УДК 334.726
Ф. Н. Шайхутдинова, Е. В. Хворова
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: соглашение о разделе продукции, нефтегазохимический комплекс, Всемирная торговая организация, налогообложение.
Проведен анализ состояния реализации соглашения о разделе продукции в России. Рассматриваются условия реализации соглашения о разделе продукции в России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию.
Keywords: a production sharing agreement, petrochemical complex, the World Trade Organization, taxation.
The analysis of the implementation of production sharing agreements in Russia. The conditions realization of a production sharing agreement in Russia in terms of accession to the World Trade Organization.
Одной из приоритетных задач экономической политики в России в настоящее время является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Топливно-энергетический комплекс остается одним из наиболее устойчиво работающих секторов народного хозяйства в России и одной из ключевых областей инвестирования в экономику Российской Федерации. Поэтому основная часть прямых иностранных инвестиций в Россию (около 40%) приходится именно на топливно-энергетическую отрасль. Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом топливно-энергетических ресурсов, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России в углеводородном сырье.
В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 % мировой торговли нефтью. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 %. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок.
Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 % мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 % мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30 %. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспечении поставок центрально-азиатского газа в Европу и страны Содружества Независимых Государств.
Россия удерживает второе место в мире по запасам угля (19 % мировых запасов), пятое место по объемам ежегодной добычи (5 % мировой добычи) и
обеспечивает около 12 % мировой торговли энергетическим углем [1].
Для обеспечения энергетической безопасности страны и сохранения роли России на мировых рынках необходимы инвестиции в ТЭК в размере более 300 млрд. долл. США [1]. Понятно, что если не вкладывать средства в поиск новых месторождений и их разработку, то под угрозой оказывается не только сохранение экспортного потенциала России, обеспечение топливом ее внутреннего рынка, но и получение доходов в бюджет как от самих добывающих компаний, так и от их смежников, которые работают на подряде у этих компаний. Поэтому создание условий для инвестиций является одной из основных задач государственной экономической политики.
Одной из форм привлечения инвестиций как в топливно-энергетическую отрасль страны, так и в экономику в целом является соглашение о разделе продукции (СРП) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.
Полномочия государственной стороны основываются:
- на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или
- на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.
Соглашения о разделе продукции достаточно давно и успешно применяются в мире не только в качестве механизма привлечения инвестиций в экономику. Несомненными преимуществами использо-
вания указанного режима по сравнению с традиционными механизмами разработки недр являются косвенные и прямые макроэкономические эффекты от реализации соглашений о разделе продукции, оказывающие влияние на экономику страны в целом. Также использование режима СРП позволяет разрабатывать трудноизвлекаемые запасы минерального сырья, месторождения с небольшими запасами, а также проводить разведку неразведанных месторождений и разрабатывать месторождения, расположенные на шельфе.
В России закон, регулирующий отношения в области соглашений о разделе продукции был принят в 1995 году [2]. Тем не менее, еще до принятия указанного закона уже были заключены три соглашения о разделе продукции: СРП по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харъягинскому проекту [6].
Проект «Сахалин-1» реализуется международным консорциумом в составе: японского консорциума СОДЕКО (30 %), родственных предприятий российской государственной компании «Роснефть»: «РН-Астра» (8.5 % ) и «Сахалинморнефте-газ-Шельф» (11,5%); индийской государственной компании «ОНГК Видеш, Лтд.» (20 %) и «Эксон Нефтегаз Лимитед» (30% ) - дочерней компании корпорации «ЭксонМобил» и оператора проекта «Сахалин-1».
В проект «Сахалин-1» входят три нефтегазовых месторождения - Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенные на шельфе у северовосточного побережья о. Сахалин, на Дальнем Востоке России с общими потенциальными запасами около 307 млн. тонн нефти (2,3 млрд. барр.) и 485 млрд. куб. м газа.
Проект приносит России прямые выгоды в виде доходов, исчисляемых миллиардами долларов в бюджет и косвенные — в виде поставок природного газа в Хабаровский край, создания рабочих мест и модернизации инфраструктуры.
В течение всего срока реализации проекта в российский бюджет предусмотрены поступления в размере свыше 70 млрд. долл. США в виде налогов, роялти и доли государства в добыче нефти и газа.
Газ с месторождения Чайво поставляется в Хабаровский край. Начало поставок состоялось в 2005 г. и явилась существенным этапом реализации Программы газификации Дальнего Востока России. Более 150 млн. долл. США инвестируется в модернизацию объектов инфраструктуры о. Сахалин и Хабаровского края в интересах проекта и населения.
