Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ В НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕАЛИЯХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ, АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА)'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ В НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕАЛИЯХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ, АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ЭКОНОМИКА / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИЗИС / СВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Татьяна Юрьевна, Василюк Дарья Алексеевна, Лавриненко Юлия Андреевна, Хакимова Алина Ильдаровна

В статье рассматриваются взаимоотношения Российской Федерации с Республикой Беларусь, Арменией и Республикой Казахстан, ближайшими российскими союзниками в субрегионах постсоветского пространства: Европейской части, Закавказье и Центральной Азии. Проводится анализ трех сфер взаимодействия: политико-дипломатических отношений, экономического сотрудничества, сотрудничества в сфере безопасности, выявляются изменения в данных сферах, произошедшие после начала украинского кризиса в 2022 году. Специальная военная операция оказала влияние не только на двусторонние контакты, но и на мировую политику в целом, в условиях меняющегося миропорядка России необходимо преодолевать новые вызовы. США и их западные союзники распространяют свое воздействие на государства вокруг РФ, меняя отношения между исторически связанными партнерами, и для Российской Федерации необходимо знать ответ на вопрос: какие проблемы заставляют Казахстан и Армению придерживаться двойственной позиции и настолько ли прочно доверие со стороны Беларуси? Цель исследования - прогнозирование дальнейшего развития отношений России и трех государств, определение и оценка глубины прошедших изменений, выявление наиболее проблемных и перспективных направлений сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES IN THE NEW INTERNATIONAL REALITIES (ON THE EXAMPLE OF BELARUS, ARMENIA, AND KAZAKHSTAN)

The article deals with the relationship of the Russian Federation with the Republic of Belarus, Armenia and the Republic of Kazakhstan, the closest Russian allies in the sub-regions of the post-Soviet space: the European part, Transcaucasia and Central Asia. The analysis of three areas of interaction is carried out: political and diplomatic relations, economic cooperation, cooperation in the field of security, changes in these areas that have occurred since the start of the Ukrainian crisis in 2022 are identified. The special military operation had an impact not only on bilateral contacts, but also on world politics in general, in the context of a changing world order, Russia needs to overcome new challenges. The United States of America and its Western allies are extending their influence to the states around the Russian Federation, changing relations between historically connected partners, and the Russian Federation needs to know the answer to the question: what problems make Kazakhstan and Armenia adhere to an ambivalent position and is trust from Belarus so strong? The purpose of the article is to predict the further development of relations between Russia and the three states, to determine and assess the depth of past changes, to identify the most problematic and promising areas of cooperation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ В НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕАЛИЯХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ, АРМЕНИИ И КАЗАХСТАНА)»

Перспективы развития взаимоотношений России со странами СНГ в новых международных реалиях (на примере Беларуси, Армении и Казахстана)

Сидорова Татьяна Юрьевна,

к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой международного права Сибирского федерального университета E-mail: sidorova37@gmail.com

Василюк Дарья Алексеевна,

студент Сибирского федерального университета E-mail: vasilyuk-da@yandex.ru

Лавриненко Юлия Андреевна,

студент Сибирского федерального университета E-mail: yula2001@mail.ru

Хакимова Алина Ильдаровна,

студент Сибирского федерального университета E-mail: alinestate@gmail.com

В статье рассматриваются взаимоотношения Российской Федерации с Республикой Беларусь, Арменией и Республикой Казахстан, ближайшими российскими союзниками в субрегионах постсоветского пространства: Европейской части, Закавказье и Центральной Азии. Проводится анализ трех сфер взаимодействия: политико-дипломатических отношений, экономического сотрудничества, сотрудничества в сфере безопасности, выявляются изменения в данных сферах, произошедшие после начала украинского кризиса в 2022 году. Специальная военная операция оказала влияние не только на двусторонние контакты, но и на мировую политику в целом, в условиях меняющегося миропорядка России необходимо преодолевать новые вызовы. США и их западные союзники распространяют свое воздействие на государства вокруг РФ, меняя отношения между исторически связанными партнерами, и для Российской Федерации необходимо знать ответ на вопрос: какие проблемы заставляют Казахстан и Армению придерживаться двойственной позиции и настолько ли прочно доверие со стороны Беларуси? Цель исследования - прогнозирование дальнейшего развития отношений России и трех государств, определение и оценка глубины прошедших изменений, выявление наиболее проблемных и перспективных направлений сотрудничества.

Ключевые слова: СНГ, экономика, военно-политическое сотрудничество, безопасность, кризис, СВО.

£7

CJ

со

см

см

Z

110

В настоящее время международные отношения характеризуются нестабильностью, напряженностью и увеличением числа конфликтов. В 2022 году Владимир Путин объявил о начале Специальной военной операции на территории Украины. Это стало поворотной точкой в отношениях РФ со многими странами. Зона постсоветского пространства - это зона прямых интересов России, государства имеют достаточно тесные экономические, культурные и политические связи с ней, так что акцент во внешней политике на этот регион логичен и объясним. Однако такой политический шаг мог нанести серьезный удар по отношениям, как это случилось со странами Запада. Поэтому важно понимать, как страны СНГ реагируют на начало СВО и изменилась ли их политика по отношению к России.

Беларусь

Наиболее удачные и плодотворные отношения складываются у России с Беларусью. Сотрудничество двух стран охватывает экономическую и политическую сферы, а для развития военного аспекта отношений страны используют как двусторонние каналы, так и ОДКБ. Активный диалог ведется и на полях различных международных организаций и объединений, таких как ООН, Евразийский экономический союз, и конечно же Союзное государство. В настоящее время Республика Беларусь - главная опора Российской Федерации на постсоветском пространстве, государство, которое чаще других занимает сторону России по международным проблемам.

Развито инвестиционное сотрудничество стран. К настоящему моменту в Беларуси зарегистрировано более двух тысяч организаций с российским капиталом. На территории страны размещено около полутора тысяч совместных белорусско-российских предприятий. В свою очередь, на территории РФ функционирует около полусотни совместных сборочных производств и создано порядка 160 субъектов товаропроводящей сети белорусских производителей с белорусским уставным капиталом [30]. Как сообщает Посольство РФ в Республике Беларусь, стороны ведут эффективную работу по минимизации последствий санкций, введенных Западом в после февраля 2022 года. Так, например, в 2022 году состоялась встреча представителей ВЭБ. РФ (российской государственной корпорации развития, обеспечивающей финансирование социально-экономических проектов). Организация инвестирует в важные для Беларуси инфраструктурные и промышленные проекты. А. Лукашенко заявил об эффективности сотрудничества в этом направлении и заверил, что оно продолжится в том же позитивном ключе [8].

