ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА
А.А. ЯКОВЛЕВ,
кандидат экономических наук (Московский университет МВД России)
Аннотация. Раскрывается система внешнеэкономической политики России в условиях глобализации экономики. Описываются тенденции глобальной интернационализации мирового хозяйства в рамках образования зон влияния стран. Определена позиция России по глобализации. Приведены факторы, способствующие наращиванию эффекта глобализации. Показана роль ВТО в регулировании международного внешнеторгового оборота. Моделируются основные проблемы внешнеэкономической политики России на современном этапе развития и оптимизируются пути взаимодействия со странами Европейского Союза и Содружества Независимых Государств.
Ключевые слова: международные экономические отношения, глобализация; интеграционный полюс, Всемирная торговая организация, внешнеэкономическая политика, таможенный протекционизм, общее экономическое пространство, международная специализация государства, экспортное производство.
PERSPECTIVES OF RUSSIA'S EXTERNAL ECONOMIC POLICY DEVELOPMENT
IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION
A.A. YAKOVLEV,
candidate of science (economics) (Moscow university of Ministry of internal affairs, Russia)
The summary. Current article reveals Russia's actual policy in sphere of supranational economic activity within the conditions of economics' globalization. In frames of establishing countries' affection areas the trends of global internationalization are described. In addition, there is Russia's position on globalization on the whole available. Also all the factors facilitating globalization effect increase are described. More over, the WTO role concerning international external turnout is indicated.
Taking into account the above mentioned, basic troubles of Russia's present day policy dealing with supranational economics are formed. Besides, the ways interaction improvement as regards both EU states and CIS are considered.
Key words: international economic relations, globalization, integration center, World Trade Organization, external economic policy, protection in system of customs regulation, united economic area, international specialty of states, exporting activity.
Процессы глобализации, происходящие в настоящее время в современном мире, тесно связаны с системой международных экономических отношений. Ведущей тенденцией развития мирового хозяйства во второй половине XX в. — начале XXI в. стала интернационализация хозяйственной жизни.
Одна из основных тенденций глобальной (всеобщей) интернационализации мирового хозяйства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной страны или группы наиболее развитых стран. Эти группы государств становятся своеобразным центром, вокруг которого группируются другие государства, образуя интеграционные полюса. В системе существующих в современной мировой экономике взаимосвязей выделяются международное экономическое сотрудничество и интеграция, являющиеся двумя базовыми формами проявления процесса интернационализации,
т.е. так называемого размывания национальных границ.
Исторически первой формой считают международное экономическое сотрудничество, и лишь на определенном этапе развития мировой экономики сформировались условия для возникновения и развития новой формы сближения национальных экономик — интеграции. В отличие от международного экономического сотрудничества, она непосредственно воздействует на национальную экономику, изменяя ее структуру в соответствии с выбранной специализацией и обеспечивая жесткую привязанность к другим участникам.
По мере перехода от одной формы интеграции к последующей помимо очевидных преимуществ национальная экономика утрачивает самостоятельность, некую самобытность. При этом соперничество все же остается, но в итоге возможность защищать
ЭКОНОМИКА
■Ф-
свои интересы у конкретной страны утрачивается. Эти аспекты определяют противоречивый характер развития интеграционных процессов.
В то же время экономическая интеграция позволяет стране добиться успехов и обеспечить экономический рост (при условии, что ей удается реализовать свои национальные конкурентные преимущества). На экономическую интеграцию влияют два фактора — научно-техническое развитие и транснациональные корпорации.
Региональная интеграция проходит на двух уровнях: либо на уровне отдельных компаний, которые вступают в межинтеграционный процесс между собой, либо на межгосударственном уровне, когда государства способствуют слиянию труда и капитала в пределах того или иного интеграционного полюса.
Свое полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. У этих стран есть взаимные экономические интересы и, кроме того, они объединились, чтобы противостоять мощи США, с одной стороны, и Советскому Союзу — с другой. А для нашей страны сейчас, когда распался Советский Союз и экономика находится в несбалансированном состоянии, опыт объединения стран Западной Европы важен. Ситуация, связанная с последствиями глобального экономического кризиса, подтверждает, что традиционные методы управления экономическими процессами не всегда рассматриваются как адекватные. Фактор глобализации играет далеко не последнюю роль.
Глобализация автоматически переходит из экономического термина, означающего наднациональное функционирование экономики и финансов, в особую теорию, определяющую концепцию базовых контуров развития стран мира в рамках системы преобразований цивилизационного характера. Рациональный путь — не исключать национальные интересы в концепции построения глобальных наднациональных экономических и финансовых институтов.
«В основе позиции России по глобализации должны быть следующие принципы:
® глубокая аналитическая и прогностическая оценка процесса (знать положительные и отрицательные стороны процесса, не преувеличивая ни те, ни другие);
активное участие в международных организациях, которые стоят во главе глобализации; ® инициативы России (в создании ТНК, повышении роли России в международных организациях, особенно в финансово-экономическом блоке);
опережающие действия по созданию новых технологий;
® безопасность»1.
