Научная статья на тему 'Перспективы развития законодательства о традиционном природопользовании коренных малочисленных народов'

Перспективы развития законодательства о традиционном природопользовании коренных малочисленных народов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT / КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / NATURE RESOURCES / TERRITORIES / NATIVE SMALLER PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Транин А.А.

В свете проведения Второго Десятилетия малочисленных коренных народов мира под эгидой ООН анализируются проблемы и перспективы развития отечественного законодательства в данной сфере и предлагаются возможные варианты решения проблем его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues and perspectives of development of Russian legislation regulating the regime of territories of traditional nature management of native smaller people of the North of Russia are analyzed in the light of Second Decade of world native smaller people under the aegis of United Nations Organization and suggestions of its possible perfection are provided.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития законодательства о традиционном природопользовании коренных малочисленных народов»

ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВ АНИЯ

А.А. Транш*

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРАДИЦИОННОМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

Актуальность разработки эколого-правовых и социально-экономических проблем северных территорий России в последние годы приобретает особое значение в силу существующего и во многом прогрессирующего неблагоприятного экологического состояния этих территорий, что является следствием крупномасштабного развития промышленного производства и добычи полезных ископаемых. Неравномерность хозяйственного освоения этих территорий, при которой значительная материковая часть северных территорий относится к территориям исконного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с очаговым характером интенсивного индустриального освоения, - одна из главных социально-экономических характеристик данных регионов.

Эколого-правовая проблема, связанная с нарушением условий традиционного природопользования коренных народов, возникает не только при отчуждении их земель для промышленных целей, но и в связи с подрывом ресурсного потенциала традиционного хозяйства коренных малочисленных народов. Многие северные реки теряют рыбохозяйственное значение из-за загрязнения, разрушения нерестилищ и браконьерского вылова рыбы. Охотничьи угодья коренных народов изымаются под промышленные зоны и горные отводы. Отсутствуют эффективные государственные механизмы поддержки малого бизнеса коренных малочисленных народов и т. д.

* Старший научный сотрудник сектора экологического РАН, кандидат юридических наук.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2010

права ИГП 101

Такова в общих чертах картина, характерная для многих северных регионов России, и ситуация к лучшему существенным образом не меняется. Правовое обеспечение традиционного природопользования в части, касающейся определения и фиксации территориальных границ традиционного природопользования, пока остается весьма проблематичным, хотя от решения этого основополагающего вопроса зависит не только судьба коренных малочисленных народов, но и экологическое состояние северных территорий.

Отсутствие целостной политики государства по отношению к северным территориям, ущербное состояние правового регулирования хозяйственной деятельности на данных территориях ставят во главу угла решение важнейшей для северных территорий проблемы - проблемы устойчивого развития. Многие положения действующих законов в полной мере «не работают», так как уже длительное время не принимаются подзаконные акты, т.е. не создаются механизмы реализации правовых норм. Кроме того, в отношении российских Арктики и Севера в целом необходимо учитывать их двойственную функцию: это одновременно и среда обитания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, и важнейшая сырьевая база страны. Иными словами, российский Север требует разработки двух взаимосвязанных вариантов модели устойчивого развития: для районов сохраняющегося традиционного природопользования и для районов активного экономического (промышленного) освоения. При этом интересы и перспективы дальнейшего существования коренного населения Севера должны учитываться в обоих вариантах1.

В портфелях палат отечественного парламента находится достаточное количество проектов законов и иных нормативных актов, позволяющих решить многие из проблем гармонического экологического развития северных территорий и вопросы традиционного природопользования коренных малочисленных народов; в действующее законодательство вносятся определенные коррективы. В частности, принят Федеральный закон от 5

1 См.: Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Научно-информационный бюллетень. 2009. Вып. 9. С. 35.

апреля 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»2, которым к полномочиям Правительства РФ отнесено утверждение перечня видов традиционной хозяйственной деятельности и перечня мест традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера3. Казалось бы, технический вопрос, но без этих перечней остаются на бумаге многие важнейшие положения законодательства об этих народах.