Динамичные политические контакты между Россией и Белоруссией на разных уровнях свидетельствуют о приоритетном отношении стран друг к другу. Главы двух государств ежегодно совершают рабочие визиты, проводят двусторонние и даже неформальные встречи. Развит межправительственный и межпарламентский диалог. В декабре 2022 года В. Путин посетил Минск для переговоров с А. Лукашенко. Стоит сказать, что это первый визит российского президента на территории Бе-

ларуси с 2019 года. Этот визит во многом является демонстрацией благосклонности к А. Лукашенко, которого в современных международных реалиях можно назвать едва ли не единственным союзником Москвы. А. Лукашенко является более частым гостей в РФ. В 2021 году он приезжал в Россию пять раз, а в 2022 уже семь.

Наиболее приоритетным интеграционным проектом между двумя странами считается Союзное государство, которое было создано в 1999 году. С этого момента, со своими взлетами и падениями, начинается процесс поэтапного сближения России и Беларуси в экономической, политической, культурной и иных сферах. Сегодня Союзное государство обладает специальной структурой и органами, которые отвечают за функционирование этого объединения. Союзное государство отдельно упомянуто в Концепции Внешней политики Российской Федерации «... продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства» [15]. Это свидетельствует о том, что Россия уделает особое внимание отношениям с Беларусью, и конкретно Союзному государству как надгосударственному образованию. Положительным моментом в отношениях стран можно назвать взаимодействие в сфере внешней политики. Несмотря на то, что весь западный мир отвернулся от Российской Федерации, Беларусь с самого начала последовательно поддерживает действия России по отношению к Украине и помогает своим средствами. Не только по вопросам СВО, но и в целом в рамках международных отношений Россия и Беларусь стараются выступают единым фронтом, что, несомненно, является плюсом. Стоит отметить, что процесс интеграции между двумя странами длится уже более 20 лет, и при сильном желании уже можно было достичь ощутимых результатов. Однако главные цели, заявленные в договоре о создании Союзного государства (например, создание единого экономического пространства, формирование единой правовой системы с последующим принятием Конституции Союзного государства, выстраивание единой внешней и оборонной политики) так и не были выполнены [31].

Если говорить о позиции страны по поводу СВО, то Беларусь полностью находится на стороне Российской Федерации. Лукашенко открыто заявлял, что его страна принимает участие в боевых действиях: «что касается нашего участия в специальной военной операции в Украине, мы участвуем там. Мы этого не прячем. Но мы никого не убиваем. Мы никуда не посылаем своих военных. Мы не нарушаем свои обязательства» [35]. Заместитель государственного секретаря Совета безопасности Павел Муравейко заявлял, что главная цель участия Беларуси - это недопущение удара в спину «российский братьям».

Беларусь стабильно голосует против всех резолюций ООН, осуждающих действия Российской Федерации. Однако Лукашенко никак не высказался по поводу референдумов о присоединении ЛНР и ДНР, Херсонской и Луганской областей к РФ. Стоит сказать, что их признала только КНДР, так что молчание Беларуси объяснимо.

Из-за сложившейся ситуации, на Западе Беларусь и Россия воспринимаются единым игроком, и создается впечатление, что Беларусь совсем потеряла свой суверенитет и полностью зависит от России. Действительно, президент Беларуси сильно зависит от поддержки Кремля, дипломатически и финансово (например, во время мирных протестов в Беларуси 2020-2021 гг. РФ была готова направить свои войска, чтобы помочь Лукашенко

обрести контроль над ситуацией), а экономика Беларуси от российских субсидий и рынков.

Стоит отметить изменение характера сотрудничества в военной сфере. Ранее Беларусь сопротивлялась российскому военному присутствию на своей территории, а в 2014 году Лукашенко был против втягивания Беларуси в российско-украинский конфликт. Как можно заметить, сейчас ситуация изменилась. В 2021 году был открыт Объединенный учебно-боевой центр ПВО и ВВС в Гродненской области [11 ]. Конечно, это нельзя назвать полноценной российской военной базой на территории Беларуси, но там расположено боеспособное российское вооружение. В октябре 2022 года лидеры двух государств договорились о развертывании группировки совместных войск для обеспечения безопасности границ Союзного государства [16]. Как отмечают министры, эта мера лишь ответная реакция на действия оппонентов, имеющая сугубо оборонительные цели. В рамках этого мероприятия авиация Российской Федерации осуществляет патрулирование воздушных границ Союзного государства. 20 октября российские самолеты вновь совершили патрулирование [9]. Хоть Беларусь и прямо не участвует в боевых действиях на Украине (не направляет своих солдат), она выполняет другие функции: Беларусь позволяет России использовать свою территорию и воздушное пространство для атак на Украину, РФ запускает с белорусской территории ракеты. Беларусь также обеспечивает логистику для российской армии, медицинское обслуживание.

Такое участие, хоть и косвенное, не прошло бесследно для Беларуси. От нее, как и от России отвернулся весь западный мир. Роль Беларуси отождествляют роли России в данной конфликте. Дальнейшее развитие страны во многом зависит от реакции общества. По данным опроса, проведенного в марте 2022 года лишь 11 процентов граждан Беларуси одобрили бы участие белорусских военных в войне [12]. О неодобрении действий России заявили 50,4% респондентов. Вместе с тем, почти половина белорусов (45,2%) в этом конфликте сочувствует именно Украине. Результаты показывают, что мнение общества не совсем совпадает с мнением Лукашенко, который всецело поддерживает Россию. Если санкции запада окажут серьезное влияние на уровень жизни белорусов и экономику страны есть вероятность того, что эта ситуация может выйти из-под контроля. В 2020 году антиправительственные митинги удалось подавить, далеко не факт, что этот опыт получится повторить. В таком случае в Беларуси может произойти разворот политики и смена приоритетов, ведь существует вероятность, что новая политическая элита не захочет придерживаться прежнего курса. Это в свою очередь может повлиять на отношения с РФ и развитие Союзного государства. Интеграция России и Беларуси, создание Союзного государства в большей степени держится на личном желании лидеров двух государств. Во-первых, В. Путин и А. Лукашенко уже достаточно долго находятся у власти, не далеко момент смены политического руководства двух стран. Во-вторых, как видно из результатов социологических опросов, граждане Беларуси не разделяют мнение Лукашенко по вопросам СВО. Отсюда существует такой сценарий как отдаление Беларуси и России друг от друга, нежелание строить дальнейшие отношения вплоть до полного прекращения любых взаимодействий и поиска партнеров на стороне.

Этот негативный вариант развития событий имеет низкую вероятность реализации. С большей вероятность страны пойдут по позитивному сценарию. Россия и Беларусь продолжат стратегическое партнерство как равноправные союзники, однако без создания Союзного

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

государства. Этот проект вряд ли будет доведен до логического завершения. Россия хочет обезопасить свои границы, создать буферную зону, которая в случае чего примет на себя возможный удар. Кроме того, ей нужно государство-опора на постсоветском пространстве. Беларусь же получает много преимуществ от тесного сотрудничества с Россией: дешевые энергоресурсы, военную технику по низкой цене, финансовую и дипломатическую поддержку Кремля. В этом направлении и будут развиваться дальнейшие отношения двух стран.

