Научная статья на тему 'Перспективы России в минерально-сырьевой области'

Перспективы России в минерально-сырьевой области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришанов Андрей Игоревич, Маруев Алексей Юрьевич

В современных условиях энергетическая и минерально-сырьевая проблематика является очень актуальной, особенно в свете намерений Российской Федерации утвердиться на мировой арене в качестве одного из главных поставщиков углеводородного сырья. Имеющиеся в России запасы углеводородов позволяют ей претендовать на статус энергетической державы. В то же время минерально-сырьевая база России с точки зрения национальных интересов используется неэффективно. Необходима реализация перспективной стратегии в области энергетической политики с учетом мировой экономической обстановки, позиций наших основных экономических конкурентов и собственно возможностей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришанов Андрей Игоревич, Маруев Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian perspectives in minerals and raw materials1The center of strategic development

Under the current circumstances energy and minerals-raw materials problems acquire a special importance and actuality in the light of the Russian Federation's intentions to assert itself in the world as one of the main suppliers of hydrocarbon raw materials. Oil and gas resources available in Russia justify its claim on a status of an energy power. At the same time minerals and raw materials in Russia are being used ineffectively from the point of view of Russian national interests. There is a need to implement a perspective strategy in the energy policy field taking into account the existing economic situation in the world, positions of our main rivals and Russia's own capabilities.

Текст научной работы на тему «Перспективы России в минерально-сырьевой области»

УДК 553.04

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ОБЛАСТИ

А.И. Гришанов

Центр стратегических разработок Ленинский пр-т, д. 6,. 117049, Москва, Россия

А.Ю. Маруев

Центр исследований ФСБ России

Б. Лубянка, д. 1/3, 101000, Москва, Россия

В современных условиях энергетическая и минерально-сырьевая проблематика является очень актуальной, особенно в свете намерений Российской Федерации утвердиться на мировой арене в качестве одного из главных поставщиков углеводородного сырья. Имеющиеся в России запасы углеводородов позволяют ей претендовать на статус энергетической державы. В то же время минерально-сырьевая база России с точки зрения национальных интересов используется неэффективно. Необходима реализация перспективной стратегии в области энергетической политики с учетом мировой экономической обстановки, позиций наших основных экономических конкурентов и собственно возможностей России.

Энергетическая и минерально-сырьевая проблематика привлекает к себе все более пристальное внимание во всем мире в силу целого ряда причин. Постоянный рост цен на энергоносители в течение продолжительного времени многие аналитики склонны рассматривать не как следствие лишь стечения неблагоприятных обстоятельств (боевые действия в районах добычи, стихийные бедствия, природные катаклизмы и т.п.), а как проявление гораздо более долгосрочного тренда, обусловленного структурными изменениями энергопотребления в мире. Вновь на целом ряде направлений обостряются отношения между производителями и потребителями энергоресурсов.

В таких условиях абсолютно логичным представляется решение России сделать энергетическую проблематику лейтмотивом своего председательства в «Группе восьми». Как подчеркнул Президент России В. Путин, отправной точкой нового подхода ведущих стран мира должно стать признание того, что, поскольку энергетика стала глобальной, энергетическая безопасность неделима. Общая энергетическая судьба означает общую ответственность, общие риски и выгоды. По словам Путина, Россия будет стремиться к формированию такой системы энергетической безопасности, которая учитывала бы интересы всего мирового сообщества [1 ].

Россия, с одной стороны, является крупнейшим производителем энергоресурсов, а с другой - входит в упомянутый «клуб» наиболее развитых стран - основных их потребителей. Это дает нашей стране уникальный шанс утвердиться на международной арене в качестве важнейшего связующего звена в контексте глобальных энергетических интересов.

Рассмотрение имеющихся возможностей для использования этого шанса представляется, однако, необходимым предварить следующим замечанием. Превращение России в «энергетическую державу» ни в коей мере не подразумевает консервации имеющихся в ее экономике структурных перекосов в плане гипертрофированного развития сырьевых отраслей в ущерб обрабатывающей промышленности. Основным вектором развития российского народного хозяйства должно стать повышение его конкурентоспособности через стимулирование выпуска наукоемкой продукции высокой степени обработки. Средства на подобную структурную перестройку экономики могут быть изысканы как раз за счет грамотного использования имеющихся преимуществ в сфере энергетики при встраивании российского ТЭК в мировую энергетическую систему в качестве одного из важнейших элементов.

Итак, что же Россия может предъявить мировому сообществу, претендуя на роль энергетической державы, и в каких условиях подобные планы предстоит реализовывать?

Прежде всего, представляется необходимым отметить, что, согласно большинству прогнозов, в обозримом будущем прирост потребления энергии в мире будет покрываться в основном за счет ископаемых видов топлива (утоль, нефть, природный газ, уран). Данные о мировых запасах, ресурсах и добыче углеводородов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Мировые запасы, ресурсы, добыча углеводородов I?]______

Энергоноситель Разведанные запасы Г еологиче-ские ресурсы Добыча, 2004 г. Обеспечение добычи, лет

запасами ресурсами

Уголь, млрд. т 981 14254 5,5 178 2592

Нефть, млрд. т 175 477 3,5 50 136

Г аз, трлн. м! 171 537 3,1 55 173

По объемам разведанных запасов углеводородов Россия в мире занимает следующие места: по углю - второе (157 млрд. т); по нефти - шестое (8,2 млрд. т); по газу - первое (47,6 трлн. м3).

Доля России в мировых запасах урана составляет порядка 5,6 %. Прогнозные ресурсы урана в России по состоянию на 1 января 1993 г. оценивались в 1010 тыс. т, однако оценочные ресурсы составляют менее 10 % этого объема (105 тыс. т). В настоящее время в России отсутствуют рентабельные резервные объекты урана. Так, руды крупного Алданского района (Республика Саха - Якутия), составляющие 27 % разведанных запасов, характеризуются высокой себестоимостью освоения, а более «дешевые» руды, разведанные на Урале (Курганская обл.), незначительны по масштабам (3 % разведанных запасов) и не могут компенсировать выбывающую сырьевую базу [3].

В этом контексте весьма показательны также приведенные М.В. Голицыным данные о крупнейших бассейнах (месторождениях) углеводородов в мире [2].

Угольные бассейны (млрд. т): Алта-Амазона (Бразилия) 2200; Тунгусский (Россия) 1868; Аппалачский (США) 1600; Ленский (Россия) 861; Форт-Юнион (США) 600; Кузнецкий (Россия) 480; Канско-Ачинский (Россия) 430; Альберта (Канада) 360; Иллинойский (США) 343; Нижнерейнско-Вестафальский (Германия) 287.

Нефтяные месторождения (млрд. т): Гхавар (Саудовская Аравия) 10,1; Большой

Бурган (Кувейт) 9,2; Боливар (Венесуэла) 4,6; Сафания (Саудовская Аравия) 4,2; Самотлор (Россия) 3,3; Ромашкинское (Россия) 3,0; Закум (Абу Даби) 2,8; Канта-рель (Мексика) 2,7; Манифа (Саудовская Аравия) 2,4; Румайла (Ирак) 2,3.

Газовые месторождения (трлн. м3): Северное (Катар) 10,6; Уренгой (Россия) 10,2; Ямбург (Россия) 5,2; Бованенковское (Россия) 4,4; Заполярное (Россия) 3,5; Южный Парс (Иран) 2,8; Штокмановское (Россия) 2,8; Арктическое (Россия) 2,7; Астраханское (Россия) 2,7; Гронинген (Нидерланды) 2,7.

Таким образом, место России среди стран мира, располагающих серьезными запасами энергоресурсов, является весьма достойным. В этой связи далее логично рассмотреть вопрос о том, какой вклад наша страна вносит в мировую торговлю этими товарами.

Приведенные прогнозные показатели выглядят весьма обнадеживающе, хотя они и не столь оптимистичны как целеуказания, содержащиеся в принятой 28 августа 2003 г. «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Впрочем, трудно припомнить какую-либо программу или стратегию из тех, что принимались за последние пятнадцать лет, которая хоть как-то коррелировала бы с реальным развитием событий. Однако ситуация в отечественном ТЭК требует более детального рассмотрения.

Прежде всего, представляется необходимым упомянуть о некоторых положениях резолюции Всероссийского съезда геологов, принятой еще в 2000 г. В этом документе отмечается, в частности, следующее:

нарастает разрыв между качественными показателями разведанных запасов различных видов полезных ископаемых и технико-технологическими возможностями их эффективного освоения;

добыча ряда важнейших полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, не компенсируется приростом запасов, чем создаются предпосылки для возникновения кризисных ситуаций в энергообеспечении экономики страны;

темпы старения государственных карт геологического содержания опережают темпы их обновления;

имеет место недооценка роли горно-геологической службы в обеспечении социально-экономического развития страны, возможностях обоснования и закрепления геополитических интересов и экономической безопасности России.

Картина нарисована весьма тревожная, а оснований говорить о том, что в ней за прошедшие годы произошли существенные позитивные сдвиги, не имеется.

Далее, топливно-энергетический баланс России существенно отличается от среднемирового, прежде всего, большой долей нефти и газа -75-77 % (в среднем по миру 57-60 %) и необычайно малой долей угля: в 1995 г. - 13-14 % (в среднем по миру - 29-30 %). Кроме того, степень выработанности разведанных запасов нефти в целом по стране достигла почти 50 %, а крупных месторождений, дающих основной объем добычи - до 60-80 %. В Западной Сибири, где расположена половина всех потенциальных ресурсов нефти страны, около 60 % разведанных запасов характеризуются падающей добычей. Выработанность же разведанных запасов в других ведущих нефтедобывающих регионах (Приволжско-Уральском, Республике Коми, Северном Кавказе) достигает 65-85 %. Если в 1980-е гг. на единицу добычи нефти и (или) газа приходилось 2-4 единицы прироста запасов, то в 1995-1997 гг. добыча нефти компенсирована новыми запасами на 79 %, а газа - на 39 % [6].

Приведенных выше данных достаточно, чтобы, не углубляясь в рассмотрение множества других проблем, стоящих перед отечественным ТЭК, констатировать необходимость существенного изменения политики в данной сфере, включая значительное повышение роли государства в качестве силы, организующей и контролирующей развитие данной жизненно важной для страны отрасли. По своему потенциалу Россия может стать «энергетической державой», однако, как показывает опыт прошедших полутора десятилетий, передача ТЭК полностью на откуп частным интересам не совместима с интересами общества в целом, в частности в том, что касается укрепления позиций страны на международной арене с использованием имеющихся у нас энергетических «козырей». Как отмечает вице-президент РАЕН, бывший министр геологии СССР Е. А. Козловский:

минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;

сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе «производство - потребление - экспорт» добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;

низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможного использования имеющейся минерально-сырьевой базы и поэтому требует дальнейшего реформирования;

отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, угрожает национальной безопасности страны и ведет к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира [7].

Таким образом, имеющийся в России богатый природный потенциал сам по себе не обеспечивает стране прочных позиций на международной арене. За это необходимо активно бороться как внутри страны, так и в сфере международных отношений.

К сожалению, торговля сырьем осуществляется в России без должного государственного контроля. Даже в странах с давно установившейся рыночной экономикой внешнеэкономическая деятельность регулируется государством. В России энергетические компании в погоне за прибылью стремятся любыми средствами увеличить экспорт. В данном контексте, по всей видимости, в России целесообразно создать государственную централизованную структуру, которая могла бы координировать внешнеторговую деятельность энергетических компаний с целью получения наибольшей эффективности от совершенных сделок. Национальным интересам России отвечает занятие Российской Федерацией одного из ведущих мест на мировом энергетическом рынке. Это может произойти лишь в том случае, если российские компании будут пользоваться высоким доверием партнеров, если их предложения будут обладать высокой степенью гарантий. Обеспечить же подобные гарантии может только государство.

Именно государство должно выработать оптимальную стратегию в определении первоочередных направлений геологоразведочных работ и развитии минерально-

сырьевых ресурсов как в разведанных, так и в новых регионах. Особое внимание целесообразно уделить разведке важных видов углеводородов именно в новых перспективных районах.

Также большое значение имеет создание новых предприятий в добывающей твердые ископаемые отрасли. При этом создание этих предприятий и их последующее функционирование невозможно без централизованных капиталовложений. Практически невозможно горному предприятию или компании осуществить полный инвестиционный цикл за счет собственных средств, поэтому государственная поддержка в данном вопросе является настоятельно необходимой.

