Симония А.А. к.э.н., ИВ РАН
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Активная маркетинговая политика, проводимая Россией в последнее десятилетие на мировом рынке вооружений, приносит свои результаты. В 2005 г. «Рособоронэкспорт» и предприятия ОПК приняли участие в 22 международных выставках вооружений и военной техники (ВиВТ), в том числе и в Юго-Восточной Азии. Уже в пятый раз российская делегация участвовала в международной выставке военно-морской техники «ИМДЕКС Азия -2005», проходившей в Сингапуре в мае 2005 г., в третий раз - в выставке вооружений «Ди-фенс - 2005» в ноябре 2005 г., проводимой в Бангкоке с 1985 г. под патронажем правительства и министерства обороны Таиланда и в декабре 2005 г. - в выставке вооружений «ЛИМА - 2005» в Малайзии. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что многие страны Юго-Восточной Азии либо уже приобрели продукцию военного назначения (ПВН) российского производства, либо всерьез рассматривают возможность военно-технического сотрудничества (ВТС). Основным спросом в регионе пользуется российская боевая авиация. Легкие истребители МиГ-29 эксплуатируются в Малайзии, Мьянме (а также в других странах Азии - Индии, Бангладеш, Сев. Корее), тяжелые истребители Су-27 и Су-30 - в Индонезии, во Вьетнаме, (Индии, Китае), скоро появятся в Малайзии и, возможно, в Таиланде.
По мнению независимых международных экспертов успеху истребителей российского производства на международных рынках весьма способствуют результаты показательных учебных воздушных боев, проведенных в 2005 г. истребителями ВВС Индии в ходе совместных учений с ВВС США и Сингапура.
Индийские Су-3 OK выиграли 8 из 10 поединков с истребителями F-15 ВВС США, а истребители Су-30МКИ все 10 боев с сингапурскими истребителями F-16 американского производства1. По мнению экспертов Центра анализа стратегий и технологий самолеты Су-27 и его модификации не выиграли тендер в Южной Корее и Сингапуре, так как эти страны, являясь союзниками США, выбрали американские истребители2. К 2005 г. рынок тяжелых истребителей в Юго-Восточной Азии фактически поделен между США и Россией. По прогнозам экспертов до 2010 г. экспорт Су-27/30 может составить по 24 единицы во Вьетнам, Индонезию и Таиланд. Истребители этой категории останутся востребованными на рынке как минимум на период до 2020 г. Их ресурс составляет более 20 лет и эти самолеты имеют очень большой потенциал для проведения модернизации. В то же время в период между 2010 и 2015 годами рынок выдвинет новые требования в связи с появлением американского истребителя пятого поколения F-35 JSF.
В последнее десятилетие Россия также активно работала над формированием международно-правовой основы военно-технического сотрудничества (ВТС). В Юго-Восточной Азии были заключены соглашения или договоры о ВТС с Камбоджей (14 января 1995 г.),Лаосом (19 июня 1997 г., 15 июля 2005 г.), Вьетнамом (21 октября 1998 г.), Мьянмой (18 августа 2001 г.), Индонезией (21 апреля 2003 г.), Таиландом (21 октября 2003 г.). Основой для крупномасштабного сотрудничества с Малайзией стало подписание в 1999 г. Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области обороны, оборонных технологий и оборонной промышленности и образование совместной российско-малайзийской межправительственной комиссии. Затем 5 августа 2003 г. были подписаны соглашение о двустороннем научно-техническом сотрудничестве и соглашение о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий.