Армения

Традиционно Армения считается основным союзником России как в Закавказском регионе, выступая в качестве плацдарма российской политики, так и на всем постсоветском пространстве. Армения играет роль некого «моста» между двумя геополитическими союзами и цивилизаци-онными моделями развития: с одной стороны - это западная модель ЕС, с другой - военный (ОДКБ) и экономический (ЕАЭС) союзы с главенствующей ролью России [1], поэтому для России принципиально важно удерживать Армению в поле своего влияния, поскольку ее интеграция в ЕС может полностью изменить расстановку сил в регионе, и привести к увеличению числа конфликтов.

В условиях нестабильности, которой характеризуется современная политическая обстановка, отношения двух стран претерпевают изменения.

Армения действует аккуратно, руководствуясь, в первую очередь своими национальными интересами. Так, в своих высказываниях по поводу СВО армянские официальные лица крайне осторожны, они пытаются оставаться в стороне от конфликта и не дают ему оценку, поскольку не хотят, чтобы это сказалось на имидже страны и отношениях с западными партнерами. Армения лишь выражает обеспокоенность происходящими в регионе событиями, и подчеркивает важность дипломатических методов решения конфликта.

Армения не признала итоги референдумов, проведенных на территориях ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей. Но в то же время, 2 марта в Генассам-блее ООН Армения воздержалась во время голосования по резолюции с требованием к России о выводе войск с территории Украины [2]. В ходе октябрьского голосования по резолюции, осуждающей проведение референдумов о принятии в состав России новых регионов, Армения опять же воздержалась от голосования - показав тем самым свою приверженность союзническим связям с Российской Федерацией. Об этой же приверженности говорят и другие высказывания армянских высокопоставленных лиц: в их риторике Россия продолжает называться «стратегически важным союзником» [3].

Политическое взаимодействие государств никак не ухудшилось. После начала СВО Армения и Россия продолжали поддерживать контакты на высшем уровне в прежнем режиме: проведение личных встреч, телефонных переговоров между российскими и армянскими официальными лицами, взаимодействие на базе международных институтов. Так, в апреле 2022 года премьер-министр Армении Н. Пашинян прибыл в Москву с официальным визитом, в ходе которого было подписано двухстороннее заявление из 30 пунктов (приурочено специально к 30-летию установления дипломатических отношений). Этот визит, а также подписание совмест-£2 ного документа имели большое символическое значе-" ние - в самом начале проведения СВО, когда междуна-^ родная обстановка как никогда нестабильна, Армения выразила приверженность союзническим отношениям г! с Российской Федерацией.

Несомненно, определенный урон был нанесен межгосударственным экономическим отношениям - это связано с беспрецедентным объемом санкций, наложенных на Российскую Федерацию: усложнилось логистическое взаимодействие, у компаний и банков возникают опасения, что на них могут быть распространены вторичные санкции при взаимодействии с российскими контрагентами. Но для Армении отказ от сотрудничества с Россией, которая является её крупнейшим экономическим партнером, просто невозможен, поэтому экономическое взаимодействие стран лишь усложнилось, но не сократилось. Так, товарооборот между Арменией и Россией за первые 10 месяцев 2022 года стал рекордным и составил 3,8 млрд долл. Экспорт России в Армению за указанный период составил почти 1,4 млрд долл., увеличившись на 40,5%. Импорт увеличился на 66,3%, составив 633,4 млн долл. [10]. Рост взаимной торговли связан в первую очередь с изменениями в логистике - Армения стала транзитным пунктом для товаров из ЕС, идущих в Россию, и наоборот. Кроме этого, росту торговли способствовала переориентация РФ на рынки дружественных стран. Европейский союз высказывал озабоченность потенциальным обходом санкций через «нейтральные» страны, в том числе и Армению, но армянская сторона отрицает эти обвинения. «Что касается разговоров, связанных с обходом санкций, я должен подчеркнуть, что это не более чем разговоры. Истина прямо противоположна», - заявил Н. Пашинян на пресс-конференции с канцлером ФРГ Олафом Шольцем [20].

По итогам первого полугодия 2022 года объем прямых российских инвестиций в Армению составил 141 миллион долларов [10]. Увеличение притока капитала из России в Армению связан в основном с частными переводами и передислокацией 1Т-компаний. Хотя большая часть инвестиций была направлена не в 1Т-сферу, а в сферу добычи металлических руд, а также электро-и газоснабжения. По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вольвача, Россия планирует и дальше увеличивать инвестиции в проекты Армении, их совокупный объем превысит 1 млрд долл [28].

Но в целом, проведение СВО не оказало существенного влияния на развитие отношений России и Армении, украинский фактор никогда не имел и не имеет весомой роли в отношениях двух стран. Гораздо большее влияние на развитие двусторонних отношений оказало обострение ситуации в Нагорном Карабахе в октябре 2022 года. «Для нашего региона сейчас непростые времена, продолжаются вызовы с безопасностью. И когда внимание всего мирового сообщества и особенно стратегического партнера Армении в сфере безопасности - России -сконцентрировано на ситуации вокруг Украины, есть конкретные опасения, что это может привести к дестабилизации в нашем регионе», - заявил Н. Пашинян [21].

Обострение ситуации в Нагорном Карабахе привело к развитию некого кризиса, нестабильности в отношениях между Россией и Арменией. В первую очередь этот кризис связан с деятельностью ОДКБ, которая отказалась предоставлять военную помощь Армении и осудить действия Азербайджана. Все чаще со стороны официальных лиц Армении звучат громкие обвинительные заявления в адрес ОДКБ. Так, в своей речи на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Н. Пашинян, говоря о Нагорно-Карабахском обострении 2022 года, жестко раскритиковал «региональные организации по безопасности за неадекватную реакцию на сложившуюся ситуацию, вызвавшую очень острые вопросы в армянском обществе», очевидно, имея в виду ОДКБ [27]. В январе 2023 г. Н. Пашинян заявил о «нецелесообразности»

проведения в стране учений ОДКБ [4]. Армянская общественность также настроена негативно по отношению к ОДКБ - в стране прошел ряд митингов за выход из ОДКБ, согласно проведенному опросу, около 43% граждан придерживаются данной позиции [19]. Вероятно, что в ближайшем будущем ОДКБ, если принципы и характер ее деятельности останутся неизменны, перестанет быть важным элементом сотрудничества двух стран, по причине сильнейшего недоверия армянской стороны к данной организации, и, как следствие, нежелания углублять взаимодействие в ее рамках. При этом вряд ли можно говорить о выходе Армении из ОДКБ и полного прекращения многостороннего сотрудничества в долгосрочной перспективе, поскольку такое решение может негативно сказаться на отношениях с Россией.

