Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY-NC
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР / ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМАЯ УСТАНОВКА / ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дядик А.Н., Юшков А.В.

Воздухонезависимые энергетические установки для подводных лодок в скором времени прейдут на смену дизель-электрическим. Разработки в данном направлении ведутся по двум направлениям.В статье рассматриваются различные типы ВНЭУ по основным показателям и обоснован выбор наиболее перспективного типа установки на основании отечественного и зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Дядик А.Н., Юшков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AIR-INDEPENDENT ENGINES

Air-independent engines for submarines will soon replace diesel-electric ones. There is an ongoing development in this area in two directions.The article considers various types of air-independent engines according to the main indicators and substantiates the choice of the most promising type of engine based on domestic and foreign experience.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»

A.N. Dyadik, A.V. Yushkov Prospects for the development of air-independent engines

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-1-S-I-347-348 УДК 621.352:629.5

А.Н. Дядик, А.В. Юшков

СПбГМТУ, Санкт-Петербург

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Воздухонезависимые энергетические установки для подводных лодок в скором времени прейдут на смену дизель-электрическим. Разработки в данном направлении ведутся по двум направлениям.

В статье рассматриваются различные типы ВНЭУ по основным показателям и обоснован выбор наиболее перспективного типа установки на основании отечественного и зарубежного опыта.

Ключевые слова: электрохимический генератор, топливный элемент, воздухонезависимая установка, водородная энергия.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-347-348 UDC 621.352:629.5

A.N. Dyadik, A.V. Yushkov

St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AIR-INDEPENDENT ENGINES

Аir-independent engines for submarines will soon replace diesel-electric ones. There is an ongoing development in this area in two directions.

The article considers various types of ак-independent engines according to the main indicators and substantiates the choice of the most promising type of engine based on domestic and foreign experience. Key words: electrochemical generator, fuel element, air-independent engine, hydrogen energy. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

ВНЭУ для подводных морских объектов нового поколения развиваются по двум направлениям:

■ тепловые энергоустановки (ТЭУ), основанные на тепловых циклах и машинных способах преобразования энергии, среди которых наибольшие перспективы имеют двигатель с внешним подводом теплоты (ДВПТ) - двигатель Стир-линга и парогазотурбинные установки замкнутого цикла;

■ энергоустановки на топливных элементах или иначе ЭУ на основе электрохимических генераторов (ЭУ с ЭХГ).

Анализ состояния развития и внедрения ВНЭУ на подводных морских объектах военного назначения показывает, что в настоящее время ВМС более десятка зарубежных стран уже имеют в своем со-

ставе неатомные подводные лодки (НАПЛ), оснащенные ВНЭУ трех указанных выше типов.

Их сравнение по таким критериям, как КПД, параметры цикла, шумность и некоторым другим, представленное в табл. 1 [1], наглядно показывает, что ВНЭУ с ЭХГ значительно превосходят остальные типы ВНЭУ по всем основным параметрам, в том числе по энергоэффективности, интегральному уровню физических полей, эксплуатационным качествам и т.п.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что установки с ЭХГ более перспективны в термодинамическом плане, чем тепловые двигатели замкнутого цикла, поскольку коэффициент полезного действия ВНЭУ с ЭХГ достигает 50% и более, тогда как у воздухонезависимых установок типа МБ8МЛ

Для цитирования: Дядик А.Н., Юшков А.В. Перспективы развития воздухонезависимых энергетических установок. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 347-348.

For citations: Dyadik A.N., Yushkov A.V. Prospects for the development of air-independent engines. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 347-348 (in Russian).

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

347

А.Н. Дядик, А.В. Юшков

Перспективы развития воздухонезависимых энергетических установок

Таблица 1. Сравнение ВНЭУ по основным эксплуатационным показателям

Показатель ЭУ с ЭХГ Двигатель Стирлинга Дизель замкнутого цикла MESMA

Преобразование энергии Прямое Непрямое Непрямое Непрямое

КПД, % 50-60 30-40 около 30 20

Рабочая температура, °С менее 90 > 600 > 450 > 700

Удельное потребление кислорода, кг/кВт-ч 0,4 1,0 0,75 1,1

Интегральный уровень физических полей (1 - max, 4 - min) 4 2 1 3

едва дотягивает до 20%. Кроме того, установки с ЭХГ работают практически бесшумно, выделяют меньше теплоты, они более экологичны [2, 3]. Правда, ВНЭУ с ЭХГ отличаются несколько более высокой стоимостью, поскольку используют в топливных элементах катализаторы из драгоценных металлов, в частности, из платины. Также проблемным остается хранение (или генерация) водорода в составе ВНЭУ с ЭХГ.

Положения таблицы 1 подтверждаются зарубежной статистикой, говорящей о том, что доминирующее положение на рынке ВНЭУ для НАПЛ как в настоящее время, так в перспективе до 2030 г. занимают и будут занимать ВНЭУ с ЭХГ, причем исключительно с твердополимерным электролитом (ТПТЭ).

В части создания ВНЭУ с ЭХГ для НАПЛ безусловным лидером является Германия. Практические работы по созданию ВНЭУ с ЭХГ для ПЛ пр. 212 компаниями HDW, Регго81аа1 и 1КЬ стартовали еще в 1980 г. В 1985 г. началась эксплуатация опытной установки на наземном стенде. После ее успешного завершения с целью дальнейшей отработки установка с ЭХГ была размещена на одной из ПЛ ВМС Германии (Ш). По результатам морских

испытаний в 1988-1989 гг. принято решение о размещении установки на ПЛ пр. 212.

Причем однозначный выбор в пользу ВНЭУ с ЭХГ, как в наибольшей степени отвечающей требованиям, предъявляемым к воздухонезави-симым энергоустановкам для оснащения современных НАПЛ, был сделан немецкими разработчиками на основе сравнительного анализа мирового опыта разработок ВНЭУ, а также результатов собственных опытно-экспериментальных работ по ВНЭУ на основе дизеля замкнутого цикла (ДЗЦ) и ЭХГ.

Список использованной литературы

1. Дядик А.Н., Замуков В.В., Дядик В.А. Корабельные воздухонезависимые энергетические установки. СПб.: Судостроение, 2006. 424 с.

2. Коровин Н.В. Топливные элементы и электрохимические энергоустановки. М.: Издательство МЭИ, 2005. 280 с.

3. Дядик А.Н. Анализ эффективности работы автоматизированной системы взрывоподавления в ЭУ с ЭХГ // Системы управления и обработки информации: науч.-техн. сб. / ФНПЦ «НПО «Аврора». СПБ., 2000. Вып. 2. С. 35-40.

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Дядик А.Н., Юшков А.В., 2021

348

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.