В последнее время Россия стала проводить более прагматичную и гибкую политику в международной торговле военной техникой, не пытаясь более лю-
бой ценой продавать оружие за наличные деньги или по политическим мотивам. "Рособоронэкспорт" стал шире использовать такие схемы как кредит и офсет. Вообще вся система ВТС или механизмы взаимоотношений в области военно-технического сотрудничества сегодня принципиально меняются. Сейчас уже и покупатели редко идут на простые схемы поставок по системе купли-продажи, они настаивают на внесении в условия контракта различных (прямых или косвенных) офсетных программ. Как правило, это предложения по организации лицензионного производства или сборки образцов военной техники, в частности, малайзийский импорт вооружений и военной техники ориентирован на офсетные операции. Благодаря этому, российская оборонная промышленность имеет долгосрочные контракты в ключевых районах мира на весьма выгодных условиях, а с помощью крупных заказов выживают многие предприятия оборонного комплекса. Кроме того, как правило, с каждым конкретным покупателем Россия назначает цену на экспортную военную технику исходя из собственных представлений о том, сколько в реальности покупатель может заплатить. В результате одна и та же единица военной техники может продаваться по разным ценам. Выяснить хотя бы приблизительно стоимость продаваемой техники невозможно, можно говорить лишь о базовой цене. Вместе с тем, «ахиллесовой пятой» российского оборонного комплекса, работающего на экспорт, все еще является послепродажная поддержка. Об этом снова поднимал вопрос на заседании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Совете Федерации генеральный директор - генеральный конструктор РСК МиГ А.И.Федоров (наиболее компетентный специалист в этой области). Он заявил, что российский ОПК несет большие убытки в этом сегменте ВТС, теряет рынки и огромные контракты, потому что не может обеспечить нормальные конкурентоспособные предложения заказчикам, а также реализовать эти предложения. На срочные заявки, которые могут реализоваться в течение суток, максимум недели, у российской стороны уходят месяцы. Не потому, что производители не могут быст-
ро сделать запчасти, а потому что законодательная система не позволяет это сделать. «Идет уже четвертая или пятая волна реорганизации системы ВТС, но ни одна из них еще не привела к улучшению и упрощению системы выдачи лицензии и обеспечению срочных поставок», - отметил А.И.Федоров3.
За последние три года (2003-2005) общая сумма заключенных контрактов и контрактов, по которым уже произведены поставки в этот период, составила более 2,5 млрд. долл. (на Малайзию приходится 1,118 млрд., на Вьетнам - 920 млн., на Индонезию -205 млн.). Эта группа стран находилась на третьем месте по ВТС с Россией после Китая и Индии. Однако крупный пакет контрактов с Алжиром, подписанный в марте 2006 г., а также серия контрактов с Венесуэлой, подписанная в июле 2006 г. и в совокупности составившие более 10 млрд. долл., оттеснил Малайзию и ЮВА в целом на пятое место4. Возможности географического расширения рынка по поставкам ПВН в регион практически исчерпаны, хотя ведется работа с Сингапуром по тематике ПВО и с Филиппинами по военно-морской технике. Возможно, также будет заключено соглашение о ВТС с Брунеем. Но, в основном, речь теперь идет о диверсификации номенклатуры поставляемых изделий и услуг военного назначения в страны, с которыми уже осуществляется ВТС.
В июне 2005 г. Москву посетил султан Брунея Хассанал Болкиах, это был первый визит в Россию главы Брунея за всю историю отношений между двумя странами. В совместном российско-брунейском заявлении по итогам переговоров в Кремле в расширенном составе (со стороны Брунея в переговорах принимали участие министр энергетики Хаджи Яхъя, второй министр иностранных дел Лим Джок Сенг, заместитель министра обороны Ясмин Умар, командующий королевскими Вооруженными силами Халби Юсоф) была отмечена перспективность военно-технического сотрудничества. Стороны договорились укреплять взаимодействие в этой сфере, имея в виду возможное подписание в будущем соответствующих двусторонних документов. Вооружение Брунею продает, главным образом, Великобритания, но российские оружейные экспортеры
рассчитывают потеснить британцев за счет более выгодных цен и, главное, расширения номенклатуры поставок. Султана Брунея интересуют зенитноракетные комплексы и быстроходные патрульные катера. Укрепить свои вооруженные силы султана Брунея побуждают непростые отношения с соседями по региону, вызванные спорами о правах на эксплуатацию нефтегазовых месторождений на морском шельфе. Военный бюджет Брунея составляет, в среднем, 300 млн. долл. в постоянных ценах (1996-2005 гг.), военные расходы -6,6% от ВВП (1996-2004 гг)5. Численный состав вооруженных сил 5000 человек. Стороны также обсуждали вопросы привлечения инвестиций брунейского капитала в российский нефтегазовый сектор и в российские проекты в третьих странах. По словам султана Брунея, состоялась очень откровенная и полезная дискуссия по всему комплексу вопросов, в том числе по таким, как военнотехническое сотрудничество, нефтегазовая отрасль, высокие технологии6. Конкретно султана Брунея в Москве интересовали технологии геологоразведки и нефтедобычи, а также новейшие вооружения для брунейского спецназа. В ходе визита султан посетил Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИточмаш) в Климовске, где ознакомился со стрелковым оружием для специальных подразделений и апробировал на полигоне новейший российский пистолет «Гюрза», позднее такой пистолет преподнесли султану Брунея в подарок, выполненный в специальном оформлении7. После поездки в Россию султан Болкиах дал указание своим военным специалистам тщательно изучить продукцию ЦНИИточмаша на предмет возможной закупки партии оружия, в том числе уникальных автоматов и пистолетов для подводной стрельбы. На очередной международной выставке вооружений и военной техники «ДСА -2006», состоявшейся в апреле 2006 г., в которой Россия приняла участие уже в 10-й раз, в первый же день работы выставки стенд ЦНИИ посетила военная делегация Брунея во главе с заместителем министра обороны Яс-мином Умаром. Военные ознакомились с техническими характеристиками пистолета «Гюрза» и других образцов оружия для специальных подразделений.