Кроме того, в последний год все чаще наблюдаются попытки «вытеснения» России из Армении, и из Закавказского региона в целом. Турция постепенно перехватывает роль гаранта международной безопасности, будучи в союзнических отношениях с Азербайджаном. Участвовать в разрешении конфликта пытаются также и Западные акторы - США, страны Европейского Союза, в первую очередь Франция. Если на протяжении многих лет Россия играла роль ключевого посредника в конфликте, то в 2022 году она гораздо меньше вовлечена в его урегулирование - так, например, на историческую встречу лидеров Армении, Турции и Азербайджана, состоявшуюся в Праге, под руководством Европейского Союза, Россия приглашена не была. Свою деятельность прекратила также и Минская группа ОБСЕ. Большую роль здесь играет и тот фактор, что Европейские страны и США не хотят сотрудничать с Россией из-за ее политики в Украине - из-за чего Россия практически лишается доступа к многосторонним форматам разрешения Нагорно-Карабахского кризиса, как следствие - снижается ее роль, как посредника.

После блокировки Лачинского коридора, начавшейся в декабре 2022 года, роль России как гаранта безопасности оказалось еще под большей угрозой. Премьер-министр Армении напрямую заявил, что Россия утратила контроль над коридором, иначе - не справилась со своими обязанностями [22]. Усиливается критика в адрес России, нарастают антироссийские настроения в армянском обществе, критические оценки российской миротворческой миссии. В январе 2023 года ЕС принял решение об отправке наблюдательной миссии в Армению, сроком на 2 года - российская сторона расценила согласие, данное на это решение армянской стороной, как «выбор в пользу ЕС» [7]. Мнения армянских политических экспертов касательно размещения миссии разнятся. Некоторые, в частности политолог Саркис Ца-турян [34], приветствуют размещение миссии, полагая, что она поможет Армении обезопасить свои границы, а некоторые, например, политолог Амбарцум Кабанян, считают, что миссия принесет лишь вред, поскольку она являет собой открытие «второго фронта» против России, и, соответственно, приведет к ухудшению российско-армянских отношений [5].

Россия на протяжении многих лет придерживалась позиции «равноудаленности» от обеих сторон конфликта, пытаясь выступать в качестве «объективной стороны», сохраняя влияния и на Армению, и на Азербайджан. Так, Россия не может оказать прямую поддержку Армении, поскольку это негативно скажется на отношениях с Турцией и Азербайджаном, с которыми имеются общие стратегически важные интересы в Закавказье, в первую очередь связанные с реализацией таких проектов, как «Турецкий поток» и МТК «Север-Юг» [17].

Сейчас вектор военно-политического сотрудничества России и Армении находится под большой угрозой. Россия может лишиться статуса «главного посредника» в Нагорно-Карабахском конфликте - нельзя допустить вывода российских миротворческих сил, поскольку за ним может последовать вывод российской военной базы и пограничников из Армении, и, как следствие, серьезная потеря Россией позиций на Южном Кавказе. Поэтому России необходимо сделать все, чтобы сохранить этот статус. В первую очередь, стоит начать с миротворческой миссии в зоне Лачинского коридора - необходимо разработать план активных действий по разблокировке коридора, поскольку это поможет вернуть доверие к миротворческой миссии РФ.

Стоит также отметить, что у армянской стороны фактически нет другой альтернативы военно-политическому сотрудничеству с Россией, в первую очередь, в силу географического положения - Армения находится в окружении «недружественных» государств - Азербайджана и Турции, а ее европейские союзники, наоборот, слишком удалены. Кроме того, будучи членом ОДКБ Армения взяла на себя обязательства - не сотрудничать с другими государствами в области вооружений, не состоять в других военно-политических блоках. Несмотря на возможные недовольства политикой России, от сотрудничества с ней Армения отказаться не может, но глубина этого сотрудничества вполне может уменьшиться.

Казахстан

Двусторонние отношения Республики Казахстан и Российской Федерации были установлены 22 октября 1992 года. Для двусторонних отношений заложена договорная-правовая база, на данный момент заключено более 4000 соглашений и договоров, охватывающих широкий спектр сфер, наиболее приоритетными областями сотрудничества являются военно-техническое сотрудничество и энергетика [18]. Стороны также взаимодействие в рамках международных организаций: ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, СНГ.

В самом начале специальной военной операции Республика Казахстан попыталась выступить в качестве нейтральной стороны, что подчеркнуло заявление Президента Казахстана: «Мы призываем оба государства к нахождению общего языка за столом переговоров, к достижению договоренностей и согласия. Казахстан со своей стороны готов оказать всяческое содействие, включая посреднические услуги, если они, конечно, понадобятся» [19].

Неоднократно делались попытки заявить о том, что Казахстан не собирается принимать участие в возникшем споре на международном поприще, ведь они «являются не только союзниками России и Беларуси, но и членом международного сообщества» [19], хотя официально власти утверждали, что поддерживают территориальную целостность Украины. Они также заявляли, что будут соблюдать санкции, опустившиеся на российские границы с февраля прошлого года, несмотря на экономический союз и соглашения.

Однако при голосовании в ООН по вопросу о принятии резолюции, которая требовала РФ прекратить ведение боевых действий и вывести войска с украинских территорий, Представитель Казахстана проголосовал против, что стало первым открытым проявлением позиции Казахстана по вопросу СВО [20].

В то же время нельзя не отметить ряд важных проблем в российско-казахских отношениях после 2022 г. В первую очередь, двойственные высказывания Казахстана не могли не подчеркнуть его метания между Запа-

са о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

со

I_

и

см <о

дом и союзом с Россией. Помимо заявлений официальных лиц из правительства Республики Казахстан, в январе 2023 г. Астана заявила, что выходит из соглашения с РФ о взаимной конвертируемости валют, поскольку «взаимные обязательства уже были выполнены, и новые соглашения являются более релевантными на сегодняшний день» [21]. Россия не выразила официальной позиции по этому поводу, но предполагается, что на торговые отношения двух государств это не окажет существенного влияния.

Также были изменены некоторые правила пребывания российских граждан на территории Казахстана: если раньше можно было находиться в РК в течение девяноста суток и, выехав из страны на небольшой срок, обнулить данный период, то теперь россияне смогут пребывать в Казахстане в течение девяноста дней, после чего им потребуется выехать на такое же количество суток или получить разрешение на временное проживание. [22] Данные меры были введены в связи с тем, что на российско-казахских границах, в особенности осенью 2022 г. после объявления частичной мобилизации в России, образовались длинные очереди из желающих покинуть государство. Примерно миллион россиян Казахстан принял в период с лета 2022 г. по настоящий момент.

