Научная статья на тему 'Перспективы развития внешнеторговой деятельности СевероЗападного федерального округа'

Перспективы развития внешнеторговой деятельности СевероЗападного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшакова В.А.

В настоящее время, в период введения против Российской Федерации торгово-экономических санкций, которые направлены в первую очередь на реализацию политики сдерживания страны в технологическом развитии, перед промышленностью стоит задача проведения нового этапа индустриализации с опорой на собственные силы. Но внутренний рынок страны, для обеспечения окупаемости высокотехнологичных производств мал, в связи с этим возникает потребность в расширении внешнеторговой деятельности с другими странами. В настоящей статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления перспектив развития внешнеторговой деятельности Cеверо-Западного федерального округа, рассмотрен внешнеторговый оборот Cеверо-Западного федерального округа, особенности таможенного оформления грузов, возможности таможенного оформления из Большого порта Санкт-Петербург без перемещения. Проведен анализ возможных путей развития Cеверо-Западного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меньшакова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития внешнеторговой деятельности СевероЗападного федерального округа»

Перспективы развития внешнеторговой деятельности Северо-Западного федерального округа

Меньшакова Виктория Александровна,

аспирант, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, victory_menshakova@mail.ru

В настоящее время, в период введения против Российской Федерации торгово-экономических санкций, которые направлены в первую очередь на реализацию политики сдерживания страны в технологическом развитии, перед промышленностью стоит задача проведения нового этапа индустриализации с опорой на собственные силы. Но внутренний рынок страны, для обеспечения окупаемости высокотехнологичных производств мал, в связи с этим возникает потребность в расширении внешнеторговой деятельности с другими странами. В настоящей статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления перспектив развития внешнеторговой деятельности Cеверо-Западного федерального округа, рассмотрен внешнеторговый оборот Cеверо-Западного федерального округа, особенности таможенного оформления грузов, возможности таможенного оформления из Большого порта Санкт-Петербург без перемещения. Проведен анализ возможных путей развития Cеверо-Западного федерального округа.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, перспективы развития торговли, северо-западный федеральный округ, инновационное развитие, новая модернизация.

о>

о

см

<£> О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Развитие института реализации региональной экономической политики на уровне субъекта Российской Федерации в целом, и по отношению к развитию внешнеторговых отношений в части реализации промышленного потенциала во много определяется уровнем развития инфраструктуры обеспечения внешнеэкономической деятельности. В этих условиях, весьма значимым направлением исследования является методологическое обеспечение формирования механизма деятельности отраслей промышленности, обладающих потенциалом по наращиванию производства с целью импортозамещения за счет оценки состояния институциональной среды и инфраструктурных условий внешней торговли, основанный на применении органами исполнительной власти методов теории региональных рынков при организации и управлении импортными поставками, а

также способствующий повышению темпов соци-

1

ально-экономического развития региона .

Механизм развития инфраструктуры внешнеторговой деятельности промышленного комплекса предполагает комплексную и объективную оценку состояния и динамики развития институциональной среды и инфраструктурных условий внешней торговли в регионе, которую проводят подразделения региональных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Указанная оценка основывается на применении методов теории региональных рынков, которые в данном случае используются при организации и управлении импортными поставками путем создания соответствующей институциональной среды и инфраструктурных условий. При этом результаты исследования региональных рынков развития инфраструктуры внешнеторговой деятельности промышленного комплекса ориентированы на повышение темпов социально-экономического развития региона.

В этих условиях весьма значимо определять исследовать возможности применения методов теории исследования внутренних и внешних региональных рынков для понимания вопроса на сколько позитивно они повлияют на госрегулирования внешнеторговой деятельности и на этом основании разработать и предложить некоторое количество рекомендаций по организации соот-

1 Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты //Экономика региона. -2015. - №3. - С. 160-172

ветствующих структур (подразделений) в специализированных отраслевых ведомствах (министерствах) РФ и органах управления внешнеторговой деятельностью применительно к уровню субъектов России, описать главные задачи и основные функции указанных подразделений.