Проект «Сахалин-2» является одним из крупнейших в мире комплексных нефтегазовых проектов, реализуется в суровых климатических условиях острова Сахалин на Дальнем Востоке России. Компания «Сахалин Энерджи» осуществляет разработку одного из крупнейших нефтегазовых проектов — «Сахалин-2».
В его рамках идет освоение двух нефтегазовых месторождений на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохского (главным образом нефтяного месторождения с попутным газом) и Лунского (преимущественно газового месторожде-
ния с попутным газовым конденсатом и нефтяной оторочкой). Общие запасы составляют 182,4 млн. тонн нефти и 633,6 млрд. куб. м газа
Для скорейшего начала работ по освоению месторождений «Сахалин Энерджи» внедрила поэтапный подход к реализации проекта.
Реализация первого этапа началась в 1996 году с широкой программы поисково-разведочных работ на Пильтун-Астохском участке, включая сейсмическую разведку и бурение поисковых и разведочных скважин. В 1998 году на шельфе о. Сахалина была установлена платформа «Пильтун-Астохская-А» (ПА-А /«Моликпак»), добыча нефти с которой была начата в июле 1999 года.
В настоящее время, после установки дополнительного модуля и строительства берегового комплекса в рамках Второго этапа, платформа работает в круглогодичном режиме, при этом суточная добыча составляет около 60-70 тыс. баррелей. Общие инвестиции в первый этап составили около 1,5 млрд. долл. США.
Второй этап проекта «Сахалин-2» включал
в себя:
- строительство и установку двух новых морских платформ «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б) и «Лунская-А» (Лун-А);
- строительство объединенного берегового технологического комплекса;
прокладку магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и газа с платформ на юг о. Сахалина;
- строительство первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ);
- строительство терминалов отгрузки нефти и СПГ.
В ходе второго этапа проекта были построены и введены в эксплуатацию две другие морские платформы, подводные трубопроводы длиной 300 км, соединяющие все три платформы с берегом, наземные нефте- и газопроводы длиной 800 км, объединенный береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и первый в России завод по производству СПГ, мощностью — 9,6 млн. тонн сжиженного газа в год.
Благодаря реализации проектов СРП, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности — шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы — в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 млрд. рублей, по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа — в 13,2 раза. Только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 млрд. долл.США; по-
строен первый в России и один из крупнейших в мире завод по переработке сжиженного газа.
Харьягинское месторождение с запасами 97 млн. тонн нефти расположено на территории Ненецкого автономного округа. Его разработка осуществляется на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), подписанном в 1995 году между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и Администрацией Ненецкого автономного округа, с одной стороны, и французским акционерным обществом «То-
таль.Разведка.Разработка.Россия» (ТРРР).
Оператором проекта является «То-таль.Разведка.Разработка.Россия». Участие в проекте осуществляется компаниями: «Тоталь» (Франция) 40%; «СтатойлГидро» (Норвегия) 30%; «Зарубеж-нефть» (Россия) 20%; «Ненецкая нефтяная компания» (Россия) 10%.
Соглашение о разделе продукции вступило в силу в 1999 году. Первая нефть на Харьягинском месторождении была добыта в ноябре 1999 года. В настоящее время эксплуатация месторождения обеспечивается работой наклонно-горизонтальными добывающими скважинами, расположенными на одной промысловой площадке, что позволяет уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Нефть, добываемая на Харьягинском месторождении, содержит высокий процент парафинов и серы, что создает значительные технологические трудности. Трубопроводная система находится под постоянным прогревом электрическими нагревателями или горячей нефтью. Предполагается, что за 33 года действия СРП на месторождении будет добыто 45 млн. тонн нефти.
Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 года около 686 млн. долл. США, к началу 2010 — 5,6 млрд. долл. США., а к началу 2012 года — более $10,9 млрд. долл. США.
В связи с тем, что часть соглашений о разделе продукции была заключена до вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ, порядок налогообложения по ним должен был прописываться в самих соглашениях. Таким образом, в настоящее время порядок налогообложения в рамках соглашений о разделе продукции регулируется самими соглашениями, Федеральным Законом № 225 от 0.12.1995г. (в редакции от 19.07.2011г.) «О соглашениях о разделе продукции», и Налоговым кодексом Российской Федерации [2,4]. Соглашения, заключенные до вступления в силу Федерального Закона № 225-ФЗ, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями, а положения Закона о соглашениях о разделе продукции применяются к ним в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений. При выполнении соглашений, заключенных после вступления в силу Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в действие главы 26 Налогового Кодекса РФ «Специальные налоговые режимы» применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в СРП, с учетом норм законодательства РФ о налогах и сборах, действую-
щих на дату подписания соглашения. Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции», а, следовательно, и Налоговым Кодексом РФ, предусмотрены два варианта раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции и не допускает переход с одного способа на другой, а также замену одного способа раздела продукции другим.
