analysis, market, virtual reality, augmented reality.
УДК 339.977
Глобальный рынок виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности активно растет, смещая акцент с VR на AR. По данным Statista, в 2019 году индустрия дополненной реальности и виртуальной реальности составит 16,8 млрд долларов [7].
Российские и зарубежные исследователи утверждают, что в течение следующих 5 лет VR устройства станут так же популярны и функциональны, как смартфоны. Пользователи будут посещать массовые мероприятия, смотреть кино и сериалы, совершать покупки в виртуальной реальности. С увеличением распространения и массовостью использования, цены на AR/VR-устройства упадут на 20-30%, что сделает технологии виртуальной и дополненной реальности частью повседневной жизни пользователей.
Однако до недавнего времени понятия дополненной и виртуальной реальности фигурировали только в фантастической литературе и кинематографе. Впервые термин «виртуальная реальность» (англ. virtual reality, VR) был предложен в 1980-х гг. Дж. Ланьером -специалистом по компьютерной технике и предпринимателем, но с тех пор определение неоднократно дополнялось и менялось [1]. В российской научной среде наиболее предпочтительным является определение, выведенное Валерией Холодковой -специалистом компании EligoVision, разрабатывающей продукты в виртуальной и дополненной реальности. Виртуальная реальность - это технология, которая построена на обратной связи между человеком и миром, синтезированным компьютером, а также способ, с помощью которого человек визуализирует цифровой мир, манипулирует им, взаимодействует с ним [9].
Наиболее полное и емкое определение дополненной реальности предложил Рональд Т. Азума в своем исследовании, посвященном различным способам использования дополненной реальности. По его мнению, AR - это система, которая:
- совмещает виртуальное и реальное;
- взаимодействует в реальном времени;
- располагается в трехмерном пространстве.
Дополненная реальность, хоть и является разновидностью виртуальной реальности, имеет важное отличие - AR интегрируется и дополняет настоящий мир вместо того, чтобы полностью его замещать [1].
Самые распространенные сценарии использовании AR/VR в 2019 году включают в себя: игры виртуальной реальности (4 млрд долларов от объема продаж), просмотр видео (2 млрд долларов) и игры дополненной реальности (616 млн долларов). Единственным массовым коммерческим вариантом использования технологии в 2019 году является обучение и тренинги (1,8 млрд долларов от объема продаж). Два других варианта коммерческого использования виртуальной и дополненной реальности - онлайн-демонстрация товаров розничной торговли (558 млн. долларов) и промышленное обслуживание (413 млн долларов) еще не получили массового распространения, но активно набирают популярность. [4]
Ключевыми игроками рынка по производству оборудования для виртуальной и дополненной реальности являются такие глобальные технологические компании, как Google Inc., Sony, Magic Leap, Inc., HTC, Microsoft Corporation, Osterhout Design Group, Facebook, DAQRI, Samsung Electronics Co., Ltd., and Wikitude.
Прогнозируется, что к 2020 году уровень объема продаж продуктов в виртуальной реальности составит 30 млрд долларов, в дополненной реальности — 120 млрд долларов. На рисунке проиллюстрированы самые популярные сферы бизнеса, в которых будут применяться данные технологии. Самая большая доля в сфере продажи оборудования, электронной коммерции и рекламе.
Рис. 1. ЛЯ/УЯ бизнес-модели 2020 года [2]
На производство рекламных и контентных продуктов AR и VR приходится значительная доля от всего объема продаж. Данная ниша имеет несколько преимуществ: низкий порог входа, относительная простота и низкая стоимость привлечения первых клиентов в B2B сегменте, благодаря легко прогнозируемой выгоде от контентных продуктов.
Запрос на контентные продукты в УЯ и ЛЯ исходит от [3]:
• потребителей, которые используют технологии виртуальной и дополненной реальности в основном для развлечений и покупок;
• специалистов из государственного сектора, заинтересованных в использовании технологий для продвижения стран и регионов и для обучения сотрудников;
• предприниматели, которые используют УЯ и ЛЯ с целью улучшить бизнес-процессы и разнообразить взаимодействие с клиентами;
• исследовательские центры и университеты.
За последние 5 лет разработка контента для дополненной и виртуальной реальности резко возросла. Основные сферы применения AR/VR технологий:
- Управление высокотехнологическим оборудованием. Характерно для нефтегазовой отрасли, энергетики, строительства, автомобильной промышленности, аэрокосмическая промышленности и ВПК.
- Иммерсивное обучение. Применяется в здравоохранении и ВПК.
- Визуализация данных. Используется в технических и прикладных науках, образовании, бизнесе, строительстве и недвижимости.
- Улучшение клиентского опыта. Например, примерка одежды в интернет-магазине в режиме онлайн.
Особенность рыночной ниши по разработке AR/VR проектов заключается в том, что ключевыми игроками являются не глобальные компании, а стартапы, которые были созданы в течение последних 5 лет, и обладая уникальной экспертизой, быстро нарастили свою клиентскую базу и захватили большую долю рынка. Лучшими компаниями по производству контента в виртуальной и дополненной реальности являются NEXT/NOW (США), hedgehog lab (Великобритания), CitrasBits (США), Gramercy Tech (США), Hyperlink InfoSystem (Индия), IndiaNIC (США), Zco (США), Groove Jones (США), Mutual Mobile (США), Shockoe (США).