Вместе с тем, за редким исключением, не уменьшается число не в полной мере урегулированных вопросов, касающихся организации традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Несмотря на то что за последние годы продолжает развиваться федеральное законодательство по вопросам природопользования, правоприменительная практика свидетельствует о том, что во многих новых нормах не учтены в должной степени права и интересы коренных малочисленных народов. Как считает председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Г.Д. Олейник, необходимо внести изменения в земельное законодательство, предоставив коренным малочисленным народам право безвозмездного срочного пользования земельными участками для целей традиционного природопользования. Другая проблема связана с корректировкой размера арендной платы за лесные участки, являющиеся оленьими пастбищами (в настоящее время в ряде территорий эта плата очень высока)4.

2 СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1575.

3 В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство РФ своим распоряжением от 8 мая 2009 г. № 631 -р утвердило перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, а также перечень видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов (см.: СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493).

4 См.: Олейник Г.Д. Формировать законодательство с учетом северной специфики // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Научно-информационный бюллетень. 2009. Вып. 9. С. 11.

Но вышесказанное - лишь видимая часть айсберга, касающаяся в основном проблем традиционного природопользования коренных северных народов, а проблемы хозяйственной (особенно промышленной) деятельности в Арктической зоне России требуют комплексного взаимоувязанного подхода.

В России, как отмечают юристы, неоднократно ставился вопрос о необходимости принятия федерального закона о хозяйственной деятельности в Арктической зоне. На протяжении десятка лет разрабатывались законопроекты «Об Арктической зоне Российской Федерации», «О Северном морском пути». Однако на определенном этапе законотворческий процесс останавливался5. На необходимость формирования прочной нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность в Арктической зоне, указывалось многими юристами и экологами.

Высказывались предложения о включении изменений и дополнений также и в акты экологического законодательства, в частности, о дополнении отраслевых законов главами, посвященными особенностям тех или иных правовых режимов хозяйственной деятельности в Арктической зоне, о введении более строгих экологических требований к недропользованию, деятельности торгового и рыболовного флота и др. Так, в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»6 не предусмотрены требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр, что не может не беспокоить. Правительство РФ, не особенно заботясь о создании национального богатства за счет развития экономики (промышленности, сельского хозяйства и др.), в огромных объемах разрешает добывать нефть, газ и другие ресурсы недр для продажи за рубежом. В последние годы до 35% государственного бюджета формировалось за счет продажи этих богатств природы. Такое положение не отвечает общественным интересам, особенно интересам будущих поколений. Если будут сохранены нынешние темпы и масштабы добычи ресурсов недр, то будущие поколения будут их лишены7. Это тем более касает-

5 См.: Сиваков Д.О. Российская Арктика: способы правовой защиты // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. Научно-информационный бюллетень. 2009. Вып. 9. С. 47.

6 Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

7 См.: БринчукМ.М. Экологическое право. М., 2009. С. 174.

ся коренных малочисленных народов северных территорий России. И не только их будущего, но и настоящего.

Все это свидетельствует о необходимости принятия комплексного правового акта, регулирующего два основных направления хозяйственной деятельности на северных территориях: 1) собственно хозяйственную (промышленную) деятельность - геологоразведку, добычу полезных ископаемых, развитие транспортной инфраструктуры; 2) традиционное природопользование коренных малочисленных народов и экологическое состояние северных территорий.

В связи с повышенной уязвимостью Арктики к изменениям и перестройкам в природных системах активная хозяйственная (особенно промышленная) деятельность на этих территориях является серьезным аргументом в пользу выделения Арктической зоны в область с особым режимом природопользования. Это нашло свое подтверждение в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (далее - Основы).

В частности, в ряде положений Основ отмечено, что, с одной стороны, национальные интересы Российской Федерации в Арктике заключаются в использовании Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, с другой стороны, не менее важными стратегическими интересами является сохранение Арктики, сбережение уникальных экологических систем Арктики, имеющих общемировое значение, создание условий для сбережения уникального уклада жизни коренных народов Севера.

В сфере экологии Основы формулируют задачи по ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. Одним из ключевых механизмов реализации государственной политики в Арктике является в первую очередь совершенствование законодательства в области социально-экономического развития и охраны окружающей среды8.

8 См.: URL: http://vpk name/news/ 26783 press reliz po osnovam gosudar-stvennoi politiki rossiiskoi federacii v arktike na period do 2020 goda I dal-neishuyu perspektivu. html (последнее посещение - 1 апреля 2009 г.).

Однако очевидны и проблемы, которые могут возникнуть при реализации этой политики. Прежде всего они связаны с трудностью нахождения гармонического баланса между экономическими интересами государства и экологическим благополучием северных территорий и коренных народов, их населяющих. Данным обстоятельством обусловлена и затяжка в определении границ территорий традиционного природопользования. И пока они не зафиксированы юридически, весьма иллюзорна возможность сохранения среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

В выступлении председателя Комитета Совета Федерации РФ по делам Севера и малочисленных народов Г.Д. Олейника на VI Съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 23 апреля 2009 г. было отмечено: «В условиях интенсивного промышленного освоения полезных ископаемых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, многие из которых планируется добывать на землях, где ведут традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренные малочисленные народы, важно законодательно закрепить право этих народов на учет их интересов при отводе земельных участков под промышленную разработку недр, на учет мнения общин этих народов при проведении этих работ, на обязательное проведение этнологической экспертизы и возмещение ущерба, причиненного исконной среде обитания коренных малочисленных народов, приводящего к невозможности заниматься традицион-

„ 9

ной хозяйственной деятельностью» .

Комитетом был разработан ряд предложений нормативного характера, позволяющих решить многие из указанных проблем при совершенствовании действующего законодательства. Речь идет, в частности, как уже отмечалось выше, о внесении изменений в земельное законодательство в части безвозмездного срочного пользования земельными участками для целей традиционного природопользования. Подготовлены законопроекты о внесении изменений в ст. 24 Земельного кодекса РФ, в ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и в ст. 10 Федерального закона «Об

9 Парламентская газета. 2009. 22 мая.

обороте земель сельскохозяйственного назначения», в Закон «О недрах» в части обеспечения реализации прав коренных малочисленных народов на сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни при разработке полезных ископаемых на их территориях. Продолжается работа над проектом федерального закона «О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», готовится ряд изменений и дополнений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»10 в части приоритетного доступа коренных малочисленных народов и их общин к рыбопромысловым участкам и к водным биологическим ресурсам.

Но, к сожалению, пока еще остается много нерешенных важных проблем. Наиболее важная из них касается юридического оформления территорий традиционного природопользования. Вопрос о необходимости подобной процедуры прозвучал на VI Съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В частности, было предложено, «учитывая поручение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. ДК-П16-2033, разработать новую редакцию Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», обратив особое внимание на упрощение процедуры образования указанных территорий, а также сохранения их правового статуса как особо охраняемых природных территорий». С одной стороны, это упростило бы конструирование данных территорий, с другой - создало дополнительные трудности. Во-первых, это должны быть территории, не затронутые промышленной (добывающей) деятельностью; во-вторых, придание им статуса особо охраняемых природных территорий потребует создания соответствующего правового режима, отвечающего принципам, изложенным в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных

10 СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5270.

территориях»11 с учетом специфики территорий традиционного природопользования.

Замедление нормотворческого процесса и осторожность, которую проявляют правительственные инстанции, вполне объяснимы и свойственны не только России, но и, например, Скандинавским странам. Слишком высока «цена» территорий, на которых проживают и хозяйствуют коренные малочисленные народы, особенно в условиях их масштабного промышленного освоения.

Как было отмечено в докладе А.А. Тишкова на заседании круглого стола Совета Федерации РФ 19 июня 2008 г., посвященном комплексному подходу к вопросам обеспечения безопасности населения в северных регионах Российской Федерации, «Арктике, Северу нужен законодательно закрепленный особый режим хозяйствования в условиях меняющегося климата и особая система регламентов, технологий и техники... пока

практически большинство вопросов решают добывающие ком-

12

пании» .

Для коренных малочисленных народов изменение ресурсной базы, возможностей миграции, принципов использования биологических ресурсов - очень острый вопрос: меняются численность, пути миграции животных, т.е. структура охото-промыслового хозяйства, меняются условия для выпаса северных оленей, а это их традиционные виды деятельности.

Пассивная реакция федеральной власти на существующие проблемы подвигнула некоторые северные регионы к выработке собственных концепций и решений по устойчивому развитию территорий компактного проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Одним из примеров может служить Республика Саха (Якутия), где разработана Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных наро-

11 СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

12 Стенограмма круглого стола Совета Федерации РФ «О комплексном подходе к вопросам обеспечения безопасности населения в северных регионах Российской Федерации». 19 июня 2008 г. М., 2008. С. 25.

дов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 г., определяющая цели, приоритетные задачи и основные механизмы реализации13.