Таблица 1

Эффективность применения организационно-управленческих и технологический ресурсов в области реализации внешнеторговой деятельности промышленного комплекса СЗФО

Сильные стороны О Слабые стороны О

• достаточный уровень внешнего имиджа занятых на производстве 4,2 отсутствие ориентированных на решение проблем отрасли инструментов региональной экономической политики 4.1

• достаточный уровень деловой репутации занятых на производстве 44 • недостаточное развитие системы оценки показателей эффективности государственного регулирования на региональном уровне при осуществлении экономической политики 4.6

• высокий уровень сфор-мированности профессиональных компетенций занятых на производстве 4,4 • отсутствие института стратегического планирования экономического развития на уровне региона 4.0

• эффективность системы менеджмента 4,7 • неэффективная структура управления 3.9

• низкий уровень организационной культуры 3.9

• сформированность организационных компетенций менеджмента предприятий промышленной отрасли региона 4,6 • отсутствует комплексное методическое сопровождение управленческих процессов в компаниях 4,5

• низкий уровень разработанности и применения управленческих технологий 4.3

• высокий уровень сфор-мированности профессиональных компетенций менеджмента компаний отрасли региона 4,2

• недостаточный уровень применения технологий экспортного маркетинга 4,2

• высокий уровень эффективности внешнеэкономических операций 44 недостаточный уровень применения технологий импортного маркетинга 4,2

• высокий уровень сфор-мированности коммуникативных компетенций менеджмента компаний отрасли региона 3,9 • неэффективное регулирование внешнеторговых конфликтов 4.4

• достаточно высокий уровень цифровизации деятельности компании и внедрения информационных технологий 4,4 • низкий уровень стимулирования труда работников и не проработанность системы их мотивации 3,7

• высокое качество кадровой политики 3,8 • неудовлетворительная подготовка кадров в сфере крое с культурных торговых отношений 3.8

• проработанность системы планирования карьеры 3,5

Следует отметить, что диагностика сильных, слабых сторон мероприятий внешней торговли РФ проводится с помощью методики SWOT-анализа, модифицированной нами с учетом особенностей внешней торговли и включающей количественные внешнеторговые показатели стра-

ны, предназначенные для сравнения их в динамике и сопоставления с аналогичными показателями других стран мира. Для количественной экспертной оценки показателей сильных и слабых сторон внешней торговли, возможностей страны в сфере внешней торговли и угроз ей выбрана единая пятибалльная шкала. Интерпретация показателей такая: оценка менее 3 балла означает низкий уровень, соответствующая интервалу- средняя, выше максимальной оценки - высокая1.

Особенности применения технологий исследования внешних региональных рынков и поддержки экспортных поставок как инструмента госрегулирования процессов внешнеторговой деятельности, в значительной степени связаны с особенностями жизненного цикла товаров, поставляемых на экспорт и спецификой международной конкуренции. Здесь, прежде всего, важно учитывать систему «мягких» потребительских факторов, которые характеризуют эстетические, гуманистические, эргономические свойства продукции2.

Главной технологией исследования внешних региональных рынков и поддержки экспортных поставок в управлении внешнеторговой деятельностью на макроуровне применительно к отраслям национальной экономики следует считать определение конкретных стран как сегментов для рынка экспорта при учете рыночной привлекательности, территориальной близости, уровня конкуренции, возможностей по минимизации системы политических рисков; с точки зрения прогноза потенциальных изменений потенциала рынков, уровня продаж, прибыли и затрат, перспектив по возврату инвестиций.

Важно также учесть специфику региональных рынков зарубежных стран, которые в совокупности являются институтом, содержащий определенный экономический механизм взаимодействия покупателей и продавцов при осуществление внешнеторговых операций. Необходимо отметить, что неотъемлемой частью данного института являются нормы, правила, регулирующие экономическое поведение ряда поставщиков, покупателей в области формирования деловых коммуникаций, при учете закономерностей развития, специфических факторов региональных рынков зарубежных стран3.