«Рособоронэкспорт» за последние четыре года значительно увеличил экспорт спецоружия и специальных технических средств для антитеррористических подразделений и сил спецназа зарубежных стран. Два года назад (2003 г.) объем экспорта спецтехники составил около 1% от общего объема поставок ПВН по линии «Рособоронэкспорта» в зарубежные страны. По итогам 2005 г. он увеличился до 1,5% и составил около 60-70 млн. долл., что говорит о том, что Россия заняла достойную нишу в этом секторе вооружений на мировом рынке. Если в 2002 г. «Рособоронэкспорт» поставлял спецоружие и спецсредства в 30 стран, то в 2004 г. - уже в 50 стран. Сейчас российское спецоружие поставляется практически во все страны ЮВА, а также в большинство стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Всего в России производится более 1000 специальных видов оружия и технических средств, причем некоторые его образцы не только не уступают зарубежным видам спецоружия, но иногда не имеют аналогов за рубежом. Автомат для подводной стрельбы (АПС), которым заинтересовались военные Брунея, кроме России не производят нигде. Заявки на этот вид оружия поступают из многих стран. Только в России производится пистолет для бесшумной стрельбы (ПСС), который не имеет насадки-глушителя8.
В апреле 2006 г. Москву посетила делегация Мьянмы во главе с заместителем председателя Государственного совета мира и развития генералом Маун Эйем. Как и в случае с Брунеем, это был тоже первый в истории российско-бирманских отношений визит такого уровня. Главными темами переговоров между двумя сторонами стали укрепление сотрудничества в военнотехнической области и допуск России к разработке углеводородных месторождений в Мьянме. Бирманская сторона заинтересована в российской помощи по созданию национальной системы ПВО на основе зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Тор-М1 и Бук-М1-2, с которыми военная делегация Мьянмы ознакомилась на международных выставках вооружений в Малайзии и Таиланде. Также продолжились переговоры о поставках дополнительной партии истребителей МиГ-29, о подготовке кадров в российских военных училищах, о строительстве
Россией двух заводов по ремонту и модернизации авиатехники российского производства9. По итогам визита был подписан меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству в нефтяном секторе между российским ОАО «Зарубежнефть» и министерством энергетики Мьянмы. "Рособоронэкспорт” готовит конкретные контракты по линии ВТС10. Мьянма стремится укрепить свою обороноспособность, так как, будучи причислена к «оси зла» вместе с Белоруссией и Северной Кореей и рассматриваемая США в качестве "оплота тирании в Юго-Восточной Азии", опасается американской агрессии. В целях безопасности в ноябре 2005 г. столица Мьянмы была перенесена из прибрежного и открытого внешнему миру Янгона (Рангуна) на 200 миль севернее вглубь страны, в район города .Пьинмана. Выбор города объясняется его стратегическим положением, он находится в долине реки Ситаун, со всех сторон окруженной горами и непроходимыми джунглями в стороне от главной дороги, связывающей Янгон и Мандалай. Вся зона закрыта и охраняется с помощью зенитных ракет, а все сельские жители были выселены оттуда за полтора года до перевода столицы. Для иностранцев первой возможностью ознакомиться с таинственным городом в джунглях, ставшим столицей лишь несколько месяцев назад, был ежегодный военный парад, проведенный по случаю главного праздника вооруженных сил Мьянмы Дня армии 27 марта 2006г.