Основной целью Концепции является защита интересов людей, проживающих в Арктике, минимальное воздействие на природу и развитие экономики в целях улучшения качества жизни населения. Концепция представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, организационного характера, направленных на создание условий для устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, и может служить основой для разработки и реализации целевых федеральных и региональных программ.

Многие положения Концепции, а также поэтапный механизм реализации предложений и предусматриваемых мероприятий имеют значение не только для рассматриваемого региона, но могут быть с соответствующей коррекцией экстраполированы и на другие регионы Севера.

В частности, можно выделить несколько предложений, касающихся разработки механизма правового обеспечения в региональном законодательстве. Так, при промышленном освоении территорий традиционного природопользования государственные органы должны оказывать поддержку только экологически безопасным бизнес-проектам с учетом мнения местного сообщества; в каждом случае вторжения в природный ландшафт должны быть соблюдены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»14; необходимо установить специальные платежи для компенсации убытков от сокращения объемов продукции оленеводства, охотопро-мысла и рыболовства в связи с предоставлением недровых участков, до этого используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья народов Севера, а также компенсации затрат на обустройство новых территорий под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья, что отвечает международно-правовым

13 См.: Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации. 2009. Вып. 9. С. 129-153.

14 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

стандартам и имеет законодательную базу в правовой системе Российской Федерации. Кроме того, требуют решения вопросы предоставления без проведения конкурсов охотничьих угодий для традиционного природопользования коренных малочисленных народов, долгосрочных лицензий на добычу биологических ресурсов и квот на добычу пушнины и т.д.

В то же время следует отметить, что некоторые из указанных предложений нашли определенный отклик у федеральных властей.

Так, Госкомитетом РФ по рыболовству был издан приказ от 11 апреля 2008 г. № 31515 об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, в соответствии с которым традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, в местах их традиционного проживания с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. Рыбопромысловые участки предоставляются в пользование малочисленным народам по договору, по которому государственный орган обязуется предоставить право на добычу (вылов) биоресурсов на рыбопромысловом участке. Традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи редких и находящихся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу Российской Федерации) видов водных биоресурсов.

Более развернуто договорные отношения в этой области получили свое отражение в постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 986 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных

15 Российская газета. 2008. 24 мая.

народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора»16.

Что касается таких традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, как охота и оленеводство, то здесь ситуации несколько иная.

Охота как вид традиционной деятельности, в отличие от традиционного рыболовства, пока не получила необходимого специального регулирования. О праве малочисленных народов на приоритетное пользование животным миром и о применении традиционных методов в подобных случаях упоминается в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»17 (ст. 48, 49). Было бы целесообразным дополнить Федеральный закон от 24 июля 2009 г. «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»18 положением о том, что охота для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока -основа их жизнеобеспечения, социально-экономического и культурного развития и потому им должно быть гарантировано предоставление охотничьих угодий для долгосрочного использования, причем как преимущественное право, а также закрепить: право пользования охотничьими животными в пределах установленных норм, квот и лимитов на основе долгосрочной лицензии бесплатно, а для жизнеобеспечения - и в течение всего года; право на охоту без каких-либо экзаменов по охотничьему минимуму, а получение охотничьих билетов - без указанного экзамена и уплаты госпошлины и др.19

Во многом остаются недоурегулированными отношения, связанные с другим видом традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, - оленеводством. Федеральное законодательство содержит лишь отдельные нормы об оленеводстве, но не отражает всей его специфики. Это касается, например, понимания значения оленеводства как этносохраня-

16 СЗ РФ. 2009. № 2. Ст. 201.

17 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

18 СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

19 См.: Кряжков В.А. Право на пользование землей и сопряженных с ним прав коренных малочисленных народов Севера (конституционно -правовые основы) // Государство и право. 2008. № 12. С. 87-88.

ющей отрасли, форм собственности на оленей, прав и ограничений на пользование оленьими пастбищами, организации указанной деятельности, роли обычной практики, государственного управления и поддержки оленеводства, взаимоотношений оленеводов с промышленными компаниями.