Нельзя не отметить тот факт, что энергетическая сфера сейчас получает новый виток развития. Поскольку с января этого года российская нефть не поставляется по нефтепроводу «Дружба» в Восточную Германию. В поисках замены Берлин обратился к Казахстану, на что РФ ответила положительно. Помимо этого, были увеличены поставки российской нефти в Китай по казахско-китайскому трубопроводу, а само соглашение было продлено до 2034 г. Это является прямым показателем того, что между двумя государствами произошел «своповый обмен» рынками сбыта для поставки своей продукции туда, куда напрямую доступ закрыт или невозможен [23].

Экономические отношения также развиваются: денежный оборот между странами увеличился на миллиард долларов, по сравнению с 2021, увеличился казахский экспорт в Россию, российский в РК - также показал рост [24].

Что касается отношений на высшем уровне, то, как уже и было отмечено ранее, они сохраняются. К примеру, 6 марта состоялся телефонный разговор между Президентом Российской Федерации Президентом Республики, в ходе которого главы государств обсудили различные аспекты развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества и подтвердили «настрой на дальнейшее укрепление российско-казахстанских союзнических отношений» [25]. Также в Казахстане анонсировали предстоящий визит главы Российской Федерации в Астану в течение текущего года [26].

Нельзя не упомянуть тот факт, что в феврале 2023 года страну посещал госсекретарь США Энтони Блинкен, что указывает на присутствие США в регионе [27] и показывает намерения Вашингтона расширять сферу влияния в Центральной Азии, в регионе, где интересы США пересекаются с интересами РФ. Чью сторону принимает Казахстан - это вопрос, открытый на настоящий момент, но заявления официальных лиц подтверждают намерения РК идти на дальнейший курс сближения с Россией.

Поэтому можно сделать вывод, что споры возникают на политическом уровне по вопросу Украины, но на деле сотрудничество продолжается и даже укрепляется в определенных сферах.

Говоря о проблемных моментах, нельзя не отметить политику «двойных стандартов», которая сопровождает позицию Астаны по вопросу специальной военной опе-

рации. Тем не менее, голос против принятия резолюции проиллюстрировал смещающуюся тенденцию в сторону Москвы.

Другой проблемой является то, что Казахстан также намерен усиливать свое сотрудничество с ЕС, что категорически невыгодно для России, ведь есть вероятность не только потерять ценного партнера и союзника, но и оказаться в еще большей «блокаде». В особенности это касается идей РК о транспортировке топлива из Китая в европейские страны, в обход Российской Федерации, для этого даже существует специальный проект. Такое направление для Казахстана очень привлекательно, поскольку тем самым он не только получит новых партнеров, но и станет достойным конкурентом для РФ. Однако на этот аспект уже было найдено хотя бы частичное решение - как раз «своповые» поставки нефти могут снизить экономические издержки. Если данный тренд будет сохраняться, то со временем данный вопрос также удастся разрешить.

Перечисляя перспективы развития, следует обратить внимание на совместные компании. Данное направление могло бы стать очень актуальным, хоть и весьма проблемным, потому что успех проекта зависит от его сути. Многие эксперты утверждают, что выгоднее производить продукцию на территории РФ, чем основывать предприятие на территории Казахстана, но это не совсем так, поскольку на данный момент почти невозможно привлечь иностранных инвесторов на территорию России. Поскольку большинство совместных проектов связаны с энергетической промышленностью, привлекательной для западных государств, они также могут вкладывать свои средства. Стоит отметит, что в 2022 г. Посол РК в РФ отметил, что данный аспект уже находится в перечне действий на 2023 г. - «создание совместных предприятий по выпуску бытовой техники, электроники, автомобилей, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники, строительных материалов, продукции газо- и нефтехимии, железнодорожных вагонов, локомотивов и т.д.» [28]. Также стоит увеличить российское инвестирование в такие предприятия, чтобы они становились конкурентоспособными, поскольку половина акций, которой обычно владеет российская сторона в подобного типа компаниях, будет очень выгодна для экономики нашей страны в нынешних реалиях, а также продемонстрирует Казахстану лояльность России и ее приверженность к расширению дальнейшего двустороннего сотрудничества. Это очень важный момент в настоящей обстановке, и РФ следует укреплять связи с каждой дружественной страной, тем более такой важной как Казахстан.

Однако в феврале 2023 года РК закрыла свое торговое представительство на территории Российской Федерации, «в рамках процесса оптимизации работы государственных органов». По словам официальных представителей, данная мера не повлияет на отношения с РФ и развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Казахстан неоднократно заявлял, что обход антироссийских санкций не допустил, однако, программа параллельного импорта функционирует и в настоящий момент.

Выводы

Двустороннее экономическое взаимодействие устойчиво развивается: товарооборот между странами за 2022 год только вырос, увеличивается количество инвестиционных проектов. Это связано с переориентацией внешней политики Российской Федерации и акцентировании большего

внимания на странах СНГ. В условиях сложной геополитической ситуации и приостановке сотрудничества со странами Запада, РФ вынуждена искать новые пути развития.

Поскольку на РФ были наложены санкции со стороны большого количества государств, необходимо искать пути выхода из экономической блокады - основным торговым партнером в разрешении данного вопроса является Казахстан, однако, развитию отношений мешают призывы Запада остановить параллельный импорт и попытки надавить на Астану в этом аспекте.

Развитие отношений в области безопасности оценивается двойственно. Так, отношения с Беларусью можно оценить положительно. А. Лукашенко прямо заявлял, что не позволит нанести удар по России и в случае чего окажется ей всяческую помощь. В 2022 году стороны договорились о развертывании совместной группировки по патрулированию границ, что свидетельствует об углублении сотрудничества. Российский учебно-боевой центр все еще находится на территории Беларуси и функционирует без каких-либо ограничений. Что касается отношений с Арменией, они характеризуются неким спадом. Так, из-за пассивной политики ОДКБ в ходе Нагорно-Карабахского обострения осенью 2022 года организация потеряла доверие армянской стороны, и в ближайшем будущем ОДКБ не будет выступать в качестве центрального элемента российско-армянского сотрудничества. Нагорно-Карабахская проблема продолжает оставаться камнем преткновения в отношениях двух стран - действия России не совпадают с армянскими ожиданиями, миротворческий контингент не смог эффективно исполнить свои функции, из-за чего Армения вынуждена искать новые пути обеспечения своей безопасности, в том числе обращаться к европейским странам. Если Россия не начнет действовать более активно, она может лишиться статуса «главного посредника» в конфликте, и, как следствия, влияния на Армению.

