Научная статья на тему 'Перспективы реструктуризации электроэнергетики России'

Перспективы реструктуризации электроэнергетики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еськов Артем Николаевич

The article is devoted to the restructuring challenges of the Russian electric power industry. The author examines the prospects of restructuring the industry on the federal, regional and corporate level, and suggests strategic goals for the market participants. The recognition, consistency and balance of all electric power industry participants' interests are, in the author's opinion, a passport to success for the current electric power industry reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of restructuring in the Russian electric power industry

The article is devoted to the restructuring challenges of the Russian electric power industry. The author examines the prospects of restructuring the industry on the federal, regional and corporate level, and suggests strategic goals for the market participants. The recognition, consistency and balance of all electric power industry participants' interests are, in the author's opinion, a passport to success for the current electric power industry reform.

Текст научной работы на тему «Перспективы реструктуризации электроэнергетики России»

А. Н. ЕСЬКОВ*

Артем Николаевич ЕСЬКОВ — аспирант СПбГУЭФ, ассистент кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов СПбГУЭФ.

В 2003 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — стратегический менеджмент.

^ -Ф»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ"

Качественно новая ситуация, сложившаяся за последнее десятилетие в экономике страны в целом и ее электроэнергетическом хозяйстве, выявила ряд неотложных проблем, возникших из-за непоследовательности осуществления предшествующих этапов реструктуризации отрасли.

В связи с этим перед хозяйствующими субъектами остро встают проблемы формирования адекватной рынку организационной и производственной структуры предприятий, являющейся одним из необходимых условий повышения эффективности электроэнергетической отрасли.

Стартовое состояние экономики страны и электроэнергетической отрасли, предшествующее реструктуризацнонным действиям, имеет исключительно важное значение. Мировая практика реструктуризации национальной электроэнергетики свидетельствует о том, что наиболее последовательно реструктуризация электроэнергетики происходила в странах, где на момент старта подавляющая часть электроэнергетических объектов находилась в государственной собственности. Причем на широту и глубину реструктуризации отрасли (в смысле ее организационного разделения по функциональному признаку, формирования конкурентного рынка электроэнергии и мощностей), фактор сохранения государственной собственности (Норвегия, Швеция) или проведенной в ходе реструктуризации приватизации генерирующих и сбытовых компаний (Англия и Уэльс, Чили, Аргентина и т. д.) сколько-нибудь существенного значения не имел. По мнению автора, во втором случае помимо основной проблемы — включение конкурентных механизмов в процесс производства и сбыта электроэнергии в целях снижения тарифов на нее — параллельно решалась проблема сокращения государственных расходов и привлечения в отрасль частных инвесторов.

^ © А. Н. Еськов, 2007

Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента Э. А. Гончаровой.

РИС. I. Структура собственности в электроэнергетике в РФ.

Как видно из рис. 1, энергетическое хозяйство Российской Федерации является смешанным (государственно-частным), и это обстоятельство должно учитываться при осуществлении реструктуризацио иных мероприятий,

В подобной полиформичной ситуации проводимая в рамках государственной энергетической политики реструктуризация электроэнергетики сталкивается и, следовательно, должна считаться с множественностью интересов субъектов деятельности в отрасли, т. е. не только государства, причем как на федеральном так и региональном уровнях, но и частных акционеров элеюгрокомпаний, муниципальных и кооперативных образований. Иными словами, реструктуризация реально возможна и осуществима лишь при условии согласования и учета интересов всей совокупности субъектов, поскольку их цели деятельности на национально-государственном, государственно-региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, как правило, не совпадают, однако сама реструктуризация отрасли немыслима без реструктуризации на всех этих уровнях функционирования и развития национального электроэнергетического хозяйства. Именно в этом, на наш взгляд, причины острейшей дискуссии и множественности точек зрения (зачастую полярно противоположных, взаимоотрицающих друг друга) на содержательную сторону реструктуризационной стратегии.

Исходя из этого, прежде всего, следует провести четкую разграничительную линию между реструктуризацией национального электроэнергетического комплекса и реструктуризацией конкретных электроэнергетических компаний (корпораций).

Реструктуризация национального электроэнергетического хозяйства есть прерогатива государства, и решаться она должна в рамках государственной энергетической стратегии и политики. Именно в рамках последней должны ставиться и решаться задачи общего, особенного и единичного в реструктуризации отрасли как перманентного процесса адаптации ее функционирования и развития к динамике внешней среда). При этом в обязательном порядке должны учитываться;

1) инфраструктурная значимость электроэнергетики и степень ее влияния (воздействия) на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

2) возможности ее расширенного воспроизводства;

3) степень адекватности ее организационной структуры механизмам функционирования рыночной экономики.

В данном контексте основная цель реструктуризации электроэнергетического комплекса должна быть, по нашему мнению, адекватна его инфраструктурной значимости и соответствующей цели государственной энергетической политики, которая, к примеру, в Японии законодательно закреплена в специальном «Законе об электроэнергетической промышленности» (1964 г.), формулирующем основную цель государственной политики: обеспечение стабильного предложения дешевой электроэнергии.

Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе',

В свою очередь региональный уровень государственной власти заинтересован в настоящее время в такой модели реструктуризации электроэнергетики, которая сохраняет и усиливает региональную ориентацию ее вертикально интегрированной организации.

Это обусловлено тем, что, во-первых, налоги и отчисления от предприятий энергетики, принадлежащих местным энергосистемам или коммунальным службам, поступают в казну региона. Закрытие этих станций и переориентация на закупки электроэнергии с федерального рынка означает, прежде всего, что средства, ранее остававшиеся в регионе, будут перетекать в федеральный бюджет и в этом случае региональный же бюджет, а также местная налогооблагаемая база понесут потери.

Во-вторых, переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике лишает региональные власти возможности социального маневра, обеспечиваемого практикой перекрестного субсидирования.

В-третьих, вывод из эксплуатации экономически неэффективных генерирующих мощностей в регионах неминуемо приведет к сокращению занятости и, следовательно, обострению социальной напряженности, К тому же надо иметь в виду, что многие станции являются градообразующим и объектами и их закрытие означает практическое «вымирание» городов.

Само собой разумеется, что у акционерных энергетических компаний также есть собственные корпоративные интересы. И в данном контексте реструктуризация акционерных электроэнергетических компаний (т. е. реструктуризация их активов и пассивов, организационных структур и управления) в условиях рыночной экономики есть их внутреннее дело. Государство может воздействовать на этот процесс прямо и косвенно главным образом лишь сообразно величине пакета акций этих компаний, находящихся в его распоряжении, или административными методами в рамках реализации национальной энергетической политики, но с обязательным учетом экономических интересов этих компаний и их акционеров.

Цели функционирования, а следовательно, и реструктуризации негосударственной и даже смешанной государственно-частной электроэнергетической компании имеют звучание, соответствующее интересам ее акционеров. Это прежде всего обеспечение собственной финансовой устойчивости и наличие реальных инвестиционных возможностей для своего развития за счет надежного и бесперебойного снабжения платежеспособных потребителей электро- и теплоэнергии. Поэтому вполне закономерна постановка

целей реструктуризации РАО «ЕЭС России», сформулированных в программе действий холдинга еще в 1998 г.г Они были сформулированы следующим образом:

1) обеспечение надежного электроснабжения потребителей России при экономически обоснованных ценах на электрическую энергию путем повышения эффективности функционирования Федерального оптового и потребительских рынков энергии;

2) преобразование РАО «ЕЭС России» в финансово эффективную компанию с положительным сальдо по потоку наличности, обеспечивающую в полном объеме уплату текущих платежей в бюджет и поставщикам, не имеющую задолженность по заработной плате для своего персонала, с полностью урегулированной и реструктуризированной кредиторской задолженностью, текущие обязательства по обслуживанию которой гарантированно обеспечены текущими доходами;

3) поэтапная трансформация структуры собственности и методов управления холдингом, обеспечивающая развитие конкуренции на рынках энергии;

4) привлечение в отрасль долгосрочных инвестиционных ресурсов с минимизацией затрат на обслуживание привлекаемого капитала;

5) переход к механизмам ценообразования, основанным на рыночных интересах;

— стимулирующих эффективную работу предприятий энергетики;

— обеспечивающих минимизацию затрат на электроснабжение потребителей;

— создающих стимулы для инвестиций;

— формирующих правильные ценовые сигналы потребителям и производителям электроэнергии;

1) поддержка экономического роста в Российской Федерации;

2) развитие взаимовыгодной внешнеэкономической деятельности при восстановлении устойчивой параллельной работы РАО «ЕЭС России» с энергосистемами стран СНГ и Балтии, а в перспективе — с энергосистемам и европейских стран.

В этом аспекте корпоративная цель реструктуризации РАО «ЕЭС России» — превращение его в транснациональную корпорацию. Поэтому приоритетными целями являются устранение последствий неудачного реформирования единой энергосистемы, связанных с размытостью организационно-экономической структуры компании, и организационное укрепление холдинга, модернизация материально-технической базы компании для превращения ее в мощного экспортера электроэнергии. На завершающем этапе реструктуризации холдинга он вполне реально может стать трансконтинентальной корпорацией, активно участвующей в формировании евразийского рынка электроэнергии.

Это становится реально возможным лишь при условии соблюдения следующих принципов реформирования отрасли:

— выделение естественно монопольной составляющей отрасли (передача и диспетчеризация) в самостоятельный вид деятельности, регулируемый государством;

— демонополизация и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта;

— обеспечение финансовой прозрачности функционирования электроэнергетических компаний;

— обеспечение свободного доступа к инфраструктуре для всех участников рынка электроэнергии;

— создание нормативно-правовой базы структурных реформ в электроэнергетике.

Таким образом, имеет место известная противоречивость интересов государства

в целом, регионов, его образующих, и корпоративно-предпринимательских структур электроэнергетической отрасли. Поэтому необходимы поиск и нахождение оптимума, отражающего цели реструктуризации электроэнергетики как инфраструктурной системообразующей отрасли национальной экономики, с одной стороны, как совокупности

смешанных и государственных электроэнергетических компаний с присущими им корпоративными интересами — с другой, как существенной составляющей территориально-экономических и социальных комплексов субъектов Российской Федерации — с третьей. Причем это в полной мере должно относиться к синхронизированному во времени и пространстве всему воспроизводственному процессу в национальной энергообуслов-ленной системе, т. е. реструктуризации производства энергии (генерации), ее передачи (транспортировки), распределения, сбыта и потребления.

ЛИТЕРАТУРА

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» // Сборник законов Российской Федерации. 2001. №29. Ст. 3032.

2 Программа действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации. М.: РАО «ЕЭС России», 1998. — С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.