Научная статья на тему 'Перспективы реализации модели экономики благосостояния в России'

Перспективы реализации модели экономики благосостояния в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика благосостояния / социальная справедливость / социальное расслоение / социально-экономическое развитие / welfare economics / social justice / social stratification / socio-economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Слепцова, Б. Р. Хуажева

В статье рассматриваются теоретические основы концепции экономики благосостояния, выделяются основные факторы, которые оказывают влияние на национальную модель экономики благосостояния. Оценивается динамика показателей, отражающих степень социального расслоения общества в РФ, определяются факторы, которые сегодня препятствуют построению модели экономики благосостояния в России. Выделяются основные принципы, которые должны стать базой для социальноэкономической политики государственной власти для реализации модели экономики благосостояния в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE WELFARE ECONOMY MODEL IN RUSSIA

The article discusses the theoretical foundations of the concept of welfare economics, identifies the main factors that influence the national model of welfare economics. The dynamics of indicators reflecting the degree of social stratification of society in the Russian Federation is estimated, factors that today impede the construction of a model of the welfare economy in Russia are determined. The basic principles that should become the basis for the socioeconomic policy of state power to implement the model of welfare economics in the Russian Federation are highlighted.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации модели экономики благосостояния в России»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ В

РОССИИ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Б.Р. Хуажева, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11389

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы концепции экономики благосостояния, выделяются основные факторы, которые оказывают влияние на национальную модель экономики благосостояния. Оценивается динамика показателей, отражающих степень социального расслоения общества в РФ, определяются факторы, которые сегодня препятствуют построению модели экономики благосостояния в России. Выделяются основные принципы, которые должны стать базой для социально-экономической политики государственной власти для реализации модели экономики благосостояния в Российской Федерации.

Ключевые слова: экономика благосостояния, социальная справедливость, социальное расслоение, социально-экономическое развитие.

В последние годы экономика Российской Федерации переживает кризисные явления, которые негативно отразились на реальных денежных доходах населения, уровне жизни, развитии социальной сферы. В связи с этим обострились социальные проблемы, что актуализировало вопросы повышения благосостояния граждан Российской Федерации.

Само понятие «благосостояние» является междисциплинарной категорией. Общественное благосостояние характеризует степень удовлетворения потребностей всех индивидов за счет потребления благ, которые они могут приобрести в соответствии с располагаемым доходом [2].

Концепция экономики благосостояния представляет собой систему воззрений на общественное благосостояние и механизмы его достижения. Теоретические основы модели экономики благосостояния были заложены в трудах таких известных экономистов как Д. Рикардо, Ж. Дюпюи, А. Маршалл, А. Пигу, Л. Вальрас, Н. Калдор и Д.Р. Хикс и др. [2].

Аксиомами теории благосостояния являются два предположения:

- о благосостоянии общества можно судить только по благосостоянию членов общества;

- общество повышает свое благосостояние, если растет благосостояние всех его членов; уровень благосостояния каждого индивида либо увеличивается, либо не изменяется, но не должен снижаться [2].

Модель экономики благосостояния реализуется в таком государстве, где создан комплекс институтов, регулирующих экономическую и социальную жизнь для обеспечения высокого уровня занятости при стабильных ценах и для реализации программ социальной помощи группам населения с недостаточным уровнем дохода [4].

Модель экономики благосостояния базируется на таких основных принципах как экономическая эффективность, которая заключается в максимально рациональном использовании имеющихся ресурсов в общественном производстве с целью удовлетворения индивидуальных потребностей граждан, и социальная справедливость, означающая распределение произведенных благ и доходов, полученных по итогам хозяйственной деятельности, между всеми членами общества согласно степени их участия в производственном процессе и перераспределение доходов через механизм социальных трансфертов между трудоспособными и обеспе-

ченными индивидами и незащищенными слоями населения, утратившими трудоспособность по каким-либо причинам [2].

Таким образом, без эффективного производства и справедливого перераспределения с учетом интересов социально незащищенных слоев населения реализация модели экономики благосостояния невозможна.

При этом рассматриваются политические, институциональные, макро-и микроэкономические, социальные, технологические и прочие факторы, которые обусловливают формирование национальной модели экономики благосостояния.

Стоит отметить, что в Конституции Российская Федерация определяется как социальное государство, однако это утверждение достаточно далеко от реального воплощения. Несмотря на то, что в Российской Федерации в действительности создан комплекс институтов социальной защиты населения, однако он не функционирует должным образом, а социальное неравенство достаточно сильно.

На рисунке представлена динамика показателей, отражающих степень социального расслоения общества в РФ.

17,0

m О

cl

& 16,5

IX

си

§ 16,0 s

■а ■а

о 15,5

I 15,0

J

си

cl 14,5

16,6 16,6 16,6 • m

16,2

16,4

16,3

16

15,7

15,5

15,5

15,2

0,421 0,421 0,421 0417 0,42 0,419 0,

416

0,413 0,412 0,409 0,411

0,50 0,49 0,48 0,47 0,46 0,45 0,44 0,43 0,42 0,41 0,40

ае о S Я В

■е ■е

m

о «

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

■Децильный коэффициент фондов, в разах

■Коэффициент Джини

Рисунок. Динамика коэффициента фондов и коэффициента Джинни в РФ в 2008-2018 гг. [6]

В целом, долгосрочный тренд показывает снижение показателей социального расслоения в Российской Федерации. В то же время в 2018 г. отмечается рост коэффициента фондов до 15,5, а коэффициента Джинни - до 0,411. По сравнению с развитыми странами мира Российская Федерация, по-прежнему, остаётся страной с высоким уровнем социального расслоения. Так, в 2018 г. странами с наименьшим коэффициентом Джинни были Исландия (0,244), Норвегия (0,249), Дания (0,253), Финляндия (0,256), Чехия (0,256), Швеция (0,257).