Что касается Казахстана, то формально военное сотрудничество не подверглось изменениям - оба государства являются активными членами ОДКБ, а соответствующий Договор в 2022 году был продлен на десять лет, все заключенные соглашения продолжают действовать. С фактической точки зрения, Астана не спешит активно поддерживать Россию в военно-техническом плане, ее позиция по поводу СВО все еще довольно расплывчатая, поэтому это оказывает определенную степень влияния на отношения между двумя государствами и тормозит их развитие.

В целом, Российская Федерация пытается удержать эти страны в зоне своего влияния. В условиях СВО немногие открыто заявили о поддержке действий российской стороны, а западные страны и вовсе хотят разорвать все существующие связи. В этих условиях Россия предпринимает разные шаги по удержанию стран. Это подтверждает визит В. Путина в Минск в конце 2022 года. Первый визит российского президента за 3 года в этих сложных политических условиях был совершен для того, чтобы подтвердить свою приверженность союзническим отношениям с Беларусью.

На противоречивые высказывания Армении (о неисполнении миротворцами своих обязанностей, об отмене учений ОДКБ), Россия реагирует достаточно осторожно и мягко, подчеркивая факт союзнических отношений с Арменией.

В связи с неопределенной позицией Казахстана относительно СВО, многие специалисты и политические деятели стали высказывать свои прогнозы о смещении вектора интересов РК в сторону Европы и Китая, в Сети даже возникли фейковые новости о планах государства выйти из ОДКБ, однако, позже поступило официаль-

ное опровержение. МИД Казахстана заявил, что страна не рассматривает возможность выхода из организации.

Подводя итог вышесказанному, отношения РФ с Беларусью, Арменией и Казахстаном имеют под собой достаточно прочную основу, развитые экономические и политические связи. Проведение Россией специальной военной операции хоть и привнесло некоторые осложнения в отношения с каждой из стран, однако это не привело к полному прекращению контактов. Более того, текущая международная обстановка позволила найти новые направления для развития сотрудничества между странами, а потому следует сделать вывод о том, что отношения России со странами СНГ продолжат развиваться и в дальнейшем.

Литература

1. Алексанян Г.А. Сотрудничество Армении и ОДКБ: историческая ретроспектива и современные вызовы // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионо-ведение. Востоковедение. 2016. № 4 (6). С. 86-100.

2. Армения воздержалась при голосовании по антироссийской резолюции в ООН // Sputnik Армения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

02.03.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.ar-meniasputnik.am/20220302/armeniya-vozderzhalas-pri-golosovanii-po-antirossiyskoy-rezolyutsii-v-oon-39322894.html (дата обращения: 15.02.2023).

3. Армения воздержалась при голосовании по антироссийской резолюции в ГА ООН // Новости Армения. 13.10.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://newsarmenia.am/news/in_the_world/armeniya-vozderzhalas-pri-golosovanii-po-antirossiyskoy-rezolyutsii-v-ga-oon-/ (дата обращения: 15.02.2023).

4. Армения назвала проведение в стране учений ОД-КБ нецелесообразным // РИА Новости. 10.01. 2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20230110/ odkb-1843837428.html (дата обращения: 15.02.2023).

5. Армянские аналитики назвали подлинные цели миссии ЕС в Армении // Вестник Кавкааза. 21.02.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://vestikavkaza.ru/ news/armanskie-analitiki-nazvali-podlinnye-celi-missii-es-v-armenii.html (дата обращения: 15.02.2023).

6. В Казахстане анонсировали визит Путина // Lenta.ru.

14.03.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://len-ta.ru/news/2023/03/14/vizit_putina/ (дата обращения 15.02.2023).

7. В МИД РФ заявили, что Армения сделала выбор в пользу Евросоюза // ТАСС. 26.01.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/politika/16893263 (дата обращения: 15.02.2023).

8. В Минске одобрены новые инициативы корпорации «ВЭБ.РФ» // Российская газета. 30.09.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2022/09/30/v-minske-odobreny-novye-iniciativy-korporacii-vebrf.html (дата обращения: 15.02.2023).

9. В эти минуты российская авиационная составляющая региональной группировки войск (сил) осуществляет плановое патрулирование воздушных границ Союзного государства // Телеграмм канал Министерства обороны Республики Беларусь. 20.10.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://t.me/ modmilby/19063?fbclid=IwAR2Xs_dFCZg4kTp9QE-HzBi8JJk00-kTz61PHgaYW5kJ0ddA9328E0nrKP8w (дата обращения: 15.02.2023).

10. Вице-премьер Армении сообщил о рекордном товарообороте с РФ за 10 месяцев 2022 года // ТАСС. 23.12.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

11

12,

13,

14,

15,

16,

17,

18,

19,

20,

21

22

23

24

11

tass.ru/ekonomika/16676807 (дата обращения: 15.02.2023).

Военные РФ прибыли в Гродно для создания центра подготовки ВВС Белоруссии и России // ТАСС.

28.08.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https:// tass.ru/armiya-i-opk/12245153 (дата обращения: 15.02.2023).

Исследование: Белорусы не считают страну соучастницей войны // Deutsche Welle. 26.04.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dw.com/ ru/issledovanie-belorusy-ne-schitajut-svoju-stranu-souchastnicej-vojny-v-ukraine/a-61597441 (дата обращения: 15.02.2023).

Казахстан окончательно определился с позицией по СВО // Утро.ру. 19.12.2022 [Электронный ресурс]. -URL: https://utro.ru/news/ukraine/2022/12/19/1521323. shtml (дата обращения: 24.01.2023). Казахстан: еще союзник или уже противник? // Ритм Евразии. 11.05.2022 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ritmeurasia.org/news-2022-05-11 -kazahstan-esche-sojuznik-ili-uzhe-protivnik-59786 (дата обращения: 15.02.2023). Концепция внешней политики Российской Федерации // Президент России. 15.06.2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 15.02.2023). Лукашенко и Путин договорились о развертывании совместной группировки войск // Интерфакс.

10.10.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.interfax.ru/world/867116 (дата обращения: 15.02.2023).

Маркедонов С.М. Россия в процессе нагорно-карабахского урегулирования // 30-летие конфликта в Нагорном Карабахе. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. - С. 11-26. Нефтяные свопы между Россией и Казахстаном // Аврора. 24.01.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://auroranetwork.livejournal.com/7743872.html (дата обращения: 15.02.2023). Опрос: Граждане в Армении продолжают уповать на Россию, но разочарованы в ОДКБ // ArmInfo. 29.11.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https:// arminfo.info/full_news.php?id=73127&lang=2 (дата обращения: 15.02.2023).

Пашинян заявил, что Армения не помогает России обходить западные санкции // РИА Новости. 02.03.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://ria. ru/20230302/sanktsii-1855474427.html (дата обращения: 15.02.2023).

Пашинян указал на риски обострения конфликта на Кавказе из-за Украины // РБК. 07.09.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/poli-tics/07/09/2022/63184df59a7947132be864ef (дата обращения: 15.02.2023).