Первый вариант (так называемый «традиционный раздел» в который заложена индонезийская модель), предусматривает три уровня раздела продукции. Первоначально определяется так называемая компенсационная продукция, то есть часть произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. Законодательно установлено, что предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 % общего объема произведенной продукции (при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 %). Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее между государством и инвестором осуществляется раздел прибыльной продукции, определяемой как разница между произведенной при выполнении соглашения продукцией за вычетом ее части, эквивалентной по стоимости налогу на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукцией. При этом законодательно установлена обязанность инвестора по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, акцизов, земельного налога и других налогов и сборов (платежи за пользование природными ресурсами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, плату за пользование водными объектами). Не уплачиваются транспортный налог и налог на имущество организаций с объектов, используемых исключительно для целей соглашения. По решению соответствующих органов инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов. Ввозимые для выполнения работ по соглашению товары и а также вывозимая продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения, освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Суммы уплаченных инвестором налогов (за исключением налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль) подлежат возмещению. Возмещение производится за счет уменьшения доли передаваемой государству продукции на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных налогов и сборов.
При применении варианта «прямой раздел», произведенная продукция делится между инвестором и государством без выделения «компенсационной» части продукции. При этом законодательно установлено, что доля государства в общем объеме произведенной продукции должна составлять не менее 32% общего количества произведенной продукции. В этом случае инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, государственную пошлину, таможенные
сборы (плату за негативное воздействие на окружающую среду).
При выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия уплаты или освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренные указанными соглашениями. В случае несоответствия положений НК РФ или иных законодательных актов о налогах и сборах условиям соглашений применяются условия таких соглашений. При изменении ставок НДС в течение действия соглашения исчисление и уплата налога производятся по текущей на данный момент ставке.
При выполнении соглашений налоговые ставки по НДПИ, применяются с коэффициентом 0,5 (за исключением нефти и газового конденсата). При добыче нефти и газового конденсата из нефте-газоконденсатных месторождений до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата установленного соглашением применяется налоговая ставка с коэффициентом 0,5, а при достижении такого предельного уровня налоговая ставка применяется с коэффициентом 1.
По поводу применения налоговой ставки для исчисления налога на прибыль, необходимо отметить следующее: налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения. Иначе говоря, для новых соглашений о разделе продукции будет применяться налоговая ставка, размер которой определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ. По действующим соглашениям ставки налога на прибыль различны: проекты «Са-халин-1» и «Харьяга» применяют ставку 35%, «Сахалин-2» - 32% .
В случае изменения в течение срока действия соглашения, порядка уплаты налогов и сборов, уплата налогов и сборов, производится в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.
В настоящее время одним из важных этапов интеграции России в мировое народное хозяйство является вступления России во Всемирную торговую организацию [3]. В соответствии с обязательствами России относительно соглашений о разделе продукции, отраженными в Докладе Рабочей группы были достигнуты следующие договоренности [5].
Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с последними изменениями от 19 мая 2010 года, далее - Федеральный закон № 225-ФЗ) устанавливает законодательную базу в сфере инвестиций в разведку, исследование и добычу минеральных ресурсов в Российской Федерации российскими и иностранными инвесторами. Соглашение о разделе продукции является соглашением, согласно которому Российская Федерация предоставляет инвестору, учитывая объем выручки и на ограниченный период времени, эксклюзивные права на выполнение разведки, разработки и добычи минеральных ресурсов на участке недр, определенном в таком соглашении, а также на любые связанные с этим работы, а инвестор берет
на себя обязательство выполнять указанные работы на свой риск, а также принимает на себя издержки. Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции установлены гражданским законодательством Российской Федерации. Срок соглашения определяется сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, применяемым на дату заключения соглашения.
В соответствии с российским законодательством в отношении реализации соглашений о разделе продукции специальный налоговый режим не устанавливается. В рамках исполнения соглашений о разделе продукции применяются положения главы 25. Эта же глава определяет порядок налогообложения добычи природных ресурсов.
В соответствии с федеральным законом № 225-ФЗ соглашение, положения которого не вступили в силу в течение одного года после подписания этого соглашения, прекратит свое действие по истечении этого срока, т. е. специальная процедура расчета и выплаты налогов и пошлин, установленная Налоговым кодексом и другими нормативными актами Российской Федерации о налогообложении для этого соглашения, применяться не будет, и разработка этого месторождения будет осуществляться на общих условиях налогообложения без применения положений федерального закона № 225-ФЗ.