Другой важный признак исследования внешних региональных рынков и поддержки экспортных поставок промышленной продукции - это осу-

1 Пилипенко Е.В., Гринюк К.П. Принципы формирования промышленного комплекса региона в условиях смены технологических укладов : препр. /. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2013. - 84 с.

2 Макаров А.И., Пахомов А.А., Бирюкова О.В.. Поддержка экспорта высокотехнологичной продукции и развитие инновационного сектора России - М. : Дело, 2014. - 212 с.

3 Кузьбожев Э.Н., Вербиненко Е.А., Мальцева И.Ф. Прогнозирование и индикативное планирование структурной трансформации регионального экономического пространства. -Апатиты : КНЦ РАН, 2015. - 214 с.

X X О го А С.

X

го т

о

ю 6

м о

да

о

см

<в О!

О Ш

т х

<

т о х

X

ществление учета особенностей промышленной продукции, обычно здесь выделяют исследование уровня подверженности инновациям, уровня из-держкооем-кости; уровень предложения потребителям кроме основных товаров дополнительно сопутствующих товаров; изучение возможных технических сложностей по покупке разнообразной промышленной продукции; проработанность и качество дополнительных услуг, связанных с предоставлением гарантии качества по продукции, по послепродажному обслуживанию, по доставке продукции, по продлению сроков кредита, прочее; наличие комплекса процедур контрольной проверки уровня качества продукции применительно к процессам покупки данной продукции.1

Как третий признак следует рассматривать признак модификация продвижения продукции применительно к макроуровню управления внешнеторговой деятельностью. В деловой и научной литературе есть разные трактовки в отношении понятия и сути продвижения продукции.

Например, часто приводятся только отдельные функции для продвижения продукции, само же продвижение продукции в данных работах не изучается как система целостных процессов, так как действия, которые информируют и напоминают покупателям о товарах, невозможны без рационального планирования процессов продвижения, анализа рынка, целевых аудиторий,конкурентов.

Недостатком определений следует также считать отсутствие учета системы управленческих факторов, критериев (показателей) продвижения продукции. Также, продвижение продукции, прежде всего, рассматривается как вид действий, связанный с доведением информации по достоинствам продукции до возможных потенциальных потребителей. Следует отметить, что в трудах практиков маркетинга главной составляющей деятельности по продвижению выступает доведение до потребителя физических объемов произведенной продукции.

В рамках эффективного управления различными внешнеторговыми конфликтами для предприятий важно рационально использовать инструменты межкультурного взаимодействия, теории конфликтологии. Здесь, в основном следует начинать с установления с необходимой и требуемой точностью (с диагностики) причин, возможных отдельных симптомов, возможных проявлений нарастающих или затухающих внешнеторговых конфликтов.

При имплементации такой управленческой технологии необходимо предварительно определить возможные конфликты между участниками внешнеторговой деятельности, определим масштабность и ресурсоемкость конфликта; а также возможные

причины их возникновения. К причинам, определяющим возникновение внешнеторгового конфликта,

2

нами предлагает отнести следующие причины :

-недостаточный уровень согласованности, высокий уровень противоречивости сформированных институтов внешнеэкономической деятельности, в том числе законодательные;

-различные противоречивые факторы построения кросскультурных коммуникаций, которые определяют этнопсихологические и этноисторические особенности осуществления делового общения;

-наличие недобросовестной конкуренции, в том числе посредством применения демпинговых инструментов;

-неэтичное, часто неправомерное поведение различных участников внешнеторговых конфликтов;

-комплекс межличностных конфликтов между отдельными заинтересованными стороными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Кроме выявления возможных причин конфликтов, необходимо осуществлять комплекс процедур по регулированию внешнеторговых конфликтов предполагает осуществление выбора стратегии по преодолению конфликта,3.