В России объем финансирования в технологии виртуальной и дополненной реальности растет последние несколько лет. По заявлениям директора по инвестициям фонда Skolkovo Ventures Григория Лещенко, вложения в AR/VR технологии в России выросли за 2017 год на 57%. В 2016 году вложения в отрасль составляли 700 млн руб., а годом ранее - 200 млн руб. [6].
В течение последних лет количество активно развивающихся российских компаний в данной сфере выросло в три раза - с 60 до 183. Большинство предприятий функционирует в Москве (105), 25 - в Санкт-Петербурге, остальные расположены в других городах России.[5] Согласно рейтингу RUWARD[8] в 2018 году лучшими компаниями по производству продуктов в виртуальной и дополненной реальности были признаны KT.TEAM (Москва), ITECH.group (Ульяновск), Seven Winds Studio (Новороссийск), App Android (Москва), TOUCH INSTINCT (Санкт-Петербург), JETSTYLE (Екатеринбург), Deluxe Interactive (Москва), HEADS AND HANDS (Санкт-Петербург), Garpix (Иваново), SEVENTECH (Ярославль).
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что мировой рынок технологий виртуальной и дополненной реальности находится в стадии формирования. Мировое разделение компетенций еще не завершено, и глобальные технологические компании-лидеры заявили о себе только в сегменте производства устройств, где задали определенные стандарты. Однако, у российских разработчиков есть шансы занять прочные позиции в сегменте производства контентных и рекламных продуктов. Положение российских компаний, создающих проекты в виртуальной и дополненной реальности ещё лучше. В этом сегменте еще нет явно сформированных лидеров и стандартов. Также отечественным предприятиям выгодно, что для западно-европейского бизнеса свойственно отдавать часть задач на аутсорс в восточноевропейские страны.
За последнее десятилетие в России сложилась сильная школа программистов и инженеров, российские аниматоры, художники, эксперты по визуализации компьютерной графики также не уступают своим зарубежным коллегам. Наличие экспертов в области может помочь российским компаниям занять определенную долю рынка.
Список литературы / References
1. Ronald T., Azuma A. Survey of Augmented Reality. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cs.unc.edu/ ~azuma/ARpresence.pdf, свободный/ (дата обращения: 30.05.2019).
2. The reality of AR/VR business models. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.digi-capital.com/news/2016/04/the-reality-of-120-billion-arvr-business-models/, свободный/ (дата обращения: 25.04.2019).
3. Virtual Reality and its Potential for Europe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/futurium/en/system/files/ged/vr_ecosystem_eu_report_0.pdf/ (дата обращения: 5.05.2019).
4. Worldwide Spending on Augmented and Virtual Reality Expected to Surpass $20 Billion in 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prUS44511118, свободный/ (дата обращения: 25.04.2019).
5. Изосина Е.В., Семеркова Л.Н. Оценка стратегической привлекательности рынка виртуальной и дополненной реальности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2017. № 3 (43). С. 196.
6. Инвестиции в российский рынок VR и AR превысили 1 млрд руб. в 2017 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://adindex.ru/news/digital/2018/04/17/170590.phtml, свободный/ (дата обращения: 25.04.2019).
7. Прогноз объема рынка дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/591181/global-augmented-virtual-reaHty-market-size/, свободный/ (дата обращения 30.05.2019).
8. Рейтинг digital-агентств: Заказная разработка дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR): 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruward.ru/spec-ratings/2018/vr-ar/ (дата обращения: 5.05.2019).
9. Холодкова В. Виртуальная реальность: общие понятия, системы трекинга. [Электронный ресурс]. // Мир ПК: электронный журнал. Режим доступа: http://www.osp.ru/ pcworld/2008/04/5175003/, свободный/ (дата обращения: 30.05.2019).
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Зюзин Н.С. Email: Zyuzin666@scientifictext.ru
Зюзин Николай Сергеевич — магистрант, кафедра мировой экономики, Мытищинский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Мытищи
Аннотация: в статье проведен анализ инвестиционной привлекательности лесного комплекса России на основе различных критериев, так как сейчас перед экономической наукой стоит проблема поиска критериев выбора выгодных инвестиционных проектов, решающим критерием которого является получение максимальной прибыли. Важнейшее место в ходе анализа инвестиционной привлекательности занимают оценка состояния данного показателя на основе различных критериев, которые в дальнейшем будут поделены на три сегмента, которые необходимо усовершенствовать.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, лесной комплекс, максимальная прибыль, выявление проблем, оценка.
RESEARCH OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE TIMBER
COMPLEX OF RUSSIA Zyuzin N.S.
Zyuzin Nikolay Sergeevich — Master's Student, DEPARTMENT OF WORLD ECONOMY, MYTISCHI BRANCH
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION BAUMANMOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY (NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY), MYTISCHI
Abstract: the article analyzes the investment attractiveness of the forest complex of Russia on the basis of various criteria, as now before the economic science is the problem of finding criteria for the selection ofprofitable investment projects, the decisive criterion of which is to maximize profits. The most important place in the analysis of investment attractiveness is the assessment of the state of this indicator on the basis of various criteria, which will be further divided into three segments that need to be improved.
Keywords: investment attractiveness of the forest complex, maximum profit, identification ofproblems, evaluation.
УДК 339.13.024