С объективной точки зрения, для современной России глобализация не несет много преимуществ, хотя к ним можно отнести компьютеризацию государства и оптимизацию системы торговли. Однако существу-
ет большая доля вероятности того, что России грозят массовый отток капитала, нарастание государственного долга, неуравновешенность валютного курса и др. Конечно, глобальные инвестиционные проекты способствуют стабилизации позиции государства в экономическом аспекте.
Одним из примеров организаций, способствующих наращиванию эффекта глобализации, является Всемирная торговая организация (ВТО). Без сомнения, ВТО играет одну из ключевых ролей в регулировании международного внешнеторгового оборота. Вопрос о необходимости вхождения России в ВТО нельзя считать однозначным. Конечно, вступление в ВТО можно связывать с предпосылкой укрепления рыночных отношений и формирования конкурентной среды в России. Положительное решение вопроса предоставляет возможность противостоять применению на внешнем рынке антидемпинговых пошлин в отношении российских экспортеров.
Может быть применена процедура рассмотрения споров в рамках ВТО. Хотя режим наибольшего благоприятствования, действующий в рамках ВТО, применяется к России на основании двусторонних соглашений. Договорная практика России в торговых отношениях с другими странами в большинстве случаев исходит из принципа наибольшего благоприятствования и к применению национального режима в области торговли относится отрицательно, что объясняется объективными причинами. Тем не менее, безболезненного вступления России в ВТО быть не может: увеличение импорта автоматически усиливает кризис в проблемных отраслях экономики, требующих постоянной государственной поддержки (машиностроение, сельское хозяйство, химическая промышленность).
Согласно требованиям ВТО, вмешательство государства в рыночные процессы должно быть минимальным. Это противоречит мерам, закрепленным в отечественном законодательстве, направленным на поддержание цен производителей (они составляют основу ряда приоритетных национальных проектов). Для России исключений не будет, хотя в условиях кризиса мы наблюдаем усиленную поддержку ряда секторов экономики в странах Европы (Франция, Германия и др.), что, однако, не сказывается на участии этих стран в ВТО.
России следует в ближайшее время создать эффективную программу защиты отраслей экономики от иностранной конкуренции, чему должна способствовать система оптимизации экспортно-импортных операций в национальных масштабах. Сегодняшняя Россия, будучи де-факто страной с переходной экономикой, вывозит капитала больше, чем ввозит. При этом неэкспортноориентированные отрасли экономики испытывают нехватку средств для финансирования инвестиций, причем уклон делается в пользу вывоза капитала в непроизводительной форме. Про-
блемой является отсутствие сформированных полноценных рынков факторов производства, сопровождаемых созданием систем кредитования, страхования и др.
Вовлеченность отдельных регионов нашей страны во внешнеторговые связи неравномерна. Присоединение к ВТО скажется на импортозависимых субъектах Федерации. Значительная часть проблем в комплексе защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках действия правил ВТО связана с невозможностью работы большей их части в реальной конкурентной среде.
Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему современных паритетных международных экономических отношений. Сейчас сформированы предпосылки для постепенного перехода к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию, активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.
Основные проблемы внешнеэкономической политики России:
слабо диверсифицированная структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
недостаточное участие российских компаний в международном разделении труда;
низкий уровень прозрачности и высокие трансак-ционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования.
Согласно Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р, основными целями политики нашего государства в области внешнеэкономических отношений являются повышение конкурентоспособности российских компаний, снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности, участие в определении правил международной торговли и др.
Одним из аспектов развития внешнеэкономической политики России в условиях ее многовекторности следует считать необходимость учета фактора расширения Европейского Союза. В России насчитывается более 600 тыс. участников внешнеэкономической деятельности. «В результате проведения внешнеэкономической политики, направленной на развитие сотрудничества со сложившимися и нарождающимися интеграционными союзами стран дальнего зарубежья и сохранение экономически оправданных связей со странами СНГ, внешнеэкономические связи России имеют ярко выраженную трехполюсную географическую структуру: в 1997—2005 гг. на долю стран Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и постсоветских республик приходилось около 70% внешнеторгового оборота; с расширением ЕС в мае 2004 г. доля «Большой Европы» выросла до 52,1%,
а удельный вес трех региональных союзов составил в 2005 г. 83,5%»2.
Если затрагивать такую сферу, как отношения с Европейским Союзом, то в ней определены так называемые четыре совместных пространства, включая национальную и международную безопасность, экономику, образование и культуру. Европейский Союз является важнейшим торговым партнером России, причем на его долю приходится более 60% прямых иностранных инвестиций в Россию.
В настоящее время сформированы несколько сценариев развития отношений между Россией и Европейским Союзом — от конфронтации до союза. Однако с учетом отсутствия нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом любые сценарии являются модельными. Тем не менее, страны Европейского Союза следует считать базовыми партнерами нашей страны в торгово-экономической сфере.