Основываясь на положениях конфликтологии можно выявить следующие действенные стратегии, применение которых допустимо при проведении внешнеторговых операций:

- предоствращение конфликта, на основе раннего распознания и устранения причин потенциального конфликта;

- подаление конфликта, которая используются по отношению необратимых деструктивных конфликтов;

- предоставление отсрочки с точки зрения выбора временных мер, помогающих только ослабить конфликт для его последующего устранения в более благоприятных условиях;

- отрицание или замалчивание конфликта, которая при возникновении конфликта может ослабить развитие данного конфликта, однако, будет сохраняться угроза возобновления конфликта поскольку глубинные причины конфликта не были устранены;

- достижение компромисса между всеми конфликтующими странами внешнеторговых отно-

- 4

шений .

Для рационального применения всех рассмотренных технологий по управлению внешнеторговыми конфликтами важно планомерно и целенаправленно повышать уровень профессиональной ком-

1Константиниди Х.А. Стратегирование развития региональной экономической системы в условиях ускорения постиндустриальных преобразований. - М. : Спутник+, 2015. - 246 с. :

2 Институты развития региональных экономических систем: моно-зрафия / Г.В. Семенов [и др.]. - Самара: АСГАРД, 2015. - 735 с..

3 Калюжнова Н.Я. Региональный форсайт: понятие, технология, управление : монография. - Иркутск : ИГУ, 2014. - 149 с.

4 Зиядуллаев Н.С. Возможности технологической модернизации в контексте новой промышленной революции.// Человек, общество и культура в XX веке .Сборник науч. тр. по материалам Международной научно-практ. конф. В 5-ти частях. Белгород : АПНИ, 2017. С. 52-56.

петентности менеджеров, специалистов, занятых в сфере конфликтологии, в сфере кросскультур-ных коммуникаций, проводить обучить данных менеджеров и специалистов современным технологиям по проведению внешнеторговых переговоров, методам и принципам экономической дипломатии.

Процентное отношение фактического процента снижения объемов импорта в регионе к индикативному проценту снижения объемов импорта в регионе определяет результативность реализации импортозамещения в области промышленного производства. При превышении числителя над знаменателям, эффективность принимается равной 100 %1.

Таблица 2

Показатели эффективности управления внешнеторговой деятельностью промышленного комплекса региона

Показатели СЗФО

Удельный вес экспорта промышленной продукции (исключая минеральное сырье) во внешнеторговом обороте региона 18,0

Степень удовлетворенности количеством и качеством импортной продукции производственного и потребительского назначения 96,81

Степень развития и использования организационно-управленческих факторов и технологий 92,71

Удельный вес числа работников, участвующих во внешнеторговых отношениях регионального органа, обладающих сформированными коммуникативными компетенциями к общему количеству работников 72,31

Отношение сокращения объемов импорта в регионе (в процентах) к индикативному проценту снижения объемов импорта в регионе 81,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень удовлетворенности предприятий, занятых в сфере внешней торговли инструментами поддержки внешнеторговых операций 85,66

Необходимый объем дополнительной реструктуризации системы управления 10,53

Изменение внешнеторгового оборота на душу населения 109,7

Изменение доли машин и оборудования в общем объеме эксспорта 105,0

Степень удовлетворенности предприятий, занятых в сфере внешней торговли от принятых управленческих решений по регулированию внешнеторговой деятельностью в регионе определяет эффективность управленческих решений регионального органа регулирования внешнеторговой деятельностью. Предлагается показатель степень удовлетворенности от оказанной государственной услуги или от принятых управленческих решений, который рассчитывается на основе анкетирования респондентов - потребителей реализованных управленческих решений как отношение числа респондентов - потребителей удовлетворенных качеством решений к общему числу респондентов - потребителей.

Результаты анализа показали ухудшение состояние внешнеторговой деятельности в регио-

нах, несмотря на то, что наши предложения были на практике реализованы, но не оказали влияния, так как мировая политика и экономика сильнее влияют на внутренние экономические процессы.