Пашинян: российские миротворцы утратили контроль над Лачинским коридором // Московский комсомолец. 27.12.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mk.ru/politics/2022/12/27/pashinyan-pozhalovalsya-putinu-na-rossiyskikh-mirotvorcev.html (дата обращения: 15.02.2023). Посол Казахстана: Москву и Астану объединяют общие ценности и желание жить в согласии // Тасс. 22.12.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://tass. ru/interviews/16656699 (дата обращения: 15.03.2023). Почему Казахстан разрывает соглашение о взаимной конвертируемости тенге и рубля // Frank Media [Электронный ресурс]. - URL: https://frankrg. com/107958 (дата обращения: 24.01.2023).

25. Правила пребывания россиян в Казахстане: что изменится с 27 января 2023 года // Коммерсантъ. 17.01.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5773317 (дата обращения: 24.01.2023).

26. Путин созвонился с Токаевым // Lenta.ru. 06.03.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/ news/2023/03/06/putintokaev/ (дата обращения: 15.02.2023).

27. Речь премьер-министра Пашиняна на 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Премьер-министр Республики Армения. 22. 09. 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.primeminister.am/ ru/statements-and-messages/item/2022/09/22/Nikol-Pashinyan-Speech/ (дата обращения: 15.02.2023).

28. Россия инвестирует в проекты в Армении более чем $1 млрд // ТАСС. 20.09.2022 [Электронный ресурс]. -URL: https://tass.ru/ekonomika/15807195 (дата обращения: 15.02.2023).

29. Россия-Казахстан // Посольство Российской Федерации в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://rfembassy.ru/lm/dvustoronnie_ot-nosheniya/rossiya-kazakhstan/ (дата обращения: 15.02.2023).

30. Сергеев, Н. Союзное государство: результаты и проблемы строительства / Н. Сергеев, А. Фадеев // Постсоветский материк - 2017. - № 3 (15). - C. 116144.

31. Сотников, А.В. Программы Союзного государства. Новый взгляд / А.В. Сотников // Российский внешнеэкономический вестник - 2022. - № 4. - C. 103-106.

32. Телефонный разговор с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым // Президент России. 06.03.2023 [Электронный ресурс]. - URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/70637 (дата обращения: 15.02.2023).

33. Торгово-экономическое сотрудничество России и Казахстана по итогам 2022 года вышло на рекордный уровень // Парламентская газета. 22.12.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pnp.ru/ top/site/torgovo-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-kazakhstana-po-itogam-2022-goda-vyshlo-na-rekordnyy-uroven.html (дата обращения: 15.02.2023).

34. Цатурян. Если Армения не диверсифицирует внешнюю политику, то продолжит терять земли и попадет в военную авантюру // Armenia Today. 06.03.2023 [Электронный ресурс]. - URL: https://armeniato-day.news/interview-ru/590644/ (дата обращения: 15.02.2023).

35. Что говорят Лукашенко и Совет безопасности про участие Беларуси в спецоперации в Украине // Комсомольская правда. 10.10.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.belarus.kp.ru/dai-ly/27455/4659668/ (дата обращения: 15.02.2023).

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES IN THE NEW INTERNATIONAL REALITIES (ON THE EXAMPLE OF BELARUS, ARMENIA, AND KAZAKHSTAN)

Sidorova T.Y., Vasilyuk D.A., Lavrinenko Yu.A., Khakimova A.I.

Siberian Federal University

The article deals with the relationship of the Russian Federation with the Republic of Belarus, Armenia and the Republic of Kazakhstan, the closest Russian allies in the sub-regions of the post-Soviet space: the European part, Transcaucasia and Central Asia. The analysis of three areas of interaction is carried out: political and diplomatic relations, economic cooperation, cooperation in the field of security, changes in these areas that have occurred since the start of the Ukrainian crisis in 2022 are identified. The special military

operation had an impact not only on bilateral contacts, but also on world politics in general, in the context of a changing world order, Russia needs to overcome new challenges. The United States of America and its Western allies are extending their influence to the states around the Russian Federation, changing relations between historically connected partners, and the Russian Federation needs to know the answer to the question: what problems make Kazakhstan and Armenia adhere to an ambivalent position and is trust from Belarus so strong? The purpose of the article is to predict the further development of relations between Russia and the three states, to determine and assess the depth of past changes, to identify the most problematic and promising areas of cooperation.

Keywords: CIS, economy, military-political cooperation, security, crisis, special military operation.

References

1. Aleksanyan G.A. Cooperation between Armenia and the CSTO: historical retrospective and modern challenges // Bulletin of the Russian State University. Series: Political Science. History. International relations. Foreign regional studies. Oriental studies. 2016. No. 4 (6). pp. 86-100.

2. Armenia abstained from voting on the anti-Russian resolution in the UN // Sputnik Armenia. 02.03.2022 [Electronic resource]. -URL: https://ru.armeniasputnik.am/20220302/armeniya-vozderzhalas-pri-golosovanii-po-antirossiyskoy-rezolyutsii-v-oon-39322894.html (accessed: 02.15.2023).

3. Armenia abstained from voting on the anti-Russian resolution at the UN General Assembly // News Armenia. 13.10.2022 [Electronic resource]. - URL: https://newsarmenia.am/news/ in_the_world/armeniya-vozderzhalas-pri-golosovanii-po-antirossiyskoy-rezolyutsii-v-ga-oon- / (accessed: 02.15.2023).

4. Armenia called the holding of CSTO exercises in the country inappropriate // RIA Novosti. 10.01. 2023 [Electronic resource]. - URL: https://ria.ru/20230110/odkb-1843837428.html (accessed: 02/15/2023).

5. Armenian analysts named the true goals of the EU mission in Armenia // Vestnik Kavkaaza. 02/21/2023 [Electronic resource]. -URL: https://vestikavkaza.ru/news/armanskie-analitiki-nazvali-podlinnye-celi-missii-es-v-armenii.html (accessed: 02.15.2023).

6. Putin's visit was announced in Kazakhstan // Lenta.ru 14.03.2023 [Electronic resource]. - URL: https://lenta.ru/news/2023/03/14/ vizit_putina / (accessed: 15.02.2023).

7. The Russian Foreign Ministry said that Armenia has made a choice in favor of the European Union // TASS. 26.01.2023 [Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/politika/16893263 (accessed: 02.15.2023).

8. New initiatives of VEB Corporation have been approved in Minsk.RF" // Rossiyskaya Gazeta. 30.09.2022 [Electronic resource]. - URL: https://rg.ru/2022/09/30/v-minske-odobreny-novye-iniciativy-korporacii-vebrf.html (accessed: 02.15.2023).