Единственной крупной поставкой в регион в 2005 г. стала передача Вьетнаму концерном ПВО «Алмаз - Антей» двух дивизионов зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300 ПМУ по контракту от 2003 г., а также двух ракетных катеров «Молния» и четырех вертолетов Ми-171. Всего на 300 млн. долл. Безусловно, Вьетнам был и остается заметным звеном рынка ВиВТ в Юго-Восточной Азии. Именно во многом за счет военных поставок во Вьетнам Россия смогла совершить прорыв в этот регион. Закупки Вьетнамом российского оружия очевидно стимулируют рост интереса к нему у других стран Юго-Восточной Азии. Первые в регионе Су-27 приобрел Вьетнам еще в 1995 - 1998 гг. Поставки С-300 во Вьетнам стали хорошей рекламой для российских ЗРС, несмотря на ши-
рокую известность комплекса С-300, Вьетнам стал всего лишь третьей страной, куда поставляются эти уникальные зенитные системы. До этого их смогли закупить только Китай и Кипр и расширение географии поставок - это крупный успех «Рособоронэкспорта». По мнению российских военных экспертов, комплекс класса С-300 нужен всем, кто хочет построить серьезную ПВО, а Вьетнаму он поможет в сдерживании любых потенциальных угроз. В настоящее время обсуждается возможность контрактов на поставку Вьетнаму еще двух ЗРС С-300 и новой партии вертолетов Ми-171. Представители российского ОПК надеются на то, что после принятия на вооружение вьетнамских войск ПВО систем С-300 ПМУ1, к ним начнут внимательно присматриваться и другие страны региона. В области морских вооружений Вьетнам также остается основным покупателем российской техники. В настоящее время идет выполнение подписанного в 2003 г. контракта на 120 млн. долл. о поставке двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния» с ракетным ударным комплексом «Уран-Э» и организации лицензионной сборки во Вьетнаме еще восьми таких катеров. Поставочный контракт выполняет Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения, срок выполнения - 2007 г. В начале января 2006 г. «Рособоронэкспорт» подписал с Министерством обороны СРВ контракт на достройку и поставку двух фрегатов проекта 11661 «Гепард» Зеленодольского судостроительного завода в Татарстане. Причем вьетнамская сторона выразила готовность организовать строительство еще двух аналогичных кораблей на верфях в Хошимине. Одновременно стороны заключили контракт на поставку новейшего берегового противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) «Бастион», оснащенного сверхзвуковыми ракетами «Яхонт»0. Общая сумма двух сделок составляет 300 млн. долл. В эту сумму не включена стоимость вооружения двух фрегатов. Это первая экспортная поставка широко рекламировавшегося на выставках «Бастиона», при этом российские вооруженные силы оснащены пока менее современными береговыми ПКРК11. Вьетнам является также основным партнером России в регионе в области военной автомобильной техники. В 2002 г. во Вьетнаме было
открыто сборочное производство Ульяновского автомобильного завода. Затри последних года в эту страну, в основном по заказу министерства обороны, было поставлено 1570 автомобилей УАЗ и 1196 машинокомплектов. В 2004 г. ОАО «Автомобильный завод «Урал» (г. Миасс) открыл совместное сборочное предприятие в г. Шонтэй. В качестве вьетнамского партнера выступает министерство обороны. Сборка автомобилей осуществляется на производственных площадях военного авторемонтного завода из машинокомплектов, поставляемых автозаводом «Урал». Производственная мощность СП в Шонтэй - 500 автомобилей в год, с возможностью удвоения этого показателя. В перспективе автозавод «Урал» намерен организовать во Вьетнаме производство ряда узлов и агрегатов. К началу 2006 г. были собраны первые 10 грузовиков для передачи Вьетнамской народной армии. ОАО «КАМАЗ» планирует расширить поставки своей продукции на рынки стран Юго-Восточной Азии. Осенью 2004 г. «КАМАЗ» подписал лицензионное соглашение о сборке грузовиков во Вьетнаме с корпорацией «Винакоал», было открыто совместное сборочное предприятие в Камфа (северо-восточная провинция Куангнинь). По итогам года было принято решение открыть второе сборочное предприятие «КАМАЗа» в Чулае в рамах соглашения между Камским автозаводом и вьетнамской корпорацией «Винакоал», предусматривающего сборку до 5 тысяч грузовиков в год. В связи с этим, «КАМАЗ» планирует расширить число стран, в которые будет экспортироваться продукция компании12.
Опыт последних двух лет после смены политического руководства в Малайзии показал, что курс в направлении развития сотрудничества с Россией по всем направлениям, в том числе в сфере ВТС, остался неизменным. По контракту от 2003 г. планировалась поставка истребителей Су-ЗОМКМ партиями по шесть единиц в год в течение 2006-2008 гг. Однако, первая фаза проекта, которая должна была начаться в январе 2006 г., была отложена на 9-10 месяцев из-за задержки поставок комплектации бортового радиоэлектронного оборудо-
вания (БРЭО) французской фирмой Талес. Су-ЗОМКМ отличается от базовой модели, сделанной по заказу Индии, составом БРЭО и вооружения. Стоимость французской бортовой системы составляет 15% от цены продукции по контракту. Поставки истребителей Су-ЗОМКМ в Малайзию начнутся в марте 2007 г., и до конца 2006 г. должны состояться передача технической документации и первые поставки технического оборудования. Малайзийские ВВС заказали не только самолеты с бортовым вооружением, но и систему логистического обеспечения, средства обучения летного состава и сервисно-технический центр для обслуживания истребителей. Перед малайзийскими ВВС остро стоит проблема подготовки летного состава, особенно в связи с предстоящей поставкой истребителей Су-ЗОМКМ. Проводя активную маркетинговую политику по продвижению на рынок Юго-Восточной Азии учебно-боевого самолета Як-130 (совместный продукт корпорации «Иркут» и ОКБ им. Яковлева), было принято решение снять с программы летных испытаний один Як-130 и представить его на оружейной выставке ЛИМА-2005. Як-130УБС стал «звездой» международного авиационного и морского салона, в ходе выставки с самолетом ознакомились все высшие руководители министерства обороны и ВВС Малайзии. Главным результатом показа стало решение малайзийской стороны включить Як-
13 0УБС в тендер ВВС Малайзии на закупку партии учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. Тендер будет объявлен в 2006 г., шансы Як-130 на победу оцениваются как высокие. Преимуществом Як-130УБС является возможность его использования для обучения навыкам пилотирования не только российских самолетов поколения 4+, но и машин западного производства. Успешному продвижению Як-130 УБС на международный рынок способствует тот факт, что он будет принят на вооружение ВВС России. Демонстрационные полеты Як-130 в Лангкави одновременно стали испытанием самолета в условиях влажного тропического климата, что крайне важно для его достойного позиционирования в предстоящем малайзийском тендере. Кроме Малайзии, интерес к Як-130 был проявлен со стороны других стран региона. С этой машиной оз-
накомились более десятка делегаций из стран Юго-Восточной Азии на уровне министров обороны, заместителей министров обороны и главнокомандующих ВВС. По мнению представителей «Рособоронэкспорта», перспективы по продвижению Як-130 есть не только в Малайзии, но и в Индонезии, Таиланде, во Вьетнаме и других странах региона. Приобретение Як-130 выгодно и тем странам, которые по финансовым соображениям не могут себе позволить одновременно и учебно-тренировочные, и боевые машины. В таком случае решаются сразу две задачи - обучение персонала и использование Як-130 в качестве боевого самолета13.
Космическая тематика является относительно новым направлением двустороннего сотрудничества между Россией и Малайзией. В этой сфере разрабатывается совместная долгосрочная программа, которая включает, в том числе, подготовку и полет в космос в октябре 2007 г. первого малайзийского космонавта, который отправится на Международную космическую станцию на борту российского корабля «Союз». Эта программа реализуется в качестве офсетной по контракту на поставку самолетов Су-ЗОМКМ.
Между тем, следует отметить, что в 2005 г. "Рособоронэкспорту” в Юго-Восточной Азии не везло. Не было заключено ни одного контракта. Из-за разрушительного цунами в декабре 2004 г. некоторые страны региона были вынуждены урезать свои военные бюджеты. Это привело к тому, что уже готовые к подписанию контракты с Индонезией и Таиландом на общую сумму более 1 млрд. долл. пришлось отложить на неопределенный срок.