На основе предложенных показателей важно разработать, утвердить на уровне МЭР России с одновременным проведением согласования в Минпромторге России типовой методики по комплексной оценке эффективности управления внешнеторговой деятельностью в России.

Изменение внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации в России является причиной поиска новых организационно-управленческих

решений в области повышения эффективности

2

использования ресурсов .

В этих условиях возникает потребность в реструктуризации системы управления внешнеторговой деятельностью как на уровне промышленных предприятий комплекса, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Содержание процесса реструктуризации, как правило, определена трансформацией внутренней и внешней среды комплекса и снижением конкурентоспособности промышленных предприятий. Поэтому необходимо систематически проводить работы по совершенствованию системы управления внешнеторговой деятельностью промышленного комплекса региона с целью повышения эффективности внешней торговли с учетом требований политики импортозамещения.

Анализ зарубежного и отечественного опыта реструктуризации системы управления показал, что процесс реструктуризации может быть описан тремя следующими последовательными этапами: концептуальный, предреструктуризационный и реструктуризационный этапы.

Система мониторинга и контроля эффективности совершенствования управления формированием мирохозяйственных связей промышленного комплекса региона, что в свою очередь определение необходимость внедрения информационной системы, поддерживающей разработку управленческих решений в данной области3.

В заключении можно сказать, что опыт реализации внешнеторговых операций указывает не достаточный уровень методического сопровождения использования новых организационных форм. При этом, наиболее распространенные региональные и территориальные формы преобладают в размещении производительных сил. В то же время как кластерные образования являются более эффективным инструментом для развития и регулирования внешнеторговой деятельности промышленных комплексов регионов.

X X

о

го А с.

X

го т

о

Горбунов А.П. Об импортозамещении, технологических укладах, новом креативно-инновационном способе воспроизводства, экономике новизны знаний и всеобщих универсальных преобразовательных компетенций (или как Россия способна "обогнать, не догоняя") - Пятигорск : ПГЛУ, 2014. - 64 с.

Глаголев С.Н. ,Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике

России: монография . - Белгород : БГТУ, 2015. - 275 с.

3 Поташева Г. А. Управление проектами (проектный менеджмент) : учеб. пособие /- М. : ИНФРА-М, 2017. - 224 с.

ю 6

м о

а>

о

сч

OI

О Ш

m х

<

m о х

X

Отдельным видом региональных и отраслевых промышленных кластеров должен стать рекомендуемый нами особый вид кластера, а именно - меж-страновой промышленно- торговый кластер (МПТК) - совокупность компаний осуществляющих внешнеторговую деятельности в части реализация промышленного потенциала региона, а также объекты, находящиеся с ними в прямом и косвенном взаимодействии, такие как как научные и образовательные организации, сервисные компании, находящиеся в постоянном взаимодействии в рамках финансовых, материальных и информационных потоков. Все это позволит повышать эффективность использования ресурсов, инвестиционной привлекательности участников кластера, повышения конкурентоспособности региона и страны в целом. В рамках функционирования МПТК создаются условия по решению задач по оптимизации им-портозамещения и повышения его выгодности.

Литература

1. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты //Экономика региона. - 2015. - №3. - С. 160-172

2. Глаголев С.Н. ,Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России: монография . - Белгород : БГТУ, 2015. - 275 с.

3. Горбунов А.П. Об импортозамещении, технологических укладах, новом креативно-инновационном способе воспроизводства, экономике новизны знаний и всеобщих универсальных преобразовательных компетенций (или как Россия способна "обогнать, не догоняя") - Пятигорск : ПГЛУ, 2014. - 64 с.

4. Зиядуллаев Н.С. Возможности технологической модернизации в контексте новой промышленной революции.// Человек, общество и культура в XX веке .Сборник науч. тр. по материалам Международной научно-практ. конф. В 5-ти частях. Белгород : АПНИ, 2017. С. 52-56.

5. Институты развития региональных экономических систем: монография / Г.В. Семенов [и др.]. - Самара: АСГАРД, 2015. - 735 с..