Федеральный закон № 225-ФЗ также содержит требование о том, что стороны должны включать в такие соглашения обязательство о закупках российского технического оборудования для добычи природных ресурсов, их транспортировки и переработки в объеме не менее 70 % от общей стоимости оборудования и материалов, закупаемого в течение каждого конкретного календарного года для целей выполнения работ, предусмотренных соглашением. К инвесторам также предъявляется требование по найму граждан Российской Федерации в количестве, не менее 80 % от всего штата сотрудников, занятых в реализации соглашения о разделе продукции. Данное требование установлено положениями статьи 7 Закона.
Положения абзаца 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 225-ФЗ устанавливают, что в случае присоединения Российской Федерации к ВТО все положения, противоречащие принципам ВТО, станут недействительными либо будут приведены в соответствие с вышеуказанными принципами. Данный Федеральный закон не налагал требований по локализации в рамках соглашений, заключенных до вступления в силу данного Федерального закона, равно как и не изменял соответствующих положений таких соглашений, если они содержались в этих соглашениях.
Необходимо отметить, что с даты принятия Федерального закона № 225-ФЗ новых соглашений о разделе продукции заключено не было.
До вступления в силу Федерального закона № 225-ФЗ были заключены следующие отдельные соглашения:
1. Соглашение о разделе продукции на Чайвинском, Одоптунском и Аркутун-Дагинском нефтяных и газоконденсатных месторождениях (Сахалин-1). Это
соглашение было заключено в 1995 году сроком на 25 лет (с возможностью продления);
2. Соглашение о разделе продукции на Пильтун-Астохском и Лунском нефтяных и газовых месторождениях (Сахалин-2). Это соглашение было заключено в 1994 году сроком на 25 лет (с возможностью продления);
3. Соглашение о разделе продукции о разработке нефтяного месторождения и производстве нефти на Харьягинском нефтяном месторождении. Это соглашение было заключено в 1995 году сроком на 20 лет и может быть продлено еще на 13 лет.
Несмотря на то, что соглашение на разработку южной части Самотлорского нефтяного и га-зоконденсатного месторождений между Правительством Российской Федерации, Администрацией Ханты-Мансийского региона и открытым акционерным обществом «Самотлорнефтегаз» было заключено, оно не применяется, а вместо него в отношении данного проекта применяется нормальный инвестиционный и налоговый режим.
Федеральный закон № 225-ФЗ применим к соглашениям, заключенным до вступления в силу Федерального закона № 225-ФЗ, только в части, не противоречащей положениям этих соглашений о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции, которые были заключены до вступления в силу федерального закона, не содержат ни требований по локализации, ни требований по осуществлению экспорта. Тем не менее, два из этих соглашений (Саха-лин-2 и Харьягинское) содержат рекомендации в отношении использования российского оборудования, однако ни одно из этих соглашений не содержит положений о штрафных санкциях, применяемых в случае, если инвестор не последует этим рекомендациям и не станет использовать такое оборудование.
Любое из этих трех соглашений о разделе продукции, будут обновлены и (или) продлены, Российская Федерация берет на себя обязательство устранить любые положения, противоречащие со-
глашению по мероприятиям в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле (ТРИМс).
Российская Федерация также подтвердила, что Российская Федерация ни в одном секторе не будет заключать с инвесторами никаких новых соглашений, которые содержали бы положения, противоречащие Соглашению ВТО, включая Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах.
Литература
1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р
2. Федеральный Закон № 225 от 0.12.1995г. (в редакции от 19.07.2011г.) О соглашениях о разделе продукции
3. Шайхутдинова Ф.Н. Инновационные аспекты в повышении квалификации и переподготовки кадров предприятий и организаций Республики Татарстан в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию/ Ф.Н. Шайхутдинова, В.В. Авилова, Е.Н. Пар-фирьева, И.А.Биктагиров // - Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 14.- С.265-269
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации_N 146-ФЗ от 31.07.1998г.
5. Доклад Рабочей группы по присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/obj/file/doc/docladrg_rf_vto.pdf
6. Авилова В.В., Актуальность освоения нефтегазовых ресурсов шельфа/ Авилова В.В., Гусарова И.А., Сагдее-ва А. А., Парфирьева Е.Н. // Вестник Казанского технологического университета.- 2013.- №17.- С.268-269
7. Хворова Е.В Влияние налоговых льгот на развитие малых инновационных предприятий и научных центров в области нефтепереработки и нефтехимии / Лыжина Н.В. Хворова Е.В. // - Вестник Казанского технологического университета. - 2013. Т.16 - № 1.- С.205-207
Ф. Н. Шайхутдинова - канд.хим. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, доц. той же кафедры, evh1978@rambler.ru.
flura_kzn@mail.ru; Е. В. Хворова - канд. экон. наук,