ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ И.А. Колесов, магистрант
Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Россия, г. Москва)
Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-2-91-96
Аннотация. В условиях санкционной и экономической блокады со стороны стран Запада, развитие зеленой экономики становится одним из возможных условий для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности России. Для успешного продвижения этой модели необходимо расширить географию научных исследований, разграничить сферы взаимодействия в рамках экономических договоренностей и минимизировать конфликты между интересами бизнеса, экологическими приоритетами и программами промышленного развития. Важным аспектом является создание системы развития зеленой экономики, выгодной как для России, так и для ее партнеров, не участвующих в санкционном давлении. В статье представляется создание контуров этого партнерства, за счет взаимодействия с Китайской Народной Республикой и странами исламского мира. Развитие зеленой экономики может поспособствовать улучшению инвестиционного климата и имиджевой удачей для Российской Федерации.
Ключевые слова: зеленая экономика, Россия, Китайская Народная Республика, межгосударственное сотрудничество, альтернативные источники энергии.
Актуальность выбранной темы определяется тем фактом, что на нынешнем этапе экономического развития Российской Федерации остро стоит вопрос эффективного развития зеленой экономики. Связано это с колоссальными производственными и природными возможностями, представленными инновационным предприятиям нынешней экономической ситуацией.
Объектом исследования является состояние зеленой экономики в России в период санкционного давления со стороны западных стран (период 2020-2023 гг.).
Предметом исследования являются зеленой экономики, и потенциал как их самостоятельного развития, так и в партнерстве с дружественным России странами. Концепция зеленой экономики Изначально авторы данной концепции ставили перед собой задачу рассмотреть и предложить план сглаживания проблемных ситуаций, в основе которых лежало несоответствие между основной задачей экономики, коей является обогащение ее акторов, и рациональным использованием стремительно иссякающих природных ресурсов.
Сама концепция базируется на нескольких принципах:
1. Все процессы на нашей планете тесно взаимосвязаны между собой;
2. В связи с конечностью природных ресурсов на нашей планете очень скоро встанет вопрос от их исчерпания;
3. Уменьшение экологического потенциала Земли не должны стать жертвой людей, предполагающих достижение экономического благосостояния [8].
В Российской Федерации существует несколько нормативно-правовых актов, в рамках которых осуществляется развитие зеленой экономики. К ним относятся План реализации Стратегии экологической безопасности России до 2025 года, и Национальный проект «Экология». Возможность постепенного внедрения в регионах России данных проектов позволит добиться высокого потенциала в области переработки и утилизации отходов, модернизации системы водоснабжения и внедрения технологий, позволяющих замедлить активную эксплуатацию природных ресурсов [1].
Одной из основных проблем, вставших на пути развития экономики в России, стала пандемия. Однако неожиданным эффектом от пандемии стал прямо пропорциональный рост секторов зеленой экономики - акцентированное внимание мирового сообщества на экологических проблемах дало возможность развития ответственных инвестиций и зеленых технологий. Также было зафиксировано су-
щественное снижение уровня загрязненности окружающей среды. Логичным будет связать этот факт с мерами, принятыми правительством РФ по изоляции населения на время борьбы с коронавирусной инфекцией.
Конечно, необходимо обозначить огромные угрозы, которые стояли перед российской экономикой после принятия политических и экономических санкций в 2022 году. Перспективы развития зеленой экономики в России сложно оценивать, учитывая серьезные проблемы, связанные со взаимодействием с европейскими странами до 2022 года. При этом, исходя из данных 2021 года можно говорить об активном инвестировании в охрану водных ресурсов (почти 987 миллиардов рублей), а также предотвращение климатических проблем (почти 814 миллиардов долларов). Представляется возможным разработка правительством РФ мер по восстановлению данных отраслей с инвестиционной точки зрения, однако перейти на более активное взаимодействие со странами и инвесторами из дружественных Российской Федерации стран. Зеленую экономику можно считать важным аспектом не только для экологического здоровья страны, но и для стимулирования социального развития государства.
Отметим, что активное развитие альтернативной энергетики в России имеет позитивную динамику для экологической безопасности, но, опять же, следует понимать большую роль санкций для ее дальнейшего роста. Нельзя сказать, что проблемы развития зеленой экономики сейчас играют основную роль для государственной власти, так как, на данный момент, первостепенное значение имеет развитие параллельных схем торговли и экономики.
Однако, на данный момент, ситуация находится в подвешенном состоянии. Дело в том, что развитие проектов зеленой экономики в России проводилось, в основном, в партнерстве с западными странами.
По состоянию на 2020 год, основными инвесторами в российские проекты зеленой экономики являлись Италия, Финляндия, Нидерланды - в секторе создания малых гидроэлектростанций [5]. Однако экономические санкции привели к сворачиванию некоторых проектов, в частности, немецкая компания Siemens Gamesa, поставлявшая оборудование для
малых ГЭС, покинула российский рынок в мае 2022 года.
В экономическом плане, для Германии Россия всегда рассматривалась как перспективный рынок и главный поставщик энергетических ресурсов, а Германия для России -как один из основных инвесторов. ФРГ уделяло активное внимание развитию высоких технологий, и их последующему использованию в рамках взаимовыгодного сотрудничества с РФ. Еще в 2021 году немецким правительством разрабатывался план интеграции и последующего использования российского газа в системе безуглеродной энергетики. При этом, для России вопрос потребляемой энергии не стоит максимально остро - при учете практически полной газификации нашей страны, почти 25% потребляемой энергии составляли гидроэлектростанции. В рамках развития зеленой энергетики, традиционно недооцениваемой российским правительством, предполагался активный переход на использование зеленой энергетики в странах Европы, которые являлись главными потребителями российской нефти, что, в свою очередь, влекло за собой общее снижение спроса как на нефть, так и на газ. Это бы серьезно повлияло на внешнеэкономическую стратегию РФ, так как удельный вес экспорта нефти и газа в Европу и страны дальнего зарубежья составлял почти 64% товарной структуры экспорта (по состоянию на 2022 год) [5].
Китай является, согласно данным Федеральной таможенной службы за 2022 год, основным торговым партнером нашей страны. Товарооборот вырос, по сравнению с предыдущим годом, на 28%. Активная внешняя торговля с европейскими странами была сокращена, в частности, с той же Германией произошло снижение товарооборота на 23% [4].
Общая экологическая обстановка в Китае является одной из ключевых проблем для правительства страны. Основной причиной данной ситуации является серьезная концентрация предприятий сталелитейной и цементной промышленности на территории страны, для которых уголь является основным сырьем [2]. По состоянию на 2021 год, загрязнение воздуха в стране составляло 11 млрд. тонн углекислого газа [6]. Для сравнения, в ФРГ загрязнение воздуха, не в последнюю очередь благодаря соблюдению стандартов
зеленой экономики, составляет 742 млн. тонн углекислого газа.
Достижение целей при самостоятельном решении обозначенной проблемы возможны, но требует решения вопроса импортозамеще-ния необходимого для зеленой экономики оборудования. Развитие стартапов невозможно без внедрения, или заимствования, передовых технологий, коими, на данный момент, обладают западные страны и Китай. По понятным причинам, для России именно китайские компании и их разработки будут становится ключевыми при производстве необходимого оборудования. Фирмы Dongfang Electric Corporation и Harbin Electric Wind Energy активно сотрудничают с китайским правительством в сфере внедрения технологий зеленой энергетики по всей стране [3]. Их опыт, при условии активного межгосударственного сотрудничества, может помочь при новом витке развития зеленой экономики в нашей стране.
Рамки существующих ныне договоренностей между Россией и Китаем позволяют говорить о высокой вероятности достижения консенсуса. Еще в 2015 году между Китаем и Россией был подписан договор о взаимоинтеграции Шелкового пути и Евразийского союза в грядущем тысячелетии. Благодаря этим договоренностям, началось проведение подготовительных работ по созданию на территории РФ дорог для экспорта кокса, а также строительства нефтеперерабатывающих заводов.
Если касаться более актуальной информации, то продвижение проектов зеленой экономики видится и в совместной работе коммерческих организаций. В частности, в сентябре 2022 года, акционерным обществом «Русатом» и «Китайской энергетической компанией» был подписан меморандум о начале совместных работ по строительству водородного завода на Сахалине [9].
В рамках межгосударственных отношений стороны также находят точки взаимопонимания - в частности, 23 мая 2023 года в ходе визита в Китай, премьер-министр РФ М.В. Мишустин обозначил готовность нашей страны в совместной разработке проектов зеленой экономики, в частности, в сфере возобновляемых источников энергии [11].
Учитывая взаимовыгодные экономические отношения с Китайской Народной Республикой, представляется возможным продолжение активных контактов как на межгосударственном уровне, так и в рамках частных проектов. Китай является основным внешнеэкономическим партнером России, что позволит выработать взаимовыгодные механизмы сотрудничества в рамках проектов зеленой экономики. Эти потенциальные проекты станут для РФ одним из возможных путей выхода из состояния экономической неопределенности, а также помогут выработать возможный механизм развития зеленой экономики внутри страны.
Для Китая, как для страны с колоссальными проблемами в области улучшения экологической обстановки, энергетические ресурсы РФ могут стать подспорьем в полномасштабной перестройке своей энергетической системы.
Финансирование проектов и перспективы их развития на примере стран исламского мира
Одним из основных направлений развития зеленой экономики в России может стать взаимодействие в рамках «исламского финансирования». Данные механизмы имеют давнюю историю, и функционирует в большинстве стран исламского мира. Почти 1,5 миллиарда человек активно используют эту схему экономического взаимодействия, а общий объем исламского финансирования составляет 3,6 трлн. долларов. Такая модель взаимодействия может использоваться в регионах России с преобладающим мусульманским населением (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Татарстан и др.).
Выбор данной системы экономического взаимодействия также определяется наличием некоторых схожих черт между схемой ESG-финансирования и исламским финансированием. Для обеих схем характерны их прозрачность, а также использование инвестиций для ответственного обоюдного социального развития.
Пионером в использовании схем финансирования межгосударственных проектов посредством исламского финансирования является Китай. Внешнеэкономические взаимоотношения Китая с исламским миром осуществляется посредством схемы «взаимный
трансфер арабской нефти и китайской сельхозпродукции». Благодаря данной схеме взаимодействия китайскому правительству удается решить проблемы накопления валютных резервов внутри страны, а также смягчения внутригосударственных проблем, связанных с мусульманским населением западных регионов страны. При данной схеме взаимодействия, активное промышленное развитие мусульманских регионов Китая происходит за счет инвестиций со стороны стран исламского мира. Эта финансовая система активно используется для привлечения инвесторов из Среднего Востока для управления финансами и имуществом промышленных объектов. Преимуществом для Китая в данной схеме является возможность создания в странах Среднего Востока своих «окон исламских финансов».
Крайне важным сходством является и наличие проектов, связанных с заботой об окружающей среды. Исламскими государствами был создан «сукук» - этим словом обозначается эквивалент зеленых облигаций, что позволяет производить свободное развитие для всех экологических отраслей. По данным Сбербанка, выпуск зеленых «сукук» на 2022 год составлял 8 млрд. долларов [10]. Основными эмитентами этих облигаций являлись Малайзия, Саудовская Аравия, Индонезия, Турция, Кувейт и Пакистан.
Учитывая нерушимые политические и экономические связи с некоторыми из этих стран (к ним относятся Саудовская Аравия, Индонезия, Турция и Пакистан) представляется возможным постепенное вхождение Российской Федерации в уже существующие проекты данных стран, а также развитие партнерских программ, с акцентом на научные разработки в крупные мусульманские регионы нашей страны.
При этом, нельзя не отметить, что Правительством Российской Федерации предпринимались активные действия в области развития зеленого исламского финансирования. Логично, что как для нашей страны, так и для развивающихся стран исламского мира решение о взаимодействии в рамках зеленой экономики будет не только экономически, но и политически выгодным.
Одним из краеугольных камней работы в рамках данных программ могли бы стать про-
екты по переходу на электротранспорт, так как именно эти проекты будут гарантированно востребованы у граждан, и, в интересах государства остается создание не только удобной, но и экологически приемлемой сети транспортных услуг. Представляется возможным финансирования данных проектов предпринимателями-мусульманами, для которых вопрос инвестирования остается тонким, в связи с некоторыми нормами их религиозной культуры. Основной задачей при этом является предоставление широкому кругу инвесторов возможностей доступа к исламским финансовым инструментам.