На необходимость корректировки и дополнения действующего законодательства если не специальным федеральным законом об оленеводстве, то путем конкретизации земельного, гражданского, сельскохозяйственного, лесного и экологического законодательства указывает В.А. Кряжков. В частности, считает он, можно установить, что: оленеводство - вид традиционной хозяйственной деятельности, являющейся частью традиционного образа жизни, культуры малочисленных народов Севера; право на оленеводство - исключительное или преимущественное право лиц, относящихся к этим народам, для осуществления которого им гарантируются выделение оленьих пастбищ безвозмездно на праве постоянного (бессрочного) пользования с возможностью комплексного использования природных ресурсов в границах данных пастбищ; изъятие пастбищ для несельскохозяйственных нужд возможно только при проведении соответствующих экологических и этнологических экспертиз, с возмещением убытков и при сохранении достаточной территории для ведения северного оленеводства. Могут быть предусмотрены также компенсация потерь от хищников; допустимость использования традиций и обычной практики народов Севера, относящихся, например, к распределению пастбищ, выбору владельцев стад и праву наследования стада, перемещению оленеводческого объединения из одного района в другой, разрешению внутренних споров, возникающих по вопросам оленеводства и т.п.; их

20

участие в решении вопросов, связанных с оленеводством .

Естественно, круг вопросов и проблем не исчерпывается вышесказанным. Как уже неоднократно подчеркивалось, остается нерешенным главный вопрос - о создании самих территорий традиционного природопользования. Какие критерии могут быть положены в основу их создания? Что касается названных выше видов традиционной хозяйственной деятельности - охоты

20 См.: КряжковВ.А. Указ. соч. С. 88.

и рыболовства, то здесь, полагаем, возможно создание таких территорий, исходя из определения рыбохозяйственных участков и охотничьих угодий, границы которых в определенной степени могут быть зафиксированы де-факто и де-юре. Правда, в отношении оленеводства имеются определенные сложности, связанные с миграционными процессами (оленьи пастбища занимают около 1/5 территории РФ, а миграция оленей измеряется порой сотнями километров и не знает административных границ). Тем самым в данном случае территории традиционного природопользования могут быть определены лишь условно, в «плавающих» границах.

Другим критерием (основанием) создания территорий традиционного природопользования мог бы служить перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р21. Иными словами, территорией традиционного природопользования могли бы стать муниципальный район с прилегающей территорией, а также территория межмуниципального сообщества (объединения) и т.п.

Объявление данных территорий в соответствии с Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования...» особо охраняемыми природными территориями вызывает необходимость создания более строгого режима, не затрагивающего традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов. Разумеется, этот режим, возможно, будет несколько отличаться от режима традиционных категорий особо охраняемых природных территорий, поскольку особая охрана территорий традиционного природопользования, по нашему мнению, должна заключаться в запрете использования этих территорий в других, кроме вышеназванных, видов хозяйственного использования.

В этом направлении идет подготовка предложений под эгидой Глобального экологического фонда в рамках программы ООН по окружающей среде Минэкономразвития России. Разработана Стратегическая программа действий по охране окружа-

21 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493.

ющей среды Арктической зоны Российской Федерации, утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. Определена и цель - сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Для достижения данной цели поставлена задача обеспечить сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны, в том числе путем расширения сети особо охраняемых природных территорий, к которым, кстати, теперь относятся и территории традиционного природопользования.

Кроме того, определены основные меры по реализации государственной политики в Арктической зоне, к числу которых относятся: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в этой зоне, особенно в местах компактного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов; совершенствование системы особо охраняемых территорий регионального значения; создание особых экономических зон для сохранения как биологического и ландшафтного разнообразия, так и благоприятных условий для традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

Стратегической программой действий предусморенно создание региональных систем соуправления охраной окружающей среды с участием органов власти, общин коренных малочисленных народов и промышленных компаний во всех арктических субъектах РФ, а также увеличение площади территорий, в управлении которых принимают прямое участие общины коренных малочисленных народов, и др.

Достижение этих целей возможно при решении следующих задач: совершенствование нормативной правовой базы в области охраны исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, включая изменения в законодательстве о территориях традиционного природопользования; внедрение в местах

компактного проживания коренных малочисленных народов Се-

22

вера механизмов комплексного управления экосистемами и др.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что масштабности планов и программ должны корреспондировать реальные и быстрые действия федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов по разработке соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающей современным требованиям сохранения природных экосистем Севера и обеспечения и поддержки жизнедеятельности коренных малочисленных народов.

22 См.: Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации. М., 2009. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.