Таиланд занимает особое место во всем спектре сотрудничества со странами региона. До 90-х годов в вопросах вооружений эта страна ориентировалась на США (входила в число 15 стран - основных покупателей американской военной техники). Визит в Россию премьер-министра Таиланда в октябре 2002 г., последующий визит в Таиланд президента РФ в октябре 2003 г. и создание правовой базы для двустороннего военно-технического сотрудничества прида-
ли импульс российско-таиландскому ВТС. Бангкок проявил большой интерес к самолетам Сухого. По мнению экспертов, ВВС Таиланда имеют потребность в закупках до 24 истребителей класса Су-27/Су-30. За последние два года было проведено несколько раундов переговоров, в 2005 г. Россию посетили военные делегации Таиланда, чрезвычайный и полномочный посол Королевства Таиланд совершил поездки на иркутский и улан-удэнский авиационные заводы, чтобы на местах ознакомиться с производством и образцами военной авиатехники. На первом этапе предполагается закупка до шести истребителей Су-ЗОМК с поставкой в 2007-2008 гг. на сумму около 250 млн. долл. Контракт должен был быть подписан в 2006 г., однако США оказывают активное сопротивление заключению этого контракта. Для достижения успеха, видимо, необходима консолидация всех внешнеполитических усилий страны, а не только "Рособоронэкспорта". И все же в 2005 г. удалось урегулировать проблему между двумя странами, над которой велась работа в последние десять лет. По состоянию на конец 2005 г. стороны вышли на финальный этап переговоров об урегулировании вопроса о государственном долге СССР Таиланду. Задолженность образовалась в результате поставок риса бывшему СССР в самом начале 1990-х годов. После распада Советского Союза выплаты прекратились и на 1 января 1995 г. задолженность составляла 57,6 млн. долл.14, затем сумма долга доросла до 70 млн. долл. Еще в 1994 г. было заключено соглашение о реструктуризации российского долга, однако проблема оставалась неурегулированной. Во время визита в Таиланд министра экономики А.Кудрина в сентябре 2003 г. таиландская сторона согласилась списать пени и штрафы, и сумма долга сократилась до 36,5 млн. долл. В следующие годы велись переговоры о поставках авиатехники в счет уплаты государственного долга. В июле 2005 г. во время визита в Москву военной делегации во главе с главкомом сухопутных войск была достигнута договоренность и согласованы детали сделки о предоставлении в скором времени четырех российских многофункциональных вертолетов Ми-17
в счет погашения российского долга за поставки риса. Задолженность будет списана после передачи машин таиландской стороне15.
Что касается Индонезии, то президент Сусило Бамбанг Юдхойоно объявил одним из государственных приоритетов укрепление обороноспособности страны. Стремление проводить независимую политику, в том числе и в военнотехнической сфере, побуждает индонезийское руководство диверсифицировать источники получения современных технологий и видов вооружений. В частности, в будущем Индонезия намерена создать собственную промышленность по производству продукции военного назначения, в том числе организовать совместное и лицензионное производство современных видов оружия с помощью России. С целью дальнейшего развития и укрепления российско-индонезийских отношений в целом и реализации взаимовыгодных проектов в военнотехнической области стороны договорились об учреждении межправительственной комиссии по ВТС. Эта комиссия создана для налаживания прямых связей между покупателями российской военной техники в Индонезии и производителями в регионах РФ, чтобы снизить затраты на ее приобретение. Первое заседание комиссии прошло в Москве в декабре 2005 г. в рамках рабочего визита в Россию индонезийской военной делегации во главе с заместителем министра обороны Республики Индонезия. В ходе заседания была достигнута договоренность о рассмотрении поставки в Индонезию нескольких истребителей Су и ракетного вооружения к ним, Москва также предложила Джакарте, помимо традиционной схемы оплаты бартером, кредиты для закупок военной техники. В июне 2006 г. индонезийская сторона подтвердила свою готовность продолжить закупки российской авиатехники на условиях предоставления ей торгового кредита. Речь шла о самолетах Су-27СК и Су-30МК. Общая сумма кредита оценивается в 1 млрд. долл. Средства из него будут выделяться в течение пяти лет по 200 млн. долл. ежегодно16. Заседание комиссии происходило на фоне еще существующего эмбарго США. Поскольку вплоть до ноября 2005 г. США продолжали придерживаться двойственного мнения в вопросе об отмене
эмбарго, руководство Индонезии сочло правильным активизировать двусторонние отношения с Россией. Не исключено, что сближение с Россией ускорило отмену эмбарго со стороны США. Отмена многолетнего эмбарго может означать, что американские производители военной техники стали опасаться потери одного из крупнейших рынков вооружений. В ноябре 2005 г. США объявили о намерении возобновить программу финансовой помощи в военной сфере FMF в отношении Индонезии, что будет способствовать экспортным поставкам в Индонезию после 13-летнего запрета. Это стало еще одним шагом на пути нормализации отношений между США и Индонезией после того, как в феврале Вашингтон принял решение о возобновлении Международной программы военного обучения и образования (IMET), а в мае 2005 г. возобновил программу финансирования закупок вооружений иностранными государствами (FMS) в области «нелетального» (несмертельного) оружия. В заявлении госдепартамента США говорится, что администрация Буша считает отношения между США и Индонезией «крайне важными». Как сообщил представитель госдепартамента США Син Маккормак, возобновив программу FMF, США смогут помочь Индонезии в модернизации ее вооруженных сил, а также оказать поддержку в решении задач безопасности, стоящих перед двумя странами, включая борьбу с терроризмом и стихийными бедствиями и защиту приморских районов. Уже в марте Индонезию посетила госсекретарь США Кондолиза Райс с двухдневным визитом. Она объявила о стремлении Вашингтона расширить «стратегическое партнерство» с Индонезией и призвала к «полному реформированию» индонезийских вооруженных сил. По ее словам, в 2007 г. размер американской военной помощи Индонезии на эти и другие цели, по предложению администрации Буша, возрастет до 6,5 млн. долл. (в 2006 г. она составляла 1 млн. долл.). А в июне 2006 г. в Индонезию с однодневным визитом прибыл глава МО США Дональд Рамсфельд. В ходе переговоров обсуждался вопрос и о полномасштабном восстановлении двустороннего сотрудничества по ВТС, в частности о восстановлении контрактов на поставку индонезийским ВВС запасных частей, двига-
телей и авионики для истребителей Р-16, А-4 и Р-5. Индонезийское руководство поставило вопрос о приобретении в США еще двух Т-16 и одного УТС Хоук. Индонезийское правительство также планирует обратиться в Вашингтон с просьбой вернуть ВиВТ, которые уже были закуплены, но остаются в США и других странах. В частности, в США находится с 1999 г. индонезийский истребитель Р-5, на котором требовалось отремонтировать крыло. Индонезия также оплатила ряд сделок по закупке запасных частей для истребителей Р-5, Р-16, Хоук-109 и А-4. Однако запчасти задержаны в США, Великобритании, Бельгии, Новой Зеландии, Бразилии, Южной Корее, Малайзии и Сингапуре. Во время визита планировалось также подписать контракт об обучении группы офицеров индонезийского спецназа на одной из баз США в Гонолулу. Вскоре после отмены эмбарго генеральный директор Управления по планированию военных закупок Министерства Обороны (МО) Индонезии контр-адмирал Ювенди сообщил, что МО и штаб-квартиры СВ, ВВС и ВМС Индонезии пересмотрели планы по закупкам вооружений после снятия эмбарго со стороны США. У индонезийских СВ и ВМС есть предложения по закупке военного оборудования в США. СВ, в частности, предлагают приобрети запасные части и вооружения для танков и БМП, а ВМС - ракеты «Гарпун» для своих боевых кораблей. Снятие эмбарго позволит вооруженным силам Индонезии восстановить имеющуюся в стране военную технику американского производства, при этом США могут предложить более выгодные условия кредитования по сравнению с российскими предложениями. В то же время МО Индонезии рассматривало вопрос закупки вооружений для оснащения истребителей Су, которые пока еще не состоят на вооружении ВВС страны. По словам контр-адмирала Ювенди, вооружение, которое будет закупаться в России, включает крылатые ракеты, ракеты средней и малой дальности17.
Запрет США на поставки ВиВТ в Индонезию, причиной которого стало нарушение прав человека, серьезно повлиял на индонезийские вооруженные силы, снизил ее обороноспособность. Из 34 самолетов, приобретенных в свое
время в США, только пять сохранили свою полетопригодность, что вынудило Джакарту искать других поставщиков. Чтобы ослабить свою зависимость от США, Индонезия рассматривает в качестве альтернативных поставщиков вооружений Китай. Индию, Францию, Польшу, Чехию и Россию. Эта тенденция вряд ли изменится, несмотря на изменение политики США. В русло этой стратегии входит и продолжение программы закупки истребителей Су.
Практически все страны Юго-Восточной Азии приобретают российское оружие, признавая его более эффективным в действии и более приемлемым по соотношению «цена-качество», чем западные аналоги. От закупок российской военной техники пока отказываются только государства с четко выраженной прозападной ориентацией. Но даже они иногда бывают не в силах противостоять притягательности российских предложений по отдельным видам вооружений. Рост конкуренции, обострение ряда нерешенных взаимных территориально-экономических претензий заставляет страны ЮВА уделять все большее внимание модернизации национальных вооруженных сил и развития национальной оборонной промышленности. Тенденции развития политической ситуации в мировом сообществе диктуют необходимость диверсификации источников вооружений и оборонных технологий. В такой ситуации значительно возрастают возможности России выступать в качестве одного из основных партнеров по военно-техническому сотрудничеству для стран Юго-Восточной Азии.
1 AviaPort.ru. 05.02.06
2 Ведомости, М.,2.05.2006
3 Аналитический вестник Совета Федерации, М., 2005, № 19, С. 16-19
4 Решение Алжира о закупке 28 истребителей Су-ЗОМК знаменательно тем, что это первый контракт на экспорт Су-ЗОМК за пределами Южной и Юго-
Восточной Азии. Такое расширение географии весьма полезно для дальнейшего продвижения тяжелых истребителей на внешний рынок.
5 SIPRI Yearbook 2006. Armaments, Disarmament and International Security, Stockholm International Peace research Institute, Oxford University Press 2006, C.339, 346.
6 Коммерсантъ, M, 07.06.2005; APMC-TACC, 07.06.2005.
7 CPI "Гюрза" - 9-мм самозарядный пистолет для борьбы с террористами
превосходит все имеющиеся в мире средства ближнего боя по точности и скорострельности. На дальности до 100 м пробивает бронежилеты 2 уровня защиты или стальной лист толщиной 4 мм. Конструкция и внешняя компоновка пистолета обеспечивает готовность к стрельбе, как с одной, так и с двух рук, его скрытое ношение.
8 АРМС-ТАСС, 27.07.2005; Время новостей, 28.07.2005
9 О ВТС России с Мьянмой см. Симония А.А. "Российский военный экс-порт в страны Юго-Восточной Азии". - В: Юго-Восточная Азия. Материалы международного конгресса востоковедов. Москва 16-21 августа 2004 г.. М.,2005, С.209-210
10 Коммерсантъ,04.04.2006
п Ведомости, 17.01.2006
12 АРМС-ТАСС, 08.09.2005; 17.01; 22.02.2006
13Уже подписан контракт с Алжиром на поставку 16 Як-130УБС. До 2012 г. потенциальный спрос в мире на эти машины оценивается в 700 единиц.
14 В.П.Лященко, Торговля оружием в России: некоторые вопросы организации и экономики, М., 2001, С.114 (Приложение 2).
15 АРМС-ТАСС, 04.07.2005; 22.02.2006
16 Кредитование военных поставок - относительно новая форма ВТС для современной России. Во времена СССР почти все ВиВТ, поставлявшееся в тре-
тий мир, продавалось в кредит. Из-за этого и образовались многомиллиардные долги Ирака, Сирии, Эфиопии и других стран, поэтому российский ОПК относится к этой форме настороженно. Однако эта форма широко распространена в мире. Четверть поставок американского оружия покрывается по программе РМР за счет предоставления кредитов. Россия пока заключила два подобных контракта - с Иорданией и Перу.
17 См. АРМС-ТАСС, 19.09.2005; 11,19.11.2005; 16.12.2005;
15.03,06.06.2006