Факторы, влияющие на реализацию модели экономики благосостояния в Российской Федерации можно разделить на факторы прошлого и настоящего.

К факторам прошлого следует отнести специфику социально-экономического развития страны, стереотипы и менталитет, опыт преодоления кризисов и т.д.

Факторы настоящего - это реальные общественные условия, в которых происходит экономическое развитие государства [4].

К основным факторам, которые не позволяют активно внедрять модель экономики благосостояния в Российской Федерации, следует отнести:

- значительный уровень дифференциации в уровне доходов, социальных стандартов и т.д., в различных регионах Российской Федерации, что порождает необходимость согласования интересов дота-

ционных регионов и регионов-доноров бюджетных средств;

- недостаточная системность и взаимосвязанность инструментов и механизмов управления экономическими и социальными процессами;

- отсутствие современного инструментария выбора приоритетов стратегического развития и механизмов их реализации, отвечающих целям формирования социального государства: нормативов развития социальной сферы и социальной защиты различных категорий населения;

- недостаточная скорость интеграции современных информационно-коммуникационных технологий и других видов инноваций в систему государственного управления и в бизнес [5].

Нужно сказать, что в России делаются попытки повышения уровня и качества жизни населения. Например, один из важнейших программных документов в данном процессе - это Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где вопросы улучшения демографической ситуации, роста реальных доходов, снижения уровня бедности, создания комфортных условий проживания для граждан, возможностей для самореализации человека имеют центральное место [1].

Однако для того, чтобы президентская инициатива была исполнена и модель экономики благосостояния реализована в Российской Федерации необходимо соблюдение следующих основных принципов:

1. Целевая ориентация на реализацию интересов граждан РФ, так как именно люди в актуальных условиях развития экономики знаний являются важнейшим фактором производства. Таким образом, необходимы инвестиции в человеческий капитал Российской Федерации для того, чтобы в последующем граждане страны могли производить материальные и духовные ценности, необходимые для удовлетворения потребностей всех членов общества.

2. Ускоренное развитие информационной инфраструктуры, инновационного и

интеллектуального потенциала, совершенствование механизмов поддержки процессов создания и защиты интеллектуальной собственности, а также активное внедрение результатов интеллектуального труда во все сферы жизнедеятельности государства и общества.

3. Обоснованное государственное регулирование социально-экономических процессов, направленное на выравнивание доходно-имущественной дифференциации населения, развитие механизмов государственно-частного партнёрства с целью решения масштабных задач социально-экономического развития.

4. Охрана экономической свободы производителя и выбора потребителя, совершенствование антимонопольной политики, развитие рыночных механизмов в т.ч. в тех отраслях, где сегодня значительную роль играет государство.

5. Обеспечение равных возможностей и равного доступа для всех членов общества и для объединений граждан.

6. Социально мотивированный принцип распределения доходов в обществе, где основную роль должно играть прогрессивное налогообложение получаемых доходов и система социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения.

Соблюдение указанных принципов, устранение факторов, которые препятствуют реализации модели экономики благосостояния в РФ может стать залогом для построения модели экономики благосостояния в РФ.

Первоочередные меры, которые должны быть приняты на пути к построению модели экономики благосостояния, это:

- обеспечение роста реальных доходов населения на основе интенсификации производительности труда и расширения социальной помощи нуждающимся категориям граждан;

- активизация инновационного развития, рост инновационного потенциала на основе внедрения технологий и цифрови-зации, развития человеческого капитала;

- обеспечение инвестиционной активности за счет предоставления преференций российским и зарубежным инвесторам.

Таким образом, перспективы реализа- экономических процессов, где основными ции модели экономики благосостояния в принципами должны стать социальная Российской Федерации зависят, прежде справедливость и высокие темпы эконо-всего, от переосмысления роли государст- мического развития. ва в регулирования социально-

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Аверкиева Е.С. Теоретико-методологические аспекты исследования общественного благосостояния // Journal of economic regulation. - 2014. - Т. 5. №4. - С. 44-61.

3. Жанназарова Г.К., Талипова Р.Н. Взаимосвязь модели развития экономики с темпами экономического роста и повышения благосостояния населения // Современные тренды российской экономики: вызовы времени - 2017: материалы международной научно-практической конференции. Тюмень, 2017. - С. 176-178.

4. Огурлова З.А., Слепцова Е.В. Реализация модели экономики благосостояния в России и за рубежом // Стратегия импортозамещения: проблемы, тенденции, перспективы (на примере Краснодарского края). Материалы региональной научной конференции. - Краснодар, 2017. - С. 107-109.

5. Трифонов Е.В. Основные концепции экономического развития России // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №11-9. - С. 113-119.

6. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/ (дата обращения 16.10.2019).

PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE WELFARE ECONOMY

MODEL IN RUSSIA

E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor B.R. Guajava, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the theoretical foundations of the concept of welfare economics, identifies the main factors that influence the national model of welfare economics. The dynamics of indicators reflecting the degree of social stratification of society in the Russian Federation is estimated, factors that today impede the construction of a model of the welfare economy in Russia are determined. The basic principles that should become the basis for the socioeconomic policy of state power to implement the model of welfare economics in the Russian Federation are highlighted.

Keywords: welfare economics, social justice, social stratification, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.