9. At these moments, the Russian aviation component of the regional grouping of troops (forces) is carrying out scheduled patrolling of the air borders of the Union State // Telegram channel of the Ministry of Defense of the Republic of Belarus. 20.10.2022 [Electronic resource]. - URL: https://t.me/modmilby/19063?f-bclid=IwAR2Xs_dFCZg4kTp9QEHzBi8JJkOO-kTz61 PHgaY-W5kJ0ddA9328E0nrKP8w (accessed: 02.15.2023).

10. The Deputy Prime Minister of Armenia announced a record trade turnover with the Russian Federation for 10 months of 2022 // TASS. 23.12.2022 [Electronic resource]. - URL: https:// tass.ru/ekonomika/16676807 (accessed: 02.15.2023).

11. The Russian military arrived in Grodno to create a training center for the Air Forces of Belarus and Russia // TASS.

28.08.2021 [Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/armi-ya-i-opk/12245153 (accessed: 02.15.2023).

12. Research: Belarusians do not consider the country an accomplice to the war // Deutsche Welle. 04/26/2022 [Electronic resource]. - URL: https://www.dw.com/ru/issledovanie-belorusy-ne-schitajut-svoju-stranu-souchastnicej-vojny-v-ukraine/a-61597441 (accessed: 02.15.2023).

13. Kazakhstan has finally decided on its position on its // <url>.

19.12.2022 [Electronic resource]. - URL: https://utro.ru/news/ ukraine/2022/12/19/1521323.shtml (accessed: 24.01.2023).

14. Kazakhstan: still an ally or already an opponent? // The Rhythm of Eurasia. 11.05.2022 [Electronic resource]. - URL: https://

www.ritmeurasia.org/news-2022-05-11 -kazahstan-esche-sojuznik-ili-uzhe-protivnik-59786 (accessed: 15.02.2023).

15. The concept of foreign policy of the Russian Federation // President of Russia. 15.06.2008 [Electronic resource]. - URL: http:// www.kremlin.ru/acts/news/785 (accessed: 02.15.2023).

16. Lukashenko and Putin agreed to deploy a joint group of troops // Interfax. 10.10.2022 [Electronic resource]. - URL: https://www. interfax.ru/world/867116 (accessed: 02.15.2023).

17. Markedonov S.M. Russia in the process of the Nagorno-Karabakh settlement // 30th anniversary of the conflict in Nagorno-Karabakh. - Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), 2019. - pp. 11-26.

18. Oil swaps between Russia and Kazakhstan // Aurora. 24.01.2023 [Electronic resource]. - URL: https://auroranetwork. livejournal.com/7743872.html (accessed: 15.02.2023).

19. Poll: Citizens in Armenia continue to rely on Russia, but are disappointed in the CSTO // ArmInfo. 29.11.2022 [Electronic resource]. - URL: https://arminfo.info/full_news. php?id=73127&lang=2 (accessed: 02.15.2023).

20. Pashinyan stated that Armenia does not help Russia to circumvent Western sanctions // RIA Novosti. 02.03.2022 [Electronic resource]. - URL: https://ria.ru/20230302/sanktsii-1855474427. html (accessed: 02.15.2023).

21. Pashinyan pointed out the risks of escalation of the conflict in the Caucasus because of Ukraine // RBC. 07.09.2022 [Electronic resource]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/07/09/2022/63184d-f59a7947132be864ef (accessed: 02.15.2023).

22. Pashinyan: Russian peacekeepers have lost control of the Lachin corridor // Moskovsky Komsomolets. 27.12.2022 [Electronic resource]. - URL: https://www.mk.ru/politics/2022/12/27/ pashinyan-pozhalovalsya-putinu-na-rossiyskikh-mirotvorcev. html (accessed: 02.15.2023).

23. Ambassador of Kazakhstan: Moscow and Astana are united by common values and the desire to live in harmony // Tass. 22.12.2022 [Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/inter-views/16656699 (accessed: 03.15.2023).

24. Why Kazakhstan breaks the agreement on mutual convertibility of tenge and ruble // Frank Media [Electronic resource]. - URL: https://frankrg.com/107958 (accessed: 24.01.2023).

25. Rules of stay of Russians in Kazakhstan: what will change from January 27, 2023 // Kommersant. 17.01.2023 [Electronic resource]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5773317 (accessed: 24.01.2023).

26. Putin called Tokayev // Lenta.ru 06.03.2023 [Electronic resource]. - URL: https://lenta.ru/news/2023/03/06/putintokaev / (accessed: 02.15.2023).

27. Speech of Prime Minister Pashinyan at the 77th session of the UN General Assembly // Prime Minister of the Republic of Armenia. 22. 09. 2022 [Electronic resource]. - URL: https://www.pri-meminister.am/ru/statements-and-messages/item/2022/09/22/ Nikol-Pashinyan-Speech / (accessed: 02.15.2023).

28. Russia invests more than $1 billion in projects in Armenia // TASS. 09/20/2022 [Electronic resource]. - URL: https://tass.ru/ ekonomika/15807195 (accessed: 02.15.2023).

29. Russia-Kazakhstan // Embassy of the Russian Federation in the Republic of Kazakhstan [Electronic resource]. - URL: http://rfembassy.ru/lm/dvustoronnie_otnosheniya/rossiya-kazakhstan / (accessed: 15.02.2023).

30. Sergeev, N. Union State: results and problems of construction / N. Sergeev, A. Fadeev // Post-Soviet continent - 2017. - № 3 (15). - C. 116-144.

31. Sotnikov, A.V. Programs of the Union State. Novy vzglyad / A.V. Sotnikov // Russian Foreign Economic Bulletin - 2022. -No. 4. - C. 103-106.

32. Telephone conversation with President of Kazakhstan Kassym-Jomart Tokayev // President of Russia. 06.03.2023 [Electronic resource]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70637 (accessed: 15.02.2023).

33. Trade and economic cooperation between Russia and Kazakhstan reached a record level by the end of 2022 // Parliamentary Gazette. 22.12.2022 [Electronic resource]. - URL: https:// www.pnp.ru/top/site/torgovo-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-kazakhstana-po-itogam-2022-goda-vyshlo-na-rekordnyy-uroven.html (accessed: 02.15.2023).

34. Tsaturyan. If Armenia does not diversify its foreign policy, it will continue to lose land and get into a military adventure // Armenia

C3

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cr

IE

0

1

-1 y

"O

IE

cr

molskaya Pravda. 10.10.2022 [Electronic resource]. - URL: https://www.belarus.kp.ru/daily/27455/4659668 / (accessed: 02.15.2023).

CO

u

CO

Cd

CM

CO

z

118

Today. 06.03.2023 [Electronic resource]. - URL: https://arme-niatoday.news/interview-ru/590644 / (accessed: 02.15.2023). 35. What do Lukashenka and the Security Council say about Belarus' participation in a special operation in Ukraine // Komso-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.