Оценивая международный контекст, в котором будет разворачиваться борьба за лидирующую роль России в мировой энергетике, прежде всего, представляется целесообразным рассмотреть прогнозируемую динамику мирового спроса на энергоносители.

Предполагается, что нефть будет доминирующим энергоносителем, по крайней мере на период до 2025 г., причем ее доля в мировом потреблении энергии уменьшится весьма незначительно - с 39 % в 2001 г. до 38 % в 2025 г. Среднегодовой прирост потребления нефти в мире в указанный период, согласно прогнозам МЭА, составит 1,7 %, природного газа - 2,8 %, а угля - 1,5 % [8]. Приведенный выше и в табл. 2 прогноз российского экспорта углеводородов не предполагает параллельного сопоставимого наращивания поставок на мировой рынок, что, впрочем, едва ли смогут обеспечить и другие крупные продуценты. Таким образом, налицо перспектива обострения глобальной конкуренции за доступ к энергоносителям.

Таблица 2

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

Экспорт млн. т у.т. 706 480 507 555-570 580-600 575-610 555-600

Из него:

- нефть и нефтепродукты, млн. т 275 162 170 165 160-180 145-185 135-170

-природный газ, млрд. м3 211 191 208 255 280-255 285-265 285-265

-уголь, млн. т у.т. 61 22 17 17-14 17-12 18-8 18-8

Заинтересованы ли западные страны в усилении России на мировом энергетическом рынке? Учитывая геополитическое соперничество РФ с США и их ближайшими союзниками, вряд ли американцы допустят лидерства России в данной области. В то же время европейские государства заинтересованы в стабильных поставках углеводородов из России. Так что отношение Запада к роли России, как одного из основных экспортеров углеводородного сырья, носит двойственный характер.

Вышеприведенные прогнозы должны быть учтены при разработке перспективной стратегии, нацеленной на защиту национальных интересов Российской Федерации в сфере энергетической политики. Необходима глубоко проработанная и обоснованная целостная концепция с учетом мировой экономической обстановки, тенденций ее развития, положения наших основных экономических конкурентов и собственно возможностей России.

Поддержание на должном уровне и развитие минерально-сырьевого комплекса,

стремление занять лидирующие позиции на мировом рынке энергоносителей вписываются в рамки единой геостратегии России, заключающейся в завоевании Российской Федерацией ведущих позиций на мировой арене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимир Путин - о саммите «восьмерки»: «Энергетический эгоизм» - это путь в тупик». - Известия. - 1 марта 2006 г.

2. Голицын М.В. ТЭК: уголь, нефть, газ - мировые ресурсы, добыча и использование. - Ь1рр//1п1е1Н§ет.ги.

3. Воробьев А.Е., Балыхин Г.А., Комащенко В.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность России: современные проблемы и перспективы. - М.: МИИР, 2005.

4. Козловский Е.А. Национальная безопасность России и минерально-сырьевая политика «Промышленные ведомости». - М., 2003.

5. Козловский Е.А. Геология как жертва экономических реформ. «Промышленные ведомости». - М., 2003.

6. Прогноз развития мировой энергетики до 2025 г. http://mkt.rosugoI.ru.

RUSSIAN PERSPECTIVES IN MINERALS AND RAW MATERIALS

A.I. Grishanov

The center of strategic development Lenin pr., 6, 117049, Moscow, Russia

A.J. Maruev

The center of researches of FSB of Russia B.Lubjanka, 1/3, 101000, Moscow, Russia

Under the current circumstances energy and minerals-raw materials problems acquire a special importance and actuality in the light of the Russian Federation's intentions to assert itself in the world as one of the main suppliers of hydrocarbon raw materials. Oil and gas resources available in Russia justify its claim on a status of an energy power. At the same time minerals and raw materials in Russia are being used ineffectively from the point of view of Russian national interests. There is a need to implement a perspective strategy in the energy policy field taking into account the existing economic situation in the world, positions of our main rivals and Russia's own capabilities.

Гришанов Андрей Игоревич, канд. эконом, наук, полковник ФАПСИ, специалист в области экономической безопасности, эксперт Центра стратегических разработок, автор 20 публикаций.

Маруев Алексей Юрьевич, канд. полит, наук, полковник ФСБ, специалист в области геополитики и геостратегии, научный сотрудник Центра исследований ФСБ России, автор 30 публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.