6. Калюжнова Н.Я. Региональный форсайт: понятие, технология, управление : монография. -Иркутск : ИГУ, 2014. - 149 с.

7. Константиниди Х.А. Стратегирование развития региональной экономической системы в условиях ускорения постиндустриальных преобразований. - М. : Спутник+, 2015. - 246 с. :

8. Кузьбожев Э.Н., Вербиненко Е.А., Мальцева И.Ф. Прогнозирование и индикативное планирование структурной трансформации регионального экономического пространства. - Апатиты : КНЦ РАН, 2015. - 214 с.

9. Макаров А.И., Пахомов А.А., Бирюкова О.В.. Поддержка экспорта высокотехнологичной про-

дукции и развитие инновационного сектора России - М. : Дело, 2014. - 212 с.

10.Пилипенко Е.В., Гринюк К.П. Принципы формирования промышленного комплекса региона в условиях смены технологических укладов : препр. /. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2013. - 84 с.

11.Поташева Г. А. Управление проектами (проектный менеджмент) : учеб. пособие /- М. : ИНФРА-М, 2017. - 224 с.

Prospects for the development of foreign trade activities of

the North-Western federal district Menshakova V.A.

North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Nowadays, during the period of introduction of v. Russian Federation trade and economic sanctions, which focused on the implementation of the policy of containment of the country in technological development, the industry faces the challenge a new phase of industrialization of self-reliance. But the domestic market of the country for the return on high-tech industries is small, this raises the need for increased foreign trade with other countries. In this article the author attempted to scientific analysis and critical reflection on the prospects for the development of foreign trade activities of the North-Western Federal District, the possibility of customs clearance of goods, the possibility of customs clearance from the Greater Port of St. Petersburg without translation. The analysis of possible ways of development of the North-Western Federal District.

Keywords: foreign trade, trade prospects, North Western Federal

District, innovative development, the new upgrade. References

1. Animits, EG, Animits, PE, Glumov, A.A. Import substitution in

the industrial production of the region: conceptual-theoretical and applied aspects // Economy of the region. - 2015. - №3. -p. 160-172

2. Glagolev S.N. , Moiseev V.V. Import substitution in the Russian

economy: a monograph. - Belgorod: BSTU, 2015. - 275 p.

3. Gorbunov A.P. On import substitution, technological structures,

new creative and innovative way of reproduction, the economy of the novelty of knowledge and universal universal transformative competences (or how Russia can "overtake without catching up") - Pyatigorsk: PGLU, 2014. - 64 p.

4. Ziyadullaev N.S. Possibilities of technological modernization in

the context of the new industrial revolution. / / Man, society and culture in the XX century. A collection of scientific. tr. According to the materials of the International Scientific and Practical. conf. In 5 parts. Belgorod: APNI, 2017. P. 52-56.

5. Institutes for the development of regional economic systems:

monograph / G.V. Semenov [and others]. - Samara: ASGARD, 2015. - 735 p.

6. Kalyuzhnova N.Ya. Regional foresight: concept, technology, management: monograph. - Irkutsk: ISU, 2014. - 149 p.

7. Konstantinidi Kh.A. Strategizing the development of a regional

economic system in the context of accelerating post-industrial transformations. - M.: Sputnik +, 2015. - 246 p. :

8. Kuzbozhev E.N., Verbinenko E.A., Maltseva I.F. Forecasting and indicative planning of structural transformation of the regional economic space. - Apatity: KSC RAS, 2015. - 214 p.

9. Makarov A.I., Pakhomov A.A., Biryukova O.V. Support for the

export of high-tech products and the development of the innovation sector of Russia - M.: Delo, 2014. - 212 p.

10. Pilipenko E.V., Grinyuk K.P. Principles of formation of the industrial complex of the region in the conditions of changing technological structures: prepr. /. - Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2013. - 84 p.

11. Potasheva G. А. Project management (project management): studies. allowance / - M.: INFRA-M, 2017. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.