Заключение
Развитие зеленой экономики видится важным условием обеспечения устойчивости и конкурентоспособности России в рамках санкционной и экономической блокады со стороны стран Запада.
Для поддержки инициатив по продвижению подобной модели предстоит расширять географию научных исследований и разграничить сферы взаимодействия в рамках экономических договоренностей. Для обеспечения «зеленого роста» предстоит минимизировать конфликты между интересами бизнеса, экологическими приоритетами, программами промышленного развития, созданием новых и модернизацией существующих транспортных коридоров. Ключевая причина подобной ситуации видится в несогласованности мер экологической и экономической политики и недоучете особенностей регионального развития. В связи с этим отметим некоторые тенденции.
В рамках работы предполагается создание системы развития зеленой экономики, выгодной как для РФ, так и для некоторых стран-партнеров, не участвующих в санкционном давлении на нашу страну. Представляется возможным взаимодействие с Китаем по схеме обмена ресурсов на инвестиции, с последующим активным внедрением стран исламского мира в качестве дополнительных крупных инвесторов, имеющих своей целью не только получение выгоды, но и соблюдение определенных норм, принятых в культуре ислама.
Родоначальниками политики зеленой экономики являются европейские страны, для которых ее развитие является шагом, обосно-
ванным не только в связи с экологическом, но улучшения инвестиционного климата во и с имиджевой точки зрения. С учетом много- внешнеэкономическом контуре экономики численных экономических затруднений для страны, так и для изменения имиджевой со-нашей страны, развитие зеленой экономики ставляющей. представляется шагом правильным как для
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Митина Н.Н., Сун Янян Трансформация и модернизация китайской промышленности // Инновации и инвестиции. - 2022. - №9.
3. Пупкова М.А., Ткаченко Р.О., Таджибаева В.А., Антушев А.В., Яновская А.А. Влияние экономических санкций на тенденции и перспективы развития зеленой экономики в Российской Федерации // Экономика строительства. - 2023. - №2.
4. Федеральная таможенная служба стоимостные объемы экспорта и импорта Российской Федерации за 2022 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/385906.
5. ФТС России: данные об экспорте-импорте России за январь 2022 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/329649#:~:text=ФТС%20России%3A%20данные%20о б%20экспорте-
импор-
те%20России%20за%20январь%202022%20года&text=По%20данным%20таможенной%20статис тики%20в,размере%2022%2С5%20млрд%20долл.
6. Зеленая энергетика и зеленые проекты российских компаний. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.finam.ru/publications/item/zelenaya-energetika-rossii-i-zelenye-proekty-rossiiyskix-kompaniiy-20210602-134820/.
7. Китай стал глобальным лидером по темпам очистки воздуха. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2022/10/21/kitaj-stal-globalnym-liderom-po-tempam-ochistki-vozduha.html.
8. Направления работы Организации Объединенных наций. Направление «Зеленая экономика». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sdgs.un.org/ru/topics/green-economy.
9. Росатом и Китайская энергетическая компания проработают возможности кооперации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akm.ru/press/rosatom_i_kitayskaya_energeticheskaya_kompaniya_prorabotayut_vozmozh nosti_kooperatsii_po_proektu_soo/.
10. «Зеленая экономика». Как России объединить ESG-принципы и исламское финансирование. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2023/05/25/16764932.shtml.
11. Мишустин заверил Китай в продолжении долгосрочных поставок углеводородов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/902689.
NEW APPROACHES TO HEART ORGANOMETRY I.A. Kolesov, Graduate Student
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Moscow)
Abstract. This article is devoted to the consideration of issues of development of the green economy in the Russian Federation over the past few years. The development trend of the green economy in our country lags somewhat behind Europe, but due to sanctions pressure on the Russian Federation, it seems possible to create our own separate system of projects aimed at the efficient use of natural resources. It is also necessary to note certain mechanisms for the development of a green economy in states friendly to the Russian Federation. This will make it possible in the future to develop a plan for the development of interstate projects aimed both at creating unique programs and at financial benefits for all parties involved.
Keywords: green economy, Russia, People's Republic China, interstate cooperation, alternative energy sources.