Фактор расширения Европейского Союза (и преобразования западноевропейской интеграции в единую европейскую) требует корректировки политики России в области внешней экономики. Необходимо преодолеть негативные последствия вхождения в Европейский Союз прибалтийских государств, следует оптимизировать концепцию энергетического диалога, совершенствовать договорно-правовую базу, взаимодействовать в вопросах ВТО.
Согласно Стратегии развития отношений России с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (Хельсинки, 1999 г.), учитывая неоднозначный характер влияния расширения Европейского Союза на условия сотрудничества с ним России и ее национальные интересы, нашему государству необходимо стремиться к максимальному использованию выгод от такого расширения, включая снижение уровня таможенного протекционизма, переход к оптимальным нормам транзита при компенсации возможных негативных последствий. Значение европейского направления интеграции определяется ее системным воздействием на темпы внутренних структурных и институциональных реформ, масштабы и уровень модернизации отечественной промышленности. Сближение с Европейским Союзом должно способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности российской промышленности, ее ускоренной модернизации.
Особого внимания заслуживает гипотетическая модель формирования общего экономического пространства между Россией и Европейским Союзом. Эта модель позволит распространить на Россию действие так называемых четырех свобод, являющихся слагаемыми общего рынка, — свободы движения товаров, услуг, капитала и граждан. Это выгодно Европейскому Союзу в целях стабилизации экономической ситуации на восточных границах, а также укрепления международных позиций.
В соответствии с Концепцией общего экономического пространства оно должно способствовать стимулированию торговли и инвестиций между Россией и Европейским Союзом, а также созданию и установлению общих систем регулирования торговли. Однако это возможно при условии сближения законодательства сторон в данной сфере.
Сближение на базе норм и правил Европейского Союза для России нельзя считать приемлемым. Эта модель пока рассматривается как малореализуемая.
Еще одна грань отношений России — страны СНГ. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте России составляет около 16%. Эта доля может быть выше в случае, если удастся как развить, так и углубить взаимное сотрудничество на региональной основе. «Среди причин, которые сдерживают интеграционное сотрудничество, на первом месте стоит политика участников стран СНГ, которые порой недостаточно доверяют и друг другу, и России. Они ожидают от Запада больше того, что он собирается им дать, и предпочитают западные товары, не считаясь с собственными возможностями оплаты импорта. Сказывается также серьезное различие в уровнях реформирования хозяйственных механизмов, состоянии управления экономикой, боязнь политической и экономической зависимости от России, будущее которой для некоторых представляется не очень определенным... Тормозят дело и присущие постсоветским режимам некомпетентность в вопросах внутренней и международной экономической политики, бюрократизм, примитивный национализм. Запад усматривает в интеграционных намерениях стран СНГ возрождение имперских устремлений России и нередко пытается противодействовать сближению стран»3.
В рамках СНГ, конечно, возможны адекватные интеграционные процессы, причем в качестве при-
оритетных направлений для России можно определить формирование конкурентной среды, разработку и реализацию совместных перспективных программ и проектов, создание общего энергетического рынка, углубление производственной кооперации и т.д.
Одной из ключевых задач России в сфере внешнеторговой деятельности следует считать расширение ее международной специализации на основе сочетания в использовании природных ресурсов (с учетом фактора ограниченности) и научно-технического потенциала (главным образом в аэрокосмической сфере, в области обороны). Этому может способствовать целенаправленная политика государства, включающая в себя следующие меры:
Ф поддержание ценовой конкурентоспособности российского экспортного и импортозамещающего производств;
Ф тарифная (а возможно, что и нетарифная) защита модернизируемых отраслей, конкурентоспособных как на национальном, так и на внешнем рынках; Ф поддержка экспорта продукции машинно-технического профиля.
Расширение международной специализации России возможно при соблюдении оптимума в регулировании цен на продукцию и услуги естественных монополий, а также целенаправленном воздействии со стороны государства на валютный курс рубля.
1 Экономическая безопасность: учеб. пособие / под ред. В.А. Богомолова; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 249—250.
2 Сумароков В.Н., Сумароков Н.В. Расширение Европейского Союза и внешнеэкономические связи России. М., 2006. С. 82.
3 Там же. С. 94.
Судебная бухгалтерия
Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [А.А. Толкаченко и др.]; под ред. А.А. Толкаченко, В.И. Бо-бошко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 231 с.
Рассмотрены основы судебной бухгалтерии: предмет, метод и значение судебной бухгалтерии как учебной дисциплины, ее правовое регулирование и источники, правовые формы применения бухгалтерских познаний в юриспруденции, вопросы участия бухгалтера в качестве специалиста в производстве процессуальных действий и в проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.
Для студентов юридических и экономических специальностей вузов, аспирантов, преподавателей и работников правоохранительных органов.
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗДАНИЕ